Дипломная работа: Развитие быстроты у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования Вологодской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тотемский педагогический колледж»
Развитие быстроты у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу
Выпускная квалификационная работа
по спортивным играм
специальность 050720 Физическая культура
Тотьма
2008
Оглавление
Введение
Раздел I Психолого-педагогический анализ проблемы развития быстроты у детей среднего возраста через занятия футболом
1.1 Краткая характеристика развития детей среднего школьного возраста и особенности развития скоростных способностей в данном возрасте
1.2 Понятие о скоростных способностях, их виды
1.3 Методики воспитания скоростных способностей
1.4 Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей
1.5 Воспитание двигательного качества быстроты
Раздел II Организация и результаты собственного исследования
2.1 Метод исследования
2.2 Результаты собственных исследований
Заключение
Библиографический список литературы
Приложение
Введение
Футбол является одной из самых популярных игр в мире. Сегодня он превратился в общественное и социальное влияние, с каждым годом сохраняя и усиливая своё влияние на миллионы людей. [5, стр.3-4]
Футбол очень популярен среди детей и служит прекрасным средством воспитания, приобщения их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Игра в футбол в наибольшей степени способствует разностороннему физическому развитию детей. Предъявляя высокие требования его сердечно-сосудистой системе, нервно-мышечному аппарату, ко всем сторонам психики.
Большое достоинство футбола с точки зрения педагогики заключается в его командном характере, что развивает у футболистов дух коллективизма, а также проявления творчества. Игрокам предоставляют бесчисленные возможности для использования собственных идей в интересах всей команды.
Особенности игры предъявляют высокие требования к физической подготовке игроков.
Игроки должны хорошо бегать, останавливаться, резко менять направление и скорость движения, ударять по мячу, останавливать его, вести, согласуя свои действия в зависимости от создавшейся обстановки. [1, стр.9-10]
Всё это возможно при правильно организованных, систематических занятиях футболом, способствующих развитию у занимающихся силы, быстроты, выносливости, ловкости и т.д.
Итак, футбол – это важное средство физического воспитания.
Цель данной работы: выявить развитие быстроты у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу.
Объект: дети среднего школьного возраста.
Предмет: развитие быстроты на учебно-тренировочных занятиях по футболу.
Гипотеза: если учащиеся среднего школьного возраста будут регулярно заниматься футболом, то это может способствовать развитию быстроты.
Задачи:
1. Проанализировать существующую психолого-педагогическую литературу по данной проблеме исследования;
2. Описать процесс развития быстроты у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу.
3. Определить влияние занятий футболом на развитие быстроты у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу.
4. Проанализировать динамику развития быстроты у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу. [2.стр.63]
Раздел I. Психолого-педагогический анализ проблемы развития быстроты у детей среднего школьного возраста через занятия футболом
1.1 Краткая характеристика развития детей среднего школьного возраста и особенности развития скоростных способностей в данном возрасте
Дети 12-15 лет характеризуются некоторой функциональной неустойчивостью и сравнительно лёгкой ранимостью организма. Это объясняется тем, что дети данного возраста переживают этап сложных внутренних перестроек, связанных с переходом от детства к юности. Внешне эти преобразования проявляются в резком ускорении роста в длину, в некоторой дискоординации движений, довольно быстрой утомляемости, неуравновешенности и появлении новых черт в характере. [15. стр.34-35]
В возрасте от 12-15 лет у детей заканчивается функциональное созревание мышц и начинается процесс бурного развития мышечной силы. В центральной нервной системе ослабляются процессы иррадиации, и усиливается способность к дифференцировке. Наблюдается начало автоматизации двигательных навыков, что имеет важное значение для последующего изучения сложных тактических действий, так как играющие освобождаются от обдумывания выполняемых приёмов и переключаются на решение тактических задач.
Согласованность двигательных и вегетативных функций у детей 12-15 лет ещё не достигает своего совершенства. Поэтому упражнения на развитие выносливости и статические упражнения на развитие силы подросткам противопоказаны. Зато их организм готов к высоким результатам в упражнениях скоростного характера.
С точки зрения спортивной подготовки, возраст 12-15 лет является решающим. Именно в нём у детей происходит наибольший прирост быстроты, силы, ловкости. Специальное развитие этих качеств должно стать основным содержанием учебно-тренировочной работы. Главный упор необходим на развитие быстроты и ловкости, и особенно быстроты реакции и сообразительности.[3.стр.68]
Упражнения на развитие быстроты лучше проводить с достаточными паузами отдыха. Повышать нагрузку нужно незаметно для занимающихся, используя упражнения с мячом, упражнения игрового характера.
Целенаправленное развитие силы и выносливости проводится главным образом в форме силовых и комбинированных упражнений одновременно с развитием ловкости и быстроты.
Собственно скоростные способности могут проявляться и успешно развиваться лишь в условиях конкретной двигательной деятельности, в процессе выполнения определённых движений. Главным признаком соответствующих упражнений является направленность на достижение высоких скоростей перемещения тела и его частей в пространстве. Любые проявления быстроты связаны с техникой движений, зависят от неё и, следовательно, обуславливаются координационными способностями. Поэтому скоростные способности должны развиваться в единстве с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков. Существенно то, что с увеличением скорости движений затрудняется контроль над ними. В связи с этим обязательным является соблюдение методического требования – чередовать скоростные упражнения с отдыхом или совсем прекращать их а данном занятии при достигнутой максимальной скорости, а также при не устранённых в срочном порядке нарушений техники. [12.стр.20]
В работе с детьми соблюдение этого требования значительно усложняется из-за привлекательности и эмоциональности скоростных действий, а также из-за индивидуальных различий в скоростных возможностях. Развитие скоростных способностей требует настойчивого, многократного повторения концентрированных физических напряжений. Необходимы и волевые усилия для сосредоточения внимания, мобилизации в нужный момент скоростных возможностей или же для поддержания скорости до конца упражнения. Поэтому развитие скоростных способностей важно сочетать с воспитанием таких волевых качеств, как целеустремлённость, настойчивость, упорство. Этот процесс должен пронизываться ещё и интеллектуальными способностями, связанными с ориентировочными действиями и принятием целесообразных решений при совершенствовании быстроты сложных реакций, с самоконтролем, осмыслением чувственных восприятий и сознательным управлением движениями при максимальных напряжениях.
По мнению Маслоу.А [18.стр.23] коростных способностей полезно связывать с обучением управлению скоростными параметрами движения в зависимости от задач и условий двигательной деятельности. Максимальные скорости не всегда необходимы и целесообразны. Нередко успешность двигательных действий лимитируется умением гибко пользоваться непредельными, оптимальными для данных условий скоростями реакции. Циклических движений и передвижения. Обучение этому, связанное с координационным упорядочением двигательных действий, целесообразно перемешать со специальным развитием максимальных скоростных возможностей. Так методом контрастного сопоставления различных мышечных усилий. Когда эталонным ориентиром служит максимальный, обеспечивается более точная их дифференцировка. Вместе с тем достигается обратный результат – интенсификация скоростных усилий. Переключение с максимальных скоростей на сниженные. Может служить и активному отдыху. Наконец, что особенно важно, проявление максимальных скоростных усилий в условиях сложной ситуационной двигательной деятельности (например, в футболе) не только немыслимо без таких сочетаний, но и приобретает практическую прикладную ценность.
Таким образом, эти упражнения соответствуют интересам и двигательным потребностям детей, стимулируют их эмоционально-волевые проявления и приучают к мобилизации максимальных мышечных усилий в нужный момент.
1.2 Понятие о скоростных способностях, их виды
Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и высокую их специфичность, этот термин в последние годы заменили на понятие «скоростные способности».
Скоростные способности – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции. [34.стр.75].
Под быстротой понимают единство проявления центральных и периферических нервных структур двигательного аппарата человека, позволяющий перемещать тело и отдельные его звенья за минимально короткое время. [4.стр.65].
Под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, не требующих больших затрат. [20стр.66].
Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся:
1.Способность быстро реагировать на сигнал (быстрота реакции);
2.Способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью (скорость одиночного движения);
3.Способность к быстрому началу движения (резкость)
4.Способность к выполнению движений в максимальном темпе (темп движений).
Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как обусловлена не только уровнем развития быстроты. Но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами.
К комплексным формам проявления скоростных способностей относятся:
1. Способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной – стартовый разгон в спринтерском беге. Рывки в футболе. В среднем это время составляет 5-6 с;
2. Способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости называют скоростной выносливостью (в циклических локомоциях);
3. Способность быстро переключаться с одних действий на другие, т.е. быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении (например, в футболе). Уровень развития и появления скоростных способностей зависит от ряда факторов: [27стр.23]
1. Подвижность нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно;
2. Соотношение различных мышечных волокон, т.е. соотношение быстрых и медленных волокон, их эластичность и растяжимость;
3.Силы мышц;
4.Способности мышц переходить из напряженного состояния в расслабленное;
5.Энергетического запаса в мышце, от АТФ и КТФ, скорости её расщепления и восстановления;
6. Амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
7.Способности к координации движений при скоростной работе;
8. Биологического ритма жизнедеятельности организма, максимальная скорость движений наблюдается при t = +22 градуса;
9. Возраста и пола;
10. Скоростных природных способностей человека.
Скоростные способности человека очень специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее – другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Так при подборе упражнений для футболистов необходимо уделять внимание стартовым ускорениям из разных положений и быстрым изменениям направлениям движения. Относительная независимость между отдельными формами скоростных способностей говорит о том, что нет, единой причины, обуславливающей максимальную скорость во всех без исключения двигательных заданиях. [5.стр.87].
Для развития скоростных способностей необходимо решить следующие задачи:
1. Разностороннее развитие скоростных способностей в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения. Важно не упустить средний школьный возраст – особенно благоприятный период для эффективного воздействия на эту группу способностей;
2. Максимальное развитие скоростных способностей при специализации подростков в виде спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (футбол);
3. Совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определённом виде деятельности.
В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путём – через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движения. [9.стр.93-94].
1.3 Методики воспитания скоростных способностей
Быстрота двигательных реакций, может быть, простой и сложной.
Простая реакция – это ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал, появляющийся внезапно. Например, старт в беге, свисток арбитра во время игры. Быстрота простой реакции определяется по латентному периоду реакции – временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых не превышает 0,3 с. Основной метод при развитии быстроты реакции – метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий раздражитель, с установкой на сокращение времени реагирования. [31.стр.45].
Упражнения на быстроту реакции вначале выполняются в облегченных условиях (например, в футболе изменения направления движения по сигналу). Как правило, реакция осуществляется не изолированно. А в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (атакующие действия, элементы игровых действий). Поэтому для совершенствования быстроты простой реакции применяются упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным: изменяют время между предварительной и исполнительной командами, разнообразные сигналы – от самых громких до очень тихих. Использование звуковых раздражителей различной силы, во-первых, позволяет избежать адаптации к его силе, во-вторых, усложняет ситуацию, ученик должен быть более внимательным и собранным, чтобы среагировать на сигнал. Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигнал в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях: например, футболист, быстро реагирует на звуковой сигнал рукой, будет быстро реагировать на этот раздражитель и ногой. Время простой реакции во многом зависит от того. На что обращается основное внимание ученика: на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции) или на предстоящее действие (моторный тип реакции). Если внимание акцентировано на предстоящее движение, то время реагирования меньше, чем, если оно направлено на восприятие сигнала. С точки зрения Каковкина.А.В. надо учить занимающихся, умению концентрировать внимание на предстоящем напряжении мышц, она зависит от времени ожидания сигнала. [6.стр.61]
Сложные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий. К сложным двигательным реакциям в физическом воспитании и спорте относят реакцию «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакцию на движущийся объект.
Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. По мнению Ю.Ф. Курамшина, для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируют отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции. [10.стр.23]
В сложных реакциях выделяют:
1. Реакции на движущийся объект.
2. Реакции выбора.
Чаще всего эти типы реакций встречаются в играх и единоборствах. Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0,18 – 1 с. Латентный период этой реакции вратаря при движении рукой в среднем имеет величину 0,18 – 0,21 с; при выдвижении ногой – 0,22 – 0,24 с.
Скрытый период реакции на движущийся предмет слагается из четырех элементов:
1. Человек должен увидеть движущийся предмет (мяч, игрока).
2. Оценить направление и скорость движения его движения.
3. Выбрать план действий.
4. Начать его осуществление.
Основная доля этого времени (более 80 %) уходит на зрительное восприятие, т.е. на умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции – нахождения и фиксации объекта (мяча, игрока) в поле зрения. Этот компонент составляет значительную часть времени сложной реакции – обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:
1. Воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» в поле зрения объект (например, когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у него само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;
2. Направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объёма и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими её быстроту. [16.стр.48-49].
Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся объект. При их выполнении следует:
1.Постепенно увеличивать скорость движения объекта;
2. Сокращать дистанцию между объектом и занимающимися;
3. Уменьшать размеры движущегося объекта.
Одним из средств развития этой способности может быть игра в баскетбол, футбол или ручной мяч с мяча меньшего размера, чем обычные.
Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера, противника или окружающей обстановки. Это гораздо более сложный тип реакции. Здесь время реакции во многом зависит от большого запаса тактических действий и технических приемов, выработанных в длительной тренировке, от умения мгновенно выбрать из них наиболее выгодных.
1. При воспитании быстроты реакции выбора стремятся, прежде всего, научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения (например, большинство футболистов отличают финты от ударов по исходному положению ног, по выражению лица и глаз, по поступательному движению ног, повороту туловища).
2. Постепенно усложнять характер ответных действий и условия их выполнения. Например, сначала обучают выполнять защиту в ответ на заранее обусловленный удар (защищающийся не знает, когда будет проведена и куда направлена атака), затем ученику предлагают реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т.д. постепенно его подводят к реальной обстановке единоборств. [11.стр.18].
Быстрота одиночного движения проявляется в способности с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты. Это, например, скорость движения руки при метании копья, ударе по волейбольному мячу, уколе в фехтовании, скорость движения ноги при ударе по футбольному мячу или клюшки при выбрасывании в хоккее с шайбой. Наибольшая быстрота одиночного движения достигается при отсутствии добавочного внешнего сопротивления.
С увеличением внешнего сопротивления повышение скорости движений достигается за счет повышения мощности проявляемых при этом усилий. Последняя определяется взрывными способностями мышц. В данном случае развитие быстроты одиночного движения целесообразно проводить совместно с развитием силовых способностей.
Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью: 1) собственно-скоростные упражнения; 2) общеподготовительные упражнения; 3) специально подготовительные упражнения.
При выборе специально подготовительных упражнений следует соблюдать правила структурного подобия. Они представляют собой части или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных, чтобы можно было превысить по отношению к достигнутой соревновательной. [22.стр.32].
При использовании специально подготовительных упражнений с отягощением вес отягощения должен быть в пределах до 15-20% от максимума. Например, применяются пояса и жилеты с дозирующими равновесами или утяжеленную обувь при выполнении прыжков и беговых ускорений, свинцовые манжеты в игровых действиях рукам. Снаряды более тяжелого веса.
Все эти предметы следует применять лишь после того. Как будет хорошо освоена техника основного навыка без отягощения. Величина дополнительного отягощения должна быть такой, чтобы оно не искажало технику движений и позволяло выполнять действия с максимально возможной скоростью. Как правило, оптимальную величину отягощения в каждом конкретном случае определяют эмпирическим путем. В данном случае для развития быстроты одиночного движения в упражнениях, связанных с преодолением дополнительных отягощений, используется метод динамических усилий. [7стр.12-13].
Собственно скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15-20 с) и анаэробным элактатным энергообеспечением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их.
В качестве общеподготовительных упражнений используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, мини-футбол).
Чтоб в развитии скоростных способностей не появился «скоростной барьер», необходимо включать в упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приёмы:
1. Облегченные внешние условия и использование дополнительных сил, способствующих повышению скорости однократных движений.
В этом случае, в частности, применяют метание облегченных снарядов, прыжки с наклонной дорожки, проведение отдельных приемов в борьбе с более легким партнером и др., что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью в обычных условиях.
Если при затруднении условий выполнения упражнений активизируется силовой компонент движения, то при облегчении задачи заключается в повышении их скорости.
2. Использование эффекта «ускоряющего последствия» и варьирование отягощений.
Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощением (например, выпрыгивание с грузом). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы. Однако это зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленного вариантов упражнения. [13.стр.45-46.]
Эффективным методом повышения скоростных возможностей является и контрастный (вариативный) метод, предполагающий чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегченных условиях. Суть его заключается в том, что после тонизирующей работы выполняются соревновательные упражнение с установкой на максимальное проявление быстроты движений.
В беге, плавании, гребле, и в других видах двигательной деятельности большую роль играет – высокий темп движений, т.е. максимальная частота движений в единицу времени. Так, мы говорим о темпе ходьбы - 120-140 шагов в 1 мин, о темпе гребли – 30-40 гребков в 1 мин, о темпе спринтерского бега - 4,9-5 шага в 1с и т.д.
Следует иметь в виду, что понятие «темп» близко связанно с понятием «скорость», но они не тождественны.
Большое значение в поддержании высокого темпа имеет способность человека быстро сокращать и расслаблять мышцы, а также предельно быстро «включать» мышцы-антагонисты. У лиц с высокой частотой движений латентное время напряжения и расслабления мышц короче, чем у лиц, более низким ее уровнем. [23.стр.65].
Методический путь развития этой способности – повторное выполнение движений с возможно большей частотой, но без излишнего напряжения. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранена данная частота движений. При снижении темпа упражнение следует прекращать. С увеличением темпа движения требования к скорости расслабления мышц возрастают.
При недостаточной быстроте расслабления мышц «скоростная напряженность», т.е. состояние, при котором мышцы, не успев расслабиться, должны вновь сокращаться. В результате нарушается координация в сокращении и расслаблении антагонистических групп мышц. Нередко они оказываются напряженными одновременно. Все это в значительной мере лимитирует увеличение скорости передвижения. Нарушение четкого чередования напряжения одних групп мышц и расслабления других является причинами большинства мышечных травм.
Развитие способности к расслаблению мышц должно идти по трем основным направлениям:
1. Максимальное уменьшение напряженности мышц, не принимающих участия в данном движении. К примеру, в скоростном беге в футболе это касается, прежде всего, мышц спины, шеи, рук и туловища.
2. Устранение напряжения мышц-антагонистов, возбуждение которых противодействует основному движению, уменьшая его амплитуду и внешнее проявление силы мышц-антагонистов.
3. Овладение целесообразным ритмом чередования напряжения и расслабления мышц, обеспечивающих выполнение двигательного действия.
4. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений.
Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером). Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, относительно невелик. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение не менее высокой, чем предыдущее.
Комплексные формы проявления скоростных способностей
Во многих двигательных действиях рассмотренные выше разновидности скоростных способностей проявляются в сочетании. Комплексное их проявление определяется содержанием основной двигательной деятельности. В этой связи можно говорить о скоростных способностях, проявляемых в беге, плавании, при прыжках, ведении и броске мяча и др. [32.стр.24-25].
При повышении уровня скоростных способностей можно выделить два методических подхода:
1. Аналитическое совершенствование отдельных составляющих скоростных способностей, определяющих их проявлении.
2. Целостное совершенствование, которое предусматривает объединение локальных способностей в целостные двигательные акты, характерные для данного вида спорта.
В качестве средств развития комплесных форм проявления скоростных способностей используются упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (обычно их называют скоростными).
Продолжительность упражнений, направленных на совершенствование комплексных скоростных способностей при выполнении отдельных приемов в спортивных играх, единоборствах, скоростно-силовых и сложнокоординированных видах спорта, может быть до 5 - 10с.[39.стр.34].
При развитии комплексных скоростных способностей является повторным метод. Основная тенденция в данном случае - стремление превысить в занятиях свою максимальную скорость. Этой задаче подчиняются все компоненты метода (длина дистанции, интенсивность выполнения упражнения, интервалы отдыха, число повторений и характер отдыха). Длина дистанции (или продолжительность упражнения) выбирается такой, чтобы скорость передвижения (интенсивность работы) не снижалась к концу выполнения. Движения осуществляются с максимальной скоростью, занимающиеся в каждой попытке стремятся показать наилучший для себя результат. Интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление: скорость движений не должна заметно снижаться от повторения к повторению.
Не менее важное значение имеют игровой и соревновательный методы, использование которых создает дополнительный стимул для предельного проявления скоростных возможностей за счет повышения интереса, мотивации, эмоционального подъема, духа соперничества занимающихся. [17.стр.26-27.]
Эффективным методом повышения скоростных возможностей является и вариативный метод.
1.4 Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей
Контрольные упражнения для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиночного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции [16стр.10-20].
1.5 Воспитание двигательного качества быстрота
При обучении основам техники и тактики игры учителю необходимо добиваться повышения уровня быстроты, скоростно-силовых способностей и прыжковой выносливости учащихся.
Для воспитания быстроты движений используются скоростные упражнения. Продолжительность одного повторения скоростного упражнения колеблется в зависимости от пола, возраста, подготовленности учеников и конкретных задач – от 2-3 до 10-12 с. Длину дистанции выбирают такой, чтобы интенсивность работы сохранялась максимальной до конца попытки. Количество повторений не более 5-6.
Интервалы отдыха между попытками от 1 до 2-3 мин. Чтобы поддержать возбудимость центральной нервной системы на достаточно высоком уровне, паузы между повторениями заполняют упражнениями малой интенсивности, при выполнении которых функционируют те же мышечные группы, что и в основном упражнении. Например, если учащиеся совершают серию рывков с мячом, то к месту старта они возвращаются медленным бегом или спокойной ходьбой, ведя мяч или жонглируя им.
Чтобы предотвратить образование так называемого «скоростного барьера», заключающегося в стабилизации скорости и частоты движений, в занятия включают разнообразные игровые средства, постоянно их варьируя. В этом одна из причин широкого использования при воспитании быстроты подвижных игр и эстафет, в процессе которых ученики приспосабливаются к нестандартным условиям: передвигаются самыми неожиданными способами, моментально реагируют на смену обстановки. [36.стр.45].
Для воспитания скоростно-силовых качеств применяют всевозможные прыжки, разнообразные упражнения с баскетбольными и набивными мячами, подбирают такие упражнения, которые в координационном отношении сходны с уже освоенными двигательными навыками. Движения выполняются с полной амплитудой, например, приседания завершаются выпрыгиванием, часто применяются бросковые движения и т.п.
Интенсивность и продолжительность работы в каждой попытке, число повторений, длительность и продолжений пауз отдыха - сохраняются такими же, как и в скоростных упражнениях. Не случайно упражнения на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств рекомендуют объединять в комплексы. Это создает дополнительные удобства при организации занятий и повышает моторную плотность урока физической культуры за счет ликвидации потерь времени на перестроение учащихся.
Для повышения прыгучести школьников используют сочетания различных прыжков в «глубину» с последующим запрыгиванием на какое-либо возвышение или с выпрыгиванием вверх и доставанием высоко расположенного предмета (например, мяча, который учитель держит в поднятой руке, сетке баскетбольной корзины или нижнего края щита), многочисленные варианты прыжков через гимнастическую скамейку. [38.стр.19].
Важное место в скоростно-силовой подготовке учащихся на уроках футбола отводят подвижным играм, эстафетам с большим набором прыжкового, метательного и ударного характера. Например, в IV-V классах проводят такие игры, как «Охотник и утки», «Перестрелка», «Прыгуны», а в старших классах - различные варианты эстафеты «Гусеница», игра «Борьба за отскок» и т.п. Полезно также выполнять скоростно-силовые упражнения соревновательным методом, ставя перед учащимися задачи: «Кто дальше совершит пятерной прыжок?», «Кто выше подбросит набивной (для младших классов - баскетбольный) мяч?», «Какая пара сделает быстрее 10 передач в положении сидя на полу?» и др. При подборе средств скоростно-силовой подготовки предпочтение отдают движениям, сходным по структуре и условиям выполнения с игровыми двигательными действиями. Так, все чаще дают такие задания: выполнить в прыжке тот или иной прием ведения мячом (чаще всего ловлю-передачу); повернуться на 90, 180, 360о; перехватить высоко летящий мяч; накрыть бросок противника и т.п. Как перед отталкиванием, так и сразу после приземления при выполнении прыжков учитель следит за соблюдением правильной игровой стойки и рациональной техники всех перемещений игроков. [32.стр.67].
Для воспитания прыжковой выносливости в отдельные занятия включает такие специальные упражнения и игры, в которых развивается способность игрока длительное время выполнять прыжки максимальной мощности. Например, поймав мяч в прыжке, успеть до приземления передать его партнеру, бросить в корзину или ударить о баскетбольный щит. Применяют различные многоскоки, выполняемые на все большее расстояние.
Прыжки со скакалкой способствуют не только развитию прыжковой выносливости, но и росту прыгучести и общей выносливости, совершенствованию координации движений, укреплению мышц голени и кистей рук. Однако далеко не все дети к четвертому классу умеют обращаться со скакалкой. Поэтому их необходимо вначале обучить навыкам прыжков со скакалкой. На это тратится не более 1 - 2 занятий, а для тех, кто продолжает отставать, разрабатывают индивидуальные домашние занятия.
Прыжки со скакалкой выполняют различными по характеру движений и степени сложности способами. Можно прыгать последовательно, переступая каждой ногой скакалку, отталкиваясь от пола одновременно двумя ногами, на одной ноге. Можно совершать между прыжками промежуточные подскоки; вращать скакалку вперед и назад; делать один или два оборота за один прыжок; выполнять повороты вокруг своей оси на 45, 90, 180о; прыгать в полуприседе; сгибать в полете ноги назад или выносить колени вперед-вверх. С интересом выполняют старшеклассники совместные прыжки через скакалку, вдвоем и втроем, располагаясь затылком или боком друг к другу. Однако первоначально необходимо, чтобы учащиеся хорошо овладели навыком прыжка толчком двумя ногами с вращением скакалки вперед и затем переходили к изучению остальных разновидностей. [33.стр.107].
Чтобы учащиеся выполняли прыжки в заданном темпе, можно регулировать их метрономом. При отсутствии метронома учитель предлагает учащимся самостоятельно подсчитать, сколько прыжков (оборотов скакалки) они совершают за одну минуту, давая сигнал в начале упражнения.
На втором этапе (11-14 лет) происходит формирование тактических умений. Совершенствование ранее изученных тактических действий осуществляется путем многократного повторения игровых и специальных упражнений. На этом этапе целесообразно использовать упражнения, в которых футболисту предлагается выполнить конкретное задание, например, «закрыть» определенного игрока, выполнять «открывание» на скорости, при атаке применять обводку соперника и т.д. на втором этапе начинается обучение футболиста умению взаимодействовать с партнером с дальнейшим совершенствованием этих действий. Тренер подбирает упражнения для разучивания простых взаимодействий: игра в «сетку», «скрещивание». Необходимым средством для обучения тактическим действиям на этом этапе являются просмотры игр команд мастеров, анализ игр своей команды с помощью видеозаписи. [1.стр.56-57].
На третьем этапе (14-17 лет) происходит совершенствование индивидуальных тактических действий и изучение, и совершенствование групповых и командных тактических действий в нападении и защите.
Совершенствование индивидуальных тактических действий в нападении происходит в условиях, максимально приближенных к игровым (противоборство с соперником, скорость выполнения различных тактических действий и т.д.) целесообразно использовать упражнения, в которых каждому игроку дается конкретное задание с применением всего арсенала тактических приемов. Упражнения проводятся на ограниченных участках поля. При совершенствовании индивидуальных тактических действий в защите используются упражнения, направленные на умение выбрать позицию при отборе мяча в игре на «перехват», опекать соперника персонально. При подборе упражнений тренер должен уделить внимание совершенствованию таких тактических действий, как быстрое переключение от одного действия к другому, от технического приема нападения – к техническому приему защиты, от одних тактических действий – к другим. [34 стр.57-58].
Групповые тактические действия в футболе – это определенные способы взаимодействия двух, трех и более игроков. Обучение групповым тактическим действиям в нападении и защите целесообразно проводить в следующей последовательности:
1. Взаимодействия игроков без соперников.
2. То же с соперником, оказывающим пассивное сопротивление.
3. То же с соперником, оказывающим активное сопротивление.
4. то же с конкретными заданиями и условиями (ограничение времени владения мячом, ограничение касаний мяча, максимальная скорость, уменьшение площадки, выбор способа передачи и т.д.).
Совершенствование групповых тактических действий в нападении и защите проводится в игровых упражнениях и учебных играх. Упражнения выполняются как при численном перевесе учащихся, так и наоборот (3 x 2; 4 x 3; 5 x 6; 4 x 5; и т.д.). При выполнении этих упражнений тренер должен обратить внимание на использование футболистами тех приемов и действий. Которые позволят с наибольшей эффективностью решить поставленную задачу. При выполнении упражнений тренеру целесообразно делать замечания футболистам, как по ходу, так и во время остановки выполнения.
Главным средством совершенствования командных тактических действий является двусторонняя игра. Перед двусторонней игрой необходимо проводить теоретическое занятие, на котором футболисты получают конкретные задания в зависимости от системы игры команды. Конкретное задание на игру крайнего защитника, например, может состоять:
1. Из количества подключений в атаку (5-7 за тайм);
2. Количества передач в штрафную площадь соперника (8-10 за тайм);
3. Игры в «определенной зоне»;
4. Количества подключений в атаку с входом в штрафную площадь соперника (4-5 за тайм). [31.стр.34-35].
При проведении двусторонней игры тренер может несколько раз остановить ее для того, чтобы обратить внимание футболистов на выполнение ими полученного задания, внести необходимые коррективы в повторение комбинации. Однако предпочтительнее не останавливать игру, а делать замечания и указания в ходе матча. Целесообразно сосредоточить свое внимание на одном футболисте или отдельной линии или звене, уделив 20-23 минут работе с ними по выполнению полученного задания. Далее следует прейти к другому звену или линии. После проведения игры тренер должен произвести разбор, проанализировав действия игроков. Для того чтобы разбор был более эффективным, тренер должен проводить его при активном участии футболистов. [19.стр.78].
Раздел II. Организация и результаты исследования
2.1 Методы исследования
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Метод анализа и обобщения литературных источников
2. Тестирование
3.Метод наблюдения
4. Метод математической статистики
1. Используя метод анализа и обобщения литературных источников, мы изучили 39 литературных издания. Нами освещены результаты трудов наиболее известных авторов разрабатывающих проблему профессиональной направленности и мотивации. Теоретической основой данной дипломной работы послужили работы по изучению развития быстроты у футболистов на учебно-тренировочных занятиях.
Многие авторы рассматривают, что такое физическое качество как «быстрота» наиболее важный компонент для формирования дельнейшей спортивной направленности.
2. Следующим шагом в нашем исследовании было проведение тестирования развития быстроты. Это также целенаправленное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее с помощью специально разработанных средств объективно измерять изучаемые характеристики (упражнение – бег 30 метров, интервал на восстановление – 2 минуты).
3. Метод наблюдения
Определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемых процессов и явлений.
4. Метод математической статистики
Наиболее известным показателем связи является ранговый коэффициент корреляции Спирмена, определяемый по следующей формуле:
где - знак суммирования;
d – разность между рангами рассматриваемых признаков;
п – общее число наблюдений (парных).
Чтобы выяснить, существует ли связь между двумя признаками (свойствами). Если вычисленный коэффициент ранговой корреляции превышает значение критического, то наличие связи считается достоверным. (r p факт > r p крит)
I этап ВКР анализ научно-методической литературы;
II этап - подбор методов исследования;
III этап - организация и проведение собственных исследований;
IV этап - описание и обработка результатов собственных исследований и выводы.
2.2 Результаты собственных исследований
Исследования быстроты проводились на базе МОУ «Вожегодская СОШ №1» на учащихся 5 классов, которые посещают секционное занятие по футболу в количестве 22 человек.
Команда по футболу МОУ «Вожегодская СОШ №1» ежегодно принимает участие в районных и городских соревнованиях. Для того чтобы добиваться высоких результатов необходима определенная подготовка, которая включает в себя и развитие быстроты.
В проведении исследований принимало участие 22 учащихся, из которых 8 школьников 12 лет и 14 школьников 13 лет. Учащиеся в течении исследования занимались в секции по футболу, в которой работали над развитием быстроты.
На I этапе исследования мы провели тестирование, предложив учащимся выполнить бег 30 метров. Тестирование проводилось для того, чтобы выявить какой уровень развития быстроты имеют учащиеся на начальном этапе нашего исследования
Мы получили следующие результаты (приложение 1).
В МУО «Вожегодская СОШ №1» на секциях для развития быстроты мы широко использовали:
1. Гимнастические и акробатические упражнения:
· упражнения в построениях и перестроениях;
· общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении;
· общеразвивающие упражнения с предметами (набивными мячами и гантелями);
· упражнения в висах и упорах на гимнастических снарядах;
· опорные прыжки через козла и коня с разбега;
· акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, стойка на лопатках и на голове, мост и т.д.);
2. Легкоатлетические упражнения:
· бег с высокого и низкого старта (10 - 60 м.);
· бег с ускорением (20 - 50 м.);
· бег с максимальной скоростью (40 - 80 м.);
· бег в равномерном темпе до 20 минут;
· кросс;
· прыжки в длину и высоту с разбега;
· метание мяча в цель и на дальность;
· упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей;
· быстроту реакции (по свистку первый игрок начинает движение на игрока с мячом с целью правильного отбора мяча);
· скорость выполнения отдельных движений (обводка стоек с мячом в одном направлении, а на обратном пути движется с максимальной скоростью);
· улучшение частоты движений (бег на дистанции 20 метров с максимальной частотой движений);
· улучшение стартовой скорости;
· скоростную выносливость (бег на дистанции 200 метров с максимальной скоростью);
· быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (ведение мяча);
· упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (спортивные и подвижные игры, эстафеты);
· упражнения сопряженного действия:
· на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);
· на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, спортивных играх).
Последним этапом нашего исследования было проведение итогового контроля по тем же тестам (бег 30 метров), которые были в начале исследования. Цель данного исследования, сравнение полученных результатов, а также анализ проведённой работы по развитию быстроты на учебно-тренировочных занятиях по футболу.
Итак, мы получили следующие результаты:
Список испытуемых | 1-е измерение | 1-е измерение | Разность | |||
А | Б | А1 | Б1 | d = А1-Б1 | d2 | |
1. Абрамов Руслан | 6.05 | 5.45 | 21 | 14.5 | 6.5 | 42.3 |
2. Авфеев Антон | 5.33 | 5.20 | 10.5 | 6 | 4.5 | 20.3 |
3. Бобров Валерий | 6.07 | 6.07 | 22 | 22 | 0 | 0 |
4. Ванехин Илья | 5.25 | 5.40 | 8 | 13 | -5 | 2.5 |
5 Васильев Владимир | 5.05 | 5.07 | 2.5 | 3 | -0.5 | 0.3 |
6. Домохин Илья | 5.42 | 5.50 | 14.5 | 17.5 | 3 | 9 |
7. Зуев Алексей | 5.15 | 5.03 | 5 | 2 | 3 | 9 |
8. Иванов Сергей | 6.02 | 6.04 | 20 | 21 | -1 | 1 |
9. Лысаков Никита | 5.08 | 5.25 | 4 | 7.5 | -3.5 | 12.3 |
10. Лысаков Сергей | 5.05 | 5.10 | 2.5 | 4 | -1.5 | 2.3 |
11.Мурин Илья | 5.50 | 5.35 | 17 | 12 | 5 | 25 |
12. Неуступов Илья | 5.33 | 5.25 | 10.5 | 7.5 | 3 | 9 |
13. Нифанов Алексей | 5.30 | 5.25 | 9 | 7.5 | 1.5 | 2.3 |
14. Осипов Андрей | 5.40 | 5.45 | 13 | 14.5 | 1.5 | 2.3 |
15. Софронов Алексей | 5.46 | 6.00 | 16 | 19.5 | -3.5 | 12.3 |
16. Сычев Никита | 5.22 | 5.15 | 7 | 5 | 2 | 4 |
17. Тарасов Иван | 5.36 | 5.30 | 12 | 11 | 1 | 1 |
18. Труханов Илья | 5.54 | 12,01 | 18 | 14.5 | 3.5 | 12.3 |
19. Тюмаков Алексей | 5.42 | 5.50 | 14.5 | 17.5 | -2.5 | 6.3 |
20. Тюрин Иван | 5.00 | 5.00 | 1 | 1 | 0 | 0 |
21. Харев Павел | 5.57 | 6.00 | 19 | 19.5 | -0.5 | 0.3 |
22. Хлебников Илья | 5.17 | 5.37 | 6 | 10 | -4 | 16 |
Используя формулу определения коэффициента ранговой корреляции, мы доказали прирост результата в развитии быстроты на учебно – тренировочных занятиях т.к. (r p факт > r p крит) , 0,9 > 0,359
Итак, в ходе проведения учебно-тренировочных занятий с детьми среднего школьного возраста для развития быстроты необходимо применять специфические методы и разнообразить средства для развития данного качества.
Заключение
Таким образом, в выпускной квалификационной работе мы раскрыли цель поставленную перед нами. Проведя собственные исследования, получили определённые результаты, что быстроту на учебно – тренировочных занятиях по футболу можно развивать через упражнения, которые соответствуют интересам и двигательным потребностям детей среднего школьного возраста, стимулируют их эмоционально-волевые проявления и приучают к мобилизации максимальных усилий в нужный момент. Это подтверждено методом математической обработки результатов по показателем ранговой корреляции ().
Можно сделать вывод, что в процессе учебно-тренировочных занятиях повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно - скоростные способности, но и иным путём – через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движения.
Итак, если в системе проводить учебно- тренировочные занятия, направленные на получение развития быстроты у занимающихся футболом. Придерживаться принципов и определенных средств обучения. Методически правильно строить структуру и последовательность обучения, учитывать возрастные особенности учащихся, их подготовленность, тогда можно получить результат –развития быстроты на учебно- тренировочных занятих, которые со временем не утратятся и будут достигать совершенства в дальнейшем.
Библиографический список литературы
1. Вакулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей среднего школьного возвраста . – Я.: Издательский центр «Гринго», 1996 г.
2. Годик М.А. Спортивные игры: Учеб. Для ин-тов физ. культ. – М., 1998 с.303.
3. Дубровский В.И. Психология личности. – М.: Издательский центр «Владос», 2002 – 512 с.
4. Ильин Е.П. Мотив и мотивация. – М., 2000. – 512 с.
5. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: 2-е изд., испр. и доп. – СПб, 1998. – 283 с.
6. Каковкин А.В. Судейство соревнований по футболу: Методические рекомендации для студентов отделения ФФК ВГПУ – Вологда, изд-во «Русь» 2003. -48 с.
7. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.( отв.ред. А.А. Бодалёв; АНСССР, ин-т психологии)– М., 1998. – 348 с.
8. Ковалев А.Г. Психология личности: 3-е изд.,переработ. и доп.– М., 1997. – 391 с.
9. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека, Т. 1. Л.,1996-1997. – 264с.
10. Кон И.С. Психология старшеклассников. – М., 1994. – 175 с.
11. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. – 185 с.
12. Курамшин Ю.Ф. ТМФ: Учебник/под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина-2-е изд. испр-М.: Советский спорт,2004-464с.
13. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Автореф. дис. канд. – СПб., 1997.
14. Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 2000. – 201 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1999. – 307с.
16. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников.- М., 1998.г.
17. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М.,1999.стр.- 146
18. Маслоу А. Психология физического воспитания. – М., 1998. – 96с.
19. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. Для ин-тов физ. культ. – М.,1991. с. 136
20. Методика физического воспитания учащихся 10 – 11классов: Пособие для учителя./ Под ред. В.И. Ляха.- М.,1997. с. 480
21. Настольная книга учителя физической культуры./ Под ред. Л.Б Кофмана.- М., 1998. с. 208
22. Определение физической подготовленности школьников./ Под ред. Б.В. Сермеева. – М.,1998.с. 208
23. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. Для техникумов физ. культ./ Под ред. А.А. Гужаловского. – М.,1999 г. стр. 136
24. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. Под редакцией Железняка Ю.Д. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 384 с.
29 Хрипкова А.Г., Антронова М.В., Форбер Д.А. «Возрастная физиология и школьная гигиена».
30. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей среднего школьного возвраста. – Я.: Издательский центр «Гринго», 1996 – 176 с.
31.Физическое развитие детей среднего школьного возвраста ./ Под ред. Б.В. Сермеева. – М., 1998.с. 208
32.Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для пединститутов. / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.,1990.с. 161
33.Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя. / Под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – М., 1997.с. 153
34. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
35. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя. / Под ред. В. И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – М., 1997.с. 153
36. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. Под редакцией Железняка Ю.Д. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 384 с.
37. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей среднего школьного возвраста– Я.: Издательский центр «Гринго», 1996 – 176 с.
38. Вавилов Е.Н. Учите бегать, прыгать, ползать, метать: Пособие для воспитания среднего школьного возвраста. - М.: Просвещение, 1999
39. Алексеев Н.И., Афанасьев В.З., Бессуднов А.И. Физическая культура. - М., 2000 г.
Приложение
Список испытуемых |
1-й замер (сек.) |
1. Абрамов Руслан | 6.05 |
2. Авфеев Антон | 5.33 |
3. Бобров Валерий | 6.07 |
4. Ванехин Илья | 5.25 |
5 Васильев Владимир | 5.05 |
6. Домохин Илья | 5.42 |
7. Зуев Алексей | 5.15 |
8. Иванов Сергей | 6.02 |
9. Лысаков Никита | 5.08 |
10. Лысаков Сергей | 5.05 |
11.Мурин Илья | 5.50 |
12. Неуступов Илья | 5.33 |
13. Нифанов Алексей | 5.30 |
14. Осипов Андрей | 5.40 |
15. Софронов Алексей | 5.46 |
16. Сычев Никита | 5.22 |
17. Тарасов Иван | 5.36 |
18. Труханов Илья | 5.54 |
19. Тюмаков Алексей | 5.42 |
20. Тюрин Иван | 5.00 |
21. Харев Павел | 5.57 |
22. Хлебников Илья | 5.17 |