Курсовая работа: Ногайский этнос: прошлое и настоящее
Оглавление
Введение
Глава I. Генезис ногайского этноса.
1. Образование ногайской орды
2. Расселение ногайского народа в XIV – XIX вв
3. Особенности жизни ногайцев
Глава II. Современное положение ногайцев.
1. Территория расселения и положение ногайской диаспоры в XX в
2. Современные проблемы и пути их решения
Заключение
Литература
Введение
Россия – многонациональное государство, сплав культур, традиций, религиозных устоев различных этносов. Одним из самых разнообразных по этническому составу является Северо-Кавказский регион. Для понимания особенностей исторического развития и прогнозирования исторической ситуации в будущем необходимо изучать не только общие закономерности, но и специфические черты как всего государства в целом, так и отдельно взятого района, области, региона.
В данном случае к специфике Северо-Кавказского региона можно отнести наличие большого количества так называемых этнических групп, одной из которых являются ногайцы. Кроме того, по некоторым подсчетам ногайская диаспора на Северном Кавказе по численности занимает 4 место, а значит, как этнос способен влиять на общественное, политическое, культурное развитие этого региона. Ногайцы являются древнейшими жителями обширных Северо-Кавказских степей, в том числе Ставропольского края. Подавляющее большинство ученых России согласны с мнением одного из непререкаемых авторитетов ученого-тюрколога Ю. Евстигнеева, которое сводится к тому, что с полым основанием прямыми потомками половцев (кыпчаков) являются только ногайцы. Сложными историческими путями пришли к своему современному положению в ряду других этносов ногайцы. Интересом к истории родного мне народа и определяется актуальность данной исследовательской работы.
Целью курсовой работы является изучение ногайского этноса в прошлом и настоящем.
Данная цель определяет следующие задачи:
- изучить историю образования Ногайской орды;
- проанализировать процесс расселения ногайского народа в период XVI – XIX вв.;
- на основе исследования особенностей духовной жизни ногайского этноса проследить взаимовлияние сопредельных культур;
- охарактеризовать современное местоположение ногайской диаспоры;
- исследовать современные проблемы ногайцев, проживающих на территории Северного Кавказа и обозначить пути их решения.
Объектом исследования является ногайский этнос в прошлом и настоящем.
Предмет исследования – история возникновения, культура, традиции ногайцев.
Во время исследования были использованы следующие методы:
- анализ литературы по данной проблеме;
- сравнение источников по каждому вопросу;
- синтез полученной информации;
- метод сходства и различия.
Глава I. Генезис ногайского этноса.
1. Образование Ногайской орды.
Ногайцы имеют сложное происхождение. Ногайский этнос образовалcя в результате слияния ряда тюркоязычных (канглы, кыпчаки, булгары, балкалы, алаши и др.) племен, постепенно ассимилированных тюрками. Древняя территория этих кочевых племен находилась в Северо-Западной Монголии, Средней Азии, в Прииртышье и на всем протяжении Дешт-и-Кипчака. Однако основным компонентом собственно ногайского этноса стали уже тюркоязычные мангыты - население улуса золотоордынского темника Ногая (XIII в.). Этноним ногайцы (самоназвание ногай) происходит от имени хана Ногая ( умер в 1296 или в 1300 году ). Ногай в течение 40 лет был крупным государственным деятелем Золотой Орды, известным далеко за ее пределами: в Венгрии, Румынии, Польше, Прибалтике, на Северном Кавказе и в Закавказье, а также в странах Ближнего Востока. Жители улуса могущественного полководца в XIII веке стали именовать себя «людьми ногайского улуса», а государство – «старинным юртом Ногая». Во время войны с венграми в 1385 году воинов орды, участвовавших в этом походе, современники называли «ногайскими татарами», то есть имя Ногая возродилось в качестве этнического самоназвания населения нового государственного объединения во главе с ханом Эдигеем. Русские источники конца XIV века фиксируют название Ногайская Орда; вероятно, с этого же времени и население улуса (в русских летописях - мангыты) русские стали называть ногайцами, но это имя появилось в источниках немного позже - лишь в 80-е годы XV в.: «И приидоша Нагай, преже реченные мангиты» («История о Казанском Царстве»). В XV - 1-й пол. XVII в. этноним «ногай» применялся по отношению ко всем группам ногайцев, расселенным по огромной территории Восточной Европы. В XVIII в., в связи со значительным сокращением территории кочевания ногайцев, их имя стало относиться лишь к определенной тюркоязычной группе населения Предкавказья и Северного Кавказа. В XIX в. этноним ногай обозначал не только народ на Северном Кавказе, но и некоторые тюркоязычные группы населения Средней Азии. Узбеки и казахи называли ногаями волжских татар. Среди племенных названий ногайцев выделяются несколько типов. В большинстве случаев это названия монголоязычных и тюркоязычных племен, вошедших в состав ногайского народа (cр. этнонимы туркпен, казах, кумук, связанные с обозначениями туркменов, казахов, кумыков; канлы - канглы - древний тюркоязычный народ, родственный кыпчаками, и др.). Имеются также названия территориальных групп ногайцев, (джетисан, джетишкул), ставшие этническими самоназваниями. Наконец, для ряда локальных групп ногайцев, характерны наименования, связанные с именами реальных исторических лиц (как и общий этноним ногай): касаевцы (ср. Касай), каспулатовцы (Каспулат), мансуровцы (Мансур), новрузовцы (Новруз), тохтамышевцы (Тохтамыш), иштерековцы (Иштерек).
Ногайцы относятся к южносибирской (туранской) переходной расе. В антропологическом типе ногайцев есть как монголоидные, так и европеоидные элементы. Говорят они на ногайском языке кыпчакской подгруппы, тюркской группы алтайской семьи. Ногайский язык является одним из литературных языков Дагестана. Имеет два диалекта: караногайский и кубанский и говор - ногайский. Родным считают язык своей национальности 90% ногайцев. Этническую основу ногайского народа составили древние тюркоязычные племена, обитавшие на просторах Прииртышья, Северо-Западной Монголии, Средней Азии, Северного Кавказа. В формировании ногайского этноса принимали участие уйсуны, уйгуры, найманы, керейты, кыпчаки, канглы, мангиты, асы и так далее. Особенно важную роль в этногенезе ногайцев сыграли кыпчаки, являясь доминантой в этом процессе.
2. Расселение ногайского народа в XIV – XIX вв.
В самом конце XIV века, при хане Эдиге, этот улус выделился из Золотой Орды с образованием самостоятельного государства Ногайской Орды. Первоначальной и основной территорией кочевья орды был район р. Яик.
В ногайско-русских отношениях исследователи отмечают 3 этапа: образование и распад Ногайской Орды (XV-первая половина XVII вв.), период раздробленности (вторая половина XVII-первая половина XVIII в.) и последний - вхождение ногайских орд в состав российской империи (вторая половина XVIII в.).
В XV в. Ногайская Орда распалась на Большую и Малую Ногайскую Орду. Большая Орда кочевала по территории, ограниченной с запада левобережьем Волжской низменности (эта область называлась Ногайской стороной или ногайской границей; правый берег Волги Большая Ногайская Орда занимала после окончательного распада Золотой Орды); с северо-востока притоками Иртыша и районом его верховьев (здесь проходила граница с Сибирским ханством); с востока течением Эмбы до Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи.
Малая Ногайская Орда была основана князем Казием во время правления в Ногайской Орде князя Исмаила (современник Ивана Грозного, ум. в 1563 г.) на Северном Кавказе. Еще одна орда во главе с князем Ших-Мамаем обособилась на территории к востоку от Большой Ногайской Орды; при сыновьях этого властителя она называлась Алты-улы или Алтыульским улусом. В Московском государстве, активно поддерживавшем дипломатические отношения с Ногайской Ордой, Алтыульский и Казиев улусы считались самостоятельными и независимыми от Большой Ногайской Орды объединениями. Обособлена была на Эмбе и группа ногайцев, получившая название йембойлуковцы. Севернокавказские степи, по данным русских письменных источников, ногайцы начали осваивать в конце XV в., причем со 2-й половины XVI в., эта область постепенно становится основной территорией обитания ногайцев. Малая Ногайская Орда осваивала восточные районы Северного Кавказа, Большая Ногайская Орда-низовье Сулака и Терека. В XVI-XVII вв. ногайцы не только кочевали, но и оседали в части равнинных территорий Северного Кавказа, в некоторых районах Приазовья, Причерноморья, в горных областях по Кубани, Зеленчуку, Баксану, Тереку. При этом происходили постоянные передвижения ногайцев, связанные не столько с их кочевым образом жизни, сколько с внешнеполитическими событиями и феодальной борьбой внутри Ногайской Орды.
Не последнее место в факторе миграции ногайцев занимали их отношения с соседними народами. Так, в течение XVII в. неоднократно менялось местоположение Большой Ногайской Орды, которая в конце XVI- нач. XVII в. кочевала главным образом в Нижнем Поволжье и по р. Яик. Движение калмыков в 1630 г. заставило ногайцев - йембойлуковцев, живших около р. Эмба, переселиться ближе к Волге; некоторые из этих ногайцев ушли по р. Кубань во владения крымских ханов. Часть Ногайской Большой Орды под натиском калмыков ушла с Волги в низовье Дона и в Приазовье к Малому Ногаю.
Закубанская группа ногайцев обитала на землях, простиравшихся от Азовского моря в сторону Черкессии. В пределах Кавказкой губернии жили три группы ногайцев - кизлярские, моздокские и бештавские; все они вышли из кубанских ногайцев.
Кизлярская группа, в свою очередь, включала караногайцев и едишкульцев. Закубанская группа ногайцев обитала на землях, простиравшихся от Азовского моря в сторону Черкессии.
В XVIII в. также отмечались значительные передвижения ногайских племен в связи с походами крымских и калмыцких ханов. Так, к 1726 г. относятся переселения кубанских Ногайцев в Крым.
Во второй половине XVIII века, оказавшись на стыке политических интересов двух держав: России и Турции, ногайцы потеряли свою самостоятельность. В результате военных походов А. В. Суворова погибли десятки тысяч ногайцев и сотни тысяч стали эмигрантами.
В конце XVIII века были образованы 4 приставства: Калаус-Саблинское, Калаус-Джембойлуковское, Ачикулак-Джембойлуковское и Караногайское, которые входили в состав Ставропольской губернии.
Картина расселения Ногайцев значительно изменилась после ликвидации Крымского ханства в 1783 г. и русско-турецкой войны 1787-1791 гг..
Вторая волна эмиграции ногайцев в результате колониальной политики России приходится на вторую половину XIX века. За 1858-1866 гг. в Турцию переселились десятки тысяч человек. В связи с этим в 1860 году Калаусо-Саблинское, Бештау-Кумское и Калаусо-Джембойлуковское приставства были упразднены.
В XIX веке существовали несколько обособленных групп Ногайцев: караногайцы жили в Ногайской степи, населяя её основную часть; кумыкские Ногайцы жили в пределах Терско-Сулакского междуречья, по западному берегу Аграханского залива, джембойлуковы, едисанцы и едишкульцы - в западной части Ногайской степи в пределах Ставропольского края; бештау-кумские Ногайцы - на территории современных Минераловодского и Кочубеевского районов; кубанские Ногайцы - по долинам рек Кубань и Малый Зеленчук, в пределах современного Адыге-Хабльского р-на Карачаево-Черкесской Республики; крымские Ногайцы - в трех уездах Таврической губернии; астраханские Ногайцы (кундровские и юртовские; также хазлар/шереты) - в астраханских степях; буджакские Ногайцы - между Днепром и Днестром и Северным Причерноморьем; аккерманские (белгородские) Ногайцы - около г. Аккерман.
Поскольку Ногайцы кочевали на огромной территории в Нижнем Поволжье, в степях Северного Кавказа и Северного Причерноморья, на Кубани, по побережью Каспийского моря, близ устьев Терека, Кумы и Сулака, они настолько перемешались между собой, что к кон. XIX в. - нач. XX в. уже было трудно найти крупный аул, населённый одним родовым подразделением. В 1858 г., в силу ряда политических и экономических причин, начались массовые переселения Ногайцев в Турцию. В 1858 - 1860 гг. с Северного Кавказа ушли 30,6 тыс. Ногайцев, в основном калаусо-саблинских и бештау-кумских, в результате чего кубанские степи почти полностью опустели; часть Ногайцев (2,5 тыс.) вернулись из Турции в 1869 -1866 гг. и поселилась в двух оставшихся ногайских приставствах - Ачикулак-Джембойлукском и Караногайском (с 1822 г. северокавказкие ногайцы были объединены в четыре приставства: Менгли-Гирея, Калаусо-Джембойлукское, Караногайское и Закубанское ), которые в 1888 году вошли в состав Терской области.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что районы расселения ногайцев в разное время находились в составе дагестанской АССР, Ставропольского края и Чечено-Ингушской АССР, административные границы которых неоднократно менялись. На процессы миграции ногайцев большое влияние оказывали различные факторы: внешняя и внутренняя политика правителей, войны, межэтнические конфликты и т.д.
3. Особенности жизни ногайцев.
Падение Большой Орды служило временному усилению Ногайской Орды. Большинство населения разрушенного государства вошло в состав последнего. На севере границы Ногайской Орды по левому берегу Волги расширились далеко на север, до бассейнов рек Камы и Белой. В этих областях уже с середины XIII века проживали племена татарского происхождения - мингцы, кунграты, кипчаки и др. Турецкий историк Заки Валили, опираясь на рукопись исторического сочинения Утямыш-хаджия (середина XVI в.), сообщает, что в бассейне реки Демы жили оседлые мангыты. Эпитафийные памятники конца XVII века из района устья Демы также сообщают, что Дема - это страна мингцев, т.е. мангытов.
В Ногайской Орде сложилась своя государственная система. Во главе Орды стоял бий. Вторым лицом после бия был нурадин. Должность нурадина означала охрану улусов от возможных нападений с правобережья Волги. Третьим лицом в Орде был кековат, который отвечал за безопасность восточных границ.
Сыновья бия назывались мурзами. После смерти бия его место занимал старший сын.
Вся Орда делилась на улусы, во главе которых стояли мирзы. Места кочевок улусов определялись бием. Улусы под предводительством мирз круглый год вели кочевой образ жизни. Бий в основном жил в г. Сарайчике и только летом выезжал на кочевья. В ногайские кочевья превратилось все левобережье Камы. Некоторые мирзы (например, сын Юсуфа Юнус-мирза) претендовали даже на Горную сторону, на Арские земли и земли по р. Вятке Казанского ханства, обосновывая свои претензии тем, что там живут родственные им племена. Имеется еще и должность тайбуги, возникновение которой, видимо, связано с шайбанидами. Однако содержание этой должности в исторической науке не раскрыто.
Во времена войн в Ногайской Орде выдвигались в качестве руководителей отрядов должности батыров. Батырами становились люди, признанные в обществе за храбрость как умелые и смелые руководители. Эта традиция сохраняется в Приуралье также во времена антиколониальных выступлений против угнетателей и захватчиков в XVII - XVIII вв. Аналогичное явление мы наблюдаем и в истории казахского народа.
При бие в Ногайской Орде существовали должности карачиев, своего рода министров, ответственных по определенным направлениям государственного механизма. При надобности они исполняли посольские обязанности, могли быть военными руководителями и т.д.
Органом постоянного управления государственными делами при бие был карадуван. Возглавлял карадуван чиновник, носящий титул Кара-Дувана. Один из чиновников кара-дувана назывался Ток-Дуваном. Он занимался вопросами организации широкого круга хозяйства бия, сбором пошлин и др. Ток-Дуван не всегда давал отчет бию и был довольно самостоятельным.
В Ногайской Орде в государственном отношении господствовал ислам. Ритуалы ислама выполняли сеиты, абызы, шаехы, суфии, государственным языком служил татарский литературный язык, который был менее засорен арабо-персидскими заимствованиями. В канцелярии бия и в переписке употреблялась арабская графика.
Хранителями литературных традиций обычно выступали так называемые «жырау», которые, как известно, были выходцами из городов Сарайчика, Астрахани, Азака и др. Наиболее известными жырау были Асан Кайгы Сабит угылы (XV в.), Шалкияз жырау (1465 - 1560), Досмамбет жырау (1493 -1523). Ногайскими жырау сложены прекрасные дастаны «Идегей», «Кобланды», «Ер Таргын», «Алпамыш», «Чура батыр», «Кырк кыз» и др.
Население Ногайской Орды медленными темпами развивало свое хозяйство: известно о наличии среди татар в небольшом объеме земледелия, существовало слабое рыболовство, а ведущей отраслью экономики было скотоводство. Татары занимались разведением коней, баранов. Они являлись главными статьями вывоза товаров на экспорт. Экономика Ногайской Орды до первой трети XVI в. была ориентирована на Среднюю Азию. Раздвоение экономики случилось при правлении Юсуфа-мирзы и Исмагила-мирзы. Восточная часть Орды во главе с Юсуфом продолжала держать хозяйственную ориентацию на Среднюю Азию, а западная часть - на Московское княжество.
Многочисленные ногайские родо-племенные объединения в конце XVII в. уже имели четко ограниченные кочевья и во всех районах Северного Кавказа, за исключением кубанского, продолжали в широких масштабах заниматься кочевым скотоводством. Они разводили лошадей, верблюдов, крупный рогатый скот, овец и коз, а также домашнюю птицу (кур, гусей, уток). Птиц во время перекочевок перевозили в больших корзинах, покрытых сеткой.
Наряду с кочевым скотоводством ногайцы на Северном Кавказе занимались земледелием примерно в таких же масштабах, как и в Поволжье. По словам Феррана, пригодные для посева земли «отчасти обрабатываются ногайцами и засеваются просом. Ногайцы не долго живут на одном месте. Несколько дольше остаются они только там, где засеяли поля, но по окончании жатвы всегда перекочевывают в другие места» [7, С. 25 ]. Выращиванием злаковых культур занимались только низшие сословия, которые обязаны были платить подать с урожая своим владельцам. Для ногайских мурз «возделывать землю... считается стыдом; имущество их заключается в рабах и стадах рогатого скота и лошадей»,— писал Черенков[9, С. 81]. Этот же автор отмечал, что «ногайцы почти никогда не обрабатывают два года подряд одни и те же земли». Для распашки земли ногайцы применяли соху с железным лемехом[9, С. 84] .
Коневодство было старинным занятием ногайцев. Об этом свидетельствует выведенная ими порода лошади, получившая впоследствии название «ногайской». Она приняла участие в формировании кабардинской лошади. Ногайская лошадь сформировалась в условиях кочевого хозяйства, исключительно на подножном корме, так как скудная растительность в районах расселения ногайцев не позволяла им содержать скот сосредоточенно в одном месте. Лошадь работала чаще под седлом и в упряжи, реже под вьюком. Уже в средние века ногайские коннозаводчики Северного Кавказа вывели несколько пород лошадей, названных впоследствии по родо-племенным подразделениям ногайцев. Физические качества ногайской лошади высоко ценились специалистами и конезаводчиками.
В конце XIX — начале XX в. зажиточные ногайцы начали уделять большое внимание развитию коневодческого хозяйства. Это было вызвано прежде всего потребностями рынка, ростом цен на строевых армейских лошадей. Однако, несмотря на предпринятые крупными коннозаводчиками меры по улучшению породы ногайской лошади, коневодство продолжало носить экстенсивный характер. Лошадей продолжали содержать табунным способом, и независимо от времени года они постоянно находились под открытым небом. Отсутствие стойлового содержания, утепленных помещений, нехватка кормов в зимний период, частые эпизоотии привели к резкому сокращению поголовья лошадей во всех районах Северного Кавказа с ногайским населением. Это сокращение началось уже в начале XIX в. и продолжалось вплоть до установления Советской власти.
Наряду с коневодством ногайцы уделяли значительное внимание и верблюдоводству. На Северном Кавказе верблюдов разводили в основном ногайцы, а также туркмены и калмыки. Ногайцы держали так называемых астраханских двугорбых верблюдов, обладавших большой силой и выносливостью. Как и у других кочевых народов, у ногайцев считался самым ценным животным верблюд. Благосостояние семьи измерялось количеством верблюдов в общей массе всего поголовья скота кочевника-скотовода.
В натуральном хозяйстве кочевника-скотовода использовались верблюжье молоко, шерсть, мясо и кожа.
Ведущее место в скотоводческом хозяйстве ногайцев занимало овцеводство. Заниматься им могли и богатые и бедные из-за нетребовательности овцы в особом уходе. Овцы давали шерсть, шкуры и молоко. Пожалуй, в быту ногайцев не было ни одного предмета домашнего обихода и национального блюда, в которых не присутствовала бы продукция овцеводства. «Овцеводство,— писал М. Смирнов,— было их главнейшим и преимущественным занятием. Отсюда они добывали себе все средства для жизни, и пищу и одежду и даже жилище, так как их кибитки были сделаны из кожи, сотканных или связанных из той же овечьей шерсти»[3, С. 152].
В отдельных районах Северного Кавказа овца долгое время оставалась главной меновой единицей и своего рода эквивалентом в торговле. Так, в степных районах Ставропольской губернии восемь овец приравнивались к одной единице крупного рогатого скота, 12 овец — к одному двугорбому верблюду и т. д.
На Северном Кавказе ногайцы разводили главным образом грубошерстных курдючных овец мясной породы.
Значительную роль в экономике ногайского общества играли средства, получаемые от реализации излишков сырья и продуктов на внешнем и внутреннем рынке. Торговали ногайцы изделиями из овчин, кож и шерсти собственного производства, меньше металлическими предметами домашнего изготовления. Приведенный в литературе перечень товаров свидетельствует о взаимовыгодных торговых отношениях между народами Северного Кавказа и с населением прилегающих районов. Торговля велась в одинаковой степени скотоводческими и земледельческими продуктами. Но больше доходов население и у них получало от реализации продуктов животноводства.
С постепенным разукрупнением орд, затем уже улусов, для обозначения селений ногайцы начали применять термины «аул» и «куьп». В середине XVIII в. М. Пейсонель, описывая причерноморских ногайцев, заметил, что «каждая орда разделена на несколько племен, а племена на аулы» [1, С. 153]. Архивные документы свидетельствуют о появлении термина «аул» у прикаспийских ногайцев в 1762 г.
Термином «аул» обозначали зимнюю (къыслав) оседлую или летнюю (яйлакъ) кочевую группу населения от 10 до 200 семей. «Собрание нескольких кибиток вроде маленького хутора называется аулом. Аулы состоят — самое большое из 30 или 40 кибиток, при среднем количестве в 8 или 40»,— писал И.Х Калмыков [6, С. 57]. Аул связывали кровнородственные и экономические отношения глав семей. Встречались кочевые аулы, которые состояли из семей родных и двоюродных братьев, иногда и вдовых сестер. Несколько аулов, принадлежащих к определенному роду, как правило, располагались вблизи. Подобное размещение называлось «куьп». «Настоящее кибиточное ногайское селение называется куьп. Куьп состоит из нескольких групп кибиток, расположенных одна от другой на расстоянии от версты до двух. В каждой группе насчитывается от 40 до 60 кибиток» [12, С. 64].
Исходя из приведенных данных, можно сказать, что в XIX в. основным термином, определяющим поселение, становится «аул». Поселения типа «аула», нужно полагать, вначале возникли как поселения кровнородственной группы, а затем уже, в связи с оседанием ногайцев в благоприятных местах, укрупнились, и в их составе встречались выходцы из разных родов. Термин «аул» употребляется у ногайцев и в настоящее время, обозначая сельское поселение, в котором иногда живет до 6 тыс. человек. Этот термин был перенят у ногайцев и некоторыми соседними народами, например, черкесами и абазинами.
Ногайцы жили преимущественно в юртах. Причем, существовали различные типы юрт. Юртам типа термэ была разборной, а типа отав- неразборной. В отличие от калмыцкой коническая часть ногайской юрты была более пологой.
Термэ имела основание свое на складных деревянных клетях, утвержденных на ремне с обеих сторон петлями. Она делалась из шерстяных войлоков (кийиз), решеток из разных видов дерева, досок и веревок. Для термэ «нужно было лесу тростей ореховых трех с половиною саженных — 300, на дверцы карагачевых брусков — 4, односаженных толщиною и шириною в пять вершков, две доски длиною в сажень, шириною в шесть вершков, толщиною в один вершок»[14, С. 72]. На изготовлении юрт специализировались в основном ногайцы, живущие на р. Буйволе в Ставропольской губернии.
Войлок для юрты изготавливали определенной формы, размеров и расцветки. Войлок нижней части юрты (туурлак) соответствовал размеру турлука. Для крыши юрты изготовляли два трапециевидных войлока (ябув).
Юрту обычно устанавливали женщины. Сначала они крепили решеточный остов юрты. Количество решеток зависело от размера юрты. Две-надцатирешеточная юрта встречалась «у людей очень богатых». Бедные довольствовались пяти-восьмирешеточной юртой. Снаружи каркас юрты обтягивался войлоком. Богатые закрывали юртув_несколько слоев белым_войлоком, бедняки - серым войлоком.
Внутри юрты стены обтягивали камышовыми циновками (шыпта), а богачи и коврами. В центре юрты находился очаг (тандыр) для обогрева в холодное время и приготовления пищи.
Вторым типом кочевого жилища ногайцев была юрта-отав. В отличие от термэ это была неразборная юрта диаметром 6—7 аршин, высотой 4 аршина.
Устройство юрты-отав в деталях напоминало устройство юрты-термэ. То же название носили и детали юрты.
Юрты устанавливались рядами. Каждый ряд образовывали юрты выходцев из одной большой семьи. Так создавался небольшой квартал родственного поселения. В центре его стояла кибитка старшего из родственников, главы всего квартала.
Распределение мест в юрте было поло-возрастным. На самой почетной северной стороне сидел глава семьи. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне. «Хозяйка или старшая жена всегда сидит в кибитке по правую сторону ее (т. е. слева от мужа), где котлы, съестные припасы и все добро, а остальные жены большей частью ей прислуживают»[6, С. 98].
Почетное место главы семьи называлось «тоьр» (тер). На это место никто не имел права сесть даже в отсутствие главы семьи. По правую сторону (онъ къолда) рассаживали гостей по старшинству, затем мужскую половину семьи. Если среди гостей находился старик старше главы семьи, то почетное вместо занимал он. По левую сторону от почетного места садились жены по старшинству, ближе к дверям — невестки. Между женами и невестками садились дочери главы семьи. Ели раздельно. Сначала по старшинству ели мужчины, затем — жены и дочери, а в последнюю очередь — невестки. В некоторых состоятельных семьях имелись отдельные юрты — отав для приема пищи. Каждая семья старалась по мере возможности нарядно убрать юрту. Особенно украшали юрту-отав.
Переход к оседлости привел к строительству постоянных жилых домов (уьй). Первые сведения об оседлых жилищах сообщил в середине XVI в. М. Броневский. Он писал, что жилища у причерноморских ногайцев «сделаны из тонких дерев, обмазаны тиной, грязью или навозом и покрыты камышом»[6, С. 104]. Однако ногайцы, поселившись в новом месте быстро перенимали опыт строительства у местного населения и строили дома из тех же материалов, которые использовало коренное население.
Особый интерес представляет история ногайской одежды, так как за время, прошедшее с момента образования Ногайской орды, он претерпел большие изменения.
Одежду изготавливали своими руками женщины. На изготовление одежды шли различные ткани, полученные в результате меновой торговли. Одежда богатых людей существенно отличалась от одежды бедняков качеством ткани, ниток, различными украшениями. Импортные товары были доступны только богатым, а бедные обходились тканями домашнего производства. Для верхней одежды использовали различные виды войлока.
В XIX в. к ногайцам все больше начали проникать фабричные ткани, одежда, обувь из России. Об этом говорят и многие названия тканей: батист -«батис», диагональ — «дыгнал» и др.
Названия многих тканей указывают на широкий ареал их бытования у народов Северного Кавказа. Например, у ногайцев «шиллеявлыкъ», у карачаевцев «чилле», у кабардинцев «щылле» — шелковый платок; у ногайцев «къатеби», у черкесов «къатаби», у осетин «хъасдабае» — бархат. Многие наименования видов тканей общие для многих тюркских народов, некоторые -собственно ногайские. В целом одни названия тканей указывают на давние торговые связи ногайцев с соседними народами, другие — на то, что они издавна появились и бытовали у ногайцев.
Классовую принадлежность человека можно было узнать по тому, что он носил. Мужская одежда была приспособлена к образу жизни кочевника, была удобной и очень практичной.
Рост благосостояния населения в годы Советской власти способствовал широкому проникновению в быт ногайцев фабричных тканей и готовой одежды. Мужская одежда ногайцев претерпела значительные изменения уже в первые годы Советской власти. Фабричные сапоги, ботинки, галоши заменили самодельную обувь. Тогда же получила широкое распространение одежда военного покроя: галифе, рубаха со стоячим воротником и накладными карманами на груди. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали узким ремнем.
В настоящее время ногайцы надевают шапки, кепки, фуражки. Войлочные шляпы и башлыки носят старики и люди, занятые на полевых работах. Вообще, элементы национальной одежды больше встречаются у лиц старшего поколения. Старики носят штаны традиционного покроя, бешмет, подпоясывая его узким ремешком, кожаные чулки с калошами. Молодые люди предпочитают одежду городского покроя.
Значительные изменения произошли в женской одежде. Традиционные черты сохраняются в одежде пожилых женщин, которые обычно носят длинные платья, теплые шали, большие платки. Среди них есть известные мастерицы, шьющие традиционную одежду. Они удовлетворяют запросы не только стариков и старух, но и участников художественной самодеятельности. Молодые женщины и девушки одеваются по-городскому, хотя некоторые обязательно носят косынки или платки. Обычай обязательного ношения женщиной - головного убора постепенно исчезает.
В целом на изменения в ногайской одежде оказали влияние многие факторы: переход от кочевой жизни к оседлости, проникновение в аул капиталистических отношений, влияние соседних народов и особенно социалистическое переустройство быта, в ходе которого традиционный костюм ногайцев почти полностью приблизился к городскому.
В национальной пище ногайцев мы находим аналогии с пищей народов Средней Азии, Поволжья и Северного Кавказа.
Интересные сведения о пище ногайцев сообщает Матвей Меховский. В самом начале XVI в. он писал, что главное место в пище ногайцев занимают молочные изделия, в том числе кумыс. В XVI — начале XVII в. А. Дженкинсон, Д'Асколи, Дж. де Лукка и др. описали некоторые виды пищи различных групп ногайцев, подчеркивая, что главенствующую роль в рационе народа составляют блюда из мяса и молока и частично злаковых. А в начале XVII в. Олеарий отмечал, что «пищу сих татар составляет все то, что доставляет им скотоводство, рыболовство и птицеводство, высушенная на солнце рыба, молотый рис и просо, из муки которых они делают род лепешек».
К XVIII в. (вносятся подробные описания пищи ногайцев в различных районах их обитания. Характеризуя пищу поволжских ногайцев, С.Ш.Гаджиева писала: «Пекут хлебы и приготовляют мучное кушанье, как вареное, так и жареное лошадиное, баранье и говяжье мясо, азиатскую кашу, плов называемую, кисель, мучное кушанье попросту лапша именуемую, тонкий пшеничный хлеб, чурек называемый, а особливо любят чай»[5, С. 214] .
Для гостя всегда готовили свежий чай. Чай пили утром и в обед, обычно с локумом. По свидетельству старожилов, приготовляли семь разновидностей чая. Нами зафиксированы пять: «боьртенке», «шама шай», «зынъкыйтпа шай», «къара шай», «йолга барсын шай». Лучшим считался боьртенке шай, сваренный из кирпичного чая (шабар шай) с добавлением сливок и сливочного масла. Шама шай — это чай бедняков, который вновь варили из спитого чая. Къара шай — это черный чай, чай без молока. Беднота заваривала чай листьями растения «къуврай», груши (кертпе) жареного ячменя.
Покупные изделия в питании почти отсутствовали. Изредка приобретали сахар, пряники, баранки, конфеты. Богатые ели три раза в день, большинство бедняков употребляли горячую пищу только утром и вечером.
Многие наблюдатели отмечали, что ногайцы вообще умеренны в пище. А. Павлов писал о том, что во время обеда они... неторопливы в еде, умеренны в употреблении пищи, чистоплотны. «Ногаец может быть один и даже несколько дней очень выдержан в пище»,— замечал Н. Ф. Дубровин.
Пищу обычно готовили в котле (къазан). Утварь в основном была деревянная, некоторые вещи изготовляли из камыша. Некоторые молочные продукты ели из чашки «къабак-аякъ», изготовленной из высушенной тыквы. Богатые люди покупали фарфоровые и фаянсовые чашки, тарелки. Для подъема воды из колодца служило кожаное ведро (къавгъа, шелек), для стирки мастерили деревянное корыто (текене). Лица, изготовлявшие утварь, назывались «агъаш уста».
Такие национальные блюда ногайцев, как бешбармак, шашлык, кумыс, йоурт, айран встречались и встречаются у многих народов Северного Кавказа, а некоторые блюда соседних народов, например, карачаевцев, кумыков, черкесов, вошли в быт ногайцев. Так, у бабаюртовских и костековских ногайцев популярными блюдами стали «долма» и «кюрзе», заимствованные у кумыков, а у кубанских ногайцев — черкесское «либже» и карачаевский «къы-шын». Широко распространились такие русские и украинские блюда, как борщ, котлеты, тефтели, голубцы и т. п. Как и в других областях культуры, в сфере питания происходило и происходит взаимовлияние.
За годы Советской власти пища ногайцев стала намного разнообразнее. Стали широко употреблять покупные продукты, особенно сахар, бакалейные и кондитерские изделия. Основная масса населения покупает также хлебобулочные изделия.
Зимой в пище преобладают мясные и мучные, а летом — молочные блюда, овощи, фрукты. Горячую пищу принимают три раза в день.
Изменилась и утварь. Очень редко встречается деревянная и глиняная посуда, медные котлы, тазы и кумганы, главным образом у некоторых старожилов. Современная утварь представлена алюминиевой, эмалированной, стеклянной и фаянсовой посудой фабричного производства. Нередки парадные сервизы из дорогого фаянса и фарфора.
В XVIII—XIX веках в общественном строе ногайцев преобладали феодальные отношения с сохранением патриархально-родового уклада. Во второй половине XIX в. в их социальном строе произошли значительные изменения.
Документы начала XIX в. показывают, что у всех подразделений ногайцев существовали два класса — эксплуататоров и эксплуатируемых. К первому принадлежали сословия мурз, султанов, князей, духовенства, узденей, биев, баев, а в более раннюю эпоху — также и ханов; ко второму -«джоллыккулов», «джолсызкулов», «азатов», «байгушей», «кедеев», «тарханов», «чагаров», «ясырей», «ялшей». Высшие сословия назывались «белая кость» (акъ суьек), низшие — «черная кость» (къара суьек).
На самой высшей ступени сословной лестницы стояли мурзы, султаны, князья. Они владели огромными богатствами, стояли во главе аулов и решали все политические и экономические вопросы. Их интересы защищало царское правительство, В 1822 г. по указу императора Александра I ногайскому приставу, владельцу огромных богатств генерал-майору Султан-Менгли-Гирею по выходе его в отставку было назначено «сверх получаемого им ныне пенсиона по 4800 рублей ежегодно отвести в вечное и потомственное владение 5 тысяч десятин земли»[12, С. 351].
С середины XIX в. развитие товарно-денежных отношений стало разрушать веками устоявшиеся натуральный характер и патриархальную замкнутость Ногайского хозяйства, углублять имущественное расслоение. Особенно оно усилилось после отмены крепостного права, когда князьям, мурзам, султанам не всегда удавалось переустроить свое хозяйство на капиталистический лад. Многие из них продавали или сдавали в аренду свои земельные угодья и в конечном итоге разорялись. Арендаторами и покупателями земель часто становились кулаки, богатевшие в результате эксплуатации бедноты, торговли, земельных спекуляций. Таковы были, например, Ибрагим Карасов и Ибрагим Найманов из аула Нижне-Мансуровского, которые завладели тысячами голов скота, держали почтовые разъезды. Аналогичные имущественные и социальные изменения происходили в Ногайских степях. Свыше десятой части ногайского населения влачило жалкое существование, еще около десятой части вообще не имело никакого имущества.
Для внутреннего управления аулом или кочевьем на год избирались голова, двое старшин и казначей, а в каждом ауле, состоящем не менее как из десяти кибиток, выбирается, сверх того, староста и десятник. Как правило, эти лица были из тех же князей и мурз, которые решали все дела в пользу знати. Аналогичным было положение и при решении других вопросов, которые духовенство решало по шариату, а совет старейшин — по адату. «Дела между ними разбираются... по произволу князей, которые, пользуясь своей властью, назначают для разбирательства... афендиев, исполняющих желания князей. Дела по адату решаются также неправильно, потому что выбранные для этого люди почти беспрекословно соглашаются заранее с желанием князей. Штрафы взыскиваются с народа в пользу князей скотиной или деньгами, несмотря ни на какое состояние»,— сообщалось в документе 1852 года[12, С. 146]. Имея власть, князья, султаны и мурзы сами определяли границы пастбищ.
Ниже князей, мурз и султанов на сословной лестнице стояло духовенство. К 1834 г. по левому берегу Кубани в девяти аулах насчитывались 34 человека мулл и эфенди. Функции духовенства заключались в отправлении мусульманских обрядов; доходы духовенства складывались из «зеката» (сороковая доля доходов населения), «суьр» (десятая доля доходов семьи), платы за участие в судебных разбирательствах, венчании и похоронах.
Особую ступень сословной лестницы составляли уздени, фактически зависимые от князей, мурз и султанов. Уздени состояли в подчинении мурз, имели голос в общественных делах.
В XIX в. среди кочевых ногайцев имелись старейшины (акъсакъалы). Они руководили мелкими племенными подразделениями.
После реформы феодальные формы эксплуатации стали отходить на задний план, по сравнению с кабальными (например, помочи-талакъа) и новыми капиталистическими. Поэтому классовая борьба, выражавшаяся в угоне скота, поджоге сена богачей и т. п., не прекращалась вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.
Аулом управлял старшина, избираемый общинниками. Здесь еще сохранялись остаточные формы кочевой демократии. Общинники могли переизбрать своих старшин. В одном из донесений пристав едисанцев и джембойлуковцев писал: «Они, не давая мне знать, сами собою переменили старшин» [9, С. 91], то же сообщалось о «кукубеевом ауле» едишкульцев. Но постепенно эти демократические традиции вытеснялись.
Обычно у кочевых ногайцев аул состоял из большой семьи или же нескольких семей, принадлежавших к определенному роду, или, точнее, к фамильно-патронимической группе, например, найманам. Родовое подразделение называлось аксакальством. Иногда в одно аксакальство объединялось несколько аулов. «Однако это деление отнюдь не административное, а родовое»,— писал историк Ф. И. Капельгородский. В таком ауле члены общины были связаны круговой порукой. Для решения всех важных вопросов проводились сходы. В них участвовали, как правило, мужчины. Иногда в виде исключения общинное собрание могли посетить несколько женщин преклонных лет, известных в округе своим умом.
Для кочевых ногайцев были характерны социальные объединения, имевшие определенные признаки территориального и экономического единства, т. е. кочевые (аульные) общины. Каждое из них консолидировалось отношениями родства. Подобные объединения в большинстве случаев представляли собой семейно-родственные группы, т. е. группы семей, находившихся в родстве и связанных сознанием происхождения от одного памятного предка. Объединение называлось «бир атадынъ балалары» — дети одного отца. Аналогии имеются у многих других народов. В этом отношении очень близки к ногайцам тюркские народы Средней Азии.
В XIX — начале XX вв. у ногайцев существовали две формы семьи: болшая патриархальная и малая.
Главой большой семьи являлся обычно отец илидед, а в случае их отсутствия – дядя или старший брат. Глава семьи был представителем семьи и отвечал за своевременную уплату податей, выполнение повинностей и т.д. Семейная община могла включить в себя семьи умерших братьев, вдовых сестер и патриархальных рабов.
Большие семьи были больше присущи богатым людям, имевшим много скота, а иногда и патриархальных рабов. Большой могла быть также семья зажиточного крестьянина, стремившегося организовать как рабочую силу семьи своих близких родственников.
Существовавшее многоженство способствовало увеличению численности семьи и поддержанию большесемейных устоев. Ф. Капельгородский писал, что у ногайцев жен богачи имели по две, а иногда по три, а большая часть бедняков оставалась совсем неженатыми.
Быт большой семьи подчинялся строгой регламентации. Все хозяйственные обязанности были строго распределены между членами семьи. Уход за скотом, основные земледельческие работы были делом мужской половины семьи, работа по дому — женской. Согласно домашнему регламенту, установленному главой семьи, сам он распределял все хозяйственные работы, а за женские работы отвечала его сестра. Мужчины пахали землю, сеяли, убирали, пасли коров, стригли овец, заготавливали сено. Женщины доили коров, готовили еду, изготовляли из шерсти изделия и т. д.
После смерти главы семьи его обязанности обычно переходили к старшему сыну. Если же тот имел какие-либо физические или психические недостатки, в частности, страдал слабоумием или имел плохую репутацию, то главой семьи мог стать и младший брат. При выделе из большой семьи кого-либо из сыновей, ему давали определенную часть имущества «энши»: скот, юрту, домашнюю утварь.
К концу XIX в. распад большесемейных общин ускорился. Уже в 1860-х годах наблюдалось увеличение малых семей за счет распада больших. Это было обусловлено ростом товарно-денежных отношений и проникновением в ногайские аулы элементов капитализма, в результате чего частная собственность окончательно одерживала верх над общесемейной. Внутри больших семей, в сознании их членов усилились частнособственнические тенденции. Сыновья, другие члены семьи были недовольны сосредоточением доходов семьи в одних руках. Каждый хотел жить обособленно и самостоятельно пользоваться собственными доходами. Семейная община должна была подчиниться общим закономерностям экономического развития. Брачный возраст мужчины зависел от наличия средств для уплаты калыма (къа-лынь). В состоятельных семьях встречались случаи вступления в брак юношей в 16 лет.
Брак у ногайцев был экзогамным. Экзогамия распространялась на всю фамилию до шестого поколения. У степных ногайцев фамилии в современном понимании, вплоть до первого десятилетия Советской власти, образовывались от имен отцов, и экзогамия у них была менее определенной — вообще родственной. Но бывали родовые подразделения с разными тамгами, которые брали друг у друга невест. Так, юноша из рода мойнапа-найман мог жениться на девушке из рода бакай-найман. Браки были сословными. В высшем сословии они служили укреплению династических связей. В. М. Жирмунский писал, что «семейно-дипломатические связи ногайские властители старались завести и с другими мусульманскими династиями, прежде всего с крымскими ханами, нередко также с правителями Бухары и Ургенча»[11, С.73]. В период усиления Ногайской Орды многие правители сопредельных государств старались посредством брака установить близкие отношения с ногайскими ханами.
Иван Грозный, женившись в 1561 г. на дочери кабардинского князя Темрюка, стал свояком ногайского мурзы Тинахмета, женатого на другой дочери Темрюка.
Сословные браки сохранялись вплоть до XX в. Запрещался брак между названным братом и сестрой (кардаш окъынган, карындас окъынган). Брак же родных братьев на родных сестрах разрешался.
Сродни отмеченной другая, правда, редко практиковавшаяся форма заключения брака — «белкъуда» (букв.: «поясные сваты»). Двое друзей в знак уважения друг к другу уже до рождения детей сговаривались об их обручении, если они окажутся мальчиком и девочкой. В этом случае, при рождении двух мальчиков они считались названными братьями. Подобная форма брака редко влекла за собой уплату калыма.
Существовали обменные браки (оьтелес). Женихи, за неимением средств на калым, обменивались сестрами. Бытовали также левират и сорорат.
Большинство ногайцев исповедуют ислам. Ислам распространился среди ногайцев во времена Золотой Орды, когда перед мусульманским духовенством открылось широкое поле для миссионерской деятельности. Ногайцы приняли ислам суннитского толка. Главным духовным лицом считался муфтий, затем шли помощники муфтия, эффенди, мулла, ахуны, кади (духовный судья). Службу отправляли в мечетях. Духовенство играло большую роль в жизни народа. Оно активно помогало эксплуататорам и само эксплуатировало народ. Ногайцы едко высмеивали служителей культа в песнях и поговорках, например, «Моллага конъысы болсанъ, ялгыз койынъды соярсынъ» («Если будешь соседом муллы, то последнюю овцу зарежешь»).
Но, как отмечал Ф. Энгельс, «... религия всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованный от прежних времен...»168. Ногайцы, приняв ислам, сохранили анимистические и тотемистические представления и культ предков.
Глава II. Современное положение ногайцев.
1. Территория расселения и положение ногайской диаспоры
в XX в.
В настоящее время ногайцы (ногъай) - один из тюркоязычных народов Северного Кавказа. Общая численность в России и странах СНГ составляет около 90 тыс. человек. Основная область расселения ногайцев - территория Ногайской степи; ныне она расчленена административно-территориальными границами между Дагестаном, Чечней и Ставропольем. В Республике Дагестан проживает 34,4 тыс. чел., или 37 % всех ногайцев. Сельское население ногайцев - около 87% всех ногайцев - расселено в четырех районах: Ногайском (82 % населения района), Бабаюртовском (16 %), Тарумовском (8 %) и Кизлярском (7,8 %). В поселке Сулак они составляют более половины жителей. Незначительное число ногайцев живет в Махачкале, Кизляре и Хасавюрте. В Ставрополье их количество насчитывает 18,5 тыс., Чечне - около 10 тыс., Карачаево-Черкесии- 13,5 тыс. и Астраханской области - около 10 тыс. За пределами страны они живут в Турции, Румынии и других государствах [1, С. 9].
В 1888 году Караногайское приставство вместе с Кизлярским уездом были переданы Терской области. С этого времени до 1920 года Ногайская степь находилась в составе Терской области. В 1922-1924 гг. Ногайская степь вошла в состав Дагестана.
В 1938 году районы проживания ногайцев вместе с Кизлярской зоной были переданы в состав Орджоникидзевского края (так назывался в то время Ставропольский край).
В 1944 году после упразднения Чечено-Ингушской АССР была образована Грозненская область, куда были переданы районы Ногайской степи. Последняя административно-территориальная реорганизация территории ногайцев произошла в связи с реабилитацией чеченцев и ингушей и восстановлением их республики. Указом ПВС РСФСР № 721/4 от 9 января 1957 года Ногайский, Кизлярский и Тарумовский районы вошли в состав Дагестана, Шелковской район - в состав восстановленной Чечено-Ингушетии, а Нефтекумский район оказался в Ставропольском крае. Так этническая территория ногайцев оказалась разделенной по разным субъектам федерации и возникла противоречивая общественно-политическая обстановка среди ногайцев региона.
Этнодемографическая ситуация в районах проживания ногайцев довольно-таки пестрая, и во всех районах, кроме Ногайского, ногайцы составляют меньшинство. Только в Дагестане ногайцы имеют административный район со своими национальными кадрами, администрацией, налаженной системой образования и культурного обеспечения - это Ногайский район. Стремления ногайцев других регионов к созданию национальных районов пока не дали никаких результатов.
В советский период мелкотоварные, в основном скотоводческие, хозяйства Ногайской степи постепенно сменились крупными многоотраслевыми хозяйствами, оснащенными современной техникой. Было поставлено на научную основу улучшение продуктивности животноводства. В госплемзаводе «Червленные буруны» были выведены местные породы тонкорунных овец.
В этот же период в духовной культуре ногайцев произошли значительные преобразования. Сложилась ногайская интеллигенция, развивается ногайская литература. Дагестанцам хорошо известны представители ногайской интеллигенции: А.Х. Джанибеков, Ф. Абдулжалилов, Б. Кулунчакова, Э. Аджигельдиев, К. Темирбулатова и др. Открылись школы, и преподается родной язык.
В Ногайском, Каясулинском, Ачикулакском районах, в Карачаево-Черкессии издавались газеты на ногайском языке (в настоящее время только в Ногайском районе и Карачаево-Черкессии). В г. Кизляре функционировало педагогическое училище, готовившее учительские кадры родного языка, но оно было закрыто после 1957 года.
В конце 50-х годов руководство Ставропольского края и Чечено-Ингушетии закрыло ногайские школы, перестала издаваться газета на ногайском языке.
2. Современные проблемы и пути их решения.
Отсутствие национально-территориальной целостности негативно влияет на этническое самочувствие народа, в том числе и на состояние экономики. И поэтому не случайно конец 1980 - начало 1990 годов отмечается всплеском национального самосознания. Создание межрегиональной общественно-политической организации «Бирлик» («Единство») явилось фактом оформления политических устремлений ногайцев. (Истоки этого движения относятся к 1957 году). Один из организаторов и руководителей движения - ученый-историк Б. А. Кельдасов.
Начиная с 1989 года, движение «Бирлик» провело 4 съезда. Из них один совместно с казаками Кизлярского, Тарумовского и Шелковского районов по проблеме объединения разделенной территории и самоопределения. На последнем съезде было решено обратиться в Конституционный Суд РФ на предмет правомочности Указа 1957 года в части, касающейся ногайцев .
Экономический кризис переходного периода в России затронул остро регионы проживания ногайцев. Почти повсеместно упало производство сельского хозяйства. В Ногайском районе идет сильное сокращение поголовья скота, единственного источника жизнеобеспечения ногайцев. В 1996 году Правительством выделено товарного кредита 2,8 млрд. рублей на полевые работы, а в 1997 году всего лишь 80 млн. рублей. Долги совхозов и колхозов Ногайского района составляют 8 млрд. 400 млн. рублей.
Спад производства в Ногайском районе за последние годы в сельхозпроизводстве, низкие цены на сельхозпродукцию, рост безработицы, географическая отдаленность района от индустриальных центров, отсутствие инфраструктуры - железной и автомобильных дорог усугубляют и без того слабое материальное состояние жителей района. Если сегодня Дагестан занимает последнее место в Российской Федерации по уровню среднемесячной зарплаты, в Ногайском районе она составляет от среднедагестанской - 79,4 %. В последнее время в связи с общими трудностями в сельском хозяйстве продолжается падение рентабельности животноводства - основной отрасли экономики ногайского народа.
Правительством Республики Дагестан в 1993 году было принято специальное Постановление № 184 «О социально-экономическом развитии Ногайского района», однако оно практически не выполняется. Если не считать, что за прошедшие пять лет (1992 – 1997 гг.) по району на газификацию выделено 1,9 млрд. рублей. Тогда как по Ставропольской краевой программе «Восток» выделено средств на реализацию мероприятий для развития населенных пунктов, где проживают ногайцы, за 1996 - 1997 гг. 8 млрд. 133 млн. рублей. При наличии природного газа (газопровод в Ногайском районе) степень газификации составляет только 15% из-за недофинансирования, тогда как в соседнем Тарумовском районе - 73 %. Специалисты подсчитали, что при таких темпах Ногайский район будет газифицирован лишь через 50 лет. Не решены вопросы по обеспечению связи в районе (райцентр не имеет постоянной связи с населенными пунктами, строительство АТС приостановлено), вопросы образования, культуры, здравоохранения, коммунального хозяйства, строительства жилых домов и ввода в эксплуатацию орошаемых земель, как планировалось по вышеуказанному Постановлению.
Администрация Ногайского района и национальное движение выступают за передачу отгонных пастбищ под юрисдикцию администрации района. Недовольства ногайцев вызваны в основном тем, что много земель в местах проживания этого народа находятся в хозяйственном пользовании других республик и районов. Так, почти 60% земель Ногайского района находятся в распоряжении других районов республики в качестве земель отгонного животноводства. Вместе с тем ногайцы в большинстве своем выступают против частной собственности на землю из-за боязни потерять свои земли.
Остро стоит вопрос экологического состояния Ногайской степи. В результате ненормированного выпаса скота в течение нескольких десятилетий в настоящее время возникла эрозия почв. Появились десятки новых очагов движущихся песков. Песчаные бури становятся постоянным элементом климата.
Вместе с тем Ногайский район представляет из себя регион, довольно-таки насыщенный коммуникациями федерального значения - газопровод, нефтепровод, высоковольтная ЛЭП. Безусловно, наличие таких магистралей может способствовать определенному подъему экономики. Главным богатством района остается земля, а конкретные пастбища должны использоваться в нужном направлении. Продолжается опустынивание пастбищ. Среди требований национального съезда и необходимость проведения экологической экспертизы Ногайской степи. Администрация ставит вопрос о создании государственного заповедника на территории района, видя в этом единственную возможность спасения и сохранения Ногайской степи.
Уже несколько лет ногайцы пос. Сулак в составе г. Махачкалы тревожатся за свое положение в связи с поднятием уровня моря. В основном они желают переселиться неподалеку на недосягаемом для моря месте.
Проблемам бабаюртовских и сулакских ногайцев прибавилась еще одна - это обезземеливание. Вокруг сел не осталось территории для домостроительства и выпаса личного скота. А угодья, принадлежавшие поселку Сулак, вообще оказались под водой. III съезд народных депутатов в 1991 году принял решение о расширении присельских участков в равнинных районах, в том числе и в Бабаюртовском. Но это постановление в полном объеме не выполнено.
Национальное самочувствие ногайцев в Дагестане наиболее удовлетворительное. В Республике Дагестан создано два ногайских избирательных округа, по которым избраны депутаты в Народное Собрание, один член Госсовета; главы администраций Ногайского и Бабаюртовского районов являются ногайцами. Вместе с тем на конференциях общества «Бирлик» в Кизлярском, Тарумовском и Бабаюртовском районах отмечалось, что доля ногайских кадров в системе управления этих районов очень низка. В целом по республике «ногайцы» составляют 1,6 % всего населения, представительство в руководящих кадрах составляет 0,4 %.
В сфере культуры 1994-1995 годы ознаменованы тем, что создан Ногайский государственный оркестр народных инструментов. Он уже провел гастроли по районам проживания ногайцев. Набирает авторитет филиал Хасавюртовского педагогического колледжа в сел. Терекли-Мектеб. Там обучается около 120 студентов - будущих преподавателей ногайского языка в начальных классах. Следует отметить, что необходимость этого филиала уже подтвердилась, ряд специалистов первого выпуска приступили к работе в различных районах проживания ногайцев. Однако отсутствие учительских кадров и недостаточное количество учебных пособий не позволяют ввести преподавание ногайского языка в Бабаюртовском районе республики Дагестан. Сегодня администрация Ногайского района ставит вопрос о выделении филиала в самостоятельное учебное заведение, для чего нужна существенная материальная база.
В 2001 г. постановлением Правительства республики Дагестан в Терекли-Мектебе создан Ногайский государственный драматический театр.
21 июля 1997 года Председатель Государственного Совета Республики Дагестан встретился с группой ногайских общественных и политических деятелей. На встрече рассматривались и вопросы защиты законных прав представителей ногайского народа, проживающих вне Дагестана. По итогам встречи поручено представителям ногайского народа во властных структурах республики изучить социально-экономическую ситуацию в Ногайском районе и представить конкретные предложения по ее улучшению. Подробное изложение в записке проблем Ногайского района связано с тем, что район является центром всех ногайцев России, центром культурного, методического, образовательного обеспечения других регионов, где компактно проживают ногайцы.
В Ставропольском крае недовольство ногайцев и их претензии к руководству Нефтекумского района и края вызваны и тем, что ногайцы слабо или почти не представлены в краевом руководстве, а также на уровне района. Мало сделано для возрождения национальной культуры. Преподавание языка хотя и наладилось, но еще очень слаба учебная база, не хватает учебных пособий. Нет районной газеты на ногайском языке и т.п. В Нефтекумском районе нет ни одного ногайца в руководстве районной администрации, нет ногайцев - руководителей в правоохранительных органах. В Краевой Думе нет депутатов- ногайцев.
На заседании Краевой Думы 17 июня 1997 г. рассматривался вопрос о социально-экономическом положении ногайцев. В рамках Закона «О национально-культурной автономии» было предложено краевому Правительству осуществить разработку программы национального развития и межнационального сотрудничества в соответствии с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации. Ногайцы обратились в Думу с предложением о восстановлении Каясулинского района, существовавшего до 1944 года, и о создании ногайского избирательного округа по выборам в Краевую Думу, ссылаясь на наличие аналогичного в республике Дагестан.
Этнополитические процессы, идущие на Северном Кавказе, безусловно, затронули все народы, но особенно они повлияли на ногайцев, живущих в Чеченской Республике. Ногайцы беспокоятся за будущее в случае выхода Чечни из России. В результате полнейшего развала сельхозпредприятий и в связи со сложившейся обстановкой ногайцы Шелковского района мигрируют в другие районы России. Немалая их доля осела в Республике Дагестан и легла дополнительной нагрузкой на социальную и без того слабую инфраструктуру ногайских сел. Точное количество ногайцев, уехавших из Чечни, неизвестно, известно лишь то, что на 1 января 1998 г. в ЧРИ было 6200 ногайцев. Многие обеспечивают себя занимаясь отходничеством. Главами администраций ногайских сел назначены все местные ногайцы. Создан ногайский избирательный округ, от которого в парламент Чеченской республики избирается депутат- ногаец. В руководящие органы Шелковского района также назначены ногайцы, в т.ч. зам. главы администрации. Ногайским селам возвращаются исконные наименования, открываются национальные школы. Ногайцам выделено 60 целевых мест для поступления в вузы ЧР и России.
Однако не все ногайцы, особенно в Дагестане и Ставрополье, стремятся к сближению с Чеченской Республикой. Сегодня на 55-м км главной дороги Терекли - Кизляр, по которой осуществляются все связи Ногайского района внутри республики и выход за ее пределы, на протяжении семи километров вклинивается административная граница Чеченской Республики, установлен блок-пост, таким образом, поездки внутри Ногайского района приходится осуществлять через блок-пост Чеченской республики с вытекающими отсюда последствиями.
Большую роль и влияние на политическое сознание жителей Ногайской степи оказывает то, что они находятся в информационном и коммуникационном вакууме. Ногайцы, живущие в республиках Дагестан и Ичкерия и Ставропольском крае, не имеют между собой нормального общения. Нет общей газеты, не говоря уже о современных средствах связи, межрегиональном телевидении и радиовещании. Между районами проживания ногайцев в указанных субъектах федерации нет хороших с твердым покрытием дорог. Все вышеперечисленное не способствует развитию и существованию ногайцев как единого этноса. Идеологический вакуум, как правило, заполняется идеологией национального возрождения в различных ее выражениях - от духовного возрождения до политического и культурного изоляционизма.
Отсюда и постановка ногайцами вопроса о политическом самоопределении и создании своего автономного образования в рамках Российской Федерации. Решение этого вопроса весьма проблематично, так как для этого необходимо, как минимум, согласие трех субъектов: Чечни, Дагестана и Ставропольского края. В Шелковском и Нефтекумском районах высок уровень совместного проживания, и ногайцы составляют там меньшинство, хотя села, граничащие с Ногайским районом республики, почти полностью ногайские. Поэтому в плане гражданского согласия проблематичность не меньшая, чем на властном уровне. Сегодня, с учетом политической обстановки на Северном Кавказе, вопрос автономизации ногайцев не стоит так остро, но и не снят вообще.
Проблему разделенности ногайского народа реальнее всего решить путем сближения народов трех вышеупомянутых субъектов РФ. Поэтому в последнее время среди ногайцев все чаще поднимается вопрос о создании единого информационно-культурного центра, который способствовал бы решению культурных, образовательных проблем ногайского народа, это укрепило бы в сознании ногайцев уверенность, что они являются неотъемлемой частью единой России. Осуществление системы мер по сохранению самобытности ногайского народа, решение многих культурно-образовательных проблем, безусловно, снимет остроту в межнациональных отношениях в регионах проживания ногайцев.
Заключение
Половцы, появившиеся в начале XI века на Северном Кавказе, поглотили в своем составе ослабевшие племена печенегов (канглы) и более древних жителей этих степей хазар. Даже появление монгол в XIII веке и подчинение Чингизидами половцев не дало желаемого результата по очень простой причине: количество монголов во вновь созданном государстве – Золотая Орда – было незначительно по сравнению с коренными жителями, половцами. По меткому выражению академика В.Жирмунского: «Земля одержала верх над поработителями, и все они стали говорить на половецком языке». В 1391 г. на обломках Золотой орды возникла наравне с другими Ногайская орда, просуществовавшая, видоизменяясь, до 1783 года. От того периода на Северном Кавказе осталось огромное множество исторических источников: ногайские кладбища в Пригородном районе Северной Осетии, на р. Лабе, Урупе и многих других местах. Но наиболее ярким свидетельством того, что ногайцы являются древнейшими жителями, является сохранившаяся топонимика. В названиях рек, озер, населенных пунктов: Егорлык – река, текущая в возвышенном месте, Ташла – каменистая, Чла – седой, Карамык – послен, Бешпагир (Бесбакыр) пять бедняков, Калаус – скалистая вода, Ашы – кулак – Горькая балка. Озер: Буйвола (Бий - Бала) – ребенок правителя, Сенгелевское (Казма) – копать, Китаевское, Бурлацкое сравните кытай и бурлак – название ногайских племен, Томузловке (Тамыз) – капля. Этот список можно продолжать до бесконечности.
На современном этапе ногайцы сохранили свою территорию в основном в Ногайской степи, где расположены более 60 ногайских аулов, из них 18 в Нефтекумском районе, это: Ачикулак, Бияш, Каратюбе, Новкус-Артезиан, Артезиан-Мангит, Каясула, Ямангуй, Бесей, Уч-тюбе, Тукуй-Мектеб, Зункарь, Абрам-Тюбе, Махмуд-Мектеб, Кунай, Мурзабек, Левопадинская, Найко, Согуляки, в Степновском районе: а.Али-кую за пределами Ногайской степи в Пятигорье: а. Канглы, на Кубани: а. Карамурза. В Ставропольском крае на своих этнических территориях расположены 22 ногайских аула. Численность ногайцев, по последним данным достигает 35 тыс. человек.
Экономический кризис переходного периода в России затронул остро регионы проживания ногайцев. Почти повсеместно упало производство сельского хозяйства. В Ногайском районе идет сильное сокращение поголовья скота, единственного источника жизнеобеспечения ногайцев. В 1996 году Правительством выделено товарного кредита 2,8 млрд. рублей на полевые работы, а в 1997 году всего лишь 80 млн. рублей. Долги совхозов и колхозов Ногайского района составляют 8 млрд. 400 млн. рублей.
Все вышеперечисленное не способствует развитию и существованию ногайцев как единого этноса. Экономический упадок в районах проживания ногайцев отражается на социальных отношениях, влечет за собой определенные политические требования к правительству, как края, так и России.
Идеологический вакуум, как правило, заполняется идеологией национального возрождения в различных ее выражениях - от духовного возрождения до политического и культурного изоляционизма.
Сложными историческими путями пришли к своему современному положению в ряду других этносов ногайцы. Проблема дальнейшего развития данного этноса на данный момент стоит как никогда остро, что определяет дальнейшую работу над данной темой.
Материалы курсовой работы имеют практическую значимость для преподавателей истории при изучении истории отдельных этносов, населяющих Россию, а также во время преподавания курса «Народы Северного Кавказа».
Литература
1. Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы.// Словарь-справочник: «Academia», Москва, 2000 г.
2. Анчабадзе Ю.Д., Волкова Н.Г. Этническая история Северного Кавказа 16 - 19 века.- М., 1993.
3. Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в 18 - начале 20 века.- М., 1974.
4. Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа.- М., 1973.
5. Гаджиева С. Ш. Материальная культура ногайцев в 19 - начале 20 века.- М., 1976.
6. Калмыков И. Х., Керейтов Р.Х., Сиклиев А. И.-М. Ногайцы: Историко - этнографический очерк. -Черкесск, 1988.
7. Мошков В. А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края. Мелодии оренбургских и ногайских татар.— ИОАИЭКУ, т. XIX, вып. 1-2, 1895.
8. Небольсин П. Очерки Волжского низовья. СПб., 1852, с. 76-77.
9. Новосельский А. А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине 17 века.- М.; Л., 1948.
10. Путешествия в восточные страны..., СБРИО, т. 41, 1884.
11. Федеров Я. А. Историческая этнография Северного Кавказа.- М., 1983;
12. Ферран. Путешествия из Крыма в Черкесию через земли ногайских татар в 1709 г.- РВ, 1842.
13. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний по гражданскому и естественному их состоянию в отношении к земледелию, промышленности и домоводству. - СПб., 1809.
14. Черенков Л.Н. Таврические ногайцы (Последний кочевой народ Причерноморской этноконтактной зоны)// Этноконтактной зоны в европейской части СССР (география, динамика, методы изучения).- М., 1989.