Курсовая работа: Оптимизация технического оснащения спортивного сооружения

ФГОУ ВПО «УралГУФК»

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Факультет социально-культурного сервиса и туризма

Кафедра технологии организации туризма

КУРСОВАЯ РАБОТА

Оптимизация технического оснащения спортивного сооружения

Суханова Инна Геннадьевна

Студентка 3 курса, 32 группы

Научный руководитель:

к.с.н. Костенко Юлия Олеговна

Уфа, 2008


Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика спортивных сооружений

1.1 Общие сведения о спортивных сооружениях

1.2 Классификация спортивных сооружений

Глава 2. Техническое оснащение школы высшего спортивного мастерства Республики Башкортостан

2.1 Общая характеристика ШВСМ РБ

2.2 Анализ технического оснащения ШВСМ РБ

Глава 3. Оптимизация технического оснащения школы высшего спортивного мастерства Республики Башкортостан

3.1 Преимущества и недостатки технического оснащения ШВСМ

3.2 Предложения по оптимизации технического оснащения ШВСМ

Заключение

Список использованных источников


Введение

Современный спорт невозможно представить без современного спортивного сооружения. Все технически сложные, интересные участнику, зрителю и будущему занимающемуся, виды спорта в обязательном порядке базируются на каких-либо обустроенных спортивных объектах, дорожкой в парке как для бега трусцой здесь не обойтись.

Как показывает мировая практика, наибольшего успеха в олимпийских видах спорта, профессиональном спорте добивается та страна, которая смогла обеспечить своих спортсменов достойным местом тренировок. Правило работает и в мелком масштабе, к примеру, тот регион страны растит чемпионов страны, где есть необходимые для этого условия, и в первую очередь это, конечно же, спортивное сооружение – стадион, бассейн, ледовый дворец или арена. В них должны быть созданы условия, обеспечивающие комфорт и безопасность спортсменов, техническое оснащение должно соответствовать санитарным и строительным нормам. В этом и заключается актуальность выбранной темы. Где техническое оснащение спортивного сооружения рассмотрено на примере Школы Высшего Спортивного Мастерства Республики Башкортостан. Таким образом, выбранная тема является актуальной.

Объект – Школа Высшего Спортивного Мастерства Республики Башкортостан.

Предмет исследования - техническое оснащение ШВСМ РБ ГУ.

Цель - оптимизация технического оснащения ШВСМ.

Задачи заключаются в следующем:

- рассмотреть общую характеристику спортивных сооружений и их классификацию;

- охарактеризовать ШВСМ, и проанализировать ее техническое оснащение;

- выявить преимущества и недостатки технического оснащения данного объекта;

- разработать предложения по оптимизации технического оснащения.

Все это предопределило структуру курсовой работы. Структура такова: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Первая глава представляет собой теоретическую часть работы, в ней дается характеристика и классификация спортивных сооружений. Во второй главе дается подробная характеристика конкретного спортивного сооружения, а также представлены результаты анализа существующего технического оснащения. В третьей главе подробно перечисляются все выявленные преимущества и недостатки объекта, предлагается возможный путь улучшения.

ШВСМ как и другие спортивные сооружения, при организации своей работы опирается на установленные нормы технического оснащения. Особенности технического оснащения объекта (как положительные, так и отрицательные) и предложения по оптимизации направлены на улучшение качества работы конкретного учреждения, а также других спортивных сооружений.


Глава 1. Общая характеристика спортивных сооружений

1.1           Общие сведения о спортивных сооружениях

Развитие физической культуры при любых условиях невозможно без строительства материальной базы в виде спортивных сооружений, специально оборудованных и правильно эксплуатируемых.

Для более широкого охвата населения занятиями физическими упражнениями и спортом в течение всего года служат крытые спортивные сооружения.

Структура спортивных сооружений должна соответствовать возрастной структуре занимающихся. Например, для детей младших возрастов устройства для физических занятий должны быть максимально простыми. Для детей школьного возраста необходимы сооружения уже соответствующие этому возрасту - игровые площадки (волейбольные, баскетбольные, бадминтонные). Особое внимание следует уделить оборудованию и оснащению игровых площадок для юношества и старших возрастных групп населения [12].

В зависимости от возраста и физических возможностей различных групп населения спортивные сооружения можно разделить на следующие группы:

- площадки для физических занятий и игровые площадки для детей дошкольного возраста;

- оздоровительные и спортивные сооружения для школьников, юношества и молодежи;

- оздоровительные и спортивные сооружения с несложным оборудованием для «групп здоровья», групп ОФП и лечебной физкультуры.

По местам расположения спортивные сооружения подразделяются на:

- сооружения с несложным оборудованием по месту жительства;

- площадки для игр и физических занятий в детских дошкольных учреждениях;

- школьные;

- сооружения с несложным оборудованием в парках и скверах;

- сооружения с несложным оборудованием в зонах отдыха.

По планировочной структуре спортивные сооружения подразделяются на:

- игровые площадки с несложными конструкциями оборудования и простыми конструкциями покрытий;

- игровые поля;

- комплексные площадки с набором специальных тренажеров и игровых устройств;

- спортивные комплексы со спортивным ядром упрощенного типа;

- «дорожки и трассы здоровья» с набором упрощенных препятствий и тренажерных устройств.

Академический вариант классификации:

1.         по цели:

- для массового занятия спортом;

- для подготовки мастеров.

2.         по назначению:

- учебно-тренировочные;

- демонстрационные.

3.         по типу сооружений:

- крытые;

- открытые плоскостные;

- комбинированные.

4.         по ярусности:

- одноярусные;

- двухъярусные;

- многоярусные.

5.         по функциональности:

- однофункциональные;

- многофункциональные;

- универсальные.

В зависимости от того, какое планировочное подразделение обслуживает спортивное сооружение, они делятся на:

- микрорайонные (7 минут пешеходной доступности);

- районные (20 минут пешеходной доступности);

- межрайонные (20 минут транспортной доступности);

- общегородские (30 минут транспортной доступности).

1.2 Классификация спортивных сооружений

Спортивное сооружение — это особое, многогранное в своей деятельности, культурно-оздоровительное спортивное заведение. В нашей стране стадионы, Дворцы спорта, Дома физкультуры, плавательные бассейны и манежи, лыжные и водные базы и другие сооружения служат для проведения учебно-тренировочных занятий, спортивно-массовой и оздоровительной работы, соревнований, праздников и других зрелищных и общественно-политических мероприятий среди самых широких слоев населения.

Современное спортивное сооружение, это сложный «организм» в котором происходят сложнейшие процессы, непрерывная работа над спортивными достижениями и оздоровлением нации. Но параллельно с этим, сложные инженерные и инженерно-технические системы, помогают «людям спорта» добиваться побед как в районных первенствах и олимпиадах, так и просто чувствовать себя лучше, занимаясь любимым видом спорта.

Функциональные и технологические требования [21].

Одной из главных функций и экономических требований к спортивному сооружению является обеспечение возможности их многоцелевого использования.

Технологические требования сводятся к получению целесообразного объема, планировочного решения и обеспечения кротчайших связей между основными группами помещений. К ним относятся:

- спортивное ядро и помещения для спортсменов;

- трибуны и помещения для зрителей;

- помещения для прессы и телевидения;

- административно-хозяйственные помещения;

- технические помещения [5].

Существуют три основные группы помещений - для спортсменов, для зрителей и администрации. Они должны иметь отдельные входы и отдельные обслуживающие помещения. Для спортсменов и тренеров, а также для медицинского персонала помещения размещаются в одном уровне с ареной. Должны быть предусмотрены удобные связи помещения прессы и телевидения с ареной, а помещения для спортсменов с администрацией. Вспомогательные помещения разделяются на шесть групп:

- для спортсменов - в них входят вестибюль, гардероб, раздевалки, душевые, уборные, массажные, сауны, медицинские пункты, методические кабинеты, буфеты, помещения для отдыха;

- для тренеров;

- для зрителей - вестибюль, гардероб, фойе, буфет, санитарные узлы, коридоры, билетные кассы;

-для судей (в составе судейской коллегии, кабинет главного судьи, фотолаборатория, секретариат, раздевальные с душем и уборной);

- помещения теле - и радиокомментаторов. Располагаются обычно за последним рядом трибун или в разрыве между ними. Кроме кабин с беспрепятственной видимостью арены, сюда входит пресс-центр, конференц-зал, операционный зал, междугородный телефонный переговорный пункт, телеграф, Интернет, аппаратная звукозаписи, помещения сотрудников;

- административно-хозяйственные помещения [2].

Открытые плоскостные спортивные сооружения. Это сооружения, в которых соревнования и учебно-тренировочные занятия проводятся под открытым небом. В них входят площадки, поля, беговые дорожки (легкоатлетические, конькобежные) и теннисные корты. Наиболее характерным видом такого сооружения является нормальное спортивное ядро-поле для спортивных игр, окруженное беговыми дорожками с местами для прыжков и метаний в сектор беговой дорожки или за ее прямыми участками [3].

Трибуны.

Трибуны для зрителей проектируются в стационарных конструкциях с местами для сидения; в отдельных случаях применяются трансформируемые или сборно-разборные трибуны. Cборно-разборные трибуны применяются крайне редко, так как их сборка и разборка требуют значительных площадей для складирования. Рекомендовано применение следующих типов трансформируемых трибун:

- бличеры - трибуны, состоящие из раздвигающихся секций телескопического типа;

- трибуны типа партер-трибуна [10].

Для заполнения трибун и эвакуации зрителей устраиваются люки, лестницы, пандусы и проходы (поперечные и продольные).

Существует три разновидности направления эвакуации потоков зрителей по поперечным проходам:

- движение людских потоков вверх, при отсутствии люков на земляных трибунах;

- движение вниз через люки;

- движение снизу и сверху через люки [20].

Три варианта размещения продольных проходов:

- у арены перед трибунами;

- по середине высоты трибун;

- за последним рядом трибун (наверху) [16].

Крытые спортивные сооружения. К ним относятся спортивные залы, корпуса, крытые теннисные корты, спортивные манежи, крытые бассейны, катки, дворцы спорта и крытые стадионы [18].

Спортивные залы - предназначены для учебно-тренировочных занятий, не имеющие зрительных мест, позволяющие проводить соревнования и занятия по тринадцати видам спорта. Залы бывают специализированными и многоцелевыми [15].

Спортивные корпуса отделяют стоящие здания с одним или несколькими залами (возможно размещение бассейна и расположения ограниченного количества зрительских мест, они располагаются или на балконе или на трансформирующихся трибунах) [13].

Крытые теннисные корты - особая категория крытых спортивных сооружений, имеет два требования:

- повышенная освещенность (размер мяча 6 см);

- специфика игры позволяет размещение трибун с четырех сторон [3].

Спортивные манежи предназначены для учебно-тренировочных занятий и соревнований по легкой атлетике, конному спорту и футболу [9]. Размер арены зависит от ширины и радиуса беговой дорожки, может быть длинной 160*200*250 м. Зрительных мест может не быть, или они располагаются на балконе или трансформирующихся трибунах [14].

Крытые стадионы.

Это универсальные спортивные сооружения с большим залом и стационарными трибунами большей вместимости. Подразделяют на стадионы с малой ареной(17*36,24*48), со средней ареной(34*65), с большой ареной(73*112 и беговая дорожка 200 м четыре полосы по 1.22 м; 79*151 и беговая дорожка 400 м четыре полосы по 1.22 м) [19].

По характеру и функциональным особенностям мероприятие, проводимое на стадионе, подразделяется на четыре группы:

- соревнования;

- учебно-тренировочные мероприятия;

- зрелищные;

- общественно-массовые [1].

Плавательные бассейны.

По основному назначению делятся на:

- купальные (оздоровительные цели);

- учебные (для обучения плаванию и купания);

- спортивные (учебно-тренировочные работы и соревнования);

- смешанные [4].

Бассейны устраивают на естественных водоемах и искусственных (наливных). Искусственные бассейны бывают крытые, открытые, комплексные и трансформирующиеся, в зависимости от времени года [17]. В спортивных бассейнах различают следующие виды ванн:

- плескательные - для детей дошкольного возраста;

- детские плескательные ванны для обучения плавания младших и средних школьников;

- учебные - для обучения плаванию старших школьников и взрослых, а также общефизической подготовки групп здоровья;

- для плавания с дорожками постоянной глубокой глубиной;

- для прыжков в воду без дорожек, значительная глубина.

- универсальная ванна для плавания и прыжков в воду одновременно.

Основные типы конструкций ванн.

Функциональные основы объемно-планировочного решения бассейна – специфические, санитарно-гигиенические требования, позволяют размещать помещения бассейна строго в следующей последовательности: вестибюль с гардеробами, регистратура, раздевальные, зал подготовительных занятий, душевые с туалетами, ножные ванночки и основной зал бассейна. Этим расположением определяется график движения посетителей. Вестибюль является ядром входной группы помещений, в который входит также регистратура, буфет и административно-служебные помещения. Разделение потоков по полу начинается за гардеробом верхней одежды. Бассейны с трибунами - обязательное требование- разделение входов, путей и мест пребывания спортсменов и зрителей [8]. Общепланировочное решение бассейна определяется взаимным расположением ванны и вспомогательными помещениями:

- кольцевой (вспомогательные помещения в торце основного зала);

- продольный (вспомогательные помещения вдоль длинной стороныогательное помещение

- периметральный (вспомогательные помещения по периметру);

- блокированный (вспомогательные помещения объединены в единый блок) [7].

В системе физической культуры и спорта перспективные планы по развитию сети спортивных сооружений, а также по проектированию больших спортивных комплексов разрабатываются главным образом в республиках, краях, областях и крупных городах страны. Текущие планы должны быть на каждом спортивном сооружении [6].

Каждое спортивное сооружение в своей деятельности руководствуется, прежде всего, решениями и указаниями, законами, постановлениями и распоряжениями Правительства России, а также постановлениями, приказами, указаниями и инструкциями соответствующего комитета по физической культуре и спорту, распоряжениями организации, в ведении которой находится спортивное сооружение [11].

В зависимости от мощности спортивного сооружения, его функциональных особенностей и значения в социально-общественной жизни района, города, области или республики формируется план деятельности этого спортивного сооружения. В плане должны быть четко представлены объемы предстоящих работ, сроки исполнения, обеспеченность рабочей силой, материалами, оборудованием, инвентарем и указана ответственность определенных лиц.


Глава 2. Техническое оснащение школы высшего спортивного мастерства Республики Башкортостан

2.1 Общая характеристика ШВСМ РБ

Официальное название: государственное учреждение Школа высшего спортивного мастерства Республики Башкортостан (ШВСМ РБ).

Директор: Заслуженный тренер РФ - Емельянов Евгений Иванович.

Адрес: Республика Башкортостан

450076 город Уфа

улица Султанова 24/1

тел./факс (3472) 22-63-72, 23-22-38 тел. (3472) 23-25-67

e-mail: COSCRB@soros.bashedu.ru

Школа Высшего Спортивного Мастерства Республики Башкортостан – это спортивная организация, в которой совершенствуют мастерство ведущие спортсмены республики, кандидаты в олимпийскую сборную России. Организована в Уфе в 1994 году. Среди воспитанников ШВСМ олимпийские чемпионы И. Соколов и А. Ибрагимов.

Члены клуба завоевали 26 золотых, 10 серебряных, 10 бронзовых медалей на чемпионатах мира; на чемпионатах Европы 13, 6, 6; на чемпионатах СССР 170, 91, 132 соответственно.

Подготовлено 5 заслуженных мастеров спорта (А. Батталов, И. Соколов, А. Ибрагимов, Р.Баталова, С. Севостьянов), 34 мастера спорта международного класса, около 500 мастеров спорта.

В 1977 были организованы первые Центры олимпийской подготовки (ЦОП), в 1988 - первые межведомственные ЦОПы. В 1990 году создан первый и единственный в СССР Центр олимпийской подготовки спортсменов-инвалидов, 6 воспитанников которого на параолимпийских играх завоевали 8 золотых, 9 серебряных, 4 бронзовых медали и установили 2 рекорда.

В ШВСМ работали заслуженные тренеры СССР и России: А. Аюпов, А. Банников, В. Борман, 21 заслуженный тренер России.

Материальная база

ШВСМ составляет 9 спортивных залов и административное здание. Имеются возможности проводить соревнования по игровым видам спорта, скалолазанию, фехтованию, легкой атлетике и многим другим.

Основной задачей Школы высшего спортивного мастерства РБ является подготовка спортсменов Республики Башкортостан для участия в Чемпионатах Европы, Чемпионатах и Кубках Мира и Олимпийских играх.

Для этого ШВСМ располагает своей материальной базой - 3 спортивных зала и административное здание.

Услуги, оказываемые ШВСМ РБ - предоставление спортивных залов для занятий физической культурой (скалолазание, аэробика, шейпинг, атлетическая гимнастика, спортивные игры), оздоровительный массаж, солярий, спортивный магазин, где можно приобрести спортивный инвентарь и спортивное питание, заказать любой инвентарь для занятий спортом. Имеется возможность проведения УТС по фехтованию, тяжелой атлетике, легкой атлетике, скалолазанию и другим видам спорта с привлечением ведущих специалистов Республики Башкортостан, заслуженных тренеров СССР и России. А так же - организация и проведение соревнований по любым видам спорта, качественное компьютерное и техническое обслуживание соревнований, подготовка и издание спортивных, туристских, топографических карт любой сложности, организация туристических поездок и экскурсий, продажа турпутевок (все горнолыжные курорты Урала).

Коммерческий отдел ГУ ШВСМ РБ предлагает спортивные товары и оборудование: спортивные обувь и костюмы, мячи, экипировку, спортивную форму на заказ, детские механические тренажёры, различные тренажёры и оборудование для спортивных залов и комплексов, ринги, борцовские маты и покрытия, а также форму и снаряжение для всех видов единоборств, электронные табло, электронные часы, термометры, наградную продукцию, кубки, медали, спортивные снаряды и аксессуары для игровых видов спорта, спортивной гимнастики и атлетизма.

На данный момент в Школе Высшего Спортивного Мастерства РБ культивирует 29 видов спорта с числом учащихся 247 человека:

Пятнадцать летних видов: греко-римская борьба, борьба дзюдо, бокс, гребля на байдарках и каноэ, легкая атлетика, тяжелая атлетика, фехтование, плавание, спортивные танцы, пауэрлифтинг, шашки, стрельба, скалолазание, тайквондо, аэробика.

Восемь зимних видов: бобслей, шорт-трек, конькобежный спорт, лыжные гонки, лыжное двоеборье, прыжки на лыжах с трамплина, горнолыжный спорт, ориентирование.

Инвалидный спорт 6 видов спорта: легкая атлетика, плавание, борьба дзюдо, фехтование, лыжные гонки, хоккей с шайбой.

Состав объекта недвижимости:

- административное здание;

- подсобные помещения;

- зал фехтования;

- бытовые помещения;

- гараж и учебный класс;

- гараж (мет.);

- зал штанги;

- теплый переход;

- спортивно – оздоровительный корпус;

- холодный склад.

2.2 Анализ технического оснащения ШВСМ РБ

ШВСМ РБ, как и другие спортивные сооружения, при организации своей работы опирается на установленные нормы технического оснащения. Чтобы выявить соответствие или же его отсутствие относительно правил, необходимо рассмотреть данное сооружение с точки зрения наличия и расположения технического оснащения.

Было проведено ознакомление с объектом и его техническим оснащением, вследствие чего было выявлено и отмечено на схеме (Приложение 1,2,3) наличие и расположение технического оснащения.

Освещение.

Освещение ШВСМ комбинированное, то есть используется как естественное освещение, так и искусственное. Во всех помещениях, кроме бильярдной, установлены светильники с люминесцентными лампами. В бильярдной – двенадцать светильников с лампами накаливания.

На цокольном этаже светильники установлены во всех коридорах. Во всех помещениях, помимо бассейна, сауны и бильярдной (в этих помещениях светильники установлены на боковых стенах), светильники установлены на потолке. Необходимо отметить, что особенность освещения цокольного этажа является отсутствие окон – естественного освещения.

На первом этаже располагаются три спортивных зала: тяжелой атлетики, фехтования и универсальный. Светильники в этих залах располагаются на всех стенах. Также эти помещения используют естественное освещение. В зале тяжелой атлетики окна располагаются на юго-восток. В зале фехтования на юго-запад, а в универсальном зале на северо-восток. Гардероб, холодный склад, вестибюль, два гаража, подсобные помещения, склады, раздевалка тяжелоатлетов, туалеты, мужская и женская раздевалки и душ не имеют естественного освещения. В остальных помещениях – комбинированное освещение.

На втором этаже в зале аэробики на всех стенах горизонтально установлены светильники. В остальных помещениях светильники установлены на потолке. Естественное освещение на втором этаже используется в полном объеме, то есть во всех помещения отмечено наличие окон.

При анализе освещения объекта необходимо отметить цветовое решение помещений. Рассматривая данный аспект, было выявлено, что потолки всех спортивных залов белые (побелка). В универсальном зале стены окрашены в темно-синий цвет, в зале аэробики – бежевый, в зале тяжелой атлетики – темно-зеленый, а в зале фехтования нижняя часть коричневого цвета (обшивка деревом), верхняя – белого (побелка). В зале аэробики пол серого цвета (ковралин), в других темно-коричневого (паркет). Остальные помещения имеют белый потолок, бежевые стены и серый пол.

Отопление.

В ШВСМ установлено центральное водяное отопление. Используются трубчатые чугунные радиаторы, закрытые экраном. Отопительные приборы располагаются во всех спортивных залах, бассейнах, туалетах, душевых, тренерских и административных помещениях.

Вентиляция.

На выбранном для анализа объекте применяется приточно-вытяжная вентиляция. Во внутренних стенах помещений устроены вытяжные вентиляционные каналы. В помещении кухни и других производственных помещениях (разделочная, мойка) установлена производственная вытяжка. В туалетах, душах, саунах, раздевалках установлена только вытяжная вентиляция. Вытяжная система санитарных узлов – изолированная. Также хотелось бы отметить наличие в ШВСМ кондиционеров. Они применяются для контроля температуры, влажности, вентиляции и чистоты воздуха. Наличие кондиционеров отмечено на втором этаже в следующих помещениях: кабинет директора, приемная, кабинет завуча и главного бухгалтера, бухгалтерия.

Водоснабжение.

Водоснабжение ШВСМ осуществляется путем присоединения предприятия к местной сети центрального водоснабжения. Каналы водоснабжения проведены в бассейны, сауны, туалеты, душевые, помещения по организации питания.

Проведя анализ технического оснащения Школы Высшего Спортивного Мастерства Республики Башкортоастан, были подведены итоги и отмечены некоторые особенности.

На предприятии комбинированное освещение. При этом используются светильники, как с лампами накаливания, так и с люминесцентными лампами. Однако, отмечено преобладание светильников с люминесцентными лампами. На цокольном этаже полностью отсутствует естественное освещение. Отопление и водоснабжение – центральное. Вентиляция – приточно-вытяжная, также выявлено наличие кондиционеров.


Глава 3. Оптимизация технического оснащения школы высшего спортивного мастерства Республики Башкортостан

3.1 Преимущества и недостатки технического оснащения ШВСМ РБ

Проанализировав состояние технического оснащения ШВСМ, были выявлены его преимущества и недостатки.

Преимущества.

- все спортивные залы имеют прямое естественное освещение, что соответствует требованиям СНиП 2.08.02. Только бильярдная не оснащена окнами, что не противоречит установленным нормам и положительно сказывается на спортсменах, создавая необходимую «атмосферу».

- в залах для спортивных игр световые проемы располагаются в одной из продольных стен зала с размещением низа световых проемов на высоте 2.5 м от пола.

- во всех помещениях предусмотрено искусственное освещение.

- в спортивных залах установлено горизонтальное освещение с использованием светильников с люминесцентными лампами.

- в бильярдной, помимо бокового освещения (люминесцентные лампы), установлены светильники с лампами накаливания, что делает освещение равномерным, без теней над всей поверхностью стола, не слепит игроков, Освещенность на плоскости стола — 375 лк.

- управление освещением осуществляется непосредственно из зала, аппараты управления размещены у входных дверей.

- управление освещением обеспечивает возможность отключения 2/3 светильников основного освещения при сохранении равномерности освещения.

- отопление центральное.

- температура воздуха по зданию 19— 23°С.

- вентиляция приточно-вытяжная.

- в спортивных залах, душевых, раздевальных для занимающихся и массажных, служебных помещениях для административного и инженерно-технического персонала, инструкторско-тренерского состава, бытовых помещениях для рабочих, технических помещениях предусмотрены самостоятельные системы приточной и вытяжной вентиляции.

- водоснабжение центральное.

- вода удовлетворяет требованиям СанПиН 2.1.4.1074.

Недостатки:

- ориентация световых проемов на юго-запад и северо-восток. В связи с тем, что Республика Башкортостан расположена в средней полосе России, данное размещение окон не благоприятно – слепящее и тепловое воздействие солнечных лучей;

- цветовое решение спортивных залов не соответствует принятым нормам. Согласно СНиП 23-05-95, цвет должен соответствовать характеру деятельности и функциональному назначению помещения. Как правило, сочетание применяемых в зале цветов должно обеспечивать, с одной стороны, состояние успокоенности, с другой – активизацию деятельности. В залах желательно применять чистые, независящие от качества освещения контрастные цвета;

- недостаточное количество кондиционеров;

- не регулируемая температура воздуха спортивных залов. Однако, согласно СНиП 41-01-2003 температура в рабочей зоне спортивных залов без зрителей 15°С. В помещениях для физкультурно-оздоровительных занятий расчетная температура воздуха в холодный период года принимается 18°С.

- устаревшее оборудование водоснабжения и вентиляции.

ШВСМ РБ успешно работает с 1994 года, периодически, на данном объекте проводятся ремонтные работы, целью которых является обеспечение комфорта, безопасности для жизни и здоровья человека, а также окружающей среды. Однако, на данный момент техническое оснащение ШВСМ РБ не совершенно, о чем свидетельствуют указанные особенности.


3.2 Предложения по оптимизации технического оснащения ШВСМ РБ

Недостатки технического оснащения сооружения негативно сказываются на его посетителях. В связи с этим необходимо проводить работы направленные на улучшение базы технического оснащения.

Проанализировав состояние технического оснащения ШВСМ РБ, и выявив его преимущества и недостатки, были сформулированы предложения по оптимизации:

- необходимо установить наружные солнцезащитные устройства (жалюзи, системы вертикального озеленения) в световых проемах зала аэробики, зала фехтования и в универсальном зале. Это обеспечит необходимую защиту от слепящего и теплового воздействия солнечных лучей;

- изменить цветовое решение спортивных залов. Универсальный зал: стены голубые, зал фехтования: стены светло-желтые, зал тяжелой атлетики: стены светло-зеленные, зал аэробики: пол голубой ковралин. Данное изменение создаст состояние успокоенности и активацию деятельности. Соответствует СНиП 23-05-95;

- увеличить число кондиционеров. Установить на цокольном этаже в комнате отдыха, тренерской, обеденном зале. На первом этаже в тренерских. На втором этаже в конференц-зале, тренерской и мед кабинете. Данные помещения по своей особенности нуждаются в дополнительном контроле температуры, влажности, вентиляции и чистоты воздуха;

- осуществить монтаж системы «теплый пол» в раздевалках;

- установить современные системы контроля за температурой воздуха, с возможностью её регулирования, в спортивных залах;

- заменить устаревшее оборудование водоснабжения и вентиляции на современные полипропиленовые трубы водоснабжения и пластиковые воздуховоды, которые обладают хорошими шумо- и теплоизоляционными свойствами, высокой стойкостью к коррозии, долговечностью.

Данные предложения по оптимизации технического оснащения ШВСМ РБ направлены на улучшение качества работы учреждения, а также создание благоприятных условий для человека.


Заключение

Развитие физической культуры при любых условиях невозможно без строительства материальной базы в виде спортивных сооружений, специально оборудованных и правильно эксплуатируемых.

В данной исследовательской работе рассматривалось техническое оснащение спортивных сооружений на примере Школы Высшего Спортивного Мастерства Республики Башкортостан.

Были сделаны следующие выводы:

1.         При изучении спортивных сооружений было выявлено, что спортивное сооружение — это особое, многогранное в своей деятельности, культурно-оздоровительное спортивное заведение. Выделяют три основные группы помещений: для спортсменов, для зрителей и администрации. Существуют следующие виды классификации спортивных сооружений:

- по цели;

- по назначению;

- по типу сооружения;

- по ярусности;

- по функциональности;

- по местам расположения.

2. Отмечены следующие характеристики ШВСМ:

- культивируемые виды спорта;

- достижения воспитанников;

- услуги оказываемые ШВСМ;

- состав объекта недвижимости.

В ходе анализа её технического оснащения было выявлено:

- освещение ШВСМ комбинированное;

- отсутствие естественного освещения на цокольном этаже;

- на первом этаже располагаются три спортивных зала: тяжелой атлетики, фехтования и универсальный. Светильники в этих залах располагаются на всех стенах. Также эти помещения используют естественное освещение;

- на втором этаже в зале аэробики на всех стенах горизонтально установлены светильники;

- определенное цветовое решение помещений;

- установлено центральное водяное отопление;

- применяется приточно-вытяжная вентиляция;

- в производственных помещениях установлена производственная вытяжка;

- наличие в ШВСМ кондиционеров;

- водоснабжение осуществляется путем присоединения предприятия к местной сети центрального водоснабжения.

3. Были выявлены следующие преимущества и недостатки технического оснащения данного объекта.

Преимущества:

- спортивные залы имеют прямое естественное освещение;

- во всех помещениях предусмотрено искусственное освещение;

- управление освещением осуществляется непосредственно из зала;

- отопление центральное;

- предусмотрены самостоятельные системы приточной и вытяжной вентиляции.

Недостатки:

- размещение окон не благоприятно;

- цветовое решение спортивных залов не соответствует принятым нормам;

- недостаточное количество кондиционеров;

- не регулируемая температура воздуха спортивных залов;

- устаревшее оборудование водоснабжения и вентиляции.

4. Были разработаны следующие предложения по оптимизации технического оснащения:

- необходимо установить наружные солнцезащитные устройства в световых проемах зала;

- изменить цветовое решение спортивных залов;

- увеличить число кондиционеров;

- осуществить монтаж системы «теплый пол»;

- установить современные системы контроля за температурой воздуха, с возможностью её регулирования;

- заменить устаревшее оборудование водоснабжения и вентиляции на современные.

ШВСМ с честью несет возложенную на нее задачу поддержки и развития спорта в РБ. Имеющиеся недостатки в целом не могут испортить хорошего впечатления от организации работы школы, подкрепленной наличием хорошо оснащенного здания. Предложенные в третьей главе корректировки и рациональные предложения могут улучшить функционирование этого спортивного сооружения. Также возможно применение итогов данной исследовательской работы для улучшения качества работы других спортивных сооружений.


Список использованных источников

1.         Ардзинов, В.Д. Ценообразование и составление смет в строительстве [Текст]: справочник / В.Д. Ардзинов. – М.: ИЦ Академия, 2005. - 240 с.

2.                  Афонина, А.В. Охрана труда и техника безопасности. Актуальные вопросы [Текст]: учебник / А.В. Афонина. – М.: Журнал «Управление персоналом», 2005 г., 211 с.: ил.

3.                  Бакиров, Р.О. Железобетонные и каменные конструкции [Текст]: справочник / Р.О. Бакиров, В.М. Бондаренко, В.Г. Назаренко, В.И. Римшин. - Ростов Н/Д.: Феникс 2006. – 144 с.

4.                  Благовещенский, Ф.А. Архитектурные конструкции [Текст]: учебник / Ф.А. Благовещенский. - Киев: Архитектура С, 2007 г., 134 с.

5.                  Верхало, Ю.Н. Табель оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем [Текст]: учеб. пособие / Ю.Н. Верхало. – М.: Советский спорт, 2004 г., 199 с.

6.                  Винтова, А.В. Гриф Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу [Текст]: учебник / А.В. Винтова. – М.: Инфра-М,2009 г., 121 с.

7.                  Гриффит, А.А. Системы управления в строительстве Management Systems for Construction [Текст]: справочник / А.А. Гриффит. – М.: Олимп-Бизнес, 2006 г., 222 с.

8.                  Емельянова, И.А. Управление перспективного проектирования, нормативов и координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры [Текст]: учебник / И.А. Емельянова. - М.: Аспект Пресс, 2004. – 120 с.

9.      Змеул, С.Г. Архитектурная типология зданий и сооружений [Текст]: учеб. пособие / С.Г. Змеул. - Киев: Архитектура С, 2007 г., 111 с.

10.                Лазарева, И.В. Градостроительные меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций как ситуаций риска [Текст]: учебник / И.В. Лазарева. - М.: ЛЕНАНД, 2007 г., 112 с.

11.                Лицкевич, В.К. Архитектурная физика. Учебник для вузов [Текст]: учебник / В.К. Лицкевич. – Киев: Архитектура С., 2005 г., 290 с.

12.                Масленников, М.М. Техника безопасности и охрана труда при оборудовании и эксплуатации спортивных залов и площадок в общеобразовательных учреждениях [Текст]: учеб. пособие / М.М. Масленников. – М.: АРКТИ, 2001 г., 444 с.

13.                Николаевская, И.А. Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и стройплощадок [Текст]: учебник / И.А. Николаевская. – М.: Academia 2004 г., 111 с.

14.                Оленьков, В.Д. Градостроительная безопасность, Теоретические основы градостроительства [Текст]: учебник / В.Д. Оленьков. - Киев: ЛКИ, 2007 г., 165 с.

15.                Орлов, К.С. Монтаж и эксплуатация санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования [Текст]: справочник / К.С. Орлов. – М.: Academia 2006 г., 123 с.

16.                Соколова, Т.Н. Архитектурные обмеры [Текст]: учеб. пособие / Т.Н. Соколова. - Киев: Архитектура С, 2006 г., 301 с.

17.                Строительство в России 2006 [Текст]. - М: Росстат, 2006 г., 208 с.

18.                Строительство и декор дома. Фундаменты. Стены. Крыши. Интерьер. Металл [Текст]. - Оникс 21 век, 2006 г., 464 с.

19.                Труханович, Л.В. Строительство [Текст]: справочник / Л. В. Труханович. –М.: Финпресс, 2006 г., 192 с.

20.                Фролов, С.Г. Краткое справочно-методическое пособие главному инженеру проекта [Текст]: справочник / С. Г. Фролов. – М.: АСВ, 2003 г., 111 с.

21.                Хубаев, М.К. Автоматизация систем теплогазоснабжения и вентиляции [Текст]: учебник / М.К. Хубаев. – М.: АСВ, 2004 г., 200 с.