Курсовая работа: Разработка системы управления двигателя постоянного тока
Содержание
Введение…………………………….…………………………………..................2
1. Определение параметров и структуры объекта управления.….…………….3
2. Разработка алгоритма управления и расчёт параметров устройств управления……………………………………………………………………...…7
3. Моделирование процессов управления, определение и оценка показателей качества…………………………………………………………………………..16
4. Разработка принципиальной электрической схемы и выбор её элементов.23
Список литературы.………………………………………….………………..…39
Введение
На современном этапе, характеризующемся приоритетным развитием машиностроения и автоматизации производства, автоматизированный электропривод сформировался как самостоятельное научное направление, в значительной степени определяющее прогресс в области техники и технологии, связанных с механическим движением, получаемым путем преобразования электрической энергии. Этим объясняется большой интерес специалистов к новым разработкам в данной отрасли техники и к ее научным проблемам.
Четко определился объект научного направления – система, отвечающая за управляемое электромеханическое преобразование энергии и включающая два взаимодействующих канала – силовой, состоящий из участка электрической сети, электрического, электромеханического, механического преобразователей, технологического рабочего органа, и информационный канал. В рамках данного курсового проекта рассматривается разработка информационного канала.
1. Определение параметров и структуры объекта управления
В состав объекта управления входит двигатель постоянного тока
независимого возбуждения
с параметрами по табл. 10.11 [1,
стр. 277]:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Данный ЭД предназначен для работы в широкорегулируемых
электроприводах, соответствует
, имеет защищенное исполнение, с
независимой вентиляцией (асинхронный двигатель
).
Номинальная угловая скорость вращения
![]()
Максимальная угловая скорость вращения:
![]()
Номинальный ток якоря:
![]()
Суммарное сопротивление якорной цепи:
![]()
Произведение постоянной машины на номинальный поток:
![]()
Постоянная времени якорной цепи:
![]()
Номинальный момент:
![]()
Номинальный ток обмотки возбуждения:
![]()
Исходя из высоты оси вращения
по табл. 1 [2, стр. 5]: ![]()
По рис. 4 [2, стр. 10]: ![]()
![]()
По рис. 2б [2, стр. 8]: ![]()
По табл. 2 [2, стр. 9] для класса изоляции
: ![]()
По табл. 3 [2, стр. 10] для
:
![]()
Окончательно получим:
![]()
По рис. 3 [2, стр. 9]: ![]()
Полюсное деление равно:
![]()
Число витков обмотки возбуждения [2, стр. 27]: ![]()
Номинальный магнитный поток:
![]()
Постоянная машины:
![]()
Коэффициент рассеяния [3, стр. 38]: ![]()
Индуктивность обмотки возбуждения:
![]()
Постоянная времени обмотки возбуждения:
![]()
Постоянная времени обмотки возбуждения:
![]()
Суммарный момент инерции механизма:
![]()
Так же объёкт управления содержит
возбуждения и
напряжения якоря,
частота коммутации которых: ![]()
Постоянная времени преобразователей равна:
![]()
Так как
и
представим преобразователи в виде
пропорциональных звеньев, откуда с учетом диапазона стандартных управляющих
сигналов (
)
имеем и максимальной скважности
(
) получим:
![]()
2. Разработка алгоритма управления и расчёт параметров устройств управления
Объект управления описывается следующими уравнениями [3, стр.38-39]:

Выберем двухконтурную систему управления скорости с внутренним контуром потока (рис. 1).

Рис. 1. Двухконтурная система регулирования скорости.
Универсальная кривая намагничивания представлена на рис. 3.
Так как регулирование происходит изменением потока, минимальный поток будет при максимальной скорости:
![]()
Минимальный ток возбуждения (по рис. 3):
![]()

Рис. 3. Универсальная кривая намагничивания.
При этом коэффициент линеаризации кривой намагничивания лежит в диапазоне:
![]()
![]()
Максимальная постоянная времени потока:
![]()
Коэффициент форсирования тока возбуждения [4, стр. 559]:
![]()
Малая постоянная времени:
![]()
Желаемая передаточная функция замкнутого контура потока:
![]()
Желаемая передаточная функция разомкнутого контура потока:
![]()
Передаточная функция разомкнутого контура потока:
![]()
Коэффициент обратной связи по потоку:
![]()
Передаточная функция регулятора потока:
![]()
где
![]()
![]()
Коэффициент
подлежит определению непрерывно,
для чего контур потока будет модифицирован (рис. 4.).

Рис. 4. Модифицированный контур регулирования потока.
Коэффициент обратной связи по скорости:
![]()
Коэффициент обратной связи ЭДС:
![]()
Коэффициент обратной связи по току возбуждения:
![]()
Коэффициент нормализации ![]()
![]()
С учётом этого:
![]()
![]()
Внешний контур скорости представлен на рис. 5.

Рис. 5. Контур регулирования скорости.
Желаемая передаточная функция разомкнутого контура скорости:
![]()
Передаточная функция разомкнутого контура скорости:
![]()
Передаточная функция регулятора скорости
![]()
где
![]()
Так как нагрузка с постоянной мощностью изменяет знак
и коэффициент
подлежит
определению непрерывно контур скорости также будет модифицирован (рис. 6.).

Рис. 6. Модифицированный контур регулирования скорости.
Коэффициент обратной связи по току якоря:
![]()
Отсюда следует:
![]()
Передаточная функция контура компенсирующего влияние нагрузки:
![]()
Коэффициент задания мощности нагрузки:
![]()
Откуда (с учётом принятых выше коэффициентов) имеем:
![]()
где
![]()
![]()
Структура системы управления стабилизатором напряжения в цепи якоря приведена на рис. 7.

Рис. 7. Контур управления напряжением якоря.
Здесь:
![]()
Структурная схема всей системы управления и объекта приведена на рис. 8.

Рис. 8. Структурная схема системы управления и объекта.
3. Моделирование процессов управления, определение и оценка показателей качества
Модель объекта и системы управления в комплексе
представлена на рис. 9.
Моделирование будем проводить по нижеследующему алгоритму:
Пуск на номинальную скорость - ![]()
максимальный скачёк задания -
, (рис. 10 – рис. 14)
Проверка отработки задания
(рис. 15 – рис. 10)

Рис. 9. Модель объекта и систему управления.

Рис. 10.
Зависимость
от
времени.

![]()
Рис. 11. Зависимость
и
от времени.

Рис.
12. Зависимость
и
от времени.
![]()

Рис.
13. Зависимость
и
от времени.
![]()

Рис.
14. Зависимость
от времени.
![]()
![]()

Рис. 15. Зависимость
от времени.
![]()
![]()

Рис. 16. Зависимость
и
от времени.
![]()

Рис.
17. Зависимость
от времени.
![]()

Рис.
18. Зависимость
и
от времени.
![]()

Рис.
19. Зависимость
от времени.
Для технического оптимума:
-перерегулирование составляет:
![]()
-время нарастания:
![]()
По результатам моделирования:
-перерегулирование составляет:
![]()
-время нарастания: ![]()
Статическая ошибка отсутствует.
Отсюда можно сделать вывод:
динамика и статика спроектированной системы полностью удовлетворяет требованиям технического задания.
4. Разработка принципиальной электрической схемы и выбор её элементов
Обратная связь по скорости.

Рис. 20. Обратная связь по скорости.
Схема обратной связи по скорости представлена на рис. 20, здесь:
-фильтр коллекторных пульсаций тахогенератора с
:
-
,
- ![]()
-цепь защиты от обрыва обратной связи:
-
с
параметрами
- максимальный прямой ток,
-
прямое напряжение,
-
максимальное обратное напряжение,
-
ёмкость диода,
-
максимальная рабочая частота;
-тахогенератор
встроенный в двигатель:
![]()
-коэффициент усиления схемы:
,
,
-
,
![]()
;
-усилительный элемент:
-
с параметрами
-
напряжение питания,
- максимальное выходное
напряжение,
-
входной ток,
- коэффициент нарастания
напряжения,
- коэффициент усиления по
напряжению,
-
максимальная рабочая частота;
-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:
-
,
Обратная связь по току якоря.

Рис. 21. Обратная связь по току якоря.
Схема обратной связи по току якоря представлена на рис. 21, здесь:
-фильтр пульсаций
с
:
-
,
-
;
-датчик тока:
-
с
параметрами :
-
номинальный входной ток,
-
напряжение питания,
-
сопротивление нагрузки,
-
коэффициент датчика тока;
-коэффициент усиления схемы:
![]()
-
,
![]()
-
,
-усилительный элемент:
-
;
-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:
-
.
Обратная связь по току возбуждения.

Рис. 22. Обратная связь по току возбуждения.
Схема обратной связи по току возбуждения представлена на рис. 22, здесь:
-фильтр пульсаций
с
:
-
,
-
;
-датчик тока:
-
с
параметрами
-
номинальный входной ток,
-
напряжение питания,
-
сопротивление нагрузки,
-
коэффициент датчика тока;
-коэффициент усиления схемы:
,
-
,
![]()
,
-усилительный элемент:
-
;
-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:
-
.
Обратная связь по ЭДС.

Рис. 23. Обратная связь по ЭДС.
Схема обратной связи по ЭДС представлена на рис. 23, здесь:
-фильтр пульсаций
с
:
-
,
-
;
-датчик напряжения:
-
с
параметрами :
- номинальный входной ток,
-
напряжение питания,
-
сопротивление нагрузки,
-
коэффициент датчика напряжения;
-коэффициент усиления схемы:
![]()
-
,
![]()
-
,
![]()
-
,
-усилительный элемент:
-
;
-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:
- ![]()
Обратная связь по потоку.


Рис. 24. Обратная связь по потоку.
Схема обратной связи по потоку представлена на рис. 24, здесь:
-коэффициент усиления схемы:
,
-
,
-
,
![]()
-
,
![]()
-
;
-защита от отрицательного напряжения:
-![]()
-ограничение
:
-
с параметрами:
-
напряжение стабилизации,
- ток стабилизации;
-
с параметрами:
-
напряжение стабилизации,
- ток стабилизации;
-
;
-![]()
-перемножитель напряжения:
-
с параметрами:
-
напряжение питания,
- максимальное выходное
напряжение,
-
входной ток,
- коэффициент нарастания
напряжения,
-
коэффициент умножения,
-
максимальная рабочая частота;
-усилительный элемент:
-
;
-фильтр пульсаций напряжения питания:
-
.
Модульная функция.

Рис. 24. Модульная функция.
Схема модульной функции представлена на рис. 24, здесь:
-сопротивления:
-
;
-усилительный элемент:
-
;
-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:
-
.
Регулятор скорости.

Рис. 25. Регулятор скорости.
Схема регулятора скорости представлена на рис. 25, здесь:
-компенсация нагрузки:
-
,
![]()
![]()
![]()
-
,
-
,
![]()
,
-
,
-
,
-
,
-
;
-усилительный элемент:
-![]()
-перемножитель напряжения:
-
с параметрами
-ограничение сигналов:
-
,
-
,
-![]()
-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:
- ![]()
Регулятор потока.

Рис. 26. Регулятор потока.
Схема регулятора потока представлена на рис. 26, здесь:
-компенсация нагрузки:
-
,
-
,
-
,
-
,
-![]()
-усилительный элемент:
-
;
-перемножитель напряжения:
-
;
-ограничение сигналов:
-
;
-фильтр пульсаций напряжения питания усилителя:
-
.
Управление стабилизатором напряжения якоря.

Рис. 27. Управление стабилизатором напряжения якоря.
Схема управление стабилизатором напряжения якоря представлена на рис. 27, здесь:
-
,
-
,
-
,
-
,
Реле защиты.

Рис. 28. Реле защиты.
Схема реле защиты представлена на рис. 28, здесь:
-
,
-
,
-
,
-![]()
Список литературы
1. Справочник по электрическим машинам: В 2 т./ Под общ. Ред. И. П. Копылова и Б. К. Клокова. Т. 1. – М.: Энегроатомиздат, 1988, - 456 с.
2. Заборщикова А. В., Мельников В. И. «Двигатели постоянного тока для автоматизированного электропривода»: Учебное пособие. – СПб: Петербургский гос. ун-т путей сообщ., 1994. – 84 с.
3. Башарин А. В., Новиков В. А., Соколовский Г. Г. «Управление электроприводами» : Учебное пособие для вузов. – Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. Отд-ние, 1982. – 392 с., ил.
4. Ключев В. И. «Теория электропривода»: Учеб. Для вузов. – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Энегроатомиздат, 2001. – 704 с.: ил
5. Герман-Галкин С. Г. И др. Цифровые электроприводы с транзисторными преобразователями. - Л.: Энергоатомиздат. Ленинградское отделение, 1986.–246 с.
4. Справочник разработчика и конструктора РЭА. Элементная база : В 2 кн. / Масленников М. Ю., Соболева Е. А и др. – М.: Б. И., 1996.-157-300с.
5. Операционные усилители и компараторы. – М.: Издательский дом «ДОДЭКА ХХI», 2002.-560 с.
. Бурков А. Т. Электронная техника и преобразователи: Учеб. Для вузов ж.–д. трансп. – М.: Транспорт, 1999.-464 с.
6. Александров К. К., Кузьмина Е. Г. Электротехнические чертежи и схемы. – М.: Энергоатомиздат, 1990.-288с.