Реферат: Теоретические основы географии рекреации и туризма

Реферат:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕОГРАФИИ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА


Введение

Туризм и рекреация являются одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей современного мирового хозяйства. На их долю приходится около 10% мирового ВНП, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов.

Валютные поступления от туризма во всём мире в 1996 г. достигли более 420 млн. долларов; в том числе: в Европе – 214,47 млн. долларов, Америке – 106,38 млн. долларов, Восточной Азии – 82,436 млн. долларов.

В зависимости от социально-экономических условий и отношений государства к развитию национального туристического рынка туризм в разных странах развивается по разному. Так, в десятку наиболее посещаемых стран мира входят: Франция, Испания, США, Италия, Китай, Великобритания, Мексика, Канада, Польша, Австрия (Туринфо, 2000, № 4-1-8,). Несколько по-другому выглядит десятка стран, лидирующих по объёму доходов от туризма: США, Испания, Франция, Италия, Великобритания, Германия, Китай, Австрия, Канада, Мексика. Также надо отметить Египет, Марокко, Зимбабве, Аргентину, которые зафиксировали хороший прирост числа посещений (не менее 20 %).

В целом, по прогнозам Всемирной туристической организации, высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся и к 2010 году. Количество международных туристических поездок удвоится, составив 937 млн. поездок (за 1999 г. – 657 млн. чел.), а поступления от туризма достигнут 1,1 трл. долларов США (на 1990 г. – доходы составляли 455 млрд. долларов).


Теоретические основы рекреации

 

Под рекреацией (от латинского – восстановление) понимается:

1)         расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных, эмоциональных);

2)         наиболее развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе;

3)         любая деятельность (или состояние бездеятельности), направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за её пределами.

В зависимости от функциональной ориентации рекреационной деятельности рекреацию подразделяют на:

1)  лечебно-оздоровительную – направлена на восстановление здоровья человека (климатолечение, водные и грязевые процедуры).

2)  познавательную – ориентирована на развитие духовного потенциала личности. Включает ознакомление с историческими ценностями и архитектурными памятниками различных территорий и др.

3)  спортивную – направлена на развитие физических сил человека. Сюда относят спортивный туризм, спортивные различные игры и упражнения; также охоту и рыболовство;

4)  отдельно следует выделить садово-дачную рекреацию, интенсивно развивающуюся в последнее время.

С пространственной точки зрения выделяется:

1)         дальняя рекреация – определяется как перемещение за пределы основного места жительства; например, в другую страну, район, область;

2)          ближняя рекреация – связана с отдыхом по месту основного жительства.

На основании критерия повторяемости рекреационной деятельности выделяются пять типов рекреации:

1)         суточный ритм отдыха - включает цикл в 24 часа. Непосредственное время, отводимое на отдых можно условно определить в 8 часов – это сон;

2)         недельный ритм отдыха – цикл 7 суток; время, отводимое непосредственно для отдыха составляет условно 6-8 часов. Например, отдых выходного дня – поездки на природу, на дачный участок, посещение культурно-массовых и других привлекательных для отдыха мероприятий;

3)         ежемесячный ритм отдыха – цикл, включающий 30-31 день. Время, отводимое непосредственно для отдыха можно определить в 10-14 суток. Появление этого ритма рекреации определяется, в первую очередь, основным видом деятельности человека, т.е. его профессией. Такой ритм отдыха свойственен людям, работающим вахтовым способом. Например, менеджеры игорного бизнеса.

4)         квартальный ритм отдыха – включает в себя цикл из 65-90 суток. Время, условно отводимое непосредственно на отдых определяется от 8 часов до 10-14 суток. Он может выражаться и в одно, -двухдневных посещениях не очень удалённых от основного места проживания привлекательных для отдыха мест (посещение жителями Владимирской области города Москвы с различными целями) и может быть связан с профессиональной деятельностью человека – каникулы у школьников и учителей; вахтовый способ работы;

5)         ежегодный ритм отдыха – цикл составляет 365 (366) суток. Непосредственное время, отводимое для отдыха составляет от 14 до 48 суток. Обычно связан с весьма длительным пребыванием в удаленных от основного районах, наиболее привлекательных для отдыха по различным мотивам. Примером данного вида отдыха может служить ежегодный отпуск у большинства работающего населения. В настоящее время в связи с общим удорожанием жизни и неспокойной геополитической обстановкой в ряде регионов России, большая часть населения вынуждена проводить отпуск вблизи основного места жительства – на дачных участках, в деревнях у родственников и т.д.

Конкретные формы реализации рекреации различных циклов очень изменчивы и во многом стимулируются потребностями своих социо-культурных систем. Чем порождаются эти циклы рекреации? Основная причина – биологическая особенность жизнедеятельности человека. Так, причины суточного и недельного ритма рекреации – в дневной утомлённости: определённое время надо спать и проводить вне работы. То есть это естественная биологическая реакция на утомление, и, как следствие, два типа рекреации присутствуют в самых различных культурах и находят место во все времена, но, как правило, не имеют пространственного выражения, поскольку перемещения от «места утомления» к «месту рекреации» самые незначительные.

Появление квартального ритма рекреации связывается, прежде всего, с накоплением усталости от продолжительного пребывания на одном месте – месте постоянного проживания. Также пространственно-активная рекреация (квартальная) связана с перемещением на относительно удалённые расстояния и является функцией высокого уровня освоенности территории, поэтому она возникает позднее. То же можно сказать и о пространственно-активном ежегодном ритме рекреации.

Большое значение при определении циклов рекреации имеет род занятий человека, его профессиональная деятельность. Так суточная и недельная рекреация свойственны большинству населения, вне зависимости от основного вида деятельности. Эта связь проявляется в более длительных циклах рекреации – ежемесячном, квартальном, ежегодном. Например, у учащихся школ ярко выражен квартальный ритм рекреации, когда через каждые 2-2,5 месяца следуют десятидневные каникулы. Данные ритмы рекреации также свойственны людям, работающим вахтовым способом – работающие на севере строители и др.

Таким образом, рекреации разных циклов носят несколько разный характер, но их объединяет стремление человека к разнообразию в определённые промежутки времени.

 

Теоретические основы туризма

Составной частью рекреации является туризм, который можно определить как феномен, непосредственно связанный со свободным временем и культурой досуга.

Туризм представляет собой определённый вид жизнедеятельности, связанный с развлечениями, предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов; в частности – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия, познавательных или деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещённом месте.

В то же время туризм, как отрасль экономики, сложный природно-экономический и технический комплекс, основывающийся на научных принципах, целью которых является предоставление серии услуг для личности, которая посвящает свободное время путешествиям, превращаясь при этом в туриста или экскурсанта.

Значение туризма для современного общества огромно; можно выделить три основных направления влияния туризма на жизнь общества: экономическое, социальное, гуманитарное.

1)Экономическое значение туризма.

◊ источник дохода для местного населения туристических центров;

◊ оказывает влияние на развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, торговли, строительства, сельского хозяйства;

◊ способствует развитию транспортного комплекса, служб связи;

◊ способствует развитию развлекательного и познавательного бизнеса;

◊ обуславливает рост спроса на изделия местной промышленности и сувениры;

◊ способствует притоку денежных средств, в том числе иностранной валюты.

Но воздействие туризма на экономику региона имеет свои проблемные стороны:

◊ туристическое движение носит сезонный характер, что сказывается на спросе и производстве и оказывает влияние на рентабельность туристических предприятий и предприятий других производств, ориентированных на обслуживание туристов (особенно трудо - и капиталоёмкие предприятия, сфера услуг); и вносит изменения в миграционные потоки населения.

2)         Социальное значение туризма.

◊ восстановление психофизиологических ресурсов общества, трудоспособности человека и социума в целом;

рациональное использование рабочего времени;

обеспечение занятости населения;

? рост доходов трудящихся;

? экологическая не вредность туризма и направленность его на поддержание, и восстановление рекреации.

3)         Гуманитарное значение туризма.

? способствует развитию интеллекта человека, расширению его кругозора через знакомства с бытом, историей, культурой различных стран и народов;

? способствует развитию мирных, дружественных отношений между народами, вносит значительный вклад в сферу культурных обменов;

? играет значительную роль в воспитании подрастающего поколения.

Для практики туризма большое значение имеет его классификация – выявление отдельных видов и форм туризма в зависимости от основного показателя – критерия.

Как всякая другая классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции.

Туризм – сложное и многоплановое понятие. Очень сложно выделить формы и виды туризма в их чистом виде, поэтому в мире нет единой классификации. Те, что существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются.

Туризм можно классифицировать по разным критериям; например, Крачило Н.П., 1987 предлагает свою систему классификации туризма (см. приложение 1).

◊ По цели поездки. Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько целей, но только одна из них будет доминирующей.

В зависимости от цели отличают следующие туризма:

Познавательный или культурно-развлекательный. Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха.

Деловой. В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. Деловые поездки крайне важны с экономической точки зрения, так как они не зависят от сезонных факторов. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других организаций, которые работают за границей.

К разновидности делового туризма относятся поездки для участия или посещения национальных и международных выставок и ярмарок, поездки в составе специализированных групп по профессиям. Развитие делового туризма в первую очередь связано с интернационализацией бизнеса, который в последнее время захватывает крупнейшие компании мира.

Этнический. Цель этого туризма – посещение родственников, места рождения своего или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей. В частности этот вид туризма актуален для нашей страны, в связи с распадом СССР.

Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к «святым местам» с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов.

Спортивный туризм – это поездки для участия в спортивных различных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две разновидности: активный – поездка и пребывание в посещаемом месте для непосредственного участия в спортивных соревнованиях и пассивный – когда поездка и пребывание осуществляются для участия в спортивных соревнованиях в качестве зрителя.

Он включает ряд разновидностей (в зависимости от способа движения): горный, водный, лыжный, велосипедный.

Рекреационный туризм или отпускной – это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и духовных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым.

Под учебным туризмом понимают поездки с целью получения или улучшения своих знаний. Наиболее распространённые – изучение иностранного языка, так называемое «погружение» и непосредственное общение с носителями языка.

Экзотический туризм связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни. Это климатические условия, необычная флора и фауна, кухня разных народов, архитектура, национальные обычаи и др.

Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днём приобретает всё большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма.

Использования транспортных средств.

Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за её пределами. Путешествие с использованием стандартных видов транспорта: воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания), водный транспорт (пассажирские линии, паромы, круизы), сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.) или с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулёр, воздушный шар, дельтаплан и др.).

По сроку поездки.

Путешествие по стране проживания или же вне страны проживания может длиться от 24 часов до года по международному законодательству. Продолжительность пребывания или поездки является важным статистическим показателем, который играет роль при определении максимального предела, после которого посещение не считается больше туристическим. По сроку пребывания поездки делятся на продолжительные, краткосрочные и туры выходного дня.

По интенсивность туристических потоков.

Активный туристический сезон. Он характеризуется большим потоком туристов. Выделяют два основных туристических периода:

1) Летний (с конца мая по середину сентября в период летних отпусков и школьных каникул).

2)         Зимний (с середины декабря до конца февраля – период горнолыжного сезона, рождественских и новогоднего праздников).

Постоянный – характеризуется относительно равномерным посещением туристических районов и населённых пунктов на протяжении всего года.

Межсезон (полу-сезон).

В нашей стране - осенью и весной количество туристов значительно уменьшается в сравнении с активным сезоном.

Несезон.

Несезон характерен для тех районов, которые посещаются туристами в определённое время года и являются одно-сезонными.

По уровню организации.

Индивидуальный тур – независимое путешествие одного или нескольких лиц. Объединение туристов в одну группу обуславливается общностью интересов и целей поездки, а также сравнительно более низкими ценами по сравнению с индивидуальными турами в связи с предоставлением групповых скидок.

Характер организации путешествия может быть организованный и самодеятельный.

Путешествие одного туриста или группы туристов по предварительно разработанной туристической фирмой программе называется организованным. Организованные туристы обеспечиваются необходимым туристическим сервисом, который оговаривается в заранее приобретённых турах.

Самодеятельный или так называемый альтернативный туризм, где в качестве организатора путешествия выступает не тур оператора, а сам турист, путешественник, используя рекламные материалы, с помощью информационных сетей. Иными словами, турист сам определяет длительность поездки, маршрут, посещаемые объекты, сам бронирует гостиницу и т.д., он не связан никакими обязательствами с туристической фирмой.

По демографическим и социальным составам участников поездки.

В зависимости от места проживания туриста (городской житель или сельский), от социального положения в обществе (детский, школьный, молодёжный, семейный, по профессиональному составу и др.). Играет роль и возраст туриста. В последнее время значительно увеличилось количество туристов преклонного (пенсионного) возраста.

По направленности туристических потоков.

Въездной – путешествия по стране лиц, постоянно проживающих в других странах.

Выездной – путешествие лиц постоянно проживающих в стране, например, в России в другую страну – Турцию.

Внутренний – путешествие по стране лиц, постоянно в ней проживающих.

По принципу оплаты.

Коммерческий - это стандартный вариант, когда туристическая фирма реализует свой турпродукт покупателю и соответственно получает прибыль.

Под социальным туризмом путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, при этом отдельным категориям туристов государство, в порядке установленном законодательством, предоставляет льготы социального характера. Упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях.

Интенсив-туризм представляет собой поощрительную поездку за счёт фирмы, организуемую предприятием для своих работников за достижения в труде (например, за повышение общего объёма продаж, эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и т.д.).

Классификация в туризме имеет важное значение для его практики. Она позволяет решать проблемы его территориальной организации, планировать развитие материальной базы, выявлять спрос и формировать рынок туризма, производить и реализовать туристический продукт.