Курсовая работа: Развитие отношений между СССР и Китаем в ХХ веке

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СССР И КИТАЕМ В XX ВЕКЕ

 

1.1      Становление советско-китайских отношений в

1945-1953 гг.

Китайско-российские отношения находятся под пристальным вниманием мирового сообщества, поскольку от «веса» и «качества» этих отношений в значительной степени зависит структура мировых отношений. Изучение истории взаимоотношений России и Китая всегда было и останется одной из важнейших тем научных исследований.

Официальное становление советско-китайских отношений можно отнести к 1945 году, когда обе страны испытали ужасы Великой Отечественной войны, Китай попал под зависимость Японии, а СССР пострадал от германской оккупации западных территорий страны.

11 февраля 1945 г. в Ялте состоялась конференция, на которой было принято соглашение, в котором предусматривалось, что Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне Китая через 2-3 месяца после капитуляции Германии. Это соглашение сохранялось в секрете и было опубликовано лишь спустя год. Соглашение включало следующие условия:

1.         сохранение статус-кво Внешней Монголии (МНР);

2.         восстановление принадлежащих России прав, нарушенных Портсмутским миром 1905 г., а именно:

а) интернационализация торгового порта Дальнего с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза и восстановление аренды на Порт-Артур как на военно-морскую базу СССР;

б) совместная с Китаем эксплуатация КВЖД и ЮВЖД, дающих выход на Дальний, на началах организации смешанного советско-китайского общества с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза, имея при этом в виду, что Китай сохраняет в Манчжурии полный суверенитет. [1]

В соглашении также указывалось, что «Главы правительств Трех Великих Держав согласились в том, что эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией»2. Советское правительство выразило готовность заключить с китайским правительством договор о дружбе и союзе для оказания Китаю помощи своими вооруженными силами в борьбе против Японии.

5 апреля 1945 г. народный комиссар иностранных дел СССР Молотов заявил японскому послу в Москве о денонсации советско-японского пакта о нейтралитете от 13 апреля 1941 г. Но гоминдановское правительство Китая не удовлетворил этот акт правительства СССР. Оно опасалось, что Советский Союз будет вести войну на китайской территории, оккупированной японскими захватчиками, и, что разгром японских милитаристов еще более повысит престиж Советского Союза в глазах китайского народа.

Этот страх гоминдановских правящих кругов был отмечен иностранными обозревателями. Американский журналист Розингер, который в это время был в Китае, пишет: «Советско-китайские отношения оставались формально корректными, но среди официальных чунцинских кругов была широко распространена русофобия. В 1944 г. ни одно событие не встревожило китайское правительство так сильно, как советское продвижение против германских армий на западе. Чунцин боялся влияния сильного Советского Союза на политику в Китае и возможности вступления русских войск в войну на дальнем Востоке»3.

Розингер указывает, что гоминдановцы распространяли небылицы о Советском Союзе, утверждая, что он может «попытаться захватить Манчжурию после поражения Японии или получить специальные позиции в северо-западной части провинции Синьцзянь»1.

И действительно, гоминдановская печать старалась мобилизовать общественное мнение против СССР, распространяя клевету о мифических советских «претензиях». Розингер подчеркивает: «Если бы китайское правительство было связано прочным единым фронтом с коммунистами и другими политическими элементами, если бы руководство экономической и военной организацией осуществлялось настолько эффективно, насколько это позволяют условия военного времени, если бы оно установило демократическое или полу демократическое управление, то оно приветствовало бы военное участие Советского Союза и его престиж среди китайского народа был бы неуязвим. К несчастью существует другое положение. Чунцин является неэффективным, реакционным, недемократическим политиком, его авторитет в народе упал за последнее время…»2 При этом Розингер признавал, что «Москва не показала ни одним словом или действием, что она хочет захватить Манчжурию».

Эволюция гоминдановских лидеров от активного провоцирования советско-японской войны к страху перед возможностью вступления СССР в войну против  Японии после поражения гитлеровской Германии является свидетельством того, что они были непримиримыми врагами Советского Союза, противниками подлинного советско-китайского сближения.

Однако разгром фашистской Германии и рост международного авторитета СССР весьма остро поставил перед гоминдановским правительством вопрос об изменении позиции в отношении СССР. Китайская коммунистическая партия, Демократическая лига, Ассоциация национального спасения и многие другие организации, выступив единым фронтом, требовали проведения демократических преобразований в стране и улучшения советско-китайских отношений. Важной вехой в борьбе широких масс Китая за демократию, за советско-китайскую дружбу явился VII съезд КПК, состоявшийся в апреле 1945 г.

Коснувшись в своем докладе на съезде вопроса советско-китайских отношений, Мао Цзэдун отметил, что правящие круги Китая, формально поддерживая дипломатические отношения с СССР, на деле занимают позицию, враждебную Советскому Союзу. Указав, что Советское правительство первым отказалось от неравноправных договоров и заключило с Китаем новые, равноправные договоры, что оно поддерживало освободительную борьбу китайского народа в годы первой революционной гражданской войны и первое пришло на помощь китайскому народу в его борьбе против японских захватчиков, Мао Цзэдун от имени китайского народа выразил благодарность народу и правительству СССР за эту помощь и потребовал от гоминдановского правительства отказаться от враждебного отношения к СССР и немедленно улучшить китайско-советские отношения 1.

VII съезд Компартии Китая указал на необходимость ликвидации диктатуры крупных помещиков и буржуазии, антинародного государственного строя и поставил перед партией и всем китайским народом задачу борьбы за народную демократию, за установление дружественных отношений между Китаем и СССР.

Гоминдановскому правительству становилось все труднее маневрировать. Оно понимало, что Советский Союз включится в войну против Японии, и, следовательно, скажет свое веское слово в разрешении дальневосточных проблем. Это обстоятельство сыграло главную роль в том, что правящие круги Китая стали искать стабилизации советско-китайских отношений. Тем не менее гоминдановское правительство неохотно шло на это. Когда группа умеренных гоминдановцев внесла на рассмотрение VI съезда гоминдана предложение об улучшении советско-китайских отношений, то съезд под давлением реакционных делегатов ограничился лишь заявлением, что установление длительных дружественных отношений с СССР крайне необходимо. Но широчайшие круги китайского народа настойчиво требовали действительного улучшения отношений с Советским Союзом и заключения договора о дружбе и союзе, который должен был предусматривать совместные военные действия против Японии, взаимопомощь, отказ обеих сторон от укрепления советско-китайской границы, Китай, СССР, Англия и США должны совместно гарантировать независимость Кореи.

Переговоры между правительствами СССР и Китая начались 30 июня 1945 г. Для этой цели в Москву прибыла китайская делегация во главе с Сун Цзывэнем. 14 июля в связи с началом Потсдамской конференции переговоры были прерваны. Спустя неделю после их возобновления, 14 августа, состоялось подписание договора о дружбе и союзе между СССР и Китаем, соглашений о Китайской Чанчуньской железной дороге, о Порт-Артуре и Дальнем.

Основная цель договора состояла в укреплении дружественных отношений между СССР и Китаем путем союза и широкого сотрудничества, главной задачей которого должно быть предотвращение возрождения японской агрессии. Договор устанавливал, что обе страны будут оказывать друг другу всю необходимую военную и другую помощь и поддержку в войне против японских милитаристов, а также не будут вступать в сепаратные переговоры с Японией и не заключат без взаимного согласия перемирия или мирного договора ни с нынешним японским правительством, ни с любым другим правительством или органом власти, созданным в Японии, которые не откажутся от всяких агрессивных намерений. Договор исключал возможность участия какой-либо из сторон в союзе или коалиции, направленной против другой договаривающейся стороны. Обе стороны условились совместно работать в тесном и дружном сотрудничестве после наступления мира и действовать в соответствии с принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела. СССР и Китай согласились также оказывать друг другу всю возможную экономическую помощь в послевоенный период в целях облегчения и ускорения восстановления обеих стран и для того, чтобы внести свой вклад в благосостояние мира. Договор подлежал ратификации в возможно короткий срок. Он был заключен на 30 лет.  Если бы за год до истечения срока ни одна из сторон не заявила о своем желании денонсировать, договор остался бы в силе на неограниченное время, причем в таком случае каждая из договаривающихся сторон могла бы прекратить его действие, известив об этом другую сторону за один год 1.

По соглашению о Китайской Чанчуньской железной дороге бывшая КВЖД и бывшая ЮМЖД переходили в общую собственность СССР и Китая. Совместная эксплуатация КЧЖД должна была осуществляться единым управлением под китайским суверенитетом, как коммерческое транспортное предприятие. Ответственность за охрану дороги и поддержание порядка возлагалась на правительство Китая. Для этой цели оно создавало железнодорожную полицию2.

В период войны с Японией КЧЖД могла быть использована для перевозок советских войск. Правительству СССР предоставлялось право перевозить по дороге в транзитном порядке без таможенного досмотра военное имущество в опечатанных вагонах. Их охрана должна была осуществляться железнодорожной полицией, причем СССР имел право назначать свой вооруженный эскорт. Товары перевозимые по дороге транзитом от одной советской станции до другой, а также с советской территории в Дальний и Порт-Артур или обратно, не должны были облагаться китайским правительством пошлинами или какими-либо иными налогами и сборами. Однако по прибытии на территорию Китая эти грузы подлежали таможенному досмотру. Дорога должна была платить китайскому правительству налоги, так же как и государственные дороги3.

Соглашение заключалось на 30 лет. По истечении этого срока КЧЖД подлежала безвозмездной передаче в полную собственность Китая.

Соглашение о Порт-Артуре предусматривало превращение этого порта в военно-морскую базу, открытую для военных кораблей и торговых судов только Китая и СССР. По вопросам совместного использования военно-морской базы учреждалась китайско-советская военная комиссия в составе двух китайских и трех советских представителей. Председатель комиссии должен был назначаться советской стороной, а заместитель – китайской. Оборона базы вверялась правительству СССР, которое могло создавать там необходимые для этого военные сооружения.

Соглашение устанавливало, что гражданская администрация в районе военно-морской базы принадлежит Китаю. Правительство СССР имело право содержать в районе этой базы свои военные, военно-морские и воздушные силы и определять их дислокацию. Срок действия соглашения определялся в 30 лет. По истечении этого срока военно-морская база Порт-Артур подлежала передаче в собственность Китая 1.

Согласно соглашения, Дальний объявлялся свободным портом, открытым для торговли и судоходства всех стран. Китайское правительство согласилось выделить порту для передачи в аренду СССР пристани и складские помещения. Администрация в Дальнем сохранялась за Китаем. В случае войны с Японией на Дальний должен был распространяться режим военно-морской базы Порт-Артур. Соглашение о Дальнем предусматривало освобождение от таможенных пошлин товаров, следовавших из-за границы в СССР через порт Дальний, и товаров, следовавших из СССР через порт Дальний для экспорта. Эти товары должны были транспортироваться в опечатанных вагонах. Срок соглашения устанавливался на 30 лет 2.

24 августа 1945 г. договор о дружбе и союзе и соглашения были ратифицированы Президиумом Верховного Совета СССР и законодательным юанем Китайской республики.

Значение договора о дружбе и союзе между СССР и Китаем огромно. Он создавал предпосылки для дружественного сотрудничества и взаимной помощи двух стран.

Договор и соглашения создавали прочную гарантию мира и безопасности на Дальнем Востоке. Для Советского Союза значение договора и соглашений состояло еще в том, что они могли положить конец напряжению на дальневосточных границах, которое поддерживалось тем, что вдоль этих границ были сосредоточены враждебные СССР силы. Договор создавал условия для подлинной независимости Китая. Он предусматривал не только военную помощь Советского Союза в случае японской агрессии, но и экономическую помощь в целях облегчения и ускорения восстановления Китая. Советско-китайский договор гарантировал конкретные и эффективные формы дружбы и союза между двумя народами.

1.2      Советско-китайские отношения в 1950-1989 гг.

После смерти Сталина произошли изменения в советской внешней политике, в том числе и в отношениях с Китаем. Советский Союз с середины 50-х годов начал делать шаги по ослаблению «холодной войны». Было заявлено, что СССР будет твердо следовать принципам мирного сосуществования, что третью мировую войну можно предотвратить. В 1954 г. советская делегация во главе с Н.С. Хрущевым посетила Китай. Хрущев встречался и вел переговоры с Мао Цзэдуном. СССР передал Китаю военно-морскую базу Порт-Артур. Отношения с Китаем были еще тогда хорошими. Но уже во второй половине 50-х годов они начали ухудшаться.

Началась длительная и болезненная полоса разногласий между СССР и Китаем. Велись острейшие споры, в которых обе стороны обвиняли друг друга во всех проблемах и неудачах. Фактически в начале 60-х годов отношения между Советским Союзом и Китаем были на грани разрыва.

С 1957 г. в отношениях СССР и КНР стало заметно охлаждение. Обострились идейные и теоретические разногласия между руководителями обеих стран, противоречия во взглядах на пути строительства социализма. Китайское руководство стремилось форсировать индустриализацию КНР, рассчитывая на продолжение массированной экономической помощи со стороны СССР. Советская сторона не считала возможным помогать Китаю и расценивала линию на ускорение индустриализации КНР как ошибочную. Вопреки мнению Москвы в 1958 г. в Китае был принят курс на осуществление «большого скачка» в экономическом развитии. Не оглашая своих разногласий с Китаем, советское руководство стало более критически относиться ко многим аспектам внутренней и внешней политики КНР, рассматривая некоторые ее конкретные проявления как авантюристичные и опасные для интересов СССР.

КНР считала Тайвань частью китайской территории и стремилась присоединить остров. Гоминдановское правительство на Тайване считало себя центральным правительством Китайской Республики. США и все западные державы, за исключением Великобритании, не признавали правительства КНР и сохраняли с Тайванем дипломатические отношения. 2 декабря 1954 г. США заключили с правительством Чан Кайши на Тайване Договор о взаимной обороне, согласно которому Вашингтон обязался оказывать помощь в защите Тайваня. Важно, что согласно договору обязательства США распространялись на собственно Тайвань 1.

Советский Союз в целом старался удерживать Китай в русле своей политики и не препятствовал китайско-американским контактам, что соответствовало линии СССР на ослабление напряженности в отношениях с США. В середине 50-х годов достигло апогея советско-китайское экономическое сотрудничество, в рамках которого Китаю оказывалась помощь в модернизации хозяйства, политико-административной системы и подготовки кадров. В октябре 1957 г. СССР пошел на очень серьезный шаг, заключив соглашение о содействии Китаю в мирном использовании ядерной энергии. Советская сторона обязалась передать Китаю технологию производства ядерного оружия. Это решение резко ускорило движение КНР к приобретению ядерного статуса, что отчасти также было спровоцировано планами Вашингтона содействовать созданию ядерного потенциала Европы, а также помощью, которую США стали оказывать в 50-х годах Японии, Южной Корее и самому о.Тайвань в мирном использовании атома. Следует отметить, что руководство КНР после XX съезда настороженно относилось к изменениям во внешней политике СССР и считало линию на компромиссы в вопросах контроля над вооружениями и разрядку напряженности не соответствующей интересам КНР и противоречащей идеалам мировой революции.

В ходе китайско-американских переговоров в Женеве задачей китайской стороны было добиться дипломатического признания КНР Соединенными Штатами. Взамен Пекин был готов декларировать отказ от применения силы в Тайваньском проливе. Но США не были готовы признать КНР, их интересовали частные вопросы, главным образом, освобождение находившихся в китайском плену (со времен войны в Корее) американских летчиков. Без успеха переговоры проходили до лета 1958 г. Возможно, пытаясь оказать давление на США, с 23 августа 1958 г. Китай начал обстрелы островов, находившихся в Тайваньском проливе, сопровождавшиеся бомбардировками позиций гоминдановских войск с воздуха 1

Советский Союз не был осведомлен о китайской акции заранее, хотя в начале августа 1958 г. Н.С. Хрущев посещал Пекин с кратким визитом. В ситуации кризиса СССР фактически отказался поддержать Китай. В разгар событий в Пекин с секретной миссией был направлен министр иностранных дел СССР А.А. Громыко, который сообщил Мао Цзэдуну о том, что Москва не будет оказывать помощь КНР в случае ее вооруженного конфликта с Соединенными Штатами.

Это был поворотный пункт в отношениях КНР с Советским Союзом. Москва вынесла из кризиса мнение о готовности Пекина рисковать ядерной войной и безопасностью СССР ради цели объединения с Тайванем, которая, с точки зрения СССР, не являлась жизненно важной. Китайское руководство считало, что Москва не намерена оказывать поддержку КНР в осуществлении того, что китайские коммунисты считали своей первоочередной национальной задачей.

Началась деградация стратегического сотрудничества двух стран. 8 октября 1958 г. Пекин отклонил сделанные в начале августа 1958 г. Н.С. Хрущевым предложения о строительстве советской базы для подводных лодок и радиолокационной станции слежения. В ответ Москва стала продумывать вопрос о целесообразности сотрудничества с КНР в области ядерной энергии1.

Другой причиной разногласий в этот период стал китайско-индийский пограничный конфликт. 29 августа 1959 г. китайские войска нарушили индийскую границу в районах Лонгджу и Ладакх. Разногласия по поводу границы переросли в военные столкновения. Причиной их стал вопрос о Тибете, где происходили антикитайские, проиндийские выступления. В Москве дружба с Индией считалась не менее важной, чем с Китаем, потому что она открывала для СССР путь ко многим странам «третьего мира». Конфликт с Китаем мог толкнуть индийцев к американцам, поэтому советское правительство заняло позицию нейтралитета, рассчитывая на дружеское разрешение конфликта. Ни на что иное Индия не могла рассчитывать в условиях союза Москвы и Пекина. Китайцы почувствовали себя обманутыми. В свою очередь советские руководители начали подозревать, что китайцы создают препятствия их дипломатии. Отныне разногласия между двумя правительствами больше не прекращались2.

Ситуация обострилась 2 октября 1959 года, когда Хрущев прибыл в Пекин из Кемп-Дэвида, где состоялась его встреча с президентом США Д. Эйзенхауэром.

Советский лидер подозревал, что столкновение на китайско-индийской границе было организовано для того, чтобы помешать его попыткам примириться с США. Хрущева интересовал вопрос: «Зачем нужно убивать людей на границе с Индией?». Мао, в свою очередь, утверждал, что конфликт был начат Индией. Когда в спор вступил министр иностранных дел, бывший генерал Чен Йи, Хрущев вышел из себя. Чен Йи отметил, что его не пугает ярость советского лидера. Никита Сергеевич предупредил генерала, что ему «не следует плевать» - даже с высоты своего положения. Мао очень не нравилось то, что СССР свысока относится к Китаю. Он назвал это неприемлемым отношением. Кроме того, он обвинил Советский Союз в забвении коммунистических принципов. «Мы… можем назвать вас только приспособленцами», - сказал он Хрущеву1. Хрущев, которому всегда не хватало такта, начал встречу с изложения требования США о том, чтобы Китай отпустил шестерых американцев, осужденных за шпионаж. Мао это понравилось. Китай обвинил СССР в том, что он отказался помочь ему стать ядерной державой и продался «американскому империализму». СССР заявил, что Мао готов спровоцировать мировую войну2.

Летом 1960 г. Москва неожиданно отозвала советских экспертов и специалистов, помогавших Китаю в создании его промышленной базы, прервав осуществление многих проектов. Были также сокращены или задержаны поставки сырья, оборудования и запасных частей. Позже Советский Союз потребовал возвращения кредитов, предоставленных Китаю начиная с 1950 г. Началось противостояние двух стран.

Прошедшая с 10 ноября по 3 декабря 1957 г. в Москве международная конференция, в которой приняли участие представители 81 компартии, показала падение авторитета Советского Союза в коммунистическом мире. Партии ряда стран (Албании, Северной Кореи, Индонезии) перешли на сторону Китая.

В феврале-марте 1963 г. китайская пресса выступила с четырьмя статьями, разоблачившими «капитулянство» Хрущева, а также «неравные договоры», навязанные царской Россией Китаю. За статьями последовала нота из 25 пунктов, переданная в советское посольство в Пекине в июне 1963 г. это был исчерпывающий и провокационный обвинительный документ, направленный против всех основных установок советской политики. СССР ответил на нее предельно жестко. Китайские дипломаты были высланы из страны за антисоветскую пропаганду. После этих инцидентов пленум ЦК КПСС (февраль 1964 г.) одобрил доклад Суслова, обвинившего Пекин в империалистических устремлениях, скрываемых за его политикой помощи народам, борющимся против колониализма. Со своей стороны китайское руководство во все более категорической форме настаивало на своих территориальных притязаниях. В 1968 г. противостояние еще более осложнилось в связи с резким осуждением Китаем вторжения стран Варшавского договора в Чехословакию.

В середине 60-х годов в Китае началась так называемая «Великая пролетарская культурная революция», которая привела к установлению в стране военно-бюрократической диктатуры, резкому усилению роли армии во всех сферах жизни общества, к всеобщей милитаризации страны. Воинствующий антисоветизм, принятый тогдашним китайским руководством в качестве одного из стержней внутренней и внешней политики государства, крайне обострил советско-китайские отношения. Все официальные партийно-государственные мероприятия в Китае проходили под лозунгом: «Советский Союз – наш смертельный враг». Китайские представители, действуя по указу Пекина, учинили антисоветские дебоши в Москве, Ханое, Париже, Багдаде, Алжире и многих других городах. Были совершены акты грубого насилия над экипажами задержанных советских кораблей.

Однако главным объектом противостояния пекинским руководством была выбрана советско-китайская граница. Искусственно созданная пограничная проблема стала раздуваться под измышлениями об «агрессивности Советского Союза», «об угрозе с Севера», «о стремлении СССР захватить земли Китая» 1.

Необходимо отметить, что вплоть до 1960 г. никаких споров между двумя соседними государствами по поводу границы не возникало. Советско-китайская граница образовалась исторически, она была определена целым рядом договоров и различных соглашений, подписанных полномочными представителями обеих стран. Но с середины 60-х гг. провокационная деятельность китайской стороны на советской границе значительно активизировалась. С конца марта 1965 г. участились попытки захватить отдельные участки советской территории. Китайские военнослужащие и гражданские лица стали демонстративно нарушать границу. Более того, нарушения границы приобретали все более вызывающий характер. Так, 11 апреля 1965 г. около двухсот китайцев под прикрытием военных вспахали участок советской территории. Встретив на своем пути заслон советских пограничников, китайские военнослужащие попытались его прорвать, допуская при этом насильственные и оскорбительные действия1.

Китайские власти искусственно накаляли обстановку, сосредоточив в приграничных с СССР районах воинские части и многочисленные подразделения так называемой «трудовой армии». Они развернули строительство крупных военизированных госхозов, по сути представляющих собой воинские поселения. Активизировалось создание «кадровых отрядов» народного ополчения, которых привлекали к охране границы, а также использовали для поддержания «чрезвычайного положения» в прилегающих к границе населенных пунктах.

Что касается позиции советского руководства, то оно неизменно придерживалось мнения, что никакой территориальной проблемы между двумя соседними странами нет, что советско-китайская граница имеет прочную договорную основу и какой бы то ни был пересмотр ее недопустим.

Эскалация провокационной деятельности китайской стороны проявлялась в расширении масштабов нарушений советско-китайской границы. В 1967 г. их число, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось более чем в 2 раза.

Масштабность и частота пограничных столкновений наглядно свидетельствовали о стремлении пекинского руководства к развязыванию крупных конфликтов на границе. Об этом, в частности, откровенно заявил в феврале 1967 г. министр иностранных дел КНР Чжэнь: «Возможен разрыв отношений, возможна война». В марте того же года премьер Китая Чжоу Эньлай в одном из своих публичных выступлений отметил, что кроме большой войны «существуют пограничные войны», что «пограничная война между Китаем и СССР начнется раньше, чем война с США»1.

Апогеем антисоветского курса Пекина явились крупномасштабные вооруженные провокации на советской границе в марте 1969 г., которые, по признанию Мао Цзэдуна, должны были на многие годы вызвать ненависть населения Китая к СССР.

2 и 15 марта 1969 г. китайские военнослужащие нарушили советско-китайскую границу на реке Уссури – в районе острова Даманский. Здесь произошло вооруженное столкновение, в ходе которого китайским войскам пришлось уйти с территории границы.

Советское правительство 2 марта направило правительству КНР ноту, в которой заявило решительный протест по поводу вооруженного вторжения в пределы советской территории и потребовало немедленного расследования и самого строгого наказания лиц, ответственных за организацию провокации. Советская сторона настаивала на принятии мер, которые исключали бы всякое нарушение советско-китайской границы, подчеркивая при этом, что в отношениях с китайским народом она руководствуется чувством дружбы и намерена дольше проводить эту линию.

Однако китайская сторона оставила эти предложения без внимания, готовя новую вооруженную провокацию на границе, которая была осуществлена 15 марта 1969 г. В районе Даманского было развернуто мотострелковое соединение со всеми полагающимися ему средствами огневой поддержки, а также ряд других воинских частей. Более того, были предприняты меры по дезинформации противника. Когда китайцев вытеснили с острова, все подходы к нему с китайской стороны были заминированы, а прилегающий участок границы с советской стороны заблокирован частями Советской Армии.

После этого конфликта Китай пожаловался на Советский Союз в ООН. 

Окончательно ситуацию вокруг Даманского разрешила встреча на высшем уровне председателей правительств СССР и КНР в сентябре 1969 г. в Пекине. Подписанное соглашение сохраняло статус-кво границы и исключало применение оружия при решении спорных вопросов.

Дальнейшее развитие событий сложилось таким образом, что в начале 90-х годов, после проведения работ по демаркации советско-китайской границы, часть островов на реке Уссури, в том числе и Даманский, были переданы Китаю1.

В марте 1982 г. в речи в Ташкенте по поводу 60-летия Советской власти в Узбекистане Л.И. Брежнев выдвинул идею мер доверия на советско-китайской границе2. Китайская сторона ответила согласием. С октября 1982 г. возобновились, прерванные с 1980 г., советско-китайские переговоры на уровне заместителей министров иностранных дел.

В 1984 г. началась подготовка к заключению долгосрочного советско-китайского соглашения по внешней торговле на 1986-1990 гг.

К моменту прихода к власти М.С. Горбачева отношения между СССР и КНР были наилучшими за все предшествовавшие десятилетия, начиная с 60-х гг. М.С. Горбачев повел дело к полномасштабной нормализации отношений с КНР, считая ее составной частью встраивания внешнеполитических интересов Советского Союза в новую структуру отношений ведущих мировых лидеров.

В декабре 1988 г. на переговорах министров иностранных дел КНР и СССР было зафиксировано согласие советской и китайской позиции в отношении необходимости устранения иностранного военного присутствия в Камбодже.

В это же время СССР объявил о сокращении численности советской армии. Все советские войска были выведены из Монгольской Народной республики. Была проведена реорганизация структуры военных округов таким образом, чтобы они ориентировались на сдерживание американо-японской, а не китайской угрозы.

Эти мероприятия подготовили почву для визита М.С. Горбачева в Пекин (май 1989 г.), в ходе которого были нормализованы советско-китайские межгосударственные отношения и связи между КПСС и КПК. Вслед за тем, в апреле 1990 г., в ходе визита в Москву Госсовета КНР, Ли Пэна, была подписана серия соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, науки, техники и культуры.


Выводы по Главе 1.

 

В первой главе была рассмотрена динамика советско-китайских отношений в 1945-1989 гг.

Причины советско-китайского сближения в 1945-1953 гг.:

1) Китай нуждался в помощи в борьбе против Японии, а советско-китайское сближение способствовало предотвращению японской агрессии;

2) СССР нуждался в укреплении советско-китайской границы;

3) СССР и Китай стремились утвердить независимость Кореи;

4) была необходима совместная эксплуатация КВЖД в период войны для перевозок советских войск;

5) военная и экономическая помощь в целях облегчения и ускорения восстановления Китая и России в послевоенный период.

Сотрудничество обеих стран выражалось в экономической, военной, а также в политической сфере. В 1945-1949 гг. советско-китайские отношения развивались в мирном, стабильном, справедливом и рациональном международном политическом и экономическом порядке, где возрастающую роль играют региональные организации экономического сотрудничества. Широкое международное сотрудничество становится настоятельным требованием эпохи и императивом исторического развития.

СССР и Китай от политики сотрудничества в конце 50-х гг. переходят к жесткой конфронтации. Причины:

1) в это время в Китае происходит «Великая пролетарская культурная революция», которая привела к установлению в стране военно-бюрократической диктатуры, резкому усилению роль армии во всех сферах жизни китайского общества, что привело к антисоветским дебошам в некоторых странах;

2) главным объектом ухудшения отношений СССР и Китая стала советско-китайская граница;

3) обострение идейных и теоретических разногласий между руководителями обеих стран, противоречия во взглядах на пути построения социализма;

4) СССР был против осуществления «большого скачка» в экономическом развитии Китая, считая, что это опасно для его интересов;

5) китайско-индийский конфликт, в решении которого СССР занял позицию нейтралитета;

6) личное противостояние Мао Цзэдуна и Хрущева.

В 60-80 гг. происходят советско-китайские конфликты. Во-первых, конфликт на о.Даманский; во-вторых, конфликт из-за о.Тайвань. В-третьих, между СССР и Китаем существовали разногласия по поводу китайско-индийского конфликта и из-за положения в Афганистане и Камбодже.

С начала 80-х гг. отношения между Китаем и СССР нормализуются. Причины нормализации отношений заключались в следующем:

1) смена руководства в правительстве СССР (у Брежнева и Мао были хорошие дружественные отношения);

2) у Китая и СССР была общая идея становления социализма;

3) были решены пограничные конфликты;

4) необходимость сотрудничества в сфере экономики, торговли и техники.


ГЛАВА 2. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР

 

2.1. Экономическое сотрудничество.

После распада Советского Союза в середине декабря 1992 г. Пекин посетил Б.Н. Ельцин. Было подписано 24 документа, касавшихся политических и экономических отношений, а также опубликовано Совместное заявление о взаимных отношениях между КНР и Российской Федерацией.

Еще один пакет документов был подписан во время визита Председателя КНР Цзянь Цзэминя в Россию в сентябре 1994 г. Среди них – Декларация о долгосрочном развитии двусторонних связей, протокол о торговле и экономическом сотрудничестве и соглашение о таможенном сотрудничестве.

В ходе этого визита Цзянь Цзэминь охарактеризовал состояние российско-китайских отношений как «конструктивное партнерство». Когда закладывались отношения конструктивного партнерства, с российской стороны было дано разъяснение, что оба государства являются полностью независимыми. Еще большую ясность внесла китайская сторона: эти отношения будут существовать на 5 принципах мирного сосуществования, страны не будут антагонистами, они не вступают в союз, становясь добрыми соседями, хорошими партнерами и друзьями, сотрудничая во имя общих интересов и совместного процветания 1.

В апреле 1996 г. Ельцин вновь нанес визит в КНР, в ходе которого было подписано Совместное заявление (Пекинская декларация), где говорилось уже о «стратегическом партнерстве на основе равенства, взаимного доверия и взаимной координации» 2.

Россия и Китай рассматривают современный мир как развивающийся в направлении многополярности. Взаимодействие на международной арене Россия и Китай строят на основе совместной Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанной на высшем уровне в апреле 1997 г.

Важным шагом к обеспечению широкой общественной поддержки курсу на добрососедство и стратегическое партнерство России с Китаем явилось создание Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, первое заседание которого в Пекине было приурочено к государственному визиту президента России в КНР в ноябре 1997 г 1.

Китай является третьим (после Германии и США) торговым партнером России среди стран дальнего зарубежья, Россия – восьмым по объему товарооборота партнером Китая.

В 1998 г. объем российско-китайской торговли уменьшился на 10% и составил 5,4 млрд. долларов, включая экспорт из России в сумме 3,6 млрд. долларов и импорт из КНР – 1,8 млрд. долларов. Основу российского экспорта в КНР составляют машины и оборудование, цветные металлы, древесина и целлюлоза, химические удобрения и другие химические товары. 70% российского импорта приходится на закупки изделий из кожи, одежду, обувь, мясо, а также машины и оборудование 2 .

Однако у российско-китайской торговли очень несовершенная структура. Россия поставляет в основном сырье, а Китай – второсортный ширпотреб. Слишком мало в нашем товарообороте высокотехнологичных товаров.

Неурегулированность правовой базы, так называемой народной  торговли, привела к тому, что значительная часть товарооборота ушла в теневую, или «серую» зону.

Китайцы по туристическому каналу перемещают через границу небольшие партии товаров народного потребления и самостоятельно реализуют их на российских потребительских рынках. Полученная выручка нигде не фиксируется, почти не облагается налогами и таможенными сборами. В связи с этим, Россия несет финансовые потери. К тому же в условиях «народной торговли» невозможно осуществлять надлежащий контроль за качеством, защищать законные права потребителей в случае претензий с их стороны.

Чтобы оздоровить «народную торговлю», нужно, чтобы ее участники неукоснительно соблюдали сообща принятые правила.

Нездоровые явления в двусторонней торговле способны негативно повлиять не только на экономические, но и на политические связи двух государств. Они могут подорвать взаимное доверие и симпатии между двумя народами 1.

В июле 2000 г. новый президент России В.В. Путин подтвердил, что Китай является стратегическим партнером России, разделяемость позиций на международной арене, стремление стран к поддержанию и укреплению многополярного мира.

Показателем нового уровня двусторонних отношений стал подписанный президентом России В.В. Путиным и Председателем КНР Цзянь Цзэминем в Москве в середине июля 2001 г. российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

Договор, как и российско-китайское сотрудничество в целом, имеет два аспекта: международный и двусторонний. Практически полное совпадение взглядов двух стран на международные проблемы – важнейший двигатель двусторонних отношений. Лидеры в Пекине и Москве неоднократно заявляли, что российско-китайское сближение не направлено против третьих стран, в том числе и против США, и это верно в том смысле, что США и Запад не рассматриваются ни Китаем, ни Россией в качестве врага. Напротив обе стороны крайне заинтересованы в экономическом и политическом сотрудничестве с Западом. Оно является важнейшим фактором развития обеих стран и, следовательно, полностью соответствует их стратегическим целям. Однако вероятно и то, что российско-китайское сближение в определенной степени стимулируется рядом негативных тенденций международного развития, которые были отмечены Вашингтоном 2.

Прежде всего, это стремление принизить роль ООН и ее органов, попытки НАТО взять на себя функции Совета Безопасности, расширение НАТО и другие1.

Тенденция стабилизации экономического роста была закреплена во время визита премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи в Санкт-Петербург в сентябре 2001 г. С китайской точки зрения проблемой двусторонней торговли является повышение китайского импорта над экспортом. Но и Россия не удовлетворена тем, что основу ее экспорта составляют вооружение и сырье.

Вооружение составляет 15-20%. Это не случайно, ведь в этой области Китай может приобрести у России товары такого уровня, доступ к которым на западе для него закрыт2.

Для России торговля с КНР очень важна тем, что решает важные социальные проблемы: дает работу и зарплату десяткам тысяч рабочих, оборону предприятий и позволяет развивать сконцентрированный в оборонном секторе технологический потенциал в условиях, когда средств собственного государства не достаточно3.

Россия хотела бы продавать Китаю и гражданскую продукцию, к которой Китай проявляет гораздо меньший интерес, предпочитая приобрести западные образцы, несмотря на более высокую цену. К тому же как и в России, так и за рубежом неоднозначно относятся к продаже передового российского вооружения Китаю. На этот счет существуют самые различные опасения, и с этой точки зрения диверсификация российского экспорта имела бы большое значение.

В этой связи крайне важны некоторые документы, подписанные на встрече глав правительств. Во-первых, специальным протоколом была создана подкомиссия по связи и информационным технологиям, которая занимается развитием сотрудничества в этой области.

Во-вторых, что особенно важно, был подписан контракт на покупку КНР пяти российских гражданских самолетов ТУ-204-120. Эта сделка означает прорыв российского гражданского авиастроения на китайский рынок1.

Наибольшее воздействие на мирохозяйственные связи Китай оказывает своими растущими потребностями в энергоресурсах. Именно энергетика является самым перспективным направлением сотрудничества между нашими странами. Следовательно, Китай в настоящее время нуждается в России. Россия развивает свою внешнюю торговлю, прежде всего за счет нефти и газа, поставляя их, главным образом, в Европу и Америку. Азиатско-Тихоокеанский регион потребляет треть поступающей на продажу нефти. КНР стала вторым крупнейшим ее потребителем в мире после США, оттеснив Японию на 3 место. Решение строить нефтепроводную систему Восточная Сибирь – Тихий океан Россией принято. Компания «Транснефть» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация подписали протокол о подготовке к прокладке китайского ответвления этой трубы. Реализация проекта позволит значительно увеличить поставки российской нефти в Китай2.

Плодотворно и взаимодействие в газовой сфере. «Газпром» и Китайская нефтегазовая корпорация подписали соглашения о строительстве двух газопроводов.

Достигнута договоренность о разработке технико-экономического обоснования поставок в Китай российской электроэнергии.

Стратегическое партнерство в энергетике позволит России и  Китаю реализовать такие их естественные преимущества, как географическая близость и экономическая взаимодополняемость3.

По приглашению президента РФ В.В. Путина Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао с 26 по 28 мая 2003 г. посетил Российскую Федерацию с государственным визитом.

Главы двух правительств обсудили развитие двусторонних отношений за последнее десятилетие, их современное состояние и перспективы. Они подчеркнули свое единство в том, что какие бы изменения ни происходили в мире, углубление отношений добрососедства, дружбы, взаимовыгодного сотрудничества, партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем будут оставаться приоритетным стратегическим направлением внешней политики двух стран. Стороны заявили, что готовы принять эстафету от предшествующих поколений и пронести ее в будущее, прилагать совместные усилия для раскрытия новых перспектив развития российско-китайских отношений.

В этих целях главы государств России и Китая заявили о следующем:

«За последнее десятилетие российско-китайские отношения прошли исторический путь отношений между дружественными государствами, отношений конструктивного партнерства и перешли в стадию отношений партнерства и стратегического взаимодействия.

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г. концентрированно отразил целый ряд достижений в развитии двусторонних отношений за последние годы, заложил прочную юридическую основу для неуклонного и устойчивого развития отношений между двумя государствами в новом столетии.

Россия и Китай выступают за многополярное, справедливое и демократическое мироустройство на основе общепризнанных принципов международного права» 1.

Успешное развитие китайско-российских отношений приносит не только реальную выгоду народам обеих стран, но и вносит свой важнейший вклад в дело защиты мира, стабильности, способствует развитию и процветанию в регионе и в мире в целом.

2.2. Военно-политическое сотрудничество.

Среди региональных структур, созданных в стремлении воплотить в реальные жизненные формы идею многополярности, особое место занимает Шанхайская организация сотрудничества.

Появившись в свет в 2001 г., ШОС быстро набрала вес и превратилась во влиятельную региональную организацию. «Фактор ШОС» - это значимый элемент стабильности на обширном евразийском пространстве. Это – реальность современной региональной и глобальной политики 1.

Изначально сформировавшись для решения пограничных вопросов на базе соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, «Шанхайская пятерка» - Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан – выросла в весьма динамичную и влиятельную международную организацию. С 2001 г. ее членом является Узбекистан.

ШОС – открытая организация партнеров, ориентированная на поддержание мира и стабильности в регионе и развитие широкого международного сотрудничества. В центре Евразии строится объединение, включающее в себя две глобальные мировые единицы – Китай и Россию, вошедшие в XXI век стратегическими партнерами, и охватывающее страны с огромным взаимодополняющим потенциалом 2.

Используя успешный опыт, накопленный членами организации при решении трудных и драматических вопросов политического и военного характера, испытанное в годы становления организации взаимное доверие, традицию межцивилизационного уважения, диалога и поиска общих путей развития, члены ШОС рассчитывают и на общие стратегические достижения в этом регионе в самых различных областях 3.

Решающее значение для процесса объединения государств в ШОС имеет существование внешних угроз и вызовов благополучию, стабильности и безопасности государств региона, в первую очередь в лице эскалации терроризма и экстремизма, а также проблем экономического характера в мире, переживающем процессы глобализации. Согласно этому определены основные цели и задачи ШОС:

-           укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;

-           развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;

-           совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;

-           поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной и других областях,  представляющих общий интерес;

-           содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;

-           координация подходов при интеграции в мировую экономику;

-           содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

-           поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

-           взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании 1.

Государства-члены ШОС придерживаются следующих принципов:

-           взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, ненападения, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах;

-           равноправия всех государств-членов, поиска совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из них;

-           поэтапного осуществления совместных действий в сферах общего интереса;

-           мирного разрешения разногласий между государствами-членами;

-           не направленности ШОС против других государств и международных организаций;

-           недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС;

-           добросовестного выполнения обязательств, принятых в рамках ШОС2 .

Как и любая другая организация ШОС имеет свою организационную структуру:

1. Совет глав государств является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

2. Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

3. Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС.

4. Совещания руководителей министерств или ведомств. В соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств руководители отраслевых министерств или ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС.

5. Совет национальных координаторов является органом ШОС, осуществляющим координацию и управления текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств и Совета министров иностранных дел. Национальные координаторы назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами.

6. Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. Он осуществляет организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, готовит предложения по ежегодному бюджету Организации. Секретариат возглавляется Исполнительным секретарем, который утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел. Исполнительный секретарь назначается из числа граждан государств-членов на ротационной основе, в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на 3 года без права продления на следующий срок. Заместители Исполнительного секретаря утверждаются Советом министров иностранных дел по представлению Совета национальных координаторов. Они не могут быть представителями того государства, от которого назначен Исполнительный секретарь. Должностные лица Секретариата нанимаются из числа граждан государств-членов на квотной основе. При исполнении служебных обязанностей Исполнительный секретарь, его заместители и другие должностные лица Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было государства-члена или правительства, организаций или частных лиц. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ШОС. Местом расположения Секретариата ШОС является город Пекин.

7. Региональная антитеррористическая структура государств-участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. с месторасположением в городе Бишкеке является постоянно действующим органом ШОС 1.

«Шанхайская пятерка», куда входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, создавалась как механизм регионального сотрудничества в первую очередь в приграничных районах. Со вступлением в ШОС Узбекистана эта организация замкнулась, и многие исследователи считают, что проблема доверия здесь решена. До сих пор акцент делался на военно-политической составляющей. После саммита в Шанхае (15 июня 2006 г.) речь зашла о создании нового полиса, где будет уделяться внимание и другим формам сотрудничества – от торгово-экономического и научно-технического до культурного и экологического 2.

Достигнутое соглашение о создании антитеррористического центра в столице Кыргызстана Бишкеке представляет моральную поддержку правительствам центрально-азиатских государств в наше время. Однако антитеррористический центр Шанхайской организации сотрудничества может больше, чем просто координировать информацию между шестью государствами-участниками. Более слабые государства должны объединяться в блоки, чтобы заявлять о себе и отстаивать свои интересы на международной арене. Примером этого может служить Шанхайская организация сотрудничества. Обобщая опыт прошлого, главы государств-участников верят, что образование ШОС знаменует собой начало перехода сотрудничества государств-участников на новый этап развития, отвечает тенденциям современной эпохи, коренным интересам народов всех государств-участников.

С 9 по 17 августа 2007 года состоялись крупнейшие российско-китайские военные учения в рамках ШОС. В них также приняли участие и другие страны-члены этого объединения: Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Эти учения заявлены как антитеррористические и носят название «Мирная миссия – 2007»1.

Эти учения носят широкомасштабный военно-политический характер, который выходит за рамки элементарной борьбы против той или иной террористической банды, проникшей на территорию среднеазиатских государств. Такие учения налаживают широкомасштабное геополитическое сотрудничество, основной задачей которого является постановка барьера на пути проникновения в регион американского влияния и военного присутствия. Как известно, проникновение это несет исключительно разрушительные последствия тем странам, которые оно затрагивает, например Ирак и Афганистан. Теперь на пути американского проникновения встанет военно-политическое сотрудничество России и Китая в рамках ШОС2.

«Российско-китайские учения – историческое событие. Страны-члены ШОС утверждают, что эта организация не является военным альянсом, что она направлена на борьбу с терроризмом. Но, тем не менее, эти военные учения несколько превышают такую задачу. Они говорят о том, что отношения между государствами-членами ШОС являются гораздо более продвинутыми в военной области.»1

ШОС фактически является организацией коллективной безопасности и нацелена на то, чтобы обеспечивать стабильность в Центральной Азии. Укрепление военного сотрудничества в рамках ШОС должно положительно сказаться на ситуации в Центральной Азии, поскольку это усилит и кооперацию, в том числе и в военной области.


2.3. Культурное, научно-техническое сотрудничество.

В последние годы в российских средствах массовой информации постоянно находятся так называемые успехи путинского режима в повышении благосостояния народа. Действительно, после прихода Путина к власти начался рост российского валового национального дохода (ВНП) и уже почти 7 лет прирост ВНП находится на уровне 6% в год. Замечательный результат, так как ни одна страна Запада не имела такого прироста. Однако до сих пор не достигнут уровень жизни, бывший в СССР. Условия китайцев были несравнимы с теми, что Россия имела к концу 80-х годов, когда начались рыночные реформы. По словам одного советского профессора, который был приглашен в Китай после  победы там коммунистов, китайцы с самого начала начали перенимать научный опыт СССР. Многие советские ученые были отправлены по запросу в Пекинский и другие университеты и читали там специальные курсы лекций. Кроме чтения лекций советские профессора проводили научные семинары, в результате которых, было публиковано в ведущих китайских и советских научных журналах множество работ. Курсы лекций советских профессоров издавались в виде учебников. Организация науки в Китае была схожа с СССР. Во время культурной революции профессоров и студентов отправляли в село для переобучения. После культурной революции Китай стал посылать выпускников вузов в другие страны. Дэн Сяо Пин заявил, что если 1/10 вернется, это будет огромный успех. В 1985 г. большая группа выпускников китайских вузов была послана в лучшие университеты США1.

В отличие от России у китайцев есть четкие государственные планы научно-технического развития. Это «Программа среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 1990-2020 гг.», «План 863», программа «Факел» - освоение и коммерциализация наукоемких технологий на базе современных производств, и многие другие.

В 1987 г. в Китае приступили к осуществлению программы «Факел», нацеленной на стимулирование коммерциализации научно-технических достижений. В 1991 г. была опубликована «Государственная программа по научно-техническому развитию на среднее и длительное время». К 1996 г. в Китае были реализованы 10 крупных научно-технических программ и проектов.

С целью укрепления контактов в области проблемных исследований в Китае с мировыми исследованиями в Фонде естественных наук Китая было разработано 5 направлений международного обмена в рамках международных исследований на основе сотрудничества, был создан Специальный фонд на «Временную работу и чтение лекций обучающихся за границей»2.

С 1998 г. в АН Китая начата широкомасштабная программа под названием «Программа знаний и инноваций». Идея ее состояла в том, чтобы уменьшить число НИИ в рамках АН с 123 до 80, но и дать оставшимся институтам больше денег.

Государство в Китае не только понимает, что науку надо развивать, но и четко знает, как это делать. В России, по сути, нет приоритетных научных программ развития. Без четкой государственной политики в области науки и образования Россия никуда не двинется3.

Китайские философия, религия, культура развивались тысячи лет и наложили глубокий отпечаток на строй жизни и мышления великого народа.

Китайская культура гуманитарна: развитие техники не было для нее самоцелью, а служило высшим моральным принципам. Но при этом китайская мысль не терпит отвлеченных абстракций, она всегда нацелена на усовершенствование жизни1.

В июле 2005 г. Председатель Ху Цзиньтао и президент Владимир Путин официально объявили в Москве, что в 2006 и 2007 годах Китай и Россия проведут друг у друга «национальные годы». Это явилось великим событием в истории китайско-российских отношений, имеющим важное значение и далеко идущий исторический смысл для поддержания добрососедства и дружбы между Китаем и Россией, для всестороннего углубления взаимовыгодного сотрудничества, для развития и процветания двух стран2.

«Национальные годы» - это системный проект, который затрагивает многие сферы – политическую, экономическую, научно-техническую, военную, гуманитарную и другие. Для его успешного осуществления в Китае и России были созданы организационные комитеты на высоком уровне. В них широко представлены руководители центральных ведомств, а также местных администраций двух стран, представители парламентов, директора крупных предприятий и руководители различных общественных объединений.

В результате тщательной подготовки, проведенной оргкомитетами двух стран, благодаря совместным усилиям всех заинтересованных сторон, «Год России» в Китае прошел с большим успехом. В рамках «Года России» было проведено свыше 200 мероприятий. Они отличались беспрецедентным размахом и принесли плодотворные результаты.

«Год России» в Китае в полной мере оправдал возлагавшиеся на него ожидания. Получили дальнейшее развитие отношения партнерства и стратегического взаимодействия между двумя странами. Выросла степень откровенности при прямых контактах, повысился уровень взаимного доверия1.

В конце 2006 г. председатель Ху Цзиньтао и президент Владимир Путин объявили о начале «Года Китая» в России. Мероприятия в рамках этого года легли в основу китайско-российских отношений в 2007 году. Соответствующие оргкомитеты, созданные в обеих странах, провели около 200 различных мероприятий. Более десяти из них прошли на государственном уровне. В марте председатель КНР Ху Цзиньтао совершил визит в Россию, главы двух государств приняли участие в церемонии открытия «Года Китая» и других мероприятиях. Во время этого визита состоялась «Китайская национальная выставка», которая широко продемонстрировала достижения в развитии Китая. В экспозиции были представлены и товары известных китайских брендов.

В рамках «Праздника китайской культуры» в течение всего года россиянам демонстрировались лучшие образцы традиционной китайской культуры, насчитывающей несколько тысячелетий.

В конце года премьер Государственного совета КНР Вэнь Цзябао нанес визит в Россию и провел встречу с премьер-министром РФ Михаилом Фрадковым. Они приняли участие в мероприятиях по случаю закрытия «Года Китая» и поставили завершающую точку в китайско-российской программе «национальных годов». Помимо крупных проектов государственного уровня, стороны осуществили серию акций в политической, торгово-экономической, культурной, научно-технической и военной областях, а также в сфере средств массовой информации2.

Благодаря совместным усилиям оргкомитетов и заинтересованном участии представителей различных кругов двух государств, «Год Китая» в России прошел с большим успехом и стал мощным стимулом для развития отношений партнерства и стратегического взаимодействия между КНР и РФ.

Китай и Россия являются друг для друга крупнейшими соседями и главными стратегическими партнерами. Очень важно обеспечить уверенное поступательное развитие китайско-российских отношений, создать такую атмосферу, в которой страны дружили бы из поколения в поколение и не враждовали. Это чрезвычайно важно для обеих сторон. Таким образом создается благоприятная внешняя среда. Это является общим выбором двух стран и народов1.


Выводы по главе 2.

 

Во второй главе рассмотрены российско-китайские отношения после распада СССР, сферы сотрудничества между двумя странами: экономическая, военно-политическая, культурная и научно-техническая.

Сегодня как Китай, так и Россия прилагают усилия для роста своей национальной мощи, развития экономики и улучшения жизни народа. Всестороннее углубление делового сотрудничества между Китаем и Россией в торгово-экономической, энергетической и других областях помогает двум странам взаимно обогащаться, перенимать друг у друга все лучшее для того, чтобы быстрее и успешнее развиваться. КНР и РФ занимают идентичные позиции по важным международным и региональным проблемам и находятся в сходном положении в плане стратегической безопасности. Укрепление стратегического сотрудничества помогает обеим сторонам более эффективно отстаивать собственные национальные интересы и способствует укреплению мира и развития как во всем мире, так и в регионе.

Соглашение между Министерством топлива и энергетики Российской Федерации и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией об организации проектов сотрудничества в области нефти и газа призвано обеспечить реализацию долгосрочных планов строительства газопроводов в Китай. Китайская сторона проявила интерес к получению газа с российских месторождений на острове Сахалин. Потребности Китая в нефти и газе быстро возрастают.

Шанхайская организация сотрудничества – самая известная и самая успешная международная организация, созданная в новейшее время.

Основным приоритетом для ШОС является противодействие «трем злам» - угрозе терроризма, экстремизма и сепаратизма. Острой является опасность незаконного оборота наркотиков. Организация создавалась для объединения усилий шести государств по совместному реагированию на ситуации, ставящие под угрозу мир, стабильность и безопасность в регионе. Эффективность ШОС в достижении этой цели будет реальным вкладом в обеспечение глобального мира и противодействия актуальным для всего международного сообщества вызовам.

Военное и военно-техническое сотрудничество России и Китая развивается динамично и поступательно. Взаимодействие России и Китая, как в рамках ШОС, так и на двусторонней основе является особенностью российско-китайских отношений во всех областях сотрудничества.

Деятельность ШОС привлекает к себе повышенный интерес со стороны международного сообщества. Подписанная в ноябре 2002 года Временная схема взаимоотношений ШОС с другими международными организациями и государствами позволила осуществить контакты ШОС с ООН и АСЕАН. По итогам московской встречи на высшем уровне (май 2003 г.) была принята политическая декларация, в которой зафиксированы конкретные договоренности по развитию сотрудничества в рамках организации, а также общие подходы по актуальным международным проблемам.

Проведение «национальных годов» в Китае и России свидетельствует о том, что китайско-российские отношения находятся на высоком уровне. Это является отражением политической воли руководителей двух стран, направленной на развитие дружбы между Китаем и Россией. «Национальные годы» предоставили самые широкие возможности для развития сотрудничества между Китаем и Россией во всех областях.

Китай ворвался в третье тысячелетие могучим драконом – великой континентальной державой. Россия постепенно возвращает себе былую славу и величие, и от единства этих двух стран во многом зависит будущее не только евразийского континента, но и всего мира.



[1] Капица М.С. Советско-китайские отношения. – М.: Госполитиздат, 1958. – с.458

2 Капица М.С. Советско-китайские отношения. – М.: Госполитиздат, 1958. – с.458

3 Розингер Советско-китайские отношения 1945-1949 гг. – М.:1960.-с.350

1 Розингер Советско-китайские отношения 1945-1949 гг. – М.: 1960.-с.350

2 Розингер Советско-китайские отношения 1945-1949 гг. – М.: 1960.-с.350

1 И.Ковалев Россия и Китай. – М.:1990.-с.5

1 Китай и Россия – ChinaStar.ru. Советско-китайский договор о дружбе и союзе от 14 августа 1945 г., ст.4//http://www.lawmix.ru//

2 Китай и Россия – ChinaStar.ru. Соглашение о КЧЖД от 14 августа 1945 г., ст.10//http://www.lawmix.ru//

3 Китай и Россия – ChinaStar.ru. Соглашение о КЧЖД от 14 августа 1945 г., ст.10//http://www.lawmix.ru//

1 Китай и Россия – ChinaStar.ru. Советско-китайское соглашение о Порт-Артуре от 14 августа 1945 г.//http://www.lawmix.ru//

2 Китай и Россия – ChinaStar.ru. Советско-китайское соглашение о Дальнем от 14 августа 1945 г.//http://www.lawmix.ru//

1 Богатуров А.Д. Противоречия «конкурентного сосуществования» 1956-1958 гг. Тайваньский кризис (август 1958 г.). – М.:2000.- гл.5, с.597

1 Богатуров А.Д. Противоречия «конкурентного сосуществования» 1956-1958 гг. Тайваньский кризис (август 1958 г.). – М.:2000.- гл.5, с.597

1 Богатуров А.Д. Противоречия «конкурентного сосуществования». – М.:2000.-гл.5, с.597

2 Мясников В.С. Империя Цин и Россия в XVII – начале XX века. – М.:1982.-с.327

1 Богатуров А.Д. Мао Цзэдун и Н.С. Хрущев//http://www.Newsru.com//

2 Богатуров А.Д. Мао Цзэдун и Н.С. Хрущев//http://www.Newsru.com//

1 Борисоглебский А.В. Советско-китайские конфликты//http://www.russdom.ru//

1 Борисоглебский А.В. Советско-китайские конфликты//http:www.russdom.ru//

1 Борисоглебский А.В. Советско-китайские конфликты//http://www.russdom.ru//

1 Борисоглебский А.В. Советско-китайские конфликты//http://www.russdom.ru//

2 Мясников В.С. Россия и Китай. – М.:1996.-с.340

1 Косырев Д. Политика Китая в начале XXI в.//http://etelien.ru//

2 Косырев Д. Политика Китая в начале XXI в.//http://etelien.ru//

1 Косырев Д. Политика Китая в начале XXI в.//http:etelien.ru//

2 Косырев Д. Политика Китая в начале XXI в.//http:etelien.ru//

1 Овчинников В. Китай и Россия//Российская газета.-1999г №5.-с.15

2 Косырев Д. Политика Китая в начале XXI в.//http:etelien.ru//

1 Косырев Д. Политика Китая в начале XXI в.//http:etelien.ru//

2 Косырев Д. Политика Китая в начале XXI в.//http:etelien.ru//

3 Косырев Д. Политика Китая в начале XXI в.//http:etelien.ru//

1 Косырев Д. Политика Китая в начале XXI в//http://www.etelien.ru//

2 Лукин А. Россия и Китай//Международная жизнь.-2000 №3.-с.42

3 Лукин А. Россия и Китай//Международная жизнь.-2000 №3.-с.44

1 Косырев Д. Политика Китая в начале XXI в.//http:etelien.ru//

1 Путин В.В. ШОС – новая модель успешного международного сотрудничества//Российская газета.-2006.-с.8

2 Яковенко А. Дух Шанхая: от решения пограничных вопросов к многостороннему сотрудничеству//Российская газета.-2005

3 Яковенко А. Дух Шанхая: от решения пограничных вопросов к многостороннему сотрудничеству//Российская газета.-2005

1 Бабин Э.П. Внешнеэкономическая политика. – М.: 2006. – с.466

2 Бабин Э.П. Внешнеэкономическая политика. – М.: 2006. – с.466

1 Манжосова А.И. Евразийское экономическое сообщество. Правовые и экономические основы. – М.: 2004. – с.280

2 Иванов Э.М. Отношения России со странами Центральной Азии. – М.: 2006. – с.227

1 Пикаев А. Украину ждет распад, а Россия и Китай укрепят свое военное сотрудничество//http:www.km.ru/prognosis//

2 Пикаев А. Украину ждет распад, а Россия и Китай укрепят свое военное сотрудничество//http:www.km.ru/prognosis//

1 Пикаев А. Украину ждет распад, а Россия и Китай укрепят свое военное сотрудничество//http://www.km.ru/prognosis//

1 Миронин С. Наука Китая и России. – М.:1999.-с.123

2 Миронин С. Наука Китая и России. – М.: 1999.-с.123

3 Миронин С. Наука Китая и России. – М.: 1999.-с.123

1 Бежин Л. Дракон, играющий с жемчужиной//Российская газета, 26 марта 2007, с.24

2 Лю Гучан Ради благополучия народа двух стран//Российская газета, 26 марта 2007, с.4

1 Лю Гучан Ради благополучия народа двух стран//Российская газета, 26 марта 2007, с.4

2 Лю Гучан Ради благополучия народа двух стран//Российская газета, 26 марта 2007, с.4

1 Лю Гучан Ради благополучия народа двух стран//Российская газета, 26 марта 2007, с.4