Курсовая работа: Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)

Федеральное агентство воздушного транспорта (РосАвиация)

ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет гражданской авиации»


Курсовая работа на тему:

«Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения»

Выполнила: студентка 783 группы

Дмитриевская Екатерина

Проверил: старший преподаватель

Левшина Ольга Николаевна

Санкт-Петербург 2010


Содержание

 

Введение

1.  Содержание понятия «потребность», классификация потребностей

2.  Общая характеристика эпохи Возрождения

3.  Гуманисты XIV-XVI вв. Их мировоззрение и деятельность

4.  «Новые люди»

5.  Содержание потребностей в эпоху Возрождения

Заключение

Список литературы


Введение

В качестве темы курсовой работы я выбрала «Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения», потому что именно в эпоху Возрождения произошел огромный прогресс культуры, и в корне изменился подход к человеку и его потребностям.

Эта тема актуальна в наше время и вызывает неподдельный интерес. Само слово «возрождение» обозначает возобновление великолепных достижений греко-римской культуры, которые были утрачены в эпоху Средневековья. В эпоху Возрождения философы обращаются к опыту и идеям античности, возрастает роль умственного труда, и это выражается в увеличении числа свободных профессий. Также ослабляется влияние церкви, на первое место выходит человек, его потребности, начинает цениться образованность и талант человека. Колоссальные достижения духовной культуры в эту эпоху стали предметом пристального внимания, изучения и восхищения на долгие века.

Цель работы – изучить основные потребности людей эпохи Возрождения

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

-  выявить сущность понятия «потребность»

-  рассмотреть классификацию потребностей

-  изучить мировоззрение и деятельность гуманистов XIV-XVI вв.;

-  рассмотреть особенности мироощущения людей эпохи Возрождения и их отношение к основным проблемам человеческого бытия;

-  определить содержание потребностей в эпоху Возрождения.


1. Содержание понятия «потребность», классификация потребностей

 

Рассмотрим общие характеристики потребности как явления, которые связаны с индивидуальной жизнедеятельностью человека. Духовные и материальные потребности – это явления человеческой психики. Современная наука, доказывая биогенность ряда потребностей человека, называет их «витальными», призванными обеспечить его индивидуальное и видовое существование.

Биологические, или витальные, потребности являются основой материальных «квазипотребностей» (т.е. производных от первых). А квазипотребности уже трансформируются в соответствующие потребности человека как социального существа – в пище, в одежде, в жилище. Конкретный же характер этих потребностей, размеры и способы удовлетворения являются уже результатом конкретного общества. Витальные потребности показывают объективную связь человека с природой и зависимостью от неё.

Объективной является и зависимость человека от общества. Вне общества не могут формироваться ни сознание, ни язык, ни вся совокупность качеств человека как личности. Окружающий предметный мир, уровень производства и развития общества навязывают социально-предметную программу, которая с младенческих лет усваивается индивидом. Но находясь в одном и том же обществе, люди по своим чертам характера, по отношению к окружающей действительности, по своим потребностям существенно отличаются друг от друга. Следовательно, не только социальная среда определяет формирование личности, но и её индивидуальные особенности.

Видов классификации потребностей много. Наиболее простым является деление потребностей на две основные группы:

- потребности физического существования;

- потребности социального существования.

Какие же из них наиболее важные? Существуют различные точки зрения. Одни считают, что человек – существо социальное, а это качество отличает его от других существ животного мира. Поэтому на первое место ставят потребности социальные. Но этот подход уводит в сторону от многих реальных проблем. Прежде всего, игнорируется тот факт, что человеческое существование связано с природой, что существует объективная зависимость человека от природы.

Американский психолог А. Маслоу считает, что неудовлетворенная потребность в пище может блокировать все иные мотивы поведения человека, такие как стремление к свободе, к знанию, ощущение общности, уважения, любовь и т.п. Фундаментальной потребностью является и потребность в безопасности. В её основе лежит инстинкт самосохранения. Многие философы, такие как Т.Гоббс, Д.Локк и другие, считали, что возникновение государства связано с проблемой безопасности людей. Значительным вкладом в проблему потребностей является теория Абрахама Маслоу. С его точки зрения, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста. Люди обладают свободой, которая ограничена только внешними физическими и социальными воздействиями. Маслоу разделил все потребности на пять групп:

- физиологические потребности – основные и наиболее сильные из всех потребностей человека (в еде, сне, любви и т.д.);

- потребности безопасности и защиты – основные потребности, которые мотивируют человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения;

- потребности в принадлежности и любви – потребности, которые мотивируют человека к близким взаимоотношениям с людьми;

- потребности в самоуважении – потребности, которые мотивируют искать признания и уважения других людей;

- потребности в самоактуализации – потребности, которые мотивируют человека к личностному росту.

Представляет интерес и типология потребностей, автором которой является Генри Мюррей. В этой типологии потребности классифицируются по четырем основаниям:

- первичные и вторичные;

- позитивные и негативные;

- явные и латентные;

- осознанные и неосознанные.

На основе этого Г.Мюррей выводит 20 потребностей: в самоунижении, достижении, в аффиляции, агрессии, автономии, противодействии, защите, уважении, доминировании, эксгибиции, в избегании позора, в избегании ущерба, опеке, порядке, игре, отвержении, чувственных впечатлениях, сексе, поддержке, понимании.

Данные потребности существуют в трех состояниях:

- рефракторном, когда никакой стимул не способствует пробуждению потребности;

- внушаемом, когда потребность пассивна, но может быть возбуждена;

- активном, когда потребность определяет поведение индивида. В целом все потребности взаимодействуют и взаимовлияют.

Анализ природы потребностей человека необходим для познания общественной жизни. Потребность – глубинная побудительная сила человеческой деятельности. Через потребности человек привязан к внешнему миру, зависим от него. Потребности человека – важнейший фактор общественной и индивидуальной жизни. Их изучение – одно из важнейших условий развития общества, создания условий для достойной жизни человека.

2. Общая характеристика эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения явилась величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством, эпохой, которая «нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». История человеческой культуры знает немало взлетов, ярких расцветов, художественно обильных, интеллектуально богатых и плодотворных эпох. И все же, европейский — в первую очередь итальянский — Ренессанс XIV—XVI вв. стал Ренессансом с заглавной буквы.

Да и сам этот термин — Возрождение — возник именно тогда, в среде флорентийских поэтов, художников и знатоков, когда в Европе, в ее культурной и общественной жизни стали происходить существеннейшие изменения. Поэтому особенно значим культурный переворот, совершенный Ренессансом, разумеется, для духовной жизни Европы. Но прямо или косвенно, сразу или через несколько столетий он сказался на культуре и жизненном укладе всех народов мира, потому что именно ренессансный дух — индивидуальной свободы, смелого познания, преклонения перед античной интеллектуальной ненасытностью — позволил европейцам занять политическую, культурную и экономическую гегемонию во всем мире.

Но начиналось Возрождение очень скромно, вполне невинно и уж тем более не повсеместно. Родина Возрождения — несомненно, Флоренция. Именно во Флоренции в 1293 году, то есть как раз на заре Возрождения, была принята первая, фактически, республиканская конституция в христианской Европе, причем конституция весьмя демократическая.

Во Флоренции, а чуть позже — в Сиене, Ферраре, Пизе складываются кружки образованных людей, которые называли гуманистами. Но не в современном — нравственном — значении этого слова, указывающем на человеколюбие, уважение к человеческому достоинству, а в более узком - образовательном смысле. Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы. Сам термин произошел от названия того круга наук, которыми занимались поэтически и художественно одаренные флорентийцы: studia humanitatis. Это те науки, которые имели своим объектом человека и все человеческое. Ренессансный «гуманизм — это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин „гуманизм“ в этом плане является в чем-то синонимом слова „антропоцентризм“ и противостоит термину „теоцентризм“. В противовес религиозной философии Западной Европы гуманистическая философия ставит своей задачей изучение человека со всеми его земными и неземными нуждами. Взамен онтологических вопросов на первый план выдвигаются вопросы этические».

Ранние флорентийские гуманисты, чаще всего политические деятели, адвокаты, правоведы, например, великий Данте, бывший дипломатом и депутатом от партии «белых гвельфов», Франческо Петрарка — не только великий лирический поэт, но и автор политических стихотворений; а также целая группа ораторов, публицистов XV в. — Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Джаноццо Манетти, Маттео Пальмиери, Донато Аччайуоли. Их литературно-публицистическое творчество лежит в русле гражданского гуманизма. Но гуманизм — не политическая доктрина, хотя политика всегда входила в сферу интересов гуманистов.

Главным направлением деятельности гуманистов была филологическая наука. Гуманисты начали отыскивать переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности, в первую очередь статуи. Тем более, что и во Флоренции — древнем городе, основанном еще в античности, и в Риме, и в Равенне, и в Неаполе сохранилось более всего греческих и римских статуй, расписных сосудов, наконец, зданий. Впервые за тысячу лет христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам, а как к произведениям искусства. То же самое можно сказать и об античных книгах.

Сами гуманисты рассказывали о себе следующим образом: Леонардо Бруни определял studia humanitatis так — «познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам, и которые совершенствуют и украшают человека». Салютати полагал, что в этом слове соединились «добродетель и учёность», причем «ученость» предполагала универсальность знаний на основе владения «словесностью», а «добродетель» включала душевную кроткость и благожелательность, означающая способность правильно себя вести. Эта добродетель, по мнению гуманистов, была неотторжима от классической образованности, и таким образом, оказывалась не врожденным качествам, а чем-то индивидуально достигнутым благодаря бдениям над классиками. В Ренессанс царила идея окультуривания, «возделывания» души путем изучения античных авторов, способность через гуманистические занятия осуществить и выявить все возможности, заложенные природой в индивидууме. Гуманисты верили, что через гуманистические занятия человек сможет реализовать все возможности, заложенные в индивидууме, культивировать свои «достоинства». Для Петрарки studia humanitatis были прежде всего средством самопознания.

Именно с гуманистов начинается включение античного наследия в систему образования, знакомство с античной литературой, скульптурой, философией широких образованных кругов. Поэты и художники стремятся подражать древним авторам, вообще возродить античное искусство. Гуманисты обращали пристальное внимание на изучение первичных источников, а не на толкование их другими. Кроме того, им внушала глубокое отвращение «варварская латынь», на которой говорили в церкви и в университетах. Побочным следствием этого тезиса стало открытие многих ранее утерянных классических текстов, поиски в монастырских библиотеках латинских и греческих рукописей, экспедиции за древними книгами.

Ренессансные гуманисты представляли собой неформальную группу единомышленников, которых отличало внутреннее содержание, а не официальный род деятельности. Гуманистами становились представители совершенно разных слоев, состояний и профессий. Хотя некоторые из гуманистов были членами старых цехов и корпораций, то, что их объединяло, не имело к этому отношения.

Возник новый идеал личности, порожденный светскими и классическими устремлениями гуманистического мировоззрения. В гуманистической литературе он получил свое развитие.

Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека, о его достоинстве — dignitas. Он гласил, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и также отчасти на средневековой теологической доктрине о том, что человек был сотворен по образу и подобию божьему.

Слово «возрождение» появилось позже, чем слово «гуманизм» — в труде живописца, архитектора и историка искусств XVI в. Джорджо Вазари. При этом Вазари с изумлением говорит о возрождении искусства после тысячелетнего, как он считает, его прозябания.

Гуманисты не стремились возродить античную культуру на ее же собственном фундаменте — олимпийской религии и языческой мифологии, хотя мифологию изучали весьма старательно, особенно по «Метаморфозам» Овидия. Гуманисты никогда не противопоставляли себя религии. При этом, противопоставляя себя схоластическому философствованию, они считали, что возрождают истинную Церковь и веру в Бога, не находя никакого противоречия в сочетании христианства с античной философией.

Почти все гуманисты и художники Ренессанса — христиане, в каких бы отношениях с официальной церковью они не оказывались. Пожалуй, лишь Лоренцо Балла и Пьстро Помпонацци — гуманисты XV в. — скептически относились к религии вообще. Почти все живописцы, скульпторы, композиторы Возрождения работали в русле церковной тематики, в церковных жанрах и формах. Более того, нередко религиозный фанатизм, обскурантизм и Невежество ополчались против гуманизма и, одновременно, против официальной церкви, которая, по мнению иных пуристов (сторонников чистоты учения), погрязла в язычестве.

Среди гуманистов были люди разных политических, религиозных, философских и естественно-научных взглядов. Объединяло их другое — приверженность образованности, хорошему литературному слогу. Гуманисты возродили правильный литературный латинский язык, на котором и писали ученые сочинения, произносили проповеди, поучения. С XV в. начинается изучение древнегреческого языка и внедрение его в школьное образование. Европейцы получили возможность читать в подлинниках Гомера, Софокла, Феокрита. Но парадоксальность ситуации заключается в том, что именно гуманисты Возрождения, поборники чистоты латинского языка, любители древности, знатоки греко-римской мифологии стали одновременно создателями литературы на национальных языках. В первую очередь, это Данте Алигьери, написавший грандиозную поэму о своем воображаемом посещении загробного мира — «Божественную комедию» на тосканском диалекте. Тосканский диалект и лег в основу общеитальянского литературного языка с легкой руки Данте, Петрарки, Боккаччо. Но факт остается фактом: гуманисты возрождают классическую латынь и одновременно создают художественные произведения на живых национальных языках.

Второй парадокс Возрождения: бурная секуляризация (то есть переход из церковного в светское состояние) всей культуры — особенно образования — при том, что ярчайшие художественные творения рождаются в русле церковного искусства. Все великие мастера Возрождения — Джотто и Чимабуэ, Леонардо, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело создают фрески, проектируют и расписывают соборы, обращаются к библейским и новозаветным персонажам и сюжетам в скульптуре. Музыканты создают мессы и мотеты. Гуманисты заново переводят, комментируют Библию и занимаются теологическими изысканиями. И все же, если охватить в целом всю художественную жизнь Ренессанса, возникает, что искусство вышло из-под церковного диктата. Видимо этому впечатлению способствует то, что и в светских, и в церковных работах мастера Возрождения говорят одним и тем же художественным языком.

Взаимопроникновение церковного и светского происходит и в музыке. Конечно, Жоскен де Пре, Орландо Лассо, Палестрина пишут на латинские тексты мессы, мотеты в строгой полифонической манере. Но они же пишут многоголосные светские песни — французские шансон, немецкие Lied, итальянские мадригалы. И вот удивительно: в светских песнях применяются те же приемы полифонии, что и в мессах, а в основу месс кладутся темы светских песен.

Поэтому можно сказать, что в искусстве Возрождения происходит не только секуляризация, обмирщение искусства, сколько взаимопроникновение, смешение фольклорного, светского и церковного.

Антропоцентризм против теоцентризма.

Важнейшую опору теоцентрического мировоззрения Средневековья составляла идея уподобления Богу. Бог мыслился как внемировое, таинственное существо, субстанционально противопоставленное природе и человеку. Уподобление Богу при таком понимании становилось тщетной попыткой слабого и конечного человека дотянуться до сверхприродного божественного существа.

Показательным документом пренебрежительно-аскетической трактовки стал один из многих трактатов видного католического теолога кардинала ди Сеньи, будущего могущественного папы Иннокентия III. Идейная направленность этого переполненного цитациями из Библии трактата проводится весьма настойчиво и выражена уже в самом заголовке – «О презрении к миру, или О ничтожестве человеческого состояния». Основная идейная база автора – догмат о первородном грехе Адама и Евы. В свете его развивается крайне пессимистическая оценка антропологии, психологии и моральности человека и человечества. Потомки Адама и Евы в своих жизненных функциях уступают многим животным, демонстрирующим большую силу, большую ловкость и большую приспособленность к условиям своей жизни. Чувства человека объявляются безнравственными. Душа фактически лишена в этом трактате познавательной силы, в которой проявляется подлинное превосходство человека над любым животным.

Если в теоцентрическом мировоззрении Средневековья заметно преобладало восприятие человека как родового существа, то гуманистический антропоцентризм видел в нем прежде всего индивидуальное существо, духовные потребности которого неотделимы от телесных, тоже с необходимостью взывавших к удовлетворению. Отсюда дружное неприятие гуманистами идей кардинала ди Сеньи, книга которого была им хорошо известна. Её мрачный пессимизм отвергал Петрарка в одной из глав своего трактата «О средствах против всякой фортуны», а затем и другие гуманисты.

Наиболее систематично выступил против идей католического автора Джаноццо Манетти. Среди многих его произведений выделяется глубиной своей гуманистической направленности трактат «О достоинстве и превосходстве человека», в самом названии которого заключена оппозиция трактату кардинала ди Сеньи.

Сопоставляя человека с животными, Манетти подчеркивает его физические и эстетические преимущества. Он указывает, что человеческие чувства, даже если они свойственны слабому, ущербному, бренному телу, позволяют человеку достичь более интенсивных и содержательных наслаждений по сравнению с любым животным. Универсальность человеческой деятельности имеет столько благотворных сторон, что в целостной человеческой жизни наслаждения сильнее тягостей, которые её столь часто омрачают. В обретении человеческой свободы душа играет решающую роль потому, что она заведует многообразными функциями человека. Христианское положение о бестелесности души вполне разделяется Манетти. Он считает, что роль души превосходит роль тела.

Больше всего специфика человека в качестве духовного существа определяется тем, что Бог наделил его способностью действовать и познавать, которая и составляет собственный долг человека. Тем самым молитвенное созерцание теоцентризма сменяется в антропоцентризме Манетти всемирным утверждением активности человека. Качеством, высоко поднимающим человека над животным миром и сближающим его с Богом, служит, наряду со способностью познания и запоминания, свободная власть воли. Знаменательно, что этой способностью человека наделили «либо Бог, либо природа». Свободная воля делает человека господином по сути всего земного. Если Бог – творец всего сущего, то человек творец цивилизации и культуры.

Преодолевая теоцентрическую созерцательность средневековой религиозной мысли, Манетти выдвигает понятие человеческой деятельности, без которого нет нового понимания человека.

Опираясь на понятие свободы воли, отождествляя его с понятием свободы и связывая с понятием фортуны, гуманисты вступили на путь преодоления созерцательного понимания познания, которое преобладало у античных философов и полностью определяло его средневековые трактовки.

В гуманистическом морализировании, охватившем человека и как природное, и как социальное существо, невозможно не увидеть эпохальных философских и социальных достижений. Они в особенности связаны с провозглашением принципиальной доброты человеческой природы и, что ещё более важно, принципиального равенства всех людей независимо от их рождения, от их принадлежности к тому или иному сословию. Определение человеческой личности через личные заслуги человека, благодаря его собственной деятельности, а не через родословную принадлежность к тому или иному сословию было, возможно, наиболее ярким выражением роли гуманистов как идеологов нарождавшегося – буржуазного общества.

Другое важное направление морально-этических поисков гуманистов состояло в подчеркивании органической необходимости общества, социальности для гармоничного развития и существования человеческой личности. Этические поиски гуманистов – понимание и утверждение необходимости дружбы, любви, человечности, подчеркивание блага общества как высшей цели человеческих стремлений – отражали во многом республиканские идеалы пополанских слоев итальянских городских коммун той эпохи. Это направление философской мысли и этических поисков гуманистов того периода некоторые историки называют «гражданским гуманизмом».

3. Гуманисты XIV-XVI вв. Их мировоззрение и деятельность

 

Франческо Петрарка

Поэт и философ Франческо Петрарка – общепризнанный родоначальник гуманистического движения в Италии. Петрарка явил собой яркий пример творчески многогранной личности эпохи Возрождения. Он – один из величайших лирических поэтов Италии, автор книги стихов, посвященных его возлюбленной Лауре. Поэзия Петрарки играла огромную, в ряде отношений ведущую роль в развитии гуманистического, антиаскетического движения.

Петрарка возвещает одну из кардинальных гуманистических идей – настоятельную необходимость познания человека. Путь познания мучителен. Гуманист неоднократно высказывает мысль, что углубление во внутренний мир тесно связано с красноречием, дающим возможность общаться с другими людьми, ибо, обретя себя, человек находит своё место и в обществе.

В произведениях Петрарки звучит мотив, характерный для последующего развития новой идеологии. Разумом и мудростью, по его убеждению, наделены немногие образованные люди, остальные же – «глупцы», «стадо лишенных разума животных», лишь внешне сохранивших человеческий облик. Для Петрарки «народ», большинство тех, кто не заслуживает уважения, - люди неученые и корыстные, принадлежащие к самым различным слоям общества. Он противопоставляет себя «толпе жаждущих неизменной прибыли», свою ученость – невежеству многих.

Главным достоинством, благодаря которому человек возвышается над «толпой», Петрарка считает не знатное происхождение, а высокую образованность, занятия наукой, поэзией, иными словами – сопричастность новой культуре. Пренебрежительное отношение к людям необразованным и людям, помышляющим о материальных благах, имело и другую сторону: оно было связано с гуманистическим представлением о том, что благородство человека основывается не на знатности, а на его собственных деяниях.

Петрарка считал испорченным свой век, в котором якобы всё более исчезают мудрость и добродетель, и искал прибежища в античности. «С наибольшим рвением предавался я изучению древности, ибо время, в котором я жил, было мне всегда так не по душе, что если бы не препятствовала тому моя привязанность к любимым мною, я всегда желал бы быть рожденным в любой другой век, и, чтобы забыть этот, постоянно старался жить душою в иных веках». Эти «иные века», разумеется, не Средневековье, а древность.

Несущественно, что реальная жизнь Петрарки, отнюдь не всегда совпадала с той, какой он изображал её в письмах и других произведениях: важно, каким он представлялся людям XIV в. Они видели в нем достойный образец для подражания.

Николай Кузанский – выдающийся философ и теолог своего времени, отходил от ортодоксальных традиций средневековой философии и методов схоластики. Первый философский труд Кузанца назывался «Об ученом незнании». В нем автор рассматривал Бога как бесконечный максимум. Мир же представлялся ему проявлением Бога. Бог являлся всем и ничем, т.е. считалось, что он имеет свойства бытия и небытия. Точно также весь мир состоит из противоположностей, а их единство есть Божественное существо. Человек же согласно идее Кузанского является конечно-бесконечным. Как земное существо, имеющее телесную природу, он конечен, но как имеющий душу человек бесконечен. Человек является «вторым Богом» по той причине, что человеческий ум способен разворачивать понятия, скрытые в мире. У личности есть бесконечные перспективы для развития и саморазвития. Главное в жизни человека – это деятельность.

Кузанец считал, что в процессе познания совершенствуются знания человека. Ум есть система способностей. Философ характеризует каждую способность ума и рассматривает, как они взаимодействуют друг с другом. В тот период особое внимание уделялось чувственно-эмпирическому познанию, и Кузанец утверждал, что чувства играют большую роль в познании. Однако при этом одного чувственного познания мало, ибо оно дает только частное знание. Рассудок же упорядочивает полученные знания.

Пико делла Мирандола – глубоко образованный аристократ, знавший древние языки, восточные языки и философию. Видный гуманист, смело выступивший против засилия схоластики и догматизма. В 1486 году Пико опубликовал «900 тезисов для защиты на диспуте в Риме», которые открывались работой «Речь о достоинстве человека».

Пико трактовал известный христианский тезис о создании человека Богом по своему образу и подобию в свете идей античной философии. Человек – это центр Вселенной, «микрокосм», поэтому человек выше всех смертных существ и может творить свою собственную природу. Человек свободен, его свобода не ограничена вмешательством Бога. Человек имеет свободную волю, которая ограничена только «мировым порядком». Если человек преступает «мировой порядок», он теряет свое высокое достоинство. Бог не подавляет человека, его творческих возможностей, предоставляет ему свободу поступков и мыслей в рамках законов природы и общества.

Когда человек познает свою природу, свою деятельность, законы мира, пути к истине и благу, он «естественно счастлив». Человеку доступны все виды счастья. Сначала он через этику очищается от своих пороков, затем совершенствует свой разум философией, через теологию познает божественное. Без философии нет человека, считал Пико, поэтому каждый должен ею заниматься.

Основу достоинства человека Пико видел в способностях к творчеству и познанию законов «мирового порядка». Высшие законы доступны через веру, через высшее откровение. Законы мира постижимы через разум.

Эразм Роттердамский – выдающийся мыслитель эпохи Возрождения. Он обращается к конкретному человеку, показывает, что без человеческих пороков и слабостей нет и самого человека. Эразм понимает, что обладание универсальным знанием, если бы оно было возможно, лишило бы человека его индивидуальности. Поэтому одну из своих работ он называет «Похвала глупости». В этом памфлете он сатирически изображает полностью добродетельного, лишенного эмоций мудреца. Познание человеческих пороков и его глупости, как неотъемлемой части его индивидуальности, в названную эпоху было во многом уникальным явлением в истории западной философии вплоть до современной стадии её развития.

Пьетро Помпонацци – типичный представитель ренессансной университетской культуры и философских традиций модернизированного аристотелизма. Помпонацци выходит за рамки аристотелевской традиции. Он считает, что Аристотель, как любой человек, мог ошибаться, и опыт Аристотеля гораздо важнее, чем его авторитет. Основные труды: «Трактат о бессмертии души», «О фатуме, свободе воли и предопределении».

Помпонацци принимает идею человека-«микрокосмоса», «малого мира». Человек является особым миром, он может придать себе любые качества и свойства. Это не только свойства добродетели и интеллекта, но и низменные свойства. Человеку присуща особая нравственность, несводимая к явлениям в мире животных. Соблюдать принципы нравственности очень тяжело, почти невозможно для большинства людей. Здесь Помпонацци делает оригинальный вывод, утверждая, что нравственная жизнь больше сочетается с признанием смертности души, чем её бессмертия. Если бы люди были добродетельны только из страха смерти, перед наказанием в «иной жизни», они бы осквернили саму добродетель. Однако для Помпонацци бессмертие души – неоспоримая истина, но истина веры, а не разума.

Душа в человеке – это главное, но душа смертна. Если человек умирает, душа этого человека сливается со всеобщим духом – Божеством, становится моментом надындивидуального разума.

Таким образом, человек уникален как телом, так и душой. Душа и тело человека неразрывно слиты. Следовательно, недопустимо дробление личности на душу и тело. Для Помпонацци существует Бог и божественное Провидение, и Бог ответственен за зло, творящееся в мире. В мире существует природная необходимость и Бог не должен ей мешать. Значит, зло существует ради блага вселенной. Зло – часть гармонии целого, зло носит частный характер, и Бог, в конечном счете, не ответственен за зло. Бог есть безличное начало, являющееся гарантом природного закона.

Никколо Макиавелли – один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как якобы высшей власти на Земле. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей являются эгоизм, материальный интерес. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стремления обогащения любыми способами возникает необходимость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью особой силы, каковой и является государство. В своих произведениях «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Князь» философ приходит к убеждению, что именно право, юридическое мировоззрение людей, которое может воспитать только государство, а не церковь, создаст необходимый порядок в обществе.

Макиавелли заявляет, что церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. В трактате «Государь» он рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. Философ приходит к выводу, что все средства дозволены для достижения политических целей, и хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали и поведения, он может с ними не считаться в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти. Князь должен руководствоваться «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисицы.

Впоследствии действия политиков, которые пренебрегают нормами морали для достижения политических целей, использующие антигуманитарные средства для достижения цели, получили название макиавеллизма. Не Макиавелли изобрел эти принципы, он их увидел и обобщил, и они встречаются на каждом шагу в человеческой истории.

Мишель де Монтень – французский дворянин, мэр города Бордо. Монтень придерживался философии скептицизма, которая, ему казалось, полнее отражает дух эпохи, где познание истины все чаще относили к числу человеческих самообманов, и где не было господства ни одной философской системы. Основная Монтеня – «Опыты» - осталась его единственным шедевром, который он переделывал от издания к изданию всю жизнь.

Монтень хотел приблизить философию к человеку и его проблемам, к жизни в целом. Философия учит свободе; человек свободен тогда, когда следует законам природы, потому что он – природное существо. Человек – часть природы. Сам себя человек считает венцом творения и любимцем Бога.

Однако этот антропоцентризм, по мнению Монтеня, никак не подтверждается. В человеке есть искра разума – искра Божия, но это не костер. Человек чаще ошибается, чем познает истину. Величие человека скорее в том, чтобы осознать себя не господином, а частью природы, частью всего живого, существующего в гармонии с миром. В центре философии должна стоять наука о добре и зле – мораль.

Надо стремиться к любви и счастью, к покою души, к комфорту тела. Поскольку смерть неизбежна, а бессмертие души проблематично, не стоит из-за догм веры жертвовать полнотой жизни. Нельзя быть жестоким ни к другим, ни к самому себе. Жизнь обязательно включает страдание, не следует его умножать искусственно, но не следует его страшиться, жить по таким правилам – это значит жить достойно человека, считает Монтень.

Скептицизм Монтеня не означал принижение разума, или атеизма. В Бога Монтень верил, но знания божественных истин не допускал. Дела веры выше разума, вера вне разума, а философия не служанка теологии, но самостоятельное знание. Разум человека могуч и велик. Разум выше авторитетов и догм церкви, выше обычаев. Но разум не всемогущ. С одной стороны, разум ограничен верой. С другой стороны, разум ограничен органами чувств. Познание человека ограничено эпохой, полно заблуждений и устоявшихся мифов и предубеждений.

Во главе «Апология Раймунда Себундского» высказана идея разумного скепсиса. Суть её в том, что, несмотря на ограниченность разума, другого пути для науки нет. Разум всё проверяет, и себя самого. Постоянно сомневаться в знаниях – нормальное состояние ученого. «Что я знаю?» - вот лозунг Монтеня. Знание – всегда процесс, а не догма. Сомнение должно пронизывать человека.

 

4. «Новые люди»

С новыми условиями жизни и деятельности горожан было тесно связано их отношение к основным проблемам человеческого бытия – его смыслу, цели, нормам поведения человека в обществе. Горожане бессознательно ломали рамки традиционной феодально-церковной системы идей, характерной для средневекового западноевропейского общества.

Формирование людей нового типа приходится в основном на бурные XIV-XV столетия. Преобразование экономики положило начало свободной конкуренции. Предприниматель или купец в ожесточенной борьбе с соперниками мог опираться только на своих родственников или друзей. Перипетии политической жизни ещё более осложняли их положение. В этих людях несгибаемая воля нередко сочеталась с неразборчивостью в средствах. С горечью пишет о современниках флорентийский нотариус Лапо Маццеи в начале XV в.: «Каждый человек злобен, скареден, нечестив, спесив, завистлив, любит только себя, а ежели выказывает любовь к другому, то по купеческому способу: ты принеси пользу мне, а я - тебе». Одним из лейтмотивов памятных записок Джованни Морелли являются слова: «Не доверяй кому бы то ни было – своему слуге, любой женщине или мужчине, которые находятся в твоём доме, будь то родственник или чужой». «Сто раз проверь друга или, вернее, того, кого ты считаешь другом, прежде чем ты ему доверишься». В самом деле, в погоне за богатством пополан мог полагаться только на собственные силы.

Изменяется вся шкала религиозных и этических ценностей. Основные рыцарские добродетели – храбрость, мужество, стремление к подвигам, служение прекрасной даме – не упоминаются, изящество и красота отступают на второй план. Одной из главных добродетелей становиться умение наживаться. Джованни Морелли приступает к воспоминаниям с целью «воздать почесть и похвалу доблестной, доброй и святой жизни как нас самих, так и потомков, которых Господь дарует нам». Им движет также стремление показать «подлинно древнее происхождение» рода, к которому он принадлежит. Однако Морелли гордится своим родом не потому, что он знатен: его предки, поселившиеся во Флоренции примерно за 300 лет до его рождения, были людьми, не имевшими состояния. С восторгом рассказывает Морелли об отце, многократно увеличившим имущество и достойным поэтому «высшей славы».

Гордость звучит и в рассказе Бонаккорсо Питти о том, как он благодаря своей сметке заработал на спекулятивной сделке с бургундским вином 400 золотых франков. В глазах многих современников заслуживал уважения и человек, который приобрёл или сохранил состояние посредством хитроумных уловок.

В то же время у многих пополанов типичное для средневекового бюргера представление о скромном, соответствующем его положению образе жизни вытесняется жаждой роскоши. С этой целью подчас заключаются выгодные браки. Целью брака могло также быть упрочнение положения в обществе и продвижение по социальной лестнице.

Если же купец остается верен идеалу бережливости, этот идеал утрачивает средневековое значение: к бережливости склонен нередко тот, кто хочет преуспеть в своем деле. Такого типа купец склонен к крайней осторожности во всем – не только в делах, но и в сфере политики, где всегда могли произойти неожиданные бури и пертурбации. Морелли предельно откровенен в поучениях: «…всегда общайся с теми, кто обладает властью в государстве, подчиняйся их воле и приказам. Остерегайся порицать их начинания и дела, даже если они дурные; храни молчание или отзывайся о них только с похвалой…». Более того: «если кто-то хотя бы намеком выскажется против тех, кто правит, не слушай и всячески избегай его». Следует добавить, что это говорит не скромный торговец, а богатый и влиятельный купец, который несколько раз занимал во Флоренции политические должности. Для делового человека характерно укрыться за стенами своего дома, когда в городе происходят народные волнения. Чертальдо остерегает читателя: «Не спеши выйти, если на улице беспорядки. Оставайся дома и делай вид, что ты ничего не знаешь. Таким образом ты избежишь ссор и неприятностей и останешься в безопасности».

В условиях острого экономического соперничества быстро нажитые состояния подчас ещё быстрее исчезали. Поскольку правительства часто сменяли друг друга и их судьбы разделяли поддерживавшие их партии, многие богачи, связанные с потерпевшей поражение группировкой, приговаривались к изгнанию с конфискацией всего имущества.

Эта невозможность предугадать будущее нашла своё выражение в представлении о фортуне, от которой зависит судьба людей. Фортуна, приносящая данному человеку счастье или несчастье, нередко выступает на передний план в памятных записках, написанных купцами, и в их письмах.

Однако признание изменчивости фортуны не означало пассивного подчинения ей. Напротив, человек, в представлении итальянцев той эпохи, должен удвоить усилия и преодолеть все встречающиеся на его жизненном пути препятствия. Четко эту идею выразил Марко Паренти, который писал в 1459 г.: «Отважные люди не позволяют фортуне одолеть себя, но, побеждая её, ещё более увеличивают своё совершенство». Так, если в христианской этике гордость считалась одним из семи смертных грехов, отныне она рассматривается как дерзание, вера в способность подчинить себе судьбу. Итальянский пополан исполнен презрения к сословно-иерархическому строю Средневековья; уважение ему внушают те, кто добился высокого социального престижа и накопил богатство благодаря личным качествам, деятельности, в которой он видит смысл жизни. «Человек рожден не для того, чтоб провести всю жизнь во сне, а для действия. Предприимчивость, рассудительность, память, разум и другие способности, которыми мы обладаем, даны нам не затем, чтобы мы ими пренебрегали, - поучает Ручеллаи сыновей. – Все мудрые люди согласны с тем, что человеческая природа предназначена для деятельности, так что человек поистине мера всех вещей». Так рождается индивидуалистическое сознание, давшее мощный импульс формированию идеологии Возрождения.

Религиозность сохраняет власть над умами. Однако в изменившемся мире Богу остается меньше места. Отношения с Богом подчас приобретают деловой характер наподобие отношений с влиятельными людьми. Удачливость одного из своих предков Морелли объясняет тем, что «он никогда не терял времени, неизменно стремясь обрести любовь Создателя посредством милостыни и добрых дел, а также добиться дружбы людей хороших, состоятельных и могущественных».

Всё отчетливее купцы и предприниматели осознают мощь человеческого разума. Рационализм, свойственный пополанам, был связан, в частности, со значительным подъемом материального производства. Деловым людям важно проникновение в суть событий, выяснение причинно-следственных связей между явлениями. На накопленном предками опыте они основывают свою жизненную мудрость, практические правила поведения при разных обстоятельствах.

В деятельности деловых людей, хотя главной целью их жизни было обогащение, всё же присутствовал моральный критерий: они оценивали эту деятельность как угодную и Богу, и обществу. В своём большинстве они старались не выходить за рамки того поведенческого стереотипа, который ассоциировался с представлением о «добром купце», чтобы не подорвать своей репутации в деловой среде. Пополанам (особенно флорентийским) не был чужд и локальный патриотизм – привязанность к родному городу.

Стиль жизни горожанина изменил его отношение к понятию времени. Как линейное, так и циклическое понятие времени становятся неприемлемыми для городского общества. В XIV-XV вв., когда темп жизни делается напряженным, люди начинают замечать, как быстро и неумолимо бежит время, и стремятся предельно полно использовать его. Теперь оно является одним из факторов успеха задуманного дела, обогащения. В XIV в. на городских башнях итальянских городов появляются незадолго до того изобретенные механические часы, отбивающие каждый час суток. Во Флоренции такие часы устанавливаются в 1329 году.

Главной причиной иного восприятия времени было появление новых ценностных ориентиров, связанных с коренным изменением картины мира. Двигателем прогресса становится человек. Время, которым он располагает, ограниченно; между тем ему надо многое свершить, и не только свершить, но и насладиться тем, что ему может дать жизнь. Он не живет более в ожидании конца своей жизни и конца человечества: он живет настоящим, единственным, что приобретает в его глазах подлинную ценность. И ему свойственно обостренное сознание новизны всего, что его окружает, открывшихся перед ним путей, которые он может сам выбирать.

 

5. Содержание потребностей в эпоху Возрождения

 

В Западной Европе коренной переворот во взглядах на человека и человеческие потребности происходит в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). Начиная с XIV в. в Италии формируется новое мировоззрение – гуманизм.

В наше время гуманизмом обычно называют хорошие, справедливые, «гуманные» отношения между людьми. В эпоху Возрождения под гуманизмом понимали интерес к человеку, изучение человека и его земных проблем, рассмотрение человека как центра мироздания. Гуманизм противостоял старой средневековой мировоззренческой традиции – теоцентризму. С точки зрения теоцентризма, Бог – создатель и властитель мира, высшая ценность для людей. Все помыслы и силы человека должны направляться на служение Богу, спасение души, образцовое выполнение предписаний церкви. Земные, светские потребности и интересы греховны и вредны. С ними надо бороться, так как они отвлекают от ведения праведной, религиозной жизни Феодальное общество создало и поддерживало специфическую систему ценностей, направленную на сохранение неизменного состояния социального целого. Эта система требовала «заглушения», подавления многих человеческих способностей и потребностей, которые пытались заместить другими.

Капиталистические преобразования, начавшиеся в Европе в XIV в., заставили коренным образом переосмыслить представления о человеке. Гуманизм возникает потому, что буржуазное общество предъявляет новые требования к личности. При капитализме добивается успеха не смиренный и «тихий», а активный и энергичный. Появляется спрос на образованную, активную личность, стремящуюся к проявлению своих способностей и полному удовлетворению потребностей. Поэтому первые гуманисты создают новый идеал человека – это всесторонне развитая личность. Наиболее выдающиеся деятели этой эпохи – например Леонардо да Винчи – сами были близки к этому идеалу.

В формировании гуманистического мировоззрения заметную роль сыграло изменение представлений о потребностях. Одними из первых идеи гуманизма формулируют великие флорентийские поэты и писатели Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо. В произведении Данте «Новая жизнь» и циклах сонетов Петрарки впервые дается глубочайший психологический анализ человеческих эмоций и чувств. Конечно, оба автора не были атеистами, а только стремились к гармонии земного и небесного начал. Тем не менее для традиционного религиозного мировоззрения любовь Данте к Беатриче и Петрарки к Лауре – греховное чувство, отвлекающее от любви к Богу. Но с точки зрения двух великих поэтов, неисчерпаемый мир земных чувств, переживаний и страстей – это и есть самое важное самое ценное в человеческой жизни. Именно в этом посюстороннем мире человек должен жить, этот мир он должен чувствовать и понимать. Идея значимости земных чувств, потребностей и интересов подробно разрабатывается во всем искусстве Возрождения. В «Декамероне» Боккаччо проводится мысль о ценности всех земных человеческих потребностей и праве человека на их свободное удовлетворение. «Декамерон» часто воспринимают как собрание пикантных историй о любовных похождениях и сексуальных отношениях, выходящих далеко за рамки дозволенного традиционной церковной моралью. Но за остроумными историями у Боккаччо скрывается более глубокое содержание – целая концепция человека. Рассказчики «Декамерона» симпатизируют активным и решительным героям, не ждущим помощи от Бога и способным самостоятельно выходить из самых сложных положений, в которые их ставит жизнь. Здесь уже в XIV в. предвосхищен идеал нового человека капиталистической эпохи.

В эпоху раннего Возрождения итальянские гуманисты делали акцент на эгоцентризме, на свободе и ценности отдельной личности, хотя и понимали, что все члены общества связаны друг с другом.

Поздние гуманисты столкнулись с необходимостью объяснить взаимодействие людей в обществе, что неизбежно усложнило проблему потребностей.

В конце эпохи Возрождения формируется современный тип научного знания – экспериментальная наука. Проводятся медицинские и биологические исследования человеческого организма, позволившие глубже понять объективные потребности, зависящие от физической организации людей. Религиозно-мифологическое и художественное осмысление человеческих потребностей начинает постепенно дополняться научным.

В целом эпоха Возрождения действительно вернула интерес к естественным, обусловленным природой и обществом потребностям человека. Начало капиталистического преобразования европейской цивилизации раскрепостило человеческие потребности. Новый взгляд на них был закреплен в идеологии гуманизма. Быстрое развитие капитализма стимулировалось освобожденными старыми потребностями и многочисленными новыми путями их удовлетворения, которые предлагало капиталистическое производство.


Заключение

 

Потребности человека – важнейший фактор общественной и индивидуальной жизни. Потребности бывают духовные и материальные, первичные и вторичные. Существует множество классификаций потребностей человека. Их изучение – одно из важнейших условий развития общества, создания условий для достойной жизни человека.

Эпоха Возрождения характеризуется колоссальными изменениями в культуре и жизни общества. Возрастает интерес к античной культуре. Если в Средневековье центральным звеном был Бог, то в ренессансной действительности – человек. Возникает новый идеал - образованная, свободная, активная, деятельная личность. Появился такой термин, как «гуманизм», который означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин „гуманизм“ близок понятию „антропоцентризм“ и противостоит термину „теоцентризм“. Гуманистический антропоцентризм видел в человеке индивидуальное существо, духовные потребности которого неотделимы от телесных.

В своей работе я рассмотрела деятельность и взгляды таких гуманистов, как Франческо Петрарка, Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Никколо Макиавелли, Мишель де Монтень и других. Познакомилась с их точкой зрения на политику, религию, мораль, место человека в мире.

С наступлением новой эпохи изменились и сами люди. Горожане бессознательно ломали рамки традиционной феодально-церковной системы, характерной для средневекового общества. С развитием конкуренции люди становятся недоверчивы, расчетливы, предприимчивы, рассудительны, рациональны, полагаются на собственные силы во всём. Одной из главных добродетелей становиться умение наживаться. Уважают тех, кто добился высокого социального престижа и накопил богатство благодаря личным качествам. Религиозность сохраняет власть над умами. Однако в изменившемся мире Богу остается меньше места.

Гуманисты создают новый идеал человека – всесторонне развитую личность. В формировании гуманистического мировоззрения заметную роль сыграло изменение представлений о потребностях. Идея значимости земных чувств, потребностей и интересов подробно разрабатывается в искусстве Возрождения. Ценятся все земные человеческие потребности и право человека на их свободное удовлетворение. Проводятся медицинские и биологические исследования человеческого организма, позволившие глубже понять объективные потребности, зависящие от физической организации людей. Эпоха Возрождения вернула интерес к естественным потребностям человека и реабилитировала их.


 

Список литературы

 

I.  Книги и учебные пособия:

1.  Абрамсон М.Л. Человек итальянского Возрождения. Частная жизнь и культура. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2005. – 428 с.

2.  История философии: учебник для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. 3-е изд. -Ростов н/Д: Феникс, 2005.-736 с.

3.  Орлов С.В.Человек и его потребности: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2006. -160 с.

4.  Пашин В.С. Человек и его потребности: Уч. пособие / Академия ГА. Спб., 2004.

5.  Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учеб. пособие для вузов. – Изд. 4-е, испр. – М.: Академический Проект, 2009. – 511 с.

6.  Философия: Популярное учебное пособие / Ф.В.Гусев. – 3-е изд, испр. – М.:Издательство Московского психолого-социального института. Воронеж: Издательсьво НПО «МОДЭК», 2006. - 304с.

7.  Философия: Учебник / Под ред. В.Н.Лавриненко. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Юристъ, 2008. – 506 с.

8.  Философия: учебник / А.В.Аполлонов, В.В.Васильев, Ф.И.Гиренок [и др.]; под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2011.- 672 с.

II.  Справочные издания:

1.  Петров Д.И. Философия справочник/ Д.И.Петров, В.Р.Хамидова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 284 с.

III.  Материалы Интернета:

1.  Возрождение // Википедия. Свободная энциклопедия. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

2.  Юхвидин П.А. Гуманизм, Ренессанс и основные этапы эпохи Возрождения// Ренессанс. Вчера-сегодня-завтра. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.renesans.ru/renaissance/article_01.shtml

3.  Ренессансный гуманизм // Википедия. Свободная энциклопедия. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC