Реферат: Финикия и Палестина

Реферат

«Финикия и Палестина»


I.          Финикия

Древняя Финикия занимала полосу приморья вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу. Жители занимались садоводством, разводили оливки, финики, виноград. Живя на берегу моря, древние финикийцы естественно занимались рыболовством. Не случайно название одного из финикийских городов — Сидон, что означает «место рыбной ловли». Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, в которых росли кедр и другие ценные породы.

Предполагают, что первые жители Финикии говорили на несемитском языке. Однако около 2000 года до н. э., согласно данным египетских источников, здесь появляются семитские племена аморитов, которые в дальнейшем именуются ханаанеями. Начинают создаваться небольшие рабовладельческие государства вокруг какого-нибудь портового города. Одним из городов-государств было государство Угарит, расположенное южнее устья реки Оронта, напротив северо-восточного мыса острова Кипр и на перекрестке морских путей из Эгейского моря и Малой Азии в Египет и Переднюю Азию. На острове южнее Угарита находился город Арвад. Благодаря своему положению ему удалось сохранить независимость.

Почти в центре финикийского побережья располагался город Библ, поддерживавший с древнейших времен связь с Египтом. Через Библ еще в III тысячелетии до н. э. производился вывоз финикийских товаров в Египет. В середине II тысячелетия до н. э. город подчинил себе соседние небольшие города и поселения. Египетские цари XVIII династии сделали его своим главным опорным пунктом на побережье. Здесь было распространено египетское иероглифическое письмо, слоговое письмо, а позже — линейный алфавит.

Сидон и Тир, самые южные города Финикии, постоянно враждовали между собой. Не потому ли, что были защищены скалами от нападения внешних врагов?

В анналах египетского фараона Тутмоса III упоминается, что в гаванях захваченных им финикийских городов стояли корабли, которые потом использовались египтянами для переброски войск и отправки добычи в Египет. Вместе с торговыми судами на верфях финикийских городов строились и гребные военные корабли. Финикийцы первые начали использовать рабов как гребцов, хотя во II тысячелетии до н. э. еще были свободные гребцы. Слово «галера» вошло во все европейские языки и продолжает жить.

Включение городов Финикии в середине II тысячелетия до н. э. в состав мощнейшего Египетского государства дало толчок к их развитию. Одним из основных продуктов, которым торговали финикийцы, была сушеная рыба. Особую ценность представляли дубовые и кедровые леса Ливана.

Город Библ был центром торговли строевым лесом. Египетские папирусы рассказывают о целебных растениях и смолах для бальзамирования из Финикии.

Хотя пригодной для земледелия земли в Финикии было немного, но она очень эффективно использовалась. Торговала страна и высококачественным вином, и оливковым маслом. Города Финикии по существу были средоточием транзитной торговли. Из Малой Азии финикийцы получали серебро и свинец, позже — железо. Финикийские города довольно рано вступили в тесные отношения с островом Кипр, в то время главным поставщиком меди. По всей вероятности, латинское слово «сиргит» (медь) происходит от названия этого острова. С Крита финикийцы получали предметы эгейского художественного ремесла, продукцию других стран Средиземноморского бассейна. Ученые предполагают, что в Угарите, главном центре торговых связей с эгейским миром, могла существовать постоянная микенская колония. Финикия этого периода представляла собой города-государства, которые очень ревностно следили за сохранением своей политической независимости. Финикийцы не знали единого названия и называли себя: «люди такого-то города».

Выборы должностных лиц в городах производились на основании имущественного ценза. Такой порядок действовал, к примеру, в Карфагене, самой большой североафриканской колонии финикийцев. Жизнь этой колонии описал Аристотель. Крупные рабовладельцы держали под контролем не только неимущих граждан, но и царя, который в торговых городах-государствах Финикии не обладал деспотической властью, подобно царям Египта и Вавилонии. Ни один город не имел достаточно сил для того, чтобы объединить всю Финикию в единое государство. На протяжении долгих веков велась борьба за лидерство, перевес того или иного города. Одним из наиболее значительных достижений финикийцев было изобретение алфавитного письма. Финикийские писцы фактически довели открытие египтян до логического завершения. Как известно, египтяне создали 24 согласных знака, однако сохранили и сотни слоговых знаков и знаков, обозначающих целые понятия. Следующий шаг на пути создания алфавитного письма был сделан, по мнению ученых, писцами гиксосских завоевателей. Возможно, это они на основе египетского иероглифического письма создали первое алфавитное письмо из 26 знаков для согласных звуков, так называемое синайское письмо, названное по месту обнаружения надписей. Предполагается, что это письмо восходит к египетской иероглифике. Алфавит гиксосских писцов не успел окончательно оформиться из-за недолгого существования этого государства, но вместе с тем сказался на создании алфавитного письма Южной Финикии. На севере, в Угарите, на той же основе создалось алфавитное письмо из 29 букв, приспособленное для писания клинописью на глиняных табличках.

Впервые именно финикийцы стали употреблять чисто алфавитную систему письма. Несомненно также и то, что в этом должно было сыграть весомую роль наличие алфавитных знаков для согласных в египетском письме, с которым финикийцы были давно знакомы.

Со временем северный алфавит был вытеснен южным, который состоял из 22 знаков. От него берет свое начало и греческий алфавит. Так, слово «алфавит» содержит в себе названия первых двух греческих букв альфа и бета (в византийском произношении — вита), которые соответствуют названиям первых двух финикийских букв — «алеф» и «бет», что в западносемитских языках означает «бык» и «дом». Греческий и арамейский алфавиты являются предками большинства современных алфавитных систем. В конце XII века до н. э. с ослаблением влияния Египта в этом регионе города-государства Сидон, Тир, Библ, Арвад и другие становятся самостоятельными. Наступила более чем 200-летняя эпоха независимости Финикии, которая стала настоящим «золотым веком» для этого народа — купцов и отважных мореплавателей. Свободными городами-государствами управляли цари и советы торговой аристократии, рабовладельческой знати и духовенства. Финикийские города периодически боролись между собой за верховенство в Леванте. Однако эти города, располагавшие удобными гаванями, были более склонны развивать высоко прибыльную торговлю, чем стремиться к захвату больших территорий на материке. Во время нашествия «народов моря» город Сидон был полностью разрушен и его жители укрылись в Тире. Сидон был вскоре восстановлен, но Тир надолго сохранил положение ведущего города Финикии. Именно его жители положили начало финикийской колонизации и созданию опорных пунктов на побережье Средиземного моря, которые служили форпостами в торговле с внутренними областями Европы и Африки. Во 2-й половине XII века мореходы из Тира начали продвигаться вдоль западной береговой кромки Малой Азии к богатому острову Фасос, а также от Родоса к Эгейскому побережью до Сицилии, откуда двинулись в Африку, Южную Испанию и вышли за Гибралтар. В Испании были основаны города Гадес и Тартесс, в Африке — Лике, Утика и Карфаген. Используя древнееврейские порты на Красном море, они плавали в Индию и торговали с племенами, жившими на восточном берегу Африки. Но самым выдающимся путешествием финикийцев считается их плавание, которое они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII века до н. э. За три года плавания они обогнули Африку и вернулись через Гибралтарский пролив.

В течение IX—VIII веков до н. э. тиряне обосновались на Мальте, освоили Сардинию и Тунис. Теперь освоение новых земель не сводилось к простой торговле. Финикийцы начали осваивать свои колонии, которые постепенно стали превращаться в полунезависимые государства. В Испании таким государством стала Тартесская держава, объединившая финикийцев и местные идерийские племена. В Северной Африке наибольшего могущества добился Карфаген, основанный в 825 году до н. э. На протяжении VIII—VII веков до н. э. этот город стал сам основывать колонии на Средиземноморском побережье Северной Африки. В то время формально Карфаген еще считался зависимым от Тира. Однако в действительности город был полностью самостоятельным. Карфаген подчинил себе несколько финикийских городов, а также колонии Северной Африки.

Власть в Карфагене находилась в руках отдельных группировок торгово-земледельческой аристократии. Основательница Карфагена Элисса называется в источниках «царицей». После ее смерти власть перешла к Совету десяти. Вместе с ним существовал и Совет старейшин. Позже, после власти отдельных лиц, в Карфагене была создана «республиканская система управления». Был расширен Совет старейшин, а Совет десяти преобразован в Совет тридцати.

Примерно в VI веке до н. э. в Карфагене жил писатель Магон. Он написал труд о плантационном рабовладельческом хозяйстве, который пользовался огромной славой. Даже римский сенат после разгрома Карфагена постановил перевести труд Магона с пунийского (финикийского) на латинский язык.

В середине VII века до н. э. Карфаген основал первую колонию вне Африки — город Эбес на Питиусских островах близ испанского побережья. Карфагеняне превратили это поселение в форпост, опираясь на который они разгромили Гадес и поставили под свой контроль весь юг Пиренейского полуострова. Однако очень скоро у Карфагена в Испании появился сильный противник: греки основали мощную колонию Массалию. Также интересы греков и финикийцев пересеклись на Сицилии. Все это привело к длительной войне на море, в которой союзниками Карфагена выступили этруски.

В 535 году до н. э. объединенный флот финикийцев и этрусков разгромили греческие корабли в битве при Алалии у Корсики. Влияние греков в Западном Средиземноморье было временно ослаблено. Воспользовавшись этим, карфагеняне закрепились на Корсике, в Сардинии и уничтожили Тартесское государство в Испании. Греческие колонисты из Массалии уничтожили флот Карфагена, положив конец продвижению пунийцев в Испании, но они прочно заняли юг полуострова.

В начале V века до н. э. Карфаген выступил союзником Персии, под власть которой перешли все финикийские города в Передней Азии. Карфагеняне начали наступление в Сицилии, но потерпели два страшных поражения в битвах при Гимере в 480 и при Кумах в 474 годах до н. э. После этого разгрома пунийцы сохранили лишь несколько городов на западной оконечности острова и отказались от соперничества с греками.

II.        Палестина

Палестиной называли страну между Египтом и Сирией. С трех сторон она ограничена горами и холмами, а на востоке рассечена глубокой, узкой долиной реки Иордан, которая впадает в соленое и безжизненное Мертвое море.

До конца IV тысячелетия до н. э. климат Палестины был влажным. Западная часть оказалась заболоченной, в Заиорданье находились пышные пастбища, в долинах реки Иордан и ее притоков росли густые леса. Страна словно была создана для земледелия. Оно и возникло здесь еще в древнейшие времена — в период мезолита или раннего неолита. Гораздо позже климат стал более сухим, постепенно исчезают леса и болота, степи беднеют. Густые леса и кустарники сохраняются только в долине Иордана.

Уже древние египетские данные III тысячелетия до н. э. рассказывают о жизни семитов в Палестине. Они занимались скотоводством и земледелием. На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. люди жили в укрепленных поселениях, знали медные орудия труда. Сюда совершали походы египетские войска. В период Среднего царства палестинские племена подчинялись египетским фараонам.

Большие изменения в жизни Палестины произошли во II тысячелетии до н. э. С севера в страну проникают новые племена — хурриты. Теперь жители больше занимаются кочевым скотоводством. Несмотря на некоторое распространение хурритского языка, в основном говорили на западно-семитском. В начале II тысячелетия до н. э. в этих местах пользовались ослами, которые заменяли лошадей.

В XVIII веке до н. э. был создан союз племен, которых называли гиксосами. Причины создания союза и его история не известны, но он охватывал территорию от Северной Сирии до Египта, а центром его, по-видимому, стала Палестина. Гиксосы контролировали некоторую часть Египта и, судя по археологическим раскопкам, они обогатились там.

В 1-й половине XVI века до н. э. ситуация изменилась. Гиксосы были сначала изгнаны из Египта, а потом и Палестина попала под власть египтян. Теперь египтяне грабили страну, которая превратилась в источник рабов. Только постоянными военными походами и содержанием военных гарнизонов, подчиненных египетским наместникам, Египту удавалось удерживать здесь свою власть.

Кроме оседлого ханаанейско-хурритского населения, к которому, возможно, в период хеттско-египетских войн прибавились и хетты, в Палестине жили люди, связанные с кочевниками пустыни. Некоторые из них занимались еще и земледелием, постепенно оседая и сохраняя первобытнообщинные порядки. Эти люди, которые в письменных источниках называются хапиру, а пошумерски сагаз (подрезатели жил, головорезы), появлялись иногда с миром, как наемные сельхозрабочие, иногда с войной, стараясь захватить землю и крепости оседлого населения. Они были достаточно опасны для египтян и местной ханаанейско-хурритской власти. Ведь местные жители в союзе с хапиру могли выступить против них. В основном хапиру жили в восточных и южных районах Ливанских гор. Среди них могли находиться и предки евреев.

Сокрушительный удар по владычеству Египта в Азии был нанесен нашествием «народов моря» — племен побережья и островов Малой Азии, а также Эгейского моря, начавших движение во 2-й половине XIII века до н. э. Эти племена прошлись огнем и мечом вдоль восточного побережья Средиземного моря, опустошив южные области Хеттской державы.

В XIII — XII веках до н. э. в Палестине существовало множество ханаанейских городов-государств. Рядом с ними жили племена древних евреев, у которых полным ходом шел распад родоплеменного строя и социальное расслоение общины. Примерно в 1 й половине XIII века до н. э. древнееврейские племена объединились в союз, получивший название Израиль. Израильтяне захватывали земли коренного населения. Захватив земли и города ханаанян, они осели на постоянное местожительство.

Относительно быстрому захвату древними евреями Палестины способствовало то, что ханааняне были ослаблены непрерывными вторжениями египтян, а затем нашествием «народов моря». Племена израильтян расселились на большом пространстве. На юге Палестины в горном районе осело племя иудеев. Это племя раньше всех обособилось от израильских племен. Иудеи захватили самую большую и плодородную часть Палестины. Захваченные земли они поделили на наделы. Бывшие владельцы земли превращались в рабов. Язык израильтян был похож на ханаанейский. Это способствовало объединению израильтян и ханаанян. Вскоре эта страна вновь стала процветать. На севере развивалось пашенное земледелие и садоводство, выращивали виноград и маслины, процветало виноделие и скотоводство. Широкое распространение получило железо, которое все сильнее вытесняло бронзу, началось освоение рудников. До начала XI века до н. э. израильтяне управлялись советом родовой знати, в экстренных случаях племя выбирало вождя — «судью». Чаще всего судьями становились военные вожди или просто инициативные и благочестивые люди. Последним древнееврейским судьей был Самуил, которому пришлось столкнуться с грозной опасностью — племенами филистимлян, одним из «народов моря». В XI веке до н. э. они, используя Крит как опорную базу, расселились в Ханаане и создали здесь союз пяти городов: Газы, Аскалона, Азота, Гефа и Экрона. Именно от них происходит греческое название «Палестина» — страна филистимлян. Филистимляне были серьезными противниками для израильтян, так как у них было железное оружие, а у израильских племен — бронзовое. Примерно в 1080 году до н. э. филистимляне напали на соседнюю с ними область иудеев. Ими были завоеваны некоторые крепости. Филистимляне нанесли несколько поражений израильтянам. Вскоре им удалось разгромить иудейскую армию, захватить город Силом (Шило) и пленить Ковчег — святыню древних евреев.

В этих тяжелых условиях, когда израильтяне оказались перед угрозой потери политической независимости, судья Самуил собрал всех старейшин Израиля и они сообща избрали первого еврейского царя — молодого Саула из племени вениаминитов, сына богатого землевладельца. Это произошло в 1020 году до н. э. Саул подчинил все израильские племена, включая иудеев, и начал тяжелую войну с филистимлянами. Первый царь был довольно противоречивой личностью, на него сильно давила тяжелая ответственность за судьбы своего народа. Из-за своей вспыльчивости он поссорился с Самуилом, который отвернулся от царя. В это время в окружении Саула появился юноша Давид, пастух из Вифлеема. Вначале он был фаворитом царя, но затем вынужден был бежать от мнительности Саула к Самуилу, а затем перейти на сторону филистимлян. В 1004 году до н. э. во время битвы евреев с филистимлянами войско Саула было уничтожено, а сам царь покончил жизнь самоубийством, бросившись грудью на собственный меч, чтобы не попасть в плен к врагу. Узнав о гибели царя, Давид, который не принимал участия в битве, вернулся в Иудею и вскоре был избран вторым древнееврейским царем.

В 995 году до н. э. войска Давида штурмом взяли ханаанейскую крепость Сион, возвышавшуюся на горе над рекой Кедрон. Здесь царь основал общееврейскую столицу, которая была названа Иерусалим. Сюда же был перенесен отбитый у филистимлян ковчег, что превратило Иерусалим в духовную столицу всех евреев. Поскольку Иерусалим находился на земле, не принадлежащей ни одному из еврейских племен, основание столицы в этом городе способствовало усилению политической власти царя. При помощи правителя финикийского города Тира Хирама I царь Давид покорил филистимлян и включил их города в состав своего государства. Во время его правления Израиль вел постоянные войны с племенами Заиорданья, благодаря которым молодое государство получало множество рабов. Также Давид захватил некоторые арамейские государства Сирии. В 965 году до н. э. царь Давид умер, и престол перешел к его сыну Соломону. Новый царь решил построить в Иерусалиме храм богу Яхве, для возведения которого были приглашены мастера из Финикии. В 950 году до н. э. строительство святилища было завершено. Знаменитый храм Соломона был сравнительно небольшим по размеру строением, внутренние стены которого были облицованы ценными породами дерева и покрыты позолотой. После окончания строительства храм был освящен и в него торжественно перенесли Ковчег. В храме, посвященном Яхве, претендовавшему на роль единого божества всех евреев, не было каких-либо изображений бога - только золотые семисвечники и 2 медных стола, украшенные растительным орнаментом.

Первые годы правления Соломона были временем мира и спокойствия. Царь заключил союз с последним фараоном XXI династии Египта, вступил в более тесные отношения с правителем Тира Хирамом I, отправлял экспедиции в таинственную страну Офир. Соломон разделил свое государство на двенадцать провинций, каждая из которых должна была один месяц в году содержать царский двор. Также он ввел разумную систему налогов и повинностей. Была создана сильная армия с отрядами колесниц.

Северные еврейские племена были недовольны политикой Соломона. Они не желали платить налоги, и их раздражало, что царь привлекает к управлению страной множество ханааненян, которые были опытны в государственных делах. В конце царствования Соломона северные евреи организовали заговор, во главе которого стал начальник строительных работ в столице Иеровоам. Однако заговор был раскрыт, и Иеровоам был вынужден бежать в Египет, где к власти пришел новый фараон Шешенка, желавший восстановить египетское влияние в Сирии и Палестине. После смерти Соломона в 526 году до н. э. новым царем стал его сын Ровоам. При его восшествии на престол народ потребовал уменьшить налоги, и когда этого не произошло, государство раскололось на две части. Вскоре Иеровоам пришел в Палестину вместе с египетской армией. Иерусалим был взят штурмом, сокровища храма Соломона и царского дворца были разграблены. После этого северные племена окончательно откололись от Иудеи и создали собственное государство Израиль. В Иудее продолжали править потомки царя Давида.

В Израиле первоначально правил Иеровоам. Но положение его династии оказалось непрочным. Сын Иеровоама, сменивший отца на престоле в 901 году до н. э., очень скоро был убит заговорщиками. После этого в Северном царстве началась нескончаемая череда дворцовых переворотов и кровавых убийств: более половины северных царей погибли насильственной смертью. В 875 году до н. э. военачальник Омри захватил власть в Израиле и основал собственную династию, которая просуществовала около 50 лет. Столицей своего государства Омри сделал выстроенную им неприступную крепость Самарию. Царский дворец в Самарии, построенный Омри, был богатым и красивым.

В VII веке до н. э. Израиль и Иудея были сложившимися рабовладельческими государствами. Жизнь простого населения сильно отличалась от жизни знати. Люди жили в грязи, нищете и тесноте. У более зажиточных людей дома часто были двухэтажными. Первый этаж занимали мастерские и подсобные помещения. Здесь же жили рабы. Члены зажиточной семьи располагались на втором этаже. Богатые носили длинный шерстяной плащ и мягкие сапоги. Одежда бедняков состояла из длинной рубахи. Мужчины носили шерстяной колпак. В 722 году до н. э. ассирийский царь Саргон II напал на Израиль. В этом же году пала столица государства Самария и Израильское царство перестало существовать как независимое государство. Около 30 тыс. евреев были насильно угнаны в Мидию и Месопотамию, а их земли заняли вавилонские и арамейские колонисты. Иудея отдала ассирийцам часть своей территории и обязалась платить дань в обмен на некий призрак независимости. После разгрома Ассирии в конце VII века до н. э. в Иудее попытались восстановить свою власть над Палестиной. Царь Иония провел ряд реформ. Он принял закон об ограничении долговой кабалы: «Если ты купишь раба-еврея, — говорилось в этом законе, — то пусть он работает тебе шесть лет. А в седьмой год пусть он выйдет на волю даром». Более важной мерой была религиозная реформа. Иония официально ввел единобожие — отныне евреи должны были поклоняться только Яхве, все остальные культы были упразднены, а их жрецы казнены. Однако надеждам на восстановление былого величия не суждено было осуществиться. В 609 году до н. э. царь Иония погиб в сражении с египетской армией под командованием фараона Нехо. В 597 году до н. э. вавилонское войско царя Навуходоносора II разграбило Иерусалим. Спустя 11 лет, в 586 году до н. э., вавилоняне вновь пришли под стены восставшего Иерусалима, взяли город и угнали его жителей в Месопотамию. Иудейское царство было уничтожено.

Последующий период еврейской истории получил название «вавилонское пленение», хотя только 10 % жителей Иудеи было угнано в Месопотамию. В течение жизни двух поколений еврейская община в Вавилоне находилась в контакте с блестящей аккадской культурой, однако халдеи довольно жестоко относились к переселенцам. Только в 538 году до н. э., когда персидский царь Кир захватил Вавилонское царство, евреи получили разрешение вернуться домой и восстановить Иерусалим. Новая община была освобождена от налогов и повинностей. Деньги на построение города и нового храма выделялись из доходов сирийско-палестинской провинции. Членам общины разрешалось жить по созданным ими же законам. Местное население там, где располагалась община, было от нее зависимо. Создание храмово-городской общины вызвало недовольство у жителей Палестины. В связи с этим восстановление Иерусалима и его храма происходило очень медленно и было завершено только к началу IV века до н. э. Как и в других обществах Древнего Востока, религия играла ведущую роль в жизни еврейского государства. Древние евреи поклонялись множеству богов, которые были общими для всех западных семитов. Израильтяне, как и ханааняне, поклонялись деревьям и каменным столбам. Также были развиты различные культы, связанные с вершинами гор. Однако, в отличие от других западносемитских племен, древние евреи имели общего бога Яхве. Яхве — это непроизносимое имя единого Бога, которого первоначально почитали только в племени, давшем Израилю первых царей, а затем стали считать главным общееврейским божеством.

Введение потомками царя Давида монотеизма (единобожия) было тесно связано с движением пророков-жрецов, которым открылась воля Бога. Пророки были религиозными и политическими проповедниками, которые объединяли вокруг себя учеников, сохранявших и передававших слова учителя. Одним из наиболее ранних известных нам пророков был Йешайаху (Исайя), который жил в VIII веке до н. э. Пророк Йирмиаху (Иеремия), живший в трагические последние годы существования Иудеи, оставил пророчества о гибели храма Яхве. Также получил широкую известность его младший современник Йехезкеелу, действовавший в начале VI века до н. э. Главной темой всех пророчеств было требование признать единого и единственного бога — Яхве. Они считали, что только отказ от поклонения другим богам и праведная жизнь могут спасти еврейский народ. Именно упадок нравов и порок, сосредоточенный в городах, должны были вызвать кару Господа, которая не замедлила явиться в облике вражеских полчищ с востока.

Главным памятником древнееврейской литературы является Ветхий Завет, который создавался на протяжении XII — II веков до н. э. Считается, что дошедшие до нас 43 произведения Ветхого Завета являются лишь малой частью обширной древнееврейской литературы. Дело в том, что с течением времени жрецы тщательно отбирали произведения, которые соответствовали идеям единобожия и учению пророков. Затем подобные сочинения были объединены в сборник, внутренняя структура которого стала плодом вековой работы жречества. Ветхий Завет состоит из «Пятикнижия», «Пророков» и «Писаний». Самой древней частью этого сборника является «Пятикнижие», создание которого традиция приписывает Моисею. Ученые выделяют в этом произведении 3 основных слоя: «Элохист», названный по имени древнейшего бога Эллохима, созданный в IX веке до н. э. в северной части страны; составленный в X веке до н. э. на юге «Яхвист», посвященный богу Яхве; так называемый «Жреческий кодекс», написанный в VI —V веках уже после падения Иудейского государства. Часть «Пророки» включает в себя исторические книги Библии, то есть древнееврейские летописи, и книги систематизированных изречений пророков и их учеников. В «Писания» вошли такие шедевры древнееврейской поэзии, как Псалтырь, «Песнь песней», притчи Соломоновы и другие лирические произведения. Ветхий Завет впервые за все существование человечества представил цельное полотно исторического развития отдельного народа, действие которого происходит в окружении реальной действительности и мифа. Многие ученые считают, что именно у древних евреев зародилось восприятие и понимание истории как непрерывного процесса. После тщательного научного анализа Библия стала ценнейшим источником по истории Ближнего Востока.