Курсовая работа: Интерференция как социолингвистическая проблема
Министерство образования Республики Башкортостан
ГОУ СПО Месягутовский педагогический колледж
Курсовая работа
Интерференция как социолингвистическая проблема
Исполнитель: Иксанова Р.Р.,
специальность 050301
"Русский язык и литература"
Руководитель: Мехоношина Н.И.,
преподаватель русского языка и литературы
2006
Оглавление
Введение
Глава I. Проблемы языковых контактов в современной лингвистике
1.1 Актуальные проблемы билингвизма в полиэтнической среде
1.2 Интерференция как следствие двуязычия. Виды интерференции
Глава II. Опыт рассмотрения явлений интерференции в речи жителей северо-востока Республики Башкортостан
2.1 Словарь примеров интерференции как отражение русской речи башкир-информаторов северо-востока Республики Башкортостан
2.2 Фонологическая, морфологическая и синтаксическая характеристика явлений интерференции
Заключение
Литература
Введение
Язык - явление социальное. В нем как в зеркале отражается состояние и изменения современного общества. Русский язык - язык межнационального общения многочисленных народов, населяющих Россию. Совместное проживание народов на одной территории ведет к контакту языков, что накладывает отпечаток на взаимодействующие языки. Литература по вопросам языковых контактов в течение последних лет чрезвычайно разрослась. Не стоит говорить здесь об исторических обстоятельствах, обуславливающих актуальность проблематики контактов. Достаточно напомнить, что из вопроса сугубо теоретического, интересовавшего лингвистов в связи со сравнительно-историческими условиями, языковые контакты переросли в вопрос общественной и государственной практики. В связи с этим первостепенное значение приобретает изучение ситуации двуязычия - одной из древних лингвистических проблем. Актуальность ее не ослабевает, а усиливается, так как в современных условиях одноязычие или знание только одного языка нисколько не обеспечивает решение задач, выдвигаемых интеграционными процессами современного мира. Учитывая эти обстоятельства, ученые, социологи, историки, психологи, языковеды, этнографы, методисты уделяют пристальное внимание разным аспектам двуязычия. При изучении языковых контактов и двуязычия рассматривается и процесс интерференции, сущность которого лингвистически определяется взаимным приспособлением языка говорящего и языка слушающего и соответствующим изменением норм обоих контактирующих языков. Объектом исследования: русско-башкирский билингвизм и явления интерференции, с ним связанные. Предметом исследования: конкретные примеры интерференции в речи жителей северо-востока РБ. Цель работы: изучить и описать последствия взаимодействия русского и башкирского языков. Задачи исследования: - обнаружить интерференцию в русской речи башкир-информаторов; - систематизировать и классифицировать примеры интерференции; - составить словарь явлений интерференции; - охарактеризовать примеры интерференции с точки зрения фонетики и грамматики.
Глава I. Проблемы языковых контактов в современной лингвистике
1.1 Актуальные проблемы билингвизма в полиэтнической среде
Язык - важнейшее средство, с помощью которого люди общаются друг с другом, выражают свои чувства. Русский язык - национальный язык русского народа, но одновременно это и язык межнационального и международного общения. Этим языком пользуются в общении между собой народы, населяющие Россию. Совместное проживание людей многих национальностей на территории России оказывает огромное влияние как на русский язык, так и на родной (башкирский, татарский) язык говорящего. Плодотворность контактов и взаимодействие различных языков с русским языком отмечают представители всех народов. К одной из характерных и важных особенностей процессов взаимодействия и взаимообогащения языков надо отнести то, что эти процессы не являются односторонними. Русский язык, конечно, оказывает большое влияние на языки других народов, но он и сам, в свою очередь, подвергался ранее и подвергается в наши дни воздействию этих языков, особенно в области словарного состава и фразеологии, а также обогащается стилистическими возможностями и средствами. Кроме того, в результате контактов имеют место не только двусторонние непосредственные заимствования, но и происходят параллельные процессы в словообразовании, синтаксисе, фразеологии и других сферах, что обуславливается политической, социально-экономической и культурной общностью жизни народов России, т.е. происходит контакт языков. За последние десятилетия литература по вопросам языковых контактов, как собственно лингвистическая, так и смешанная с ней, чрезвычайно разрослась. Ученый У.Вайнрайх ввел термин "языковые контакты", который стали применять многие лингвисты. Ученый-лингвист Г.Шухардт ввел в языкознание термин "смешение языков". Этот термин, как и понятие "взаимное влияние языков", продолжает употребляться и по сей день. Оба эти понятия, как и термин "заимствование" употребляемый часто применительно к явлениям контакта в целом, а не только в области словаря, представляют сложный процесс языковых контактов как отношение, в которое тот или иной из двух (или более) языков вступает как сторона "дающая" в противоположность к другой "берущей", или в котором оба языка "обогащают друг друга". Л.В. Щерба выдвинул тезис о том, что процесс языковых контактов состоит в схождении и обобщении означаемых при сохранении различий в означающих. Также, что то или иное течение этого процесса обусловлено разными видами двуязычия. Работами Л.В. Щербы была намечена программа изучения и описания языковых контактов как процесса интерференции, сущность которого лингвистически определяется взаимным приспособлением языка говорящего и языка слушающего к соответствующим изменениям норм обоих контактирующих языков. Такое функциональное и динамическое рассмотрение процесса вполне соответствовало задачам лингвистики, и было свойственно многим ученым. Стимулирующими развитие исследований были и работы А. Мартине, который и ввел в обиход в новейшее время термин "языковые контакты". Теория языковых контактов находится лишь на стадии формирования. Для многих лингвистов изучение двуязычия, интерференции контактирующих языков уже стало делом актуальным и важным как теоретически, так и в связи с потребностями современного общества. Круг идей, обсуждаемых в новейших работах по языковым контактам, относится, таким образом, к трем основным проблемам: двуязычие, интерференция, конвергенция языков в условиях контактов. "Двуязычие предполагает дублирование обоих языков во всех сферах их письменного и устного употребления или разграничение их общественных функций". Регулярное переключение с одного языка на другой зависит от ситуации общения. При этом встают два вопроса, решение которых выходит за пределы теории контактов. Первый из них касается определения различия языков и степени этого различия, второй - степени овладения языками. Как правило, допускается, что двуязычие имеет место всякий раз, когда человек переключается с одного языкового кода на другой в конкретных условиях речевого общения, независимо от того идет ли речь о переходе от одного национального языка к другому, от национального языка к диалекту или же к языку межплеменного (межнационального, международного) общения. Развитие двуязычия у нерусского населения России, как и двуязычия у русских, проживающих в национальных районах в контакте с другими народами, рассматривается как фактор положительный, поскольку нас в данном случае интересует ведущий в России тип двуязычия. Ведущий тип двуязычия - двуязычие, при котором имеет место владение родным языком и языком межнационального общения (русским языком), поскольку необходимо остановиться на особенностях функционирования и развития языков народов России в наши дни с учетом этих обстоятельств. Протекание двуязычия в нашей стране имеет следующие особенности: двуязычие у нас предполагает уважение интересов каждой народности и ее языка, обогащение национальных языков; двуязычие имеет целью приобщить различные нации и народности к передовой русской науке, технике, культуре, к лучшим достижениям современной жизни других народов. В связи с особенностями изучение ситуации двуязычия приобретает первостепенное значение. От социально-исторических условий зависят изменения в языке в ходе контактов, направление и скорость этих изменений. Каким образом, и в какой мере социально-исторические условия общения носителей других языков определяют тот или иной ход процесса контактов, выясняется, лишь тогда, когда познается связь между речевым поведением двуязычных людей и социальными ситуациями двуязычия. На эту связь обратил внимание Л.В. Щерба, указав, что характер существования двух языков в индивиде находится в зависимости от условий усвоения неродного языка. Если носитель языка А усваивает язык В в общении с носителем последнего, не знающим языка А, и общение происходит исключительно на языке В, причем носитель этого последнего занимает в обществе А периферийное место т.е., его связи с этим обществом ограничены небольшим числом к тому же несущественных функций, то языки А и В образуют в носителе языка А две отдельные системы ассоциаций, не имеющие между собой контакта. Если же усвоение народного языка происходит таким образом, что носители двух языков, общаясь в разных и многочисленных общественно важных ситуациях переключаются с одного языка на другой "переводя" мысль то на один язык, то на другой, то имеет место обобщение двух языков вплоть до образования единого языка в плане содержания с двумя способами выражения. Типы двуязычия, выявленные Л.В. Щербой, представляют собой лишь два крайних случая разновидностей многоязычия. Исследования двуязычия значительно расширили наши представления о двуязычных ситуациях, куда более разнообразных, чем это можно было себе представить. С лингвистической точки зрения описание ситуаций двуязычия могло быть представлено как набор языковых вариаций, которыми располагают двуязычные индивиды, и правил их использования в зависимости от той или иной сферы их общественных и личных связей. Говорящий всегда может (а многие люди в этом отношении являются особенно одаренными) научиться воспроизводить с абсолютной точностью некоторый ряд моделей иностранного языка, отнюдь не овладев этим языком как целой порождающей системой, т.е. не приобретя способности производить бесконечное количество правильных комбинаций элементов этого языка. Может случиться также, что некоторые высказывания, порождаемые системой одного языка, случайно окажутся соответствующими правилам и нормам другого языка. "Микроскопическому" рассмотрению явлений языкового контакта на материале поведения отдельных двуязычных носителей может быть противопоставлено "макроскопическое" исследование результатов воздействия одного языка на другой. При "микроскопическом" подходе последствия двуязычия рассматриваются на фоне языкового поведения одноязычных носителей. При "макроскопическом" подходе сравнивают язык, который рассматривается как подвергшийся действию контакта, с соседними в пространстве или во времени участниками того же языка, относительно которого предполагается, что они не были затронуты действием контакта. Речевое поведение разных двуязычных носителей очень различно. Одни овладевают несколькими иностранными языками так же хорошо, как своим родным, и интерференция у них оказывается незначительной.
Другие владеют вторым языком значительно слабее, чем родным, и в их речи постоянно наблюдается сильная интерференция. Одни легко переключаются с одного языка на другой в зависимости от ситуации, другие делают это с большим трудом. Один и тот же человек может повести себя совершенно по-разному в разных ситуациях двуязычия. Если рассмотрим нашу республику с точки зрения совместного проживания разных национальностей на одной территории, то выясним, что Башкортостан по праву можно назвать "котлом" разных языков. Вследствие совместного проживания, языки взаимодействуют друг с другом, и появляется двуязычие у жителей Республики Башкортостан. Русские расселились по всей республике в разное время. Наиболее древние селения русских появились на территории Бирска и Кушнаренково около 400 лет тому назад. На территории Дуванского района русские селения появились более 300 лет тому назад. В Мечетлинском районе - около 250-300 лет тому назад. В результате совместного проживания в нашей республике появилось двуязычие. Владение своим родным и русским языками характерно для всего населения Башкортостана. Хисаметдинова Ф.Г и Ураксин З.Г. в своем учебном пособии "История и культура Башкортостана" приводят вот такие сведения распространения двуязычия у народов Республики Башкортостан: в нашей республике двумя языками владеют 78,5% башкир, 83,4% татар, 93% украинцев, 86,7% чувашей и 76% марийцев. Большинство русских являются одноязычными - лишь 0,05% владеют башкирским. Многоязычными являются марийцы, удмурты и чуваши, проживающие в Башкортостане. Они, как правило, кроме родного и русского, владеют башкирским или татарским языками и свободно говорят на них. Лингвисты нашей республики говорят, что человек, владеющий только одним языком (родным или каким-либо другим), духовно беден, он не может свободно общаться с другими народами, ему каждый раз нужен переводчик, ибо общение народов, совместное проживание их неизбежно. Двуязычие они определяют как одновременное владение двумя языками и свободный переход от одного языка на другой. Двуязычие и многоязычие - явления будущего. В XXI веке большинство населения республики будет таковым, ибо качество обучения языкам улучшается, необходимость изучения языков возрастает. Таким образом, языковой контакт определяется как "поочередное использование двух или более языков одними и теми же лицами", которых называют носителями двух (или более) языков или двуязычными носителями.
Наложение двух систем при языковом контакте в процессе речи и приводит к интерференции.
1.2 Интерференция как следствие двуязычия. Виды двуязычия
Интерференция определяется как "случаи отклонения от норм данного языка, появляющиеся в речи двуязычных носителей в результате их знакомства с двумя или несколькими языками". Интерференция привлекалась многими лингвистами для объяснения языковой эволюции наиболее непосредственно в области развития словарного состава, но также и для объяснения фонологических и морфологических инноваций. Интерференция (от лат. Infer - между собой, ferio - касаюсь, ударяю) - в физике интерференция рассматривается как взаимное усиление или ослабление волн при наложении; в психологии интерференция - это "такое взаимодействие навыков, при котором ранее приобретенные навыки оказывают виляние на образование новых навыков"; в языке явление интерференции определяется как использование прошлого лингвистического опыта, т.е. опыта речи на родном языке, независимо от воли говорящего; языковые явления которые возникают в речи периодически, не приобретают распространения, не становятся нормой, относятся к области интерференции. в методике интерференцию рассматривают как отрицательный результат переноса прежнего лингвистического опыта, т.е. это непроизвольное допущение в речи на неродном языке различных неточностей под вилянием родного языка. Лингвистические словари тоже дают разные определения этому явлению. Энциклопедический словарь юного филолога дает такое определение: Интерференция - ошибки в иностранном языке, причиной которых является родной язык. Интерференция может быть и в лексике, т.е. при употреблении слов, и в морфологии, и синтаксисе. Когда интерференция появляется в фонетике, ее обычно называют акцентом и говорят о немецком, французском, английском, башкирском акценте в русском языке, или о русском акценте в речи на этих языках. Словарь-справочник лингвистических терминов рассматривает интерференцию как перенесение особенностей родного языка на изучаемый язык. Современный словарь иностранных слов дает такое определение: Интерференция - лингвистическое взаимодействие двух языковых систем в условиях билингвизма. Наиболее полное определение явлению интерференции дает Большой энциклопедический словарь. Интерференция (от лат. Infer - между собой, ferio - касаюсь, ударяю) - взаимодействие языковых систем в условиях двуязычия, складывающегося либо при контактах языковых, либо при индивидуальном освоении неродного языка; выражается в отклонениях то нормы и системы второго языка под влиянием родного.
Интерференция рассматривается как иноязычный акцент в речи человека, владеющего двумя языками, он может быть стабильным (как характеристика речи) и преходящим (как особенность чьего-либо диалекта). Интерференция способна охватывать все уровни языка, но особенно заметна в фонетике (акцент в узком смысле слова). Главный источник расхождений в системе взаимодействующих языков: различный фонемный состав, различные правила реализации фонемы, разные составы грамматических категорий и (или) различные способы их выражения, различные интонации, различные соотношения дифференциальных и интегральных признаков. Термин "интерференция" используется также для обозначения ее результата. Интерференция, происходившая в прошлом, может оставлять следы в системе языка в виде субстрата и суперстрата. Причин проявления интерференции много. Интерференция - результат двуязычия. Лингвист А.А.Реформатский говорил, что причина интерференции - "не овладение чужим языком, а борьба со своим языком".
Ученые-лингвисты выделяют следующие факторы, от которых зависит появление интерференции:
Структурные расхождения между родным и изучаемым языками. (Например, русский язык флективный, а башкирский язык - агглютинативный).
Сложившаяся в сознании билингва программа пользования родным языком.
Недостаточное знание лексического и грамматического материала русского языка и отсутствие прочных умений и навыков применения усвоенного.
Психологический барьер (боязнь вступать в контакт).
Таким образом, причин появления интерференции много, каждая причина влияет в той или иной мере на появление интерференции.
Башкирские лингвисты уделяли большое внимание двуязычию и, как его следствию, - интерференции. Они классифицируют интерференцию по различным основаниям.
По происхождению интерференция бывает внутренней (внутри родного языка) и внешней (на другой язык).
По характеру переноса навыков родного языка на изучаемый язык выделяют прямую (перенос норм своего языка на другой язык) и косвенную (ошибки наблюдаются в употреблении таких языковых явлений, которые отсутствуют в родном языке).
По характеру проявления интерференция может быть явной (вводятся элементы своего языка) и скрытой (упрощение, обеднение выразительных возможностей языка: исключается то, что может привести к ошибкам), которую трудно заметить и бороться с ней.
По лингвистической природе интерференция наблюдается на различных уровнях:
а) фонетическая интерференция связана с различными отклонениями от произносительных норм. На данном уровне сопоставляются дифференциальные признаки, а так же правила распределения фонем. Интерференция на фонологическом уровне может быть вызвана не только ошибочным установлением фонологических соответствий как верно замечает Хауген: "… даже соображения семантического порядка могут препятствовать однозначному воспроизведению фонем языка S с помощью фонем языка Р".
б) грамматическая интерференция возникает тогда, когда правила расстановки, согласования, выбора или обязательного изменения грамматических единиц, входящих в систему языка S, применяются к примерно таким же цепочкам элементов языка С, что ведет к нарушению языка С, либо тогда, когда правила, обязательные с точки зрения грамматики языка С не срабатывают ввиду их отсутствия в грамматике языка S.
Неудачи в проведении различий между грамматическими категориями языка С, имеющими смысловое значение, очень часто наблюдаются в ситуациях языкового контакта.
в) также хорошо распространена лексическая интерференция. Ввиду легкости распространения лексических единиц (по сравнению с фонологическими и грамматическими правилами) для заимствования слов достаточно минимального контакта между языками. При массовом двуязычии лексическое влияние одного языка на другой может достигать огромных размеров. При определенных социокультурных условиях у двуязычных носителей происходит нечто вроде слияния словарных запасов двух языков в единый фонд лексических инноваций.
Лексические заимствования можно исследовать с точки зрения фонологического, грамматического, семантического и стилистического врастания новых слов в заимствующий язык.
С фонологической точки зрения перенесенные лексемы могут либо подвергнуться изменениям, направленным на то, чтобы привести их в соответствие с синтагматическими и парадигматическими правилами звуковой системы языка С, либо, напротив, может быть сделана попытка сохранить их звуковую оболочку в неприкосновенности и рассматривать их как своего рода фонологические цитаты из языка S.
С грамматической точки зрения лексические заимствования также подлежат ассимиляции в рамках системы языка С.
С точки зрения семантики и стилистики заимствованная лексика может сначала оказаться в положении свободного варьирования со старым словарным запасом, но в дальнейшем, если и родное и заимствованное слово выживают, обычно происходит специализация значений. Таким образом, двуязычие большинством лингвистов понимается как владение двумя языками и регулярное переключение с одного на другой в зависимости от ситуации общения. Абсолютного владения (дублирования), по-видимому, не бывает. Разграничение проводится в зависимости от того, к кому обращена речь на одном из языков, при каких обстоятельствах, что должно быть высказано.
С лингвистической точки зрения описание ситуаций двуязычия может быть представлено как набор языковых вариаций, которыми располагают двуязычные индивиды и правил их использования в зависимости от той или иной сферы их общественных и личных связей.
Вследствие двуязычия в речи двуязычного носителя наблюдаются явления интерференции. Интерференция многими лингвистами рассматривается как отклонение от норм родного языка, которые появляются в речи двуязычных носителей в результате их знакомства с несколькими языками.
Факты явлений интерференции могут быть обнаружены на фонологическом, грамматическом и лексическом уровнях языка. Интерференция с особой силой дает знать о себе при морфологическом оформлении смыслоразличительных признаков.
Итак, изучение двуязычия и интерференции стало дело актуальным и важным как теоретически, так и в связи с потребностями современного общества.
Глава II. Опыт рассмотрения явлений интерференции в речи жителей северо-востока Республики Башкортостан
2.1 Словарь примеров интерференции как отражение русской речи башкир-информаторов северо-востока Республики Башкортостан
Наше исследование проводилось в сентябре 2005 - апреле 2006 года. Изучались явления интерференции в речи башкир, говорящих на русском языке. Информаторами речи, которую мы исследовали, были жители северо-восточных районов Башкортостана: деревни Айская, сел Малояз, Турнали Салаватского района; сел Месягутово, Кадырово Дуванского района; села Верхние Киги и деревни Юкалекулево Кигинского района.
Возраст информаторов 10-70 лет. В ходе исследования было замечено, что чем моложе двуязычный носитель, тем больше примеров интерференции в его речи. Явления интерференции были исследованы на разных уровнях языка: фонетическом, грамматическом и лексическом.
Во второй главе данной работы делается попытка классификации наблюдаемых явлений интерференции по уровням языка. Результатом исследования стал словарь, приводимый ниже.
Цель словаря - отразить наиболее распространенные явления интерференции.
Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке. Сначала даны слова, затем словосочетания и предложения.
Заголовочное слово выделяется полужирным шрифтом, рядом указывается соответствие на литературном русском языке.
Слова представлены в частичной транскрипции.
Словарь явлений интерференции.
ак[ы]т - акт
апт[и]ка - аптека
[ ]см [ ] - асмушка
ба[ту]н - батон
би[ту]н - бидон
в[и ] - ведро
[л шк ] - вьюшка
гал[уш] - галоши
гр[ зд ] - грузди
[ ашна] - квашня
к[ н шн ] - конюшня
к[ рит ] - корыто
[малатук] - молоток
м[ с рупк ] - мясорубка
[п льт ] - пальто
п[исук] - песок
пир[ук] - порог
п[акрывал] - покрывало
про[п]ка - пробка
проспе[ ыт] - проспект
п[растин ] - простыня
р[и ш тк ] - решетка
Сала[ ]ат - Салават
Св[и]та - Света (имя)
[ анды ] - сундук
[к]уфайка - фуфайка
[со]лан - чулан
[ш к ] - шаньга
[ыштан] - штаны
Словарь словосочетаний с явлениями интерференции.
Ален[ка] [болота ы] - Аленкино болото.
Варить пирог - печь пирог.
Верная друг - верный друг.
Видел лиса - видел лису.
Вошел дом - вошел в дом.
Зашел магазин - зашел в магазин.
Зеленый кофта - зеленая кофта.
Красный куртка - красная куртка.
Моя теленок - мой теленок.
Мой собака - моя собака.
Не волоновайся так - не волнуйся так.
Пойти в речку - пойти на речку.
Правый рука - правая рука.
Сам достай - сам достань.
Твой пальто - твое пальто.
Уехал в машине - уехал на машине.
Честысын - честно говорю.
Словарь предложений с явлениями интерференции.
Мин пошел
Можно мы я книгу возьму?
Он особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающего среды.
Ты будешь достать эту банку варенья из подпола.
Я буду написать сочинение о весне.
2.2 Фонологическая, морфологическая и синтаксическая характеристика явлений интерференции
В нашем словаре зафиксированы наиболее распространенные явления интерференции.
Рассматривая элементы интерференции, которые приведены в словаре, можно выделить фонетическую интерференцию и интерференцию на уровне грамматики.
Как было сказано выше, фонетическая интерференция связана с отклонениями в произносительных нормах русского языка. Такие отклонения есть и в речи наших информаторов.
Часто в речи информаторов встречается замена русского звука [в] звуком башкирского языка [ ], которого нет в русском языке, или звуком [ ].
Например, Сала[в] ат - Сала[ ]ат. Звук [в] заменяется [ ] (неслоговым).
Еще более интересное явление представляет слово квашня. При произнесении этого слова информатор-башкир русский звук [в] заменяет звуком башкирского языка [ ]. Здесь же наблюдается вставка лишнего гласного звука [ы]. Такая вставка называется эпентезой.
[ ашна] - [ ] а ш [ н а].
Так же в этом слове мягкий согласный звук [ н ] в конце слова заменяется на твердый согласный звук [ н ], что видно из транскрипции.
Вставка лишнего гласного звука между согласными в середине слова, как в слове [ ] а ш [ н а], встречается и в других словах, таких как: проспе[ ыт] - проспект, ак[ы]т - акт.
Появление лишнего гласного звука между согласными звуками для речи двуязычных носителей характерно в начале слова.
Например, [ыштан] - штаны. Такая вставка в начале слова называется протезой.
Подобные явления могут происходить и в конце слова, что лингвисты называют эпитезой.
Исследования показали, что изменению подвергаются гласные как в ударном, так и в безударном положении.
Напрмер, св[э]т - св[и]т, хл[э]б - хл[и]б, апт[э]кА - апт[и]ка.
С данных словах ударный гласный звук [э] русского языка заменяется в речи башкира ударным гласным звуком [и].
Такая замена наблюдается не только в нарицательных существительных, но и именах собственных.
Например, Св[и]та - Света.
В безударном положении гласная редуцируется. В предударном слоге: в[э]дро - в[и] ра, п[исук] - п[э]сок, произносится четкий звук [и]. В слове п[исук] - песок происходит не только редукция безударного гласного, но и замена звука [о] звуком [у] в ударном слоге.
Подобные замены встречаются и в других словах, таких как пирог - пир[ук], бидон - бит[ун]. Здесь наблюдается также явление оглушения согласных в середине слова (например, пробка - про[п]ка, мясорубка - мясору[п]ка) и на конце слова (например, пирог - пир[ук]), как и в литературном языке.
В лове [чу]лан - [со]лан наблюдается не только замена звука [у] звуком[о], но и замена согласного звука [ч] на [с]. Это связано с отсутствием африкат в башкирском языке.
Подобные замены согласных звуков отмечены и в других словах.
Например, [к]уфайка - фуфайка. Здесь происходит замена звука [ф] звуком [к], т.е. происходит диссимиляция, которая вызвана стремлением информатора избегать одних и тех же звуков.
Произнося русское слово сундук - [ ], двуязычный носитель заменяет звук [с] родным, башкирским звуком [ ], которого нет в русском языке, а конечный звук [к] заменяется родным информатору звуком [ ]. Происходит также диссимиляция гласных звуков. Первый звук [у] заменяется звуком [а], второй звук [у] заменяется звуком [ы].
Таким образом, когда информатор-башкир разговаривает на русском языке, наблюдается перенесение фонетических норм башкирского языка на русский язык. Так в слове шаньга - [ ] русский звук [н] заменяется башкирским звуком [ ], которого нет в русском языке.
Итак, явления фонетической интерференции отмечены в речи в системе гласных и системе согласных звуков. Рассматривая примеры явлений фонетической интерференции, видим, что на фонологическом уровне сопоставляются дифференциальные признаки, а так же правила распределения фонем.
Таким образом, интерференция на фонологическом уровне может быть вызвана не только ошибочным установлением фонологических соответствий, но и, как верно замечает лингвист Хауген, "даже соображения семантического порядка могут препятствовать однозначному воспроизведению фонем языка S с помощью фонем языка Р".
Наблюдаются интересные явления в интерференции и с точки зрения грамматики. Как было уже сказано в первой главе, это могут быть ошибки в способах связи слов, порядка слов в предложении.
С точки зрения грамматики, наиболее часто встречается явление интерференции, когда билингв при разговоре составляет предложения, одинаково используя как слова родного (башкирского) языка, так и русского языка. При этом он переносит нормы грамматического строя башкирского языка на русский.
Например, 1)
(Мальчик ловит рыбу)
(Мальчик учить собаку).
Составляя разные предложения, билингв использует в роли сказуемого глаголы неопределенной формы русского языка (ловить, учить) и башкирское слово. Во втором предложении информатор-башкир использует также русское слово собака, при этом к данному слову добавляет аффикс / /, т.е. информатор применяет грамматические нормы башкирского языка.
Встречаются колебания в определении рода существительных.
Например, твой пальто, вместо твое пальто, моя теленок, вместо мой теленок, твоя письмо, вместо твое письмо. В данных примерах мы видим, что билингв неправильно согласует род существительных и местоимений. Такое явление может быть и при согласовании существительного с прилагательным. Например, зеленый кофта, вместо зеленая кофта, красный куртка, вместо кранная куртка.
Встречаются ошибки в образовании множественного числа существительных, например, болоты, вместо болота.
Еще более интересное явление, с точки зрения грамматики, происходит при образовании слов на основе соединения русских и башкирских частей слова (морфем).
Например, честн (говорю честно), на башкирском языке должно быть
Как видим, на примере данного словосочетания, при образовании слова наблюдается присоединение к русскому корню честн- башкирского аффикса
При этом смысл того, что хотел сказать информатор-башкир, сохраняется.
В ходе исследования было замечено, что информатор-башкир, составляя словосочетания на русском языке, не использует предлоги. Например, вошел дом, зашел магазин, приехал деревню. В данных словосочетаниях по нормам грамматики русского языка для связи слов нужен предлог. А в башкирском языке этой цели служат своеобразные аффиксы:
Или двуязычный носитель может использовать предлоги неправильно. Например, пойти в речку, уехал в машине. Здесь в первом словосочетании вместо предлога на информатор-башкир использует предлог в, во втором словосочетании - предлог в вместо предлога на. Это связано с тем, что в башкирском языке нет предлогов, вместо них при составлении словосочетаний используются аффиксы. Таким образом, двуязычный носитель переносит нормы грамматики родного (башкирского) языка на русский язык.
В речи информатора-башкира наблюдается неправильное образование форм будущего времени глагола. При образовании форм будущего времени глагола, билингв не различает вид глагола. В русском языке глаголы будущего времени бывают составные или простые. Для образования составных глаголов будущего времени используются глаголы несовершенного вида, а простой глагол будущего времени образуется от глагола совершенного вида. Это можно представить схематично.
Будущее время глаголов. В башкирском языке нет такого понятия как вид глагола, поэтому в речи билингва происходит смешение видов глагола.
Например, в предложении "Ты будешь сделать домашнюю работу", двуязычный носитель для образования форм будущего времени использует глагол в совершенном виде вместо глагола в несовершенном виде - "Ты будешь делать домашнюю работу".
Заключение
Данная работа рассматривает проблемы двуязычия и как его следствие-интерференцию. В ходе исследования было доказано, что примеры интерференции довольно часто встречаются в речи двуязычных носителей, проживающих на северо-востоке Башкортостана. Интерференция встречается как в речи взрослых, так и в речи детей. Замечено, что количество случаев интерференции в речи башкир-информаторов обратно пропорционально их возрасту. Это, видимо, связано с тем, что языковая практика ребенка невелика, и ему трудно запомнить правила и нормы неродного (русского) языка. Языковая практика носителей помогает избежать ошибок в речи, которые связаны с перенесением норм родного (башкирского) языка на второй (русский) язык.
Примеры интерференции встречаются на разных уровнях языка: на фонетическом, синтаксическом. В области фонетики интерференция связана с тем, что в системе взаимодействующих языков различный фонетический состав и правила реализации. На грамматическом уровне интерференция дает знать о себе при оформлении словоформ, словосочетаний и предложений.
Интерференция - недостаточно изученная область языкознания. Литературы по данной проблеме недостаточно для всех, нет словаря явлений интерференции. Вторая часть этой работы - попытка составления оставления примеров интерференции, встречающихся в русской речи башкир-информаторов северо-востока Башкортостана, и их характеристика с точки зрения фонетики и грамматики. Несмотря на то, что интерференция - это сложное явление, ее можно преодолеть. Данная работа может помочь учителям - практикам, которые работают с детьми-башкирами и стремятся преодолеть из речи случаи интерференции. Работа полезна студентам-филологам и всем тем, кто стремится овладеть русским языком. Имеет место продолжение данного исследования: будут предложены формы и приемы работы по преодолению интерференции в речи двуязычных школьников.
Литература
Аюпова Л.Я. Вопросы социолингвистики: типы двуязычия в Башкортостане. - Свердловск, 1989.
Ганеев Б.Г. Язык: Учебное пособие, 2-е издание, перераб., доп. - Уфа: Издательство БГПУ, 2001.
Закирьянов К.З. Двуязычие и интерференция. Учебное пособие. - Уфа, 1984.
Русский язык: в 2-х ч.: Ч1. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений.
Здобнова З.П. Русская диалектология: Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2003.
Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. Книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1975.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание)/Сост. М.В.Панов. - М.: Педагогика, 1984.
Розенталь Д.Э и Теленкова М.А.. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976.
Хисаметдинова Ф.Г., Ураксин З.Г. История и культура Башкортостана: Учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений. - Уфа: 2003.
Языкознание. Большой энциклопедический словарь/Гл.ред. В.Н.Ярцева - 2-е изд. - М.: БольРосс7, 1998.
Новое в лингвистике - М.: Издательство "Прогресс", 1972.
Русский язык в современном мире - М.: Издательство "Наука", 1974.
Современный словарь иностранных слов: около 20 тыс. слов. - Спб.: "Дун", 1994.
Научно-практическая конференция по проблемам двуязычия. З.У.Блягоз// Русский язык в школе. - 2005, №5.