Статья: Структура интеллектуального капитала России
Структура интеллектуального капитала России.
Многие в России понимают: сидеть на «нефтегазовой игле» – бесперспективно. Прорыв в постиндустриальное общество возможен только на базе интеллектуального капитала.
Три главных вопроса относительно интеллектуального капитала России ждут ответа: Какова его реальная структура? Как его измерить и какова его величина в современной России? Как повысить его коэффициент полезного действия, что надо сделать в управлении им?
Ответить на эти вопросы можно только в этой последовательности, но ответ на каждый следующий вопрос требует значительно больших усилий и места.
Начнем с оформления координат поиска и анализа структуры интеллектуального капитала, его компонентов – человеческого, организационного и потребительского капитала. Следующий этап – измерение, оценка его компонентов – дело многих серьезных исследований. Финальный этап – нахождение путей повышения действенности этого капитала – это гарантия возврата России статуса супердержавы.
Человеческий капитал
Это самая «видимая» часть интеллектуального капитала – знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Особенно важен такой капитал при осуществлении инноваций.
По данным Всемирного банка и Программы развития ООН (ПРООН), сегодня на планете физический капитал, или накопленные материальные блага (что зачастую у нас по ошибке называют национальным богатством), составляет лишь 16% общего достояния, природные богатства — 20%, человеческий же капитал, или накопленные вложения в человека, — 64%. Во многих развитых странах доля последнего достигает 80%.
Методология измерения человеческого капитала территории может базироваться на технологии расчета ИРЧП – индекса развития человеческого потенциала. Он включает три основных переменных реализации этого потенциала – среднюю продолжительность обучения и ожидаемую продолжительность жизни, а также душевой ВВП. По первой из них Россия находится на хороших позициях, по остальным серьезно отстает. Страна, занимающая первое место в мире по уровню национального богатства на душу населения, находится на 76-м месте по производству ВВП на человека.
Россия пребывает сейчас в демографическом кризисе. В 2000 г. продолжительность жизни женщин составляла 72,2 года, мужчин – 59,8 лет. С начала 90-х годов российское население сократилось на 3 млн. человек. Мир узнал, что такое «русский крест» – график, на котором пересекающиеся кривые характеризуют сочетание роста смертности с падением рождаемости, а также с падением ожидаемой продолжительности жизни.
В 1989 г. на каждые 2,16 млн. рождений приходилось 1,53 млн. смертей, а в 1999 г. соответствующие показатели составляли 1,28 и 1,99. Без потока мигрантов последняя цифра была бы вдвое больше. Ухудшается здоровье женщин, и как следствие – здоровье новорожденных и в целом детей. В настоящее время процент здоровых детей среди школьников младших классов - 10–12%, средних – 8%, старших – всего 5%.
Если сокращение населения будет продолжаться, то через 15 лет его численность в России уменьшится с нынешних 145 млн. на 9-17 млн. человек, а к 2050 г. – на 60 млн. А тут еще и отток квалифицированных кадров т.ч. в виде длительных и краткосрочных зарубежных командировок, работы по иностранным грантам и программам сотрудничества. По прогнозам, к 2050 г. самой Россией окажется, востребовано не менее 17,5 млн. мигрантов. Из них только 15% будут этническими русскими.
Можно утверждать, что наиболее значительная, ведущая часть человеческого капитала – это капитал, характеризующий потенциал воспроизводства кадров – педагогический потенциал подготовки кадров. Это, прежде всего дошкольные воспитатели, учителя школ, профессорско-преподавательский состав вузов. Только в средних специальных учебных заведениях в 2001 г. работали в качестве преподавателей 6,4 тыс. кандидатов и докторов наук; штатный преподавательский персонал в вузах составляли более 27 тыс. профессоров и почти 85 тыс. доцентов.
Рисунок 1. «Русский крест» или динамика общих коэффициентов рождаемости, смертности и естественного прироста в России за 1940–2000гг.
Нельзя забывать и о той, постоянно находящейся на виду, составляющей человеческого капитала территорий, какой выступают ее лидеры. Без личной заинтересованности территориального лидера объективные предпосылки не превращаются в целенаправленные усилия. Именно имидж лидеров становится одним из инструментов продвижения территории, а, в конечном счете – и одной из важнейших его составляющих.
Исторически в качестве таких лидеров чаще всего оказывались руководители территорий. Римские легионы сами связывали свои названия с руководителями империи. В России это Иван Грозный, Петр I, И.Сталин. За ними следовали представители культуры (и ремесел) – было принято даже включать место происхождения мастера, полководца, ученого, поэта в его имя: «такой-то оттуда-то», или еще проще – присваивать новую фамилию-прозвище: Александр Македонский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Потемкин-Таврический, Семенов-Тян-Шанский. Сегодня «лицом» территории также выступают, прежде всего, политики. Это легко подтверждается примерами из современной российской истории – известность как внутри страны, так и за ее пределами (и, кстати, привлечение инвестиций) получили именно те регионы, которые возглавляют (или возглавляли) яркие, амбициозные губернаторы (Москва – Ю.Лужков). То, что в списке наиболее успешных предпринимателей мира находится немало россиян, также является свидетельством в пользу России.
Организационный капитал
Это часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к территории в целом и находящимся на ней организациям. Речь в данном случае идет об организационных возможностях страны ответить на требования рынка, ответить за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал в большей степени является собственностью страны и может быть относительно самостоятельным объектом обмена и получения дополнительного капитала. Рассмотрим, из чего состоит организационный капитал России.
1. Действующие в России правовые нормы (прежде всего Конституция РФ), обеспечивающие демократизм общественного строя, развитие рыночных отношений и конкурентоспособность экономики, включая ее транспарентность, предсказуемость и др.
После объявления об аресте М. Ходорковского в октябре 2003 г. только за первый час торгов на фондовом рынке капитализация российского фондового рынка снизилась на 15 млрд. долларов. Акции «ЮКОСа» при открытии торгов в российской торговой системе сразу упали на 18,4%. Большинство российских «голубых фишек» «провалилось» на несколько процентов, а падение индекса РТС всего за несколько часов составило 14%, несмотря на приостановку торгов. Произошло незамедлительное падение курса рубля. Если присовокупить к этому сообщение о прекращении переговоров ExxonMobil и ChevronTexaco о покупке 40-процентной доли в «ЮкосСибнефти» с ожидаемой стоимостью сделки в 25 млрд. долларов, то можно констатировать, что форсированная попытка разобраться с одним миллиардом долларов (объем претензий прокуратуры к М.Ходорковскому) принесла России за один день потери в размере 40 млрд. долларов. Потребовались специальные усилия Президента РФ, чтобы уменьшить негативные последствия действия, имевшего, казалось бы, чисто юридическую природу.
2. Институциональная составляющая науки и образования в России – Российская академия наук и ее институты, другие объединения и институты научной общественности, отечественная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и ученых.
Российская академия наук включает 3 региональных отделения (Уральское, Сибирское и Дальневосточное), 14 региональных научных центров и 9 профильных отделений по областям и направлениям наук. В 2002 г. дипломы высшей школы получили 700 тыс. человек. Средняя профессиональная школа включает в себя более 2700 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов и более 150 негосударственных образовательных учреждений. Численность обучающихся здесь студентов составила в 2001 г. 2410 тыс. человек, приняты на обучение – 851 тыс. человек, выпуск специалистов со средним профессиональным образованием – 593 тыс. человек.
3. Совокупная капитализация отечественных компаний за вычетом стоимости материальных активов (а также стоимости брендов, ибо они относятся к потребительскому капиталу страны).
В целом капитализация российских компаний на рынке ценных бумаг, по данным правительства РФ, достигла к началу октября 2003 г. рекордного уровня – 200 млрд. долл. Пока эта цифра явно неудовлетворительна, по некоторым оценкам – меньше суммы национального долга России. Суммарная капитализация 72 крупнейших российских компаний, рассчитанная на основании котировок обыкновенных акций по состоянию на 25 сентября 2003 г., составила около 162 млрд. долл.: от почти 33 млрд. долларов (ЮКОС) до 0,57 млн. (Воронежшина). Нет сомнения, что большую часть этой суммы представляют основные фонды, материальные и финансовые ресурсы, а доля интеллектуального капитала здесь весьма невелика. Например, по признанию главы «Лукойла» В.Алекперова, эта компания проигрывает в капитализации сопоставимым с ней по «материальным аргументам» западным фирмам более чем на порядок.
4. Социальные институты (организации), обеспечивающие осуществление менеджмента и управленческое консультирование.
Суммарный оборот на рынке консультационных услуг, оказываемых бизнесу и государственным учреждениям, а также в некоторой степени и муниципальным учреждениям в России, вырос в 2003 г. почти вдвое по сравнению с предыдущим годом и составил десятки миллиардов рублей. Наибольшим спросом пользуются услуги по реструктуризации бизнеса. На втором и третьем местах – инвестиционный и финансовый консалтинг. Популярны и специализированные виды – ИТ-консалтинг, консалтинг в области управления проектами. К ним подтягивается информационный, юридический, экологический, муниципальный, социально-управленческий, кадровый консалтинг.
5. Федеральные и региональные целевые программы, финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.
Среди федеральных целевых программ (ФЦП), оказывающих самое непосредственное влияние не только на функционирование, но и на воспроизводство интеллектуального капитала страны, – «Электронная Россия (2002–2010 гг.)», «Интеграция науки и высшего образования России (2002-2006 гг.)», «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)», «Информационно-телекоммуникационная система (2001-2007 гг.)», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», многочисленные программы медицинской и другой социальной направленности (например, по улучшению положения детей), а также ФЦП развития регионов, финансируемые с участием федерального бюджета.
6. Технологии, техническое и программное обеспечение государственного управления и статистики, разработки стратегии, стандартизации, ведения национальных счетов, бухгалтерского учета и аудита, геоинформационные системы, действующие программы информационного обеспечения, их соответствие международным нормам и стандартам. Как показывают исследования, только открытость, прозрачность стратегии предприятия повышает рыночную стоимость его акций на 18-30%.
7. Российский сектор Интернета – Рунет: количество (и динамика) серверов, пользователей, среднее время работы в сети, посещаемость сайтов и др. В 2003 г. количество «живых» веб-ресурсов (сайтов) российской части Интернета – Рунета достигло 107 тыс., а общее количество пользователей превысило 10 млн. человек. По прогнозу Минсвязи РФ, к 2005 г. Интернетом будут пользоваться 15 млн. россиян. Годичное увеличение количества Интернет-пользователей оценивается в 40%. Численность постоянных пользователей Рунета в сентябре 2003 г. Составляло 6 млн. человек. Примерно треть из них – иностранцы.
8. Это интеллектуальная собственность, зарегистрированная по международным правилам и защищенная в мире, – запатентованные изобретения, товарные знаки, знаки обслуживания и т.п.
Успехи в отстаивании прав изобретателей, первооткрывателей, создателей новейших идей – означают обеспечение инвестициями, запуск в производство изобретений, а в конечном счете – обеспечение успешного развития страны. Это касается инноваций не только в производстве, но в менеджменте и маркетинге.
Уже к началу нового столетия в России регистрировалось до 25 тыс. товарных знаков в год. Ежегодно количество заявок на регистрацию увеличивается на 5%. В 2001 г. количество зарегистрированных в России товарных знаков равнялось 50000. Правда, в Америке и Англии зарегистрировано примерно по 2 млн. товарных знаков, во Франции – 700–800 тыс.
В проблематике интеллектуального капитала территорий особое место занимают наименования мест происхождения товара. В соответствии с Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», такое наименование – это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства
которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами, либо природными условиями и людскими факторами одновременно. Наименованием места происхождения товара может являться историческое название географического объекта.
9. Корпоративная культура органов управления и организаций на территории.
Имеет ли организационная культура стоимость? Скорее – да, и достаточно реальную, хотя точность таких измерений прямо зависит от успешности «отстраивания» от действия других факторов интеллектуального капитала. Во сколько можно оценить различия в затратах на достижение результатов в контактах с руководством, юридическими и физическими лицами – резидентами территории? Сколько стоит «лояльность» высшего менеджмента, институтов и граждан территории? Ответы на эти вопросы могут дать представление о реальной стоимости данного актива.
Для внешних контрагентов территории (как, впрочем, во многом и для внутренних) к расходам, связанным с организационной культурой территории, могут быть отнесены различия в расходах (в сравнении традиционными или усредненными):
- на предварительном этапе (налаживание деловых контактов с территорией) – транспортные расходы, питание и проживание групп экспертов и руководителей компании, время и усилия, использованные «покупателем» для получения полного пакета необходимой и дополнительной информации, доступность и достоверность информации о возможных площадках, их предварительный отбор;
- на этапе строительства: стоимость проекта в части стройматериалов и оборудования, подготовка площадки, строительство и т.д. Здесь особую роль играют налоговые льготы и освобождения, правила раздела продукции и вывоза прибыли и др.
Существуют и психологические компоненты стоимости организационной культуры территории для ее контрагентов, включая оценку степени:
а) комфортности (в том числе безопасность);
б) вовлеченности компании в жизнь города.
Как известно, существует несколько способов оценки стоимости активов: метод чистых активов, дисконтированного денежного потока, экспертной оценки, альтернативного использования и т.д. Можно оценить стоимости организационной культуры территории косвенным методом – путем экспертной оценки экономического влияния этого специфического актива на результаты деятельности территории.
Примеры проявления качества организационной культуры территории за 2003 г. | Согласованное мнение экспертов (условный пример) | |
Описание экономических последствий для территории | Стоимость, тыс. долл. | |
Сокращение затрат на реализацию новых проектов, быстрота их осуществления | Быстрый выход проектов на окупаемость. Дополнительные проекты, реализуемые с участием территории | 1000-3000 |
Положительная психологическая атмосфера в проектных группах, облегчение работы благодаря наличию духа взаимной поддержки | Обеспечивает низкую текучесть кадров и позволяет экономить на оплате услуг кадровых агентств и т.д. | От 30 до 800 |
Публичная, жизненная и гражданская позиция первых лиц и органов управления, определяющих «лицо» территории | Способствует получению государственных заказов. Помогает удерживать «старых» крупных клиентов в борьбе с примерно одинаковыми по профессионализму группами конкурентов из других территорий. | От 300 до 600 |
Доверие, преданность резидентов территории ее руководству | Резиденты обеспечивают привлечение на территорию дополнительных заказов и средств | От 100 до 400 |
Совокупный эффект (по экспертным оценкам) за 2003 г. | 1430-4800 |
Организационная культура территории является частью более широкой духовно-нравственной сферы, имеющей три уровня:
- духовно-нравственный потенциал властных и влиятельных лиц территории. Это органы и лица управления, средства коммуникации, ведущие эксперты. Под их духовно-нравственным потенциалом следует понимать отношение к себе, к людям, к окружающему миру;
- духовно-нравственный потенциал «стейкхолдеров» территории. Из-за отсутствия у территории внешних акционеров, ее стейкхолдерами являются руководители, юридические лица и граждане территорий-клиентов, конкурирующих территорий, сотрудники вышестоящих регулирующих органов, а также отраслей, напрямую заинтересованных в развитии и повышении привлекательности территории (транспорт, гостиничное дело, общественное питание и др.). В зависимости от того, в какой степени «видение» (отношение к себе, людям и миру) стейкхолдеров соответствует аналогичному потенциалу субъектов территории, зависит результат их взаимодействия;
- духовно-нравственный потенциал общества, отождествляющего себя с определенной территорией (державой). Это, скорее, некий усредненный потенциал, проявляющийся в сложившейся практике решения деловых и иных вопросов (распределение прибыли и социальной нагрузки, инвестиционная политика и т.д.).
Потребительский или клиентский капитал
Он складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Здесь можно выделить следующие составляющие.
1. Имидж страны, ее регионов и городов и продвижение уникальных конкурентных преимуществ территории.
Госдепартамент и Конгресс США ежегодно отводят на рекламу своей страны миллиард долларов. Турция, чтобы помочь своим туристическим компаниям, направила на рекламу только в России 5 млн. долл. В нашей же печати публиковались данные о том, что в бюджете России к затратам на ее имидж можно в лучшем случае отнести около 170-180 млн. руб., или всего 6 млн. долл. Приятное исключение – празднование 300-летия Санкт-Петербурга.
В ходе социологического исследования, проведенного компанией Validata в феврале 2003 г. Великобритании, Швеции, Германии, США и России, успешным и «карьерным» столичным жителям в возрасте от 25 до 30 лет задавали вопросы про собственную страну и про другие страны: как они представляют себе эти страны, с чем они ассоциируются, чем респонденты гордятся в своей стране, что не нравится и как они видят свое будущее. Самые довольными своей страной оказались американцы (им в ней нравится абсолютно все), затем идут шведы, потом англичане, после них немцы, а в конце списка – россияне.
Нельзя не признать, что высокой конкурентоспособностью своей экономики мы, по большому счету, еще не скоро сможем удивить мир. Как справедливо утверждал академик Д.С.Лихачев, Россия значительна и велика только своей культурой. Многовековое и многоплановое историческое и культурное наследие – это безусловное уникальное конкурентное преимущество нашей страны.
В вопросах культурного досуга (как засвидетельствовало исследование, проведенное в 2003 г. группой компаний «КОМКОН») жители Москвы обогнали даже парижан и лондонцев, не говоря о жителях других европейских городов. Москва вполне может по соперничать за звание самой культурной столицы мира именно по характеристикам культурного досуга населения, – по крайней мере, его обеспеченных слоев. Москва продолжает оставаться самым «читающим» городом: 63% опрошенных признались в любви к художественному чтению. Московский «Библио Глобус» – книжный гигант всероссийского масштаба – перегружен покупателями с самого утра и до закрытия. И это несмотря на то, что наши цены на книжки практически сравнялись с европейскими.
Свои достижения есть у нас в драматическом и музыкальном искусстве и в «потреблении» его «продуктов». Гораздо хуже обстоят дела у московских музеев: они, за редким исключением, бедны по своему бюджету и несовременны.
2. Показатели страны и ее регионов в рейтинг - листах деловой конкурентоспособности (рейтинг IMD), национальный банковский рейтинг, индексы качества и стоимости жизни в регионах и городах страны, индекс потребительского доверия и др.
В начале октября 2003 г. международное рейтинговое агентство Moody's повысило потолок валютного рейтинга России и рейтинг еврооблигаций на две ступени – до инвестиционного уровня «Baa3» с «Ba2», сообщает «Интерфакс». Кроме того, Moody's повысило рейтинг рублевых облигаций до «Bаа3». Потолок рейтинга валютных банковских депозитов повышен до «Bа1» с «Bа3». Прогноз всех рейтингов – «стабильный». Повышение суверенного рейтинга России на две ступени вызвало бурный рост российского рынка акций, воодушевленного надеждой на появление новых западных инвесторов. Вырос и курс рубля.
Гораздо хуже обстоят дела с рейтингом деловой конкурентоспособности. Ее основные компоненты и сравнение России с США и «100%-ным идеалом» отображено на рис. 2. Среди стран с населением свыше 20 млн. человек Россия в 2003 г. заняла очень скромное 26-е место. А ведь еще годом раньше мы были 21-ми.… На первом месте с большим отрывом – США.
Рисунок 2. Основные компоненты деловой конкурентоспособности России и США.
Несмотря на экономические успехи последних лет, Россия опускается все ниже в рейтинге конкурентоспособности мировых экономик. Независимые эксперты объясняют это пробуксовкой административных реформ и имиджевыми проблемами страны.
Индекс потребительского доверия в США в октябре 2003 г. повысился до 81,1 пункта, сообщается в докладе исследовательского центра Conference Board. В сентябре этот показатель составил 77 пунктов, а не 76,8 пункта, как сообщалось ранее. Аналитики ожидали, что рост индекса потребительского доверия в октябре составит 79,5 пункта. Как отмечает директор Conference Board Линн Франко, основным фактором повышения уровня доверия потребителей явились позитивные тенденции на рынке труда.
С 1997 г. в России правительство проводит конкурс среди российских городов на звание самого благоустроенного города. Комиссия из экспертов Госстроя, которая выезжает на места, руководствуется критериями, в число которых в первую очередь входят объемы строительства и капитальный ремонт в жилых зданиях. Не менее важный критерий, который учитывается во время конкурса, – обеспечение горожан светом, газом, горячей водой, транспортом. Кроме того, Госстрой оценивает и подготовку к зимнему сезону. В 2003 г. первое место в конкурсе заняла Калуга, второе – Махачкала, третье поделили Красноярск и Хабаровск.
А в мире самые лучшие города для жизни – Ванкувер и Мельбурн. К такому выводу пришли авторы доклада организации Economic Intelligence Unit, сравнившие качество жизни в 130 городах мира. Основные параметры оценки: здравоохранение, безопасность, культурные события, защита окружающей среды и состояние инфраструктуры.
3. Страны – союзники и партнеры по внешнеэкономической деятельности и соответствующие показатели внешнеторгового оборота (объемы импорта и экспорта) и сальдо торгового баланса.
По данным Госкомстата РФ, внешнеторговый оборот России в первом полугодии 2003 г. составил 95,238 млрд. долл. и на 27,3% вырос по сравнению с тем же периодом 2002 г. (против $74,841 млрд.). Импорт увеличился на 22,8% - с $27,115 млрд. до $33,285 млрд. Положительное сальдо внешней торговли России в первом полугодии 2003 г. составило $28,668 млрд. против $20,611 млрд. в первом полугодии 2002 г.
Во внешнеторговом обороте России 2002 г. (151,750 млрд. долл.) на долю ЕС пришлось 36,6%, Центральной и Восточной Европы – 12,9%, стран АТЭС – 16,4%, СНГ – 17,0%. Доли ведущих стран распределились следующим образом: Германия – 9,6%, Беларусь – 6,5%, Италия – 6,4%, Китай – 6,1%, Украина – 6,0%, Нидерланды – 5,4%, США – 4,6%, Швейцария – 3,8%, Польша – 3,3%, Соединенное Королевство – 3,2%, Франция – 3,0%, Финляндия – 2,9%, Казахстан – 2,9%, Турция – 2,7%.
4. Показатели въездного и внутреннего туризма.
По прогнозу Всемирного совета по туризму (World Travel&Tourizm Council) в течение следующего десятилетия Россия будет развиваться наиболее энергичными темпами и сохранит достаточно динамичные показатели роста туристического сектора. Оборот туристической отрасли в странах бывшего СССР в 2003 г. может составить $46,6 млрд., а с ежегодным ростом в 6,9% к 2013 г. он достигнет $110,6 млрд. (по оценкам ВТО, доля России в показателях, касающихся стран бывшего СССР, составляет 80-90%).
5. Бренды ее территорий и субъектов хозяйствования.
Кто не знает китайский шелк, французский коньяк, швейцарские часы? Стоимость бренда – реальный актив не только любой фирмы, источник прибылей и основа стабильности рыночного положения территории в целом. Капитал территориального бренда – это капитал фразы «Сделано в …» Под залог бренда можно даже получать кредиты. Зарубежные компании активно работают на бренд территории, пытаясь «замаскироваться» под устойчивые национальные бренды или еще проще – поднять на флаг название страны, где живут потенциальные потребители. Многого стоят только рекламные слоганы швейцарской «Нестле»: «Россия – щедрая душа!», «Россия – золотые купола», «Шок – это по-нашему»! Бренд территории почти всегда идет впереди бренда конкретного бизнеса: сколь бы ни была уникальной та или иная гостиница, тот, кто ее выбирает, в начале определяет город или страну, в которой он намерен остановиться, а марка «Сони» в большинстве стран сигнализирует потребителям прежде всего о том, что это – японская электроника.
Сколько стоят собственно российские бренды? В России одними из наиболее ценных брендов являются старые торговые марки-мегабренды. В частности бренд водки «Столичная» оценивается некоторыми специалистами в 1,8 млрд долл., бренд шоколада «Аленка» – 10 млн долл. Из современных брендов наиболее высокую стоимость имеет, по оценкам специалистов, бренд пива «Балтика» (500 млн. долл.), косметический бренд «Черный жемчуг» (25 млн. долл.). А вот право на торговую марку «Убойная сила» было недавно приобретено у кинематографистов производителем инсектицида «Дихлофос» всего за 15 тыс. долл.
Осенью 2003 г. Счетная Палата РФ проверила действенность управления ФКП «Союзплодоимпорт» 17 традиционными русскими водочными брендами («Столичная», «Московская», «Охотничья», «Юбилейная» и др.), права на которые перешли к компании в июле прошлого года по постановлению правительства.
Счетная палата утверждает, что «Союзплодоимпорт» неэффективно управляет переданными ему торговыми марками. По ее данным, доход ФКП от продажи лицензий на право розлива, продажи, в том числе на экспорт, этих популярных водочных марок за три квартала 2003 г. составил 25 млн. рублей. А так как доходы от деятельности ФКП идут на собственные нужды предприятия, сделан вывод, что только в 2002 г. государство недополучило от использования государственных марок водок не менее 11 млн. руб.
Счетная палата выявила и еще один казус. Государство, закрепив в собственности ФКП право на эти водочные бренды, не провело их оценку. В стоимости брендов учтены только расходы на их регистрацию. А ведь водка – российский продукт № 1 в мире. Произвести реальную рыночную оценку брендов пока еще только предложено Минимуществу РФ.
Общее наследство (природная, человеческая, социальная и историческая уникальность территории) не только эксплуатируется разными бизнесами, но и ими же приумножается. Бизнес выступает не только выгодополучателем, но также выгододателем и катализатором развития интеллектуального капитала территории. Так не стоит ли вплотную заняться маркетингом российского интеллектуального капитала, чтобы в дальнейшем жить, говоря словами С.П.Капицы, не за счет сырья, а по уму?
Статья опубликована в журнале "Государственная служба", № 1 за 2004 г.