Курсовая работа: Односоставные предложения в спортивных публикациях
Министерство образования и науки Российской Федерации
Курганский государственный университет
Курсовая работа на тему:
«Односоставные предложения в спортивных публикациях»
Выполнил:
Елена Пшеничникова. Студент 228 гр.
Проверил: Н.А.Медведева
Курган 2009
Содержание
1. Введение
2. Специфика жанров
3. Определение предложения и определение простого предложения.
4. Типы односоставных моделей в исследуемых текстах:
4.1 Определенно-личные предложения
4.2 Неопределенно-личные предложения
4.3 Обобщенно-личные предложения
4.4 Безличные предложения
4.5 Инфинитивные предложения
4.6 Вокативные предложения
4.7 Номинативные предложения
4.8 Нечленимые предложения
Заключение
Литература
1. Введение
Как в спортивных текстах можно передать все напряжение, все эмоции соревнования? Конечно, не через завуалированные метафоры и длинные предложения. Спортивная журналистика, как спорт, – все должно быть точно, ясно, четко. Поэтому спортивным журналистам приходится работать над языком, выискивая новые определения и создавая простые конструкции. Односоставные предложения в спортивной прессе и есть самый приемлемый вариант для спортивных публикаций.
Для СМИ данная тема не теряет своей актуальности. Все новые и новые «акулы пера» будут сталкиваться с этим. И то, что это проблема не имеет такой широкой гласности, огорчает. Возможно, что в недалеком будущем по этой теме будут написаны научные работы, различные статьи, но это будет еще не скоро. В наше время мы же имеем довольно скудный теоретический материал по теме: «Односоставные предложения в спортивных публицистических текстах».
Объектом этой курсовой будут спортивные тексты из российских и курганских газет, а предметом использование - односоставных предложений в материалах и всевозможные типы этих синтаксических средств.
Целью курсовой работы является системное изучение употребления простых предложений в спортивных публикациях и две следующие задачи:
1.Выявления специфики исследуемых предложений
2.Изучение односоставных предложений в разных жанрах СМИ
Исследовательская работа будет проводиться по раннее созданным публикациям. Имеет смысл поговорить по этой проблеме с практикующими спортивными журналистами, а также собрать необходимые материалы для примеров. Примерами будут служить публицистические материалы из российских и курганских газет: «Московский комсомолец»(МК), «Спорт-Экспресс»(СЭ), «Советский спорт»(СС), «Мой футбол»(МФ), «Новый мир»(НМ), «Курган и курганцы»(КиК), «Российская газета»(РГ), «TotalFootball» (TF)
Практическая значимость состоит в том, чтобы как можно точнее и подробнее, со всех сторон, изучить проблему и использовать необходимые факты в профессиональной деятельности.
2. Специфика жанров
Жанры СМИ различаются своей спецификой, и в свою очередь употребление односоставных предложений будет зависеть от того, в каком жанре журналист собирается представить свой материал на суд публике.
Репортаж (франц. reportage, от англ. report — сообщать), информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В зависимости от канала массовой коммуникации (печать, радиовещание, телевидение), для которого предназначен репортаж. Способы подачи материала имеют некоторые специфические особенности. Репортаж в печати (главным образом в газете) может быть как событийным, так и тематическим, описывающим события, объединённые одной темой, но происходящие в разное время; обычно иллюстрируется фотоснимками с места событий, широкое распространение получают и самостоятельные фоторепортажи. Репортаж, передаваемый по радио, всегда придерживается хронологической последовательности событий, стремясь образным словом воспроизвести картину происходящего. Репортаж на телевидении зачастую перерастает в комментирование события, демонстрируемого на экране.
Интервью (англ. interview), жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение. Подразделяется на два вида: Интервью-сообщение, преследующее главным образом информационную цель, интервью-мнение, комментирующее известные факты и события.
Заметка фиксирует конкретный жизненный факт. Ее основное предназначение — сообщать, что, где, когда произошло или должно произойти. Естественно, не каждый факт заслуживает отражения на газетных страницах. Вводимый в коммуникативный канал факт должен иметь социальную значимость. Заметка должна содержать новость, которая должна быть. изложена предельно кратко. "Чрезвычайно важна для заметки оперативность сообщения". Его же виды заметок:
– хроникальное сообщение. Это предельно краткий текст. В нем нет подробностей, нет детализации. Репортер схватывает и отражает главную суть факта. Хроникальные сообщения традиционно даются блоками, без заголовков, под общей рубрикой.
– своеобразной разновидностью жанра заметки следует считать большинство текстовок, сопровождающих фотоснимки, рисунки, карикатуры.
– наиболее распространена в периодической печати стандартная заметка, которая фиксирует и раскрывает новость в общих чертах. Стандартные, заметки публикуются как изолированными текстами, так и блоками. Каждая имеет собственный заголовок.
– самой сложной по структуре является расширенная, или детализированная, заметка. В ней дается сжатое описание единичного явления. В зависимости от сложности объекта и характера новости, отражаемых в заметке, репортер может давать последовательное описание разных деталей — от общих до самых мелких, «капиллярных». В определенных случаях описание сопровождается элементами анализа и комментария. Но они не обязательные структурные компоненты расширенной заметки, которая подчиняется общим нормам жанра.
Статья один из основных жанров журналистики. Общие отличительные признаки С.: осмысление и анализ значительного явления (или группы явлений), аргументированные обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую концепцию, идею. В зависимости от целевого назначения С. могут быть пропагандистскими, проблемными, критическими, научными и т.д.
В курганских СМИ – в основном в газетах «Новый мир», «Курган и курганцы» эти жанры активно используются журналистами. Чаще всего на страницах этих газет можно увидеть репортажи, интервью. Эти два жанра как нельзя ярче передают специфику спортивного мероприятия. Статья используется, но гораздо реже. В основном тогда, когда нужно проанализировать какое–то глобальное событие, разрешить проблему или выяснить определенный факт. Уже в этом жанре односоставные предложения будут встречаться реже.
3. Определение предложения и определение простого предложения
Понятие о предложении
Предложение – это наименьшая единица общения, оформленная грамматически, обладающая смысловой и интонационной завершенностью и выражающая, сообщение, вопрос или волевое побуждение. Предложение – основная синтаксическая единица. В отличии от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.
В грамматической основе выражается грамматическое значение предложения. Это значение связанно со значением наклонений и времени глагола-сказуемого. То, о чем говорится в предложении, может быть представлено как реальное событие, которое происходит, происходило, или будет происходить. Соотнесенность содержания предложения с действительностью называется предикативностью.
Море шумит за окном (К. Паустовский)
Грузии лежит ночная мгла…(А. Пушкин)
Как хорошо ты, о море ночное…(Ф Тютчев)
Простое предложение
Простые предложения по строению грамматической основы делятся на 1)двусоставные: Люблю отчизну я, но странною любовью (М. Лермонтов) и 2)односоставные: Про батарею Тушина было забыто (Л. Толстой)
Как односоставные, так и двусоставные предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов могут быть:
1)Нераспространенными – Был вечер. Небо меркло.
2)Распространенными - Печально я гляжу на наше поколенье (М.Лермонтов); А под маской было звездно (А. Блок)
В предложении могут присутствовать все необходимые для понимания его смысла члены, но могут быть, и пропущены отдельные члены. В соответствии с этим предложения делятся на полные и неполные. Полными считаются предложения, включающие все члены предложения, необходимые с точки зрения его структуры и коммуникативной завершенности – Я не держу тебя; но где ты свои проводишь вечера? (А. Пушкин). Неполными считаются предложения, а которых пропущен какой – либо член предложения – главный или второстепенный, восстанавливаемый из контекста или ситуации – У Лариных (А. Пушкин).
Кроме того, простые предложения могут быть осложненными (включают в себя однородные или обособленные члены, вводные или вставные конструкции, обращения) – Итак, Она звалась Татьяной (А. Пушкин) и неосложненными (названые конструкции отсутствуют)
Стилистические функции односоставных предложений довольно разнообразные. С их помощью можно точно и кратко донести до читателя атмосферу мероприятия. Такие предложения являются информативными, потому что они выделяют главное и несут это в тексте.
Несут коммуникативный аспект – они быстрее и проще усваиваются в мозгах и легче запоминаются.
4. Типы односоставных моделей в исследуемых текстах
В современном русском языке встречаются так называемые односоставные предложения, в которых имеется налицо один из составов главных членов предложения (либо подлежащего, либо сказуемого), а другой и не подразумевается и не восстанавливается из контекста. В тех случаях, когда единственный главный член односоставного предложения выражается именительным падежом, он, независимо от выполняемой им функции, рассматривался представителями этих направлений в качестве сказуемого, а предложение в целом признавалось неполным предложением, где подлежащее опущено.
Ф.Ф. Фортунатов наличие таких предложений объяснял тем, что предложение как психологическое суждение должно заключать сочетание двух представлений - психологического подлежащего и психологического сказуемого. В неполных предложениях одно из представлений, согласно учению Ф.Ф. Фортунатова, может не иметь словесного выражения.
Большая заслуга в изучении односоставных предложений принадлежит А.А. Шахматову. На богатом языковом материале он выявил разнообразные типы построения (структур) односоставных предложений в грамматическом строе русского языка, но специфику их грамматической природы все же не вскрыл.
По мнению А.А. Шахматова, в односоставных предложениях не выражены ясно ни подлежащее, ни сказуемое. Нет расчлененности предложения на два состава. Поскольку подлежащее и сказуемое в этих предложениях не расчленяются, А.А. Шахматов считает, что можно говорить только о главном члене предложения3. При этом, как пишет А.А. Шахматов, "главный член односоставного предложения может быть отождествлен формально или с подлежащим, или со сказуемым, причем, конечно, не следует забывать, что такое "сказуемое" отличается от сказуемого двусоставного предложения тем, что вызывает представление и о предикате и о субъекте, между тем как сказуемое двусоставного предложения соответствует только субъекту". В учении А.А. Шахматова, таким образом, стирается различие между словом как лексической единицей и словом как предложением. Между тем слово и группа слов превращаются в предложение при наличии грамматических признаков. По совокупности семантических и структурных свойств среди односоставных предложений выделяются следующие основные типы:
1.Определенно-личные
2.Неопределенно-личные
3.Обобщенно-личные
4. Безличные
5.Инфинитивные
6.Номинативные
7.Вокативные.
Теперь рассмотрим каждый тип предложений подробнее, с примерами и спецификой каждого.
4.1 Определенно-личные предложения
Определённо-личные предложения — это предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи — говорящего или собеседника. Поэтому сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.
Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите, давай(те) идти.
Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, включив в предложение подлежащее я, ты, мы или вы. Достаточность одного главного члена обусловлена здесь морфологическими свойствами сказуемого: глагольные формы 1-го и 2-го лица своими окончаниями однозначно указывают на вполне определённое лицо. Подлежащие я, ты, мы, вы оказываются при них информативно избыточными. Односоставные предложения мы употребляем чаще в том случае, когда нужно обратить внимание на действие, а не на лицо, которое это действие совершает:
А как сейчас форму поддерживаете?(ССФ)
Что почувствовали, когда увидели, как на лед градом летят кепки? (СЭ)
Разочарованы, что вас не было на поле? (МФ)
4.2 Неопределенно-личные предложения
Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.
В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.
Специфика значения деятеля в неопределённо-личных предложениях в том, что в действительности он существует, но в грамматической основе не называется.
Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат; На экзамене мне поставили пять.
Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённо-личные предложения, как правило, распространённые.
В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени 2) Прямые и косвенные дополнения.
Предполагалось, что ключевым заездом первого дня финала станет заезд № 10 (КиК)
Но ходили сюда семьями. (РГ)
Даже о ничьей в одном из этих матчей не могло идти и речи. (НМ)
4.3 Обобщенно-личные предложения
Обобщённо-личные предложения занимают особое место среди односоставных предложений. Это объясняется тем, что обобщённо-личные предложения не имеют собственных форм, и, таким образом, основным критерием их выделения является смысловой признак.
Значение обобщённости может быть свойственно предложениям разной структуры: И какой же русский не любит быстрой езды (Н. Гоголь) (двусоставное предложение). Обобщённо-личными считаются только те предложения, которые по форме являются определённо-личными или неопределённо-личными, но обозначают действия или состояния обобщённо мыслимого лица. Это предложения, в которых формулируются наблюдения, связанные с обобщающей характеристикой определённых предметов, жизненных явлений и ситуаций. Наиболее типичной формой является форма 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого изъявительного наклонения: Отдаёшься невольно во власть окружающей бодрой природы (Н. Некрасов.) В отличие от внешне сходных с ними определённо-личных предложений с глаголами в форме 2-го лица, в предложениях обобщённо-личных никогда не говорится о конкретных действиях собеседника, субъект действия мыслится в таких предложениях обобщённо, как любое лицо.
А пока придется поездить в Химки (РГ)
Впрочем, не совсем ясно, что в данном случае «вообще», а что – «в частности» (МФ)
И радостно за «Локомотив» (СЭ)
4.4 Безличные предложения
Безличные предложения — это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния. Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью); «состояние дел» (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты) и т. д.
Главный член может быть выражен:
• формой 3-го лица единственного числа, безличного или личного глагола: Светает!.. Ах, как скоро ночь минула (А. Грибоедов); Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей);
• формой среднего рода: Замело тебя, счастье, снегами, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапогами отступающих в вечность солдат (Г. Иванов); Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);
• словом нет (в прошедшем времени ему соответствует форма среднего рода было, а в будущем — форма 3-го лица единственного числа
• категорией состояния (предикативным наречием) (составное именное сказуемое): И скучно, и грустно (М. Лермонтов); Но в них не видно перемены… (А. Пушкин);
• сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, — тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн); Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин);
• кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);
• инфинитивом: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов); Долго петь и звенеть пурге (С. Есенин)
Впечатляет, да? (Аргументы недели)
Забивать в ворота. (НМ)
Но надо же когда-то начинать! (ТF)
4.5 Инфинитивные предложения
Инфинитивными предложениями принято называть предложения, в которых главный член выражен инфинитивом полнозначного глагола или глагола быть: Не догнать тебе бешеной тройки, Быть тебе генералом. В данных предложениях инфинитив является независимым, то есть не сочетается со связками. Исторически в подобных предложениях присутствовала связка, но сейчас она сохраняется в очень редких инфинитивных предложениях: В следующем году тебя будет не узнать. Такое положение связано с тем, что в инфинитивных предложениях закрепилось особое видение мира – с позиции необходимости, причем в данном типе предложений это значение передается не эксплицитно, а имплицитно. Имплицитные средства инфинитивных предложений фиксируют не только саму необходимость, но и причину ее возникновения:
Не догнать тебе бешеной тройки – необходимость преломилась через возможность;
Вы будете спать, а мне ворота отворять и затворять – необходимость вынужденная, связанная с работой;
Быть грозе – сложившиеся обстоятельства;
Поспать бы тебе – необходимость передается посредством совета;
Молчать – необходимость через приказ;
Мне идти? – необходимость, вызванная разрешением;
Не ехать же за такой мелочью в Москву – необходимость продиктована противоречием другого действия здравому смыслу;
Не опоздать бы – необходимость через опасение.
Инфинитивные предложения весьма специфичны: они обеспечивают видение окружающего мира с позиций необходимости, но при этом языковые пристрастия говорящего оформляются с позиций незаинтересованности, здесь наличествует отсылка к объективному положению дел. Инфинитивные предложения отличаются от безличных составом предикативной основы. В безличных предложениях с инфинитивом в состав сказуемого обязательно входит глагол или слово категории состояния, к которым примыкает инфинитив. В инфинитивных предложениях инфинитив не зависит, от какого слова, а, напротив все слова подчиняются ему в смысловом и грамматическом отношении.
Хотят играть и побеждать (ССФ)
Представить себе, что Константин Бесков мог работать в «Спартаке» 12 лет кряду. (СЭ)
Хочется верить (СЭ)
4.6 Вокативные предложения
Вокативные предложения – это обращения, осложненные выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявления. Вокативные предложения отличаются семантико-грамматической изолированностью. Они содержат имя существительное (или местоимение) в именительном падеже, произносимое с особой интонацией. Передающей призыв, побуждение к прекращению действия, несогласие и т.д. Часто употребляющиеся междометья и частицы усиливают и дифференцируют структурно-семантические свойства вокативных предложений. Характер интонаций, выражающей сложное содержание вокативных предложений, в художественной литературе определяется авторскими ремарками или ситуацией.
В спортивных публикациях такие предложения в основном используются в заголовках, чтобы сразу же привлечь читателя к материалу.
Машка - стерва, сиди! (РГ)
Аршавин!(СЭ)
Спасибо, Палыч! (МК)
По значению различаются следующие группы вокативных предложений:
1.Вокативные предложения – призывы, в которых называется адресат речи с целью привлечь его внимание: - Часовой! - строго окликнул Новиков (Ю.Бондарев)
2. Предложения, выражающие эмоциональную реакцию на слова и действия собеседника: Мама! – стонала Катя, не зная, куда спрятаться от стыда и похвал (А. Чехов)
4.7 Номинативные предложения
Номинативные предложения - это именные односоставные предложения с общим значением бытия предмета речи (Мысли): Лес. Палатка. Плеск речной волны (А.Яшин). Номинативные предложения часто используются в художественной литературе и в публицистике. Они обычно кратки, но семантически емки и выразительны. Называя предметы и явления, констатируя их наличие, указывая место время и т.д, они сразу же вводят читателя в обстановку действия, способствуют стремительному развитию сюжета. Структурную схему номинативных предложений образует имя существительное в именительном падеже (иногда местоимение) или количественно-именное словосочетание, в некоторых разновидностях номинативных предложении в схему входят частицы. Структурную схему номинативных предложений образует имя существительное в именительном падеже (иногда местоимение) или количественно-именное словосочетание, в некоторых разновидностях номинативных предложении в схему входят частицы
Основным значением номинативных предложений является утверждение бытия (наличия, существования) предметов или явлений. Это значение может быть осложнено и значением эмоциональной качественной и количественной оценки, волеизъявлений и другое.
Номинативные предложения объединяют семантически пестрые типы предложений, здесь обнаруживается тесное взаимодействие и сплетение свойств двусоставных и односоставных предложений.
Для выделения разновидностей номинативных предложений, ограничения их друг от друга и от двусоставных предложений очень важен логический аспект. Он помогает обобщить огромное количество семантических типов и подтипов разграничением видов мысли:
1. Мысль «предмет речи и его предикативная характеристика» обычно выражается двусоставными предложениями и некоторыми разновидностями односоставных: Красиво!
2. Мысль «предмет речи и его наименование»: Это футбол. (ССФ)
3. Мысль «предмет речи и его существование»: Был гол!
Разновидности номинативных предложений
Различаются следующие разновидности номинативных предложений: бытийные, указательно - побудительные, побудительно - пожелательные, оценочно-бытийные, собственно – назывные, и «именительный представления». В общую группу номинативных предложений эти разновидности объединяются формой главного члена и доминирующим значением бытия, существования; различаются они наличием оттенков в семантике, выраженных интонацией, частицами и другими способами.
Бытийные предложения утверждают бытие (наличие, существование) предмета: Молодежная сборная России (ССФ)
В указательных предложениях идея бытия осложняется указанием на предмет речи при его наличии или появлении. В структурную схему входят частицы вот, вот и: Вот так дебют! «ССФ»
Побудительные предложения делятся на две группы:
1.Побудительно – пожелательные предложения лексически ограниченны, но весьма употребительны в разговорной речи: Добрый Вечер! Добрый день!
В силу специфики спортивных публикаций редко употребляются в таких текстах.
2.Побудительно – повелительные предложения обусловлены ситуацией, исключающей многословие, требующей быстрой реакции адресата: Огонь! В атаку!
В силу специфики спортивных публикаций журналисты крайне редко используют такой вид предложений.
Оценочно – бытийные предложения констатируют бытие предметов речи и содержат их эмоциональную качественную или количественную характеристику: Какой удар! Чаще всего используются спортивными комментаторами, чтобы показать напряжение и донести до зрителя или слушателя опасность моментов. В публицистике не часто, но иногда проскальзывают в репортажах о спортивных мероприятиях.
К собственно – назывным относятся названия книг журналов, картин надписи и на вывесках. Не все лингвисты считают их предложениями: «Спорт – Экспресс», «Локомотив», который мы потеряли»
Большое количество разновидностей номинативных предложений, наличие переходных конструкций между двусоставными и номинативными – все это делает границы номинативных предложений нечеткими, а решения вопросов о характере конкретных субстантивных предложений в некоторых случаях условными.
4.8 Нечленимые предложения
Нечленимые предложения завершают систему структурно – семантических типов простого предложения. Они состоят из одного слова (поэтому их называют также словами – предложениями) или из сочетания частиц.
Нечленимые предложения не имеют ни главных, ни второстепенных членов, состоят из одного, иногда из двух слов, обладают необычным значением.
Среди нечленимых предложений выделяют три подкласса:
выражаемые частицами нечленимые предложения: да, нет, неужели, разве;
выражаемые модальными словами нечленимые предложения: может быть, вероятно, должно быть;
выражаемые междометиями нечленимые предложения, причем эта группа подразделяется еще на несколько семантических подразделов:
выражающие эмоциональную оценку какого-либо положения дел: увы;
выражающие воздействие на кого-либо: ну, тсс, вон;
отражающие формулы речевого этикета: С легким паром, До свидания, С добрым утром.
Отличительным признаком нечленимых предложений является отсутствие номинативного значения у слов, образующих их конструктивную основу и выступающих в качестве основания для деления этих предложений на группы:
1. Слова – предложения, выраженные частицами
2. Модальные слова-предложения
3. Междометные слова-предложения.
Как и другие, структурно-семантические типы простых предложений, нечленимые предложения делятся на утвердительные и отрицательные; повествовательные, вопросительные и побудительные; восклицательные и невосклицательные.
Слова – предложения, выраженные частицами, могут быть утвердительными и отрицательными, а также вопросительно – побудительными. Чаще встречаются невосклицательные предложения: Нет, какой? (СЭ)
Модальные слова-предложения выражают эти же общие значения, но на основные значения утверждения и отрицания наслаиваются дополнительные оттенки, связанные с лексико-семантическим значением модальных слов и частиц: Вопрос, скорее риторический (ССФ)
Междометные предложения наиболее многозначны, их можно разделить на следующие группы:
1.Эмоционально-оценочные предложения, представляющие собой реакцию на ситуацию, сообщение, вопрос.
2.Побудительные предложения, выражающие побуждения к действию.
3.Предложения, являющиеся выражением речевого этикета.
Структурно-семантическая самостоятельность нечленимых предложений ярче проявляется при их изолированном употреблении. При сочетании с другими предложениями нечленимые высказывания сохраняют статус предложения в том случае, если членимые предложения выражают новую мысль: – С какими чувствами вы входите в сезон? – Конечно, хорошее предчувствие. (ССФ)
Заключение
На основе всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:
во-первых, односоставные предложения всех разновидностей активно используются в спортивных публикациях.
Во-вторых: односоставные предложения как нельзя лучше передают напряжение и накал страстей, а через газетный материал добиться этого довольно сложно. Задача спортивного корреспондента именно в этом и состоит, чтобы донести до читателя атмосферу соревнований, передать эмоции спортсменов и болельщиков. В телевизионных сюжетах этого добиться можно с помощью картинки и звука. А в печати такой эффект дают правильно составленные предложения.
Что же касается актуальности, то эта работа направлена на выявления разновидностей предложений в спортивной публицистике, и в каких жанрах СМИ используются те или иные виды. Уже отмечалось, что работ по этой теме очень мало. Думаю, что данная курсовая будет подспорьем для дальнейших исследований.
При написании курсовой работы был собран и обработан наглядный материал из лучших спортивных газет и журналов как российских, так и местных.
В заключение хочется процитировать Валерия Ивановича Паниковского: «Мне иногда приходит в голову шальная мысль: а существовал бы вообще спорт, если бы не было средств массовой коммуникации. В частности газет и телевидения?» Можно дополнить дальше: «А как бы журналисты добивались такой точности и законченности, если бы не было односоставных предложений?»
Литература
1. Современный русский язык: Теория. Морфология. Синтаксис/Под редакцией Е.И. Дибровой – М.2002, 704 с.
2. Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка. - М.: Высшая школа, 1963. - 364 с.
3. Лекции по синтаксису Н.А.Медведевой.
4. Е.Ю. Умнова. Азбука – журналистики.- М. 2006, 276 с.
Публикации:
1.Семен Варламов «Завтра этот матч уже забудут» «Спорт-Экспресс». 22 апреля 2009. №85
2.Варламов не пропускает. «Спорт-Экспресс».22 апреля.2009. №85
3.Мелочь, а приятно «ССФ» 3-10 апреля 2009. №14
4.Однажды в Африке. «ССФ» 3-10 апреля 2009. №14
5.Возвращение в Европу. «ССФ»20-27 февраля. 2009. №8
6.Дик Адвокат: «У «Зенита» есть главное – ему не нравится проигрывать».
«ССФ»20-27 февраля. 2009. №8
7.Россия-11. «ТF» №11. Ноябрь 2009
8.Россия-Канада: 3-3 в нашу пользу. «Спорт-Экспресс». 6 мая 2009. №95
9 Лучших защитников Хэнлон поставит против Ковоаьчука. «Спорт-Экспресс». 6 мая 2009. №95
10. Это - Энфилд. А это - Аршавин. «Спорт-Экспресс». 23 апреля 2009. №86
11. Метод тыка. 11 мая 2009
12. Нам надо брать реванш у Испании. «ССФ» 16-23 января. 2009. №3
13. И кубок не взяли, и в призеры не попали. «Новый мир». 14 октября. 2009. №201
14. Из помощника в машинисты. «Спорт-Экспресс». 29 апреля. 2009. №91
15. Легенда Устала. «Российская газета». 6 ноября 2008. №230.
16. И снова, Красников. «Курган и курганцы». 20 января. 2009
17. Спасибо, Палыч! «Московский комсомолец»
Жанрово-речевая проблема в студенческих печатных изданиях | |
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ... Строгие жанры (хроникальное сообщение, информационная заметка, официально сообщение, публикация документа, закона, постановления руководящего органа власти) - обычно краткие тексты ... По наблюдениям исследовательницы, в настоящее время уже не встречается такой жанр, как передовая статья, так как основные ее черты - директивность, риторичность, лозунговость ... |
Раздел: Топики по английскому языку Тип: дипломная работа |
Журналистика | |
1. Журналистика как социальный институт общества. СМИ как 4 власть В обществе существует множество формализованных и неформализованных социальных ... Господство на полосах заметок, интервью, отчетов, корреспонденций - жанров оперативной информации - неблагоприятно сказалось на масштабности и глубине анализа событий и ситуаций, о ... Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов и т.п. Позднее такого рода репортажи стали называть ... |
Раздел: Рефераты по журналистике Тип: шпаргалка |
Односоставные предложения в текстах наружной рекламы | |
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Односоставные предложения в русском языке 1.1 Общая характеристика простого предложения 1.2 Типы односоставных ... Что же касается определения круга односоставных предложений, деления их на группы, а также отграничения некоторых видов односоставных предложений (например, номинативных) от схожих ... ... и отрицательные; по смысловому членению: членимые и нечленимые; по структуре: односоставные и двусоставные; по наличию второстепенных членов: распространенные и нераспространенные; ... |
Раздел: Топики по английскому языку Тип: курсовая работа |
Средства выражения побудительной модальности в английском и русском ... | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.В.Г. БЕЛИНСКОГО Факультет ... Побудительная модальность, представляя фрагмент гносеологической модальности и характеризуя прагматический (коммуникативный) аспект предложения, выступает не изолированно, а, как ... В английском языке аналогичные побудительные речевые акты передаются чаще всего следующими грамматическими средствами: |
Раздел: Топики по английскому языку Тип: курсовая работа |
Односоставные предложения в рекламных текстах | |
... Федерации Курганский государственный университет Кафедра журналистики и массовых коммуникаций Курсовая на тему: "Односоставные предложения в рекламных ... Определенно-личное предложение представляет собой членимое, односоставное предложение, в котором субъект реален, но не выражен традиционным подлежащим, актуализация предикативного ... Номинативные (назывные) предложения - односоставные, членимые предложения, в которых семантический субъект и его предикативный признак выражают факт существования, наличия в ... |
Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: курсовая работа |