Курсовая работа: Экономика современного гостиничного комплекса

Реферат по

экономике и предпринимательству

в социально  культурном сервисе и туризме.


Новосибирск 2008

 


В последние годы в России сфера услуг динамично развивает­ся по всем направлениям, в особенности в плане человеческого сервиса, то есть по обслуживанию населения услугами личного потребления. Бум развития характерен и для отрасли турист­ско-гостиничных услуг. Создание современной индустрии туризма невозможно без развитой инфраструктуры по обслуживанию ту­ристов. Важное место в ней занимает гостиничное хозяйство.

На практике и в теории широкое распространение находит понятие «индустрия гостеприимства». В рыночной экономике под индустрией гостеприимства понимается предпринимательская деятельность на рынке услуг, связанная с обслуживанием гостей. Последними могут быть туристы, командировочные работники, представители бизнеса, отдыхающие, клиенты, решающие лич­ные и семейные интересы. Индустрия гостеприимства включает в себя также организацию общественного питания, физкультурно-спортивных и других развлечений, парки отдыха и гостиницы.

Кстати, многие годы назад гостиница называлась «приезжим домом (двором)» с обязательной прислугой, комнатами для при­езжих, сменными лошадьми для дальнейшего следования, часто с питанием клиентов, при этом заботы слуги или прислуги назы­вались «услужением», отсюда и «современная услуга». Сегодняш­ние гостиницы, как правило, являются гостиничными комплек­сами, которые занимаются многопрофильной предприниматель­ской деятельностью и обеспечивают клиентов как материальны­ми услугами, так и услугами нематериального характера: про­живание, питание, услуги связи, бытовые услуги, медицинские, спортивные, развлекательные и другие информационные услуги.

Гостиничным комплексам как хозяйствующим субъектам при­сущи все законы и принципы рыночной экономики. Свою деятельность они осуществляют в конкурентной среде, стремятся получить максимальную прибыль, изучают спрос на свои услу­ги и проводят маркетинговые исследования.

В своём реферате я бы хотела рассмотреть экономику современного гостиничного комплекса: его затраты и прибыль.


1. Понятие о гостиницах и их функциональное назначение

 

В экономической литературе и на практике однозначного под­хода к определению понятия «гостиница» не существует. Чаще всего, его связывают с производными от: латинского слова «hospitalis» (гостеприимный), английского «hospitality» (гостеп­риимство), французского «hospice» (странноприемный дом). Су­ществуют и другие точки зрения, но общим, сущностным для них является то, что гостиницы представляют собой предприя­тия, предоставляющие людям, находящимся вне дома, комп­лекс услуг, важнейшие среди которых — услуги размещения и питания.

Гостиницы являются необходимым элементом социальной сфе­ры и играют большую роль в повышении эффективности обще­ственного производства и, собственно, росте жизненного уровня населения. Гостиничный бизнес — одна из наиболее перспек­тивных и быстроразвивающихся отраслей, несущая в себе ог­ромный потенциал для российского рынка и способная прино­сить устойчивый доход в бюджеты всех уровней. Поэтому, не случайно, с каждым годом растет количество гостиниц как в нашей стране, так и за рубежом.

Гостиницы являются многофункциональными предприятия­ми в сфере сервиса. Несомненно, что основной их функцией является предоставление клиентам жилья, что включает в себя выполнение основных элементов технологического процесса об­служивания гостей: бронирования, регистрации по прибытии, предварительной оплаты размещения в номере; обслуживания на этажах. Наряду с этим в гостиницах оказываются информа­ционные и транспортные услуги, услуги общественного пита­ния (рестораны, кафе, бары, буфеты), услуги игорных заведе­ний (казино, игровые автоматы, видеоигры) и центров досуга (экскурсии, встречи, концерты, кружки по интересам). Для ком­плексного обслуживания проживающих организуются спортив­ные и оздоровительные мероприятия, ярмарки и фестивали, проводятся торжественные приемы и банкеты.

2. Классификация гостиниц                

Существует международная классификация гостиниц, а также классификация гостиниц, принятая в каждой стране.

Классификация (типология) гостиниц, получившая распространение в мировой практике гостиничной индустрии, приведена в таблице 1.1.

В России гостиницы классифицируются по категориям. Принципы такой классификации изложены в «Положении о кри­териях классификационных требований к гостиницам (мотелям) Российской Федерации» и ГОСТе Р50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание». Согласно этим документам все гости­ницы подразделяются на 5 категорий с присвоением им от од­ной до пяти звезд, а мотелям — от одной до четырех звезд.

Независимо от категоричности установлены минимальные тре­бования к гостиницам, которые можно объединить в следующие группы.

1. Наличие зданий и прилегающих к ним территорий (вход для гостей, автостоянка).

2. Обязательное техническое оборудование (аварийное осве­щение и энергоснабжение, водоснабжение, кондиционирование воздуха, внутреннее радиовещание, лифт, телефонная связь в номерах, телефоны коллективного пользования).

Таблица 1.1 Международная классификация гостиниц

Тип гостиницы

Характеристика

1 2
Отель-люкс По вместимости данный тип гостиниц относится к малым или средним предприятиям. Обычно располагается в центре города. Хорошо обученный персонал обеспечивает высокий уровень сервиса самым требовательным клиентам, которы­ми являются участники конференций, деловых встреч, биз­несмены, высокооплачиваемые профессионалы. Характерна высокая цена номера, включающая всевозможные виды об­служивания
Гостиница среднего класса По вместительности больше отеля-люкс (400-2000 мест). Располагается в центре города или городской черте. Предла­гает достаточно широкий набор услуг, и цены на них равны уровню цен региона расположения или несколько выше. Рассчитана на прием бизнесменов, туристов, участников конгрессов, конференций и т. д.
Гостиница апар­тамент (аппарт-отель) По вместимости это предприятие малых или средних разме­ров (до 400) мест. Характерна для крупного города с непо­стоянным населением. Предоставляет квартирный тип номе­ров, используемых в качестве временного жилья, чаще всего на базе самообслуживания. Цена в данном типе гостиниц обычно варьируется в зависимости от сроков размещения. Обслуживает семейных туристов и бизнесменов, коммер­сантов, останавливающихся на длительный срок

Гостиница экономического

класса

Предприятие малой или средней вместимости (до 150 и больше мест). Располагается вблизи транспортных магист­ралей. Характерное простое и быстрое обслуживание, огра­ниченный набор услуг. Потребители — бизнесмены и инди­видуальные туристы, не нуждающиеся в полном пансионе и стремящиеся к фактической оплате потребляемых ими ус­луг, предусматривающей невысокий процент надбавки за обслуживание
Отель-курорт Предприятие со значительными различиями по вместимо­сти, предлагающее полный набор услуг гостеприимства. Кроме того, включает комплекс специального медицинского обслуживания и диетического питания. Располагается в ку­рортной местности
Мотель Простые одноэтажные или двухэтажные сооружения, распо­ложенные вне городской застройки, в пригороде, у автома­гистралей. Это малые или средние предприятия (до 400 мест). Характерен средний уровень обслуживания при не­большом количестве персонала. Клиентами являются разные категории туристов, но с акцентом на познавательный авто­туризм
Частная гостини­ца типа «ночлег и завтрак» Широкое распространение данный тип гостиниц получил в США. Это гостиница малой, иногда средней вместимости. Расположена в пригороде или сельской местности. В обслу­живание, как правило, входят завтрак и ранний легкий ужин в домашней обстановке. Клиентами являются коммерсанты и маршрутные туристы, стремящиеся к домашнему уюту
Отель-гарни Предприятие, предоставляющее клиентам ограниченное количество услуг: размещение и континентальный завтрак
Пансион Предприятие с простым стандартом и ограниченным спек­тром услуг. В отличие от отелей-гарни, здесь предоставля­ются завтраки, обеды и ужины. Однако услуги питания мо­гут получить только проживающие клиенты
Ротель Передвижная гостиница, представляющая собой вагон с одно- и двухместными отсеками, в которых расположены спальные кресла. Имеется отсек для переодевания, туалет, кухня, холодильник
Ботель Небольшая гостиница на воде, в качестве которой исполь­зуются соответствующим образом оборудованные судна
Флотель Крупная гостиница, часто называемая «курортом на воде». Туристам предлагают комфортабельные номера с большим набором услуг: бассейн, водные лыжи, снасти для рыбной ловли, оснащения для подводного плавания и охоты, трена­жерные залы, залы для конгрессов и конференций, библио­теки. В последнее время часто используется для организа­ции бизнес-туров, конгресс-туров, конгресс-круизов, обу­чающих туров
Флайтель Аэрогостиница или «летающий отель». Чрезвычайно доро­гой и немногочисленный тип гостиниц. Оборудован поса­дочной площадкой и связью с метеослужбами

 

3. Номерной фонд, доля мест в одно- и двухместных номерах, наличие многокомнатных номеров (апартаментов), площадь номеров, наличие санузлов в номерах.

4. Техническое оснащение (двери, замки, охранная сигнали­зация, средства контроля за безопасностью, звукоизоляция, осве­щение, электророзетки, отопление, наличие регулятора конди­ционирования воздуха, телефонная аппаратура, таймера радио­приемника, телевизора, холодильника, мини-бара, мини-сейфа).

5.  Оснащение мебелью и инвентарем (наличие комплекта по­стельных принадлежностей и белья, прикроватного коврика, ков­ров и ковровых покрытий пола, прикроватной тумбочки, шкафа, вешалки для верхней одежды и головных уборов, стульев, кресел, столов (письменного, журнального), полки для багажей, подстав­ки под телевизор, плотных занавесок или жалюзи, обеспечиваю­щих затемнение помещения, зеркала, щеток (одежной, сапожной), комбинированного ключа (для открывания бутылок), графинов, стаканов, набора посуды для мини-бара, пепельниц, информаци­онных материалов в номере, наборы письменных принадлежнос­тей, противопожарной инструкции, инструкции о действиях в эк­стремальных условиях, характерных для данного места.

6.  Инвентарь и предметы санитарно-гигиенического осна­щения номера (наличие зеркала и полки для туалетных принад­лежностей, занавески в ванной, коврика, фена, полотенцедер-жателя, крючков для одежды, полотенец (на каждого гостя), махровой простыни, банной шапочки (на каждого гостя), бан­ных тапочек (на каждого гостя), салфеток, туалетной бумаги, крышки и щетки для унитаза, корзин для мусора, пакетов для предметов гигиены).

7.  Санитарные объекты общего пользования (туалеты, обо­рудование туалетов, ванных комнат, душевых).

8. Общественные помещения (наличие мебели, специальных напольных покрытий, декоративного озеленения, художественных композиций, музыкального вещания, газет, журналов, сейфа, гар­дероба в вестибюле, гостиных, помещений для просмотра телепе­редач, залов для культурных (деловых) мероприятий с оборудова­нием для синхронного перевода, аудио- и видеоаппаратурой, биз­нес-центра, спортивно-оздоровительного центра, плавательного бас­сейна, медицинского кабинета, парикмахерской, комнат бытового обслуживания, магазинов, торговых киосков и т. д.).

9. Помещения для предоставления услуг питания (рестора­ны, кафе, бары).

10. Услуги (работа службы приема багажа, швейцара, поднос­ка багажа, утренняя побудка, уборка номеров и кроватей, ве­черняя подготовка номера, смена постельного белья, полотенец, стирка и глажение, химчистка, мелкий ремонт одежды, чистка обуви, почтовые и телеграфные услуги, вручение корреспонден­ции гостям, машинопись, копирование документов, услуги сек­ретаря, стенографиста, посыльного, предоставление для пользо­вания компьютеров, электронных средств связи, видео- и аудио-оборудования, хранение ценностей в сейфе администрации, хранение багажа, обмен валюты, организация встреч и проводов, вызов такси, прокат автомобилей, парковка (персоналом гости­ницы) и подача из гаража (стоянки) к подъезду автомобиля гос­тя, техническое обслуживание автомобилей гостей, бронирова­ние билетов на различные виды транспорта, бронирование и (или) продажа билетов в театры, на спортивные, зрелищные меропри­ятия, туристские и медицинские услуги).

11. Услуги питания (обслуживание, возможность предостав­ления питания (завтрак, двухразовое питание, трехразовое пи­тание), время предоставления завтрака, бронирование мест в ресторане, обслуживание в номере).

12.  Требование к персоналу и его подготовке (наличие пись­менных стандартов для персонала, квалификации, знание инос­транных языков, медицинские требования, внешний вид, требо­вания к поведению).

Кроме приведенных классификаций, как зарубежные, так и Российские гостиницы могут быть классифицированы по раз­личным критериям (табл. 1.2).

Приведенные классификации гостиниц носят несколько ус­ловный характер, так как практика гостиничного бизнеса по­стоянно развивается и обновляется, приводя к объективной не­обходимости и возможности появления новых классификаций.

 

3. Состав затрат на содержание гостиницы

 

Экономико-учётный механизм управления представляет спо­соб регулирования хозяйственной и предпринимательской дея­тельности предприятия (организации), включающий систему эко­номических и учётных рычагов. К ним относятся цены, тари­фы, доходы, расходы (затраты), прибыль, кредиты, налоги и т. п., которые подлежат обязательному учёту и используются в качестве регулятора экономики предприятия и воздействия на экономические процессы хозяйствующих субъектов.

Учётный механизм управления является основой микроэко­номического анализа финансово-хозяйственной деятельности эко­номических субъектов: малых, средних и крупных предприя­тий, в том числе и гостиничных комплексов. Основная масса информационной базы учёта относится к измерению натураль­ных и стоимостных оценок ресурсов предприятия, используе­мых для определения затрат и себестоимости единицы гости­ничных услуг на его производство и продажу.

Себестоимость услуги представляет собой стоимостную оценку используемых при ее оказании затрат на сырьё, материалы, топ­ливо, энергию, амортизацию основных средств, трудовые ресур­сы и другие затраты, необходимые для оказания услуг. Исходя из этого, формирование себестоимости услуги представляет собой суммирование затрат организации, связанных с процессом оказа­ния услуги и относящихся к определенному отчетному периоду и объекту калькулирования. Себестоимость одной единицы услуги, как и себестоимость всего объёма реализованных услуг, опреде­ляется на основании следующих экономических принципов:

   1. Расходы связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.

Данный принцип вытекает из самого понятия себестоимости: в себестоимость услуги включаются все затраты, связанные с процессом оказания услуги. Те затраты, которые не имеют не­посредственного отношения к производственной деятельности, относятся к категории непроизводственных расходов.

   2.  Затраты организации делятся на два вида: текущие и капитальные.

Данный принцип вытекает из п. 6 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В бухгалтер­ском учете организаций текущие затраты на производство про­дукции и капитальные вложения учитываются раздельно. К те­кущим относятся производственные расходы, которые, как пра­вило, потребляются в одном хозяйственном цикле. К капиталь­ным относятся расходы на внеоборотные активы, используемые в нескольких циклах производства, стоимость которых включает­ся в текущие издержки производства или обращения посредством начисления износа или амортизации, а также расходы инвести­ционного характера, например, финансовые вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги и банковские депозиты.

   3. Допущение временной определенности фактов хозяйствен­ной деятельности — принцип начисления.

Согласно данному принципу факты хозяйственной деятель­ности предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, сле­довательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

   4. Допущение имущественной обособленности организации. Согласно этому принципу имущество и обязательства самого

предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других юридических лиц.

 «Об утверждении По­ложения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (ра­бот, услуг), и о порядке формирования финансовых результа­тов, учитываемых при налогообложении прибыли» и принятых в соответствии с ним отраслевых инструкций и указаний.

Действие данного документа отменила вступившая в действие глава 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организа­ций». Теперь для этих целей налогоплательщики используют главу 25 НК РФ и Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Рас­ходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н.

Однако себестоимость услуги в значительной степени зависит от отраслевых особенностей, не являются исключением и гости­ницы. Так, например, для гостиниц дополнительным норматив­ным документом является Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Класси­фикация гостиниц», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.1994 г. № 33.

При отсутствии соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат организациям надлежит руководствоваться старыми инструкциями с учетом требований, принципов и правил бухгалтерского и налогового учета.

На сегодняшний день в бухгалтерском законодательстве ос­новным регламентирующим документом при формировании зат­рат организации является упомянутое выше Положение по бух­галтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утверж­денное Приказом Минфина РФ № ЗЗн от 06.05.1999 г. Согласно данному документу «расходами организации признаются умень­шение экономических выгод в результате выбытия активов (де­нежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обя­зательств, приводящее к уменьшению капитала этой организа­ции, за исключением уменьшения вкладов по решению участ­ников (собственников имущества)»

Расходы организации, в зависимости от их характера, усло­вий осуществления и направления деятельности организации, делятся на:

1.  Расходы по обычным видам деятельности.

2.  Прочие расходы, которые в свою очередь можно разделить на:

■  операционные расходы;

■  внереализационные расходы.

Расходы по обычным видам деятельности — это расходы, свя­занные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров. Они являются неотъемлемой частью деятельности орга­низации.

Под операционными расходами понимаются:

■  расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду (это не является основным видом деятельности организации);

■ расходы, связанные с передачей во временное пользование нематериальных активов (если это не является основным ви­дом деятельности организации);

■ расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (если это не является основным видом деятель­ности организации);

■ расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списани­ем основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

■ проценты, уплачиваемые организацией за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов);

■ расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредит­ными организациями;

■  отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

■  прочие операционные расходы. Внереализационными расходами признаются:

■  штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

■  возмещение причиненных организацией убытков;

■  убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

■  суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

■  курсовые разницы;

■  сумма уценки активов;

■  перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприя­тий культурно-просветительского характера и иных анало­гичных мероприятий;

■  прочие внереализационные расходы.

При формировании расходов по обычным видам деятельнос­ти должна быть обеспечена их группировка по следующим эле­ментам, установленным в ПБУ 10/99 «Расходы организации»:

■  материальные затраты;

■  затраты на оплату труда;

■  отчисления на социальные нужды;

■  амортизация;

■ прочие затраты.

Для целей управления затратами и налогами в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат, в зависимо­сти от схемы налогообложения. Перечень статей затрат устанав­ливается организацией самостоятельно в соответствии с отрас­левыми особенностями.

Состав затрат по гостинице при общей и упрощенной схемах налогообложения приведен в таблице 3.1.

Ниже приводится постатейный расчёт примерных затрат гос­тиничного комплекса. Расчет годовой стоимости потребленных ресурсов приведен в таблице 3.2.

Расчет стоимости мягкого инвентаря, посуды, предметов ухода за одеждой, чистящих и моющих средств производится согласно РФ ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание». Классификация гостиниц». В каждом номере гостиницы должен быть мягкий инвентарь в составе, приведенном в таблице 3.3

В нашем примере анализируемая гостиница располагает но­мерным фондом в 30 одноместный номер,  а ёмкость номерного фонда составляет 50 койко-место. Мягкий инвентарь по позициям 1-5 приобретается в единственном для каждого номе­ра экземпляре 75628 руб. (3268 руб. х 30 койко-место). Такие составляющие мягкого инвентаря, как постельное белье поло­тенце махровое, полотенце вафельное, подлежат смене один раз в три дня , стоимость такого комплекта со­ставляет 600 руб. на одно койко-место и 16970 руб. в расчёте на 30 одноместный номер. Для смены белья необходимо иметь 3 комплекта мо иметь три комплекта, т. е. 11970 х 3 = 35910 руб. Кроме мягкого инвентаря, номера должны быть обеспечены предмета­ми размещения одежды и ухода за ней, посудой (табл. 3.4). Для всех номеров: 640 руб. х 21 номер = 13 440 руб.

Таблица 3.1 Состав затрат по гостинице при общей и упрощенной схемах налогообложения

Наименование статей затрат Общая схема налогообложения Упрощенная схема налогообложения

 

1 2 3

 

1. Материальные затраты + +

 

в том числе: 1.1. Приобретение имущества стоимо­стью менее 10 000 руб. + +

 

1.2. Стоимость ресурсов + +

 

— газа + +

 

— воды + +

 

— стоков + +

 

— электроэнергии + +

 

— вывоза твердых бытовых отходов + +

 

1.3. Приобретение мягкого инвентаря для комплектации и содержания но­меров + +

 

1.4.  Приобретение предметов разме­щения одежды и ухода за ней, посуды для комплектации номеров + +

 

1.5. Приобретение чистящих и мою­щих средств для номеров + +

 

1.6. Стирка мягкого инвентаря гости­ницы + +

 

2. Расходы на оплату труда персонала гостиницы + +

 

3. Единый социальный налог (26% от фонда оплаты труда персонала гости­ницы) + -

 

4. Отчисления в Пенсионный фонд (20% от фонда оплаты труда персона­ла гостиницы) - +

 

5. Амортизация имущества + -

 

6. Амортизация нематериальных акти­вов + -

 

7. Возмещение стоимости основных средств - +

 

8. Сертификация гостиницы + -

 

9. Охрана гостиницы («тревожная кнопка») + +

 

10. Услуги связи (телефон) + +

 

11. Обслуживание кассовых аппаратов + +

 

12. Реклама « бегущая строка» + +

 

13.оплата услуг сети Интернет + +

 

14.Оплата входного медосмотра персонала + +

 

15.Оплата текущего медосмотра пер­сонала гостиницы + +

 

16. Канцелярские товары +
17. Расчёты с бюджетом по налогу на прибыль + -

 

18. Расчёты с бюджетом по налогу на имущество + -

 

19. Расчёты с бюджетом по налогу на имущество + -

 

20. Расчёты с бюджетом по единому налогу на вменённый доход - +

 

21. Расчёты с бюджетом по земельному налогу + +

 

22. Расчёты с бюджетом по сбору за загрязнение окружающей среды (пре­дельно допустимые выбросы) + +

 

 

Таблица 3.2

Расчет годовой стоимости ресурсов

Вид ресурсов Годовые потребления Тариф, руб. Стоимость, руб.
1 .Вода, м. куб. 3092 10,09 51198,28
2.стоки, м куб 2877 16,18 59549,86
3. Электроэнергия, кВт/ч 360000 2,77 1002200,00
4. Газ, м. куб. 83352 1,26 145023,55
5.Вывоз твёрдых бытовых отходов, м. куб. 60 21,00 1860,00
ИТОГО: - - 1259831,69

Таблица 3.3

Перечень и стоимость мягкого инвентаря для комплектации и содержания одного номера

Наименование мягкого инвентаря Количество, шт. Цена, руб.
1. Подушка пухоперовая 70x70 1 158
2. Одеяло пухоперовое 1 1200
3. Покрывало 1 500
4. Портьера 1 1700
5. Прикроватный коврик 1 400
6. Комплект постельного белья 1 550
7. Полотенце махровое 1 200
8. Полотенце вафельное 1 90

 

Таблица 3.4

Перечень и стоимость предметов размещения одежды и ухода за ней, посуды в одном номере

Наименование предметов Количество Цена, руб. Стоимость,
1. Плечики 5 15,0 75,0
2. Щетка для одежды 1 25,0 25,0
3. Щетка для обуви 1 30,0 30,0
4. Графин со стаканом и поднос 1 270,0 270,0
5. Ключ комбинированный 1 80,0 300,0
6. Пепельница 1 40,0 40,0
7. Телефонный справочник 1 120,0 120,0
ИТОГО: 640,0

 

Таблица 3.5

Перечень и стоимость чистящих и моющих средств для одного номера гостиницы

Наименование чистящих и моющих средств
1. Мыло туалетное 8,0
2. Средство моющее универсальное «Прогресс» 23,0
3. Средство моющее «Золушка» 21,0
4. Средство моющее «Пемос» 8,0
5. Средство для чистки сантехники 14,5
6. Средство чистящее «Суржа» 12
7. Средство для чистки ковра 8,5
8. Паста «Пальмира» 150,0
9. Порошок стиральный для дезинфекции 11,0
10. Полироль 14,5
11. Мешковина 80,15
ИТОГО: 369,65

Перечень и стоимость чистящих и моющих средств для одно­го номера показаны в таблице 3.5.

Указанные в таблице 3.5 чистящие и моющие средства расхо­дуются в течение 10 дней (декада), следовательно, годовые зат­раты на них составляют:

369,65 руб. х 3 х 12 месяцев х 21 койко-место = 279 455,4 (руб.)

Стирка белья осуществляется 8 раз в месяц, вес одного ком­плекта белья для одного номера — 3 кг, цена стирки за 1 кг — 15 руб. Годовые затраты на стирку составят:

3 кг х 21 номер х 15 руб. х 8 х 12 = 90 720 (руб.)

Расчет расходов на оплату труда, согласно штатного расписа­ния, приведен в таблице 3.6.

Годовой фонд оплаты труда составит: 88000 руб. х 12 мес. = 1056000 руб.

Расчет амортизации согласно п. 1 ст. 258 НК РФ приведен в таблице 3.7, при этом амортизируемое имущество распределяет­ся по 10 амортизационным группам в зависимости от срока его полезного использования.

Сумма амортизации за год: 90171,2 х 12 = 1 082 054,4 руб.

Перечень и стоимость комплекта мебели в одноместном номе­ре, стоимостью свыше 10000 руб., приведены в таблице 3.8.

Таблица 3.6 Расчет расходов на оплату труда работников гостиницы

№ п/п Наименование должностей Количество человек Месячный оклад, руб. Месячный фонд з/п, руб
1 Администратор (гостиница работает круглосуточно) 4 4000 20000
2 Горничная суточная 10 3000 15000
3 Горничная дневная 8 3000 5000
4 Старший администратор (на правах главного бухгалтера) 1 5000 10000
5 Директор 1 7000 35000
6 Завхоз (снабженец, товаровед, водитель-экспедитор) 1 4000 5000
7 Секретарь 2 4000 15000
8 Уборщица 2 2500 3000
9 Оператор котельной (совме­щение: сантехник, электрик) 1 4500 5000
10 Охранник 8 6000 7000
ИТОГО: 38 120000

Таблица 3.7 расчет амортизации имущества

Наименование имущества Балансовая стоимость, руб. Группа амортизируемого имущества и срок его использования Сумма амортизации за месяц, руб.
Здание гостиницы 26750000 10 группа -360 месяцев 74305,5
Мебель стоимостью свыше 10000 руб. (см. табл. 3.8) 793748,45 7 группа -84 месяца 9449,4
Мини-бары 244800 7 группа -84 месяца 2914,3
Компьютеры 120000 3 группа -36 месяцев 3333,3
Сейфы 40500 8 группа -240 месяцев 168,7
ИТОГО: 27949048,45 90171,2

Состав комплекта мебели в гостинице стоимостью свыше 10 000 руб.

Таблица 3.8

Наименование мебели Артикул Коли­чество, шт. Цена, руб. Стоимость, руб.
Одноместный номер коллекция "Камея"
1 Кровать односпальная с матрасом ГК-1 1 7000,17 7000,17
2 Тумба прикроватная ГШ-1 1 2176,34 2176,34
3 Столик туалетный комбинированный НГСТ-13 1 5543,95 5543,95
4 Зеркало декоративное ГЗ-1 1 2235,77 2235,77
5 Подставка под ТВ круглая ГТТ-2 1 657,27 657,27
6 Шкаф-гардероб ГШ-1 1 9770,38 9770,38
7 Вешалка с полкой багажной ГБ-6 1 6812,42 6812,42
8 Полукресло Клуб 1 6320,50 6320,50
9 Компьютерный стол СМ-13 1 5915,2 5915,25
Итого: 46432,05
ВСЕГО на 21 номер: 1392961,5

Таблица 3.9

Состав затрат по бару при работе по единому налогу на вмененный доход

Наименование затрат Работа по единому налогу на вмененный доход
1. Материальные затраты — всего +
в том числе: 1.2.Приобретение посуды для бара. 1.3. Закупка продуктов + +
1.4. Стоимость энергоресурсов: +
— газа +
— воды +
— стоков +
— электроэнергии +
— вывоза твердых бытовых отходов +
1.5. Стоимость мягкого инвентаря для бара +
1.6. Стоимость чистящих и моющих средств для бара +
1.7. Расходы на оплату труда персонала бара +
1.8. ЕСН (26%) -
1.9. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (20%) +
1.10. Амортизация имущества +
1.11. Амортизация нематериальных активов +
1.12. Сертификация бара +
1.13. Оплата входного медосмотра персонала бара +
1.14. Оплата текущего медосмотра персонала бара +
1.15. НДС -
1.16. Единый налог на вмененный доход (15%) +
1.17. Налог на имущество (2,2%) -

4. Затраты на оказание клиентам

дополнительных услуг и определение их стоимости

Гостиница — это типичное предприятие, её результативность зависит от соотношения доходов и расходов. В мире уже насчи­тывается около 300 дополнительных услуг. Дополнительными ус­лугами эти услуги принято называть потому, что основная услу­га — это предоставление номеров или мест.

Таблица 3.10 Примерный прейскурант на дополнительные платные услуги

Наименование услуг Единица измерения Цена, руб.
1 2 3
1. Прокат утюга 15 мин. 10 руб.
2. Прокат: — полотенца банного — банного халата с тапочками — полотенца махрового для лица — полотенца махрового для ног 1 шт. на весь срок проживания 1 шт. 1 шт. 30 руб. 150 руб. 10 руб. 10 руб.
3. Прокат комплекта постельного белья 1 комплект 50 руб.
4. Пользование сейфом 1 сутки 50 руб.
5. Автостоянка: — легковой автомобиль — микроавтобус 1 место/ сутки 40 руб. 50 руб.
6. Стирка и глажение женская: — блузка 1 шт. 90 руб.
1 2 3
— нижняя майка — нижнее бельё — пижама — ночная сорочка — брюки — джинсы — пуловер — платье, сарафан — юбка — спортивный костюм 1 шт. 1 комплект 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 70 руб. 70 руб. 110 руб. 80 руб. 150 руб. 100 руб. 120 руб. 130 руб. 110 руб. 150 руб.
7. Стирка и глажение мужская: — сорочка — нижняя майка — нижнее бельё — пижама — носки — брюки — джинсы — свитер — спортивный костюм — комбинезон 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 пара 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 90 руб. 70 руб. 30 руб. 110 руб. 30 руб. 150 руб. 100 руб. 120 руб. 150 руб. 200 руб.
8. Глажение женское: — блузка — нижняя майка — пижама — ночная сорочка — брюки — джинсы — пуловер — платье, сарафан — юбка — спортивный костюм — пиджак 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 40 руб. 30 руб. 50 руб. 30 руб. 60 руб. 50 руб. 50 руб. 60 руб. 50 руб. 60 руб. 80 руб.
9.глажение мужское: — сорочка — нижняя майка — пижама — нижнее бельё — брюки — джинсы — свитер — спортивный костюм — комбинезон 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 40 руб. 30 руб. 50 руб. 60 руб. 50 руб. 50 руб. 60 руб. 80 руб. 50 руб.
1 2 3
10. Заказ экскурсий 1 заказ 50 руб.
11. Проведение экскурсий по Ростовской области 1 поездка договорные
12. Камера хранения 1 место-час 5 руб.
13. Пользование феном в номере 1 час 30 руб.
14. Ремонт обуви По дополнительным прейскурантам

 

15. Ремонт одежды

 

Ценообразование по уровню конкурентов достаточно характерно для гостиниц. При данном методе ценообразования цены на до­полнительные платные услуги устанавливаются ниже рыночных, на уровне рыночных или выше рыночных в зависимости от тре­бовательности клиентов, предоставляемого сервиса, реальной от­ветной реакции конкурентов. Отличительной особенностью гос­тиниц, использующих этот метод ценообразования, является от­сутствие постоянной зависимости между ценами и затратами.

В отечественной практике за основу всех расчётов в гости­ничном бизнесе принимают показатель одних койко-суток, а в; санаторно-курортном бизнесе — койко-день. В основу расчётов принимается инвентарное количество койко-мест в гостинице или ёмкость номерного фонда. Номерной фонд — это количе­ство номеров в гостинице, которые могут быть заселены одновременно. Ёмкость номерного фонда учитывает количество кро­ватей, установленных в номерном фонде.

В экономических показателях гостиничного производства су­ществует деление на общее количество койко-мест в гостинице и число койко-суток, предоставляемых в гостинице для заселе­ния. Первый показатель показывает потенциальную пропуск­ную способность гостиницы при 100%-ном использовании всех инвентарных мест. Показатель койко-суток даёт представление о пропускной способности гостиницы на планируемый период и обозначает число мест, которые фактически будут эксплуатиро­ваться с учётом технически допустимых простоев (санитарной обработки, времени на ремонт).

Средняя продолжительность ремонта за год одного инвентар­ного койко-места гостиницы — 10 дней . Цикличность планового ремонта номерного фонда — 5 лет (в нашем примере: 30 койко-место / 5 лет х 10 дней = 42 койко-суток). Таким образом, 42 койко-суток в течение года не будут заняты в обороте общего инвентарного фонда мест в гостинице. Пропускная способность гостиницы составит 7623 койко-суток (21 койко-место х 365 дней — 42 койко-суток).

Различают плановую и фактическую себестоимость койко-су­ток. Плановая себестоимость рассчитывается на основе плана зат­рат и плана продаж. На практике, как правило, рассчитывают среднегодовую плановую себестоимость одних койко-суток, сред­нюю квартальную себестоимость, среднемесячную себестоимость.


Таблица 3.12

Структура затрат на содержание гостиницы,

определение себестоимости койко-суток, выручки

и финансового результата

Наименование статей затрат За отчётный год
Сумма, руб.

Процент в общей сумме затрат за год,

%

На одни койко-сутки, руб.
1 Заработная плата основного персонала гостиничного комплекса 1056000 21,31 172,21
2 Единый социальный налог (26% от ФОТ) 274560 5,54 44,77
3 Питание в номерах (завтрак) 766500 15,47 125
4 Амортизация основных средств 1082054 21,83 176,46
5 Амортизация нематериальных активов 8316 0,17 1,36
6 Оплата потребления ресурсов (газ, вода, стоки, электроэнергия, вывоз ТБО) 1181232 23,84 192,63
7 Расходы на стирку мягкого инвентаря 90720 1,83 14,79
8 Расходы на охрану гостиницы 60000 1,21 9,78
9 Расходы на оплату услуг связи 14400 0,29 2,35
10 Расходы на оплату входного и текущего медосмотра персонала гостиницы 4000 0,08 0,65
11 Расходы на рекламу, в размере, не превышающем 1 % от выручки, согласно ст. 249 НК Р 2200 0,04 0,36
12 Транспортные расходы 40000 0,81 6,52
13 Административно-управленческие расходы 20705 0,42 3,38
14 Текущий ремонт номерного фонда 38000 0,77 6,2
15 Приобретение инвентаря и хозяйственных принадлежностей 36000 0,73 5,87
16 Расходы на содержание номеров (стоимость чистящих и моющих средств) 279455 5,64 45,57
17 Отнесение на затраты невозмещаемого НДС 0 0,00 0,00
18 Налог на землю 1465 0,03 0,23
19 Итого за год 4955607 100,00 808,13
20 Количество койко-суток за год 6132 - -
21 Цена одних койко-суток при норме рентабельности 30% - - 1050
22 НДС - - 189
23 Продажная цена одних койко-суток с НДС (18 - 1239
24 Валовая выручка (6132x1239) 7597548 - -
25 Финансовый результат (прибыль) 2540565 - -

Метод полных издержек чаще используют гостиницы при ус­тановлении цены на свои основные услуги по проживанию, ос­новываясь на фактических издержках и средней норме рента­бельности на конкретном рынке гостиничных услуг. Главными преимуществами метода полных издержек является наличие по­тенциальной возможности получения максимальной прибыли в данной экономической ситуации и обеспечение полного возме­щения всех затрат, независимо от характера их происхождения. Недостатком же является ограниченный учёт влияния уровня спроса на процесс производства гостиничной услуги и, как след­ствие, — снижение доли сегмента гостиничного рынка. Органи­заторы гостиничного бизнеса используют в основном метод пол­ных издержек.

Анализ безубыточности начинается с деления издержек на пе­ременные и постоянные. К переменным относятся издержки, раз­мер которых изменяется пропорционально изменению объёма реа­лизации гостиничных услуг. Переменные издержки зависят от объёма реализации, но эта зависимость не прямо пропорциональ­ная (расходы на отопление, освещение и содержание помещений, арендная плата за помещение, используемые в производстве). По­стоянные издержки не зависят от изменения объёма продаж гости­ничных услуг (административно-управленческие расходы и др.).

В гостиницах постоянные издержки имеют высокий уровень при относительно низком уровне переменных издержек. К ним относятся:

• амортизируемые капитальные затраты;

« ремонт оборудования;

■  расходы на коммунальные услуги; « расходы на страховку;

■  заработная плата постоянного персонала;

■  единый социальный налог;

■  расходы на рекламу;

■  административные затраты;

■  расходы на охрану гостиницы;

■  налог на землю;

■  амортизация основных средств и нематериальных активов. Данные затраты не зависят от количества клиентов за год. К

переменным затратам относятся:

■  расходы на содержание номеров (стоимость чистящих и мою­щих средств);

■  расходы на стирку мягкого инвентаря гостиницы;

■  расходы на питание в номерах (завтрак, полупансион, пансион);

■  приобретение инвентаря и хозяйственных принадлежностей. Сумма постоянных и переменных затрат из таблицы 3.12 со­ставляет:

1. Переменные затраты (VC) — 1 172 675 руб.

2.  Постоянные затраты (FC) — 3884308 руб.

 

5. Бухгалтерский учёт в гостинице

 

5.1. Учёт реализации гостиничных услуг

Особенностью гостиниц является то, что они имеют несколь­ко направлений деятельности, соответственно, и видов выручки от реализации, основной из которых является выручка от сдачи номеров, т. е. реализация непосредственно гостиничных услуг. Современные гостиницы предоставляют своим клиентам целый комплекс услуг. Нередко гостиницы на своем балансе содержат рестораны, бары, сауны, автостоянки и т. д., поэтому в такой ситуации гостиничный комплекс может столкнуться с различ­ными системами налогообложения.

Наличие различных систем налогообложения требует обяза­тельного раздельного учета по видам предоставляемых услуг. Следовательно, в бухгалтерском учете гостиничного комплекса по счету 90 «Продажи» должны быть открыты следующие субсчета:

а)  «Выручка от услуг по проживанию»;

б)  «Выручка мини-бара»;

в)  «Выручка автостоянки» и т. д.

Услуги по проживанию являются для гостиницы основным видом деятельности. Следовательно, выручка от реализации та­ких услуг будет отражаться на счете 90 «Продажи», субсчет «Вы­ручка».

Особенностью оказания гостиничных услуг является отсут­ствие незавершенного производства. С учетом временной опре­деленности фактов хозяйственной деятельности по окончании отчетного периода (месяца) затраты на оказание гостиничных услуг должны быть полностью списаны в дебет счета 90 (на себе­стоимость реализованных услуг), так как переходящего сальдо по счету 20, субсчет «Затраты на оказание гостиничных услуг» быть не должно. Поэтому следует для обеспечения достовернос­ти учитывать факт проживания гостей по ежедневному оказа­нию услуг на отчетную дату.

В целях налогообложения прибыли в учетной политике гос­тиницы должен быть закреплен один из.двух возможных вари­антов: либо кассовый метод, либо метод начисления. Согласно кассовому методу, признание доходов производится только пос­ле получения денежных средств и их эквивалентов (т. е. когда деньги заработаны и получены). По методу начисления доходы признаются в том отчётном периоде, в котором они заработаны, а не получены. Международные стандарты финансовой отчётнос­ти провозглашают метод начисления.

Кассовый метод признания выручки могут себе позволить не­многие предприятия, связано это с ограничениями, установлен­ными главой 25 «Налог на прибыль организаций». Большая часть предприятий работает по методу начисления, при котором дохо­ды в целях исчисления прибыли признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактическо­го поступления денежных средств. Количественным показате­лем величины гостиничных услуг является календарный день проживания клиента в гостинице .

Пример 3. Отражение выручки от реализации гостиничных услуг при предварительной оплате клиентом.

Согласно отчету администратора гостиницы 2005 г. в кассу гостиницы поступило авансом 45700 руб. (в том числе НДС 18% — 5104 руб.). За эти сутки стоимость занятых гостиничных мест, оплаченных за наличный расчет, составила 36 700 руб.

Кроме того, на расчетный счет гостиницы 10 января 2005 г. поступило в качестве аванса 16700 руб., в том числе НДС 1800 руб. Стоимость занятых гостиничных номеров 10 января, опла­ченных по безналичному расчету, составила 10180 руб.

Учетной политикой предприятия предусмотрено, что выруч­ка определяется за каждый прожитый день. На основании этих данных бухгалтер предприятия сделает следующие проводки:

1. Дебет 50 «Касса», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 38500 руб. — поступили в кассу авансы за проживание.

2.  Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», суб­счет «Авансы полученные», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 4804 руб. — начислен НДС с посту­пивших авансов (31500 х 15,25% / 100%, где 15,25% — сред­няя расчётная ставка по НДС = 118% / 18% х 100%).

3.  Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», суб­счет «Оплата за проживание», Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — 25 500 руб. — отражена выручка от оплаты за проживание.

4. Дебет 90 «Выручка», субсчет «Налог на добавленную сто­имость», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 3888 руб. — начислен НДС с реализованных услуг (25500 х 15,25% / 100% , где 15,25% — средняя расчётная став­ка по НДС).

5. Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 3888 руб. — восстановлен НДС с ра­нее начисленного аванса.

6.  Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», суб­счет «Авансы полученные», Кредит 62 «Расчеты с покупате­лями и заказчиками», субсчет «Оплата за проживание» — 25500 руб. — закрыта задолженность клиентов за проживание.

7. Дебет 51 «Расчетный счет», Кредит 62 «Расчеты с покупа­телями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 11800 руб. — получены на расчетный счет авансы за проживание.

8.  Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», суб­счет «Авансы полученные», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 1800 руб. — начислен НДС с суммы авансов.

9.  Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», суб­счет «Оплата за проживание», Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — 9440 руб. — отражена выручка от оплаты за про­живание.

10.  Дебет 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость», Кредит 68  «Расчеты по налогам и сборам» — 1440 руб. — начислен НДС с выручки от реализации услуг (9440 х 15,25% / 100%, где 15,25% — средняя расчётная ставка по НДС).

11. Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 1440 руб. — восстановлен НДС, ранее начисленный с аванса.

12. Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», суб­счет «Авансы полученные», Кредит 62 «Расчеты с покупате­лями и заказчиками», субсчет «Оплата за проживание» — 9440 руб. — закрыта задолженность постояльцев за проживание?

Если гостиничный номер арендуется юридическим или физи­ческим лицом на определенный срок, то в этом случае основани­ем для определения факта оказания услуг является договор арен­ды, в котором указывается конкретный период оказания подоб­ных услуг (день, неделя, месяц, квартал). Соответственно, вы­ручка от реализации арендных услуг показывается в учете гос­тиницы по истечении данного периода.

Затраты, непосредственно связанные с услугами гостинично­го хозяйства, ведутся на счете 20 «Основное производство», при этом используется отдельный субсчет 20/1 «Расходы на услуги по проживанию». Если гостиницы имеют в своей структуре про­изводственные подразделения, оказывающие услуги (выполня­ющие работы) по различным видам деятельности гостиницы (на­пример, гостиница имеет собственную котельную), то затраты по содержанию такого подразделения целесообразно учитывать на счете 23 «Вспомогательное производство».

В конце каждого отчетного периода (месяца) данные затраты должны распределяться между видами деятельности по выбран­ному самой гостиницей (и закрепленному в учетной политике) способу (в гостиничном комплексе ** пропорционально оплате труда основного персонала). Особенностью гостиничных услуг является отсутствие незавершенного производства, поэтому все затраты, собранные в течение месяца, подлежат списанию на себестоимость реализованных гостиничных услуг. Данное спи­сание отражается бухгалтерской проводкой:

Дебет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж», Кре­дит 20 «Основное производство». Соответственно сумма выруч­ки от реализации гостиничных услуг отражается по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

С 1 января 2002 г. (то есть с момента введения в силу главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций») все предприятия (в том числе и гостиницы) обязаны применять при признании сво­их доходов и расходов в целях налогообложения метод начисле­ния. При этом методе доходы от реализации товаров (работ, ус­луг) принимаются для исчисления налога на прибыль в момент перехода права собственности на реализуемое имущество (рабо­ты, услуги). Как известно, это право переходит от продавца к покупателю в день отгрузки товаров и других материальных ценностей, в отношении оказания услуг гостиницей этот момент определяется фактом подписания сторонами акта на оказание услуги. Это фактически означает, что исполнитель оказал дан­ную услугу, а заказчик ее потребил. По своей сути этот метод аналогичен применяемому ранее методу определения выручки для целей налогообложения «по отгрузке».

В соответствии со статьей 271 Налогового Кодекса РФ поря­док признания доходов при методе начисления следующий:

1.  Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступ­ления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

2.  По доходам, относящимся к нескольким отчетным (нало­говым) периодам, и в случае, если связь между доходами и рас­ходами не может быть определена четко или определяется кос­венным путем, доходы распределяются налогоплательщиком са­мостоятельно, с учетом принципа равномерности признания до­ходов и расходов.

3.  Для доходов от реализации — независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому догово­ру) налогоплательщиком — комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имуще­ственных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).

Порядок признания расходов при методе начисления регла­ментируется статьей 272 Налогового Кодекса РФ:

1.  Расходы, принимаемые для целей налогообложения, при­знаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которо­му они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, и определяют­ся с учетом положений статей 318-320 Налогового Кодекса.

2.  Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают, исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа рав­номерного и пропорционального формирования доходов и рас­ходов (по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогово­го) периода).

3.  В случае, если условиями договора предусмотрено получе­ние доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

4.  Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непос­редственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельно­сти, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Таким образом, издержки производства уменьшают налого­облагаемую прибыль того отчетного периода, в котором пред­приятие фактически понесло их, независимо от времени их оп­латы. Значит, дата принятия большинства расходов для исчис­ления налога на прибыль — это день, когда они начислены. Ис­ключение составляют расходы по обязательному и добровольно­му страхованию — их принимают для целей налогообложения прибыли в момент выплаты страховых взносов. Однако если ус­ловиями договора страхования предусмотрено перечисление взно­са разовым платежом, то страховую сумму распределяют равно­мерно в течение всего срока действия договора.

Из главы 25 Налогового Кодекса можно заметить, что она не устанавливает жесткого регламентирования, какие именно рас­ходы предприятий должны быть учтены в целях налогообложе­ния прибыли. Следовательно, уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль могут любые расходы, которые экономи­чески обоснованы и документально подтверждены. Исключени­ем могут быть только те предприятия, которые работают по кас­совому методу.

Налогоплательщики, получившие в среднем за предыдущие четыре квартала сумму ежеквартальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не более 1 млн. руб., имеют право выбора метода признания доходов и расходов. В своей учетной политике для целей нало­гового учета они должны избрать либо кассовый метод, либо метод начисления, предлагаемые НК РФ.

При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

1.  Материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика или выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в мо­мент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными сред­ствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг треть­их лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сы­рья и материалов в производство.

2.  Амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период. При этом допус­кается учёт амортизации только оплаченного налогоплательщи­ком амортизируемого имущества, используемого в производстве. Аналогичный порядок применяется в отношении капитализи­руемых расходов, предусмотренных статьями 261, 262, 266 и 267 Налогового Кодекса.

3. Расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщи­ком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на её погашение учитываются в составе расходов в пре­делах фактически погашенной задолженности и в те отчетные(налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указан­ную задолженность.

Если налогоплательщик, перешедший на определение дохо­дов и расходов по кассовому методу, в течение налогового пе­риода превысил предельный размер суммы выручки от реали­зации товаров (работ, услуг), то он обязан перейти на опреде­ление доходов и расходов по методу начисления с начала нало­гового периода, в течение которого было допущено такое пре­вышение.

Кассовый метод связывает момент возникновения доходов и расходов с фактическим поступлением (выбытием) денежных средств и (или) иного имущества (имущественных прав). При­нимая решение о применении кассового метода, налогоплатель­щику целесообразно оценить риски негативных последствий его применения. Указанные риски связаны с тем, что при превыше­нии предельного размера выручки налогоплательщику необхо­димо будет внести изменения в налоговый учет с начала года. При игнорировании этой обязанности у налогоплательщика мо­жет возникнуть недоимка по налогу, что в свою очередь приве­дет к начислению пеней и штрафов.

Пример 4. Пример отражения в учёте операций по реализа­ции гостиничных услуг по методу начисления

Стоимость услуг по проживанию в гостинице ** за январь 2005 г. составила 59 тыс. руб., в том числе НДС 18% = 9 тыс. руб. В учетной политике гостиницы отражено, что выручка признается ежедневно. В целях налогообложения прибыли орга­низация использует метод начисления.

Себестоимость гостиничных услуг за январь 2005 г. состави­ла 55 тыс. руб. В течение января 2005 г. клиентами была внесе­на плата за проживание в размере 98982 руб., из которых 12800 руб. (98982руб. - 59 тыс. руб.) приходятся на предвари­тельную оплату, так как часть клиентов продолжала проживать в гостинице на конец отчетного периода. Предположим, что вся сумма оплаты поступила в кассу гостиницы.

В бухгалтерском учете вышеприведённые операции отража­ются следующим образом:

1. Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кре­дит 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — 59 тыс. руб. — отра­жена выручка от реализации гостиничных услуг.

2. Дебет 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную сто­имость», Бредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 9 тыс. руб. — начислен НДС с реализации услуг.

3.  Дебет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж», Кредит 20 «Основное производство» — 57 тыс. руб. — списана на реализацию фактическая себестоимость услуг.

4.  Дебет 99 «Прибыли и убытки», Кредит 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж» — 5 тыс. руб. — отраже­на прибыль от реализации гостиничных услуг.

5. Дебет 50 «Касса», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 11800 руб. — получена предварительная оплата за проживание.

6.  Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», суб­счет «Авансы выданные», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 2200 руб. — начислен НДС с суммы, поступившей предварительной оплаты за проживание.

Четвёртая проводка приведена в качестве примера расчета финансового результата от реализации гостиничных услуг. В учете такая проводка делается заключительными оборотами в конце месяца по всему объему продаж и себестоимости этих про­даж, иначе говоря, по всем видам деятельности гостиницы.

Рассмотрим учёт предоставления услуг по бронированию но­меров. Гостиница может принять заказ на бронирование с помо­щью: обычной связи (телефон, факс, телеграмма); центральной системы бронирования. В первом случае администратор гости­ницы, получив заявку на бронирование, информирует клиента о наличии свободных номеров, стоимости проживания и условий оплаты. Резервируя номер для клиента, дежурный администра­тор сообщает клиенту номер подтверждения о бронировании. Письменное подтверждение о бронировании должно обязатель­но содержать следующие реквизиты: имя гостя; дату заезда; тип номера; срок и стоимость проживания.

На практике существуют два основных способа бронирова­ния места — гарантированное и негарантированное. Способ рас­четов гостиницы с заказчиками зависит от того, какое брониро­вание применяется.

При гарантированном бронировании гостиница никому не сда­ет забронированный номер вплоть до установленной клиентом даты заезда. Клиент же в свою очередь обязан оплатить номер даже в случае, если он не будет заселяться в номер, либо отменить бронирование до определенного дня и часа, установленных гостиницей. Но в последнем случае клиент уплачивает гостинице неустойку.

К основным способам гарантированного бронирования относят­ся: предоплата услуг по безналичному расчету; гарантия под кре­дитную карту; гарантия под обязательства организации, имеющей с гостиницей долгосрочный договор. При негарантированном бро­нировании гостиница держит номер свободным для клиента лишь до определенного времени. Если клиент в номер не поселился, то броня аннулируется, при этом клиент не уплачивает неустойку.

Большинство иностранных клиентов могут вообще не знать о том, гостиницы какого класса существуют в том или ином рос­сийском городе. Поэтому все большее количество гостиниц вклю­чается в международную систему бронирования. Эта система представляет собой информационную сеть, объединяющую оте­ли различных стран. Как правило, владеют такой системой бро­нирования международные специализированные агентства или крупные авиакомпании. Войдя в эту систему, гостиница полу­чает возможность предоставлять услуги по бронированию номе­ров в автоматическом режиме. Для этих целей международное агентство устанавливает в гостинице необходимое оборудование и подключает его к общей информационной базе. С этого момен­та все клиенты агентства могут получить необходимую инфор­мацию о гостинице и сразу же забронировать номер. Рассмот­рим на примере 5, как в бухгалтерском учете гостиницы отра­жаются операции по бронированию номеров.

5.2. Учёт дополнительных услуг в гостинице

Гостиницы могут осуществлять дополнительные виды деятель­ности, основным из которых является общественное питание (ре­стораны, мини-бары, буфеты). Перечисленные предприятия от­носятся к предприятиям общественного питания, поэтому они должны соблюдать все требования, установленные законодатель­ством для таких предприятий. В гостиницах предприятия обще­ственного питания представлены, как правило, в виде рестора­на, бара, кафе или буфета.

1. Ресторан — предприятие общественного питания с широ­ким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая за­казные и фирменные; водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с орга­низацией отдыха.

2. Бар — предприятие общественного питания с барной стой­кой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоал­когольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, муч­ные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.

3. Кафе — предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, за­казные блюда, изделия и напитки.

Отметим, что такие предприятия, как рестораны и бары, под­разделяются на классы:

а) люкс;

б) высший;

в)  первый.

Независимо от класса, к этим предприятиям предъявляются жесткие требования, касающиеся качества услуг, их безопасно­сти для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущест­ва. При сертификации определяется и класс, к которому от­носится ресторан или бар.

Основными нормативными и технологическими документа­ми на предприятии общественного питания являются:

а)  калькуляционная карточка (форма № ОП-1);

б)  план-меню (форма № ОП-2);

в)  требование в кладовую (форма № ОП-3);

г) ведомость учета движения посуды и приборов (ф. № ОП-9);

д) акт о реализации и отпуске изделий из кухни (ф. № ОП-10).

Как и любая отрасль экономики, предприятия общественно­го питания имеют ряд специфических особенностей. Для начала отметим одну из них — использование учетных цен на продук­ты (сырье), из которых изготавливается продукция собственно­го производства.

Предприятия общественного питания определяют самостоя­тельно, каким образом осуществляется учет продуктов (сырья) и товаров: либо по цене приобретения, либо по продажной цене с добавлением торговой наценки. В такой ситуации гостиницам необходимо самостоятельно решать, какой применять вариант учета приобретенных для общепита продуктов. Главным прин­ципом применения продажных цен в качестве учетных являет­ся использование на предприятии стоимостной схемы учета. То есть стоимостная схема учета применяется в целом по всем това­рам, без подразделения по наименованиям. Учет по стоимости приобретения возможен, как правило, только при натурально-стоимостной схеме, когда движение и остатки товаров учитыва­ются по каждому наименованию товаров.

На выбор метода оценки сырья, используемого на предприя­тии общественного питания, оказывает влияние и тот фактор, к какому типу и классу относится данное предприятие. Учет сы­рья и покупных товаров в цене приобретения с добавлением еди­ной наценки (продажная цена) целесообразно вести в кладовых предприятий общественного питания, относящихся к одному типу и классу. Если гостиницей выбран метод оприходования продуктов в общепите по продажным ценам, то необходимо об­ратить внимание на следующие особенности. В составе продажной цены помимо торговой наценки должна быть учтена сумма налога на добавленную стоимость (открывает­ся отдельный субсчет для счета 42 «Торговая наценка»). Кроме того, особенностью предприятий общепита является то обстоя­тельство, что начисление торговой наценки может производиться как на стадии оприходования продуктов на склад (в кладовую), так и при передаче их в производство для изготовления блюд.

Учет водочных изделий и покупных товаров, получаемых от сторонних организаций, в кладовой предприятий ведется в це­нах приобретения с использованием торговой наценки (продаж­ная цена), причем наценка осуществляется в момент оприходо­вания на склад. В том случае, если оприходование продуктов, приобретенных для структуры общепита, производится по це­нам приобретения, отражение в учете операций реализации из­делий кухни и себестоимости их изготовления осуществляется аналогично гостиничным услугам.

Расчет продажной цены в предприятии общественного питания осуществляется с помощью процесса калькулирования. Калькули­рование продажной цены готовой продукции производит бухгал­тер-калькулятор, на основании нормативов, установленных Сбор­никами рецептур. Сборники рецептур являются специальными нормативными документами, используемыми в общественном пи­тании. Сборник рецептур содержит необходимые данные для рас­чета продажной цены, а именно: расход сырья, необходимого для изготовления какого-либо блюда, причем нормы расхода сырья указаны по массе в граммах, кроме того, данный сборник устанав­ливает и нормы выхода готовых изделий с указанием массы от­дельных составляющих, приводится общий вес готового блюда в граммах. Если ресторан имеет свои фирменные блюда или изготав­ливает продукцию по нетрадиционным технологиям, то, чтобы установить цену блюда, в ресторане разрабатывают стандарты пред­приятия и на их основании технико-технологические карты Основанием для списания стоимости продуктов (сырья), из­расходованных на приготовление собственной продукции в ресто­ране, и величины выручки, полученной от продажи этой продукции, служит специальная форма товарного отчета для организа­ций общественного питания. Данный документ называется «Ве­домость учета движения продуктов и тары на кухне»

 


Заключение

В данной работе я рассмотрела основные затраты современного гостиничного комплекса. Затраты на воду, питание, мебель в номере и заработную плату….. итд. Современные гостиничные комплексы стремятся получить максимальную прибыль, изучают спрос на услуги, конкурируют.

Гостиничным комплексам как хозяйствующим субъектам при­сущи все законы и принципы рыночной экономики.

 


Литература

 

1. Гостиничные комплексы. Организация и функционирование.

Романов В.А//Цветкова С.Н.// Шевцова Т.В.// Каращенко В.В

2007 г.

2.  Трудовой кодекс Российской Федерации: Официальный текст по сост. на 30.12.2001 г.; Принят Гос. Думой 21.12.2001 г. — Ростов н/Д: Ростовкна

3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о бухгал­терском учете от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ) // Бух. учет в бюдж. и некоммерч. орг. — М., 2003.

4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о внесе­нии изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»  № 15-ФЗ.

5. Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации О защите прав потребителей // Платные услуги образоват. учреждения. Справочник. — М., 2003. — с. 39-76.

6.  Российская Федерация. Законы. Федеральный закон О техни­ческом регулировании от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ // Рос. газ. — М., 2002. — 31 дек.

7. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту житель­ства в пределах Российской Федерации: Утв. постановление прав-ва РФ от 17.07.1996 г. № 713 // Новые законы и норм. акты. — 2000. № 42. — с. 60-66.

8.  Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федера­ции: Утв. приказом м-ва РФ по налогам и сборам от 20.12.2000 г.

9.  ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услугиДополнительная литература

10.  Налоговый кодекс Российской Федерации

... гостеприимства на примере малой гостиницы "Вероника"
Введение До перехода к рыночной экономике гостиничные предприятия являлись государственными учреждениями, которые субсидировались из бюджета ...
На выручку экскурсионному туризму спешит туризм деловой, и в целом перспективы развития гостиничной индустрии в городе вполне благоприятны, но многое зависит от того, как скоро ...
Как видно, в 2008 году распределение проживающих было типичным для гостиничного рынка Санкт-Петербурга в целом - наибольшее количество гостей проживали в гостинице "Вероника" 3 дня ...
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: дипломная работа
Основополагающая роль средств размещения в туризме
Тема: Основополагающая роль средств размещения в туризме Содержание Введение. 3 1. Теоретические аспекты средств размещения в туризме. 7 1.1 Индустрия ...
Гостиничный комплекс "Аметист" включает в себя следующие помещения: кафе (два зала), бар, конференц-зал, помещение менеджеров гостиницы, кухня, заготовочные цехи, кладовая, отдел ...
Если клиент не приехал в обозначенное время и не отменил бронирование, гостиница вправе оставить этот аванс себе и отменить бронирование.
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: дипломная работа
Технический цикл бронирования номеров в гостинице
Содержание 1. Источники и каналы получения гостиницей запросов на бронирование номеров 2. Типы бронирования 3. Подтверждение бронирования 4. Аннуляция ...
Неприсоединенная система бронирования соединяет независимые гостиницы, т. е. не принадлежащие какой-либо гостиничной цепи.
Интерактивная страница для бронирования номера в гостинице, где клиент должен сообщить о себе полную информацию, включая паспортные данные, точную дату и время заселения ...
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: курсовая работа
Совершенствование подготовки персонала для гостиницы "Гранд Отель ...
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский ...
Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах, пансионатах и в других средствах ...
Служба приема и размещения занимается решением вопросов, связанных с бронированием номеров, приемом гостей, прибывающих в гостиницу, их регистрацией и размещением по номерам ...
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: дипломная работа
... качества обслуживания на примере гостиницы "Приокская"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ...
Как видно из анализа таблицы 2.2 основными предоставляемыми услугами в гостинице являются (проживание, услуги "Лобби-Бар", конференц-зал), где по сравнению с 2007 годом объем ...
Такие дополнительные услуги, как быстрый процесс бронирования, наличие зарубежных телеканалов во всех номерах, доставка заказа из бара в номер, наличие зубной щетки, пасты и ...
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: дипломная работа