Реферат: Культура русского зарубежья

Введение

Обзор отечественно й культуры был бы неполным бе з рассмотрения огромного вк л ада, в нее, сделанного р усской эмиграции.

Изучение культурного наследия российской эмиграции имеет давние тради ц ии на Западе. На родине, напротив, об этом наследи и было принято либо умалчивать, либо представлять его в искаженном свете. Лишь несколько лет назад стали рушиться искусственные преграды, разделявшие соотечественников.


1. Р усское з ару бежье

 

Русская эмиграция имеет многовековую историю. Еще в XVI в. князь Ан д рей Курбский был вынужден бежать в Литву, и отп р авлял из Ливонии возмущенные письма Ивану Грозному. Вынужден был уе х ать с родины и продолжить свою просветитель с кую деятельность за рубежом и русски й первопечатник Ива н Федоров. В XVII в. Григорий Котошихин написал в Ш в еции свой трактат «О России в царствование Алексея Михайловича». Многочисленной была русская эмиг р а ц ия в XIX в. Политэмигранты, жившие и творившие в Англии, Ф ранции, Швей ц арии, А. Герцен, Н. Огарев, М. Бак у нин, Л. Мечников, П. Лавров и многие другие боролис ь вне России с царск и м самодержавием. Русскую эмиг р ацию в это время представляли не только оппозиционеры. Большую часть жизни прожил за рубежом великий русский писатель И. С. Тургенев, многие выдаю щ иеся отечест в енные художники творили за рубежом, оста ваясь именно русскими художниками.

В конце XIX - начале XX в. следующее поколение политических эмигрантов - П. Кропоткин, Г. Плеханов, В. Ленин, Л. Троцкий, А. Богданов, А. Лунача р ский - возвратились в Россию и создали советское государство.

Значительную часть русского зарубе ж ья составили люди, покинувшие родину в поисках работы и лучшей доли. С 1828 по 1915 го д из Рос сийской империи эмигрировало 4 509 495 человек. Большинство из них поселилось в США, Канаде и Аргентине.

Трагические последствия, вызванные революцией, гражданской войной, тоталитарным режимом, массовыми репрессиями, привели к исходу из России миллионов ее граждан. Находясь в эмигра ц ии, они ос т ави л и заметный след в различных областях культуры.

Послереволюционную российскую эмиграцию обычно разделяют на три периода - «три волны». Первым считается период между двумя мировыми войнами; вторым - с 19 45 г. до конца 60-х годов (время перемещен ных лиц и второго, по яв ившегося за рубе ж ом эмигра н тского поколения); третьим - период после 1970 г., когда начался, а потом все б олее усиливался современный исход россиян на Запад.

После Октябрьского пе р еворота и в ходе гражданской войны из России уехало свыше полутора миллионов человек, главным образом лю д ей интеллектуального труда . В 19 22 г., как вы уже знаете, за рубеж было насильственно выслано свыше 160 наиболее выдающихся русских философов, ученых, инженеров и агрономов. За границами России остались также два русских экспеди ци онных корпуса, посланны х во время войны на помо щ ь союзникам во Францию и в Салоники. Всего вне пределов Отечества, оказалось около 10 миллионов русских. Помимо бежен ц ев и эмигрантов это были и р у сские, проживавшие на отошедших от России территориях.

Политико-кул ь турный спектр российской эмиграции «первой волны» был в есьма , разнородным. Он представлял собой срез д ореволюционно й России и отражал самые различные устремления. Единой была только ностальгия и надежда на возвращение на, родную землю. Однако и идейные основы возвращенчества существенно различались.

Правое крыло эмиграции (преимущественно монархические силы), стоя в шие на позициях безусловного неприятия советского строя, исповедовало концепцию возвращение на «белом коне». Анализ военных доктрин русского зарубежья 20-30-х годов показывает, что надежда на возвращение белая эмиграция возлагала , на:

1)  всенародное восстание в СССР;

2)  крушение советской власти вследствие причин экономического характера (особенно в период военного коммунизма и нэпа );

3)  раскол внутри ВКП (б) из-за политических противоречий ее лидеров;

4)  восстание в РККА;

5)  индивидуальный террор против партийных руков о дителей;

6)  прямое выступление белоэмигрантских военных структур.

Русская эмиграция «первой волны» была сосредоточена в основном в европейских странах, преиму щ ественно во Франции. Главным центром ее к середине 20 -х годов стал Париж, где обосновалось и единственное п р изнанное западными странами р усское правительство, сформированное еще в К р ыму В р ангелем. Министром иностранных дел этого правительства был известны й р усский философ, экономист и политолог П. Струве, который много сделал для оказания помощи русским эмигрантам.

С началом второй мировой войны началось переселение р усских эмигрантов из Европы за океан, главным образом в США, Кана д у и Аргентину.

Послевоенная эмигра ц ия имела , другой состав и другие места сосредоточения. Эмигранты «второй волны» не питали иллюзий о возможном возвра щ ении на родину. Они стрем и лись скорее раствориться в местном населении и устремлялись главным образом за океан. Их отличие от эмигрантов «первой волны» в том, что последняя состояла главным образом и з интеллиген ц ии, которая выехала из России с мечтой о воз в ращении на родину и предпринимала все возможные усилия, чтобы сохранить свой язык и культуру.

В ходе «третьей волны» с конца , 60-х до конца 80-х годов за рубе ж ом оказалось очень много представителей творческой интеллигенции, которая не мирилась со своим положением изгнанников и продолжала активную борьбу за свою творческую индивидуальность, за преобразования на родине. Поэтому, как первый исход русской интеллигенции в годы гра ж данской войны, так и последний поток русской интеллектуаль ной эмиграции представляются более значительными по своему объем у и вкл а ду в российскую и мировую культуру.

Активная творческая деятель н ость в сфере отечественной к у льтуры дает нам основание называть русскую эмиграцию 3арубежной Россией. Созданное русскими деятелями ку л ьтуры за пределами Отечества вполне сопоставимо с тем, что соз да но в это время на родине в условиях тоталитаризма.


2. Об р азование, прос в е щ ение и наука русского за руб ежья.

 

Русские эмигранты послереволюционной попы д елали все возмо ж ное для сохранения русской культу р ы, для воспитания моло д ого поколения в духе р усски х национальных традиций. С это целью во многих европейских ст р анах были созданы русские школы и высшие учебные заве д ения, научные учреждения, книжные издательства , выходили русские газеты, журналы, аль м анахи, для детей организовывались летние лагеря, летние школы, собирались съезды русской молодежи. Большую просветите л ьскую работу в ела Русская православная церковь за рубежом.

В 20-е годы русские учебные заведения были открыты в Париже (Русское отделение при Парижском университете, Народный университет, Русская политехническая шко л а, преобразованная в Высших технический институт, Высшая школа социальных, политических и юридических наук, преобразованная затем во франко- русский институт, Православный богословский институт, Русская консервато р ия им. С. Рахманинова , Коммерческий институт), в Праге (русский юридический факультет при Карловом университете, Педагогический институт им. Я. Коменского, Курсы техников путей сообщения, И нститут сельскохозяйственной кооперации, И нститут коммерч е ских знаний, Русский народный свободный университет ); в Харбине (Экономическо-ю ридические курсы, преобразо в анные затем в Юридический факультет , Политехнический техникум, преобразованный в Политехнический институт, Институт восточных и коммерчески х наук, Педагогический и нститут, Высшая богословская школа, Высшая меди ц инская школа).

Духовно-патриотическим ориентиром для всех русски х изгнанников служила , военная эмиграция . Военная культура зарубежья представляла собо й совокупность военной организации, военной науки и об р азования, венной печати, собственно культурной военной сферы.

Военные организации, п е рвоначал ь но состоявшие из нескольких военно-поселенческих лагерей на Балкана х , в последствии оформились в целый ряд союзов и объ е динени й . Самой крупной организацией был Русский общевоинский сою з (РОВС), объе д инявши й в себе большинство более мелких союзов и групп. С 1927 по 1940 г. в Париже и Белграде функционировали высшие в оенно-научные курсы генерала Н. Головина. В эти же годы существовала сеть военных училищ (в основном в европейских странах ) ; в Югославии действовали кадетские корпуса. Воинст в о эмиграции хранило традиции р усско й армии, соблюдало ритуалы. Во многих странах ревнители русской военной истории устраивали музеи, библиотеки и собрания военных реликвий.

Помимо заботы об образовании порастающего поколения русская эмиграция вела большую просветительскую работу, которая выражалась в обширной издательской деятельности. Печаталась масса журналов, книг, газет, сборников. Только с 1918 по 1932 г. выходило 1005 русских эмиг р антских изданий. До 1970 г. за пределами России выходило 2230 периодических изданий , печатавшихся на, русском языке.

Из эмигрантских издател ь ств, которых насчитывалось более 100, следует выделить следующие. Издательство ИМКА-ПРЕСС в Париже помимо художественной литературы издало почти все вышедшие за рубежом крупные работы русских мыслителей. Издательство имени Чехова в Ньюорке вело активную деятельность в течение послевоенного периода. Наиболее значительным в последнее время было издательство «Посев».

Большим культурным событием в зар у бежной России был отмечавшийся с 19 2 5 г. день рождения А.С. Пушкина. Этот праздник проходил как «День русской культуры». К нему готовились литературные альманахи, специальные выпуски журналов и газет, спектакли, проводили с ь научные конференции.

Благодаря большой просветительской работе русская эмигра ц ия сохраняла свой национальный характер, а дети эмигрантов, покинувшие родину в малом во з расте или родившиеся за рубежом, получали образование на родном языке и не порывали свя з и с русской культурой, а продолжали развивать ее даже в условиях полного отрыва, от родной почвы.

Значительную часть эмигрантов «пе р вой волны» составляли русские ученые, представители всех научных направлений. Авто р итет эмиг р ировавших отечественных ученых в мировом научном сообщества, был очень высок. Многие из них возглавили кафедры в университетах Западной Европы, научные лаборато р ии и отделы в научно-исследовательск и х учреждениях, были избраны членами многих академий. Так, византолог А.Н. Грабарь стал членом Австри й ской, Болгарской, Датской, Норвежской, Сербской, Американской академий и академии Великобритании.

Наиболее крупным научным ц ентром, где работало большое количество русских ученых, был Пастеровский институт в Париже. Один из отделов в нем с 19 22 по 1952 г. возглавлял С.Н. Виноградский - один из создателей новой отрасли в биологии - агробиологии. Здесь же работали многие ученики И. Мечникова А. Безредка, А. Манухин, С. Метальников и другие русские ученые, всего 18 человек.

Свыше 60 русских профессоров в разные годы читали лек ц ии на различных факультета х Парижского университета. Д иректором Аэродинамического института Парижского университета стал русский ученый Л.П. Рябушинский. Дмитрий Павлович Рябушинский организовал в Париже Общество охранения русский культурных ц енностей за рубежом, которое провело огромную работу по учету и сбору культурных ценностей, предотвратив тем самым их распыление по различным каналам.

Значителен вклад отечественных ученых-эмигрантов в развитие мирово й астронавтики и авиации. Председателем первого Международного конгресс ы по астронавтике был избран русский ученый Александр Ананов. За рубежом после революции оказались почти все выдающиеся отечественные авиаконструкторы. Среди выехавших был и родоначальник мирового вертолетостроения Игорь Иванович Сикорский, а также Северский, Кудлаенко, Бара н ов, Грязнов, Бодянский, Джунковский, 3ахарченко и другие авиаинженеры. Сикорский был избран председателем правления Толстовского ф онда, который оказывал материальную поддержку многим деятелям отечественной культуры. Одним из создателе й телевидения стал В.К. Зворыкин, изобретший первую передающую телевизионную трубку.

Получили признание и известность не только представители те х нических и естественных наук, но и гу м анитарии. П р изнанным авторитетом в со ц иологии стал Питирим Александ р ович Сорокин. С его теорией культурных типов (чувственного, идеационального и идеалистического) мы уже знакомы. Не менее известно имя другого русского со ц иолога - Николая Сергеевича Тимашева - одного из создателей со ц иологии права. В Гарвардском университете в 1927 г. возглавил преподавание русской истории М. Карпович, под руководством которого сф ормировалось несколько поколени й американских спец и алистов по истории Росси и .

Общая цифра всех р усских научных работников, оказавшихся за р у бежи после второй мировой войны, составляет около тысячи человек. Библиография тр у дов, изданных за рубежом отечественными учены м и, насчитывает более 13 тысяч работ . Трое отечественных ученых-эмигрантов были удостоены Нобелевских премий: И.Р. Пригожин в 1977 г. по химии, С. С. Кузнец в 1971 и В. Леонтьев в 1973 г. по экономике.

Особое место в мировой науке занимает ру с ская философия. Творения отече с твенных мыслителей, созданные за рубежом, продолжали тот плодотворный этап в развитии русской философ с кой культуры, который начался на рубеже XIX и XX столетий. С л едует сказать, что эмигра ц ия спасла отечественную философию от уничтожения в 30-е годы. Именно за рубежом после 1930 г. были созданы и изданы боль ш инство из лучши х работ Н. Бердяева, С. Булгакова, Б. Вышеславцева , И. Ильина , Н. Лосского, С. Франка и многие другие труды русских философов.

Проблема истоков русской революции в научном наследии эмиграции 20-30-х годов занимала ведущее место. Можно выделить два нап р авления эмигрантской мысли в оценке причин событий 1917 г. Первое, наиболее традиционное, опиралось на антиевропоцентристские схемы славянофилов. Так, Н. Трубецкой, П. Савицкий, А. Карташев объявляли основной причиной революции внешни х фактор европейское влияние, разрушившее, по их мнению, единство системы ценносте й в России.

Представители второго нап р авления, Н. Бе рд яев, В. Зеньковский, Ф. Степун, П. Струве, Л. Карсавин, концентрировали внимание на внутренних факторах. На первы й план они выдвигали следую щ ие аспекты: разрыв государства и общест в а, слабость церкви как религиозно-политического института, своеобразие русско й религиозности (мессианизм). В отличие от России Европа ими воспринималась как мо д ель ц ивилиза ц ии, сумевшей выработать механизм саморегуляции и самоохранения социально-политической структуры и к у льтурных традиций. Это направление представляется весьма перспективным в отношении развития к ул ьту р ологического анализа.

Большинство русских философов признавали историческую неизбежность революционного взрыва как следствия своеобразного развития России в последние перед револю ц ией десятилетия и особого склада умонастроени й российской интеллигенции. Но они были категорически против теоретического и нравственного оправдания ее как способа решения социальных противоречий и проблем. Русские мыслители доказывали порочность попыток претворения утопии в жизнь, невозможность реального земного воплощения идеалов, как бы привлекательны они не были. По их мнению, невозможно уничтожить зло путем уничтожения носителей зла, ибо никакая перемена внешних условий жизни неспособна изменить сознание людей, которое зависит от внут р еннего состояния души. Только постоянное, ежедневное преодоление зла в себе способно утвердить добро в отношениях меж ду людьми. Как писал С. Франк , даже малое, но доброе дело сегодня гораздо важнее и значительнее, чем подготовка себя к великому подвигу завтра и примирение при этом с хотя бы малым злом сегодня во имя торжества добра и справедливости завтра.

Духовное наследие русского зарубежья нельзя представить бе з весьма любопытного явления общественной мысли, каким было евразийство. Это движение было основано Н. Т рубецким, Г. Флоровским, П. Савицким и П. Сувчанским публикацией в С офии в 19 2 1 г. сборника статей под названием «Исход к востоку». Евразийцы сочетали в себе идеалы славянофильства XIX в. с верой в создание ново й культуры, которая объединит Ев р опу и Азию. Они призывали к борьбе человечества против губительного «кошмара» всеобщей е вр опеиза ц ии. Ответственность з а безудержное проникновение в Россию романо-германской культуры возлагалась на ее агента - русскую интеллиген ц ию. Европе й ской культуре противопоставлялась равносильная ей е в разийская культура.

Заявив о Евразии как особом субконтиненте, состоящем из отломанной от Европы Европейской России и исключенной из Азии России Азиатской, они придали понятию «Евразия» не только географичес к ий, но и культурно- и с торический с мысл. Евразийцы имели и политическую платформу. Они выступали за создание Евразийской партии в СССР вытеснение ею ВКП (б) с политической арены, овладение государственным аппаратом , проведение крупномасштабных экономических преобразований, в том числе введение «государственно-частной собственности».

Нужно оказать, что в середине 20 -х годов даже была оформлена евразийская партия. Однако во второй половине 20-х годов в результате размежевания евразийцев и проникновения в движение агентов ГПУ (операция «Трест» ) начинается разложение евразийской организации, которое привело к упадку движения в 30-е годы.

Кризис большевистского плана построения нового об щ ества посредство м политики военного коммунизма и переход к н э пу дали импульс поискам российскими филосо ф ами «третьего пути» развития страны. Одним из вариантов таких стремлений части эмиграции стал сборник «Смена вех», а затем и последую щ ие сменовеховские издания. Мы уже говорили об этом направлении русской об щ ественной мысли при изучении предыду щ ей темы. Следует подчеркнуть, что идеи и практическая деятельность сменовеховцев объективно способствовали укреплению власти большевиков, усиливая в среде эмигрантов примиренческие настроения и побуждая интеллигенцию к сотрудничеству с советским режимом. Большая часть общественно-поли тических течени й российско й диаспоры враждебно относилась к сменовеховцам.

Многие из отечественных мыслителей писали не только ф илософские, но и богословские тру д ы, осмысливая роль религии и церкви в истории человечест в а и в современном ми р е. Они старались показать значение религиозных истин для про с ветления и умиротворения человеческо й души. Процессорами Православного богословского института в Париже были С. Булгаков, Л. Зандер, В. Зеньковский, В. Ильин, Г. Федотов, Г. Флоровский. Здесь же неоднократно выступал с лек ц иями и С. Франк.

Религиозно окрашенная русская философская мысль оказала определенное влияние и на западноевропейскую мысль. Исследования по истории русской философии показали тесную взаимосвязь русской филосо ф ии с другими сферами духовного творчества, особенно с художественной культурой. Это было неоднократно проиллюстрировано исследованиями творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского , Л.Н. Толстого и других русских писателей и поэтов, ставивших в своем творчестве философские проблемы. Философские идеи рождались и в самой художественной культуре русской эмиг р ации, что убедительно демонстрировалось Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус и другими писателями.

3. Литература

 

В более сложной ситуации, по сравнению с научной интеллигенцией, оказались представители художественной культуры, поскольку художественное творчество определяется в первую очередь эмоциональным настроением и вдохновением. Поэтому для многих отечественных писателей, поэтов, композиторов эмиграция обернулась настоящей трагедией.

Если представители исполнительского мастерства: художники, скульпторы, архитекторы еще могли каким-то образом адаптироваться к жизни в эмиграции, то для художников слова процесс привыкания к чужой среде проходил более мучительно. Нужно сказать, что были и такие русские писатели, которые успешно писали и на иностранных языках. Особенно те, кто попал в эмиграцию в молодом возрасте: Артур Адамов, Владимир Волков, Яков Горбов, Зоя Ольденбург, Ирина Немировская и другие. Наибольшую известность и признание из таких писателей получил Владимир Набоков, перешедший на английский язык уже в зрелом возрасте. Популярны были также Лев Тарасов, писавший под псевдонимом Анри Труайя, Иосиф Кессель, княгиня З. Шаховская (псевдоним - Жак Круазе), Бабавнуков (Эммануэль Бова). Об их творчестве следует говорить как о вкладе русских в мировую культуру более чем в отечественную.

Писатели старшего поколения, особенно те, кто стал эмигрантом уже в зрелом возрасте, переживали отрыв от родины очень болезненно. Большинство их произведений, созданных за рубежом, посвящены ностальгическому описанию русского быта и нравов России.

После Октября и гражданской войны в эмиграции оказались почти все известные русские писатели и поэты. Большинство из них продолжали свои деятельность, создав целый пласт литературы. Всего в Зарубежной России с 1920 по 1970 г. на русском языке вышло около десяти тысяч книг. Более семи книг романов и новелл написал И. Бунин, получивший за свое литературное творчество в 1933 г. Нобелевскую премию. Д. Мережковский издал 10 томов исторической прозы позы. Ряд пьес опубликовал Б. Зайцев. Три больших романа и шесть сборников рассказов выпустил И. Шмелев. Увидели свет более д есяти книг М. Осоргина, восемь романов М. Алданова. А. Куприн уже в пожилом возрасте написал в эмиграции две повести и несколько рассказов. Почти все свои художественные произведения послереволюционной поры написал в эмиграции и М. Горьких. Активно публиковались в русской эмигрантской периодике со своими стихами, юмористическими и сатирическими очерками А. Аверченко, С. Черный, Дон Аминадо, Надежда Тэффи.

Активно создавалась за рубежом и русская поэзия. К середине 20-х годов в Париже собрались почти все виднейшие русские поэты как старшего поколения, прославившиеся еще в период серебряного века, так и более молодые, выпустившие до эмиграции только первые свои книги.

Эмигрантских поэтов в период между двумя войнами можно разделить делить на четыре основные группы. Во-первых, это поздние символисты. Главными наследниками символистов в эмиграции были Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский.

Вторую группу поэтов составляли последователи так называемой «парижской ноты» - периода абсолютной свободы и индивидуального своео бразия поэтического творчества. Среди поэтов, следовавших этим настроениям, были Георгий Адамович, Лидия Червинская, Ирина Одоевцева, Борис Поплавский, Игорь Чиннов и другие. Среди эмигрантских поэтов особое место занимала Марина Цветаева. Чрезвычайно индивидуальная, уникальна в своем мироощущении и в стиле Цветаева не вписывалась даже в «парижскую ноту».

К третьей группе следует отнести поэтов-экспериментаторов, пытавшихся соперничать с дадаизмом[1] и сюрреализмом[2], Александра Гингера, Анну Присманову, Виктора Мамченко, Юрия 0дарченко.

Четвертую группу поэтов можно представить, как поэтов, следовавших совету Ходасевича просто писать хорошие стихи, не подражая определенному течению, но все же склонявшихся к акмеизму - например, Георгий Иванов.

Вторая мировая война смыла литературную жизнь «первой волны». Некоторые писатели к тому времени уехали в Америку - Набоков, Алданов Цетлин. Другие - Шмелев, Ремизов, Осоргин - оказались в оккупированных немцами зонах. Третьи же вернулись в зоны оккупации до того, как немцы заняли Фран ц ию - Мережковский, Гиппиус, Тэффи. От рук фашистов погибло несколько писателей: Юрий Фельзен, Юрий Мандельштам, Игорь Воинов, Анатолий Левицкий, Илья Фондаминский, Илья Коровин-Пиотровский, Михаил Горлин, Раиса Блох, монахиня и поэтесса Мать Мария. Среди русских эмигрантов, собравшихся в Берлине для борьбы с большевизмом, оказался романист Николай Брешко-Брешковский.

В послевоенный период поэтическое творчество в эмиграции получило новые импульсы, породившие новые поиски стиля, формы. Их разнообразие свидетельствует об абсолютной внутренней творческой свободе. Уже после войны вышли антологии и поэтические сборники, охватившие все течения в литературе Зарубежной России.

В эти годы литературное творчество за рубежом продолжало активно развиваться. На смену старшему поколению пришли как молодые русские писатели, родившиеся уже вне родины, так и новые эмигранты из числа так называемых «перемещенных лиц».

Нужно сказать, что хотя во «второй волне» были пре д ставители интеллигенции, она, в целом не обладала «критической массой», необходимой для сохранения культурной традиции за рубежом. В 50-х и начале 60-х годов представители «первой волны» по-прежнему занимали главное место в литературной жизни эмиграции.

Одной из главных заслуг «второй волны» в литературе были мемуа р ный жанр и худо ж ественная проза, запечатлевшая опыт недавнего прошлого, поскольку трагедия народа не была объективно отражена в советской литературе, а вывести рукописи из СССР до войны было нелегко. Следует отметить такие книги, как «Соловецкие острова» Геннадия Андреева, «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева, «Враг народа» Владимира Юрасова, «Укрощение искусств» и «Темный гений» Юрия Елагина.

Эмигрировав на Запад, русские писатели «т р етьей волны» не прекра щ али активной творческой работы. По отношению к «непослушным» писателям советские власти применял и новую тактику - лишение гражданства. Пепвым писателем, которого лишили гражданства, был Валерий Тарсис, депортированный на Запад в 1966 г. Позднее были лишены советского гражданства Александ р Солженицын, Владимир Максимов, Александр Зиновьев, Василий Аксенов, Георгий Владимов, Владимир Войнович, Эдуард Кузнецов. В 70-80 годы родину вынуждены были покинуть такие талантливые писатели и поэты, как Юз Алешковский, Иосиф Бродский, Наталья Горбаневская, Сергей Довлатов, Наум Коржавин, Эдуард Лимонов и другие. Двое из писателей-эмигрантов «третьей волны» были удостоены Нобелевской премии по литературе: в 1970 г. - А. Солженицын, в 1987 г. - И. Бродский.

Спектр литературных направлений писателей «третьей волны» представляется следующим образом.

А. Солженицын и В. Максимов сохранили великие традиции реализма XIX в. В. Некрасов - также писатель традиционной реалистической школы, использовавший в творчестве «эзопов язык», чтобы обходить советского цензора - на Западе был обескуражен отсутствием привычных для него рамок. Э. Лимонов (Савенко) осуществил свою литературную месть в использовании реалистического метода для изображения мира сексуальных извращений, что можно рассматривать как своего рода преднамеренный акт богохульства против властьимущих.

Роман В. Аксенова «Остров Крым», романы В. Войновича «Москва 2042» и «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», книга А. Зиновьева «Зияющие высоты» могут быть отнесены к облеченной в фантастику политической сатире.

А. Синявский в своем творчестве, выражая протест против реализма, обращался к жанру фантастики. Его ироничная автобиография «Спокойной ночи» была написана в модернистском духе.

Одним из самых наблюдательных и остроумных масте р ов юмористического рассказа был Сергей Довлатов, умевший талантливо и иронично передавать мелкие детали эмигрантской жизни.

Традиционные жанры и приемы в поэзии представлены в творчестве Н. Коржавина и Н. Горбаневского. Авангардистское направление прослеживается в поэзии Алексея Хвостенко, Виктора Тупицына, Генриха Худякова, Константина Кузьминского.

Следует отметить, что политизация искусства является причиной крупного раскола в среде эмигрантских писателей: с одной стороны - лагерь сторонников искусства для искусства, с другою - их непримиримые противники, политические моралисты. Но в ц елом и те и другие вносят нео ц енимый вклад в общерусскую литературу.


4. Искусство За р убежной России.

Если говорить об искусстве Зарубежной России, то следует отметить, что оно буквально покорило весь мир. Русские художники, композиторы и музыканты-исполнители, русские оперные, балетные и драматические постановки задавали тон в мировом искусстве.

За рубежом после революции оказались очень многие выдающиеся музыкальные деятели: композиторы - А. Глазунов, А. Гречанинов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, Н. Черепнин; исполнители - В. Горовиц, А. Браиловский, А. Боровский, Б. Маркевич, Н. Орлов, А. Черепнин, И. Эпери, Г. Пятигорский; артисты балета - А. Павлова, В. Нежинский, В. Коралли, М. Кшесинская, А. Данилова; певцы - Ф. Шаляпин, А. Вертинский и многие другие.

Большим влиянием в музыкальном мире пользовался Игорь Федорович Стравинский, которому принадлежит целый ряд нововведений в музыку. Исключительным успехом пользовались концерты С. Рахманинова. С. Прокфьев именно в эмиграции проявил свой композиторский дар. Н.Чепепнин активно сочинял м у зыку и был директором Русской консерватории в Париже. Выдающийся дирижер Сергей Кусевицкий за рубежом завоевал мировую славу. Он возглавлял знаменитый Бостонский симфонический оркестр. Им был основан музыкальный центр, где были опера, драма и школа дирижеров.

С огромным успехом выступал за рубежом Федор Иванович Шаляпин. Собирали большое количество слушателей концепты Александра Вертинского и Вадима Козина. Музыкальным явлением стало русское хоровое искусство, завоевавшее признание во всем мире. В эмиграции были созданы хор Донских казаков, хоры под руководством С. Жарова и Н. Кострюкова, хор имени атамана Платова и другие. Под влиянием отечественной хоровой повой музыки во Франции, Германии, Австрии стали создаваться хоры, состоявшие почти целиком из иностранцев, исполнявшие русскую церковную и светскую музыку.

Еще с 1907 г., когда С. Дягилев организовал ежегодные выступления отечественных артистов в Париже, так называемые «Русские сезоны», особым успехом пользовался за рубежом русский балет. Ведущие артисты балета А. Павлова, В. Нежинский и другие закрепили славу русского балета как исключительного явления в искусстве, работу Дягилева продолжил Сергей Михайлович Лифарь, который был не только постановщиком, но и теоретиком балета. Во вс ех больших городах мира русскими артистами балета были откпыты балетные школы и ст уд ии, где искусство русского балета преподавалось иностранным ученикам. Среди руководителей этих школ были такие знаменитые артисты балета, как Кшесинская, Коралли, Косавина, Преображенская, Балашева, Егорова и другие. Русскими деятелями балета была создана наука о танце - хореология, принятая в один из старейших университетов Европы - Сорбонну, где С. Лифарь получил кафедру и читал лекции по балету. В с в оем очерке о балете С. Лифарь писал: «Мы с гордостью утверждаем, что мировой балет всей первой половины XX века есть создание балетных сил русской эмиграции».

Следует отметить, что влияние отечественной музыкальной и исполнительской школы на мировое искусство постоянно подпитывалось не прекращавшейся эмиграцией выдающихся исполнителей. Только за два последних десятилетия на Запад эмигрировали Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, Кирилл Кондрашин, Максим Шостакович, Родион Щедрин, такие танцоры как Михаил Барышников, Рудольф Нуриев, Александр Годунов, Галина и Валерий Пановы и многие другие.

В послереволюционной эмиграции оказалась также и большая группа русских актеров и театральных деятелей. В 20-е годы в европейских странах давала спектакли так называемая «Пражская группа», состоявшая в основном из артистов Московского художественного театра. В Берлине был основан «Русск и й романтический театр» , в Париже был открыт «Русский интимный театр», «Зарубежный камерный театр», «Театр комедии и драмы», «Театр русской драмы». Русские театры были основаны и в Лондоне, других городах Европы и на Дальнем Востоке. Из наиболее известных актеров можно назвать М. Че х ова, И. Мозжухина , Е. Рощину-Инсарову, В. Греча, П. Павлова, А. Вырубова. Из тео р етиков театра и режиссеров следует выделить Николая Евреинова и Фе д ора Комиссаржевского.

Особенно большо й вклад в русскую и мировую культуру внесли представители изобразительного искусства. После революции за рубежом оказалось несколько сот выдающихся русских художников, скульпторов и архитекторов. Достаточно назвать лишь некоторые имена, чтобы представить значение их творчества для развития мирового изобразительного искусства. В первую очередь Николай Константинович Рерих, которому в Нью-Йо р ке посвящен отдельный музей. Не только картины, но и его общественная деятельность имеют большое значение. Именно он явился автором п р оекта международного соглашения об охране памятников культуры во время войны, получившем название «Пакта Рериха».

Мировую известность получило творчество династии Бенуа. Среди трех братьев особенно выделялся Александр Николаевич, полотна которого пользовались огромным вниманием. Он же стал и наиболее известным театральным художником.

Русские художники-абстракционисты оказали значительное влияние на западное искусство, особенно В. Кандинский, А. Ланской, С. Поляков Ф. Малявин. Не меньшую известность получили модернист М. Шагал и портретист-импрессионист Н. Милиотти, а также многие другие.

На Международной выставке в Брюсселе в 1928 г. были представлены картины 38 русских художников, работы скульпторов и архитекторов. На выставке в Париже в 1932 г. в своем творчестве были представлены 67 человек русских деятелей художественной культуры.

Не прекращалось влияние отечественных художников Зарубе ж ной России и в более позднее вр е мя. За рубежом уже в недавнем прошлом оказались такие всемирно известные художники, как Михаил Шемякин, Лев Збарский, Эрнст Неизвестный, Виталий Комар, Александр Меламид и другие.

Велика роль русских эмигрантов в мировом кинематографе, где им приходилось порой работать под псевдонимами. Целый ряд мировых кинематографических шедевров, созданны х между ми р овыми войнами, должны бы называться русскими, поскольку русские в их соз д ании играли решающую роль, участвуя там в качестве сценаристов, постановщиков, актеров, операторов, композиторов, декораторов и т.д. К сожалению, участие русских в мировой кинематографии принесло славу лишь странам, где снимались кинокартины, но не славу отечественной культуре. Режиссер кинофильма «Унесенные ветром» Дэвид Селзник был сыном русского эмигранта. Его отец Лев Железняк видоизменил свою фамилию на Селзник. Сыном русских эмигрантов, окончившим в свое время русскую гимназию, является известный современный французский актер Робер Оссейн.


Заключение

 

Подводя итог краткому рассмотрению культуры русского зарубежья, следует отметить, что она была явлением многранным, неординарным и самобытным, оказавшим значительное влияние на мировую культуру в целом. Огромный духовный потенциал Зарубежной России позволил не только сохранить, но и значительно раз в ить отечественные культурные традиции. Дости ж ения эмигрантской культуры, к сожалению, долгое время оставались неизвестными на родине , только сейчас начинается активное их изучение и осмысление.


Список используемой литературы

 

1.  Глэд Дж. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. - М., 1991.

2.  Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.

3.  Костиков В. Не будем проклинать изгнание. Пути и судьбы русской эмиграции. - М., 1990.

4.  Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.

5.  Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.

6.  Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. - 6-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

7.  Почему мы вернулись на Родину: Свидетельства реэмигрантов. - М., 1987.

8.  Раев М.И. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции, 1919-1939. - М., 1994.

9.  Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. - М., 1991.



[1] Дадаизм - от французского «детский лепет» - модернистское направление, которому свойствене н иррационализм и нигилистический антиэстетизм. В поэзии - это бессмысленное сочетание слов и звуков.

[2] Сюрреализм - от французского «сверх- реализм - модернистское направление, объявлявшее источником искусства сферу подсознательного. Ему присущ разрыв логических связей и замена их субъективными ассоциациями.

Российская эмиграция в Югославию в первой половине ХХ века
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра Всеобщей ...
В соответствии с причинами, послужившими решающим мотивом для выезда за рубеж, часть отечественных историков выделяет две основные категории русских эмигрантов послереволюционной ...
Ситуация коренным образом изменилась лишь в 1990-х гг., ознаменовавших новую веху в изучении русской политической эмиграции, когда в обстановке глубоких перемен в обществе и ...
Раздел: Рефераты по истории
Тип: курсовая работа
Георгий Иванов (из истории русской эмиграции)
Содержание Введение . 3 Глава 1. Георгий Иванов в России . 17 §1. Поэт до 1914 года . §2. Эпоха потрясений . 21 Глава 2. Эмиграция .
Георгий Иванов - поэт серебряного века, акмеист и антиакмеист, эмигрант и мемуарист, патриот и коллаборационист - и в то же время почти неизученная фигура серебряного века и ...
Культура русской эмиграции оказала существенное влияние на западноевропейские, прежде всего французские и немецкие, литературу, философию, живопись, театр, балет, декоративное ...
Раздел: Рефераты по истории
Тип: дипломная работа
Судьбы русской интеллигенции за рубежом
Судьбы русской интеллигенции за рубежом Содержание Введение 1. Формирование центров российской эмиграции 1.1 Причины отъезда за рубеж и основные ...
Зато С.С. Прокофьев именно в эмиграции раскрыл свой композиторский дар, создав за 15 лет эмиграции (в 1933 г. он вернулся на родину) оперу ``Любовь к трем апельсинам'', три балета ...
После революции ведущие артисты балета Анна Павлова, В.Ф. Нижинский и другие на родину не возвращались, предпочтя судьбу эмигрантов.
Раздел: Рефераты по истории
Тип: контрольная работа
История России
ИСТОРИЯ РОССИИ ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ Содержание КНИГА I.С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА Часть I. ВВЕДЕНИЕ В МНОГОТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ Глава ...
Происходит возвращение на родину произведений писателей-эмигрантов.
Началась публикация и писателей-эмигрантов т. н. второй волны, выехавших из СССР в 70-80 гг.
Раздел: Рефераты по истории
Тип: учебное пособие
Культурная революция в СССР (1922-1941 гг.)
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ФГОУ ВПО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ...
При всей идеологической унификации в Советском Союзе были несоветски и антисоветски настроенные писатели, а в русском зарубежье - настроенные просоветски, и вообще там была большая ...
Нет нужды доказывать, как много потеряли лишившиеся родины писатели первой волны эмиграции, хотя многих и многое эмиграция, безусловно, спасла, сохранив и возможность открытого ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат