Курсовая работа: Туристский баланс Республики Беларусь: особенности формирования и методические проблемы его определения
Частное учреждение образования
Институт предпринимательской деятельности
Кафедра международного туризма
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Туристский баланс Республики Беларусь: особенности формирования и методические проблемы его определения
Студентка
4 курса группы 1726 Н.В. Бурая
Руководитель
Канд. географ. наук А.И. Тарасёнок
Минск 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Туризм и платёжный баланс
1.1 Общая структура платёжного баланса
1.2 Баланс туристских доходов и расходов страны
Глава 2. Туристский баланс Республики Беларусь
2.1 Туристский баланс: основные понятия и показатели по Республике Беларусь
2.2 Статистика туристских потоков и состояние туризма Республики Беларусь
Глава 3. Международный туризм
3.1 Экономическое значение международного туризма и его влияние на платёжный баланс
3.2 Туристский баланс: основные показатели по странам мира
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Подготовленная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, так как туризм сегодня - это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 г. количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд, т. е. в 3 раза превысит показатели 2000 г. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд. долл. в день. Тем боле туризм – это одна из быстроразвивающихся отраслей хозяйства, которая в кратчайшие сроки может принести достаточно высокую прибыль, а это говорит о хорошей окупаемости, что тоже не маловажно для экономики. Из этого следует, что, туризму как сектору экономику, должно уделяться особое внимание.
Целью данной курсовой работы является изучение воздействия туризма на платёжный и торговый балансы страны, а также изучение их взаимовлияния друг на друга.
Главными задачи курсовой работы являются:
1) Изучить структуру платёжного баланса страны.
2) Выявить влияние туризма на платёжный и торговый баланс страны.
3) Вычислить показатели туристского баланса Республики Беларусь.
4) Вычислить показатели туристского баланса отдельных стран мира.
5) Свести данные в общий вид при помощи экспертной оценки.
Для реализации поставленных задач в курсовой работе был использован общенаучный метод исследований (системный анализ, комплексный подход, программно- целевое планирование) и аналитико-прогнозтический метод (экономико- статистический анализ).
Все выше перечисленные инструменты позволяют наиболее детально подойти к определению понятия туристский баланс, выявить особенности формирования и методические проблемы его определения.
В первой главе курсовой работы даётся общее определение платёжного баланса страны, графически рассматривается его структура, рассматривается баланс туристских доходов и расходов страны, выделяются преимущества экспорта по статье «поездки». Вторая глава полностью посвящена развитию туризма в Беларуси. Здесь даётся определение туристскому балансу страны, детально рассматриваются все показатели развития туризма по стране, анализируются статистические данные и состояние туризма Беларуси на сегодняшний день, делаются прогнозы на будущее. В третьей главе особое внимание уделено развитию международного туризма и его влияние на платёжный баланс. Здесь рассмотрено экономическое значение и сущность международного туризма, его влияние на платёжный и торговый балансы. Для более детального ознакомления была использована классификация стран по группам, составленная Beretje – знаменитым французским учёным в области международного туризма. Данная классификация была дополнена таблицей «Международный туристический оборот и его влияние на платёжный баланс отдельных стран», которая была составлена при помощи ежегодного издания международной статистики туризма, составленной ВТО. Всё это в совокупности дало общее представление о роли международного туризма в отдельных странах мира и в частности в Республике Беларусь.
Глава 1. Туризм и платёжный баланс страны
1.1 Общая структура платёжного баланса страны
Перед Республикой Беларусь стоит масштабная задача — в самое ближайшее время кардинально улучшить условия для ведения бизнеса. Приветствуются любые инновации в части совершенствования инвестиционного климата, создания положительного имиджа страны за ее пределами. Хотелось бы акцентировать внимание на том, как важно для Беларуси развитие туризма, особенно въездного, и как это отражается на платежном балансе.
Для того чтобы яснее понимать, почему развитию сферы услуг, и в частности туризму, придается большое значение на государственном уровне, следует остановиться на основных тенденциях развития платежного баланса Республики Беларусь, наблюдающихся на протяжении последних лет.
Платежный баланс включает две основные части. Первая — текущий счет, основу которого формирует баланс внешней торговли товарами и услугами, вторая — счет операций с капиталом и финансовых операций, отражающий прежде всего приток в экономику страны и отток из нее иностранных инвестиций (рисунок 1). Для открытой экономики Республики Беларусь, где объем внешней торговли существенно превышает объем ВВП, определяющее значение имеет текущий счет. Итоговый показатель платежного баланса — объем международных резервных активов, или золотовалютных резервов страны.
Рисунок 1.
В случае если текущий счет отрицателен (чаще всего это происходит, если объем импорта превышает объем экспорта), это превышение может быть профинансировано либо адекватным притоком иностранных инвестиций, либо соответствующим снижением объема международных резервных активов.
Объем международных резервных активов Республики Беларусь устойчиво растет. Таким образом, общий результат платежного баланса в течение ряда лет остается положительным. Вместе с тем структура платежного баланса является не оптимальной, поскольку сальдо текущего счета, как правило, отрицательное (от 0,3 млрд. долл. США в 2002 г. до 2,9 млрд. долл. США, по предварительным данным, за 2007 г.) (рисунок 2).
Рисунок 2.
С учетом международной практики это считается необходимым минимумом, обеспечивающим должный уровень экономической безопасности страны и прежде всего — стабильность национальной валюты.
Исходя из этого критерия и фактически сложившегося в 2007 г. объема импорта, Республике Беларусь уже сегодня необходимо было бы иметь величину международных резервных активов на уровне 8 млрд. долл. США. Поэтому повышение темпов наращивания золотовалютных резервов остается в центре внимания экономической политики государства. Основное направление решения этой задачи — обеспечение сбалансированности внешней торговли. Кроме того, увеличению притока иностранной валюты в экономику страны будет способствовать активизация привлечения прямых иностранных инвестиций. Прямые инвестиции не увеличивают объем внешнего долга и способствуют притоку в страну новых технологий, международного опыта управления и продвижения товаров на мировых рынках, что в условиях глобальной конкуренции является ключевым фактором конкурентоспособности. Принимаемые меры по привлечению прямых инвестиций должны сочетаться с мероприятиями, которые будут способствовать минимизации отрицательного сальдо внешней торговли товарами и услугами, а в перспективе позволят обеспечить выход на положительное сальдо.
Фактически на протяжении последних лет сальдо внешней торговли товарами и услугами в Республике Беларусь остается отрицательным. Исключение составил 2005 г., когда во внешней торговле товарами и услугами был отмечен положительный итоговый результат в сумме 341,8 млн. долл. США. Однако данный результат был обусловлен спецификой ситуации, сложившейся в момент перехода с 1 января 2005 г. на новый порядок взимания НДС в торговле с Россией. В связи с этим субъекты хозяйствования в конце 2004 г. фактически закупали товары в счет 2005 г. Это привело к росту отрицательного сальдо в 2004 г. Соответственно, в 2005 г. было получено положительное сальдо. Величина этого фактора оценивается примерно в размере 500—600 млн. долл. США. Если исключить его влияние, величина отрицательного сальдо и в 2004 г., и в 2005 г. оставалась в пределах общей тенденции.
Факторы, связанные с высокими темпами экономического роста в стране (увеличение инвестиционного импорта, рост потребительского спроса на импортные товары, повышение импортной составляющей в производственных затратах), обусловили отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Для выхода на устойчивое положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами предпринимаются все меры, но для этого необходимы позитивные сдвиги в составе экспорта.
Если посмотреть на структуру сальдо внешней торговли Республики Беларусь, можно увидеть, что сальдо внешней торговли товарами уже длительное время отрицательное, в то время как сальдо торговли услугами является положительным (рис 3).
Рисунок 3.
Сальдо торговли услугами компенсирует частично отрицательное сальдо, складывающееся в торговле товарами, как это видно из рисунка 4. А это в свою очередь значит, что успешное развитие экспорта услуг способно выравнивать платёжный баланс.
Недостаточное развитие экспорта услуг в Республике Беларусь взаимосвязано с невысокой долей услуг в общем объёме производства в стране. В совокупности сфера услуг включает в себя целый ряд важных отраслей: транспорт, связь, торговлю, жилищное и коммунальное хозяйство, культуру, образование, здравоохранение, бытовые услуги, банки, туризм. В Республике Беларусь удельный вес сферы услуг в валовой добавленной стоимости составил 50,1%, когда в экономически развитых странах эта величина варьирует в пределах 65-75%.
Ускоренное развитие сферы услуг имеет ряд значительных преимуществ. Процесс предоставления услуг, как правило, не требует такого количества материальных затрат, с которыми связано производство товаров. В то же время сфера услуг активно вовлекает в процесс производства трудовые ресурсы, содействуя росту занятости, и характеризуется гораздо более высокой долей добавленной стоимости. Так, в Республике Беларусь в 2006 г. доля добавленной стоимости в производстве товаров составила 33%, 67% общего объема производства товаров — промежуточное потребление, то есть использование уже произведенных ранее товаров. В сфере услуг ситуация обратная: 66% — это добавленная стоимость, промежуточное потребление — только 34% (рисунок 4).
Рисунок 4.
Таким образом, опережающее развитие сферы услуг — это движение к более рациональной и эффективной структуре ВВП и платежного баланса, возможность значительного увеличения темпов экономического роста. Целевые показатели прогноза социально-экономического развития страны ставят задачу увеличения платных услуг населению на 12%. Экспорт услуг за год необходимо увеличить в полтора раза. Статьи, которые должны обеспечить максимальный темп роста, — транспортные и туристические услуги.[1]
1.2 Баланс туристических доходов и расходов страны
Доходы от международного туризма складываются из расходов иностранных посетителей в стране пребывания. Они представляют собой экспортные валютные поступления, формирующиеся в результате потребления нерезидентами туристских услуг и товаров на территории страны-дестинации. Выделяются три источника валютных поступлений от иностранного туризма:
· экспорт туристских услуг;
· реализация товаров текущего потребления;
· реализация товаров будущего потребления.
Экспорт туристских услуг связан с покупкой и потреблением иностранными посетителями услуг на предприятиях туристской индустрии. К таким услугам относятся услуги питания, размещения, культурных и развлекательных учреждений, транспорта, санаторно-курортного хозяйства, розничной торговли и другие, необходимые для удовлетворения потребностей иностранных посетителей в дестинации.
Реализация товаров текущего потребления включает розничную продажу продуктов питания и напитков, средств гигиены, топлива для автомобилей, других товаров повседневного спроса.
Реализация товаров будущего потребления опирается на широкий ассортимент — от сувениров до автомобилей. Наиболее устойчивым источником валютных поступлений от иностранного туризма является реализация туристских услуг и сувенирной продукции. Следует оговориться, что продажа товаров текущего потребления также характеризуется постоянством, однако для страны значимее оказание услуг розничной торговли, нежели продажа собственно товаров этой группы, так как многие из них импортируются. Реализация товаров будущего потребления, как правило, носит недолгосрочный характер. Так, цены на бытовую технику, одежду, подержанные автомобили в странах, поставляющих и принимающих туристов, со временем выравниваются из-за мер по ограничению ввоза дешевых товаров, развития импортозамещающих производств или изменения валютного курса. Если тенденция туристского импорта товаров будущего потребления сохраняется в долгосрочном периоде, это свидетельствует о консервативной модели экономики страны, поставляющей туристов.
Туристский экспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным экспортом:
· товары, покупаемые иностранными посетителями, реализуются в розницу, в то время как обычный экспорт тех же товаров осуществляется по более низким оптовым ценам. В результате увеличиваются доходы предприятий розничной торговли и налоговые поступления в бюджет. Кроме того, отпадает потребность в организации транспортировки, складирования, страхования товаров в отличие от организации экспортной торговли по традиционной схеме.
· при традиционном экспорте распространены отсрочку платежей и поставки в кредит, в то время как иностранные! посетители осуществляют оплату товаров в форме текущие платежей. Это позволяет ускорить оборачиваемость оборотных средств, вложенных в товары, и повысить эффективность га использования;
· в товарный обмен вовлекаются товары, которые очень низкие объемы реализации в отсутствие туристских миграций, например сувенирная продукция.
· при туристском экспорте нерезидентам реализуются товары сельского хозяйства и пищевой промышленности, вовлечение которых во внешнеторговый оборот часто ограничено низкой транспортабельностью товаров, защитой странами – соседями национальных рынков сельхозпродукции и продовольствия.
Расходы на международный туризм представляют собой затраты резидентов на потребление туристских товаров и услуг за рубежом. В экономике международного туризма большое внимание уделяется соотношению туристских доходов и расходов. И те и другие учитываются в платёжном балансе стран. Разность между доходами и расходами представляет собой сальдо туристского баланса. Отрицательное сальдо говорит о пассивном туристском балансе, положительное- об активном.[3]
Глава 2. Туристский баланс Республики Беларусь
2.1 Туристский баланс: основные понятия и показатели по Беларуси
Туристский баланс страны — это отношение между стоимостью товаров и услуг, реализованных иностранцам в данной стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданам данной страны за рубежом. Если сальдо туристского баланса положительное, то говорят, что для экономики этой страны туризм активный если отрицательное — пассивный.
Туристским балансом называют отношение между стоимостью туристских товаров и услуг, реализованных иностранцам в принимающей стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданами данной страны за рубежом.
Дефицит туристского платежного баланса – превышение валютных расходов страны на поездки граждан за границу над валютными доходами приема у себя иностранных туристов.
Динамика развития национального туристского баланса может считаться одним из индикаторов уровня благосостояния и развития экономики данной страны. Активный туристский баланс с преобладанием доходов от туризма над расходами на него формируется под воздействием следующих социальных факторов:
- наличие природных предпосылок и развитой инфраструктуры для развития туризма;
- политическая стабильность;
- дефицит торгового экспорта;
- высокая степень зависимости национальной экономики от импорта сырья и товаров.
Туризм нередко называют невидимым экспортом. Особенностью этой отрасли является то, что туристские услуги или товары, производимые на экспорт, не вывозятся из страны; потребитель сам преодолевает расстояние, отделяющее его от интересующего товара. Туризм предполагает не только экспорт, но и импорт товаров и услуг.
Статья "Поездки" охватывает товары и услуги (питание, размещение, развлечения, осмотр достопримечательностей, экскурсии, подарки, сувениры), которые были приобретены в Республике Беларусь (РБ) приезжими (гражданами РБ за рубежом), если срок их пребывания на территории РБ (за рубежом) не превышает одного года. К приезжим относятся туристы, которые проводят в стране пребывания хотя бы одну ночь или более, а также транзитные пассажиры, то есть лица, покидающие страну в течение 24 часов с момента своего прибытия. Поездки подразделяются на деловые и личные.
Деловые поездки охватывают поездки лиц, направляющихся за границу для осуществления различных видов хозяйственной деятельности. К ним относятся: экипажи судов, делающих в стране кратковременную остановку или задерживающихся с отправлением, государственные служащие, находящиеся в стране по официальным делам, командированные работники международных организаций, а также персонал компаний, не являющихся резидентами страны, на территории которой они выполняют свои работы.
Личные поездки включают поездки лиц, направляющихся в зарубежные страны не для деловых целей, а для того, чтобы провести свободное время, в том числе отпуск, участвовать в спортивных и культурных мероприятиях, посетить родственников и друзей, провести паломничество и участвовать в других религиозных обрядах, провести поездки с целью обучения и прохождения курса лечения. К личным поездкам также относятся поездки транзитных пассажиров, оказавшихся в данной стране проездом к месту назначения.
Для определения размеров экспорта и импорта услуг по статье "Поездки" в платежном балансе Республики Беларусь используется расчетный метод, основанный на том, что стоимость расходов резидентов/нерезидентов определяется как произведение затрат, приходящихся на одного выезжающего/въезжающего, на их количество.
Численность въезжающих и выезжающих определяется, исходя из информации Министерства статистики и анализа по форме № 1–ПВ "Отчет о численности иностранных граждан, посетивших Республику Беларусь и граждан Республики Беларусь, выехавших за границу", которая разбивается на следующие виды поездок: служебные, туризм, частные, постоянное место жительства, обслуживающий персонал, транзит. Граждане, выезжающие (въезжающие) из РБ (в РБ) на постоянное место жительства (ПМЖ), в соответствии с международным руководством по составлению платежного баланса, не являются туристами. Их численность из суммарной численности выехавших/въехавших исключается.
Для более точного расчета вводятся дополнительные категории выехавших/въехавших по продолжительности пребывания: собственно поездки, однодневные поездки и краткосрочные поездки. Удельный вес поездок по продолжительности в общем объеме поездок определяется экспертным путем специалистами Управления платежного баланса.
Для расчета стоимости расходов резидентов Республики Беларусь, выезжающих за рубеж со служебными целями (включая обслуживающий персонал), используются нормативы суточных и предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения в сутки, на основе сведений Министерства финансов Республики Беларусь "Нормы оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу".
Для расчета стоимости доходов от посещения Республики Беларусь нерезидентами со служебными целями (включая обслуживающий персонал) используются нормативы расходов суточных и предельные нормы расходов по найму жилого помещения на основе информации о лимитах командировочных расходов, полученной в результате обмена информацией с различными странами.
Для туристических поездок нормативы расходов и сроки пребывания туристов в Республике Беларусь и белорусских граждан за границей определяются, как на основе данных сборника Министерства статистики и анализа "О развитии туризма, деятельности туристских организаций, средствах размещения туристов и других лиц", так и экспертным путем на основе информации о стоимости туристических путевок.
По частным поездкам нерезидентов в Республике Беларусь и резидентов Республики Беларусь за рубежом нормативы расходов и сроки пребывания устанавливаются экспертным путем. По частным однодневным поездкам устанавливаются минимальные нормативы, включающие расходы на питание.
Для транзитных поездок экспертным путем устанавливаются минимальные нормативы, включающие расходы на питание.
По всем видам поездок экспертным путем устанавливаются дополнительные нормы расходов на различного рода единовременные покупки (подарки и сувениры), которые зависят от типа поездок.
Потоки иностранной валюты, связанные с международным туризмом, учитываются в платежном балансе в составе статьи "поездки", входящей в счет текущих операций. По ней отражаются расходы иностранных граждан, посещающих Беларусь, и расходы граждан Республики Беларусь во время зарубежных поездок. При этом статья разделяется на деловые и личные поездки. Деловые представляют собой расходы на служебные поездки, поездки обслуживающего персонала и расходы граждан, приехавших с целью временного трудоустройства. Личные поездки включают в себя затраты на туристические, частные и транзитные поездки.[4]
Соотношение деловых и личных поездок по экспорту практически сохраняется в соотношении 40% к 60% в пользу личных поездок. Основную долю импорта (79,3% за 2007 г.) занимают расходы на личные поездки.
В целом приток средств от приезжающих в страну зарубежных гостей по статье "поездки" составил в 2006 г. 11,5% от всего объема экспорта услуг Республики Беларусь (около 8,6% — в 2007 г.), или 278 млн. долл. США — вг. и 280 млн. долл. США — в 2006г. Всего экспорт по данной статье за 2000 — 2007 гг. составил1,9 млрд. долл. США (рисунок 5)
При этом наши граждане гораздо больше средств расходуют на поездки в зарубежные страны, чем иностранные гости ввозят в Беларусь, что связано с достаточно высокой популярностью выездного туризма и низким развитием въездного. По данным Министерства статистики и анализа, за 2006 г. в страну въехали 89,5 тысяч туристов том числе из государств СНГ — 26,7 тыс.), выехали с туристическими целями 525,4 тыс. белорусских граждан. За 2007 г. въехали 105.4 тыс. человек (в том числе из СНГ — 38,9 тыс.), выехали— 516.8 тыс. человек. По предварительным данным платежного баланса за январь— сентябрь 2007 г., средние затраты за одну поездку, понесенные иностранным туристом в Республике Беларусь составили 173$, в то время как средние затраты белорусского туриста за границей составили 254$ США.
В 2008 году по статье «поездки» импорт достиг 672 млн. долларов. Всего за период с 2000 по 2008 год импорт по статье «поездки» составил 3,7 млрд. долларов. В итоге по статье поездки за 8 лет сформировался отрицательный итог в размере 21,7 млрд.долларов., которые ушли за пределы страны.
Таким образом, улучшение характеристик платежного баланса в части международной торговли туристическими услугами предполагает, с одной стороны, развитие въездного туризма, что позволит повысить приток в страну иностранной валюты. С другой стороны, улучшению платежного баланса будет способствовать также развитие туристических услуг, ориентированных на внутренний рынок. Это позволит сократить количество зарубежных поездок с туристическими целями и тем самым уменьшить отток валюты из страны по статье "поездки".
В этой связи расширение рынка туристических услуг и повышение их качества является значимой мерой по стабилизации платежного баланса.[1]
2.2 Статистика туристских потоков и состояние туризма Республики Беларусь
Туризм анализируется, планируется и прогнозируется на основе статистических данных. Без сведений о структуре туристских потоков невозможно получить представление о рынке сбыта услуг туристской дестинации. Статистика туристских потоков является основой для анализа состояния и обоснования планов развития туристского комплекса дестинации, территориальной рекреационной системы или хозяйственного механизма туристской отрасли. В Беларуси основными индикаторами развития туризма, публикуемыми в статистических сборниках, являются:
· Экспорт и импорт по статье «Поездки» — по данным Национального банка Республики Беларусь;
· Въезд в Республику Беларусь иностранных граждан и выезд за границу граждан Республики Беларусь с целью туризма, частной или служебной поездки — по данным Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь;
· Число гостиниц и аналогичных средств размещения;
· Численность работников, занятых в отрасли отдыха и туризма;
· Платные услуги населению по статьям «Туристско-экскурсионные», «Санаторно-оздоровительные», «Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения».
Существуют и другие показатели, характеризующие развитие туризма в Беларуси. Так, статистику туристских потоков отражают данные о численности принятых иностранных туристов и численности собственных граждан, отправленных за рубеж организаторами туристской деятельности; о распределении таких туристов по странам мира; о численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения (таблица 6).[3]
Таблица 6- Индикаторы развития туризма
Комитет статистики
2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Численность иностранных граждан, прибывших в Республику Беларусь1), тыс. человек | 2029,8 | 4737,8 | 5275,6 | 5282,6 | 5262,0 |
Численность граждан Республики Беларусь, выехавших за границу1), тыс. человек |
4747,2 | 6596,3 | 6811,1 | 7511,9 | 6322,7 |
Экспорт и импорт услуг по статье «поездки», млн. долл. США |
|||||
экспорт – всего | 93,2 | 253,1 | 286,3 | 324,6 | 365,3 |
в том числе по странам: | |||||
СНГ | 77,9 | 125,6 | 149,3 | 180,1 | 205,8 |
вне СНГ | 15,3 | 127,5 | 137,0 | 144,5 | 159,5 |
импорт – всего | 216,2 | 447,6 | 586,4 | 606,0 | 672,4 |
в том числе по странам: | |||||
СНГ | 98,1 | 194,8 | 268,9 | 267,8 | 311,9 |
вне СНГ | 118,1 | 252,8 | 317,5 | 338,2 | 360,5 |
Число гостиниц и аналогичных средств размещения | 256 | 279 | 284 | 303 | 312 |
Число санаторно-курортных, оздоровительных организаций и других специализированных средств размещения |
318 | 321 | 303 | 311 | 315 |
Численность работников, занятых в сферах деятельности (в среднем за год), тыс. человек |
|||||
отдых и туризм | 13,1 | 9,1 | 8,2 | 8,5 | 9,1 |
физическая культура и спорт | 19,3 | 23,2 | 24,2 | 25,5 | 25,5 |
культура | 65,7 | 71,0 | 72,2 | 74,2 | 77,7 |
искусство | 14,5 | 11,6 | 11,7 | 12,7 | 13,7 |
Платные услуги населению (в фактически действовавших ценах), млрд. руб. |
632,6 | 6776,2 | 8307,2 | 9988,2 | 12607,6 |
из них: | |||||
туристско-экскурсионные | 7,8 | 36,4 | 125,6 | 183,4 | 330,3 |
санаторно-оздоровительные | 48,0 | 266,2 | 246,4 | 326,0 | 421,9 |
услуги гостиниц и аналогичных средств размещения |
13,5 | 87,0 | 113,8 | 132,2 | 188,1 |
услуги физической культуры и спорта |
3,0 | 38,3 | 50,5 | 68,8 | 103,2 |
услуги культуры | 12,9 | 87,1 | 103,2 | 130,9 | 164,5 |
Индексы потребительских цен на отдельные виды платных услуг населению в сфере культуры, туризма и отдыха (в процентах к декабрю предыдущего года) | |||||
туристические и экскурсионные услуги |
281,3 | 106,5 | 118,0 | 109,2 | 117,7 |
санаторно-оздоровительные услуги |
288,0 | 110,6 | 110,6 | 118,7 | 127,3 |
услуги физической культуры и спорта | … | 109,3 | 113,3 | 109,1 | 113,5 |
услуги культуры | 291,2 | 107,7 | 105,2 | 104,3 | 103,5 |
Начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций отдыха и туризма, физической культуры и спорта, культуры и искусства, тыс. рублей |
|||||
отдых и туризм | 51,0 | 309,2 | 394,8 | 464,2 | 590,1 |
физическая культура и спорт | 49,3 | 507,3 | 679,9 | 787,0 | 973,9 |
культура | 38,5 | 372,3 | 462,9 | 535,1 | 632,8 |
искусство | 40,5 | 403,2 | 501,1 | 577,0 | 693,6 |
Основные туристические ресурсы (число) |
|||||
музеи | 134 | 139 | 144 | 148 | 151 |
профессиональные театры | 27 | 28 | 29 | 29 | 28 |
заповедники | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
национальные парки | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
физкультурно-спортивные сооружения |
23228 | 22073 | 22076 | 25470 | 25686 |
Тираж книг и брошюр, млн. экз. | 61,6 | 40,3 | 52,0 | 49,8 | 55,4 |
издано книг на 1 000 человек населения, экз. |
6160 | 4121 | 5345 | 5131 | 5721 |
Библиотечный фонд публичных библиотек, млн. экз. |
77,6 | 71,8 | 71,1 | 70,4 | 71,0 |
на 1 000 человек населения, экз. | 7771 | 7360 | 7316 | 7268 | 7336 |
Составлено по источнику [5]
1) По данным Госпогранкомитета Республики Беларусь. Без учета прибывших и выехавших на
постоянное место жительства.
Статистика туристских потоков, которая ведется и публикуется в Беларуси, не дает полного представления о туристских рынках Беларуси как дестинации. Как ранее отмечалось, данные Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь о въезде и выезде посетителей с целями туризма, частной и служебной поездки не учитывают туристского потока по направлению Беларусь—Россия, поскольку на границе с Российской Федерацией отсутствует пограничный контроль. По оценкам экспертов, международный поток туристов по данному направлению сопоставим с общим потоком туристов в южных направлениях.
Более детальная картина вырисовывается по организованному туризму, осуществляемому через туристские фирмы. Публикуемая статистика достаточна для анализа рынка туристской отрасли, но не подходит для исследования дестинаций. Последние посещаются не только туристами, пребывание которых организовано туристскими фирмами, но и неорганизованными туристами, причем современный туризм характеризуется опережающим ростом неорганизованных индивидуальных путешествий. Рынок дестинаций в большей мере отражает статистика обслуживания в коллективных средствах размещения, к которым тяготеют обе категории туристов. В публикуемых статистических материалах содержатся сведения о количестве обслуженных и размещенных лиц в гостиничном секторе. Однако важнейшим недостатком является отсутствие показателей, характеризующих объемы туристского обслуживания: количество реализованных туродней в туристской отрасли и количество ночлегов (ночевок) в гостиничном хозяйстве Беларуси.
В публикуемой белорусской статистике туризма нет обобщения данных по туристским регионам (туристским зонам или районам). Статистика туристских потоков в разрезе административных областей малопригодна для практического анализа, поскольку каждая область сама по себе не обладает таким свойством дестинации, как целостный турпродукт. Данный тезис подтверждают следующие примеры.
Мир и Несвиж входят в один туристский район, который представляет собой единую дестинацию. Но Несвиж находится в Минской области, а Мир — в Гродненской. Минск в статистике рассматривается вне Минской области, а Гомель и другие областные центры включены в общеобластную статистику, что не позволяет делать объективные сравнения Минской области с другими областями.
В административных областях можно выделить регионы, состоящие из нескольких районов, которые в туристском отношении слабо вписываются в областной турпродукт из-за периферийного положения. Житковичский район с национальным парком «Припятский» расположен на западе Гомельской области. Он формирует часть туристского продукта Центрального Полесья, где доминирует Пинск. Ошмянский, Сморгонский и Островецкий районы, относящиеся к Гродненской области, больше тяготеют к Минской области. Витебск, Орту и Могилев объективно легче связать в единый тур-продукт, чем Витебск, Полоцк, Браслав, из-за особенностей транспортных коммуникаций.
Для улучшения статистической информации о состоянии развития туризма в Беларуси необходимо в первую очередь публиковать, обобщать и анализировать данные о количестве и структуре ночлегов в средствах размещения. Для формирования практически полезного информационно-статистического массива целесообразно вести статистику туристских потоков и туристской индустрии по административным районам и туристским зонам, на которые разделена территория Беларуси.[3]
Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. В явном выигрыше находятся те страны, которые имеют море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими основополагающими для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами. Среди них:
· близость к Западной Европе, Скандинавии - туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;
· соседство со странами Балтии, Россией, Украиной является серьезным ресурсом к развитию трансграничного туризма;
· древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость);
· богатый природный потенциал, включающий уникальные водно-болотные угодья, реликтовый лес - Беловежскую пущу и т.д.
В Республике Беларусь в последние годы произошли значительные позитивные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.
По состоянию на 1 января 2008 года в республике насчитывается 312 средств размещения (гостиницы, мотели, кемпинги). Их единовременная вместимость превышает 26 тыс. мест. Количество работающих в данной сфере составляет около 9.1 тыс. человек.
Гостиницы находятся в различных формах собственности и ведомственных подчинениях, существенно разнятся по уровню и ценам. Число средств размещения, находящихся в частной собственности, составляет 78 единицу, или 25% от их общего числа. Тем не менее, в них было размещено 38% всех проживающих, а выручка от размещения превысила 45% от общего объема. Это связано с тем, что частные средства размещения находятся, в основном, в крупных городах, то есть там, где это приносит прибыль, в то время как государство вынуждено содержать множество гостиниц, расположенных в районных центрах. Кроме этого, следует признать и более высокий уровень сервиса и самих условий проживания, что и привлекает иностранных граждан.
Общая проблема, присущая подавляющему большинству гостиниц, состоит в отсутствии их классификации. Многие из них не имеют даже класса "однозвездочная".
Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно большого круга стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного числа представителей стран - России, Германии, Польши, Италии, Литвы, Великобритании, Латвии, США.
Питание жителей и гостей Республики Беларусь в настоящее время осуществляют свыше 3 тыс. объектов общественного питания, расположенных в общедоступной сети.
Учитывая важное географическое положение Беларуси, большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса. В настоящее время на автомобильных дорогах функционируют свыше 400 кафе, ресторанов, баров.
Актуальным является и развитие сети организаций быстрого питания, позволяющих при относительно небольших материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с минимальными затратами времени на получение и прием пищи. В республике насчитывается 1,8 тыс. организаций быстрого питания.
Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристские организации, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов. Число таких организаций в настоящее время невелико. Требуется проведение государственной политики по их поддержке и развитию.
Таким образом, в Республике Беларусь создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует больших затрат на ее обновление и совершенствование. Основные показатели деятельности туристических организаций за 2000-2008 годы (данные Министерства статистики) представлены в таблице 7.
Таблица 7 - Показатели деятельности туристических организаций [5].
Год | Число организаций, оказывающих туристские услуги | Численность работающих в сфере туризма, человек | Принято иностранных туристов, человек | Отправлено туристов за рубеж, человек |
2000 | 415 | 4095 | 60224 | 1289034 |
2005 | 402 | 4004 | 90811 | 572398 |
2006 | 434 | 3072 | 89524 | 525430 |
2007 | 463 | 2346 | 105410 | 516796 |
2008 | 577 | 2721 | 91587 | 380349 |
Таким образом, за 2000-2008 годы количество иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь, увеличилось на 31363 человека к уровню 2000 года, что соответствует 152 % роста; а количество граждан, выехавших за рубеж с туристскими целями, уменьшилось на 908685 человека к уровню 2000 года.
Платежный баланс Республики Беларусь по услугам и статье "поездки" в разрезе деловых и личных поездок представлен в таблице 8
Таблица 8 - Доля туристских услуг в экспорте-импорте услуг
Статьи платежного баланса | 2000 год | 2005год | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
Экспорт | |||||
Поездки - всего, в том числе: | 93,2 | 253,1 | 286,3 | 324,6 | 365,3 |
Деловые | 28,1 | 75,9 | 85,9 | 107,8 | 112,2 |
Личные | 65,1 | 177,1 | 200,1 | 216,8 | 253,1 |
Импорт | |||||
Поездки - всего, в том числе: | 243,2 | 447,6 | 586,4 | 606 | 672,4 |
Деловые | 103,7 | 64,2 | 100,6 | 114,2 | 117,3 |
Личные | 139,5 | 383,4 | 485,8 | 491,8 | 555,1 |
Сальдо | |||||
Поездки, всего | -123 | -194,5 | -300,1 | -281,4 | -307,1 |
Cоставлено по источнику [5]
Как видно из таблицы 8, импорт по статье "поездки" превышает экспорт, формируя, таким образом, отрицательное сальдо.
Такое положение во внешней торговле определено отчасти соотношением въездного и выездного туризма: выезжает из Беларуси туристов больше, чем въезжает в республику. Однако кроме этого фактора на состояние платежного баланса влияют другие, более существенные факторы.
Во-первых, ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе большие объемы финансовых средств не попадают под учет, в частности под учет экспортно-импортных операций.
Во-вторых, существует значительный недоучет во внешнеторговых операциях в туризме, в связи с чем необходимо совершенствование системы учета в туризме.
Анализ основных тенденций конъюнктуры внешних рынков и их влияние на определение приоритетов отрасли можно проследить через структуру туристского потока в Республику Беларусь (таблица 9). Таблица 9 показывает основные рынки экспорта туристских услуг. Однако необходимо учитывать, что эти данные включают только организованных туристов, сюда не входят лица, посещающие Беларусь в личных и деловых целях. Иными словами, эти данные не полностью отражают структуру рынков по въезду в Беларусь. Для более полной картины необходимы сведения о пересечении государственной границы, а также целей путешествий.
Таблица 9 - Структура туристического потока
Количество иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь, по годам | ||||||
№ | Наименование страны | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
1 | Польша | 13464 | 11755 | 11028 | 10287 | 5563 |
2 | Россия | 11257 | 9929 | 7343 | 6801 | 11681 |
3 | Латвия | 6364 | 7603 | 6359 | 7665 | 4978 |
4 | Великобритания | 6197 | 8915 | 9117 | 3282 | 5222 |
5 | Германия | 5669 | 4952 | 6147 | 7067 | 8542 |
6 | Израиль | 3723 | 882 | 1119 | 755 | 2515 |
7 | США | 2881 | 4768 | 2855 | 3376 | 5518 |
8 | Литва | 1949 | 2744 | 6734 | 7458 | 5317 |
9 | Италия | 1463 | 1642 | 2067 | 4225 | 4533 |
10 | Кипр | 1101 | 1375 | 1258 | 2602 | 1179 |
11 | Эстония | 953 | 572 | 268 | 727 | 840 |
12 | Австрия | 534 | 598 | 733 | 593 | 723 |
Cоставлено по источнику [5]
Проанализировав данные таблицы 9 о структуре туристского потока, можно сказать, что приоритетными для Беларуси внешними рынками являются Россия, Польша, страны Прибалтики, Великобритания, Германия, США, Италия, Израиль.
Необходимо отметить, что основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:
· образ Республики Беларусь как страны, проблематичной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
· действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;
· неразвитая туристская инфраструктура, износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (двух-, трехзвездочных) с современным уровнем комфорта;
· отсутствие практики создания субъектами хозяйствования Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
· практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;
· невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;
· несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.[6]
Глава 3. Международный туризм
3.1 Экономическое значение международного туризма и его влияние на платёжный баланс
В международном туристском обмене имеет часто продажа туристского продукта в форме комплексного пакета услуг инклюзив -тура, включающего проезд к месту отдыха и обратно ночлег и услуги по программе поездки, реализуемые по единой цене, которая ниже совокупности розничных цен на отдельные услуги, поскольку туроператоры приобретают их по оптовым ценам или со скидками. Однако. оптовые цены на туристские услуги входящие в инклюзив-туры, как правило, выгодное как производителю, так и потребителю, они ниже экспортно-импортных поскольку не включают расходов на транспорт, страхование, оплату таможенных сборов и др. Поэтому международный туризм считается эффективной формой экспорта, который реализуется на территории страны во всех местах обслуживания интуристов при реализации основных (размещение, питание, транспортные поездки) и дополнительных услуг (курортное лечен экскурсии, спортивно-туристские и рекреационные занятия) которые необходимы для туристского потребления. При обычных формах экспорта многие из этих товаров не имеют шанса реализации на внешних рынках, либо могут быть реализованы по более низким, чем розничные, оптовым ценам с оплатой в кредит. Туристское обслуживание иностранных туристов (туристов и экскурсантов) признается эффективной статьёй валютных поступлений, что позволяет многим специалистам считать эту сферу деятельности эффективной для экономики страны. Экономическая эффективность международного туризма связана прежде всего с поступлениями валюты, что улучшает платежный баланс, а это способствует активизации экономики как отдельных районов, так и целых стран. При отрицательном платежном балансе страны, доходы от международного туризма, находящиеся в оперативном распоряжении в отличие от кредитуемых. форм традиционного экспорта, могут служить важным источником стабилизации платёжного баланса. Страны, располагающие значительными туристско-рекреационными ресурсами, выгодным транспортно-географическим положением по отношению к основным центрам спроса, могут рассчитывать на приток инвестиций в туристский сектор, обеспечивающий быстрый оборот капитала и получение прибыли. Однако, развитие туристской инфраструктуры, производство и реклама услуг, подготовка кадров, отличаются большой капиталоёмкость, что в условиях слаборазвитой экономики требует значительного импорта оборудования, товаров, капитала. В дальнейшем это приводит к значительному оттоку валютных поступлений за границу и снижает доходы с международного туризма. В связи с этим необходимо системный анализ и учёт всех норм туристического оборота в целях определения его влияния на экономику страны и платёжный баланс.[7]
Изучение вопросов, связанных с экономическим значением международного туризма, в странах приобретает особую актуальность. В настоящее время государства стоят во-первых, перед, выбором экспортной специализации, во-вторых перед необходимостью реорганизации малорентабельных традиционных отраслей производства, ориентации на новые виды продукции на экспорт, а также на новые виды деятельности в области услуг и международной торговли. В то же время большинство исследователей, занимающихся проблемами международного туризма отмечают высокою рентабельность приема иностранных туристов и указывают на большие выгоды, вытекающие из ориентации на развитие народного хозяйства в направлении туристской международной специализации по сравнению со специализацией в традиционном экспорте.
Производство туристских товаров и услуг особенно необходимо для стран, находящихся в стадии развития рыночных отношений. Эти страны обладают более дешевой рабочей силой, имеют относительно низкие цены на продукты питания, могут развивать производство товаров и услуг при минимальных потребностях в импорте Активизация туризма актуальна для стран с недостаточным поступлением валютных средств. В результате затрат иностранных туристов туристский сектор по сравнению с другими отраслями быстрее поставляет валюту.
Экономическое значение международного туризма можно оценить как путем анализа его функций в хозяйственном комплексе страны, так и с помощью изучения влияния туристских поступлений и расходов на национальный платежный баланс стран.
Анализ экономических показателей доли туристских поступлений в ВВП и в объеме экспорта выявляет изменение функций туризма в хозяйственном комплексе страны.
Оценка влияния международного туризма на экономику страны сводится к взаимосвязям сальдо туристского обмена и общего платежного баланса, которые находят отражение в статье продаж и покупок международных услуг. Общий размер этих поступлений и платежей влияет на торговый баланс страны. Место и роль поступлений и расходов на международный туризм отражает величина сальдо туристского баланса и его влияние на общий торговый и платежный балансы.[2]
3.2 Туристский баланс: основные показатели по странам мира
Заинтересованность всех стран в развитии международного туризма объясняется теми же самыми мотивами, что и интерес к развитию внешней торговли. Движение туристов, пересекающих границу страны, сопровождается платежами в иностранной валюте, подобно тому как это имеет место и при движении товаров и услуг. Поэтому каждая страна, которая должна импортировать товары и услуги вследствие низкого уровня хозяйственного развития либо необеспеченности природных ресурсов, старается развить экспорт туристских услуг, которые дополняют в этом случае традиционный экспорт товаров и услуг. Этих принципов придерживаются прежде всего страны с менее развитой экономикой.
Поступления и затраты в связи с продажей или покупкой туристских услуг отдельными странами находят отражение в статье продаж и покупок иностранных услуг в общем платежном балансе страны. В разных странах общий размер этих поступлений и платежей по сравнению с другими статьями, а также поступлениями и расходами по товарообороту (торговый баланс) в разных странах различен.
На основе международной статистики можно довольно точно определить, какое место занимают поступления и затраты на международную торговлю туристскими услугами в платежных балансах отдельных стран.
В целом можно сказать, что влияние сальдо туристского баланса (Тур Б) на сальдо торгового баланса (Торг Б) может быть различным.
1. Если Торг Б > 0 и Тур Б > 0, тогда ПБ (платежный баланс) > 0.
Сальдо торгового баланса, а также туристского баланса положительны. В этом случае торговый баланс просто улучшает платежный баланс (ПБ).
2. Если Торг Б > 0, а Тур Б < 0, при этом Торг Б > Тур Б, тогда ПБ >0.
Сальдо туристского баланса отрицательно, но в абсолютном выражении меньше положительного сальдо торгового баланса. В таком случае влияние туристского движения отрицательное, хотя сальдо текущих операций платежного баланса остается положительным.
3. При Торг Б < 0, Тур Б > 0, а (Торг Б < Тур Б) ПБ >0.
Это редко встречающаяся ситуация: положительное сальдо туристского баланса в абсолютном выражении больше отрицательного сальдо товарооборота.
4. При Торг Б <С 0, Тур Б > 0 и при (Торг Б > Тур Б) ПБ будет < 0.
Положительное сальдо туристского баланса смягчает отрицательное сальдо торгового баланса, но сальдо текущих расчетов платежного баланса остается отрицательным.
5. Если Торг Б < 0, Тур Б < 0, тогда ПБ < 0.
Отрицательное сальдо торгового баланса увеличивается в результате отрицательного сальдо туристского баланса.
6. Когда Торг Б > 0, Тур Б < 0 при (Торг Б < Тур Б), тогда ПБ < 0.
В этой ситуации отрицательное сальдо туристского баланса в абсолютных числах больше положительного сальдо торгового баланса.
В целом можно сказать, что страна, богатая натуральными ресурсами и развитая в промышленном отношении, будет иметь положительное сальдо торгового баланса и отрицательное сальдо туристского баланса. Это характерная черта стран, лежащих в северном поясе. Вполне понятно, что могут иметь место отступления от этого общего правила, поскольку различны природные ресурсы, различно их размещение. Кроме того, нужно учесть, что хозяйственное развитие стран этого пояса началось в разное время.
Взаимосвязь сальдо туристического обмена и общего платёжного баланса находятся в статье продаж и покупок международных услуг. Общий размер этих поступлений и платежей влияет на торговый баланс страны. Место и роль поступлений и расходов на международный туризм отражает величина сальдо туристского баланса и его влияние на общий торговый и платёжный балансы. Эти взаимосвязи можно свести к нескольким характерным типам, которые можно выразить также графически.[8]
Таблица10-Модели влияния сальдо туристского баланса(ВТ) на торговый баланс (ВН) и общий платёжный баланс (ВР).
Составлено автором по источнику [7]
Таблица 11-Международный туристский оборот и его влияние на платёжный баланс отдельных стран.2008 год
Страны | посту пления от междунар одного туризма | расходы на междунар одный туризм | сальдо туристсого баланса (ВТ) [2-3] | объём годового экспорта | объём годового импорта | сальдо платёжного баланса (ВР) [5-6] | сальдо торгового баланса (ВН) [7-4] | доля поступлений от туризма в объёме экспорта % [2/5] |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Группа 1 | ||||||||
Таиланд | 38560 | 12240 | 26320 | 256000 | 176000 | 80000 | 53680 | 15,1 |
Китай | 31584 | 6316 | 25268 | 1217585 | 956257 | 261328 | 236060 | 2,6 |
Италия | 28263 | 17589 | 10674 | 529909 | 509898 | 20011 | 9337 | 5,3 |
Ирландия | 3840 | 3372 | 468 | 122630 | 85619 | 37011 | 36543 | 3,1 |
Группа 2 | ||||||||
Дания | 9294 | 10995 | -1701 | 102847 | 98821 | 4026 | 5727 | 9,0 |
Германия | 30391 | 84388 | -53997 | 1329053 | 1059643 | 269410 | 323407 | 2,3 |
Норвегия | 3448 | 7971 | -4523 | 137998 | 79762 | 58236 | 62759 | 2,5 |
Финляндия | 2496 | 3120 | -624 | 90091 | 81757 | 8334 | 8958 | 2,8 |
Швеция | 7083 | 11468 | -4385 | 169153 | 151351 | 17802 | 22187 | 4,2 |
Группа 3 | ||||||||
Аргентина | 8641 | 20130 | -11489 | 44707 | 55779 | -11072 | 417 | 19,3 |
Группа 4 | ||||||||
Беларусь | 365 | 672 | -307 | 32902 | 39483 | -6581 | -6274 | 1,1 |
Великобритания | 32469 | 66483 | -34014 | 468700 | 645700 | -177000 | -142986 | 6,9 |
Исландия | 390 | 625 | -235 | 406000 | 410000 | -4000 | -3765 | 0,09 |
"руппа 5 | ||||||||
Австрия | 12025 | 9933 | 2092 | 156134 | 156650 | -516 | -2608 | 7,7 |
Болгария | 1399 | 657 | 742 | 18575 | 30086 | -11511 | -12253 | 7,5 |
Египет | 3559 | 1197 | 2362 | 14330 | 24100 | -9770 | -12132 | 24,8 |
Израиль | 2694 | 2224 | 470 | 54065 | 59039 | -4974 | -5444 | 5,0 |
Турция | 8012 | 1778 | 6234 | 106851 | 168527 | -61676 | -67910 | 7,5 |
Группа 6 | ||||||||
Франция | 51285 | 20580 | 30705 | 606890 | 591600 | 15290 | -15415 | 8,5 |
Швейцария | 57230 | 23515 | 33715 | 164797 | 151351 | 13446 | -20269 | 34,7 |
Составлено по источнику [9].
В первую группу входят страны с положительным сальдо туристского (BT>0) и торгового баланса (ВН>0), при которых формируется положительное сальдо туристского и торгового баланса, при которых формируется положительное сальдо платёжного баланса (ВР>0). Международный туристский оборот при этом увеличивает положительное сальдо торгового баланса, при этом улучшая общий платёжный баланс страны. Группа таких стран немногочисленна и состав таких стран постоянно переменен. На период 2008 года в первую группу относятся такие страны как Тайланд, Китай, Италия, Ирландия.
До 2000 года в эту группу стран входили ещё Дания, Малайзия и Индонезия.
Второй тип образуют страны, где отрицательное сальдо туристского баланса (BT<0) в абсолютных размерах меньше положительного сальдо торгового баланса (ВН>0), что несколько уменьшает положительное сальдо торгового баланса, оставляя общий платёжный баланс активным (ВР>0), из-за значительных доходов от экспорта товаров и услуг. В этой группе стабильные позиции занимают ведущие индустриально развитые страны с высокими расходами страны на международный туризм, а также отдельно развивающиеся страны, имеющие значительные валютные доходы от экспорта сырья. Это Норвегия, Германия, Финляндия, Швеция, Дания.
В третьей группе, при отрицательном сальдо туристского баланса (BT<0), которое по абсолютным размерам превышает положительное сальдо торгового баланса (ВН>0), международный туризм «поглащает» положительное сальдо торгового баланса и формирует отрицательное сальдо общего платёжного баланса (ВР<0). Представителем этой группы традиционно является Аргентина — высоко урбанизированная страна (более 90 %), генерирующая международные туристские потоки в Южной Америке и обладающая невысоким экспортным потенциалом. Ее пример считается уникальным в данной типологии.
Четвёртую группу образуют страны с отрицательным сальдо как туристского баланса (BT<0), так и торгового (ВН<0) и общего платёжного балансов (ВР<0). Международный туризм увеличивает при этом отрицательное сальдо торгового баланса усугубляя при этом пассивный платёжный баланс. Удельный вес отрицательного сальдо туристского баланса может быть весьма значительным. Состав этой группы немногочислен, в неё входят страны, где затраты на импорт товаров и активизация выездного туризма ведут к оттоку значительных валютных средств и усугубляют пассивный платёжный баланс. Составляющие ее страны — Великобритания, Исландия, Беларусь, Пакистан — сильно различаются по уровню социально-экономического развития.
В пятую группу входят страны с положительным туристским балансом (BT>0) и отрицательным торговым балансом (ВН<0), что при абсолютном превышение сальдо торгового баланса над туристским уменьшает пассивный торговый баланс, однако сальдо платёжного баланса остаётся отрицательным из-за значительного объёма импорта. Данная группа наиболее представительна, в нее входят, Египет, Австрия, Болгария, Израиль, Турция и др.
В шестой группе может наблюдаться редко встречающаяся ситуация, когда положительное сальдо туристского баланса (BT>0) в абсолютном выражении больше отрицательного сальдо торгового баланса (ВН<0), что позволяет сформировать положительный платёжный баланс (ВР>0). Такая ситуация, когда доходы от международного туризма не только компенсирует отрицательное сальдо торгового обмена, но и создаёт активный платёжный баланс встречается во Франции и Швейцарии. Международный туризм в данном случае выполняет важную функцию выравнивания платежного баланса, обеспечивая устойчивое положение страны на внешнем рынке товаров и услуг.[7]
Заключение
В курсовой работе было рассмотрено понятие туристского баланса: общие его определение, особенности его изучения и методика формирования, его влияние на торговый и общий платёжный баланс. Для боле детального изучения данной темы, курсовая работа была разделена на несколько глав, каждая из которой была направлена на изучение конкретного вопроса.
В первой главе была рассмотрена общая структура платёжного баланса. Изучение платёжного баланса является необходимым инструментом, чтобы наиболее конкретно понять сущность туристского баланса. Если быть точнее, то туризм как отрасль народного хозяйства находит своё отражение в статье «услуги», которая с другими составляющими (товары, доходы, трансферты) формирует счёт текущих операций платёжного баланса, именно поэтому туристский баланс влияет на платёжный баланс. В результате можно сделать вывод, что высокие темпы развития туризма могут не только положительно повлиять на платёжный и торговый баланс страны и экономики в целом, но и даже выровнять их показатели при отрицательном их выражении.
Вторая глава акцентирует своё внимание на туристский баланс Республики Беларусь. При изучении этого раздела были использованы статистические данные Национального комитета статистики Республики Беларусь. В результате изучения данного вопроса, было охарактеризовано состояние туризма Республики Беларусь на сегодняшний день и составлены прогнозы на будущее. По итогу были сделаны нижеперечисленные выводы.
В Республике Беларусь необходимо сформировать и развивать высокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс, обеспечивающий, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в разнообразных туристских услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны (налоговые поступления в бюджет, приток валютных средств, увеличение количества рабочих мест, сохранение и рациональное использование историко-культурного наследия и природного потенциала).
Необходимо уделить внимание следующим направлениям:
· формирование имиджа Беларуси как привлекательного туристского объекта;
· формирование национального туристического продукта и обеспечение его качества в соответствии с мировым уровнем;
· комплексное развитие туризма на основе поддержки и выбора оптимальных методов государственного регулирования отрасли.
В соответствии с данными направлениями следует сосредоточить внимание на первоочередных задачах:
· обеспечение системы новых подходов государственного регулирования в туризме, отвечающих изменившимся социально-экономическим условиям, целям, принципам и задачам осуществления туристской деятельности;
· усиление роли государства в управлении туристской отраслью, через уполномоченный республиканский орган государственного управления;
· совершенствование нормативной правовой базы развития туризма, механизма государственного регулирования в этой сфере;
· принятие мер по кадровому, научно-методическому, рекламно-информационному обеспечению туристской отрасли;
· развитие инфраструктуры туризма, разработка комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма, активизации строительства новых объектов;
· продвижение белорусского продукта на мировой рынок туристских услуг;
· обеспечение развития малого предпринимательства, развитие объектов потребительского рынка и услуг, стимулирование занятости населения в области туризма и обслуживающей сфере;
· создание условий для инвестирования и других форм финансирования, кредитования субъектов отрасли.
Выполнение данной программы внесет значительный вклад в социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Главный социальный эффект - в создании благоприятных условий для обеспечения иностранных граждан и граждан Республики Беларусь туристскими услугами. Это будет достигнуто за счет увеличения поступлений в доходную часть бюджета, укрепления материальной базы туризма, потока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов для работы в индустрии туризма.
Разработанные мероприятия будут способствовать дальнейшему увеличению потока туристов как внутри страны, так из-за рубежа, приведут к значительному повышению привлекательности национального турпродукта сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества.
Третья глава охватывает вопрос, касающийся развития международного туризма. На основе таблицы и графических показателей составленных по Пирожнику И.И, было отражено влияние туризма на платёжный и торговый баланс отдельных стран мира. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Туризм как отрасль народного хозяйства может выровнять показатели платёжного и торгового баланса, и тем самым положительно сказаться на экономику страны в целом, сформировавши при этом хороший имидж страны
2. Туризм, так же в свою очередь может и негативно повлиять на торговый и платёжный баланс страны. Это бывает в том случае, когда отрицательное сальдо туристского баланса, намного превышает сальдо торгового баланса, тем самым приносит огромный урон общему платёжному балансу страны.
3. Туристский, торговый и платёжный баланс тесно взаимосвязаны, поэтому изучать их по отдельности нельзя. И в случае проведения политики повышения платёжеспособности страны, необходимо будет в первую очередь найти причины увеличения отрицательного туристского и торгового сальдо.
Туризм во многих странах мира является одним из приоритетнейших отраслей народного хозяйства. Это обусловлено тем, что туризм является одной из быстроразвивающихся отраслей экономики, тем более вложенные средства в туризм достаточно быстро «возвращаются», по сравнению с многими другими отраслями экономики. Главной отличительной чертой туризма от других является то, что при экспорте услуг, потребитель сам приезжает в страну за потреблением этой услуги, когда в других отраслях экономики экспортёр поставляет свои товары по месту, где необходимо её потребление. Поэтому туризм сегодня – это наиболее перспективная отрасль экономики.
Список используемой литературы
1.Банковский вестник, апрель 2008г., выступление первого заместителя Председателя Правления НБРБ Алымова Ю.А