Реферат: Проблема определения национального характера
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема определения национального характера
Глава 2. Факторы, повлиявшие на формирование японского национального характера
Глава 3. Японский национальный характер
3.1 Общеэтнические черты японского национального характера
3.2 Черты группового поведения
3.3 Черты обыденно-житейского поведения японского национального характера
Заключение
Список литературы
Введение
На нашей планете существовало и существует огромное количество разнообразных народов, наций и этносов. Основы их закладывались еще с древнейших времен. У каждого отдельно взятого народа с течением времени складываются свои, в каком-то отношении похожие, а в каком-то совершенно разные, взгляды на природу, мир, место человека в этом мире, свои социальные нормы, правила поведения, духовно-культурные ценности. Вследствие всего этого зарождаются обычаи, ритуалы, театральные представления, произведения культуры и искусства, элементы которых свойственны только определенным народам, а значит, они являются характерными чертами, с помощью которых мы разделяем в своем представлении и понимании один народ от другого. На протяжении всей истории зарождения и развития человеческого общества люди контактировали между собой. Данные контакты могли быть разного характера и порождать собой многообразие последствий. Одна взаимосвязь между народами могла поддерживаться только с одной стороны. Например, это можно проследить на большом количестве таких исторических фактов как военные завоевания с целью грабежа, поиском различных богатств, а так же присоединения территории, одних стран другими. Результаты таких отношений не возможно предсказать: могло произойти, что со временем завоеванный народ «исчезал с лица Земли», со своей культурой и обычаями; иногда элементы их культуры оставались жить и развиваться в культуре покоряющего народа; но и возможен такой результат, что завоеватели могли полностью или частично «раствориться» в культуре завоеванной нации, слиться с ее носителями и потерять самих себя, свою культуру, то есть происходил процесс аккультурации. Но в истории есть и более положительные примеры взаимодействия народов. Таковыми, например, являются установление торгово-экономических связей между странами. Люди в процессе осуществления торговли обменивались своими духовно-культурными ценностями, передавали опыт управления государством, способствовали развитию культуры в целом. Весь этот обмен, кроме торгового, мог происходить невидимо для человека, но он оставлял довольно глубокие следы в истории народа, которые более четко можно было проследить по истечению какого-либо срока времени.
Но, как известно история не стоит на месте, всегда происходит развитие, будь оно прогрессивным или даже регрессивным. Одни страны усиливаются на мировой арене, другие же могут отставать в развитии различных сфер, но неизменным остается одно, всегда будет необходимость и неизбежность отношений стран между собой. По другому дело обстоит с характером и целью данных отношений. Они могут быть дипломатическими, могут быть культурными, для того чтобы оказать культурное влияние на какую-либо страну или просто ознакомиться с чужой культурой и представить свою, могут быть военного характера и иметь основой конфликт, в результате военных действий по какому-нибудь поводу. Если говорить о последних, это злободневная тема, беспокоящая в последнее время многие страны. Ярким примером могут служить террористические акты, которые все чаще происходят в современном мире. Культурные же отношения имеют множество целей: разработка и внедрение в действие общегуманнистических и общесоциальных идеалов, ценностей, критериев; государственно-правовое и финансово-экономическое обеспечение системы производства, распространения и потребления культурных ценностей и благ (может проводится странами «развитого капитализма» в развивающихся странах); сохранение национальной специфики культуры и искусства, создание гарантий сохранения культурной микросреды и единого культурного пространства ( эта цель характерна для многонациональных государств, каким является, например, Российская Федерация). Дипломатические отношения – одни из самых распространенных в сегодняшнем мире, они могут объединять все виды других отношений. Современное состояние общества, рыночная экономика, мировая политика и многое другое ведет к тому, что государства должны вести между собой переговоры для регулирования какого-либо конфликта, выяснения ситуации или просто для поддержания дружеских отношений.
Граждане каждого государства относятся к той или иной нации, еще более часто встречаются многонациональные государства. Соотношение числа приверженцев различных наций, конечно, является неравномерным, так как наций на Земле огромное количество, а государства, где они расположены, имеют определенные размеры и четкие границы. Вот тут и возникает проблема – у каждой нации, народа или этноса в течении долгого времени слаживались свои стереотипы поведения, правила и нормы, которым они следовали, образовывался национальный характер.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что в современном мире взаимоотношения между народами просто неизбежны, а чаще даже необходимы. Но для того, чтобы более или менее успешно вести переговоры с представителями другой культуры, нужно хорошо знать их национальные предпочтения, отношение к работе и отдыху, способы ведения дел и многое другое. Если говорить о Японии, то это одна из интереснейших и загадочных стран. Страна, которая является восточной, но которую соотносят с западными странам, наравне идущая с государствами с развитой рыночной экономикой, и представляющая собой, казалось бы, соединение невозможного. В стране «Восходящего Солнца» мирно сосуществуют западные формы искусства и японский национальный театр, живопись, музыка, элементы которых развиваются до сих пор; современные технологии и японский традиционализм. Япония оказывает все большее влияние на мир, посредством усиления положения на мировом рынке, в области мировой политики, разработкой и введением в использование новых технологий, которые находят применение и в других странах, культурного влияния. В основе этих и многих других факторов лежат особенности национального характера японского народа. В последнее время все чаще проводятся официальные и неофициальные встречи между представителями власти Японии и других стран (в том числе и России). Для успешности ведения дел в различных областях: в политике, в экономике, в сфере культуры, в науке, а так же при проведении деловых сделок, например, в сфере бизнеса, необходимо учитывать особенности японского национального характера, которые могут не совпадать с особенностями национального характера других народов.
Объект курсовой работы – национальный характер, предметом является японский национальный характер. Так как цель раскрывает предмет исследования, то можно выделить такую цель – раскрыть основные составляющие японского национального характера, которые и являются характерными чертами современного поведения японцев с учетом их традиций. В данной работе можно выделить следующие задачи, реализующие цель исследования:
– попытаться определить, что такое национальный характер на основе работ авторов, занимающихся данной проблемой;
– выделить факторы, которые повлияли на формирование японского национального характера;
– выделить основные составляющие японского национального характера, которые выражают:
1. общеэтнические черты;
2. черты группового поведения японцев;
3. обыденно-житейские черты японского характера.
Глава 1. Проблема определения национального характера
Изучением национального характера и, в частности, особенностей национального восприятия окружающего мира занимается этнопсихология – раздел социальной психологии. Выделение этнопсихологии в отдельную научную дисциплину связано с именами немецких ученых М.Лацаруса, Х.Штейнталя и В.Вундта, предпринявших во второй половине XIX века первые попытки научного анализа национальной психологии. Считается, что в основе немецкой школы этнопсихологии лежат идеи Гегеля об «объективном духе». Этнопсихология проявляется в характере и темпераменте этноса и его этосе (системе психических и нравственных норм поведения, эстетических представлений, народных преданий, зафиксированных, как правило, в фольклоре). Первым научным произведением по этнопсихологии стала изданная в 1859 году книга немецких ученых, филолога Х.Штейнталя и философа М. Лацаруса, «Мысли о народной психологии». Народная психология представлялась авторам состоящей из двух частей: абстрактной – отвечающей на вопрос, что такое народный дух, из каких элементов он складывается, каковы присущие ему особенности, и прагматической – изучающей конкретные народы. Наиболее разработанной в немецкой науке конца XIX века была этнопсихологическая концепция В. Вундта, которая возникла из идеи о несводимости общепсихологических процессов к индивидуальной психологии. Душа народа, по мнению Вундта, не простая сумма индивидов, а их связь и взаимодействие, которое определяет специфику и своеобразные закономерности развития данного народа. Народным духом для Вундта являются высшие психические процессы, возникающие при совместной жизни многих индивидов, - общественные представления, чувствования, стремления и то, что Вундт называл «апперцепцией» или коллективной творческой деятельностью. Народный дух Вундт предлагает изучать методом анализа конкретно-исторических продуктов народов: языка, мифов, обычаев, составляющих, по его мнению, основные области народной психологии. По мнению Вундта, «психология народов – самостоятельная наука наряду с индивидуальной психологией, и хотя она пользуется услугами последней, однако и сама оказывает индивидуальной психологии значительную помощь».[1]
Планомерный поиск способов изучения национального характера начался в первой половине ХХ века в рамках американской антропологической школы Франца Боаса. Первой знаменательной работой в этом направлении были «Модели культуры» ученицы Боаса Рут Бенедикт. Она положила начало систематическим теоретическим поискам оснований функционирования этноса и тех психологических составляющих, которые являются едиными для всех его членов. Бенедикт выдвинула идею о существовании некоего внутрикультурного интегратора. То, что определяет и всю культуру в целом, и характер носителей этой культуры, Рут Бенедикт назвала «этосом культуры».[2] В рамках традиции, сложившейся при участии Рут Бенедикт, понятия «картина мира» и «национальный характер» оказались неразрывно слиты. При этом исследовательница считала, что личность полностью конфигурируется культурными рамками, а потому вопрос, как взаимосвязаны культура и личность, ею не ставился.
Этот вопрос поставили А. Кардинер и Р. Линтон. По их мнению, «основная личностная структура» формируется на основе единого для всех носителей данной культуры опыта и включает в себя такие личностные характеристики, которые делают индивида максимально восприимчивым к данной культуре, дают ему возможность достигнуть в ней наиболее комфортного и безопасного состояния. «Основная личностная структура» формируется через так называемые «первичные общественные институции», включающие основные способы жизнедеятельности, практику ухода за детьми, их воспитания и социализации. Эти институции ответственны за формирование единых для всех носителей данной культуры психологических травм, которые, по мнению исследователей, и формируют структуру личности. Эти психологические травмы нейтрализуются во «вторичных общественных институциях»: фольклоре, искусстве, принципах социальной организации и даже специфике хозяйственно-экономической деятельности. Кардинер попытался организовать сравнительные исследования общественных институций типов личности в различных культурах, а также исследования процессов социальных изменений, соотнося последние с личностными изменениями носителей культуры. Он утверждал, что изменение хотя бы одной из первичных общественных институций вызовет изменение структуры личности, доминирующей в данной культуре. Несмотря на усилия Кардинера и немалого числа его единомышленников - этнологов и психологов, существование непосредственной связи между практикой детского воспитания и структурой личности доказать не удалось, и сама эта связь в конце концов была поставлена под сомнение. «Основная личностная структура» осталась абстрактным понятием.
В конце 1930-х – начале 1940-х годов было одновременно предложено несколько теоретико-методологических подходов к исследованию национального характера. Обычно их группируют в два основных направления: культуро-центрированное и личностно-центрированное.
Культуро-центрированные подходы по своей идее были нацелены на описание социокультурных феноменов в их психологической перспективе. В этих исследованиях понятие «национальный характер» было относительно слабо связано с индивидуальной человеческой личностью. Гораздо ближе оно стояло к понятию «культурная модель поведения». Культуро-центрированные исследования национального характера фокусировали свое внимание на том, каким способом человек может воплощать в своем поведении культуру – и на индивидуальном, и на общем уровне. В этом смысле национальный культурный характер – это научная абстракция, которую антропологи используют, когда возникает необходимость произвести проекцию общих культурных моделей на микроуровень, как бы смоделировать ее на отдельного человека. Маргарет Мид рассматривала три основных аспекта исследования национального характера: 1) сравнительное описание некоторых культурных конфигураций (в частности, сравнение соотношения различных общественных институций), характерных для той или иной культуры; 2) сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания; 3) изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений, таких, например, как отношения между родителями и детьми и отношения между ровесниками. Таким образом, в рамках данной парадигмы, национальный характер в принципе может быть определен как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или поведенческих моделей.
В рамках этого направления был проведен ряд исследований национального характера конкретных народов. Здесь и обнаружилось, что прочного метода исследования национального характера не существует и все зависит от большего или меньшего таланта конкретного исследователя. Наиболее известными примерами являются увлекательная книга Рут Бенедикт о японцах «Хризантема и меч» и курьезное исследование Джерри Горера о русских, где жестокий сталинский режим объяснялся через практику тугого пеленания младенцев, распространенного у русских. Популярны в этот период были и исследования «гения народа». Это – исследования национального характера через посредство культурной продукции: литературы, искусства, философии. Считалось, что через них выражается ментальность нации, или, как иногда говорили,– гений народа. Однако всегда оставалось проблематичным то, в каком отношении этот «гений нации», являвшийся самовыражением элиты, стоит к ментальности всей совокупности членов нации. Этот метод был использован нацистским военным командованием в ходе подготовки к войне с СССР и в полной мере доказал свою практическую несостоятельность – образ русских, сформированный на основе «Обломова», «Преступления и наказания», чеховских рассказов, оказался очень далек от действительных русских, с которыми пришлось сражаться.
Личностно-центрированный подход к исследованиям национального характера связан был, прежде всего, с попыткой описать национальный характер при помощи понятия «модальной личностной структуры», предпринятой Алексом Инкельсом и Даниэлем Левенсоном. По представлению этих ученых, национальный характер соответствует прочно сохраняющимся личностным чертам и типам личности, являющимся модальными для взрослых членов данного общества. Таким образом, личностно-центрированный подход к исследованию национального характера, как его видели Инкельс и Левенсон, представляет собой изучение степени распространенности в рамках того или иного общества определенных личностных характеристик. «Модальной личностью» является тип, к которому относятся большинство членов данного общества. В свою очередь, национальный характер связан с частотой распространения определенных типов личности в этом обществе. Причем подразумевалось, что самые различные личностные типы могут быть представлены в любой из наций, но одни из них встречаются особенно часто, а другие – реже или совсем редко. В рамках личностно-центрированного подхода компоненты национального характера являются относительно постоянными личностными характеристиками, к которым относятся черты характера, способы проявления импульсов и аффектов, концепция себя и т. п. В своей совокупности они являются высокоуровневой абстракцией, которая отражает стабильную, обобщенную диспозицию, и могут выражаться в различных конкретных поведенческих формах. Последние, конечно, детерминируются социокультурными рамками, требованиями ситуации и обстоятельствами, навыками, интересами, вкусами индивида, что необходимо учитывать при исследовании. Поэтому поведение, которое внешне кажется различным, может выражать единую подспудную диспозицию.[3]
Подводя итоги данной главе, необходимо определится с понятием «национальный характер». Для каждого автора оно включает какие-то особенные, по его мнению, элементы. Например, вот что писал Кон И.С. в работе «Социология личности»: «Термин «национальный характер» не аналитический, а описательный; он появился первоначально в литературе о путешествиях с целью выразить специфику образа жизни того или иного народа. Один автор, говоря о национальном характере, подразумевает темперамент, особенности эмоциональных реакций народа. Другой же фиксирует внимание на социальных ориентациях, нравственных принципах, отношении к власти, труду. А ведь это совершенно разные вещи».[4]
Национальный характер – совокупность наиболее устойчивых для данной национальной общности особенностей эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Выражаясь в эмоциях, чувствах, настроениях, национальный характер проявляется в национальном темпераменте. Элементы национального характера закладывались на ранних, доклассовых этапах развития общества. Они служили важнейшим способом стихийного, эмпирического, обыденного отражения окружающей действительности. На последующих этапах исторического развития на национальный характер оказывает влияние политическая система общества, однако его ценностно-смысловое ядро остается константным, хотя и корректируется политической жизнью, режимом, системой в целом. В кризисных ситуациях, в периоды обострения национальных проблем и противоречий те или иные черты национального характера могут выходить на передний план, детерминируя политическое поведение людей. Принято считать, что национальный характер – составной элемент и одновременно основа психологического склада нации и национальной психологии в целом. Однако именно взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность и эмоциональных, и рациональных элементов составляет психологический склад нации или национальный характер, который проявляется и преломляется в национальной культуре, образе мыслей и действий, стереотипах поведения, обуславливая специфичность каждой нации, ее отличие от других.
Глава 2. Факторы, повлиявшие на формирование японского национального характера
Для начала необходимо осветить вопрос этногенеза японцев. Данная проблема все еще вызывают споры, рождая самые противоречивые гипотезы и теории, ни одна из которых не в силах объяснить всей совокупности накопленных наукой фактов.
В советском японоведении считается, что древнейшую основу населения Японии составляли айны. Их хозяйство базировалось на охоте, рыболовстве, лесном и прибрежном собирательстве. На Хоккайдо к айнам примешивались мигрировавшие туда выходцы с восточного побережья Азиатского материка. На островах Кюсю и Сикоку и на юге Хонсю айнское население смешивалось и ассимилировалось с аустронезийскими племенами.
В середине первого тысячелетия до нашей эры на Японские острова через Корейский пролив с юга Корейского полуострова проникают так называемые протояпонские племена. С их приходом на островах появились домашние животные – лошадь, корова, овца, к этому периоду относится и возникновение культуры поливного риса. Процесс культурного развития пришлых племен, их взаимодействие с местным аустронезийско-айнским населением происходили вплоть до V века. Основным направлением хозяйства на Японских островах окончательно стало рисосеяние. К VI - VII векам островное население восприняло из Кореи, а также и из Китая элементы китайской и корейской культуры. В VIII веке завершилась ассимиляция на юге Кюсю аустронезийского населения. Одновременно начался процесс заселения лесистого севера острова Хонсю. Местное айнское население этого острова частично смешалось с пришельцами, частично было оттеснено на север. В настоящее время Япония – одна из самых однородных по этническому составу стран мира, основу нации (более 99% населения) составляют японцы. Айны теперь сохранились лишь на Хоккайдо, их численность не превышает 30 тыс. В Японии проживает около 600 тыс. корейцев, которые в основном переселились туда в годы второй мировой войны, и до 40 тыс. китайцев. Европейцев и американцев среди постоянных жителей страны ничтожно мало.[5] Именно тот факт, что в Японии 99% населения японцы, является одним из важнейших для формирования японского национального характера, а в современном мире это является показателем того, почему Япония до сих пор остается традиционной по отношению к своей культуре, поведению в обществе, принципам ведения дел и во многом другом. Хотя конечно степень традиционализма в различных сферах жизни японского общества является неодинаковой, но если сравнивать с другими странами, то именно Япония считается традиционной, пусть даже эти традиции имеют совершенно новую направленность, соответствуя современному прогрессивному миру.
Можно выделить и другие факторы, способствующие развитию и закреплению японского характера: климат, географическое положение страны, а также продолжительный период изоляции Японии от влияния внешнего мира.
Географическое положение Японии оказало большое влияние на возникновение и формирование многих обычаев страны и ее культурных ценностей. Ученые называют это влияние географическим детерминизмом.[6] Япония, страна островная и отделенная от азиатского континента труднопреодолимыми морями, развивалась, как в географической так и культурной сферах, в относительной изоляции, не испытывая влияния других стран. Вдобавок Япония – горная страна, здесь мало мест пригодных для проживания. Вследствие этого людям на островах приходилось селиться скученно, соседи хорошо знали друг друга. К тому же этим же условием можно объяснить и современную планировку японских городов, наличие огромного числа многоэтажных домов: так как территорий пригодных для строительства ограниченное количество, то города распространяются не по всей территории (горизонтально), а растут за счет прибавления этажей, то есть в высь (вертикально). Концепция гармонии, согласия, стала важнейшим фактором жизни японцев, помогающим поддерживать взаимоотношения внутри замкнутого сообщества живущих вместе людей.
К тому же на формирование японского характера большое влияние оказал климат. Жаркое лето и обильные дожди способствовали развитию интенсивных форм сельского хозяйства, таких как выращивание риса, которое традиционно требовало разделения общественного труда по ирригации, высаживанию и уборке урожая. Чтобы достичь высокой продуктивности на малом пространстве, люди должны были сотрудничать, так как они не могли выращивать рис без помощи соседей. Работая вместе, они были способны произвести больше продуктов питания. Сформировался своего рода «кодекс согласия», и люди избегали выступать против желания группы (объединения, общины) из-за боязни быть исключенными из сообщества односельчан. Люди жертвовали собой и работали на общину, которая, в свою очередь, поддерживала их; таким образом, японцы совмещали свои собственные интересы с целями группы и прибывали в комфортном для них состоянии гармонии. Данные черты поведения характерны и для современного японского общества: например это можно проследить на быстром экономическом и политическом подъеме Японии после поражения во Второй мировой войне.
С XVI века Япония превратилась в одну из самых закрытых, изолированных цивилизаций: под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать пределы своей страны, строить большие суда, пригодные для дальних плаваний. Страна была практически закрыта и для иностранцев – исключение было сделано только для голландцев и китайцев, которым разрешалось (с ограничениями) вести торговлю. Правительство изгнало из страны всех католических миссионеров, так как христианство приобрело большую популярность, особенно в народных массах. Но даже в ту эпоху искусственной изоляции, длившейся почти два века, Япония продолжала усваивать достижения других культур; через голландских купцов в Японию попадали европейские книги. Ученая элита, пользуясь плодами западной культуры и науки, позднее, в XIX веке, смогла применить их для преобразования своей страны.[7] Хотя долговременная «закрытость» Японии пагубно сказалась на экономическом развитии страны, она в то же время способствовала возникновению феномена японской национальной психологии. И когда в середине XIX века Япония встретилась лицом к лицу с иностранными державами, японская традиционная культура, законсервировавшаяся в эпоху Токугава, смогла успешно противостоять воздействию западной культуры, сравнительно безболезненно усваивала при этом ее наиболее рациональные элементы.
Можно выделить еще один фактор, влияющий на формирование японского национального характера – это заимствование элементов иностранной культуры. Явление заимствования проявилось в истории Японии довольно рано. В 604–605 годах принц Сётоку-тайси, сторонник китайской модели развития, создал первый свод законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. Сётоку посылал молодых японцев учится в Китай и Корею, а также приглашал оттуда ремесленников, монахов и ученых. Еще более решительным и последовательным реформатором выступил принц Кару, который пришел к власти после государственного переворота в середине VII века. Это событие получило в Японии название Тайка – «Великая перемена», и не только потому, что произошла смена царствующего рода, но и потому, что вся жизнь японского общества стала активно преобразовываться по китайскому образцу. Это касалось структуры административного аппарата, распределения наделов между крестьянами и чиновниками, системы уплаты ренты-налога.[8] В Японии было принято китайское иероглифическое письмо (позже оно было существенно трансформировано), китайский язык считался официальным письменным языком. Древняя религия японцев (синтоизм) обогатилась за счет даосизма и в конце концов сумела найти некий компромисс с буддизмом, который пришел из Китая в VI веке. Китаизация Японии была настолько велика, что перед исследователями встает вопрос о самостоятельности японской цивилизации. Некоторые историки считают, что на первом этапе своей жизни японская цивилизация была вторичной, периферийной по отношения к Китаю. Однако активное заимствование чужого не лишило Японию ее оригинальности, которая с течением времени проявлялась все сильнее. Элементы китайской цивилизации, перенесенные на острова, существенно трансформировались и давали другие результаты. В результате в Японии сформировалась почти уникальная способность ревностно сохранять неповторимые традиции своей культуры и продуктивно осваивать опыт других цивилизаций – способность, которая на современном этапе развития глобальной цивилизации дает этой стране огромные преимущества. И сегодня заимствование наиболее подходящих сторон и свойств других систем является неотъемлемой частью культурной индивидуальности японцев. Данный процесс стал одним из важнейших факторов подъема экономической мощи Японии, так как новые технологии и сопутствующие им ценностные системы легко приживаются на японской национальной почве. Но к сожалению воздействия индустрии на окружающую среду и жизнь людей часто должным образом не учитываются, хотя и здесь уже принимаются попытки для преодоления этого негативного последствия: японцы воссоздают разрушенную природную обстановку путем создания парков, садов, больших территорий лесонасаждений.
Итак, основными факторами, способствующими развитию и закреплению японского характера, являются: географическое расположение страны, ее климатические условия, довольно продолжительный период изоляции Японии от других стран, а так же процесс заимствования японским обществом элементов других стран.
Глава 3. Японский национальный характер
Мы все больше и больше стали интересоваться другими странами, другими народами, их историей и культурой. Поиски в этом направлении привели к открытию того, что другие народы обладают ничуть не меньшим своеобразием, чем мы. В конечном итоге количество исследований, посвященных изучению русского менталитета, уже не может сравниться с тем множеством работ, раскрывающих загадки других культур. И здесь, пожалуй, одним из популярных объектов исследования стал японский народ и его особенности. Более того, если мы обратим свои взоры на ситуацию в мире, то с легкостью обнаружим, что Япония со своим своеобразным бытом и культурой волнует исследователей всего мира уже на протяжении более чем ста лет. А после Второй мировой войны в этом направлении начали серьезно работать и сами японцы, внеся неоценимый вклад в изучение японской культуры.
Конечно, сейчас Япония не является таковой, какой представлялась раньше для многих представителей европейских стран. По улицам ее городов уже не разгуливают гейши в традиционных нарядах, да и мужчины давно предпочитают кимоно европейский костюм, но все же те черты характера, которые были присущи японцам в течение длительного времени, сохранились и в наши дни. И разве не эти качества обеспечили, в конечном итоге, тот поразительный скачок в экономическом развитии, который осуществила Япония, заняв лидирующие позиции в мире всего за несколько десятилетий?! [9]
Для более эффективного рассмотрения темы курсовой работы черты японского национального характера были сгруппированы на:
– общеэтнические черты;
– черты группового поведения;
– обыденно-житейские черты.
В группу общеэтнических черт национального японского характера, в данной курсовой работе, были включены: трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство японцев, любовь к природе, приверженность традициям, склонность к заимствованиям и этноцентризм. К чертам группового поведения можно отнести такие качества как дисциплинированность, преданность авторитету, чувство долга. А обыденно-житейскими чертами японского национального характера являются например такие: вежливость, аккуратность, самообладание, бережливость, любознательность.
3.1 Общеэтнические черты японского национального характера
Трудолюбие и связанное с ним усердие во всех сферах трудовой деятельности – важнейшая черта японского национального характера. Разумеется это не указывает на то, что например немцы, американцы или англичане менее трудолюбивы. Но у каждой нации свое отношение к труду. Так например, немец трудится размеренно, экономно, у него все рассчитано и предусмотрено. Японцы отдаются труду самозабвенно, с наслаждением. Присущее японцам чувство прекрасного они выражают и в процессе труда.
На протяжении многих веков в Японии культивировалось чувство прекрасного, превращаясь постепенно в своего рода религиозный культ поклонения красоте, который распространялся среди всех слоев населения. Издавна в обучение писать иероглифы на равных правах входили требования и правильности и красоты, что вырабатывало с детства устойчивый эстетический навык. Иероглифическая система сложна, она требует безупречной точности линии, ее красота и выразительность давались лишь путем эмоционального творческого усилия. Естественно, переписывание иероглифов рассматривалось как занятие на уровне эстетики. В японском языке имеются эстетические понятия ханами – любование цветами, цукими – любование луной и юкими – любование снегом, выражающие существенную часть повседневной жизни. Традиция поклонения прекрасному передается от поколения к поколению. Она сказывается во всем, проявляется в чувствах, словах и поступках. Сами японцы считают, что присущее им особое чувство красоты – это их национальное достояние, которым иностранцы могут только восхищаться.
В японской культуре органичным образом соединились буддийская созерцательность и синтоистское обожествление природы, когда каждая травинка, камушек, птичка или рыбка считаются носителями и выразителями высокой духовности и глубокого смысла. Долгое время трепетное отношение к природе воспринималось индустриальным Западом как признак культурного застоя и причина научно-технической отсталости этой страны. «Однако научные и технические успехи современной Японии посрамили подобное высокомерие Запада, более того, они доказывают, что именно сохранение традиций позволило этой стране избежать типичных болезней современной цивилизации».[10] Стремление к красоте и гармонии обусловило исключительное внимание и к эстетике среды обитания. Никогда японское жилище не строится наспех, непродуманно, оно обязательно строго ориентировано по сторонам света, как это предписано традицией, его планировка согласуется с природным окружением, ландшафтом, растительностью, водоемами. Уголок природы (растения, рыбки в аквариуме) непременно присутствуют в любом японском доме. Строго продуманы и дополнения, внесенные в природную среду людьми – сады и парки, беседки, скульптуры, украшения. Сады камней, искусство икебаны, чайная церемония и сегодня остаются средством гармонии – с природой, людьми, самим собой, позволяют избегать стрессов, которые являются неизбежными вследствие урбанизации.
Традиционализм стал важнейшей чертой японского характера. Сложившиеся в японском обществе традиции особенно ярко выражают идею преемственности в общественной жизни, закрепляя национальные, культурные и бытовые элементы. Японцы бережно относятся к культурному наследию прошлого, они сохраняют классический театр, чайную церемонию, икебану. В динамичном обществе XX века японцы ищут опору в постоянстве и находят его в традиционных формах искусства. Японцы во всем видят смысл, уходящий корнями в далекую древность. На Новый год у каждого дома ставятся ветки сосны (символ долголетия, могущества), сливы и бамбука (символ постоянства и добродетели), развешиваются пучки соломы и узкие бумажные полоски. Соломенные пучки затем сжигают, для того чтобы отогнать злых духов, как это делали в старину. Особенно сильно влияние на японцев традиционных ценностей семейной системы, которая всегда носила консервативный характер. В современной Японии с большим вниманием относятся к традициям, к далекому прошлому, к памятникам старины. Японцы усиленно стремятся сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений нормы поведения, формы культуры. Для них характерно бережное отношение к сложившемуся укладу жизни как к культурному наследию, внимание не только к содержанию поведения, но и к внешним проявлениям, к стилю, благодаря чему форма поведения остается особенно устойчивой. Нынешняя обстановка в Японии свидетельствует о живучести традиций в политическом мышлении и социальном поведении японцев. Японский традиционализм оказывает многоаспектное влияние на общественно-политическую жизнь страны.
О заимствованиях элементов других культур уже говорилось во второй главе курсовой работы. К этому можно добавить, что японцы перенимали у других то, что представляло для них интерес на конкретном этапе их исторического развития. Каждый элемент чужой культуры осваивался таким образом, чтобы можно было его приспособить к японским условиям. В результате заимствования всегда носили прагмагический характер, да и не всегда их можно было назвать заимствованиями, скорее речь может идти о трансформации, применительно к социальным или иным потребностям Японии. Во всем этом процессе отчетливо просматривается устойчивый этноцентризм, явившийся питательной средой одной из доминирующих черт японского национального характера – гордости за свою нацию.[11]
Японский этноцентризм имеет глубокие исторические корни. Он обусловлен особенностями этногенеза, географическим положением и спецификой производства в стране, всем ходом социального развития. Оторванность от континентальных цивилизаций, постоянная готовность к нашествиям породили у японцев стремление к замкнутости, усилили националистические тенденции.
3.2 Черты группового поведения
Группа здесь выступает как «микросреда», в которой четко проявляются вполне определенные групповые черты. Подобное явление характерно для любой этнической сообщности, разница заключается лишь в степени групповой сплоченности. В Японии она очень высока. В системе черт группового поведения японцев выделяются, прежде всего, дисциплинированность, преданность авторитету и чувство долга. В японском обществе люди в первую очередь ориентируются на интересы своей групп и уделяют групповой гармонии больше внимания, чем индивидуальным устремлениям. Большинство японцев важной добродетелью считают твердое следование групповым ценностям сообщества, к которому они принадлежат. Эта преданность группе порождает чувство солидарности, концепция группового сознания проявляется в различных явлениях жизни японцев. Члены группы создают свой собственный социальный кодекс поведения, и групповое сознание становится основой общества.[12] Одна из положительных сторон группового сознания это то, что оно сыграло огромную роль в экономическом развитии послевоенной Японии. Было бы невозможно так быстро реорганизовать общество и возродить экономику, если бы японцев не отличало мощное групповое сознание.
В межличностных отношениях японцев дисциплинированность проявляется как стремление к упорядоченности. Эта их особенность предполагает строгое следование определенному порядку, совершение поступков, приемлемых для других, прилежное исполнение своего долга, бескорыстное уважение вышестоящих и старших.
В течение многих веков в сознании японцев культивировалась необходимость следования примеру вышестоящего. Основой такого взгляда на взаимоотношения людей послужили идеи Конфуция, проникновение которых в Японию началось еще в IV веке. Конфуцианство закрепляло традиционно-патриархальные устои и социальное неравенство, регламентировало общественные отношения, устанавливая строгую иерархию в семье и обществе. С самого детства японцу прививается привычка подчинять свое «я» интересам группы. В нем воспитывается сознание зависимости от семьи; первые поклоны, которым учат японского ребенка старшие, дают ему представление о субординации, о его месте в группе. Строгая регламентация в структуре японского общества, система семейного воспитания и организация образования в стране всегда были ориентированы на высокую значимость авторитета. На первый план издавна выдвигалось «беспрекословное следование за авторитетом», а такие ценности, как удовлетворение личных интересов и достижение личного успеха, играли второстепенную роль.
Ключевая концепция, позволяющая понять японскую культуру и определенные особенности поведения японцев, происходящие из традиционного отношения к моральному долгу и социальным обязательствам, известна как «гири». Данную концепцию можно понять как моральное начало или моральный долг, правила, которым человек обязан подчиняться в общественных отношениях, нормы поведения, которым личность обязана следовать, иногда даже вопреки своему желанию.[13] Сегодня концепция «гири» продолжает играть важную роль в современном японском обществе, проявляясь, в частности, в обычаях дарить подарки летом и в конце года
3.3 Черты обыденно-житейского поведения японского национального характера
Вежливость, аккуратность, терпеливость, бережливость, любознательность и другие, близкие к ним черты обыденно-житейского плана группируются вокруг стержневой черты – самообладания, имеющего самые разнообразные оттенки.
В Японии популярно выражение: «Самурай холоден, как его меч, хотя и не забывает огня, в котором этот меч был выкован». И действительно, самообладание и сдержанность – качества, которые с древних времен считались у японцев первыми признаками храбрости. Эти черты национального характера во многом обусловлены влиянием буддизма, проповедовавшего терпение, воздержание и сдержанность. В средние века, когда самурай обязан был сохранять присутствие духа в ответственных случаях, эти качества считались, безусловно, необходимыми. Идея умеренности и самоограничения пронизывает всю японскую культуру, и японец с детских лет постигает суть высказываний Лао-цзы «Тот, кто знает, где остановиться, не подвергает себя опасности»; «Тот, кто знает свой жребий, тот не будет унижен», на всю жизнь впитав идею о том, что нельзя желать большего, чем тебе отпущено судьбой.
Интересны в этой связи жизненные правила, которым рекомендуется придерживаться японцам: 1) примиряйся с ситуацией, какой бы она ни была; 2) находи возможность соблюдать установленные правила; 3) ограничивай себя в развлечениях; 4) причиной несчастья считай самого себя. Следование этим правилам, в свою очередь, сказалось на особом подходе японцев к оценке объективной действительности: в характере японцев и их мировоззрении ярко обозначился фатализм. Эта черта имеет глубокие корни в сознании японцев. В чрезвычайных обстоятельствах, во время стихийных бедствий японцы предпочитают придерживаться позиции пассивного выжидания. Книги, пьесы, песни, в которых трактуются понятия «судьба», «рок», «предрешенность», ценятся и пользуются большой популярностью у современных японцев. Фатализм, иррациональное ощущение предрешенности прослеживается в различных аспектах жизни: за многими жизненными событиями японцы видят какие-то скрытые силы. Однако параллельно у современных японцев получил развитие и рациональный подход к действительности, часто связанный с личными интересами. Критерием рационального поведения является успех в жизни, который, считают японцы, зависит в первую очередь от бережливости и в большой степени от вежливости.
Скромность и сдержанность – одна из важнейших черт надлежащего поведения в Японии. В японском обществе от его членов ждут проявления скромности независимо от их социального положения. Это означает, что они обязаны научиться корректировать личные проявления способностей, знаний и благополучия. Самоуверенность не одобряется, приветствуется вежливость и предупредительность по отношению к окружающим. Подобное отношение иллюстрирует известная японская поговорка: «Выступающий гвоздь забивают», означающая, что те, кто демонстрируют свои способности слишком открыто, рискуют быть осужденными другими.
Заключение
Осмысление исторического опыта, анализ причин этнических конфликтов, переоценка внешнеполитических реалий современного мира возродили интерес к проблеме национального характера. Под национальным характером понимают поведенческую модель, типичную модель для данного народа и обусловленную единством общественного сознания, общностью системы надличностных коллективных представлений о мире, обществе, личности и нормах поведения каждого человека. Национальный характер не наследуется от предков, он приобретается в процессе воспитания, хотя многие черты характера, присущие какому-либо народу, имеют глубокие исторические корни и зависят от множества причин. Национальный характер гораздо сильнее проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные члены какого-либо народа, а целые их группы. Хотя далеко не каждый человек, принадлежавший к данному народу, может считаться обладателем типичного национального характера.
Каждый народ обладает определенными чертами, которые характеризуют его. Конечно и японцы не являются исключением в этом плане. В последнее время возрастает интерес к Японии. Исследователи интересуются культурой, обычаями, традициями, историей японского общества, так как желают узнать почему именно в этой стране и сегодня относятся с трепетом и бережливостью к прошлому своей страны. Ведь во многих европейских странах с информационно-ориентированным обществом идет процесс тотального отхождения от традиционного, считая его устаревшим. Напротив, в современной Японии, с развитой экономикой, производством, различными сферами жизнедеятельности, данный процесс не имеет место для существования. Многое можно объяснить особенностями японского национального характера. Огромное количество книг о японцах уже написано, многому еще только предстоит появиться на свет. О японском национальном характере, о своеобразии быта и культуры Японии авторы всего мира пишут уже более ста лет. Разговоры о загадочной непостижимой душе японца не прекращаются и по сей день.
Список литературы
1. Бенидикт Р. Модели культуры. М., 1998.
2. Вунд В. Проблемы психологии народов. М., 2001.
3. Инкельс А. Личность и социальная структура// Социология сегодня: проблемы и перспективы. М., 1967.
4. История и психология. Под ред. Б.Ф. Поршнева. М., 1971.
5. История Японии: Учеб. пособие. Под ред. А.Е. Жукова. М., 1999.
6. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. М., 2005.
7. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. М., 1999.
8. Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры. М., 2008.
9. Япония от А до Я – популярная иллюстрированная энциклопедия. М., 2000.
10. Япония: полвека обновления. Под ред. В.Б. Рамзеса. М.,1995.
[1] Вунд В. Проблемы психологии народов. М., 2001., с. 54.
[2] Бенидикт Р. Модели культуры. М., 1998., с. 32.
[3] Инкельс А. Личность и социальная структура// Социология сегодня: проблемы и перспективы. М., 1967., с. 89.
[4] История и психология. Под ред. Б. Ф. Поршнева. М., 1971., с. 132.
[5] История Японии: Учеб. пособие. Под ред. А. Е. Жукова. М., 1999., с. 182.
[6] Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры. М., 2008., с. 12.
[7] Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. М., 1999., с. 243.
[8] Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. М., 1999., с. 242.
[9] Япония: полвека обновления. Под ред. В. Б. Рамзеса. М.,1995., с. 138.
[10] Торосян В. Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. М., 2005., с.180.
[11]Япония от А до Я – популярная иллюстрированная энциклопедия. М., 2000., с. 171.
[12] Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры. М., 2008., с. 243.
[13] Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры. М., 2008., с. 87.