Реферат: Общество как социокультурная единица

План

Введение

Зарождение и этапы развития знаний об обществе

Общество как объект познания

Выводы

Литература


Введение

Общество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Общество открытое и закрытое — понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.

Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).

Открытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству.

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.


Зарождение и этапы развития знаний об обществе

Самые первые, наивно-мифологические в своей основе, представления о жизни людей появились в древних обществах. Жизнь воспринималась как арена деятельности мифических сил или богов, которые олицетворяли собой те или иные социальные и природные процессы, этапы совершенствования знаний об обществе соответствовали историческим эпохам: древнее общество (до V в. н.э.); Средневековье (II—XTV вв.); Возрождение (XV—XVI вв.); Новое время (XVII—XIX вв.) и современная эпоха.

Философские учения об обществе стали возникать по мере накопления и систематизации имеющегося знания, которое стало называться «мудростью». Так, в Древней Индии и Древнем Китае уже существовали учения об общественном устройстве, социальной структуре, месте и роли государства в обществе, о человеке и его взаимоотношениях с обществом, государством и природой (буддизм, конфуцианство и др.).

В Древней Греции стал зарождаться более строгий подход к изучению общества, который проявил себя в творчестве историков Геродота и Фукидида, многих философов. Появился и сам термин «философия», означавший «любовь к мудрости» {Пифагор). Примечательно, что античная философия уже изучала общество с различных сторон. Например, Демокрит рассматривал происхождение общественной жизни в ходе трудовой деятельности людей. Сократ положил начало исследованию темы человека как субъекта нравственной жизни в обществе. Диоген и Эпикур обратили внимание на различные формы образа жизни человека в обществе.

Из древних мыслителей наибольший вклад в теорию общества внесли Платон и Аристотель. Так, Платон разработал учение об «идеальном» (совершенном) государстве, где основными будут три социальные группы — производители, воины и правители, а формой государственного устройства станет аристократическая республика. Аристотель основал учение о политике города-полиса и исследовал различные формы государственной власти: аристократию, республику, демократию, тимократию (власть военных), охлократию (власть толпы). Он известен также и как автор идеи естественности рабства.

В Средние века сложилось и господствовало теологическое (религиозное) понимание общества. В христианстве подчеркивалась идея сотворенности человека на Земле Богом и временной предопределенности жизни человека в общества (Аврелий Августин, Фома Аквинский). Считалось, что Бог дал первым людям свободу жизни, райскую жизнь, но они не сумели ею разумно распорядиться и нарушили божественный завет. В результате вся история человечества стала восприниматься через греховность и вечную борьбу сил божественного Добра и земного Зла. Христианская философия Средневековья считала церковь высшим институтом власти в обществе, а духовенство — особым социальным сословием. Отдельные мыслители полагали, что история общества, как и жизнь человека, также имеет свои периоды — рождение, расцвет и смерть. Высказывалась убежденность в том, что финалом человеческой истории все же станет победа сил добра и утверждение некоего Царства Божьего, как это замыслил Творец.

В эпохи Возрождения и Нового времени религиозное объяснение общества дополняется светским познанием. Жизнь людей стала восприниматься зависимой и не зависимой от Бога. Сохраняется вера в религиозное происхождение общества, но утверждается и понимание того, что жизнь людей сложилась в ходе длительной эволюции природы на Земле как один из возможных культурных миров во Вселенной. Проводилась также мысль о том, что общество — это сложная система отношений и институтов, возникшая на почве «взаимного договора (общественного договора)» и ответственности людей (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Стали считать, что основными движущими силами развития общества являются разум и наука, проявляющиеся в знаниях, ремесленном и промышленном производстве, интеллектуальной и практической культуре людей. Возникают утопический социализм (Т. Мор и др.), разрабатывается политическое учение о государстве и правителях (К. Макиавелли), появляется идея «круговорота» в истории (Д. Вико). В научный оборот вводится термин «философия истории» (Вольтер). Если важнейшими источниками и двигателями прогресса общества считались наука и разум, то религия и церковь, напротив, рассматривались в качестве основных препятствий этого процесса.

В начале XIX в. в европейской философской мысли стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общества. Известные немецкие философы И. Кант, И. Фихте, Л. Фейербах обратили внимание на особую роль в общественной жизни таких явлений, как мораль, правовые нормы, религиозное сознание. Г. Гегель попытался представить всю историю в виде этапов развития «абсолютной идеи». По убеждению философа, история началась на Востоке, где был свободен один человек (правитель), и завершается в христианском мире, где якобы все люди становятся свободными.

В немецкой марксистской философии сформировалось материалистическое понимание общества и его истории (К. Маркс и Ф. Энгельс). Считалось, что основным фактором развития общества является трудовая деятельность человека, материальное производство. Характер и способы материального производства оказывают с точки зрения марксизма определяющее воздействие на все стороны общественного организма, включая и духовную жизнь. В этом смысле история — это естественно-исторический процесс возникновения и смены способов материального производства и общественно-экономических формаций. Он имеет свои законы и логику развития. Идеалом и конечной целью истории марксисты провозгласили коммунизм, представляющий собой, по их мысли идеальное устроенное и богатое общество, справедливо и разумно организованная ассоциация свободных тружеников.

В современную эпоху в системе знаний учения об обществе занимают ведущее место во многих течениях и школах. Заметную роль играют религиозные учения об общественной жизни, многочисленные технократические концепции исторического процесса, космическое и экологическое течения в философии и других гуманитарных науках. Большое влияние на осмысление общественного развития оказал экзистенциализм, в котором содержалась весьма сложная и актуальная для нашего времени тема, отчужденного от общества человека. Специфическая трактовка общества и истории в соотношении с психическими состояниями людей дается австрийским психологом 3. Фрейдом и неофрейдистами. Для многих современных исследователей общественной жизни по-прежнему сохраняет свой авторитет марксистская методология познания общественной жизни и исторического процесса.

Учение об обществе различно представлено в социально-гуманитарных науках. Они в отличие от естественных и технических наук специально изучают общество и человека в обществе, их взаимодействия. Исторические и другие науки много внимания уделяют возникновению общества, периодам, стадиям, эпохам его развития, раскрывают роль различных субъектов в историческом процессе, анализируют конкретные явления и процессы в обществе. Социология, политология, культурология, правовые науки, экономические учения формируют области знаний об отдельных сферах и аспектах жизнедеятельности общества. Философия изучает природу, общество и человека как разновидности бытия. Раздел философии, в котором общество рассматривается как особое явление бытия, называется социальной философией. Изучается системность общества, его содержание, признаки, структура, закономерности, источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общества.

Социальная философия тесно связана с социологией. Если социальная философия является теорией высокой степени общности, объясняющей социальное бытие, то социология — это теория «среднего» уровня обобщения этих знаний. Социология изучает функционирование и развитие конкретных социальных субъектов и систем: семьи, науки, культуры и т.д., а социальную философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Вместе с иными отраслями научного знания (археология, история, культурология, политология, этнография и др.) они создают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности.

Исследование общества отличается от изучения природы. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди, обладающие как положительными качествами, так и недостатками, поэтому общественная жизнь всегда разнообразна, запутанна, а нередко даже и непредсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата различными проявлениями, за которыми подчас нелегко выявить устойчивые признаки и процессы, конкретные закономерности функционирования и развития общества. В этом смысле познанию общественных явлений не могут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется сила человеческого разума, длительные и глубокие размышления над множеством фактов и событий. Познание общества протекает также в ходе острого соперничества различных точек зрения и подходов, что не всегда способствует выяснению истины. В социальных науках истинность объяснения тех или иных фактов и событий может открыться далеко не сразу, а лишь спустя значительный период времени. Не удивительно, например, что важнейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь в новое и новейшее время.

Современные социально-гуманитарные науки помогают формировать целостный теоретический портрет общества как сложного социального организма. Они объясняют динамику развития общества и его перспективы, раскрывают человеческое измерение истории* культуру общества и цивилизационное развитие, выявляют место и значимость конкретных социальных процессов и действий людей в сохранении земной цивилизации.

Обществознание как комплекс наук о жизнедеятельности людей образно можно сравнить с растущим деревом. Его отдельными ветвями являются частные общественные науки (политология, культурология, психология, демография и т.д.). Сам же ствол дерева — это и есть социальная философия. Она призвана давать ответ на весьма важный мировоззренческий вопрос о том, что такое общество как специфическое явление мироздания и мир бытия человека.

Основные понятия Объяснение общества в античности, в Средние века, в эпоху Возрождения, в Новое время и на современном этапе, социально-гуманитарные науки, место и роль в них социальной философии.

Общество как объект познания

Термин «общество» очень многозначен. Он употребляется в научном (категориальном) и обьщенном смыслах. В обыденном языке его используют для обозначения различных добровольных объединений людей, например, по интересам — общество «рыболов-спортсмен», «общество историков» и т.п. В научном значении термин «общество» также употребляется в различных смыслах. В социально-гуманитарной литературе можно насчитать, по крайней мере, пять основных значений:

во-первых, общество — это отдельная группировка людей (часть населения планеты), т.е. самостоятельная единица истории, целостный и самодостаточный социальный организм (например, российское, французское, японское и иные общества); это этническая или полиэтническая общность людей со своей историей и культурой;

·           во-вторых, это совокупность социальных общностей региона (ближневосточное, западно-европейское и другие общества);

·           в-третьих, все человечество в целом — планетарное общество;

·           в-четвертых, это общество определенного исторического типа (античное, феодальное, буржуазное);

·           в-пятых, под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам группировка людей, по ряду признаков противоположная природе: общество индивидов, общество деятелей-созидателей, человеческое общество.

Обобщенное определение общества может быть таким: общество — это обособившаяся от природы часть бытия, характеризующаяся своими способами самоорганизации, воспроизводством и потреблением материальных благ (ценностей), нормами и принципами жизни людей, социальными отношениями и институтами. В этом определении заключена сущность общества, которая выражена общими и особенными признаками.

Общий признак общества указывает на его единство с природой и человеком. Он состоит в том, что общество является частью материальной природы, имеет единые характеристики с природой. К особенным признакам можно отнести: наличие индивидов, обладающих сознанием и социальными качествами; деятельность по созданию, распределению и хранению материальных и духовных ценностей: удовлетворению на их основе материально-физических и духовных потребностей людей; особая организация и управление, нормы и принципы жизнедеятельности, отношения общения, поведения и деятельности и др. Специфические признаки общества определяют особое содержание жизни людей, отличающие их от жизни растений и животных. Обобщенно такое содержание жизни людей на Земле получило название культуры.

Таким образом, общество как подсистема мира бытия является носителем, с одной стороны, общих свойств и связей бытия как целостной системы, а с другой — специфических социальных отношений и форм. Общество как объект познания изучается и в соотношении с природой, и во взаимосвязи внутренних его элементов.

Теоретическое изучение общества начинается в античной философии. Уже Сократ, Платон и Аристотель выделяли проблемы общественной жизни. Ключом к анализу общества выступал город-государство (город-полис). С позиций государства рассматривались человек и его жизнь, политика, религия, нравственность, искусство. Если же связь с государством у некоторых общественных явлений не просматривалась, они признавались второстепенными и объяснялись по-другому.

В теориях античных мыслителей общество растворялось в городе-государстве. Такое поглощение объяснялось определяющей ролью политических институтов в городе-полисе как ведущей формы самоорганизации рабовладельческих обществ на ранних классовых ступенях развития. Позиция полного или частичного отождествления общества и государства продолжалась до Нового времени. Лишь в XVII в. Т. Гоббс (1588—1679), не отказываясь от признания определяющей роли государства в обществе, показал, что истоки государства коренятся не в нем самом, а в «естественных и общественных состояниях» людей. В XVIII в. представитель классической экономической теории А. Смит (1723—1790) обосновал функциональную границу между обществом и государством. Общество он представлял трудовым и меновым союзом людей, связанных между собой разделением труда. Оно является главной сферой удовлетвр-рения многообразных потребностей людей. Государство же решает вопросы власти и управления в обществе.

Известный немецкий мыслитель Г. Гегель (1770—1831) уже разграничивал государство и гражданское общество, определяя последнее как систему социальных зависимостей с целью материального обеспечения людей. Гражданское общество, считал Г. Гегель, — это система свободных экономических отношений. Французский мыслитель О. Конт (1798—1857) разработал основы «позитивной» философии и социологии, раскрыл общество как сложный организм, имеющий качественную определенность. Он считал общество целостной системой взаимодействующих индивидов. По его мнению, социальная философия должна изучать законы существования и динамику социальной системы, которые имеют для людей положительное значение.

Приведенные примеры показывают, что с XVIII в. акцент в исследованиях общественной жизни переносится с государства на экономику, на хозяйственную жизнь. Для исследователей становится очевидной заглавная роль экономики в закономерном развитии общества. Такая позиция была характерна не только для О. Конта, но и для К. Маркса.

К. Маркс (1818—1883) сформулировал принципы материалистического понимания истории и пришел к выводу, что общество не просто состоит из индивидов, а выражает совокупность связей, отношений индивидов друг к другу. Иными словами, общество — это система общественных отношений, носителями которых выступают социальные субъекты: человек, социальные группы, классы, социальные институты (государство, политические партии, экономические организации, религиозные, художественно-творческие и другие объединения).

Английский католический историк А. Тойнби (1889—1975), считавший себя противником К. Маркса, тем не менее также квалифицировал общество как систему отношений. Он считал, что человеческое общество само по себе представляет особый вид отношений между людьми — явлениями частными, индивидуальными, но в то же время социальными в том смысле, что они не могут существовать вне общественных связей. Общественные отношения между людьми, рассуждал Тойнби, имеют надличностный характер и поддерживаются с помощью специальных социальных институтов, среди которых главное место занимает церковь. Как видно из приведенного положения, историк выделял три элемента структуры общества: люди, живые человеческие индивиды; отношения между людьми двух видов (надличностные широкого социального плана и отношения общения); специально созданные социальные институты.

Таким образом, общество как объект изучения различных наук представляет собой исторически изменяющуюся жизнедеятельность людей, которая производит и воспроизводит социальные процессы и самого человека как личность. Деятельность человека и отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, а также социальные институты, управляющие отношениями, — главные, хотя и не единственные элементы структуры общества, которые изучаются в первую очередь.

Понятие общества следует отличать от других близких понятий: государство, народ, нация. Государство {страна) — это основанная на праве и законе форма самоопределения народов и наций как самостоятельных и независимых сообществ. Государство — также главный аппарат управления страной (обществом). Народ — преимущественно социальная форма общности людей, связанных происхождением, языком, культурой. Нация — этносоциальная форма общности людей, более высокая ступень развития исторических общностей в сравнении с родом, племенем и народностью. Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации и государства, нация и народ взаимодополняются.

Специфика познания общества связана с признаком самодостаточности. Самодостаточной называют систему, способную своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает способность производить все необходимое для совместной жизни людей. Такими необходимыми условиями выступают экономические, политико-правовые, нравственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной деятельности, которые соотносятся с природно-географическими условиями как естественной средой.

Термин «деятельность» широко используется в разговорном языке — вулканическая деятельность, деятельность рек, работа как деятельность, занятие чем-либо и др. В науке деятельность рассматривается более строго. Деятельность — это вид социальной активности субъекта, связанный с упорядоченными, организованными, осознанными действиями по созданию (разрушению) чего-либо. Деятельность как жизнедеятельность присуща всем биологическим системам: растениям, животным и человеку. Ее признаками являются обмен веществ, приспособление к внешней среде, продолжение рода. В жизнедеятельности живых организмов отсутствует общественное содержание. Деятельность социальной общности, а также отдельного человека обретает признаки целенаправленной, целесообразной, конструктивно-творческой, планируемой и управляемой активности. Она заключается в создании необходимых условий и мотивов общественной жизни, в преобразовании внешней, первой природы во «вторую природу» (культуру) с целью сохранения динамического равновесия системы общества.

Социальная деятельность раскрывается в процессах опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание заключается в превращении способностей субъекта в объекты и их свойства. Способности человека через формы социальной активности воплощаются в создаваемом им предмет или в отношении, закрепляются в конкретных элементах содержания или признаках. Предметы и отношения (связи) становится необходимы для человека. Распредмечивание представляет собой процесс превращения свойств объекта в мысленные образы или способности субъекта. Это процесс отражения и осмысления объекта человеком. В результате в сознании возникают мысленные образы, формируются чувства, волевые состояния. Благодаря им объект отражения фокусируется в элементах сознания и мировоззрения. Опредмечивание и распредмечивание — необходимые социокультурные процессы, в ходе которых осуществляется социальное наследование и преобразование человеком себя и окружающей среды.

Структура деятельности дифференцируется по разным основаниям.

Во-первых, по характеру отношения человека к окружающему миру она подразделяется на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на изменение природной и социальной действительности в интересах людей, а духовная — связана с воспроизводством сознания, мировоззрения и социальных качеств субъекта. Практическая деятельность выражается также в воспроизводстве человека как физического индивида. Духовная деятельность людей направлена на развитие социальных чувств и интеллекта, убеждений, норм и принципов жизни, понимание свободы совести, на совершенствование общей и профессиональной картины мира.

Во-вторых, в зависимости от общественно необходимых видов деятельности, она делится на экологическую, экономическую, политическую, правовую, нравственную, научную, образовательную, воспитательную, художественно-эстетическую и др.

В-третьих, по отношению к основным сферам жизни общества деятельность осуществляется в материально-производственной, социальной, политико-правовой и духовной сферах.

В-четвертых, по носителям (субъектам) деятельности она представляет деятельность индивида, социальных групп, этнических и демографических общностей, слоев и классов, обществ и государств.

В литературе существуют и другие основания классификации деятельности. Она, например, может быть прогрессивной и регрессивной, позитивной и негативной, творческой (продуктивной) и нетворческой (репродуктивной), созидающей (конструктивной) и разрушающей (деструктивной) и т.д.

Деятельность является ведущей формой социальной активности людей по сравнению с поведением и общением. Совокупность связей, возникающих в процессе социальной активности людей, называется общественными отношениями. Они могут устанавливаться между людьми, между человеком и предметом, между социальными явлениями и институтами.


Выводы

Совокупность общественных отношений подразделяется на материальные и духовные. Материальные отношения включают связи воспроизводства самого человека как физического существа (продолжение рода) и производственные (финансово-хозяйственные) отношения. Они в совокупности образуют первый уровень жизни общества — материальную жизнь, так как нацелены на удовлетворение повседневных естественных потребностей людей и развитие материальной культуры общества. Духовные отношения возникают в связи с удовлетворением потребностей людей в развитии духовности: сознания, мировоззрения, социальных качеств и создании ценностей духовной культуры общества. Духовные отношения иногда называются идеологическими (от идеи): прежде чем сложиться, они проходят через сознание людей, имеют большую вариантность, чем производственные отношения.

Общественные отношения, как и деятельность, могут классифицироваться и по другим основаниям. Основные понятия Общество, структура общества, социальная активность человека, деятельность, общественные отношения.


Литература

 

1.Гречко П. К. Введение в обществознание. - М.: Поматур, 2000.

2.Антология мировой философии в 4-х т. - М., 1969-1972.

3.Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2002. - 438 с.

4.Клименко А.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2006.

5.Кравченко А. И. Введение в социологию: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл. М.: Просвещение, 2000. - 192 с.

6.Малышевский А.Ф. Мир человека. - М.: Интерпракс, 1995.

7.Ясперс. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994.