Реферат: Творческий путь Никиты Михалкова

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Владимирский государственный университет

Кафедра культурологии

Реферат на тему:

«Творческий путь Никиты Михалкова»

Выполнила:

ст. гр. КЛ-104, Исторического Факультета

Сонина М. М.

Проверила:

Юдина А. М.

Владимир 2008


План

Введение

1.  Биография Никиты Михалкова

2.  Творческий путь Никиты Михалкова

2.1 Актерская карьера

2.2 Первые шаги в режиссуре

2.3 «Свой среди чужих, чужой среди своих» - феномен Никиты Михалкова

2.4 «Родня» - горькая комедия

2.5 «Утомленные солнцем» - «недетская сказка про Ятим и Ясум»

2.6 «Сибирский цирюльник» - воспоминания о грядущем

2.7 «12» - венценосное число 12

Заключение


Введение

Никита Михалков едва ли нуждается в пространных рекомендациях - он один из наиболее известных деятелей российской культуры в мире. Как остроумно заметил один из его коллег, он – «единственный из наших режиссеров, кто преуспел западнее Прибалтики и восточнее Сахалина»[1].

Отправной точкой, дебютом в кинематографе, стал фильм «Солнце светит всем». Потом последовали роли в картинах «Тучи над Борском», «Приключения Кроша», «Перекличка», «Не самый удачный день». Первой заметной работой в кино стала главная роль в фильме «Я шагаю по Москве».

Всего в активе Н.Михалкова 45 сыгранных ролей, в том числе в фильмах: «Песнь о Машук», «Красная палатка», «Станционный смотритель», «Неоконченная пьеса для механического пианино» (реж.Н.Михалков), «Сибириада», «Собака Баскервилей», «Жестокий романс», «Портрет жены художника», «Инспектор ГАИ», «Полеты во сне и наяву», «Вокзал для двоих», «Униженные и оскорбленные», «Утомленные солнцем», «Ревизор» и другие.

Первыми режиссерскими работами Никиты Михалкова стали курсовые короткометражные фильмы «Девочка и вещи» и «...А я уезжаю домой», а также дипломный фильм «Спокойный день в конце войны», снятый по сценарию Р. Ибрагимбекова в 1970 г. Как режиссер Н.С.Михалков снял 15 полнометражных, 12 короткометражных фильмов, постановки спектаклей. Среди них: «Дорогие слова», «Ложка дегтя» (сюжет в к/ж «Фитиль», «Несознательный», «Жертва гостеприимства», «Наглядный урок», «Начнем новую жизнь, «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров» (снят в процессе съемок фильма «Несколько дней из жизни Обломова»), «Несколько дней из жизни Обломова», «Родня», «Без свидетелей», «Очи черные», «Автостоп», «Урга», «Анна: от шести до восемнадцати», «Утомленные солнцем», «Реквием Великой Победы», «Никита Михалков. Сентиментальное путешествие на Родину. Музыка русской живописи», «Сибирский цирюльник».

Премьера «Сибирского цирюльника» состоялась 20 февраля 1999 г. в Кремлевском Дворце. После ее показа в Кремле состоялся уникальный фейерверк. В мае того же года картина открывала показ фильмов на традиционном Международном кинофестивале в Каннах, а в столице Франции, Париже, впервые за всю историю русского кино, ее демонстрировали сразу два десятка крупнейших кинотеатров. Сам Никита Михалков назвал свой последний фильм «той Россией, которая должна быть»[2].

Фильмы Никиты Михалкова, совершая триумфальное шествие по экранам мира, покоряли сердца зрителей, удостаивались самых престижных кинематографических премий. В списке наград более 30 отечественных и международных призов.

В жизни Никиты Михалкова творчество счастливо сочетается с активной общественной деятельностью на ниве культуры: он - президент Российского фонда культуры (с 1993 г.), Председатель Союза кинематографистов России (с 1998 г.). Его авторитет признан многими престижными российскими и международными организациями. Он - член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, член Коллегии Министерства культуры РФ, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, представитель России в Европейской киноакадемии, действительный член Академии гуманитарных наук, профессор Академии гуманитарных наук Сан-Марино. Имя Никиты Михалкова неразрывно связано с различными благотворительными акциями, направленными на возрождение России, памятников отечественной культуры, русской Православной церкви и их святынь.

Михалков удостоен также специальных почетных призов за вклад в киноискусство и развитие культуры: «Золотой Голем» (1995 г., Прага), «Гран-при Америки» на МКФ в Монреале (1996 г.), «За вклад в кино» на МКФ «Балтийская жемчужина» (1996 г., Юрмала), «За вклад в развитие культуры» на Международном экономическом форуме в г.Давосе (1996 г., Швейцария), «Человек года-95» по рейтингу Русского биографического института. Н.Михалков назван лучшим актером 1984 г. по опросу читателей журнала «Советский экран».

Сам Никита Михалков говорит о своих фильмах так: «Я снял множество кинокадров за свою уже 35-летнюю работу в кино, но всю свою жизнь я снимаю один фильм о том, что мне интересно, о том, что люблю...» Если рискнуть продолжить эту мысль, то она могла бы звучать так: «я делаю то, что мне интересно, что я люблю»[3].


1.  Биография Никиты Михалкова

Род Михалковых известен еще с конца XV века. Пошел он от некоего Михалки, чье имя стало прозвищем его потомков. По одному из представителей династии получило свое название и подмосковное имение Михалково, ныне входящее в черту города. В источниках оно впервые упоминается в 1584 году как «пустошь, что была деревня»[4], время основания которой едва ли будет когда-нибудь известно. Позже одним из владельцев Михалкова был молодой полковник князь Михаил Иванович Дашков, более известный по своей супруге Екатерине Романовне, проявившей небывалое усердие при возведении на престол ее царственной тезки. В своих записках, неоднократно переизданных в последние годы, Е.Р. Дашкова вспоминала, что, отправляясь в заграничное путешествие, использовала псевдоним «княгиня Михалкова» «по имени одного имения под Москвой», перешедшего к ней после безвременной смерти мужа в 1764 году.

Наивысшего подъема эта фамилия достигла в XVI веке, когда ее представители оказались приближены к великокняжескому, а затем и к царскому двору. Их родовым имением было село Петровское на Шексне Рыбинского уезда Ярославской губернии, где находилась и семейная усыпальница. Стоит вспомнить наиболее интересных членов рода.

Гридица Михалков (упоминается под 1498 годом) - наиболее ранний известный представитель рода Михалковых.

Тимофей (Тиша) Федорович Михалков (ум. до 1563 года) — дьяк, сперва казенный, позже великокняжеский, а затем дворцовый. Упоминался в завещании князя Дмитрия Углицкого, составленном в 1521 году, как заведующий его казною. Это, несомненно, свидетельствует о высокой степени доверия, оказанной Т.Ф.Михалкову, и о его близости к князю. В 1532 году Т.Ф. Михалков внес 50 рублей в Троице-Сергиев монастырь, тогда еще не бывший лаврой, на свое «вечное поминование». Впоследствии он был похоронен на тамошнем кладбище. Это подтверждает факт пожертвования в монастырь сыновьями Т.Ф. Михалкова Андреем и Полиевктом 100 рублей на поминание отцовской души, а затем и деревни Пальносово в Переяславском уезде. Троице-Сергиева лавра стала одной из усыпальниц рода Михалковых. В списках погребенных в ней значатся и супруга Богдана Артамоновича Михалкова — Агриппина, скончавшаяся в 1631 году, и некий старец Арсений Михалков (возможно, ее муж), по-видимому, постриженный в монахи перед своей кончиной в 1633 году.

Андрей Тимофеевич Михалков (ум. не ранее 1584 года) — сын предыдущего: при Иване Грозном был назначен наместником в Тулу, где и находился в 1580 — 1582 годах, впоследствии стал воеводой в пограничном Смоленске.

Владимир Сергеевич Михалков (1816 — 1900 гг.) — действительный статский советник, одно время занимал пост Звенигородского уездного предводителя дворянства в Московской губернии. От супруги — Елизаветы Николаевны, урожденной княжны Голицыной (1833 — не ранее 1858 года) ему досталось состоящее из 720 десятин имение Назарьево-Троицкое, которое находилось в Звенигородском уезде. (Когда-то оно было составной частью известной царской вотчины Большие Вяземы.) Реконструировав свою усадьбу, Михалковы соорудили в старинном парке господский дом, в своей основе уцелевший до настоящего времени, устроили в селе для крестьянских детей трехлетнюю школу. Для причта местной церкви на средства В.С. Михалкова в 1886 году было сооружено каменное двухэтажное здание, а сам храм немного позже получил новую ограду. Правда, в один прекрасный день помещик отказался бесплатно давать дрова на отопление дома причта — как видим, его альтруизм имел вполне определенные пределы. Владимир Сергеевич Михалков бережно сохранял находившуюся в усадьбе уникальную картинную галерею, составленную из полотен работ западноевропейских мастеров, что было достаточно редким для Подмосковья. В 1914 году в газете «Русское слово» было опубликовано сообщение об обнаружении среди них сразу пяти картин работы фламандца Питера Пауэла Рубенса, но эту скороспелую сенсацию вскоре развенчали искусствоведы, посетившие Назарьево. Во время гражданской войны картины, мебель, а также другие предметы интерьера из барского дома были вывезены в Звенигород и поступили в фонды местного музея. Супруги Михалковы остались в Назарьеве навсегда. Они и один из сыновей были похоронены около церкви, обихоженной их трудами. В.С. Михалкову посвящен некролог, помещенный в газете «Русские ведомости» 16 декабря 1900 года. Его тело привезли в Назарьево из Крыма.

Сергей Владимирович Михалков (1858 — 1905 (1906) гг.) — сын предыдущего; помещик Ярославской губернии. Получил высшее образование в столице, окончив в 1881 году юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Это способствовало его карьере общественного деятеля. С.В. Михалков периодически избирался на разного рода выборные должности. Одно время он был почетным мировым судьей по Рыбинскому округу, а в 1891 году первый раз дворянство Рыбинского уезда избрало его своим предводителем. С 1896 года С.В. Михалков занимал пост Ярославского губернского предводителя дворянства. Супругами его и брата Александра Владимировича были сестры Унковские — дочери командира фрегата «Паллада» Ивана Семеновича Унковского (1822 — 1886 гг.).

Михалков Сергей Владимирович (родился в 1913 году) — внучатый племянник Марии Александровны, поэт, писатель, владелец дачи в подмосковном поселке Николина Гора Одинцовского района. Благодаря бессмертному произведению «Дядя Степа», написанному в 1936 году, имя С.В. Михалкова приобрело легендарную известность среди многих поколений советских детей и милиционеров. В начале войны Сергей Владимирович работал в одной из фронтовых газет, а в 1942 году в соавторстве с Гарольдом Регистаном создал Гимн Советского Союза в его первом варианте, не обошедшемся без упоминания лучшего друга физкультурников и железнодорожников вождя всего прогрессивного человечества товарища Сталина. Именно поэтому текст гимна впоследствии был скорректирован в соответствии с изменившимися политическими реалиями. Одно время вообще исполнялась только музыка, отчего это творение за глаза стали называть «песня без слов». С.В. Михалков трижды (в 1941, 1942 и 1950 годах) был удостоен Государственной премии, тогда еще именовавшейся Сталинской. С «оттепели» он стал главным редактором сатирического киножурнала «Фитиль», а в начале «застоя» — членом-корреспондентом Академии педагогических наук, председателем правления Союза писателей РСФСР. Михалковы обосновались в селе Петровское под Рыбинском в 1708 году. Имение это получил предок нынешних Михалковых в качестве приданого от жены. Последним владельцем усадьбы был Сергей Владимирович, один из пяти сыновей известного коллекционера Владимира Михалкова (прапрадеда Никиты). Сергей умер бездетным в 1905 году, и владелицей усадьбы стала его вдова Агриппина Владимировна. Брат же Сергея Владимировича — Александр — и есть прадед режиссера, входивший в число наследников имения. Автор «Дяди Степы», Сергей Владимирович-отецНикиты Михалкова, был его внуком... Но Александр был душевнобольным, его имущество было отдано в опеку, причем одним из опекунов был его сын, дед режиссера Михалкова. Кроме Владимира, у Александра были две дочери — Марица и Ольга. О судьбе Марицы в Рыбинске ничего не знают, а у Ольги, в замужестве Глебовой, родился сын Петр, который впоследствии стал известным актером. В конце 1921 года губисполком вывез мебель и картины из усадьбы Михалковых в Рыбинский музей. Иконы, на которые заявил свои права наследник-режиссер, были изъяты из сельской церкви, прихожанами которой были и Михалковы. Здесь они венчались, крестили детей, отпевали умерших. Одна из икон — Спас Нерукотворный — относится к XVI— XVII векам. На обороте есть надпись: «Сим образом благословляет сына своего Сергея Владимир Михалков»[5].

Никита Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве. До четвертого класса он учился в 20-й спецшколе. Учился неплохо, но когда программа стала усложняться, Никита понял, что у него просто нет способностей к точным наукам. Он вспоминает: «Однажды меня вызвали к доске. Я отправился, по словам классика, с легкостью в голове необыкновенной. Подошел к доске, увидел уравнение, взял мел. И тут почувствовал, что не только не могу решить, но просто не понимаю, что написано. И когда за спиной услышал более-менее бодрый скрип перьев одноклассников, со всей очевидностью ощутил всю катастрофическую пропасть, на краю которой стою…».[6] В результате спецшколу пришлось оставить и перейти учиться в обычную среднюю школу.

Зато творческие способности у мальчика проявились уже в раннем возрасте. Что ж, при таких талантливых предках, это неудивительно. В 1956–1959 годах Никита учился в музыкальной школе, но мечтал он в будущем стать актером.

По окончании школы Никита Михалков был зачислен в труппу Театра имени Станиславского. Однако там для молодого и совершенно неопытного актера работы практически не было. На сцену он выходил изредка и исключительно в эпизодах.

Руководство Щукинского училища, мягко говоря, не поощряло съемки студентов в кино. Данный запрет Никита Михалков попросту игнорировал. В результате на четвертом курсе из-за постоянных отлучек он был исключен из училища.

Этому обстоятельству Никита Михалков сильно не огорчился. Он тут же поступил на 2-й курс ВГИКа в мастерскую знаменитого мастера Михаила Ромма, у которого в свое время учился старший брат Никиты. Одновременно он успел «подпольно» поставить дипломный спектакль «12 разгневанных мужчин» с Николаем Бурляевым в главной роли.

В 1963 году Никита Михалков поступил на актерский факультет Театрального училища имени Щукина. Вместе с ним в «Щуку» поступила Анастасия Вертинская – восходящая звезда советского кинематографа, уже успевшая к тому времени стать знаменитой благодаря ролям в фильмах «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Роман между этими двумя звездами привел в 1966 году к свадьбе. А спустя некоторое время у молодых супругов родился сын Степан.

Их брак просуществовал неполных четыре года. Анастасию режиссеры не оставляли без внимания. Число поклонников и поклонниц росло… У Никиты же тогда сложилась определенная формула жены: она должна сидеть в «усадьбе», рожать детей, варить варенье и ждать мужа. Анастасия теоретически была согласна с этой формулой, но сама под нее, увы, не подходила.

Разойдясь с Михалклвым, она сохранила к нему уважение, никогда не сказала сыну ни одного дурного слова про отца. В последствии Анастасия вышла второй раз замуж - за певца Александра Градского. Но и этот брак постигла та же участь. Этот опыт усилил неприязнь актрисы к браку, и замуж она больше не выходила.

В 1971 году Никита Михалков закончил ВГИК. В армию он ушел, оставив на гражданке незаконченный фильм и любимую девушку.

Еще до армии он познакомился с манекенщицей Общесоюзного Дома моделей Татьяной Соловьевой. Их первое свидание было совершенно необычным. Никита пригласил девушку в ресторан, и она пришла туда ярко накрашенной. Увидев это, юноша взял ее за руку, отвел в туалет и заставил умыться.

Никита Сергеевич вспоминает тот забавный эпизод: «Когда пришла Таня с лиловыми губами, с чудовищной зеленью вокруг глаз, с наклеенными ресницами и немыслимой прической, я понял, что под этим есть она, какая-то отдельная, другая. Я ее увидел в первый раз совсем другой, почему и пригласил. А вот с этим чучелом идти мне никакого резона нет, я не то приглашал. Во мне нет желания любую крашенную насильственно умыть: хочешь ходить с такими ресницами, ходи. Я не знаю, зачем Таня пришла в таком виде. Наверно, чтобы произвести на меня еще больший эффект, а на меня это произвело совсем другой эффект. Я не хотел ужинать в ресторане не с тем человеком, которого я пригласил»[7].

Взаимная симпатия вскоре переросла в настоящую глубокую любовь. И вот армия... Никиту призвали на один год. Никаких поблажек новоявленному солдату не было, потому Никите пришлось в полной мере хлебнуть всех прелестей солдатской жизни. Первые полгода прошли как в страшном сне, а затем ему повезло.

При поддержке ЦК ВЛКСМ был организован зимний поход на собачьих упряжках по Чукотке. В состав экспедиции должны были входить 4 человека: трое гражданских и один военный. Но командование гарнизона наотрез отказалось выделять солдат. Тут-то и возникла кандидатура Михалкова, выразившего желание отправиться в поход.

Все это время Никита переписывался с Татьяной, и после демобилизации он первым делом бросился к ней. Вскоре они сыграли свадьбу. Сыграли скромно, прямо во время съемок фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». В этом браке у Никиты Сергеевича родились две дочери Анна (1974 г.р.) и Надя (1987 г.р.) и сын Артем (1975 г.р.).


2.  Творческий путь Никиты Михалкова

 

2.1 Актерская карьера

Никита Михалков впервые появился на киноэкране в 14 лет, сыграв эпизодическую роль в фильме Константина Воинова «Солнце светит всем». Затем последовали съемки в антирелигиозной драме Василия Ордынского «Тучи над Борском» (1960), а в 1961 году он сыграл свою первую большую роль в школьном фильме Генриха Оганесяна «Приключения Кроша».

Столь стремительный взлет вскружил юному актеру голову. Он вспоминает: «Был случай, от которого я до сих пор краснею. Я только снялся в «Кроше», и фотограф сделал бессчетное количество моих снимков. Я заклеил ими всю комнату и был чрезвычайно доволен: я приближался к искусству, к брату (прим. - старший брат Никиты Михалкова – режиссер Андрей Михалков-Кончаловский). Но когда я вошел однажды в комнату, увидел развешанные повсюду стрелки. Повел по ним глазами и наткнулся на скромную фотографию своего прадеда Василия Ивановича Сурикова. Под снимком я прочел надпись: «Стыдись. Бери пример с предков»[8]. Этот случай стал замечательной прививкой от «звездной» болезни. И по сей день, по признанию Никиты Сергеевича, у него дома нет ни одной личной фотографии.

Своему первому большому успеху Никита Михалков в какой-то степени обязан старшему брату Андрею Михалкову-Кончаловскому. Это он «сосватал» его режиссеру Георгию Данелия в картину «Я шагаю по Москве».

В картине Никита Михалков создал образ Коли - обаятельного, задорного паренька, полного любви к жизни, к людям, уверенного в завтрашнем дне. Как признавался впоследствии Никита Сергеевич: «Я в этом фильме играл самого себя. Даже подумал: «Как, оказывается, легко быть артистом. Говоришь свой текст - и все». Потом, когда довелось ощутить все тяготы профессии, понял, что съемки «Я шагаю…» были просто счастливым свободным полетом, который бывает, наверное, раз в жизни»[9].

«Счастливый свободный полет», - эти слова Никиты Сергеевича очень точно отражают атмосферу создания того фильма. Картина, снятая в жанре лирической комедии, вышла на экраны в период так называемой «оттепели» и удивительно точно передала дух того времени.  Герои фильма, которых исполнили Никита Михалков, Евгений Стеблов и Алексей Локтев, молоды, полны надежд, им кажется, что все в этой жизни возможно. Эта необыкновенная легкость и жизнерадостность, наполняющая фильм, и стала залогом его успеха, в один миг принеся молодым актерам всесоюзную известность. А песня «Я иду, шагаю по Москве», исполненная Никитой Михалковым, стала настоящим символом того поколения.

Учась во ВГИКе, Михалков продолжал сниматься в кино. В историко-приключенческой драме Михаила Калатозова «Красная палатка», рассказывающей о спасении полярной экспедиции Нобиле он сыграл летчика Чухновского, в мелодраме Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо» - молодого князя, а в «Станционном смотрителе» Сергея Соловьева - ротмистра Минского. Благодаря работе у столь известных режиссеров Михалков приобретал бесценный опыт, углубляя свое актерское мастерство.

2.2 Первые шаги в режиссуре

Учась во ВГИКе, Никита Михалков снял несколько комедийных сюжетов для «Фитиля» и курсовую работу – лирическую короткометражку «...А я уезжаю домой» по сценарию, написанному вместе с Евгением Стебловым.

Его дипломной работой стал короткометражный фильм «Спокойный день в конце войны», сценарий к которому написал Рустам Ибрагимбеков. На VIII фестивале студенческих фильмов картина Михалкова была удостоена Приза журнала «Советский экран». Эта награда стала первой в бесконечной череде призов и премий…

О теме своей первой полнометражной картины Никита Михалков начал задумываться еще в годы учебы во ВГИКе. Однажды ему попала на глаза заметка в журнале «Наука и жизнь», рассказывающая о том, как в период гражданской войны чекисты переправляли золото с Деминского рудника в Москву, и как за ним охотились белогвардейцы. Эта статья и навела Михалкова на мысль о создании приключенческого фильма.

Для своей будущей картины Михалков собрал замечательную команду из своих друзей и друзей своего старшего брата: сценариста Эдуарда Володарского, оператора Павла Лебешева, художника Александра Адабашьяна. Первоначально сценарий носил название «Красное золото» и мало чем отличался от большинства фильмов о гражданской войне. Но затем Володарский и Михалков решили его переработать. В результате от первоначального сценария не осталось практически ничего, изменилось даже название – «Свой среди чужих, чужой среди своих».

В 1972 году киностудия «Мосфильм» включила съемки картины в тематический план. Съемки должны были уже начаться, но в этот момент произошли непредвиденные события. «На верху» на одном из заседаний поднялся вопрос о том, что дети многих деятелей культуры избегают службы в армии, прикрываясь различными справками. Тут же была спущена директива: «Брать всех!»[10] Вскоре повестка пришла и к Никите Михалкову.

За Михалкова попытались вступиться и Сергей Бондарчук, и директор «Мосфильма» Николай Сизов, но эти попытки возымели обратное действие. Начальник Генштаба, рассвирепев, пообещал сослать Михалкова «на край земли». И слово свое сдержал. В 1972 году Никита Михалков был призван служить на Камчатку, в атомный подводный флот. Ему тогда было 27 лет.


2.3 «Свой среди чужих, чужой среди своих» - феномен Никиты Михалкова

«Свой среди чужих, чужой среди своих» — кинофильм, снятый по повести Э. Я. Володарского «Красное золото», был представителем жанра «истерн» (И́стерн (англ. Ostern, Eastern, Red Western) — вестерны, создававшиеся в Советском Союзе и странах Восточной Европы за Железным занавесом во второй половине 20 века).

К съемкам фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Михалков приступил сразу после возвращения из армии. На главные роли он определил молодых актеров, ставших впоследствии легендами советского кинематографа: Юрия Богатырева, Сергея Шакурова, Александра Кайдановского и уже известного по фильмам Тарковского Анатолия Солоницина. Роль атамана Брылова он оставил себе. Съемки картины проходили в Москве, а затем в окрестностях Грозного и Баку.

Действие фильма разворачивается в маленьком губернском городке на юге России в 20-е годы ХХ века. Кончилась гражданская война, но до полной победы большевиков еще далеко. В округе активно действуют бандиты, и пятеро друзей, бывших красных бойцов, вступают с ними в смертельную схватку. Миссия почти невыполнима: найти похищенное золото Советской республики, обезвредить головорезов и… сохранить свою дружбу, ведь известно, что предатель — кто-то из своих…

В этой романтической балладе Михалков показал зрителю страну, расколотую бесконечной войной своих и чужих, изнурительную войну Алой и Белой гвардии, которая до сих пор так и не кончилась.

Фильм был снят под явным впечатлением от просмотра фильма Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой».

К концу 1974 года фильм был закончен и вышел в широкий прокат. Казалось, что острый, вестерновый сюжет, блистательная режиссура, великолепная операторская работа и созвездие молодых талантливых актеров должны были принести фильму триумфальный успех, но…

Поначалу картина вызвала очень неоднозначную реакцию у критики. Причем ругали ее гораздо больше, чем хвалили. В вину режиссеру ставили историческую недостоверность, слабый, невнятный сценарий, отсутствие ярко выраженных героев. Не понравился критикам и сам стиль фильма, напоминающий американский вестерн. Тот же Брылов в исполнении Михалкова был настолько обаятелен, что выбивался из привычного шаблона отрицательного героя.

Да и среди зрителей фильм сначала не имел большого успеха, заняв в прокате 1975 года скромное 22-место. Но время все расставило по своим местам. Картина вошла в Золотой фонд отечественного кинематографа, став одним из лучших фильмов, снятых в жанре истерна (советского вестерна). Многие из тех фильмов, что обогнали в 1975 году «Свой среди чужих, чужой среди своих» канули в вечность, а картину Никиты Михалкова и по сей день смотрят с огромным удовольствием.

2.4 «Родня» - горькая комедия

До «Родни» неё на счету режиссера Михалкова было пять полнометражных картин разных жанров: детективный вестерн, две мелодрамы, драма по пьесе A.П.Чехова и экранизация романа Гончарова. Но ни одного фильма на современном материале. Ни одной комедии. И вот «традиционные» герои получают прописку в сатирико-иронической комедии.

Название для фильма нашлось не сразу: сначала — «Была не была!», потом — «Туда и обратно» и, наконец, — «Родня»[11]. Первая комедия Н. Михалкова. Первая его встреча со сценаристом Виктором Мережко.

Фабула «Родни» вполне укладывается в несколько строк: из села в областной центр приезжает к дочери мать и, погостив немного, собирается возвращаться обратно. Мать — Марию Васильевну Коновалову — играет Нонна Мордюкова. Играет во многом неожиданно для тех, кто привык видеть ее в сугубо «правильных» ролях. Мария Васильевна в ее исполнении — натура живая, цельная, но не такая уж положительная. Бывает груба, нетактична, вульгарна, бесцеремонно вмешивается в жизнь своей, дочери Нины. Роль Нины досталась Светлане Крючковой. Актриса узнаваемо и вместе с тем гротескно раскрывает перед нами внутренний мир своей героини: полное равнодушие к близким ей людям, болезненная всепоглощающая страсть к «фирменным» вещам. Модные очки на золотой цепочке, несмотря на отличное зрение. Платье «под Пугачеву», в котором ее фигура кажется особенно не складной. Японский халат — «каратэ». Но за этим чисто внешним стремлением быть современной — духовная пустота. Муж Нины — Стасик — ушел к другой женщине. Не выдержал гнетущей властности, постоянного диктата жены. Кто он? Быть может, тихий недотепа, обиженный судьбой? Актер Юрий Богатырев не оставляет сомнений — Стасик такой же продукт эпохи. Лишь в одной из финальных сцен вырывается на волю его «стихия». Сбросив пиджак, под которым оказывается нелепая майка с изображением мохнатого олимпийского зверя. Стасик под звуки третьеразрядного ресторанного ансамбля выводит в сжатый, смертельной хваткой микрофон: «Пора-пора-порадуемся...» И лицо его расплывается в торжествующей улыбке.

Дочку Нины и Стасика - семилетнюю Иришку — играет Федор Стуков. Думается, выбор не вынужден. Напротив, он входит в авторский замысел. На экране создается обобщенный образ ребенка с искалеченным родителями детством, с искаженной психикой. Грубая, бесцеремонно-наглая, погруженная в бесконечные просмотры телепередач и прослушивания «Бонни М», абсолютно отрешенная от мира сего, Иришка более походит на нервный, издерганный автомат, чем на живое существо. Характерна сцена, где мимо бывшего мужа Марии Васильевны (Г. Бортник), включив на полную мощность мотор, несутся закованные в броню мотоциклисты, поблескивая стеклами заграничных шлемов. Люди отгораживаются друг от друга стеклами шлемов и очков, шумом двигателей и радиоаппаратуры. Так порой теряются связи не только родственные, но и людские.

«Родня» — в этом слове не содержится иронии и насмешки. Авторы хотят чтобы мы не забывали об истинном значении. Фильм Никиты Михалкова время от времени покидает жанр комедии, вырываясь из тесной, заставленной импортными вещами квартиры, обклеенной глупейшими табличками и плакатами, меняет регистр, набирая поэтическую высоту. Как глоток свежего воздуха, возникает в гиперболизированной атмосфере картины образ родной земли, настолько внедряется в наше сознание мысль о необходимости упорного стремления человека к цели. Звучит звенящая, как натянутая струна, музыка Эдуарда Артемьева, и камера Павла Лебешева, оторвавшись от балкона многоэтажного дома, приближается к, огромной чаше стадиона. Пусты его трибуны..... Но круг за кругом, не сбавляя темпа, бежит к недостижимому пока рекорду марафонец...

Итак, фильм получился очень смешной, и глубокий, наталкивающий на серьезные размышления о жизни, с прекрасным актерским ансамблем, отмеченный высочайшей изобразительной культурой. Емкость, наполненность пространства каждого трагикомического или эксцентрического эпизода, каскад остроумных режиссерских находок порой даже не дают возможности с первого просмотра по достоинству оценить все детали картины. Значит, с тем же интересом с ней можно встретиться вторично.

2.5 «Утомленные солнцем» - «недетская сказка про Ятим и Ясум»[12]

«Утомленные солнцем» — пример того, как нужно снимать кино. С самого начала зритель понимает, что имеет дело с профессионалами — как в кадре, так и за его пределами. В этой картине много персонажей, причем даже те, которые исполняют маленькие эпизодические роли — умудряются раскрыть какие-то скрытые на первый взгляд грани своих героев.

Сценарий фильма — это вообще отдельный разговор. Действие картины разворачивается в рамках одно дня, но прекрасно построенные диалоги расширяют эти рамки, возвращая зрителя в далекое прошлое, при этом постепенно проясняя картину всего происходящего и изменяя отношение зрителя к главным действующим лицам.

Лето 1936 года. Легендарный комдив Котов, знаменитый военачальник и любимец лично товарища Сталина, отдыхает с семьей на загородной даче. Идиллию дома с мезонином нарушает внезапный приезд Мити, бывшего воспитанника отца Маруси, жены Котова. Когда-то Митя с Марусей были вместе, строили планы на будущее… Сегодня Митя, сотрудничающий с НКВД, приехал взять реванш… Ретро-драма Никиты Михалкова закрывает тему 30-х годов в советской истории, предлагая ощутить атмосферу «долгого счастливого дня девочки, в конце которого уводят ее отца». Сильная и реалистичная картина Никиты Сергеевича была тепло принята во всём мире. Она по праву считается одним из лучших фильмов 90-х.

Оттесненный на второе место на Каннском фестивале пародийно-«пофигистской»[13] картиной Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», фильм Никиты Михалкова вполне заслуженно получил своего «Оскара».

Этот фильм заставляет вспомнить лучшие работы Михалкова, прежде всего – «Неоконченную пьесу для механического пианино» (экранизацию ранней пьесы А.П.Чехова). Атмосфера импровизации, изобразительное решение, наполненное игрой света и цвета, тщательно продуманный, объемный в полном смысле этого слова звуковой ряд, - все это в качестве «фирменного знака» михалковской режиссуры делает просмотр картины истинным наслаждением для киноманов.

Российская пресса неоднозначно встретила эту работу Михалкова. Вместе с восторженными откликами опубликованы и мнения критиков, посчитавших «Утомленных солнцем» конъюнктурным (из-за темы сталинского террора) и старомодным по киноязыку произведением. Однако фильм не является старомодным, а последовательно жанровым - в плане синтеза психологической драмы и комедии.

Что же касается конъюнктуры, то в отличие от множества своих коллег, поспешивших еще на стадии ранней горбачевской перестройки «отстреляться» черной серией фильмов о Сталине, лагерях, массовых убийствах и т.д., Никита Михалков обратился к анализу эпохи сталинизма в момент, когда эта тема в России уже вышла из моды.

При этом он не склонен к примитивной позиции обвинителя-разоблачителя: красные - это преступления и подлость, а белые - благородство и подвиг.

Сыгранный самим Михалковым красный командир Котов - человек не только обожженный слепящими лучами революционного солнца, но и искренне поверивший в идею великого и светлого коммунистического будущего. Михалков играет человека сильного, решительного, но наивного, до последнего момента не верящего, что его может коснуться кровавая петля террора.

Однако, несмотря на несомненное обаяние игры Михалкова, актерским лидером фильма, бесспорно, стал Олег Меньшиков. Его герой - бывший офицер Белой гвардии - соглашается на сотрудничество с красной контрразведкой, надеясь сохранить свою жизнь и вновь обрести родину. Разыгрывая на даче семьи Котова прежнего Дмитрия - остроумного весельчака, любимца любой компании, персонаж Меньшикова время от времени сбрасывает маску и предстает в своем новом обличье уставшего, обреченного, ненавидящего себя за малодушие человека. Олег Меньшиков блестяще сыграл противоречивого и обаятельного героя в каскаде перевоплощений, неповторимой пластики, мимики и жестов. При всем эксцентризме и необычности такого персонажа-перевертыша история России знала и реальных «Дмитриев». Итак, бывший белый становится красным агентом, а красный – «врагом народа». Безжалостная машина сталинизма ломает людские судьбы, а не сумевшие найти общей дороги россияне обречены на взаимную конфронтацию и ненависть...

И в том, что так произошло, виноваты и те, и другие...

Быть может, в некоторых эпизодах мысли Михалкова о трагедии нации, выбравшей классовую нетерпимость вместо толерантности и поисков согласия, поданы излишне «густо». Но в целом, «Утомленные солнцем» кажется произведением глубоким и неординарным.

2.6 «Сибирский цирюльник» - воспоминания о грядущем

«Сибирский цирюльник» - паровая самоходная лесопилка, заказ на производство которой пытается получить в соответствующих государственных органах авантюрист Маккрэкен. На подмогу к нему направляется очаровательная Джейн, в чью задачу входит изображая дочь изобретателя шантажировать чиновников Комиссии по техническим нововведениям. По пути она знакомиться с юнкером Андреем Толстым. Московской мишенью Джейн становиться начальник юнкерского училища, он же заместитель председателя комиссии, генерал Радлов. Генерал влюбляется в прелестную иностранку, она же симпатизирует Андрею. Последний со всем пылом русского офицера отвечает ей взаимностью. Развязка наступает... В театре. Андрей исполняющий роль Фигаро в студенческой постановке «Севильского цирюльника» в порыве ревности прямо со сцены бросается на Радлова. На беду Андрея в зале находился царевич Михаил и великий князь Алексей Александрович, в покушении на которых Толстого и обвиняют. Бывшего юнкера закованного в кандалы, отправляют в Сибирь. Удастся ли Андрею когда-нибудь увидеть Джейн и... своего сына?

Фильм был награжден Гран-при Международного кинофорума славянских и православных народов «Золотой витязь» (1999 г.)

Сразу после московской суперпремьеры нового фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» раздался стройный хор его критиков. И актеры, дескать, стары для ролей молодых героев. И сюжет неправдоподобный. И снято все это исключительно для заграничных зрителей. И денег государственных истрачено слишком много и т.д. и т.п.

По качеству изображения и стереозвука, по размаху массовых съемок и зрелищности «Сибирский цирюльник» ничуть не уступает голливудским аналогам («Доктор Живаго», «Николай и Александра»). Давний соратник Михалкова - замечательный оператор Павел Лебешев снял фильм в стилистике русской живописи второй половины ХIХ века. А не менее талантливый композитор Эдуард Артемьев написал задушевную, щемящую сердце музыку...

Кроме того, нет ничего плохого, если картина Михалкова сможет прорвать многолетний барьер изоляции российского кино от массовой западной аудитории, и ее посмотрят десятки миллионов. При этом «Сибирский цирюльник» не выглядит «клюквой», базарной матрешкой для малосведущего в нашей истории и жизни Запада. Это фильм открытых и ярких чувств, понятных любому нормальному человеку.

К картине Михалкова нельзя подходить как к психологической драме на реальном историческом материале. Это не документальная драма, а синтез романтической мелодрамы и комедии. А условность жанра вполне допускает условность сюжетных поворотов, характеров и возраста персонажей.

Да, Россия показана у Михалкова мощной державой с традициями воинской дружбы и взаимовыручки. Страной образованного офицерской корпуса. Не даром действие одной из лучших сцен фильма происходит в Кремле, где император Александр III (Никита Михалков) принимает присягу юнкеров. Но есть в фильме и ирония, насмешка авторов над иными русскими традициями. Одна сцена, где бравый генерал спьяну разгрызает стакан чего стоит! А главное - это картина о романтической и безрассудной любви.

В рамках выбранного авторами жанра «Сибирский цирюльник» кажется весьма гармоничным и последовательным...

2.7 «12» - венценосное число 12

Фильм Никиты Михалкова «12», ставший обладателем специального «Золотого Льва» на кинофестивале в Венеции, неизбежно сравнивают со знаменитой картиной Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин». Только чистым ремейком этот фильм назвать нельзя: скорее переложение основной сюжетной линии на другое временное, территориальное пространство.

После многочисленных публикаций в прессе об этом проекте и его триумфе на Венецианском кинобиеннале, состоялась официальная премьера на родине фильма. 19 сентября в Киноцентре «Октябрь» сразу в нескольких залах шел показ. А в фойе на первом этаже можно было вблизи увидеть Золотого Льва Венеции. Предисловием к началу, естественно, послужило живое выступление перед зрителями создателя картины. По его словам, реакция зрителей в Венеции совпадало с тем, что он ожидал. И это при том, что смотрели они фильм с субтитрами. С его слов было ясно, что он не ждет ни хвалу, ни критики, - «Единственное, на что я надеюсь, что после просмотра вы измените свое мнение: худшее на лучшее или наоборот. Лишь бы не остаться равнодушными».

12 стульев и один большой стол. Прямо посередине спортзала в обыкновенной московской школе. Именно здесь происходят основные действия фильма, не считая маленьких эпизодов с боевыми действиями.

12 присяжных должны вынести окончательный вердикт по поводу обвинения 18 летнего чеченского мальчика в убийстве приемного отца- офицера российской армии. И вот на протяжении 2,5 часов фильма каждый из них пытается определиться, считает ли парня убийцей или нет. Вопрос «виновен или невиновен?» висит над ними и проносится время от времени со стремительной скоростью.

В данном случае, имеется в виду птичка, влетевшая в зал к героям и наблюдающая за ними. С высоты птичьего полета (естественно в рамках спортзала) наблюдает и зритель за всем происходящим: как бы сверху, пролетая над залом, над столом присяжных, от одного персонажа к другому. Данный необычный прием был применен оператором Владиславом Опельянцем дабы оживить 13-го героя фильма - того самого воробья. Его камера идеально работает в этом ключе, создавая смыслообразующее изображение.

Структура «аргумент-контраргумент» - «следствие-развитие-поворот» [14]заставляет в течение двух с половиной часов находиться в напряжении. Что, в сочетании с глубоким психологизмом, делает своё дело: фильм «проглатывается»[15], хотя действия - минимум, и развитие строится на бесконечных диалогах.

В картине достаточно четко вытроены причинно-следственные связи сюжетной линии, хотя иногда идет разбавление вставками эпизодов из детства юноши во времена войны, его воспоминания о родителях.

Данный подход был также использован и в процессе съемок: не было никаких прыжков от одного куска в истории, к эпизоду, стоящему в середине. Кино снималось последовательно.

Актеры тут почти все медийные. Проще говоря, звездный состав. Ничего странного: у такого режиссера многие мечтают сниматься. Именно их талант и полная отдача помогли реализовать сложный проект под названием «12». Причем Опельянц снимал их даже синхронно, на репетициях, длившихся иногда аж до самого утра.

Изначально, не имея сомнений в виновности мальчика, 11 из 12 присяжных голосуют против, не вникая особо в ситуацию, так как все улики против него. И лишь один (Сергей Маковецкий) предлагает пересмотреть все с учетом «человеческого фактора». Потому что, русский человек не может жить по закону - это непривычно и скучно. И что, самое главное, не закон главное, а сердце и душа. В попытках разобраться в ситуации с убийством, наши присяжные втягиваются в тяжелый спор, не имеющий часто отношения к данному уголовному делу.

Замкнутые на самих себе герои: продюсер телеканала, директор кладбища, руководитель российско-японской корпорации, артист эстрады, хирург, убежденный демократ, таксист, рабочий-метростроевец мечтают поскорее закончить с этим делом и пойти по своим делам. Но не тут то было. Накаленная обстановка заставляет каждого из 12 посмотреть вглубь себя, понять причины своего решения и усомниться в нем. Мы видим, как реалистичность фильма буквально выворачивает наизнанку все накопившееся: личные обиды, проблемы страны, переживающей переходный период, а главное, то о чем не говорят громогласно и прилюдно, но обсуждают на кухне.

Никита Михалков: «Это очень русская картина, и она патриотичная. Но не может быть патриотичной картина, которая основана на ксенофобии. Потому что шовинизм и ксенофобия – это когда я люблю свое за счет других. Когда я говорю: я лучше тебя. Но я говорю: я люблю свое и готов тебе показать мое, чтобы ты его полюбил, а ты мне покажи свое. Знаете присказку «Какой же я антисемит, когда у меня друг еврей?» Я знаю, какие есть дурные черты в еврейском характере, чудовищные черты в русском характере или в украинском – в любом. Но вот Гафт играет в картине такой переливающийся бриллиант, и он, совершенно справедливо раздражает Гармаша своими «еврейскими штучками». Это очень важно. Что, нет еврейского вопроса? Он есть, но о нем надо говорить, не шептаться на кухне. Это и есть уважение»[16].

Но путь к голосу сердца героев тернист и им долго приходится прорываться сквозь пелену обид и недосказанности. Хотя высказаться здесь успеют все.

И актер эстрады (Михаил Ефремов), шутник и юморист по натуре, с искренним монологом взахлеб о том, как ему неприятно видеть на своих спектаклях зрителей, смеющихся абсолютно над всем – землетрясения, цунами, милиционеры-убийцы - все смешно. А смешно, потому что страшно!

И рабочий-метростроевец, утверждавший в начале картины, что все нерусские народы- сволочи, вспоминает о своем родственнике, ставшем террористом по нелепой причине, и спасшийся от несправедливого наказания лишь благодаря человеческому подходу. Его вывод: «Хорошему надо помогать, а плохого –топить».

И хирург-грузин (Сергей Газаров), возмущенный сравнением кавказцев с дикарями, приводит в пример выдающихся сынов своего народа: Руставели, Параджанова, Данелию, Пиросмани.

Но, труднее всего, лед тает у таксиста (Сергей Гармаш), страдающего болячками шовинизма и ксенофобии, уверенного в вине мальчика лишь потому, что тот чеченец, что равняется, по его мнению, дикарю и злодею. Ему трагический монолог дается с большим трудом, ибо приходится сознавать причину своей ненависти и недовольства окружающим, в прошлом, в отношениях с сыном, которого он избивал и чуть не довел до самоубийства.

Сам Никита Михалков определяет жанр фильма как психологическая драма. Но социальный фактор тут играет немаловажную роль. Потому что каждый из 12 присяжных – представитель какой-то профессии, какой-то национальности, а значит и класса в обществе и части социума. И получается, что каждый зритель сможет узнать себя в этих персонажах.


Заключение

Успешно снимая один фильм за другим с 1974 года, получая одну за другой престижные призы за рубежом, свою первую российскую премию Никита Михалков получил только через 20 лет после блистательного старта… Все эти годы его работы окружала глухая зависть коллег и враждебность столичной элиты.

Любимчик судьбы родился в знаменитой семье. Его отец замечательный детский поэт-орденоносец, прославленный автор гимна СССР Сергей Михалков. Мать – поэтесса Наталья Кончаловская, переводчица, дочь большого художника Петра Кончаловского. А прадед Никиты - сам великий Суриков, титан русской монументальной живописи. Все эти слагаемые сразу создали Никите тайные проблемы, одна из которых - тень знаменитого отца, которого высоко ценил Сталин и который успешно достиг высот власти в литературном мире. Творческий старт Никиты выпал на 60-е годы, когда умами интеллигенции правили «шестидесятники». Они сурово осуждали советскую власть за искажение ленинских идеалов и партийную диктатуру. Они создали в искусстве и литературе поле морального сопротивления тогдашнему режиму. Для них Никита Михалков был в первую очередь «выскочкой, советским барчуком, папенькиным отпрыском, чуть ли не баловнем Политбюро»[17]. И его яркий озорной успех был встречен в мире кино с враждебным изумлением.

В 18 лет он с абсолютной свободой исполнил свою первую крупную роль столичного юноши Кольки в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», где с раскованностью французского шансонье спел знаменитую песенку: «Бывает все на свете хорошо, в чем дело сразу не поймешь, а просто летний дождь прошел, нормальный летний дождь»…

Если бы Михалков был бездарен, его работа в советском кино была бы освистана с меньшим азартом. Но дебют Никиты в качестве режиссера был на удивление мощным. В 1974 году 29 летний режиссер снял фильм о гражданской войне с провидческим названием «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Для тогдашней антисоветской общественной мысли его позиция была чуждой, она призывала к миру, к согласию, к компромиссу, а не к войне с ложными социальными идеалами. Никто не сказал Никите, что он снял маленький шедевр. Для признания коллег Михалкову потребовалось почти 20 лет, а в придачу понадобился еще и распад Советского Союза плюс кардинальная смена всех вех общественной жизни.

Эпоха перемен сделала кинорежиссера яркой общественной фигурой в новой России. Он сумел вписаться в исторический поворот мировой центрифуги. Вскоре он возглавил Союз кинематографистов. Затем в пику национальной премии «Ника» создал новую высшую награду «Золотой орёл». А параллельно открыл собственное дело, продюсерскую компанию «ТриТэ». Невозможно сегодня перечислить все его общественные посты числом около 30, где значится, например, членство в попечительском совете по возрождению монастыря Коренная пустынь и должность Председателя Общественного совета при Министерстве Обороны. Но в главном подозрения шестидесятников в том, что перед ними «чужой», а не «свой» полностью подтвердились. На общественном поприще нового капитализма Михалков заявил себя как дворянин, как потомок князей Михалковых, как сторонник монархии, как наследник офицеров из белой гвардии, как апологет сильной России и сильной руки. В кино кульминацией его взглядов стала, пожалуй, роль императора Александра III в собственном фильме «Сибирский цирюльник», роль, которую Михалков исполнил с наслаждением силы и вызовом упоительного азарта. В жизни апогеем популярности стала волна слухов (и ожиданий) о том, что он де вот-вот будет выдвинут на пост президента РФ.

Обласканный славой, увенчанный Оскаром и Каннами за фильм «Утомленные солнцем», сегодня Никита Михалков входит в тройку «священных чудовищ» российского кино, которую составляют режиссеры: Александр Сокуров, Алексей Герман и он – Никита Михалков.


Библиографический список

1. Никита Сергеевич Михалков// www.km.ru

2. Михалков Никита Сергеевич. Биография//www.biograph.ru

3. Михалков Никита Сергеевич. Биография//www.mikhalkovinfo.narod.ru

4. Михалков Никита Сергеевич. Биография//kino.ukr.net

5. Виталий Григорьев, «Никита Михалков. Белый орел на красном поле»//www.whoiswho.ru

6. Федор Раззаков. «Наше любимое кино о войне»//www.allstars.pp.ru

7. Федор Раззаков. «Наше любимое кино о любви»//www.allstars.pp.ru

8. Татьяна Богданова, Игорь Изгаршев. «Никита Михалков. Мне приятнее снимать кино»//www.aif.ru

9. Ярослав Седов. «Быть свадебным генералом мне неинтересно»//www.gzt.ru

10. Елена Лаптева. «В своих фильмах я пока обхожусь без рекламы»//www.kinomania.ru

11. Феномен Никиты Михалкова// www.kinoexpert.ru

12. Никита Михалков: «В России без квартиры и дома нет счастья»//mikhalkov.comstar.ru

13. Володарский Э. Никита Михалков. Свой среди чужих, чужой среди своих. М., 1979



[1] Володарский Э. Никита Михалков. Свой среди чужих, чужой среди своих. М., 1979

[2] Володарский Э. Никита Михалков. Свой среди чужих, чужой среди своих. М., 1979

[3] Там же.

[4] Михалков Никита Сергеевич. Биография//www.mikhalkovinfo.narod.ru

[5] Михалков Никита Сергеевич. Биография//www.biograph.ru

[6] Михалков Никита Сергеевич. Биография//kino.ukr.net

[7] Михалков Никита Сергеевич. Биография//www.mikhalkovinfo.narod.ru

[8] Никита Сергеевич Михалков// www.km.ru

[9] Там же.

[10] Михалков Никита Сергеевич. Биография//kino.ukr.net

[11] Федор Раззаков. «Наше любимое кино о любви»//www.allstars.pp.ru

[12] Никита Сергеевич Михалков// www.km.ru

[13] Михалков Никита Сергеевич. Биография//www.mikhalkovinfo.narod.ru

[14] Татьяна Богданова, Игорь Изгаршев. «Никита Михалков. Мне приятнее снимать кино»//www.aif.ru

[15] Там же.

[16] Виталий Григорьев, «Никита Михалков. Белый орел на красном поле»//www.whoiswho.ru

[17] Володарский Э. Никита Михалков. Свой среди чужих, чужой среди своих. М., 1979