Курсовая работа: Особенности рекреационной деятельности в парках отдыха

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности рекреационной деятельности в парках отдыха

1.1 Понятия отдыха и развлечений

1.2 Виды и формы отдыха и развлечений

1.3 Деятельность парков по организации отдыха и развлечений

1.4 Основные виды парков отдыха

Глава 2. Особенности деятельности Центрального Парка Культуры и Отдыха г. Волгограда

2.1 Центральный Парк Культуры и Отдыха г. Волгограда и его характеристика

2.2 Специфика организации отдыха и развлечений в Центральном Парке Культуры и Отдыха г. Волгограда

2.3 Изучение предпочтений посетителей Центрального Парка Культуры и Отдыха г. Волгограда

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Отдых - любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами.

Отдых людей в природной среде является сейчас одной из наиболее важных народно-хозяйственных и социальных задач. В этой связи задача изучения рекреационного потенциала территории, выявление и резервирование новых территорий для отдыха, оценка уже существующего природопользования и разработка рекомендаций по его оптимизации приобретает особую актуальность.

К решению проблем организации отдыха и развлечений нужно подходить прагматически. Важно налаживать высокий уровень рекреационного сервиса и добиваться воспроизводимости рекреационных потоков. Говорить об устойчивом развитии рекреации в регионе можно только в том случае, если люди посещают его с целями отдохнуть во второй и третий раз. Для практического достижения подобной воспроизводимости нужно быть в курсе всех тенденций эволюции этого вида человеческой деятельности.

Парки отдыха в рекреационной системе характеризуются прежде всего мерой соответствия потребностям отдыхающих (комфортностью и привлекательностью) и потребностям органа управления - пространственной и временной емкостью и надежностью. Они обеспечивают реализацию многих функций необходимых для нормального функционирования рекреационной системы.

Объект исследования - рекреативные технологии в социально-культурной деятельности.

Предмет исследования - рекреативные технологии в деятельности парков культуры и отдыха.

Цель работы - выявить специфику рекреативных технологий в работе парка культуры и отдыха.

Задачи:

Изучить литературу по данной тематике;

Выявить понятия отдыха и развлечений;

Рассмотреть виды и формы отдыха и развлечений;

Охарактеризовать основные направления деятельности парка отдыха по разработке отдыха и развлечений;

Выявить особенности Центрального парка культуры и отдыха г. Волгограда и его характеристику;

Проанализировать сущность организации отдыха и развлечений в Центральном парке культуры и отдыха.


Глава 1. Особенности рекреационной деятельности в парках отдыха

1.1 Понятия отдыха и развлечений

В научной литературе есть несколько определений отдыха. Чаще всего они разнятся в зависимости от того, в каком - широком или узком смысле - характеризуется отдых. Наиболее полным и точным является, на мой взгляд, понимание отдыха как состояние бездеятельности или изменённой деятельности, имеющей своей целью рекреацию, восстановление сил. Что касается развлечений, то в их трактовке словари обычно подчёркивают, что это занятия, отвлекающие от чего-то, доставляющие удовольствие, дающие возможность повеселиться, приятно и весело провести время.

Отдых и развлечения относятся к понятиям, которые называются перекрещивающимися. Взаимоотношения между ними определяются в зависимости от того, какой конкретный смысл мы вкладываем в основное исходное понятие "отдых".

Если понимать отдых в узкобиологической трактовке как состояние бездеятельности (пассивный отдых), то деятельное по своей природе "развлечение" становится рядоположительным и самостоятельным. Когда речь идёт об активном отдыхе, суть которого составляет изменённая деятельность, развлечение выступает в качестве особой разновидности и средств отдыха.

К обозначенному следует добавить, что в тесной взаимосвязи с отдыхом и развлечениями находится также ещё один компонент свободного времени: досуговое общение. Спокойный, непринуждённый разговор с родными, знакомыми, соседями, друзьями, обмен новостями, мнениями - это исконный и неизменный элемент повседневной жизни. У многих людей такие связи и отношения давно вошли в привычку и стали устойчивой формой обыденного досуга.

В ходе повседневного досуга человек удовлетворяет целый ряд своих потребностей, включая рекреационные. Здесь мы узнаём о различных интересующих нас событиях. В общении удовлетворяется очень важная потребность в эмоциональном сопереживании. Без общения невозможны, столь необходимые для нормальной жизнедеятельности, самопознание, самооценка, самореализация. Через общение и в процессе общения происходит упрочнение старых и завязывание новых знакомств. Короче говоря, полноценный отдых трудно представить вне и помимо взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Как известно человек на отдыхе может быть деятельным и бездеятельным. Это зависит от индивидуальных потребностей, привычек, состояния здоровья, интересов и желания отдыхающих. Бездеятельный отдых осуществляется в самых различных условиях: дома, на улице, во дворе, на природе и т.п. В социокультурных центрах так же могут быть случаи, когда уставшие люди предпочитают всем прочим занятиям возможность спокойно, расслабившись, отдохнуть, не думая ни о чем серьёзном и не вступая в сколько-нибудь активное общение с окружающими. Этот вид отдыха необходим, но целесообразен лишь в разумных пределах. Очень плохо, если на основе пассивного отдыха у людей вырабатывается привычка к досуговому безделью. Чаще всего бездельничающий человек не только не обогащает свою личность, но и по настоящему не отдыхает. Положение усугубляется тем, что как правило безделью сопутствует скука: люди достаточно работоспособны, налицо желание деятельности, но подходящего занятия не находится или оно не возникает по каким - то иным причинам.

В общей системе досуга пассивный отдых в обозначенном виде вполне правомерен. Однако в целом удельный вес его, как показывает опыт, сравнительно невелик.

Формы отдыха в социокультурных центрах не могут сводиться к чисто биологической рекреации. Если бы дело заключалось только в этом, люди имели бы возможность ограничиться тем же пассивным отдыхом, о котором шла речь выше, уличной прогулкой или вылазкой на природу. В процессе активного культурного отдыха происходит нечто большее, чем физиологическая подзарядка организма. Как перемена деятельности, активный отдых означает и предполагает развитие и другие продуктивные сдвиги в психологической и социально - психологической сфере личности. Для этого требуется уже не просто физическое расслабление, а деятельный досуг, насыщенный интересными развлечениями, увлекательными занятиями и целым рядом других компонентов.

Изучая состояние утомления, учёные установили, что наиболее эффективным способом снятия его служит не просто временный покой уставших органов, а покой, связанный с работой других органов. Эта закономерность легла в основу целостной теории активного отдыха. Психофизиологическая суть такого отдыха заключается в периодическом чередовании разных видов деятельности. Когда одни нервные клетки находятся в сильном возбуждении, другие наоборот, переходят в заторможенный режим. При смене занятий утомлённые участки под влиянием растекающегося возбуждения как бы освежаются. Переход от одного вида деятельности к другому обеспечивает своеобразную подзарядку утративших работоспособность органов и нервных центров новой дополнительной энергией. [1]

Довольно нелёгким остаётся решение проблем оптимального объёма досуговой рекреации. Как известно, увеличение доли отдыха и развлечений осуществляется только за счёт уменьшения деятельности других занятий. Вполне понятно, что такое перераспределение может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.

В целом люди тратят на отдых сегодня достаточно много времени. Но уровни его функционирования, к сожалению ещё низки. В видах деятельности, относящейся к этой сфере встречается очень много неразумных и необоснованных затрат времени. Есть занятия, которые только называются отдыхом, а фактически противоречат его сущности, и почти ничего не дают для рекреации, ни для развития личности.

Значение и роль специальных организованных усилий, направленных на обеспечение полноценного отдыха, в современных условиях становится всё более ощутимыми. Отдых, организуемый на основе точного знания психологии и физиологии человека и учёта соответствующих психофизиологических закономерностей, позволяет решать рекреационные задачи с гораздо большей эффективностью. [2]

Следует особо отметить, что культурная насыщенность отдыха не возникает сама по себе. Более того, рекреационные функции в какой - то мере могут выполнять и действия, относящиеся по своему содержанию к антикультуре и даже к отклоняющемуся поведению. У любого человека есть естественная потребность в отдыхе и развлечениях. Работники социально-культурной сферы всемерно стремятся перевести эту потребность с относительно низкого уровня, что нередко бывает при стихийной реализации потребностей, на более высокий уровень культурного досуга. Организация отдыха и развлечений должна носить развивающую направленность и быть нацеленной на повышение культурного уровня личности. Здесь рекреация и развитие не просто сосуществуют, а взаимопронизывают друг друга.

В сфере свободного времени взрослые люди всегда ищут занятия, способные компенсировать то, чего они недополучают в течении рабочего дня. Для полноценного досуга необходим определённый психологический отрыв от обычной обстановки. В каких бы конкретных видах он не представал, это всегда процесс, повышающий общий тонус человека, возвращающий ему жизненное равновесие.

Одной из задач организаторов отдыха и развлечений является формирование у людей хорошего жизнерадостного настроения. И сделать в этом отношении можно очень многое. Особенностью настроения является то, что в отличие от эмоций оно не связано с каким - либо конкретным объектом. Настроение - это общее эмоциональное состояние личности, возникающее под влиянием многих впечатлений.

Элементарную основу настроения составляет биохимическая жизнедеятельность организма. Исследователями установлено, что истощение психофизиологических ресурсов всегда влечёт за собой и резкий спад в настроении: повышается раздражительность, озабоченность, нервозность. Характер и колебания настроения зависят, прежде всего, от подкорковой деятельности мозга. Дело в том, что внутренние и внешние раздражители сначала поступают в подкорковую область и лишь потом в корковую. Благодаря подкорке ощущения получают определённую эмоциональную окраску, и этот процесс оказывает самое непосредственное влияние на общий психический тонус личности.

Умело организованный отдых помогает утолить жажду людей в ярких, эмоционально - насыщенных впечатлениях. Общеизвестно, что отсутствие или дефицит их переживается человеком как своего рода эмоциональный голод. В этой связи очень важное значение имеет удовлетворение естественного желания и стремления к шутке, юмору, весёлым жизнерадостным забавам.

Правильно организованные развлекательные занятия полезны и тем, что они почти всегда требуют сообразительности, творческой выдумки, находчивости, остроумия, изобретательности. Присущая многим игровым занятиям обстановка состязания воспитывает ценное умение согласовывать свои действия с партнерами, находить наиболее рациональный способ преодоления препятствий.

Каждый раз, когда человек становится участником совместных развлекательных занятий возникает чувство общности с другими отдыхающими. Наиболее ярко это проявляется в играх, соревнованиях, конкурсах. Такие занятия всегда основаны на обязательной координации усилий, взаимной помощи и взаимной выручке. И хотя игра связана с другими видами деятельности лишь опосредованно, выработанные навыки и привычки непременно переносятся на поведение человека во всех жизненных ситуациях.

Досуговые занятия по - настоящему хороши только тогда, когда дают людям множество положительных эмоциональных впечатлений. Они не в силах создать настроение в собственном смысле, но могут стать своеобразными толчками, подталкивающими для хорошего настроения соответствующую почву.

Определяющим началом в формировании настроения являются отношения личности с окружающими. Практически любой социокультурный центр способен помочь в завязывании новых знакомств, в укреплении дружеских связей. Возникающие здесь взаимоотношения всегда пронизаны сердечным участие, ободряющим вниманием, и в этом смысле являются действенным средством, повышающий общий психический тонус.

Трудно переоценить роль отдыха и развлечений в деле формирования культуры поведения. Здесь имеются хорошие возможности для выработки и закрепления целого ряда полезных навыков и умений, входящих в так называемый бытовой этикет. Продуманно организованная рекреационная среда неизменно создаёт предрасположенность к строго определённой манере поведения. Благоприятным фактором для проявления общительности, предупредительности, учтивости и дружелюбия служит и чувство отвлечённости от обыденных дел, забот, и общее мажорное настроение, и вообще все, что здесь окружает человека. Обстановка культурного отдыха становится сильным тормозом по отношению к любому проявлению неучтивости или грубости. Именно здесь интенсивно формируется то, что в обиходе называют житейским тактом.

Опыт показывает, что отдых становится по - настоящему эффективным лишь в том случае, если нам удается выстроить продуманную систему досуга, в других сферах деятельности, при организации отдыха мы сталкиваемся не с одним ярко выраженным типом людей, а их множеством. В своих субъективных представлениях об отдыхе и объективной потребности в различных его видах люди одинаковы. Однако при всем этом они составляют определённое число групп, внутри которых обнаруживается значительное сходство.

Главное, от чего зависит характер физического и психического утомления человека - это содержание его производственно - трудовой деятельности. Каждому хорошо известно правило - отдых должен контрастировать с работой. Но в столь в общем виде эта формула ещё не проясняет истинной сути дела. Труд в наши дни стал весьма разнохарактерным, и в различных случаях приходится учитывать не одно, а множество сугубо конкретных обстоятельств и факторов.

Там, где труд не обеспечивает более или менее равномерной загрузки различных органов чувств, человек начинает испытывать своеобразный недостаток в ощущениях. Специально организованная система досуга помогает утолить потребность личности в определённой дозе ощущений и впечатлений, дефицит которых всегда переживается людьми как ярко выраженная неудовлетворённость. Для страдающих от сенсорной недостаточности особенно необходимы отдых и развлечения, отличающиеся яркостью, красочностью, разнообразием.

Условия труда в современной индустрии и сельском хозяйстве нередко ведут к полной или относительной изоляции производственников друг от друга. Вполне понятно, что особую ценность и привлекательность для человека, занятого на подобных участках, представляет отдых, построенный на непосредственном и активном общении.

Работникам социально-культурной сферы нельзя забывать, что можно уставать не только на работе, но и дома. Определённая часть людей среднего возраста вынуждена тратить много сил на домашний труд. Потребности в отдыхе у них, естественно, не уменьшаются, а вот возможности удовлетворения из-за нехватки времени сокращаются. Отдыхать приходится урывками, в короткие паузы между домашними делами. Такой отдых преимущественно пассивен, культурное значение его не велико.

Неодинаковое отношение к различным видам отдыха и развлечений во многом определяется физиологической природой основных свойств нервной системы человека. Существуют занятия, для участия в которых особенности нервной системы не имеют сколько - ни будь существенного значения. В такие развлечения с одинаковым желанием, интересом и успехом могут включиться практически все. Однако наряду с этим есть и занятия, не обладающие подобной "всепригодностью". Важная задача организаторов досуга состоит в том, чтобы помочь человеку выбрать наиболее рациональные виды отдыха, соответствующие его индивидуальным качествам.

Наблюдения и исследования показали, что в поведении на отдыхе существуют определённые особенности, присущие людям с инертными и подвижными нервными процессами. У тех, кто входит в группу "инертных", заметно стремление к спокойным, размеренным занятиям; они несколько консервативны в своих досуговых пристрастиях, не любят ни менять, ни ломать привычные виды развлечений, отличаются не суетливостью, основательностью поведения.

Для людей с ярко выраженной подвижностью нервных процессов характерна быстрота переключения с одного вида деятельности на другой, склонность к повышенному темпу деятельности, умение хорошо ориентироваться в новой обстановке. Эти люди горячо включаются в предлагаемые занятия, но зато очень часто раньше других теряют к ним интерес.

Немаловажный фактор, влияющий на работу по организации отдыха - национальные и региональные традиции. Надо иметь в виду, что эти традиции имеют особый авторитет и отличаются исключительной устойчивостью. Большинство традиционных праздничных и повседневных занятий цены в социальном и культурном плане. Соответственно, соотношение к ним должно быть уважительным. Они дают менеджерам культуры готовые, освящённые вековым опытом и поддерживаемые общественным мнением формы проведения досуга. Одни из таких форм в своём неизменном виде соответствуют духу нашего времени, другие, как свидетельствует опыт, сравнительно легко модернизируются, наполняются новым содержанием, обогащаются и переживают вторую молодость. Так обстоит дело, например, с посиделками в различных этнических и местных вариантах, со многими праздниками земледельческого календаря. [3]

1.2 Виды и формы отдыха и развлечений

Отдых - это состояние относительного или абсолютного бездействия, являющееся следствием предыдущего целенаправленного активного двигательного действия (физической работы), целью которого является обеспечение восстановления и повышение функциональных возможностей организма, необходимых для продолжения двигательного действия или физической работы в заданных режимах и без снижения его (ее) эффективности.

На сегодняшний день можно выделить три формы явного отдыха:

активный;

пассивный;

комбинированный.

Под активным отдыхом понимается такой отдых, во время которого человек занимается целенаправленной деятельностью, но по содержанию эта деятельность отличается от предыдущей физической работы. В свою очередь активный отдых может иметь три разновидности, а именно - двигательный, недвигательный и смешанный (т.е. различные взаимосочетания двух предыдущих).

Под пассивным отдыхом понимается такой отдых, во время которого отсутствует целенаправленная двигательная деятельность.

Комбинированный отдых представляет собой определенные взаимосочетания активного и пассивного отдыха, в котором зачастую практически невозможно вычленить тот или иной вид активного или пассивного воздействия.

Существуют ряд видов рекреационно-развлекательной деятельности, среди которых наиболее важное значение имеют: свободная товарищеская беседа, игра, любительское художественное исполнительство и восприятие развлекательных зрелищ.

Свободная товарищеская беседа. Спокойный, непринужденный разговор с приятелями, со знакомыми или даже незнакомыми людьми, обмен новостями, суждениями по самым различным вопросам - одна из необходимых форм свободного времяпрепровождения. У многих людей ежедневные беседы такого рода вошли в привычку, превратились в устойчивый элемент досуга. Они являются основной разновидностью повседневного отдыха, особенно для тех, кто не любит подвижных и шумных развлечений или может в них участвовать.

Изолированные от таких контактов, люди ощущают это как лишение. Менеджерам СКД нужно учитывать эту важную и распространённую потребность человека.

Повседневные встречи могут проходить вне стен Домов культуры - в гостях, во дворе, на улице и т.д. Но из этого нельзя делать вывод, что люди сами найдут, где встретиться, и тут беспокоиться не о чем. Даже столь бесхитростное занятие, как беседа, требует определённых условий и удобств. Но ещё важнее другое: отсутствие доступного всем "общественного домашнего очага" создаёт предпосылки для возникновения обособленных, не испытывающих на себе общественного влияния микрогрупп. Следовательно, если мы игнорируем потребность людей в повседневных дружеских встречах и беседах, она будет удовлетворяться не всегда в желательной для общества форме.

В домах культуры должны быть постоянно открыты комнаты отдыха, гостиные, холлы, для общения людей. Нужно приучить людей отдыхать в домах культуры повседневно, заглядывать сюда просто так, "на огонёк", - одна из насущных задач.

Возникающая на отдыхе товарищеская беседа всегда обладает для встречающихся определённой информационной ценностью. Люди узнают здесь интересующие новости, обсуждают последние события, делятся впечатлениями. Отличительными чертами товарищеских бесед являются свобода, непринуждённость, внутренняя и внешняя терпимость к позициям собеседника, бескорыстная взаимозаинтересованность, и взаиморасположение. Такие беседы по природе своей не могут и не должны быть тягостными, неприятными. Как только происходит падение взаимного интереса, контакт естественным образом прекращается.

Общение в процессе отдыха накладывает определённые ограничения на содержание бесед. Здесь не следует, по - видимому, вести слишком серьёзных разговоров и долго обсуждать одну и ту же тему. Во время отдыха нежелательно также вступать в острую полемику, усиленно переубеждать собеседника, требовать абсолютного внимания. В таких беседах можно говорить не соблюдая тщательной логики, перескакивая с предмета на предмет, особенно не заботясь о стройной речи. Безупречность отдельных высказываний в данном случае не очень важна: во время отдыха происходит эмоциональное самовыражение, обмен накопившимися впечатлениями. Партнера по такой беседе ценят не только за ум и эрудицию, но и за то, что с ним легко, что он умеет понять и выслушать. Это общение допускает значительные культурные различия, но обязательно требует психологической близости.

Деловой мир со свойственными ему функциональными связями зачастую не позволяет нам в полной мере ощутить и выразить то, что относится к сфере эмоциональной жизни. В делах, в спешке люди в какой - то мере теряют свою душевную восприимчивость и отзывчивость. Между тем ответная реакция и доброе сочувствие очень часто не только желательны, но и необходимы человеку. В контактах, осуществляемых на личностном интимно - эмоциональном уровне, человек особенно остро осознаёт свою нужность людям, свою причастность к окружающей жизни. Эмоциональная отзывчивость, способность ощущать чужие радости и беды как свои - одно из повседневных проявлений принципа "Человек человеку - друг, товарищ и брат".[4]

Игра. Игра - социальное педагогическое явление, роль которого в жизни личности трудно переоценить. Долгое время развлекательно - игровые занятия трактовались у нас специфическая детская форма деятельности и исследовались только в связи с задачами формирования подрастающего поколения.

В жизни взрослого игра, разумеется, занимает более скромное место, чем в жизни ребёнка. Существенно изменяются и её мотивы и функции. Однако это не значит, что у взрослых людей совершенно исчезает потребность в этом виде деятельности, а сама игра перестаёт влиять на развитие личности.

Игра социальна по своей природе и по непосредственному насыщению. В процессе игр человек удовлетворяет целый ряд потребностей общественного существа, и, прежде всего потребность самоутверждения. Игра удовлетворяет также познавательные, коммуникативные, эстетические, рекреационные потребности человека. Посредством направленного использования игровых форм досуга решаются воспитательные задачи, происходит ознакомление с культурными ценностями.

Игре присуща своеобразная мотивация. Включение в нее не диктуется ни практической необходимостью (достижение материальных ценностей), ни общественными обязанностями. Человек рассматривает игру как источник радости и наслаждения. Игровой деятельности чужды сложные опосредования между мотивами и поведением. Она представляет собой совокупность действий, которые интересны для человека в их прямом, непосредственном содержании. Активность рождается из непосредственных побуждений: человек играет не ради какого-то практического эффекта, а потому, что это ему нравится.

Структура любой игры предполагает достижение цели посредством преодоления определённых препятствий. В игре имеется своя задача, правила поведения и роли, которые берут на себя основные действующие лица. У игры есть своя задача, правила поведения и роли, которые берут на себя основные действующие лица. У игры есть своё содержание: в ходе её человек совершает разнообразные умственные операции и производит практические действия. Как и другие виды деятельности, игра предполагает владение определёнными способами действия.

В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, воспитываются определённые качества, приобретаются новые знания и умения. Это и есть основной продукт и результат игровой деятельности, ценный как, в общественном, так личностном плане. Однако для самих играющих интерес и значение имеют и непосредственные результаты игры, понимаемые как победа или проигрыш. Однако, в отличие от житейских неудач, неуспех в игре не грозит внешними неприятностями и не угнетает человека. В этом смысле игра беспроигрышна, в ней всегда больше "получают" чем "теряют".

Содержание и ход игры определяются в основном склонностями и интересами самих отдыхающих. Дело здесь не обходится без определённой регуляции, однако по сравнению с другими видами деятельности она минимальна и осуществляется исподволь.

Практически во всех играх содержится элемент соревнования, борьбы за личное или командное первенство. Побеждает тот, кто лучше других сумеет проявить ловкость, силу, быстроту, находчивость, сообразительность, эрудицию, художественную одарённость, техническую смекалку, остроумие, грациозность и т.д. Стремление не оплошать, не оказаться слабее других, не подвести командиру создаёт хорошее спортивное напряжение.

Даже когда игра идёт без зрителей, даже когда человек играет в одиночку, он всё равно состязается - сам с собой, с автором занимательной задачи. В состязательно - игровой обстановке происходит мобилизация физических и духовных сил, возникает эмоциональный подъем. Успех в игре придаёт уверенность в собственных силах, поднимает настроение и повышает общий тонус. Преодолевая трудности, которые всегда возникают в состязании, люди получают физическую, волевую и интеллектуальную закалку.

Современная жизнь с её неуклонно возрастающей регламентацией (это тенденция особенно ощутима в сфере производства) даёт людям мало возможностей для открытого выражения своих внутренних состояний. В этом смысле игра, особенно массовая, - явление поистине исключительное. Игроки и болельщики не только испытывают удовольствие, восторг, досаду, но и открыто их проявляют. Освобождение от многих условностей, необходимы в иных ситуациях, доставляет людям несомненные правила существуют в игре. Но они дают игроку и зрителю гораздо большую свободу, чем в других ситуациях.

В каждой игре ясно определена цель. Однако участники её могут в чем - то отступать от первоначального заданных установок.

В основе любой игры лежит сознательное преобразование реальной ситуации в воображаемую. Игровое занятие немыслимо без некоторого отвлечения от действительности, без фантазии и символики. Игра приподымает над обыденностью, переносит человека в новую необычную обстановку. Тем не менее, игра неразрывно связана с реальностью. Всё, из чего строится её содержание, черпается из жизни и неразрывно связано с жизнью. [5]

Любительское и художественное исполнительство. Наиболее значительное место среди многочисленных форм любительского исполнительства занимают массовые танцы. Они пользуются популярностью у людей самого разного возраста, и особенно у молодёжи.

Можно отметить несколько факторов, которые делают массовой танец привлекательным для человека и способствуют эффективному отдыху и развлечениям.

Танец неотделим от музыки. Танцевальная музыка относительно проста по мелодической структуре, ритмична, легка для восприятия. Одним танцам присущи быстрые, бодрящие ритмы, другим - плавные, размеренные, успокаивающие. И то и другое по - своему благоприятно для психической разрядки.

Участие в танцах практически всегда доставляет людям удовольствие. Это особенно характерно для современных танцев, с их импровизационностью. Танцующие не придерживаются строго заданной композиции, а свободно варьируют основные танцевальные элементы. Это открывает широкий простор для творческого комбинирования танцевальных движений. Человек получает возможность приспособить танец к своему вкусу, самочувствию, желанию. Пластика современных массовых танцев несложна для освоения, рисунок фигур легко запоминается, музыкальное сопровождение подсказывает ритм и в значительной степени характер движений.

В парных, а иногда и в других танцах партнёры почти всегда вступают в специфическое разговорное общение. Прочно утвердившийся обычай предписывает танцующим неторопливую и дружелюбную беседу на легкие, приятные темы. Польза таких бесед, разумеется, не в том, что из них узнают нечто новое, - они способствуют перестройке внимания, отвлекают от обыденных мыслей и забот. Разговор во время танцев и сам по себе становится источником удовольствия: он ведётся на интересную для обоих собеседников тему, даёт возможность блеснуть галантностью, остроумием, подбадривается благожелательным вниманием партнера.

Музыка, движение и разговор создают целостный привлекательный образ танца - одно излюбленных и общедоступных развлечений.

Не менее привлекательный вид любительского исполнительства - массовая песня. В походах, на прогулках, во время праздничных гуляний, на вечерах звучат как народные песни, так и другие песни.

Любительское музицирование - разновидность любительского художественного исполнительства. В данном случае имеется в виду прежде всего тех, кто, не являясь активным участником художественной самодеятельности и не выступая на сцене, берёт в руки инструмент, для того, чтобы доставить удовольствие своим товарищам, и себе. С развитием массового музыкального образования занятия такого рода становятся весьма распространённым явление.

Тоже самое можно сказать и о любительском художественном чтении. В компании всегда найдутся желающие послушать хорошие стихи поэта. Здесь не требуется особого мастерства, необходимого для выхода на эстраду. Любитель поэзии делится радостью встречи со значительным произведение искусства и хочет, чтобы все присутствующие испытали такое же удовольствие, наслаждение, как он сам. После чтения значительных и волнующих стихов особенно часто развёртываются обсуждения, споры, беседы.

Развлекательные зрелища. Рекреационно-развлекательный характер может носить восприятие разного рода зрелищ - художественных, спортивных, игровых. Соприкасаясь с произведениями, имеющими ярко выраженную развлекательную направленность, зрители преследует обычно цель "просто отдохнуть", получить разрядку, отключиться от повседневности.

Развлекательные зрелища могут и не вызывать эстетического наслаждения в высоком смысле слова, но они всегда возбуждают, дают своеобразную эмоциональную встряску. "После утомительного, напряжённого рабочего дня не каждый может слушать серьёзную симфоническую музыку или читать сложный психологический роман. Восприятие больших, сложных произведений искусства тоже своего рода творческий процесс, требующий не только предварительной подготовки, но и большой эмоциональной и интеллектуальной отдачи, на которую переутомлённый мозг не способен. В результате мы порой отступаем от них, питаемся дешёвым чтивом просто потому, что мы устали и нуждаемся в отдыхе.

Особое место среди развлекательных зрелищ занимают произведения приключенческого жанра. Речь идёт прежде всего о фильмах, спектаклях, телевизионных постановках, прямо рассчитанных на удовлетворение потребностей зрителей в развлечении и не ставящих сколько - ни будь крупных задач в плане интеллектуального обогащения личности. Проигрывая произведениям большого искусства по ряду содержательно - художественных позиций, они обладают ярко выраженными рекреационными возможностями, помогают снять напряжение, доставить человеку, может быть, мимолётное, но живое и непосредственное удовольствие.

Действие таких произведений развёртывается чаще всего в необычных условиях и отличается динамичностью, остротой коллизий, насыщено загадками, тайнами, внезапными поворотами сюжета. Фабула в них максимально уплотнена, исход событий неизвестен до последней минуты, характеры раскрываются в активных, полных драматизма положениях.

Несомненной рекреационно-развлекательной ценностью обладают зрелища комедийного плана, в которых на первый план выдвигаются веселье, юмор. Эмоциональная реакция на смешное принадлежит к наиболее глубоким и сильным: она даёт основательную нервную разрядку. Хорошая доза смеха - один из лучших способов снять напряжение, усталость, утомление. Благодаря мажорному тону, жизнеутверждающему пафосу весёлые зрелища придают бодрость, пробуждают ощущение радости, укрепляют общее оптимистические отношения к жизни.

Качественным своеобразием отличаются спортивные и спортивно - игровые зрелища. Они демонстрируют образцы силы, ловкости, показывают красоту, безграничные возможности физического и интеллектуального совершенства человека.

Спорт обладает неповторимой эстетической привлекательностью. Восхищение вызывают высокая техника, твёрдая воля и устремлённость к победе, гибкость изощрённость игровых решений, остроумие. Психологический секрет благотворного воздействия спортивно - игровых зрелищ заключается и в том, что они несут людям поток необычных и сильных раздражителей, контрастирующих с повседневными ощущениями. Эти свойства в высокой степени присущи физкультурным парадам, коллективным гимнастическим номерам.

Особое удовольствие человек получает от восприятия спортивно - игрового состязания. Такое зрелище неизменно собирает большую аудиторию, зрители с неослабевающим интересом следят за ходом борьбы, горячо реагируют на все её перипетии.

Отметим, что развлекательные зрелища, как специфический вид отдыха, имеют как достоинства, так и недостатки.

Восприятие зрелищ не требует сколько - ни будь значительных усилий и, следовательно, не может физически утомить человека. Зрелища, как правило, обладают немалой, познавательно - воспитательной ценностью. (Так хорошая комедия, доставляя человеку приятные минуты и обеспечивая основательную психическую разрядку, в то же время исподволь, ненавязчиво способствует нравственному совершенствованию личности). Зрелища сравнительно просты в организационном плане и вместе с тем дают отдых и развлечение сразу большому числу людей.

Однако зрелища ни в коем случае не могут рассматриваться как основное и даже преобладающее на досуге занятие. Более того, при злоупотреблении зрелищами в недостатки превращаются даже их достоинства.

Зрелища дают очень мало простора для активности. По сравнению с другими отдыха двигательная активность здесь ничтожна. На зрелищах откровенно развлекательного характера слаба и умственная активность человека сведения, содержащиеся в них, особым образом препарированы, предельно легки для восприятия и усваиваются без особых мыслительных усилий. А это при злоупотреблении таким видом отдыха может постепенно отучить человека от умения и привычки серьёзно напрягать ум, привести к своеобразной лености мысли. Некоторые люди привыкают отожествлять себя с действующими лицами фильма, спектакля, представления. Такое явление далеко не всегда положительно. Фанатичный любитель остросюжетных детективов, сентиментальных мелодрам, не столь уж редких на наших экранах со временем приучается жить чужими чувствами и страстями, развлекательные зрелища превращаются для него в своеобразный наркотик и не обогащают, а обедняют личность. Аналогичной опасностью чревато и неумеренное увлечение спортивными зрелищами. Многие рьяные болельщики всю жизнь остаются не более чем сторонними наблюдателями спортивных состязаний. Таким образом, приверженность к зрелищам как к почти единственному виду развлечений лишает человека интеллектуальной, эмоциональной и физической активности, столь необходимой для полноценного развития личности. [6]

1.3 Деятельность парков по организации отдыха и развлечений

Отдых и развлечение - одна из важнейших сторон повседневной жизни человека. Удовлетворенность качеством организации своего досуга, доступность тех или иных развлечений и форм отдыха являются для человека не только индикатором его социального положения, но и показателем развития экономики страны в целом и социальной сферы в частности. Кроме того, наряду с образованием, различные формы организации досуга способны оказать серьезное влияние на мировоззрение, особенно мировоззрение детей и молодежи. Во всем мире индустрия развлечений является прибыльным бизнесом. К ней относятся предприятия, чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Одним из главных объектов развлечений всего цивилизованного мира являются парки отдыха и развлечений. Парк отдыха - это определённая территория, предназначенная для рекреации и развлечения, особенностью которой является комплекс услуг, отвечающий определённой теме. Парки, как категория объектов интереса, пользуются огромнейшим спросом в мире (от 2 до 10 млн. посетителей в год). [7] Их можно классифицировать следующим способом: культурно-исторические, национальные (природные), научно-познавательные, аттрактивные и индустриальные тематические парки. Сочетание архитектуры, ландшафта, выставок, продающихся сувениров, спецодежды обслуживающего персонала и подаваемой пищи в этих парках создаёт ощущение, что посетитель странным образом попал в какое-то другое место и другое время. Успех парка всецело зависит от степени удовольствия, получаемого гостями. Следовательно, ключом к успеху в работе парка является создание таких условий, при которых гости, покидая парк, уносили бы с собой желание вновь в него вернуться.

Программа всех парков очень разнообразна - это мир нескончаемого праздника. Для одних - это попытка вернуться в детство, для других - возможность почувствовать ритм страны через особенный мир - мир фантазий и аттракционов. Еще одна особенность парков - их универсальность.

1.4 Основные виды парков отдыха

Парки могут быть компактными, состоящими из одного комплекса и его ландшафтного окружения, и дисперсными, в которых территория парка охватывает несколько близко расположенных сооружений.

Разновидности парков: ландшафтные парки - типичные представители разнообразных природных зон и ландшафтов, специально организованные для прогулок, экологического туризма и проведения научных экологических и ландшафтных исследований; лесопарки - благоустроенный лес, предназначенный для свободного кратковременного отдыха и приведенный путем постепенной реконструкции в определенную ландшафтную систему. Лесопарк является комплексом, сочетающим рекреационные, архитектурно-художественные, санитарно-гигиенические, познавательные и лесохозяйственные функции. В лесопарках возможен свободный отдых - уик-энд, экскурсии и прогулки, тихий отдых, отдых на пляжах и водных станциях, рыбная ловля, лыжный спорт и прогулки, сбор грибов, ягод и лекарственных растений и другие виды рекреационных занятий. Следовательно, лесопарками называют часть леса, предназначенную для массового отдыха населения. Территорию лесопарка организуют, используя правила ландшафтной архитектуры; спортивные парки - специально организованные территории, включающие объекты и местности для тренинга и самостоятельного квалификационного туризма, а также проведения учебно-спортивных туристских мероприятий; рыболовно-охотничьи парки - специально отведенные территории для проведения регулируемой лицензиями охоты и любительского рыболовства, а также проведения экологических, зоологических, ихтиологических исследований и мероприятий; аквапарки - специально организованные на базе аттрактивных акваторий зоны для водного туризма, проведения экологических и ландшафтных исследований и некоторых видов хозяйственной деятельности; агропарки - специальные аттрактивные территории, предназначенные для сельскохозяйственной деятельности, экспонирования ее экскурсантам; для рекреационных целей широко используется система биосферных заповедников - специально охраняемых территорий, создаваемых в целях сохранения и развития генофонда биосферы, типичного для той или иной природной зоны, проведения научно-исследовательских, экологических и ландшафтных работ, сохранения культурного наследия;

природный национальный парк - изъятая из хозяйственного использования, особо охраняемая природная территория, имеющая экологическое, генетическое, научное, эколого-просветительское, рекреационное значение как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, место отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения;

природно-исторический рекреационный парк - к паркам данного типа относятся комплексы: монастырские, усадебные, этнографические;

тематический парк - парк, представляющий своим посетителям широкий набор развлечений, объединенных общей темой (Диснейленд, Футуроскоп - г. Пуатье), где главным элементом программы выступает аттракцион. [8]


Глава 2. Особенности деятельности Центрального Парка Культуры и Отдыха г. Волгограда

2.1 Центральный Парк Культуры и Отдыха г. Волгограда и его характеристика

 

Центральный парк культуры и отдыха расположен в центральном районе на пр. Ленина, 74а, г. Волгограда. Занимаемая им площадь по данным МП "Зеленхоз" составляет 33 Га.

В 2006 году парк отметил своё 10-ти летие.1 июня юные посетители, которые приобретали 5 билетов на аттракционы, получали в подарок мороженое. Такая же акция проходила и 12 июня.

На территории замытого Долгого оврага, который пересекал проспект, бывшей Полковой улицы, заложен Центральный парк культуры и отдыха. Здесь сооружено красивое современное здание, в котором разместились хорошо оборудованные гостиница, ресторан, бар, кинозал,- это молодежный центр. Светлый, высокий корпус его далеко виден со стороны красавицы Волги и из Заволжья.

Со стороны проспекта проектируется вход в парк культуры и отдыха, который вместе с 12-этажным жилым домом и будущим выставочным павильоном образует новую площадь.

Центральный парк - земельный участок с естественной и специально посаженной растительностью, с дорогами, аллеями, предназначенный для прогулок, отдыха, игр.

Это также и культурно-досуговое учреждение, работа которого направлена на предоставление широкого спектра социокультурных и рекреационных услуг.

Парки, аллеи, скверы и зеленые дворики - частицы природы в большом городе, которые остаются горожанину для того, чтобы подышать свежим воздухом, прогуляться вдали от шумных улиц.

Множество семей выбирает парк как уютное и тихое место для проведения выходных, каникул и праздников. Развитая инфраструктура парка позволяет не скучать как детишкам, которые обожают развлечения, так и их родителям.

Парк не имеет никакой входной платы вообще, совершенно возможно войти в парк и наслаждаться атмосферой парка не тратя ни копейки, однако исходя из данных собранных парком, такое явление весьма редко.

Большинство посетителей, даже если они не намеревались посещать аттракционы, как только оказываются в парке, покупают билет, хотя бы, на один аттракцион и обязательно тратят деньги на еду и сувениры.

2.2 Специфика организации отдыха и развлечений в Центральном Парке Культуры и Отдыха г. Волгограда

ЦПКиО - идеальное место для желающих уединиться и остаться в тишине, побродить по аллеям или тропинкам в лучших традициях мыслителей и поэтов. К этому располагает и малое количество людей, и всё-таки прекрасная природа, хоть и в центре города.

В Центральном парке культуры и отдыха располагаются следующие аттракционы: "Веломобили" (прил.1), "Колесо обозрения", "Бумеранг", карусель "Орбита". Символ парка "Колесо обозрения", встречает каждого посетителя, и уже издалека сообщает: "Развлечения и аттракционы здесь".

Кафе

В разностильных кафе можно спокойно отдохнуть под открытым небом за чашечкой кофе, послушать музыку, либо устроиться в уютной атмосфере и вдоволь потанцевать на дискотеке. В кафе представлены блюда национальной восточной и русской кухни: шашлыки, люля-кебаб, плов, блины с разнообразными начинками, салаты на любой вкус, десерты. Кафе "Якорь" принимает заказы на проведение банкетов, торжеств - выбор блюд очень разнообразен.

Конные прогулки по парку

Конные прогулки по парку по праву можно назвать самым тонизирующим времяпровождением. Дети могут прокатиться на ослике, пони или лошади под присмотром инструктора. Взрослые могут взять лошадь на прокат на час, два или три и совершить конную прогулку по парку.

Для любителей чего-то более или менее необычного в парке располагается пейнтбол-клуб Москит (прил.2).

Пейнтбол Клуб МОСКИТ приглашает поиграть в эту интереснейшую игру. Волгоград, Центральный Парк Культуры и Отдыха, 100 метров вправо от Колеса Обозрения. Лес в центре города. Всегда свежий воздух и активный отдых. Это абсолютно доступно для всех желающих.

Основная игровая площадка находится в ЦПКиО.

При планировании расположения укрытий в качестве консультантов приглашались представители силовых структур для воссоздания обстановки, максимально приближенной к боевой с детальным учетом направления секторов обстрела. Помимо природных укрытий площадка насыщена рукотворными укрытиями.

На площадке есть укрытия, которые носят индивидуальные названия: "ЭСТАКАДА", "ДЗОТ", "ЗИГЗАГ", "ВЫШКА", "ПАЛАТКА", "ЗМЕЙКА", "КРЕСТ". Это сильно упрощает взаимодействие игроков на площадке - не приходится придумывать названия по ходу боя и легко дать целеуказание товарищу.

По периметру площадки натянута защитная сетка высотой 3 метра, что позволяет наблюдать зрителям за игрой.

Для проведения игр в темное время суток площадка оборудована освещением. Игры в темноте имеют ряд отличительных особенностей, недоступных в дневном бою, являются более сложными и интересными.

Площадка регулярно обновляется, модернизируется, видоизменяется.

Пейнтбол - отдых, куда семьи приезжают полным составом от мала до велика и играют вместе. Это великолепная возможность собраться несколькими семьями и выехав на природу набегаться и навеселиться вволю, причем всем вместе - родителям и детям.

Так же характерными видами услуг и товаров для парков могут являться:

проведение специальных мероприятий и акций (ярмарок, аукционов, фестивалей, конкурсов, выставок и т.п.);

изготовление и продажа сувениров;

изготовление и продажа специальной аудио-, видео-, фото - и кинопродукции.

Таким образом, организация отдыха и развлечений - актуальная задача для парков отдыха и в частности для ЦПКиО. Прежде всего это обусловлено рядом объективных причин, и в первую очередь динамикой развития постиндустриального общества, в том числе резким сужением спектра семейного досуга, организованного отдыха детей, подростков и молодежи, а также полноценного времяпрепровождения.

Сегодня очевидно, что российскому обществу в XXI в. предстоит реформирование сферы организованного каникулярного отдыха детей и молодежи.

Его определяющий компонент для ЦПКиО следующий:

Обновление нормативного поля в сфере каникулярного отдыха детей и подростков. Ужесточение требований к обеспечению безопасности детей, а также требований к качеству досуговых услуг, оказываемых парком отдыха.

2.3 Изучение предпочтений посетителей Центрального Парка Культуры и Отдыха г. Волгограда

В рамках проведенного исследования о предпочтениях людей при выборе места проведения досуга, нами был проведен опрос среди посетителей ЦПКиО. Всего мы опросили 30 человек в возрасте от 17 до 40 лет.

Опрос состоял из следующих вопросов:

Вы учитесь или работаете?

Много ли у Вас свободного времени?

Как часто Вы посещаете парки отдыха и развлечений?

Почему Вы выбрали именно ЦПКиО?

Что Вы хотели бы изменить или добавить в ЦПКиО?

Проведя опрос, мы получили следующие данные:

Кирилл, 17 лет, ответил, что он учится в школе и посещает кружок, что занимает достаточно времени. "Но на отдых, - говорит Кирилл - время у меня остается всегда. Мы с друзьями частенько ходим в ЦПКиО гулять…Я просто обожаю аттракционы, а особенно "Бумеранг". Дмитрий, 23 года, студент, ответил, что он экстримальный человек и сам не знает, что будет с ним завтра. "Но в одном я уверен, что пейнтбол-клуб "Москит" - то, что действительно помогает мне погрузиться в атмосферу экстрима". Также Дмитрий добавил, что с удовольствием посетил бы парк и в ночное время, но он открыт до 18.00. Елена, 34 года: "Я иногда прихожу сюда с детьми по выходным и особенно по праздникам, что нас особенно привлекает, так как в праздничные дни обязательно проводятся очень интересные мероприятия для детей и взрослых. Мы живем недалеко от ЦПКиО, - говорит Елена - но, если бы было и не так, я уверена, мы бы посещали только этот парк". Еще Елена отметила, что считает ЦПКиО самым оптимальным вариантом при выборе места отдыха с детьми. "Дети не сидят на месте, не скучают, любят покататься на пони и посидеть в кафе за мороженным.

Еще посетители отвечали нам, что в парке вполне приемлемые цены и прекрасная природа с редкими растениями; создает удобство близко расположенный пляж и бассейн в Центральном стадионе. Недавно в ЦПКиО приезжал Казахский ансамбль. Его выступление посетителям очень понравилось.


Заключение

Отдых и развлечения относятся к понятиям, которые называются перекрещивающимися. Если понимать отдых в узкобиологической трактовке как состояние бездеятельности (пассивный отдых), то деятельное по своей природе "развлечение" становится рядоположительным и самостоятельным. Когда речь идёт об активном отдыхе, суть которого составляет изменённая деятельность, развлечение выступает в качестве особой разновидности и средств отдыха. Развитие рекреации в нашем регионе продолжается вследствие высокого спроса на нее и несомненного соответствия потребностям сегодняшнего общества, находящего все меньше и меньше времени для простого семейного или индивидуального отдыха.

Поэтому тема рекреации, и ее развития, сегодня так актуальна. Ведь, как мы видим из опроса, парки отдыха и развлечений занимают сейчас одну из первых позиций при выборе человеком места проведения досуга. Рассмотренный нами Центральный Парк Культуры и Отдыха г. Волгограда - яркий тому пример. Мы акцентируем внимание на широком спектре услуг, предоставленном в данном Парке. Это четко организованный отдых детей, подростков и молодежи. Это и семейный отдых. Важно налаживать высокий уровень рекреационного сервиса и добиваться воспроизводимости рекреационных потоков.

Я считаю, что поставленные нами задачи выполнены:

Изучена литература по данной тематике;

Выявлены понятия отдыха и развлечений;

Рассмотрены виды и формы отдыха и развлечений;

Охарактеризованы основные направления деятельности парка отдыха по разработке отдыха и развлечений;

Выявлены особенности Центрального парка культуры и отдыха г. Волгограда и его характеристику;

Проанализирована сущность организации отдыха и развлечений в Центральном парке культуры и отдыха.

Таким образом, выявлена специфика рекреативных технологий в работе парка культуры и отдыха.


Список литературы

1.  Багрова Л.А., Багров Н.В., Преображенский В.С. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятия). /Известия АН СССР. Серия географическая. 1977. № 2.

2.  Большаник П.В. Рекреационная география. Учебное пособие. Омск, 2003.

3.  Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. М.: 1992.

4.  Веденин Ю.А. Тенденции развития рекреации в России в новых политико-экономических условиях. /Проблемы и прогнозирование туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России. М.: 1995.

5.  Вендина О.И. Рекреационная среда и пути оптимизации территориальной организации рекреационной деятельности. /Теоретические проблемы рекреационной географии. М.: 1989.

6.  Горшкова Л.Ю., Крысанова Т.Д., Пичугина Н.В., Ушакова О.В. Рекреационная география. Словарь-справочник. Саратов, 2003.

7.  Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. - М.: НГИК, 2004.

8.  Современные технологии социально-культурной деятельности. Под ред. Григорьева Е.И. Тамбов: 2002.

9.  Игнатенко А.Н. Рекреационные территориальные системы: научные основы развития и функционирования. Учебное пособие. Черновцы, 1999.

10.  Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник - М. МГУКИ, 2004.

11.  Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.: 2001.

12.  Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. Пособие. - М.: 1995.

13.  Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение. М.: 1998.

14.  Котляров Е.А. География отдыха и туризма. М.: 1978.

15.  Косолапов А.Б. Теория и практика экологического туризма: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2005.

16.  Клубоведение под. ред. Иконниковой С.Н. - М. 1995.

17.  Курило Л.В. Теоретические основы туристской анимации: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2006.

18.  Мироненко Н.С., Эльдаров Э.М. Гуманитарные аспекты исследования рекреационных систем. /Вестник Московского университета. Сер. География. 1998. № 1.

19.  Рекреационные ресурсы и методы их изучения. М.: 1981.

20.  Рекреация и охраняемые территории. Иркутск. ИГ СО АН СССР. 1988.

21.  Русанов И.В. Территориальная организация кратковременного отдыха населения центра рекреационного объединения: Дис. канд. геогр. наук. Л.: 1984.

22.  Стрельцов Ю.А. Культурология досуга - М., 2002 г.

23.  Современные технологии социально - культурной деятельности под ред. Григорьева Е.И. - Тамбов, 2002.

24.  Теоретические основы рекреационной географии. М.: 1975.

25.  Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.

26.  Чижова В.П. Туризм и национальные парки. М.: 1992.

27.  Эльдаров Э.М. Тенденции и перспективы развития экономико-географического аспекта рекреалогии. /География и природные ресурсы. 1990. № 1.

28.  Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 2000.


Приложения

Приложение 1

Сценарий проведения детского Хеллоуина "Дня привидений" в парке отдыха

Костюмы и реквизит:

Маски для девочек-ведьмочек. Обычные полумаски, закрывающие верхнюю половину лица, но сделанные в виде ведьминского лица в черной остроконечной шляпе. С этими шляпами возможны различные вариации, в зависимости от характера ведьмочки.

Рожки и пятачки для чертиков-мальчиков. Клоунские носы из поролона на резиночке обрезаются посередине, чтобы получился пятачок. Фломастером рисуются две дырочки. Рожки обычно продаются в цирке или в парках на лотках - обруч с пружинками, у которых на концах поролоновые кружочки. Кружочки обрезаются со всех сторон, чтобы получились прямоугольники.

Для украшения территории:

Паутина, сплетенная из веревок;

Воздушные шарики с нарисованными на них рожицами "нечистой силы";

Игрушечные скелеты, пауки, змейки и т.п.

Действующие лица:

Баба-Яга и Кикимора (или Леший) - ведущие всего представления.

Ведьмы и черти - гости.

У каждой ведьмочки и у каждого чертика свой характер, который обыгрывается маской:

Ведьма-Мисс Лысая гора. На шляпу приклеивается какое-нибудь перо, кусок ваты в виде челки, выкрашенной в какой-нибудь необычный цвет, рисуются длиннющие ресницы и т.п.

Ведьма, пугающая детей во сне. На шляпу приклеивается карикатурное изображение привидения, орущего-плачущего ребенка и т.п.

Ведьма, отбирающая сладости у детей. На шляпе - обертки от конфет, шоколадок, изображение мороженого на палочке и т.п.

Ведьма - любительница диких животных. На шляпе - изображение змейки, мышки, лягушки, пауки и т.п.

Ведьма-растеряха. На шляпе - заплатки, висящие на ушах бусы.

Возможны и другие варианты ведьмочек. Они могут олицетворять собой человеческие недостатки: трусиха, плакса, ябеда, жадина и т.п.

У чертиков маски одинаковые, но характеры разные:

Чертик - мелкий пакостник;

Чертик - хвастун;

Чертик - драчун;

Чертик - обжора.

Прибытие гостей.

Заранее нужно приготовить "визитные карточки", на которых написаны роли, сложить их в большую шляпу или корзину.

Каждый прибывший гость не глядя вытаскивает "визитку", определяющую его роль на время мероприятия и превращается в чертика или ведьмочку. Кикимора помогает ему надеть нужную маску.

Когда все соберутся, Баба-Яга говорит примерно следующее:

"Дорогие черти-ведьмы, мы все слетелись на нашу Лысую гору поздравить мою дочь (сына) с днем рождения. Давайте в честь нее (него) издадим наш чертянско-ведьминский вопль". После вопля Баба-Яга начинает знакомиться с гостями, задает им смешные вопросы:

Ведьме-Мисс Лысая гора: "Я знаю, что ты любишь все самое модное, самое крутое. А какой марки твое новое помело?"

Ведьме, отбирающей сладости у детей: "А у кого лучше отбирать сладости - у девочек или у мальчиков?"

Ведьме, пугающей детей во сне: "А какая пугалка у тебя самая страшная?"

Ведьме-любительнице животных: "Как зовут твоего любимого домашнего паучка?"

Ведьме-растеряхе: "Кто подбирает за тобой потерянные вещи? Что из своих волшебных вещей тебе удалось потерять и найти?"

Чертику-мелкому пакостнику: "Чем отличается большая пакость от мелкой? Одному съесть праздничный торт - это большая или мелкая пакость?"

Чертику-хвастуну: (очень быстро)"ты самый красивый? Самый умный? Самый смелый? Самый хвастливый?"

Ответы детей могут быть самыми неожиданными, можно не ограничиваться одним вопросом, а подхватить тему. Получается очень смешно. Во время интервью Кикимора (Леший) все время пытается влезть в разговор, перебить, ответить вместо детей. Баба-Яга отмахивается от нее: "Отстань, Кикимора, помолчи, не мешай". Кикимора обижается, бормочет себе под нос: "Ладно-ладно, вы меня еще узнаете!" и т.п.

После того, как все "перезнакомились", Баба-Яга говорит: "Ну а теперь мы с моей дочкой-ведьмочкой (сыном-чертиком) хотим подарить вам подарочки за то, что вы пришли к нам в гости." Ищет мешок с подарками, но не находит его. Кикимора (Леший) потихоньку выходит из комнаты. Баба-Яга: "Это, наверное, Кикимора (Леший) украла мешок! Вперед, на поиски!"

Все бегут искать мешок с подарками. Кикимора бродит по комнате и ехидничает. Но она должна внимательно следить за тем, чтобы мешок, когда будет найден, не попал в руки ведьмочек и чертиков, а остался у нее. Кикимора начинает зловредничать: "Вы меня прогоняли, вы не давали мне говорить, теперь я заполучу все ваши подарочки!" Наконец, после уговоров, соглашается отдать подарки после того, как дети выполнят ее задания, например:

откусить кусок от яблока, висящего на веревочке, не держа его руками,

нарисовать портрет Кикиморы по памяти, с завязанными глазами,

написать поздравление имениннику, стоя спиной к столу и не глядя на листок,

глядя на себя в зеркало, сказать пять раз "Какой я красивый!" с разными интонациями и ни разу не улыбнувшись,

без помощи рук съесть виноградину, лежащую в глубокой миске и залитую взбитыми сливками,

угадать мотив песни, которую споет Кикимора, специально фальшивя,

быстро-быстро сказать какую-нибудь трудную скороговорку три раза,

изобразить закипевший чайник.

Когда все задания выполнены, Баба-Яга приглашает всех к столу.

Примерные названия блюд:

Салат, украденный у директора школы

Ягоды с Ведьминого болота

Лимонад "Слезы малютки привидения"


Приложение №2

Веломобиль "Двухместный"

Веломобиль "Универсал"


Приложение №3

Пейнтбол-клуб "Москит"



[1] Стрельцов Ю.А. Культурология досуга – М., 2002 г. – С. 57.

[2] Русанов И.В. Территориальная организация кратковременного отдыха населения центра рекреационного объединения: Дис. канд. геогр. наук. Л.: 1984. – С. 31-32.

[3] Стрельцов Ю.А. Культурология досуга – М., 2002 г. – С. 61-62.

[4] Современные технологии социально-культурной деятельности под ред. Григорьева Е.И. –  Тамбов, 2002. – С. 38-39.

[5] Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика , 1978. – С. 42.

[6] Клубоведение под. ред. Иконниковой С.Н. –  М. 1980. – С. 29-30.

[7] Курило Л.В. Теоретические основы туристской анимации: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – С. 195.

[8] Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. М.: 1992.  – С. 52.

Туризм как вид деятельности человека
ТУРИЗМ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Раздел 1. Туризм как вид рекреационной деятельности 1.1 Свободное время, досуг, рекреация в структуре ...
Автор ряда работ, посвященных изменениям, происходящим в современном обществе, раскрывающих, в том числе, проблемы свободного времени и досуга, директор социологического центра по ...
Данные таблицы 2 наглядно демонстрируют: у тех, кто находится на нижних ступенях социальной лестницы, заметно сужены возможности использования развлекательных, рекреационных ...
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: научная работа
Сервисная деятельность
СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Конспект лекций Оглавление ВВЕДЕНИЕ Тема 1. СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА 1.1 Понятие ...
Например, О 9249 - деятельность по организации отдыха и развлечений.
В этом случае культура может рассматриваться как нормативно-оценочная деятельность, которой должен владеть всякий культурный человек - культура речи, общения, поведения, досуга ...
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: учебное пособие
Массовые зрелища: традиции и современность
... государственная академия культуры Кафедра режиссуры Магистерская работа по специальности 8.020201 - "Театральное искусство" Массовые зрелища: ...
Но, бесспорно, в целом эти зрелища были большим достижением в деле приближения искусства к народу, вовлечение масс в активный культурный отдых.
Целями массовых зрелищ являются не только отдых и развлечения, но еще и стремление к одухотворенной личности, воспитание в ней нравственных, этических и эстетических качеств ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа
Рекреационная география
ВВЕДЕНИЕ Объектом изучения рекреационной географии являются территориальные рекреационные системы (ТРС) всех типов и рангов. В 1969 г. в Москве прошло ...
Годовые циклы рекреационных занятий предполагают определенную комбинацию мест отдыха, используемых в рабочие дни (городские парки, городские предприятия культуры), воскресные дни ...
В приморских курортах, урбанизированных зонах отдыха эти занятия могут быть дополнены разнообразными культурно-развлекательными по своему характеру занятиями - посещением ...
Раздел: Рефераты по географии
Тип: учебное пособие
Особенности организации досуга в Японии
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Пермский государственный институт искусств и культуры Кафедра социально-культурной деятельности Особенности ...
индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую "художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, быть может, за определенным исключением ...
Досуг - время, свободное от работы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановления, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа