Курсовая работа: Проектирование трехфазного асинхронного электродвигателя
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Пояснительная записка к курсовому проекту
по электрическим машинам
Выполнил студент группы
Принял преподаватель:
2001
Согласно заданию необходимо спроектировать трехфазный асинхронный электродвигатель мощностью 19 кВт, с частотой вращения поля 1000 об/мин, напряжением 220/380 В при частоте 50 Гц; ротор – короткозамкнутый, исполнение двигателя по степени защиты IP44. В качестве базовой модели принята конструкция асинхронного двигателя серии 4А. При проектировании использованы методика и рекомендации, содержащиеся в [1].
1 ВЫБОР ГЛАВНЫХ РАЗМЕРОВ ДВИГАТЕЛЯ
1.1 Число пар полюсов
2p = 6,
где
- частота напряжения, ![]()
- синхронная частота вращения,
об/мин.
1.2 Высота
оси вращения h, значение
наружного диаметра ![]()
Принимаем для двигателя с
= 19 кВт h = 180 мм, соответствующее стандартное значение наружного диаметра
= 313 мм.
1.3 Внутренний диаметр статора
принимаем D = 225 мм,
где
- отношение диаметров
статора, зависящее от числа полюсов 2p: при 2p = 6 значение
лежит в пределах
, выбираем значение
.
1.4 Полюсное деление
1.5 Расчетная мощность

где
- номинальная мощность, ![]()
- отношение ЭДС обмотки статора к
номинальному напряжению,
= 0.968;
и cos
- КПД и коэффициент мощности
двигателя в номинальном режиме, для ближайшего серийного двигателя с P = 18,5 кВт принимаем
= 0.88, cos
= 0.87.
1.6 Расчетная длина воздушного зазора

принимаем ![]()
где
- синхронная угловая
скорость вращения двигателя;
- коэффициент формы поля,
предварительно принимаем
= 1.11;
- индукция в воздушном зазоре,
предварительно принимаем
= 0.797 Тл;
А – линейная нагрузка,
предварительно принимаем А = ![]()
- обмоточный коэффициент обмотки
статора, зависящий от типа обмотки и параметров. Для статоров двигателей
мощностью 15…110 кВт рекомендуется применять двухслойную всыпную петлевую
обмотку из круглого провода, выполняемую распределенной по пазам, с укорочением
шага. Для таких обмоток при 2р = 6 предварительно принимаем
= 0.92.
При
двигатели выполняют без
радиальных и аксиальных вентиляционных каналов, при этом сердечники статора и
ротора представляют собой пакеты из листовой стали, для которой принимаем ![]()
1.7
Критерий правильности выбора главных размеров D и ![]()
![]()
Данное значение лежит в пределах допустимой зоны для двигателей со степенью защиты IP44.
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА ПАЗОВ, ВИТКОВ И СЕЧЕНИЯ ПРОВОДА ОБМОТКИ СТАТОРА
2.1 Возможные числа пазов статора находятся в диапазоне
принимаем ![]()
где
- предельные значения
зубцового деления статора, которые определяются из промежутка
= 3 – число фаз статора.
При этом число пазов на
полюс и фазу ![]()
2.2 Окончательное значение зубцового деления статора
.
2.3 Номинальный фазный ток статора

где
- номинальное фазное
напряжение обмотки статора, ![]()
2.4 Число эффективных проводников в пазу

где
- число параллельных ветвей фазы. Значение а
определяется из соотношения
.
2.5 Окончательные значения величин:
-
число эффективных
проводников в пазу
;
-
число витков фазы
обмотки статора
;
- линейная токовая нагрузка
.
2.6 Шаг двухслойной обмотки статора
![]()
где
- относительный шаг
(предварительно принимаем его равным 5/6);
- полюсное деление, выраженное
числом пазов (зубцов) статора. Округляем
до 8.
Уточняем относительный шаг
.
2.7 Коэффициенты укорочения, распределения и обмоточный
,
где
, - коэффициент
укорочения,
, - коэффициент распределения.
Используя уточненные
значения A и
, откорректируем значение
:

принимаем уточненное
значение
.
2.8 Магнитный поток

и окончательное значение индукции в воздушном зазоре
.
2.9 Предварительное значение плотности тока в обмотке статора
,
где
.
2.10 Сечение эффективного проводника

Принимаем
= 1, а
= 2.011 мм2 .
По таблице находим диаметр изолированного
и неизолированного d = 1.6 мм провода. Выбираем круглый медный провод марки ПЭТ-155.
2.11 Окончательное значение плотности тока в обмотке статора
.
3 РАСЧЕТ РАЗМЕРОВ ЗУБЦОВОЙ ЗОНЫ СТАТОРА И ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА
3.1 Предварительные значения ширины зубца
и высоты ярма статора
,
где
- индукция в зубце
статора, принимаем
= 1.8 Тл;
- индукция в ярме статора,
принимаем
=
1.45 Тл;
Kc – коэффициент заполнения пакета сталью, Kc = 0.97;
.
3.2 Паз статора. Размеры паза в штампе:
,
,
,
где
- высота паза, при
= 1 мм;
- ширина паза, при
= 3.7 мм.
3.3 Некоторые размеры заполненного паза:
;
;
,
где
= 2.5 мм – клин пазовый;
= 0.5 мм – прокладка;
= 0.4 мм – коробка пазовая.
Основания трапеции, на площади которой размещаются проводники паза:

![]()

где
- величина припусков по
высоте и ширине паза.
3.4 Площадь поперечного сечения паза для размещения проводников обмотки
,
где значение площади междуслойной прокладки
;
= 0.5 мм – ширина прокладки междуслойной.
3.5 Коэффициент заполнения паза
.
3.6 Воздушный зазор между статором и ротором:
для двигателя с
внутренним диаметром статора D = 225 мм принимаем
= 0.45 мм.
4 РАСЧЕТ КОРОТКОЗАМКНУТОГО РОТОРА
4.1 Число пазов ротора:
в двигателях при
пазы ротора
выполняют без скоса и обычно принимают
; при 2р = 6 и при
= 54 принимаем
= 44.
4.2
Внешний
и
внутренний
диаметры сердечника ротора
,
, принимаем
= 72мм.
4.3 Длина
сердечника ротора при
принимаем равной
.
4.4 Зубцовое деление ротора
.
4.5 Ток стержня ротора
,
где
- коэффициент,
учитывающий влияние намагничивающего тока и сопротивление обмоток;
- коэффициент приведения тока
ротора к обмотке статора;
и площадь поперечного сечения стержня статора
,
где
- плотность тока в
стержне ротора при коротком замыкании, предварительно принимаем
= 2.7 А/мм2.
4.6 В двигателях при h = 160…250 мм выполняют на роторе
закрытые грушевидные пазы и зубцы с параллельными гранями. При 2р = 6 принимаем
размеры шлица
= 0.7 мм,
= 1.5 мм и высоту перемычки над пазом
= 0.3 мм.
4.7 Ширина зубца ротора
,
где
= 1.82 Тл – допустимая
индукция в зубце статора.
4.8 Основные размеры паза ротора


.
4.9 Окончательные значения сечения стержня

и окончательное значение плотности тока
.
4.10 Полная высота паза и расчетная высота зубца ротора
![]()
![]()
4.11 Ток в короткозамыкающем кольце ротора
![]()
где 
4.12 Короткозамыкающие кольца ротора имеют сечение в виде неправильной трапеции с площадью поперечного сечения

где принимаем
= 0.457 А/мм2.
4.13 Средняя высота кольца
выбирается из условия:
. Расчетное
сечение колец литой обмотки ротора принимаем равным
, не учитывая утолщения в местах
примыкания вентиляционных лопаток, поэтому толщина кольца

4.14 Средний диаметр короткозамыкающего кольца
![]()
5 РАСЧЕТ НАМАГНИЧИВАЮЩЕГО ТОКА
5.1 Окончательные значения индукций:
- в зубцах статора и ротора

- в ярмах статора и ротора


где
- расчетная высота ярма
статора,
при 2р = 6 ![]()
5.2
Коэффициент воздушного зазора
,
учитывающий влияние неравномерности воздушного зазора из-за наличия пазов на статоре и роторе на магнитную проводимость зазора

где
.
5.3 Магнитное напряжение воздушного зазора
![]()
5.4 Магнитное напряжение зубцовых зон статора и ротора
![]()
где
![]()
>1.8, следовательно, необходимо
учитывать ответвление части потока в паз. Рассчитаем коэффициент
, показывающий
соотношение площадей поперечных сечений паза и зубца,

![]()
где ![]()
5.5 Коэффициент насыщения зубцовой зоны

5.6 Длина средней магнитной линии ярм статора и ротора


5.7 Магнитное напряжение ярм статора и ротора
![]()
![]()
где
а
- напряженность
магнитного поля в ярмах.
5.8 Магнитное напряжение на пару полюсов
5.9 Коэффициент насыщения
магнитной цепи
.
5.10 Намагничивающий ток
.
5.11 Относительное значение намагничивающего тока
.
6 ПАРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО РЕЖИМА
6.1 Средняя ширина катушки

вылет лобовых частей обмотки
![]()
длина лобовой части обмотки
![]()
где В = 10 мм;
- коэффициенты,
зависящие от числа полюсов и способа изолирования лобовых частей обмотки. При
и 2р = 6
лобовые части катушки всыпной обмотки не изолируются; при этом ![]()
средняя длина витка обмотки
![]()
где
,
длина проводников фазы обмотки статора
![]()
6.2 Активное сопротивление фазы обмотки статора

где
- удельное
сопротивление меди при расчетной температуре 115оС для изоляции
класса F.
6.3 Относительное значение активного сопротивления статора

6.4 Активное сопротивление фазы короткозамкнутого ротора

где
- удельное сопротивление
стержня и короткозамыкающего кольца для литой алюминиевой обмотки ротора при
расчетной температуре 115оС;
![]()

![]()
Активное сопротивление ротора, приведенное к обмотке статора

6.5 Относительное значение активного сопротивления ротора

6.6 Коэффициенты магнитной проводимости обмотки статора:
- пазового рассеяния для конфигурации паза


где
;
;
- лобового рассеяния

- дифференциального рассеяния
![]()
где
- определяется для
полураскрытых пазов и при отсутствии скоса;
= 1.192 – коэффициент,
определяемый по зависимости 
6.7 Индуктивное сопротивление рассеяния фазы обмотки статора

относительное значение сопротивления
.
6.8 Коэффициенты магнитной проводимости короткозамкнутой обмотки ротора:
- пазового рассеяния для формы паза

где ![]()
- лобового рассеяния для литой алюминиевой обмотки

- дифференциального рассеяния
![]()
где
- определяется в зависимости от
и
.
6.9 Индуктивное сопротивление рассеяния фазы обмотки ротора
![]()
= 3.346
,
приведенное индуктивное сопротивление рассеяния ротора

относительное значение

7 РАСЧЕТ ПОТЕРЬ
7.1 Масса ярма статора и зубцов статора и ротора

![]()

где
- удельная масса стали;
,
.
7.2 Основные потери в стали статора


где
= 1.5 – для стали 2013;
- удельные
потери для стали 2013 при толщине листов 0,5 мм;
и
-
коэффициенты, учитывающие влияние на потери технологической обработки стали.
7.3 Удельные поверхностные потери в коронках зубцов ротора

![]()
где
;
;
- амплитуда пульсации
магнитной индукции в воздушном зазоре,
- определяем по зависимости ![]()
7.4 Поверхностные потери в роторе
возникающие в поверхностном слое коронок зубцов ротора от пульсаций индукции в воздушном зазоре из-за наличия зубцов на статоре
![]()
![]()
7.5 Пульсационные потери в зубцах ротора
вызванные пульсацией индукции в зубцах ротора вследствие изменения взаимного расположения зубцов статора и ротора

![]()
где 
7.6 Полные потери в стали
![]()
7.7 Механические потери

где
при 2р = 6.
7.8 Добавочные потери в номинальном режиме

7.9 Расчет режима холостого хода:
активная составляющая тока холостого хода

где
- электрические потери
в обмотке статора при холостом ходе;
полный ток холостого хода
![]()
коэффициент мощности

8 РАСЧЕТ РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК
8.1 Потери в стали и механические
![]()
8.2 Активная и реактивная составляющие тока синхронного холостого хода
;
![]()
8.3 Активная и реактивная составляющие сопротивления намагничивающей ветви схемы замещения


8.4 Постоянные величины

.
8.5 Предварительно принимаем скольжение в номинальном режиме
![]()
8.6 Номинальные данные спроектированного двигателя
1. 
2. ![]()
3. ![]()
4. ![]()
5. ![]()
6. ![]()
7. ![]()
8. ![]()
9. ![]()
10. ![]()
11. ![]()
12. ![]()
13. 
14. 
15. ![]()
16. 
17. 
Таблица 8.1
Расчет рабочих характеристик асинхронного двигателя
![]()
| № | Расчетная формула |
Ед. изм |
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
Ом | 31.4 | 15.85 | 10.66 | 8.07 | 6.517 | 5.48 |
| 2 |
|
Ом | 31.44 | 15.92 | 10.78 | 8.22 | 6.697 | 5.693 |
| 3 |
|
А | 6.997 | 13.81 | 20.42 | 26.77 | 32.849 | 38.64 |
| 4 |
|
- | 0.999 | 0.995 | 0.99 | 0.982 | 0.973 | 0.963 |
| 5 |
|
- | 0.049 | 0.097 | 0.143 | 0.188 | 0.23 | 0.271 |
| 6 |
|
A | 7.678 | 14.44 | 20.89 | 26.98 | 32.65 | 37.87 |
| 7 |
|
A | 11.06 | 12.06 | 13.64 | 15.74 | 18.28 | 21.19 |
| 8 |
|
A | 13.47 | 18.81 | 24.95 | 31.24 | 37.42 | 43.41 |
| 9 |
|
A | 7.215 | 14.25 | 21.05 | 27.6 | 33.87 | 39.85 |
| 10 |
|
кВт | 5.07 | 9.53 | 13.79 | 17.81 | 21.55 | 25 |
| 11 |
|
кВт | 0.156 | 0.304 | 0.536 | 0.84 | 1.205 | 1.621 |
| 12 |
|
кВт | 0.02 | 0.079 | 0.173 | 0.297 | 0.447 | 0.619 |
| 13 |
|
кВт | 0.014 | 0.027 | 0.048 | 0.075 | 0.107 | 0.144 |
| 14 |
|
кВт | 0.717 | 0.937 | 1.283 | 1.738 | 2.286 | 2.91 |
| 15 |
|
кВт | 4.351 | 8.593 | 12.51 | 16.07 | 19.27 | 22.1 |
| 16 |
|
- | 0.859 | 0.902 | 0.907 | 0.902 | 0.894 | 0.884 |
| 17 |
|
- | 0.57 | 0.768 | 0.837 | 0.864 | 0.873 | 0.873 |
9 РАСЧЕТ ПУСКОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
9.1 Безразмерная приведенная высота стержня ротора при расчетной температуре 115оС
,
где
– высота стержня в
пазу.
9.2 Глубина проникновения тока в стержень
,
где
.
9.3
Площадь сечения части стержня, ограниченной высотой ![]()


где 
9.4
Отношение площади всего сечения стержня
к площади ![]()

9.5 Коэффициент увеличения сопротивления фазы ротора под влиянием эффекта вытеснения тока

9.6 Приведенное активное сопротивление обмотки ротора с учетом действия эффекта вытеснения тока
![]()
9.7 Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния ротора с учетом вытеснения тока


где ![]()
![]()
![]()
9.8 Коэффициент изменения индуктивного сопротивления фазы обмотки ротора от действия эффекта вытеснения тока

9.9 Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора с учетом вытеснения тока
![]()
9.10 Ток ротора без учета влияния насыщения коронок зубцов полями пазового рассеяния


9.11 Предполагаемую кратность увеличения тока
обусловленную уменьшением
индуктивных сопротивлений из-за насыщения зубцовых зон принимаем равной ![]()
9.12 Предварительное значение тока фазы статора с учетом насыщения
![]()
9.13 Средняя м.д.с. обмотки статора, отнесенная к одному пазу


9.14 Фиктивная индукция магнитного поля рассеивания в воздушном зазоре

где 
9.15
Коэффициент ![]()
равный отношению потока рассеивания при насыщении к потоку рассеяния ненасыщенной машины
.
9.16 Дополнительное раскрытие пазов статора и ротора, учитывающее уменьшение потока пазового рассеивания из-за насыщения
![]()
9.17 Уменьшение коэффициента магнитной проводимости пазового рассеивания статора и ротора


9.18 Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния статора и ротора при насыщении зубцов
![]()
![]()
9.19 Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния статора и ротора при насыщении зубцов
![]()
![]()
9.20 Индуктивное сопротивление обмотки статора с учётом насыщения и обмотки ротора с учётом влияния насыщения и вытеснения тока


9.21 Коэффициент связи параметров Г-образной и Т-образной схем замещения

где
– сопротивление
взаимной индукции обмоток.
9.22 Расчетные активное и индуктивное сопротивления
![]()
![]()
9.23 Ток обмотки ротора, приведенный в обмотке статора

9.24 Ток обмотки статора

9.25 Расхождение полученных значений и принятых первоначально


9.26 Относительные значения тока статора и электромагнитного момента


9.27 Расчет пусковых характеристик для критического скольжения

где ![]()

![]()
9.27.1 Безразмерная приведенная высота стержня ротора при расчетной температуре 115оС
,
где
– высота стержня в
пазу.
9.27.2 Глубина проникновения тока в стержень
,
где
.
9.27.3
Площадь сечения части стержня, ограниченной высотой ![]()
, следовательно, ![]()
9.27.4
Отношение площади всего сечения стержня
к площади ![]()

9.27.5 Коэффициент увеличения сопротивления фазы ротора под влиянием эффекта вытеснения тока

9.27.6 Приведенное активное сопротивление обмотки ротора с учетом действия эффекта вытеснения тока
![]()
9.27.7 Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния ротора с учетом вытеснения тока


где ![]()
![]()


9.27.8 Коэффициент изменения индуктивного сопротивления фазы обмотки ротора от действия эффекта вытеснения тока

9.27.9 Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора с учетом вытеснения тока
![]()
9.27.10 Ток ротора без учета влияния насыщения коронок зубцов полями пазового рассеяния


9.27.11 Предполагаемую кратность увеличения тока
обусловленную уменьшением
индуктивных сопротивлений из-за насыщения зубцовых зон принимаем равной ![]()
9.27.12 Предварительное значение тока фазы статора с учетом насыщения
![]()
9.27.13 Средняя м.д.с. обмотки статора, отнесенная к одному пазу


9.27.14 Фиктивная индукция магнитного поля рассеивания в воздушном зазоре

где 
9.27.15
Коэффициент
равный
отношению потока рассеивания при насыщении к потоку рассеяния ненасыщенной
машины
.
9.27.16 Дополнительное раскрытие пазов статора и ротора, учитывающее уменьшение потока пазового рассеивания из-за насыщения
![]()
9.27.17 Уменьшение коэффициента магнитной проводимости пазового рассеивания статора и ротора


9.27.18 Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния статора и ротора при насыщении зубцов
![]()
![]()
9.27.19 Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния статора и ротора при насыщении зубцов
![]()
![]()
9.27.20 Индуктивное сопротивление обмотки статора с учётом насыщения и обмотки ротора с учётом влияния насыщения и вытеснения тока


9.27.21 Коэффициент связи параметров Г-образной и Т-образной схем замещения

где
– сопротивление
взаимной индукции обмоток.
уточняем критическое скольжение

9.27.22 Расчетные активное и индуктивное сопротивления

![]()
9.27.23 Ток обмотки ротора, приведенный в обмотке статора

9.27.24 Ток обмотки статора

9.27.25 Расхождение полученных значений и принятых первоначально


9.27.26 Относительные значения тока статора и электромагнитного момента


10 ОЦЕНКА СПРОЕКТИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Таблица 10
Сравнение показателей спроектированного двигателя с требованиями ГОСТа 19523-81
n=1000 об/мин, исполнение IP44
| Показатели |
|
|
|
|
|
|
|
| Спроектированный двигатель | 19 | 2.2 | 0.894 | 0.873 | 2.46 | 1.24 | 5.875 |
| По стандарту | 18.5 | 2.7 | 0.88 | 0.87 | 2.0 | 1.2 | 6.0 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором. / С.С. Проскуренко, В.Д. Сергеев, А.С. Чернышова. – В.: ДВПИ, 1984. – 60 с.
2. Проектирование электрических машин. / Под редакцией И.П. Копылова. – М.: Энергия, 1980. – 494 с.
3. ГОСТ 19523-81. Двигатели трехфазные асинхронные короткозамкнутые серии 4А с высотой оси вращения от 50 до 355 мм. Технические условия. – М.: Изд–во стандартов, 1983. – 54 с.
