Реферат: Физическое воспитание детей


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………           3
  2. Закаливание………………………………………………………………...           4
  3. Быть в движении – значит укреплять здоровье………………..          5
  4. Нужно ли развивать у ребенка мышечную силу?....................        10
  5. Формирование правильной осанки – одна из важнейших

Задач физического воспитания детей……………………………        11

  1. Примерные комплексы упражнений………………………………         16
  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..         17

ПРЕДИСЛОВИЕ

На современном этапе развития социалистического общества по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду». Девиз этот отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения за­болеваемости и повышения уровня работоспособности детей яв­ляется закаливание организма. Солнце, воздух и вода — факто­ры, при систематическом воздействии которых повышается устой­чивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и др.).

Закаливание — это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при. открытой форточке, окне, активные занятия физ­культурой на площадке.

Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребенка — он становится бодрым, жизнерадостным. Использовать свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особен­но благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми. Для правиль­ного развития ребенка важно, чтобы он находился на воздухе зимой 4—5 часов, а летом почти весь день (рекомендации для средней полосы). Организуя прогулки детей на воздухе, взрос­лые должны создавать условия для их активной деятельности.

Хорошее средство укрепления здоровья — закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

Одним из эффективных способов закаливания является кон­трастное обливание ног: сначала холодной водой —24—25°, затем теплой —36° и вновь холодной.

Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средст­вом является купание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25—28° и воды не менее 22°.

Надо помнить, что закаливающий эффект применяемых воз­действий зависит от систематичности, непрерывности использова­ния, постепенно нарастающей интенсивности процедур, учета индивидуальной чувствительности ребенка1.

Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура. В условиях реализации школьной реформы особенно актуальными задачами являются привитие детям стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Усиливается внимание к организации физической культуры во дворах жилых домов, на площадках при ДЭЗах. Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность.

Более полное использование всех возможностей физической культуры достигается в совместной работе дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их сов­местная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.). Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому воспита­телю необходимо совершенствовать методы педагогической про­паганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.


БЫТЬ В ДВИЖЕНИИ — ЗНАЧИТ УКРЕПЛЯТЬ ЗДОРОВЬЕ

     Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потреб­ностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспоря­дочны. Однако постепенно они начинают приобретать более коор­динированный и целенаправленный характер: хочет достать иг­рушку, дотянуться до мамы, поднять рукой свою ногу. Формиро­вание этой важной для жизнедеятельности потребности в значи­тельной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необ­ходимые условия, способствуют своевременному освоению доступ­ных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.

Интенсивная работа большого количества мышц при выпол­нении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улуч­шается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятель­ность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.

Активные движения повышают устойчивость ребенка к забо­леваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, по­вышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток дви­жений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональ­ной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена ве­ществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, сле­довательно, к снижению работоспособности организма.

Физические упражнения способствуют развитию у детей умст­венных способностей, восприятия, мышления, внимания, прост­ранственных и временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь действовать в соответ­ствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно. Например, при прыжке с разбега рассчитать так, чтобы в нужном месте оттолкнуться и перепрыгнуть препятствие.

Во время выполнения движений детьми воспитатель активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремлен­ность, настойчивость, выдержку, смелость и др. Особенно важно поддерживать в детях желания и умения преодолевать препятст­вия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и т.п.), самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент. Например, неши­рокую канавку можно перепрыгнуть с места или с разбега, а вот в широкую надо спуститься с одной стороны и вылезти с дру­гой, или обежать, если она короткая; над речкой по доске легко пройти, ставя ступни обычно, по двум параллельным жердоч­кам придется ноги расставить пошире, а по круглому бревну безопаснее пройти боком, делая приставные шаги.

При выполнении движений обогащается эмоциональное со­стояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения. Дети воспринимают красоту совместных дружных действий — прошли ровной колон­ной, согласованно выполнили подскоки. Богатая разнообразными движениями деятельность детей делает их пребывание на воздухе интересным и длительным.

Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, использование их дошкольниками. Прыжки и метание, совершен­ствуя координацию движений, в то же время относительно мало влияют на развитие выносливости. Вместе с тем упражнения в ходьбе и беге, способствующие, при определенных условиях, формированию важного для жизни качества — выносливости, мало содействуют образованию координации, связанных со слож­ными движениями рук. Свобода применения достаточно осво­енных навыков в разных ситуациях создает большие возмож­ности для проявления детьми активности, инициативы и твор­чества.

Исследованиями доказано влияние разнообразных физических упражнений на становление и развитие речи ребенка в период формирования у него второй сигнальной системы. Однако чрез­мерное увлечение движениями, беспрерывные активные действия оказывают неблагоприятное воздействие на ребенка. Все функ­циональные системы перенапрягаются, если их деятельность пре­вышает возможности детского организма. Правда, у детей обычно происходит как бы саморегуляция — активные движения чередуются с более спокойными. Например, ребенок быстро прибежал к игрушке, остановился, побежал уже с ней, присел, перешагнул. Чередование движений с участием различных групп мышц позволяет давать передышку и тем самым увеличивает длительность двигательной деятельности, не создавая перегрузки. Такое чере­дование стимулирует развитие двигательных качеств, необходи­мых в игре, жизненных ситуациях, трудовых процессах.

В силу большой подражательности детей дошкольного возрас­та велика роль постоянного примера окружающих его взрослых — родителей, воспитателей, старших братьев и сестер — для поддер­жания стремления заниматься ежедневно физическими упражне­ниями, зарядкой, закаливанием.

Младших детей интересует сам процесс движения, действия в игре, поэтому они, например, и не убегают от ловушки, а бегут ему навстречу. Пример взрослого лучше всего воспринимается ими в совместной деятельности, например при катании и бросании мяча старшему, пролезании в обруч, который держит мама. Важ­ным для малышей оказывается мотив эмоциональной привлека­тельности — красивый яркий обруч, звучащая погремушка.

Старшие дошкольники интересуются результатами своих дей­ствий: научился долго отбивать мяч, прыгать через скакалку, попадать битой в городки. Здесь важен и наглядный результат — попал в корзину, подпрыгнул и достал до ленточки, влез до верха лестницы.

Опираясь на такие первоначально возникшие у ребят интересы, взрослые должны стремиться их закрепить. Своим положитель­ным отношением, справедливой оценкой возбудить у ребенка же­лание физического совершенствования. Поддерживаемый взрос­лыми интерес, их внимание к достижениям детей стимулируют дальнейшие стремления их к активной деятельности, к возможнос­ти попробовать свои силы в новых движениях.

Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторе­ние упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, реши­тельности. Увеличивается умение детей самостоятельно организо­вывать игры и упражнения, найти себе занятие по душе, в соот­ветствии со своими желаниями и возможностями.

Имеет значение отношение родителей к физическим упражне­ниям. Их положительный пример существенно влияет на форми­рование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы здесь разные — турист­ские походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях «Всей семьей — на старт». У некоторых детей рано проявляются определенные способности к координации движений, умение быстро овладевать новыми движениями, чувство ритма, прыгучесть. Нередко возникает стойкое желание заниматься только любимыми упражнениями. Роль взрослого — не дать ребенку ограничиться каким-то одним движением, например ездой на са­мокате, игрой с мячом, прыжками со скакалкой.

Особое внимание следует уделять малоактивным детям, сти­мулировать их двигательную деятельность, предлагать им инте­ресные упражнения, чаще включать в веселые игры сверстников, словом, помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него способности.

Другого подхода требуют дети, двигательная деятельность которых ограничивается после перенесенных заболеваний. Их нельзя исключать из веселых упражнений и игр, сажать на ска­мейку, запрещать всякие движения, что может привести к сниже­нию у них потребности в активной деятельности. Следует посове­товаться с врачом и найти доступную форму участия, например раздать и собрать мелкие физкультурные пособия (платочки, флажки), выполнять упражнения в невысоком темпе, выбрать считалочкой водящего в игре. Постепенно включать их в те дви­жения, которые не вызывают большой нагрузки: ходьба, переша­гивание, метание, передача мяча и др.

Родители и другие взрослые, принимающие участие в воспи­тании малыша, должны знать примерный объем тех умений и особенностей их выполнения, которыми может и должен владеть их ребенок.

Исследования доказали, что у детей на втором году жизни формируется и совершенствуется ряд двигательных умений. У них еще сохраняется стремление ползать, особенно если надо быстро к чему-то приблизиться. Это движение полезно для укрепления мышц, не следует запрещать ребенку его использовать. Малыш уже ходит, не присаживаясь, вначале 3—6 м, затем 10 м и более. Может пройти по дорожке, доске шириной 30—25 см, способен перешагнуть через невысокое препятствие. При ходьбе широко расставляет стопы, наклоняется вперед, стараясь удержать равно­весие. Руки в движении почти не участвуют, малыш поднимает их в стороны. Ребенок второго года жизни с большим удоволь­ствием влезает на ящик, ступеньку или другое какое-либо возвы­шение, перелезает через лежащее на полу препятствие, лазает на невысокую стремянку. Последнее движение он выполняет неу­веренно. Некоторые дети боятся высоты, не решаются подняться выше одной-двух ступенек.

Малыши очень любят бросать мяч или любую другую игрушку вниз на пол, маленький мяч пробуют забросить в корзину или ящик. Большой мяч дети бросают двумя руками, маленький — одной рукой.

Для того чтобы ребенок мог овладеть этими движениями, необходимо создать ему соответствующие условия дома, а в теп­лое время года — на свежем воздухе. Для этого надо освободить помещение, где будет двигаться малыш, от лишних предметов: убрать вещи (вазы и пр.), которые могут упасть от толчка. Ходить ему удобнее не по мягкому ковру, а по полу или жесткому паласу с коротким ворсом. Пол не следует натирать или покрывать лаком. Такой же ровной должна быть дорожка или площадка на участке дачи, во дворе. Малейшая ямка, бугорок, выступающие корни дерева мешают ребенку двигаться.

К концу второго года жизни дети ходят свободнее, легче справляются с возникающими на пути препятствиями: обходят или обегают дерево, перешагивают через камешек, ветку. Часто бег предпочитают ходьбе. Надо стимулировать желание ребенка преодолевать некоторые затруднения: положить на его дороге небольшую палочку, предложить подлезть под ветку, войти на бугорок и спуститься с него, посоветовать (показать), как лучше действовать, влезая на лесенку — переставлять ноги вслед за движениями рук. Если нужно, помочь малышу двигаться: напри­мер, вытягивая слегка его руки и поворачивая ладони внутрь для ловли мяча или переставляя его ноги со ступеньки на ступень­ку стремянки.

Надо знать, что малышу свойственно многократное повторение движений как во время овладения ими, так и после уже появивше­гося двигательного умения. Без устали ребенок влезает на ящик и слезает с него, бесконечное число раз бросает на пол игрушку, мяч, погремушку и требует, чтобы ему подавали. Взрослые должны терпеливо относиться к этим стремлениям малыша, помогать ему созданием условий, своим неподдельным интересом к его попыт­кам действовать, к его достижениям в двигательной деятельности. При необходимости показывать разные способы использования пособия, находящегося в распоряжении малыша: через надувное бревно можно переползать, перешагивать, его можно покатать, присесть на него. Мяч можно бросать на пол, взрослому, катать по полу, скатывать с горки, забрасывать в корзину или ящик.

Заниматься с ребенком следует постоянно, систематически. Полезно для здоровья малыша организовать двигательную дея­тельность утром, после завтрака, спустя 20—25 минут. Если это не получается, надо найти удобное время, соблюдая рекоменда­ции врачей: нельзя активно двигаться непосредственно перед едой, сразу после нее, перед дневным или ночным сном.

Постепенно ребенок овладевает основными видами движе­ний — ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием, а также спортивными упражнениями (ходьбой на лыжах, бегом на конь­ках, плаванием, ездой на велосипеде и др.). Эти движения расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегча­ют в дальнейшем, в школе, усвоение программы по физической культуре, подготовку и сдачу норм комплекса ГТО, первой его ступени — «К стартам готов».

Большое разнообразие движений и их вариантов, доступных дошкольнику, создает условия для развития и совершенствования двигательных качеств — быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Бег, прыжки, метание, лазание, умение уверенно и ловко действовать в сложных и часто меняющихся условиях среды — все это необходимо детям в игровых и жизненных ситуа­циях, приносит успех в спортивных движениях, подвижных игрax, позволяет ребенку полнее проявить свои двигательные спо­собности.

Нужно ли учить детей движениям или они сами ими овладеют в играх и упражнениях? Несомненно, нужно! При обучении дви­жениям дети осваивают их быстрее. Реже допускают те ошибки, которые возникают при первых самостоятельных попытках овла­деть движением. Из-за первоначальной скованности, напряжен­ности ребята выполняют ходьбу и бег шаркая ногами, опустив голову, не помогая движениями рук. В прыжках они не могут оттолкнуться одновременно двумя ногами, в лазаньи не получа­ется ритмичное чередование рук и ног. При систематическом обу­чении дети овладевают довольно быстрым легким бегом, далеким прыжком, четкой координацией в лазаньи.

Важно придерживаться последовательности и систематично­сти обучения в соответствии с двигательными возможностями детей, уровнем их подготовки, не слишком усложняя, но и не зани­жая содержание упражнений и требований к качеству их выполне-ния; учитывать не только достигнутый детьми уровень двигатель-ных умений, но и предусматривать повышение к ним требований Так, увидев, что дети легко прыгают в длину на 50 см, надо уве­личить расстояние, ввести дополнительное задание; например, во время прыжка хлопнуть в ладоши, активно взмахнуть руками при отталкивании. Постепенное повышение требований позволя­ет сохранять интерес детей к двигательным заданиям, стремле­ние улучшать свои показатели, не останавливаясь на достигнутом. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним движения, но более простого. Например, после освоения подскоков на месте дети могут пере­ходить к прыжкам с продвижением вперед, овладев метанием в неподвижную цель, учиться попадать в движущуюся.

Начальное разучивание движений надо вести в несколько за­медленном темпе, чтобы проследить, какие ошибки допускают дети, и своевременно попытаться их устранить.

Для прочного закрепления движений их необходимо повто­рять, но стараться обязательно сохранить к ним интерес детей. Для этого следует разнообразить задания, вводить усложнения при обучении одному и тому же движению. Например, предлагать бег с чередованием ведущего, прыжок через линии или палочки, ползание на доске и скамейке. Малышей чаще подбадривать, положительно оценивая действия, особенно если ребенок прило­жил усилие, проявил упорство в достижении результата. При оценке действий старших дошкольников предъявлять выше требо­вания к качеству движений, проявлению активности, инициативы, выдержки.

Недостаточно освоенные детьми движения не спешить вклю­чать в подвижные игры, игры с элементами соревнования, игры-эстафеты. Эмоциональное напряжение в игре, стремление выпол­нить правила и добиться успеха (поймать бегущего, попасть в цель, перепрыгнуть ров) вынуждают ребят спешить и поэтому они нередко преодолевают ров перешагиванием, тяжело приземляясь на одну ногу; убегают от ловушки согнувшись, метают в движу­щуюся цель только правой рукой и т. п. Иногда ребенку необходи­ма непосредственная помощь взрослого. Для этого взрослый по­могает малышу принять требуемое исходное положение при ла­заньи, поправляет положение руки при замахе. Однако помощь должна быть кратковременной, чтобы ребенок не привык к такой стимуляции, а действовал самостоятельно.

При усвоении движений следует опираться на сознательность и активность дошкольников. Воспитывать у них стремление дей­ствовать самостоятельно, целеустремленно, проявлять все боль­шие физические усилия для достижения поставленной цели, что­бы дети учились помогать товарищу правильно выполнить дви­жение.

Полезно объединять в играх и упражнениях активных и пас­сивных детей. Делать это надо тактично. Сильному предложить научить слабого, а ребенок сам может выбрать, с кем ему позаниматься. Объединять ребят целесообразно как с одинако­вым, так и с различным уровнем развития движений. В первом случае, когда двигательные умения сходные — они могут быть как низкого, так и высокого уровня — играющие имеют равные воз­можности добиться успеха. Робкие и нерешительные дети, не умеющие быстро и ловко бегать, среди таких же сверстников осваиваются скорее, а с приобретением уверенности у них появ­ляется и желание научиться действовать активно, быстро.

При объединении детей с разным уровнем развития двига­тельных умений возможны взаимное влияние, подтягивание от­стающего до уровня сильного. Дети перенимают удачные приемы действий, многократно наблюдая образец. Особенно целесообраз­ны такие группировки при разучивании бега с преодолением препятствий, бега змейкой, бега за обручем или мячом, при мета­нии в цель, прыжках со скакалкой.

Физическим упражнениям и подвижным играм в дошкольном учреждении отводится достаточное время в режиме дня:

утренняя гимнастика —6—12 минут;

физкультминутки между занятиями —2—3 минуты;

физкультурные занятия—15—30 минут;

подвижные игры и спортивные упражнения на прогулках утром и вечером — по 20—30 минут;

физкультурные досуги  (2 раза в месяц) — 20—30 минут;

физкультурные праздники (2—3 раза в год) —30 минут — 1,5 часа.

Как видно, движения распределены в течение всего дня, но с некоторым преимуществом в утренний отрезок времени, особен­но в отношении организованных форм занятий — утренней гим­настики, физкультурных занятий, физкультминуток. Это распре­деление зависит от поставленных воспитательных задач, характе- pa деятельности детей, степени владения двигательными умения­ми, сезона года.

За последние годы значительно возрос интерес к более широ­кому использованию движений в самостоятельной деятельности детей, в особенности во время прогулок. Поэтому важно, чтобы родители знали определенные требования к развитию движений ребенка в домашних условиях:

изучение двигательных способностей ребенка, его желания овладеть движением, стремление действовать активно, самостоя­тельно;

подбор участников игр (из числа сверстников, детей старшего и младшего возраста);

подготовка комплексов утренней гимнастики с учетом инди­видуальных особенностей ребенка, состояния его здоровья и, в особенности, уровня развития движений (одним требуются уп­ражнения, укрепляющие мышечную систему, формирующие пра­вильную осанку, другим — улучшающие координацию, простран­ственную ориентировку и т. п.).

Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выпол­нять физические упражнения с ранних лет, можно заложить проч­ные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.


НУЖНО ЛИ РАЗВИВАТЬ

У РЕБЕНКА МЫШЕЧНУЮ СИЛУ?

Уровень развития основных двигательных качеств — ловко­сти, быстроты, выносливости позволяет ребенку успешно овладе­вать двигательными умениями (бегом, прыжками, метанием) и спортивными упражнениями (ходьбой на лыжах, ездой на вело­сипеде, плаванием и пр.). К перечисленным двигательным каче­ствам относится также и мышечная сила, т. е. способность к проявлению мышечных усилий, от которой зависит правильность овладения движениями. Не имея достаточно развитой силы, нельзя быстро или долго бегать, плавать, ходить на лыжах, высоко прыгать, далеко метать. Крепкий сильный ребенок легко осваива­ет новые движения, он уверен в себе, способен переносить труд­ности и даже любит упражнения с большей нагрузкой. Маленький ребенок уже на первом году жизни пытается еще неосознанно, по внутреннему побуждению упражнять свои мышцы доступными ему движениями. Вначале он машет руками и ногами, стремится поворачиваться со спины на живот, подтягиваться и подниматься, держась за опору. Все это способствует укреплению мышц, связок и суставов, развивает координацию движений, создает реальные возможности для быстрого овладения способами передвижения — ползанием, ходьбой, бегом. Наблюдая за малышом, можно ви­деть, как он неоднократно приседает, пружиня ногами, и этим движением упражняет мышцы ног. Жестами, мимикой или криком малыш очень настойчиво просит взрослого подать брошенный им предмет (погремушку, мяч, игрушку) только затем, чтобы снова его бросить. С каждым днем его движения становятся увереннее, целенаправленнее, сокращаются ненужные усилия, ук­репляются мышцы. Теперь ребенок может управлять своим телом. От этого он становится активнее, самостоятельнее. Дальнейший рост силы расширяет двигательные возможности детей, ведет к появлению новых движений, совершенствуются имеющиеся дви­гательные умения.

У детей дошкольного возраста силовой уровень достаточно высок. Исследованиями доказано, что у мальчиков двух лет сила одной кисти составляет в среднем 6,4 кг, у их сверстниц — девочек—6,0 кг, становая сила равна 11,0 кг. К семи годам сила мышц кисти правой и левой руки составляет у мальчиков соот­ветственно 14,0 и 13,2 кг, у девочек—11,6 и 11,0 кг. Становая сила мальчиков 39,0 кг, девочек —34 кг. Особенно очевидны большие возможности дошкольников в проявлении силовых спо­собностей, если рассмотреть показатели относительной силы (в пересчете на 1 кг массы тела ребенка). Она составляет 1,5— 1,7 ед., т. е. ребенок в состоянии поднять предмет, масса которого значительно превышает его собственную.

Однако сила разных групп мышц у дошкольников развита неодинаково, что мешает им овладевать двигательными умениями и тормозит гармоничное физическое развитие.

Определение мышечной силы. Мышечная сила определяется кис­тевым и становым динамометром. Для детей дошкольного возраста подходит кистевой динамометр, рассчитанный для измерения силы до 30 кг. Ребенок берет динамометр в руку, вытягивает ее в сторону и сильно сжимает. После небольшого отдыха измеряется сила другой руки. Становая сила определяется становым динамометром. Ребенок становится двумя ногами на металлическую пластинку с крючком, за который прикрепляется динамометр, и тянет за ручку вверх, прикла­дывая усилие рук, туловища, ног.

Особенно важно достичь равномерного развития мышц сгиба­телей и разгибателей туловища и верхнего плечевого пояса. Эти мышцы обеспечивают нормальное функционирование внут­ренних органов. Слабые мышцы плечевого пояса затрудняют выработку нормальной осанки.

 


ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ — ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время занятий, труда и других видов самостоятельной деятельности.

Мебель подбирают в соответствии с возрастными и индиви­дуальными особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать:

во-первых, опору для туловища, рук и ног;

во-вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса.

Размеры мебели соответствуют росту ребенка: длина сиденья сту­ла — длине бедер, высота его ножек — длине голеней. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что позволяет откинуться, расслабиться, дать отдых позвоночнику. Стопы долж­ны стоять на полу (или на подставке, если стул велик для дан­ного ребенка). Постель не должна быть слишком мягкой, подуш­ка — большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20—25 см, чтобы он мог свободно вытянуться.

Поза ребенка в любых видах его деятельности должна посто­янно быть в центре внимания взрослых.

Во время сна ребенок может часто менять положение своего тела (ведь дети спят днем 1,5—2 часа, а ночью 10—11 ча­сов). Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «кала­чиком», с подтянутыми к груди ногами. В этом положении смеща­ются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две точки — плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник про­висает между ними. Связочно-мышечный аппарат перерастя­гивается.

Лучше всего, если ребенок спит на спине, голова на небольшой подушке, матрац ровный, плотный.

Если ребенок стоит, надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. В естест­венном положении ноги несколько расставлены (так удобнее удержать равновесие), носки немного развернуты наружу. При­вычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.

Сохранение хорошей осанки при движениях более сложно. Мышцы должны действовать, напрягаясь и расслабляясь, и этим поддерживать равновесие тела. Особенно большое участие прини­мают мышцы плечевого пояса, шеи, спины, таза, бедер. Движения этих мышц должны быть согласованными, взаимосочетаемыми. При ходьбе плечи на одном уровне, грудная клетка рас­правлена, лопатки чуть-чуть (без напряжения) отведены назад, живот подтянут, смотреть надо прямо (вперед на 3—4 шага). Идти надо не сутулясь, ногами не шаркать, спокойная ходьба сопровождается легким взмахом, быстрая — энергичными движе­ниями рук.

Опасность изменения осанки малыша, начинающего ходить, может возникнуть, если его водить за одну и ту же руку в тече­ние продолжительного времени (стимулирует боковое искривле­ние позвоночника, асимметрию плечевого пояса).

В возрасте 2—3 лет дети много ходят, и неокрепшие мышцы могут не выдержать длительной нагрузки. В результате дети принимают облегченные положения, которые переходят в привыч­ку (наклоняются, чрезмерно сгибают ноги в коленях). Целесооб- разно чередовать упражнения из положения стоя с упражнения­ми, выполняемыми в положении лежа, разгружая опорно-двига­тельный аппарат (суставы, своды стоп, скелетные мышцы). Ги­гиенисты считают, что отдых в положении лежа в горизонтальном положении для дошкольников должен быть в середине дня не менее 1—2 часов. При длительном пребывании на ногах развива­ется статическое плоскостопие, искривляются трубчатые кости. В верхней и нижней трети (зоны роста) этих костей могут появить­ся утолщения. Это говорит о том, что кости растут в ширину, а не в длину, как это положено.

Поза за столом при рисовании, рассматривании иллюст­раций, во время настольно-печатных игр должна быть удобной и ненапряженной. Локти обеих рук на столе, плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола должно составлять 30—35 см, между грудью и столом — 8—10 см (проходит ладонь). Сидеть ребенок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону. Стопы должны стоять на полу (или на подставке). При такой позе голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют пря­мой угол. Нельзя допускать, чтобы дети сидели скрестив ноги, зацепляли их за ножки стула.

Как определить осанку ребенка! Сделать это можно следующим образом: поставить малыша спиной к себе на возвышение так, чтобы лопатки находились на уровне ваших глаз (ребенок в трусах, без майки). Поговорить с ним, предложить рассказать короткое стихотворение для того, чтобы снять первоначально возникшее у него напряжение и увидеть естественную картину состояния позвоночника. Посмотреть спереди, как расположены у него плечи: составляют ли они одну пря­мую горизонтальную линию или одно несколько выше другого, развер­нуты или сведены; сзади увидеть, не отстают ли лопатки; симметричны ли надплечья.

Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота. Эти упражне­ния предпочтительнее выполнять из положений лежа и сидя. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали. Положение с поднятой головой увеличивает общий тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозгу. Предпочтение отда­вать симметричным упражнениям (повороты в стороны, взмахи правой и левой ногой или рукой). Темп выполнения большинства упражнений не быстрый, спокойный, чтобы дать возможность ребенку потянуться, выпрямиться, как говорится проработать мышцы. Одно и то же упражнение при разучивании выполнять медленно, а при его повторении — быстрее. Регулируя темп вы­полнения упражнений, можно обеспечивать разную нагрузку на нужные группы мышц, отдавая преимущество тем, которые нужно укреплять в данное время. В процессе выполнения физических упражнений чаще применяется произвольное дыхание: выдох совпадает с опусканием рук, хлопком, наклоном. После силовых и темповых упражнений следует проделать 2—3 глубоких вдоха с последующим выдохом. Выполнение специальных дыхательных упражнений в покое нецелесообразно, так как не вызывается по­требностью организма.

Упражнения для малышей 2—3 лет чаще носят игровой харак­тер: имитируют движения животных, птиц и др. Главное — вызвать у них желание двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, перекатывается несколько раз в одну, потом в другую сторону; малыш тянется вверх, изображая «великана». Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя уси­лия, настойчивость.

 


Упражнения для верхнего плечевого пояса

1.   И. п.: руки внизу. Поднять руки вверх, потянуться, посмот­реть вверх, руки вниз. То же из и. п. лежа на спине, руки вдоль туловища.

2.   И. п.: руки на поясе. Отводить локти назад до сведения лопаток, плечи не поднимать.

3.   И. п.: ноги на ширине ступни, руки к плечам, локти в стороны. Свести локти вперед и отвести подальше назад, держать на уровне плеч. То же из и. п. сидя, лежа на спине, руки за головой.

4.   И. п.: руки в стороны. Опустить руки за спину, дотянуться ладонями до локтей.

5.   И. п.: руки в замок за спиной, рывками отводить прямые руки назад. То же из и. п. сидя.

6.   Упражнение   «Растягиваем   резину».   И. п.:   руки   перед грудью, пальцы в кулаки, локти подняты. Отвести локти назад, выпрямляя руки в стороны, как бы преодолевая сопротивление. Руки согнуть перед грудью, расслабить.

7.   И. п.: палка в руках внизу. Палку вверх, опустить за спину (прижать к углам лопаток), снова вверх и вниз.

8.   И. п.: палка на лопатках. Палку вверх, посмотреть на нее (вдох), опустить за спину на лопатки (выдох).

9.   И. п.: ноги на ширине ступни, палка за спиной на лопатках.
Наклониться вперед, одновременно поднимая палку, смотреть вперед. Стать прямо, палку за спину.

    10.И. п.: ноги на ширине ступни, палка сзади в опущенных руках. Резким движением отвести палку назад до отказа.

   11.И. п.: стоя на  коленях, палка сзади в прямых руках.
Прогнуться назад, коснуться палкой пяток ног (выдох), выпря­миться (вдох).

  12. И. п.: стать спиной к стене (без плинтуса) или гимнастиче­ской стенке, прижаться затылком, лопатками, ягодицами. Под­нять руки вверх, коснуться стены над головой. В этом же и. п. присесть и встать.


Упражнения для мышц живота

1.   Упражнение «Длинные и короткие ноги». И. п.: сидя на
полу (скамейке), ноги прямые вместе, руки в упор сзади. Сгибая ноги, подтянуть их к груди и выпрямить (вместе и попеременно). То же, в положении лежа на спине.

2.   И. п.: то же. Поднимать и опускать прямые ноги (вместе
и попеременно). То же, в положении лежа на спине.

3.   Упражнение «Велосипед». И. п.: лежа на спине, ноги пря­мые, руки вдоль туловища. Двигать ногами, сгибая и выпрямляя их, как при езде на велосипеде (5—8 секунд). Делать перерывы для отдыха.

4.   И. п.: то же. Садиться и ложиться (помогая руками и без помощи).

5.   Упражнение «Ножницы». И. п.: то же. Встречные частые
движения прямых ног вверх и вниз. Делать перерывы в положении лежа.

6.   И. п.: то же. Приподнять ноги (на 10—12 см от пола под углом 30°), колени не сгибать, носки оттянуть, немного подержать так и опустить; выполнять в медленном темпе. То же, зацепив носками ног за обруч.

7.   И. п.: ноги врозь, руки в стороны. Наклониться вперед, коснуться носков ног, выпрямиться. То же, из положения сидя ноги врозь.

8.   И. п.: то же. Наклон вперед, достать правой (левой)
рукой до носка левой (правой) ноги, выпрямиться. То же, из по­ложения сидя.

9.  Упражнение «Насос». И. п.: ноги на ширине плеч. Накло­нять туловище вправо и влево, одна рука скользит вверх до под­ мышечной впадины, вторая вниз по бедру. То же, сидя на скамей­ке, стуле.

10.  И. п.: лежа на боку. Поднимать и опускать вверх руку и ногу. Повторить несколько раз, затем повернуться на дру­гой бок.

11.  Упражнение «Бревнышко».  И. п.:  лежа.  Повернуться
(покатиться) в правую, затем в левую сторону. Делать перерывы
для отдыха.

12.  И. п.: стоя на коленях, руки на поясе. Сесть на пол справа, выпрямиться, влево, выпрямиться (вначале можно с помощью рук). То же, руки за головой. То же, с мячом в руках.

13.  И. п.: стоя на коленях, ягодицы прижать к пяткам, руки
вверх. Медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор,
пока ладони и лоб не коснуться пола. Не поднимая ягодиц (они на пятках) попытаться как можно дальше вытянуть руки, потя­нуть спину.

14. Упражнение «Кошечка спит». И. п.: лежа. Повернуться
на бок, согнуть ноги, подтянуть их к животу, руки согнуть,
сложить ладошки вместе под голову. Вернуться в и. п. То же
выполнить в другую сторону.

15. И. п.: лежа на животе, ноги сомкнуты, руки согнуты в
локтях, кисти под подбородком. Приподнять голову и плечи от
пола, руки отвести назад, прогнуться. Лечь в и. п., расслабиться.

Старшим дошкольникам можно предлагать упражнения (в не­большом объеме) для мышц шеи, от которых во многом зависит правильное положение головы и, следовательно, хорошая осанка. Например, в положении стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе наклонять голову вперед, в стороны, поворачивать вправо-влево. В положении сидя делать круговые движения головой; сцепив руки «в замок» сзади на шее отводить голову назад с сопротивлением руками.

Большинство приведенных упражнений выполняется как без предметов, так и с ними. Использование обручей, мячей, кубиков значительно оживляет упражнения, активизирует мышцы кисти. Детям интереснее их выполнять, а взрослому легче контролиро­вать качество движений. Малышу нравятся упражнения с флаж­ками, кубиками, ленточкой, погремушкой, а ребенку 5—6 лет можно предложить упражнения с мячами (обычными и набивны­ми), скакалками, на гимнастической скамейке. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на го­лове.

Помнить о хорошей осанке следует и в спортивных упражне­ниях детей. Так, при игре в настольный теннис, бадминтон участ­вует одна рука, возможен перекос плечевого пояса. Катание на самокате зачастую выполняется толчком одной ногой, что приво­дит к искривлению позвоночника. При длительном использовании велосипеда, плохом подборе его размера может появиться суту­лость спины, перекашивается таз, грудная клетка сжимается. Чрезмерные прыжки в классики, через скакалку дают большую нагрузку на позвоночник, своды стоп, особенно если подскоки выполняются тяжело (у ребенка1 плохая координация движений). Совершенно необходимо соблюдать регламент и правила при за­нятиях спортивными упражнениями, целесообразно сочетать разные их виды.

Работу по формированию правильной осанки следует постоян­но вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых заме­чены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включа­ются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. В особо сложных случаях, когда специалист обнаружил у ребенка серьез­ное нарушение осанки и предложил курс лечебной физкультуры в поликлинике, родители должны обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда. Раннее выявление и коррекция нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лече­ние в более позднем возрасте.

Детям дошкольного возраста необходимы движения, в кото­рых активно участвуют мышцы брюшного пресса, плечевого пояса и кисти. При проведении подобранных с этой целью упраж­нений надо соблюдать определенные медико-педагогические тре­бования.

Упражнения по прилагаемым в них усилиям должны непре­менно соответствовать возрастным и индивидуальным возможно­стям детей и постепенно с возрастом усложняться.

Очень важно не держать ребенка на одном и том же усилии, не тормозить его развитие, и этим воспитывать трудолюбие, же­лание совершенствоваться, проявлять не только мышечные, но и волевые усилия. Не следует ориентироваться на среднего по раз­витию ребенка, это приносит вред слабым детям: они порой пере­напрягаются, превышают свои реальные силы, особенно добросо­вестные, старательные. Не менее вреден такой подход и к сильно­му ребенку: его развитие замедляется и, кроме того, он привыкает к легкому выполнению задания, а это способствует негативным проявлениям: зазнайству, излишней самоуверенности, нескром­ности и др.

Большое значение имеет повторение упражнений. Слишком малая дозировка не содействует развитию силы, тренировке мы­шечной системы, а чрезмерно большая может привести к утомле­нию, перегрузке. Поэтому упражнения, вызывающие заметные усилия (например, толкание и бросание набивных мячей, подтя­гивание лежа на скамейке, прыжки на двух ногах с продвижением вперед), повторяются меньшее число раз и с большими интерва­лами между повторениями, чем упражнения с меньшими усилия­ми, например метание теннисного мяча, ползание на четвереньках, подскоки на месте. Силовые упражнения выполняются размерен­но, плавно, без излишней натуги. Дыхание глубокое, ровное. Упражнения делаются с максимальной амплитудой, повторяются от 4—6 до 10—12 раз.

Важно также учитывать темп выполнения упражнений. Чем он выше, тем меньше число повторений и продолжительнее пауза для отдыха. Паузы между повторениями надо заполнять так, чтобы была обеспечена смена работающих мышц. Так, выполнив бросок набивного мяча, можно легко, шагом, не спеша догнать его; после ползания или лазанья хорошо пройти в спокойном рит­мичном темпе.

Упражнения с мышечным напряжением целесообразно выпол­нять из исходных положений сидя или лежа, при которых умень­шается нагрузка на сердечно-сосудистую систему, разгружа­ется позвоночник, а для девочек имеет особое значение пото­му, что эти позы снижают напряжение мышц живота и мало­го таза.

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

1.

1.   И.п.: упор на коленях. Поднять вверх правую ногу и левую руку, опустить их. То же другой ногой и рукой. Повторить 8—10 раз.

2.   И.п.: то же, что и в первом упражнении. Переступать на ладонях в правую и левую стороны.

3.   И.п.: упор на коленях. Взмах ногой, руки согнуты.

4.   И.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони на полу. Выпрямить руки, поднять плечи и голову (взрослый счи­тает до 4—5). Лечь, расслабиться.

5.   И.п.: лежа на животе. Поднять обе руки вверх, хлопнуть
3—5 раз в ладоши, приподнимая плечи от пола. Лечь, рассла­биться.

Упражнения можно выполнять и в парах, соединяя детей примерно равных по силам, массе и длине тела (росту).

2.

1. И.п.: стоя лицом друг к другу, держаться за руки. Один садится, второй стоит и держит его, помогая. Когда первый поднимается, садится второй. По мере освоения упражнения приседание выполняется одновременно двумя детьми.

2. И.п.: ноги врозь, лицом друг к другу, руки прямые, касаются ладонями. Попеременно сгибая то одну, то другую руку, силой давить на ладони партнера.

3.  И.п.: стоя прижаться спиной друг к другу, согнутые
руки сцепить в локтях. Медленно присесть и встать, плотно прижимаясь спинами. Повторить 5—б раз.

4.  И.п.: один сидит на полу, ноги прямые, второй стоит придерживая его ноги. Ложиться и садиться по 8—10 раз, меняясь местами.

5.  И.п.: стоя лицом друг к другу, ноги врозь, держась за палку в опущенных руках. Тянуть палку каждый к себе. То же, сидя.

6.  И.п.: стоя лицом друг к другу, между ними на полу две линии или шнуры на расстоянии 30 см. Берутся за руки и тянут, стараясь затащить партнера в «реку».

     3.

1.  И.п.: сидя ноги скрестно, мяч в руках'. Поднять вверх, опустить за голову (сгибая руки), снова вверх и вниз. Повторить 6—7 раз.

2.   И.п.: сидя ноги врозь, мяч у груди на согнутых руках. Наклон к носку правой (левой) ноги, выпрямляя руки. Выпря­миться, мяч к груди.

3.   И.п.: сидя, мяч между ступнями ног. Лечь на спину и сесть, не выпуская мяча. Повторить 6—7 раз.

4.   И.п.: лежа на спине, мяч за головой. Перекат на живот и обратно с мячом в руках. Чередовать перекат в правую и левую сторону 3—4 раза.

5.   И.п.: стоя на коленях, мяч в руках. Сесть вправо с мячом в руках, выпрямиться. Сесть влево, выпрямиться. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.

6.   И.п.: лежа на животе, руки прямые, мяч на полу между рук. Приподняв голову и плечи от пола, поочередно ударять по мячу руками.

7.   И.п.: сидя, ноги согнуты, стопы на мяче. Подкатывать и откатывать мяч от себя, перебирая стопами.

8.   И.п.: мяч на полу. Стать на него на колени, подняться.

Можно предложить детям и такие упражнения: передавать набивной мяч вправо и влево (стоя по кругу), над головой (стоя в колонне), бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, через голову назад.

1 В упражнениях используются набивные мячи массой не более 700—1000 г.