Курсовая работа: Формирование личности в процессе преподавания социологии

Содержание

Введение

1. Понятие формирования личности в процессе социализации

1.1 Социологическое понятие личности

1.2 Формирование личности в процессе социализации

2. Преподавание социологии как фактор формирования личности

2.1 Проблемы социологического образования в России

2.2 Инновационные методы в преподавании социологии

3. Влияние преподавания социологии на формирование личности

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность темы. Человек в социальной структуре занимает особое место. Он является ее основным, изначальным элементом. Без него не может быть социальных связей и взаимодействий, социальных отношений, социальных общностей и групп, социальных институтов и организаций. Таким образом, человек — субъект и объект общественных отношений. Он — продукт развития общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, потому что объединяет людей. Следовательно, человек — один из важнейших факторов, определяющих общество.

В современной социологии имеются различные концепции личности. Все они признают личность как специфическое образование, сформированное под воздействием тех или иных социальных факторов. Многомерная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и взаимоотношений определяют множество теоретических подходов к пониманию личности» создают целый ряд различных моделей, образов человека в современной социологии.

Социальный мир, в котором живут и трудятся люди, активно конструируется ими самими в ходе их социальной деятельности. Это происходит по преимуществу неосознаваемо для них. С другой стороны, общество с помощью самых разнообразных средств социализирует индивида, формирует из него личность, приспособленную к жизни в определенной социальной среде.

Изучение социологии в ряду других гуманитарных дисциплин воспитывает особое отношение к человеку, формирует гражданскую позицию молодого человека. Существует еще и чисто прикладная сторона данной проблемы: в каждой профессии есть аспекты, в которых социологическое знание может стать полезным, и задача преподавателя социологии – найти этот аспект и связать таким образом свою дисциплину с будущей профессией студентов. Социологические исследования выявляют усиление прагматических настроений у современных студентов относительно получения знаний, которые им пригодятся в условиях рыночной конкуренции. Добиться достаточно высокого уровня удовлетворенности студентами процессом преподавания социологии, равно как и других гуманитарных дисциплин, можно только при настойчивом внедрении инновационных методик обучения студентов.

Новые формы преподавания предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной и общетеоретической компетентности преподавателя. Все определеннее на первый план выступают личные качества преподавателя, его собственная позиция, культура, умение общаться с современной молодежью.

Целью данной работы является изучение формирования личности в процессе преподавания социологии. В связи с поставленной целью мы должны решить ряд задач, а именно:

Рассмотреть как трактуется личность в социологии и какие факторы влияют на ее формирование.

Проанализировать методы и технологии преподавания социологии в высшей школе.

Выявить, каким образом преподавание социологии влияет на формирование личности молодого человека.

Объектом изучения в данной работе является формирование личности в процессе социализации. Предмет изучения – влияние преподавания социологии на формирование личности.

Основными первоисточниками для данной работы явились публикации журналов «Социологические исследования», «Социологический журнал», а также учебные пособия по социологии.


1. Понятие формирования личности в процессе социализации

 

1.1 Социологическое понятие личности

Одной из фундаментальных междисциплинарных проблем является проблема человека, личности. С древних времен она занимает умы мыслителей и ученых. И хотя накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, эта проблема и сегодня остается одной из самых сложных, самых непознанных. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.

Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Люди являются элементами любых социальных систем. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации и культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, но и сам представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Именно это — взаимодействие индивида и общества — рассматривает социология, а отношение «общество — личность» — это базовое социологическое отношение.

Теоретическая обоснованность и практика показывают, что на процесс формирования личности влияют как биологические, социальные, так и физические факторы.

Биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения и предпосылки для социальных черт личности, а во-вторых, благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Физическое окружение также имеет определенное значение в развитии личности. В теориях многих ученых — от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до философа Г.В. Плеханова, историка Л.Н. Гумилева и др. — групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями климатических, географических и природных условий их формирования. При этом признается, что влияние физического окружения на личность незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового поведения или индивидуального опыта.

Под социальными факторами формирования личности понимается обычно культура общества, под воздействием которой возникает характерная личностная конфигурация, типичная для представителей данного социума.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения конкретной социальной группы, общества.

1.2 Формирование личности в процессе социализации

Социология личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются как синонимы: формирование, развитие, воспитание и социализация, — однако между ними имеются определенные различия.

Понятие «формирование личности» подразумевает единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека.

Понятие «развитие личности» характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности.

Воспитание — это целенаправленное формирование у индивида определенных качеств, а социализация — усвоение социальных ролей того общества, в котором человек живет, будь оно тоталитарным, демократическим, единым, преступным, богатым и т.д. Социальное качество общества в данном случае не имеет значения.

Можно быть социализированным, но невоспитанным, и наоборот — воспитанным и совершенно не социализированным, т.е. не знающим жизни.

Социализация — это долгий и трудный процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования личности в данном обществе.

Механизм социализации человека состоит из принятия решений, целеобразования, мобилизации внутренних ресурсов, построения различных стратегий поведения.

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые являются своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. На каждой стадии социализации существуют особые институты, которые еще называют агентами социализации, — это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Их обычно разделяют на две группы:

агенты первичной социализации — близкие родственники, учителя, друзья семьи и т.д. Особенно велика роль первичной социализации на раннем этапе становления и развития личности;

агенты вторичной социализации — руководители и официальные представители государства и его органов (армия, милиция, учреждения и т.д.).

Агенты социализации осуществляют две основные функции: обучение и контроль.

Сам институт социализации, воздействуя на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности посредством традиций, обычаев, привычек, образа жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации. В процессе социализации индивида обычно выделяют две фазы: социальная адаптация (приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, а также к социальным группам и коллективам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности) и интериоризация (процесс включения социальных норм и условий во внутренний мир человека).

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, т.е. обретении ею интегрального социального статуса.

Процесс вхождения человека в общество является очень сложным. Однако его можно условно представить в виде трех фаз.

1. На фазе становления происходит активное усвоение действующих в общности норм и овладение принятыми в ней формами и средствами деятельности. Человек, вступая в общность, как бы приносит с собой в группу все, что составляет его индивидуальность. Кроме того, человек не сумеет проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. Дело в том, что пока он не усвоит эти нормы, он будет оставаться вне группы, которая не будет его понимать; лишь действуя в соответствии с принятыми в группе стандартами, он сможет быть оцененным в ней.

2. На стадии борьбы человек осуществляет активный поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Она закономерно возникает вследствие обострения противоречий между достигнутым результатом адаптации, то есть теми приобретенными качествами, которые делают человека таким же, как все, и не удовлетворенной потребностью в проявлении своей индивидуальности.

3. Стадия компромисса возникает в результате активных поисков «золотой середины», которая позволяла бы и реализовывать стремление человека быть особенным, индивидуальным, и тем фактом, что общность соглашается принять, одобрить и культивировать только те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности.

Эта классификация может быть полезной и при описании социализации — процесса усвоения человеком норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Дело в том, что в самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в социальную среду и интеграции в ней. Социальная среда в данном случае — это не что иное, как общество в целом.

Установки, потребности, интересы личности обусловлены как условиями окружающей среды, так и индивидуальностью личности, особенностями ее мировосприятия, духовного мира. Они реализуются в социальной деятельности, в которой личность занимает конкретное место в социальной системе, и каждое из них предусматривает ее определенные права и обязанности.

Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению определяют ее социальный статус — определенную позицию человека в социальной структуре группы или общества, связанную с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Каждая личность, будучи включенной во множество социальных связей, исполняет различные функции и, соответственно, имеет несколько статусов.

Каждый человек включен не в одну социальную связь, социальный институт, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействует с другими людьми по различному поводу, выполняет каждый раз различные функции. Это свойство любого индивида.


2. Преподавание социологии как фактор формирования личности

 

2.1 Проблемы социологического образования в России

Свободы, дарованные российской социологии постперестроечной эпохой, реализовывались в контексте весьма своеобразной социологической культуры общества в целом и профессионального сообщества, в частности. Это породило то, что условно можно назвать бонапартизмом в российской социологии, то есть позицию «я так вижу и все». Каждое, сколь угодно малое звено в социологической структуре считает возможным устанавливать свои стандарты социологического образования. Бонапартизм в нашей культуре имеет ещё один смысл — провинциализм. Провинциальность — не географическое понятие, а социокультурное. Оно означает самодостаточность, обусловленную нежеланием и неумением сравнивать себя с другими, изоляционизм, продиктованный боязнью вступать в открытую научную конкуренцию — особенно с зарубежными коллегами.

В результате в образовательном поле российской социологии бытуют сотни учебных программ, с одной стороны, отчасти повторяющих друг друга, а с другой — содержащих концепты, которые не укладываются в общепринятые социологические рамки. Как бы ни определял социолог свое творческое Я и, соответственно, свои методы преподавания, для него должен быть обязательным принцип мыслить в категориях устойчивых по своей структуре и повторяющихся явлений.

«Образовательная революция» 1990-х годов, во время которой профессиональная подготовка по общественным наукам стала массовой, вовлекла в преподавание социологии вузовских специалистов советского образца, что нередко имело весьма печальные последствия. Сложившаяся структура учебного процесса, которая предполагает деление студентов по факультетам, ведет к внутренней конкуренции за место в учебных планах и «вымыванию» из них важных, но «чужих» дисциплин. Этому в старых классических университетах противостояла традиция широкой междисциплинарной подготовки на младших курсах. В других случаях защитным барьером может стать только госстандарт как некая институциональная основа для соблюдения фундаментальных принципов, на которых строятся социологические образовательные программы.

Появилось значительное число различной учебной и учебно-методической литературы. Проводятся семинары и конференции по обобщению и распространению опыта изучения социологии в вузах. Однако, как показывает практика, поиски оптимальной модели российского социологического образования продолжаются.

Одной из наиболее серьезных проблем преподавания социологии является определение принципов, которые могут быть положены в основу социологического образования студентов.

Во-первых, это принцип фундаментальности, использование которого дает возможность сформировать у студентов представление о социологии как науке. С этой целью подробно излагаются основные этапы развития социологической мысли, дается наиболее полная характеристика ведущих школ и направлений современной социологии. Принцип фундаментальности предполагает, что в итоге изучения курса по социологии студенты могут иметь целостное и структурированное представление об общей социологической характеристике современного общества, в том числе и российского, могут соединить социологическую картину общества в целом со специально социологическими проблемами его элементов.

Во-вторых, это принцип практической направленности обучения. Он позволяет приблизить содержание учебного процесса к реалиям современного общества, учитывая особенности студенческой аудитории. Здесь главное - не «давать знания», а научить решать свои собственные проблемы, осваивая новые методы и средства деятельности, сочетать процесс обучения с творческим решением проблем - познавательных, практических и прочих. Реализация принципа практической направленности означает включение всевозможных форм развивающего обучения: контрольных вопросов, носящих аналитический характер, проблемных и логических заданий, социологических практикумов.

В-третьих, это принцип персонификации, означающий максимальное приближение студентов к изучаемым темам или проблемам, обращение непосредственно к их «Я», учет имеющегося у них жизненного опыта. Апелляция к уровню знаний студентов не обусловливает снижение качества учебной деятельности, Она лишь предполагает построение учебного процесса в форме диалога, в котором ничто не принимается на веру, а доказывается и обосновывается в ходе дискуссии. Принцип персонификации также оказывает помощь студенту в преодолении отчуждения от науки. Верификация серии парадигм личным опытом адаптирует отвлеченное знание к уникальным ситуациям, превращая его буквально не только в объективную, но и субъективную истину. С этой целью используется такая форма учебно-исследовательской деятельности студентов, как социологический этюд. Он позволяет решить задачу систематического обобщения накопленного опыта, объединения в единой картине обыденного знания и данных активного наблюдения.

Еще одной проблемой социологического образования является вопрос о том, насколько содержание социологии должно иметь общую направленность или четкую профессиональную. Опыт преподавания социологии в вузах Запада и России свидетельствует, что для студентов всех специальностей необходимо преподавать общую социологию, которая по содержанию соответствовала требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов по социологии. С другой стороны, практика показывает, что социологическое образование должно иметь профессиональную направленность. Эта задача может решаться путем введения в учебный процесс специальных дисциплин или спецкурсов, учитывающих профессиональную специфику: по специальности юриспруденция - социология права, по специальности педагогика - социология образования, по специальности психология - социология личности, по специальностям менеджмент, коммерция и государственное муниципальное управление – социология групп и социолого – экономические отношения и т.д.

Смысл преподавания социологии заключаете в том, чтобы студенты могли анализировать ту обыденную, повседневную жизнь, в которую включены. И с точки зрения понимания тех событий, которые происходят вокруг, и с точки зрения их контактов с другими людьми, и с точки зрения их собственного жизненного пути.

2.2 Инновационные методы в преподавании социологии

В мировой образовательной практике в основном применяются два базовых модуля преподавания социологии: академический (нередко его называют абстрактно-теоретическим) и социально-прикладной. По мнению ряда ученых именно последний, как наиболее отвечающий запросам резко изменившегося рынка труда, профессий и занятости, в настоящее время наиболее перспективен в учебно-педагогической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности.

Охарактеризуем основные особенности социально-прикладного характера методики преподавания социологии. Первая из них - отказ от традиционной формы занятий и перевод их в интерактивный режим. Это означает, что, завершив изучение курса социологии, каждый студент публично защищает в группе разработанную им в течение семестра «Программу социологического исследования».

Вторая особенность методики - отказ от «классической» схемы проведения семинара, когда основная цель сводится лишь к закреплению знаний, полученных на лекциях. Принята другая модель - с акцентом на развитие у студентов навыков самостоятельного анализа научных статей, раскрывающих социальную сущность проблем, и вопросов, рассмотренных на лекциях.

Третья особенность - тесная связь научных работ студентов с учебным процессом по курсу социологии.

Четвертая особенность - использование социологических исследований при подготовке дипломных работ по специальности.

Пятая особенность - лонгированная (в течение двух-трех лет) индивидуальная работа со студентами: с начала знакомства с курсом социологии до написания дипломной работы и даже подготовки к поступлению в аспирантуру.

Шестая особенность - контроль эффективности преподавания, действенности применяемых технологий.

В течение семестра студенты, изучая теоретический курс социологии, одновременно участвуют в практических занятиях, где под руководством преподавателей овладевают навыками социологического анализа. Поэтому в лекционном курсе рассматриваются не только теоретические проблемы социологии, но также раскрывается ее прикладной аспект. Именно с этих позиций анализируются социальная структура и стратификация общества, власть как социальное явление, социальный механизм развития экономики. При этом подчеркивается необходимость учета междисциплинарного характера социологического знания.

Будущее образования неразрывно связано с современными информационными технологиями. Информатизация позволяет накопить и сделать доступными преподавателям и учащимся огромные объемы знаний, обеспечить наглядность и доступность учебного материала; осуществить работу учащегося вне зависимости от его удаления от учебного заведения; наконец, обеспечить индивидуальное направление программам обучения для каждого отдельно взятого студента. Именно поэтому становится реальной столь важная для дальнейшего процесса совершенствования сфер и уровней образования в стране технология дистанционного обучения.

В качестве форм контроля в дистанционном образовании используются специальные экзамены, собеседования, практические, курсовые работы, интеллектуальные тестирующие системы и т.п. Следует особо отметить, что решение проблемы контроля качества образования, его соответствия образовательным стандартам имеет особое значение для успеха системы дистанционного образования. Именно поэтому для осуществления контроля должна быть создана единая государственная система тестирования с учетом региональных и национальных особенностей.

Дистанционное образование, демонстрируя положительные моменты, связано с рядом трудностей, препятствующих его широкому распространению. Одной из них является высокая стоимость средств обучения и средств связи, требующихся для процесса обучения. Не каждое высшее учебное заведение может приобрести такие средства. Весьма актуальным является и осознание важности компьютерного и сетевого образования со стороны преподавателей высшей школы. Не все они психологически готовы к этому.

Дистанционная технология образования включает в себя учебные видеофильмы, спутниковые телелекции, аудиокурсы, обучающие компьютерные программы, обучение в среде Интернет, электронное тестирование, информатизацию административных процессов, в том числе автоматизированное ведение электронных учебных досье студентов и др. Здесь необходим мощный центр в виде НИИ компьютерного обучения, оснащенный современным оборудованием и имеющий структурные подразделения по основным функциям: разработка сценариев обучающих компьютерных программ (ОКП); исследований в области применения последних достижений информационных технологий в учебном процессе; программирования и массового производства ОКП.

Дистанционная образовательная технология основана на индивидуальном подходе - обучающийся усваивает знания и умения через множество индивидуальных форм работы - от персональных видеолекций, самостоятельного изучения учебных тем по специально разработанным учебным пособиям, их углубления с помощью обучающих компьютерных программ с обратной связью до различных видов активных семинаров (деловых и операционных игр, дискуссий и пр.).

Преподаватели социологии вынуждены постоянно решать дилемму: как «уложить» растущий объем изучаемого материала в небольшое число часов, которое имеет тенденцию к сокращению. Неоценимую помощь преподавателям могут оказать информационные технологии.

Пользователь имеет дело с электронной книгой, которую можно не просто листать, но и просматривать вдоль ее ассоциативных связей в любых направлениях, быстро переходя к расшифровкам терминов или участкам текста раскрывающим смысл понятий. Компьютерные технологии позволяют организовывать общение с пользователем: предложить ему, не прекращая сеанса работы, заполнить анкету, ответить на вопросы, получить дополнительную информацию.

На основе данной технологии построены многие учебные программы на CD-Rom. Они включают несколько самостоятельных блоков, например: краткий конспект лекций с блок-схемами и графиками, учебный материал в полном объеме, тесты с ответами и тесты с оцениванием, примеры, факты, комментарии, деловую игру, словарь, алфавитно-предметный указатель. Данный материал дает возможность пользователю работать в удобном для него режиме - от быстрого ознакомления до глубокого изучения и контроля знаний. Все блоки имеют сообщение друг с другом, а также функцию «вывод на печать». Пользователь может при помощи принтера получить печатную копию интересующих его материалов.

Применение информационных технологий при преподавании социологии сопровождается новой организацией труда. Необходимы определенные изменения в учебных программах по социологии, методах и дидактических приемах обучения. Требуется разработка, экспериментальная проверка и организация эффективного использования современных средств поддержки образовательных процессов (экспертных систем, тренажеров, систем тестов, игр, имитационных моделей и т.п.), а также подготовка организационно-методического сопровождения. В целом представление материала лекций в электронном виде, проведение семинарских занятий с помощью информационных технологий требует серьезной подготовительной работы, больших дополнительных затрат как денежных, так и времени. Происходит реструктуризация аудиторного и внеаудиторного времени, существенно увеличивается время на подготовку к занятиям и на осмысление и обсуждение результатов работы на компьютере.

При использовании компьютерных технологий возникает и проблема коммуникационной компетентности, появляется реальная опасность переноса технического обращения с компьютером на отношения с людьми. Только при общении в группе (команде) на семинаре вырабатывается не просто умение говорить, а вести диалог, не просто спорить, а объяснить и доказать, убедить или переубедить, грамотно сформулировать вопрос и также корректно, в случае необходимости, ответ.

При электронном представлении лекционного материала пропадают чисто эмоциональные моменты воздействия: мимика, жесты, интонация. Поэтому невозможно исключить преподавателя из учебного процесса. Необходимо многообразие форм преподавания, гибкое сочетание традиционных форм обучения с новейшими информационными технологиями.


3. Влияние преподавания социологии на формирование личности

Задаваясь вопросом, в чем смысл преподавания социологии, ответить на него можно следующим образом. Первый подход базируется на общегуманистическом пафосе – изучение социологии в ряду других гуманитарных дисциплин воспитывает в студентах особое отношение в человеку. Другой – социология формирует гражданскую позицию молодого человека. Еще одна позиция основана на том, что в каждой профессии есть аспекты, в которых социологическое знание может стать полезным, и задача преподавателя социологии – найти этот аспект и связать таким образом свою дисциплину с будущей профессией студентов.

Социология в том виде, как она представлена в системе научного знания, насчитывает уже полтора столетия. Она стала востребованной в относительно цивилизованном обществе, озабоченном состоянием и возможностями своего развития. Социология становится необходимой, когда общество стремится осознать свое устройство, потребности, условия нормального функционирования, перспективы. И она предлагает социуму не только абстрактные рассуждения, но достоверное знание, опирающееся на надежные факты, добытые научным исследованием.

Российская общественная мысль всегда чутко реагировала на достижения науки. Уже с середины XIX в. работы классиков социологии Огюста Конта, Карла Маркса, Герберта Спенсера и др. были предметом дискуссий российской интеллигенции. Наши великие соотечественники Н.И. Кареев, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин не только пропагандировали социологию, но и внесли вклад в социологическую теорию. В развитии и использовании социологии была заинтересована российская передовая интеллигенция, но не политическая власть России. Социология преследовалась царскими властями вместе с социалистическими теориями, а советской властью - как «буржуазная теория, противостоящая научному социализму».

Лишь к концу 80-х годов в процессе «перестройки» были сняты цензурные и административные препоны, и отечественная социология получила возможности более или менее свободного развития. Следует признать, что плацдармом нынешнего развития российской социологии послужили прикладные социальные исследования 60-80-х годов. Однако ключевым фактором институционализации социологии призвано было стать профессиональное социологическое образование. До этого времени в России оно находилось в состоянии «подполья», лишь в качестве едва заметных очагов социологического просвещения. Вполне очевидно, что только профессионально подготовленные специалисты способны грамотно и полноценно использовать достижения науки и развивать ее.

Слово «социология» ассоциируется, в основном, с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах респондентов, высказавших свое отношение к тому или иному событию. Как следствие этого, социология в вузах, где она является непрофилирующей дисциплиной, была интерпретирована главным образом как курс, готовящий к сбору и анализу эмпирического материала. Но главной целью обучения социологии как непрофилирующей дисциплины должно стать развитие у студентов способности видеть и выявлять общие черты в социальных явлениях и процессах, предвидеть социальные последствия своей деятельности.

Нынешний статус курса социологии своим приоритетом ставит практическую полезность изучения социальных проблем студентами. Наряду с базовыми стандартными темами отбираются такие, которые могут помочь студентам более грамотно решать жизненные и профессиональные проблемы.

При освещении этих тем акцент делается не только на получение новых знаний, но и на преодоление зачастую свойственных молодежи поверхностных взглядов на социальные явления и процессы.

Следует выделить и такой аспект курса, как расширение и обогащение лексикона студентов. Устойчивая мода на социологию, растущий спрос на социологические исследования ввели специальные социологические термины в разговорную речь, публицистику. Усвоение «социологического языка», обучение правильному применению терминов «социальный статус», «престиж», «выборка», «репрезентативность» и др. – одна из задач курса социологии.

Главная задача социологического практикума – формирование социологической грамотности потенциальных пользователей социологической информации, потенциальных заказчиков социологических и маркетинговых исследований. Умение сделать «заказ» (правильно сформулировать проблему, цели и задачи исследования), осознать специфику (возможности и ограничения) социологических методов, оценить качество информации – главные ориентиры практических занятий по социологии. Кроме того, апробация логики социологического исследования – один из способов дисциплинировать аналитическое мышление студентов. В процессе разработки программы учебного социологического исследования демонстрируются и осваиваются универсальные аналитические алгоритмы, используемые в исследовательских проектах разного уровня – от написания курсовых работ до дипломного и диссертационного проектов. Темы учебных исследований связаны с анализом молодежных студенческих проблем. Спектр их очень широк – проблемы девиации, профессиональные и жизненные ориентации, организация и содержание учебного процесса и т.д. С одной стороны, это позволяет наполнить теоретическое содержание курса практической проблематикой, рефлексией по поводу способов получения теоретического социологического знания, с другой – помогает овладеть навыками анализа реальных социальных проблем, конкретных жизненных ситуаций.

Задача формирования грамотного заказчика, конечно, важна, но она частная, т.к. только несколько десятков сотен выпускников станут руководителями и смогут сделать заказ на социологическое исследование. Задачу преподавания социологии в том, чтобы дать студентам научное знание об обществе, в котором мы живем, выявляя его тенденции и закономерности. Учитель вряд ли может стать заказчиком, но его нужно научить использовать социологическое методы в оценке и диагностике педагогической деятельности. Полученный им материал будет иметь «местный» характер и может не отличаться глубиной анализа. Учитель не должен владеть профессиональным знанием социолога-прикладника, но если он усвоил, что анкета - не просто «энное число» произвольных вопросов, что есть определенные требования к программе и инструментарию, если он получил навыки обработки эмпирических данных, узнал, какая социологическая информация может считаться достоверной, это уже немало.

В условиях экономической и социальной нестабильности снижение уровня предпринимательского риска для коммерческих структур и социального риска для некоммерческих организаций требует полной, оперативной, точной информации о нуждах и запросах потребителей товаров и услуг, идей, программ. Востребованные сегодня маркетинговые исследования суть не что иное, как разновидность социологических исследований. Это повышает спрос на специалистов, способных грамотно провести такое исследование. Экономисты чаще всего пользуются данными количественного анализа рынка (емкость, потенциал и т.п.). При этом в подавляющем большинстве они удовлетворяются официальной статистикой, мало обращают внимания на изучение интересов и ценностных ориентаций потребителей. Сегодня растет спрос на качественные маркетинговые исследования (формирование портрета среднего потребителя услуги, оценка имиджа организации, тестирование восприятия рекламы), качественные методы сбора информации. Востребованность социологов и социальных психологов для решения этих задач – в сравнении с экономистами – возрастает.

Нынешний специалист в любой сфере практики нуждается в социологическом знании, оно помогает ему анализировать свои действия в системе социальных факторов, прогнозировать социальные риски, выстраивать личную стратегию поведения в зависимости от социальной ситуации. Тем более это знание необходимо специалистам высшей квалификации.

Формирование социологического мышления - требование времени: картина мира в условиях глобализации социальных процессов в значительной мере социологизируется. Социология приобретает как методологический, так и мировоззренческий аспект. Причем это методология и мировоззрение особого рода, динамично трансформирующиеся в повседневной жизни, профессиональной и иной практике человека.

Есть еще один важный аспект развития социологической науки и подготовки специалистов. Социология за последнее десятилетие все более прочно укореняется в системе развивающихся специальностей. Импульс от социологической науки и методологии социологического исследования получили различные области социальной работы, службы демоскопии, связи с общественностью (пиар), специалисты маркетинговых, консалтинговых служб, социальных технологий, социального управления и др.

В этой связи следует отметить следующее. Во-первых, вырастает потребность в углубленной практической, прикладной подготовке социологов. Вместе с тем, нередко из конъюнктурных соображений в угоду ориентации на модные специальности в вузах, в том числе в классических университетах, происходит вымывание из учебных планов разделов о фундаментальной подготовке студентов и о подготовке специалистов по фундаментальным направлениям. Во-вторых, по новым социологическим специальностям (связи с общественностью, работа с персоналом, организационное управление, политология, культурология, антропология, конфликтология и пр.) складываются параллельные профильные структуры. Потребность в углубленной специализации объективно обусловлена; необходима также координация усилий в обучении кадров по этим специальностям. Однако нельзя допустить распыление методического руководства по частным направлениям, удаления их от социологического образования. Если подготовка по новым социальным профессиям обособится, выйдет из-под опеки общей социологии, то она утратит корни обществоведческого, гуманитарного знания, превратится в манипулятивную технологическую рутину.

Социология входит в блок социально-гуманитарных дисциплин, без знания которых в настоящее время немыслим специалист в любой области народного хозяйства. Она несет мощный герменевтический заряд, выявляя в общественной системе закономерности функционирования и развития социальных связей и отношений. Научить студента социологическому анализу – это означает дать прежде всего добротную теоретическую подготовку, цельный и стройный взгляд на общество и место человека в нем. Это тем более важно, если учесть, что за последние годы изучение теоретических проблем общества было ослаблено (что в немалой степени связано с кризисом общественных наук). Но определить свое место в обществе, стать полноправным гражданином и грамотным руководителем (в том числе и компетентным заказчиком исследования) выпускник любого вуза может только тогда, когда наряду с теорией он освоил и методику проведения социологического исследования.

Перед социологами страны стоит общая генеральная цель - формирование социологической культуры общества. Достижение этой благородной цели предполагает: развитие социологической науки, социологических исследований и институциональных практик, основанных на знаниях, внедрении их результатов в жизнь; социологическое образование в форме подготовки профессиональных социологов, осуществляемое на высоком уровне преподавания фундаментальных, прикладных дисциплин в сочетании с формированием культурного кругозора и гражданской позиции; всеобщее социологическое образование, дифференцированное по категориям населения; постоянную просветительскую миссию социологов, включая публицистику в средствах массовой информации; формирование социологического мышления руководителей, организаторов, специалистов всех отраслей хозяйства, широких слоев населения; консолидированные усилия социологов в решении социальных проблем, в достоверной, объективной, научной оценке фактов, в диагнозе недугов нашего общества и выдвижении стратегии и тактики избавления от них. Социологическое сообщество нуждается в заинтересованном отношении общества к результатам своей деятельности, поддержке социологической науки и социологического образования в России.


Заключение

Все вышесказанное, на наш взгляд, позволяет прийти к выводу, что в условиях трансформации основ нашего общества социология намного больше подходит на роль базовой учебной дисциплины, обязательной для каждого студента, чем какая-то другая наука. Перечислим некоторые аргументы в пользу социологии.

Социология является одновременно и социальной и гуманитарной дисциплиной.

Социология обладает различными теоретическими подходами, которые развивают критическое мышление на основе анализа социальных проблем, которые близки и понятны студентам.

В отличие от политологии и культурологии, социология дает более общие знания, не ограничиваясь отдельными сферами общественной жизни, и потому потенциально вызывает интерес у более широкого круга студентов.

Необходимость использования информационных технологий в преподавании социологии диктуется временем. Фундаментальные цивилизационные изменения, начавшиеся в последней трети XX в., поставили на повестку дня вопрос о разработке и использовании новых технологий приобретения знаний, навыков, умений, которые соответствовали бы науке, ценностям и отношениям информационного общества. В эпоху развития общества, основанного на информации, многократно умножающего возможности доступа к данным и фактам, образование должно помочь каждому индивиду пользоваться этой информацией, отбирая, упорядочивая, накапливая и управляя ею. В процессе образования происходит отход от стандартизации и подражания в пользу индивидуализации, дифференциации.

Поиск новой системы (концепции) образования ведется в стремительно изменяющихся условиях. Перед студентами-социологами стоит задача научиться приобретать знания в условиях быстрых изменений, связанных с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности, необходимо сочетать достаточно широкие культурные знания с возможностью глубокого постижения неограниченного числа дисциплин. Преподаватели социологии в этих условиях должны вести постоянный информационный мониторинг, следить за литературой и т.п. Изменения в технологии образования являются не только технической необходимостью, но и ответом на определенный социальный запрос.

Главная задача преподавания социологии – научить студента социологическому анализу, или, что более точно, - помочь развитию социологического мышления. Так как есть опасность сведения содержания социологического анализа к анализу социологической информации, тогда как анализ в науке - это не просто изучение данных, это выявление общих черт, стремление к интеграции и комплексности в исследовании социального объекта. И в этом в какой-то мере заключается специфика социологии как науки.


Список литературы

Банникова Л.Н., Боронина Л.Н. Проблемы и перспективы кафедры социологии в техническом вузе // Социс. – 2000. – № 8. – С. 123-126.

Бурлуцкая М.Г. Какому социологическому анализу мы учим студентов // Социс. – 2000. – № 8. – С. 126-132.

Выборнова В.В., Варбузов А.В., Орлрва Л.А. Инновационные методики в преподавании социологии // Социс. – 2001. – № 3. – С. 123-126.

Головенко И.А. Преподавание социологии: историческая справка и вариант курса // Социс. – 1992. – № 8. – С. 38-47.

Гущина Е.Н. Преподавание социологии в университете // Социс. – 2005. – № 1. – С. 115-118.

Добреньков В.И. Социологическое образование и социологическое сообщество // Социс. – 2004. – № 4. – С. 113-116.

Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология: Курс лекций. – М., 2001.

Константиновский Д.Л., Овсянников А.А., Покровский Н.Е. Программы национального фонда подготовки кадров и обновление социологического образования в России // Социологический журнал. – 2004. – № 3-4. – С. 138-142.

Крухмалев А.Е., Орлова Л.А., Варбузов А.В. Инновационные образовательные технологии и методы в преподавании социологии («Круглый стол») // Социс. – 2001. – № 10. – С. 125-133.

Кудряшов Ю. Информационные технологии – важный ресурс развития //Высшее образование в России. – 2007. - № 5. – С. 45-49.

Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социс. – 2002. – № 2. – С. 120-123.

Морозова Е.И. Социология и маркетинг // Социс. – 1991. – № 7. – С. 92-94.

Овсянников В.Г., М.Ф. Шурупова Социологическое образование в России: проблемы и перспективы // Социс. – 1993. – № 11. – С. 28-38.

Социология: Основы общей теории / Под ред. А.Ю. Мягкова. – М., 2003.

Титаренко Л.Г. Методические аспекты совершенствования преподавания социологии с учетом зарубежного опыта // Социс. – 2000. – № 8. – С. 132-137.