Реферат: Театр Музкомедии и ХАТОБ

   

Харьковский Театр

Музыкальной Комедии


По мнению Бернарда Шоу отношение к ЭТОМУ является показателем расцвета нации,

Вольтер говорил, что ОН поучает так, как этого не сделать толстой книге.

Владимир Маяковский назвал ЕГО не отображающим зеркалом, а увеличивающим стеклом..

Так что же это?

Пушкина, Шевченко, Оперный… Сказать, что сегодня театры не популярны нельзя. Но кроме ярких, известных каждому театров в нашем городе живут еще театры-призраки…

А вот и один из них… Театр ли это? Здесь действительно был когда-то известный театр. Это здание почти 60 лет принадлежало самому посещаемому театру Харькова – театру музкомедии.

Ах, оперетта, оперетта… Может, именно из-за того, что в советское время власти считали ее буржуазной, фотографий здания нет ни в одном альбоме о Харькове… Поэтому мы можем только представлять былое величие театра. Так что – подключаем воображение.

В 1911 году на перекрестке Благовещенской и Дмитриевской некий театральный предприниматель Муссури строит…цирк. И делает это с поистине цирковым блеском и размахом: здание становится красивейшим цирком Европы. Творения автора здания – архитектора Кориенко – известны Харьковчанам. Самое знаменитое – бывший ломбард на улице Университетской.

Итак, цирк, цирк, цирк! Казалось бы, процветать и процветать. Но харьковчане к тому времени уже были несколько избалованы, и удивить цирком их оказалось тяжело. Поэтому в 1912 году все тот же незадачливый предприниматель Муссури решает переоборудовать цирк в театр, причем не какой-нибудь, а оперный. Сказано – сделано: места для зрителей перестроены, под куполом подвешен потолок. Акустика, конечно, не театральная, да и цирковой дух еще не выветрился, но хозяин уже спешит открыть новый сезон. Итак, на сцене театра премьера: опера Верди «Аида». Для ее постановки Муссури приглашает лучших певцов и даже выписывает из Африки живых верблюдов. Но это не спасает… Он разоряется, а театр начинает кочевать из рук в руки.

Драчев Александр Николаевич, Художественный руководитель театра музкомедии :

«Этот театр существовал и до революции как театральное здание, туда приезжали спектакли. После революции ,если мне не изменяет память, с 1919 года по 23 год здесь было здание такого общественного характера. В этом здании, например, было принято решение о присоединении Украины к советскому союзу. Здесь была принята первая конституция украинской СССР. В этом здании выступали Крупская, Дзержинский, здесь пел Шаляпин.»

 И на тот момент это было самое большое театральное здание Харькова, до момента постройки ХАТОБа. Первоначально был несколько другой проект, здесь были стоячие места, так называемая галерка, поэтому тогда это здание могло вместить в себя 4000 человек, это уникально даже по современным рамкам.

За 7 лет, с 22 по 28 год, здание переходит от театра к театру, и только к 29-му получает постоянного хозяина. Им становится первый в Украине театр оперетты.

Драчев Александр Николаевич, Художественный руководитель театра музкомедии :

«Вот отсюда началась наша украинская оперетта. Открылся театр спектаклем «Орфей в Аду», например, к созданию которого либретто писал Остап Вишня. В этом же здании была поставлена первая украинская оперетта, это «Сорочинская ярмарка». Практически все было впервые в этом здании, что касается театра оперетты. Здесь была поставлена первая «Свадьба в Малиновке». Потом она уже была поставлена и в Москве, и в Одессе, был снят фильм, естественно, а первый спектакль был вот здесь, в этом здании.»

Итак, история ясна. Перед нами – памятник архитектуры с таким прошлым, которое и не снилось многим почитаемым в Харькове зданиям. Перед нами – театр, оставшийся в один момент без крыши над головой. В 1987 здание признали аварийным и театр музкомедии попросили переехать в ДК «Пищевик». Временно. У этого «временно» в апреле юбилей – 20 лет.

Харитонова Вера Федоровна, заслуженная артистка Украины:

«По-настоящему артисткой я себя ощущала, когда только пришла и работала в том, старом, здании Муссури. Это настоящий был театр! К нам туда приезжали: московский театр оперетты, артисты известные: Пугачева, Высоцкий, Миронов, Ширвиндт!

Потом происходит то, что я иначе как вредительством назвать не могу: нас берут, убирают из старого здания,

подводят все к тому, что оно аварийное… Сколько прошло? 20 лет! Оно стоит, оно будет еще 100 лет стоять. Там здание, которое подлежит восстановлению, я в этом не сомневаюсь.»

В течение всего времени в прессе периодически появлялись кричащие заголовки: «СОС – спасите оперетту сегодня». Но это «сегодня» пока так и не настало.

Коваль Игорь Николаевич, директор театра музкомедии:

«Здание театра музыкальной комедии было продано властями коммерческим структурам и нам сообщили о продаже письмом. Мы дали запрос через суд, и он подтвердил, что здание нам больше не принадлежит. Это было в январе 2005 года.»

Вот, что сказали новые хозяева «Муссури»,

Зухейр Хуари, предприниматель:

«Изначально мы хотели сделать там выставочный зал, в принципе, желание осталось. Но мы столкнулись с проблемой аварийности здания: тяжело восстановить купол театра. Раньше это было вообще невозможно, строители отказывались заниматься реконструкцией, но сейчас при новых технологиях, я думаю, нам удастся это осуществить. Одно могу сказать точно: разрушать здание и строить на его месте что-то новое мы не планируем, нам это просто не выгодно.»

Театр ждет своего здания, а здание ждет своей участи. Но ожидание не может быть вечным. Музкомедия должна наконец сиять и блистать!

Харитонова Вера Федоровна, заслуженная артистка Украины:

«Это оперетта! Станиславский когда-то говорил: оперетта - это брызги шампанского! Иначе театр превращается в кислую какую-то водичку…»

А в пустых глазницах здания «Муссури» обязательно должна появиться жизнь. Ведь память в этом случае – это синоним совести. Мы обязаны помнить и охранять свою историю.

Весной 1978-го дотла сгорел театр Пушкина. В прессе это не отразилось никак, разве что из афишек театр пропал. 14 марта еще был, а 15 уже нет. Больше ни слова, ни строчки: в стране советов не принято было афишировать подобные трагедии. И нынешний главный режиссер театра, видимо, тоже придерживается такого мнения. На нашу просьбу рассказать о судьбе сгоревшего старого здания, прослужившего пушкинцам верой и правдой 32 года, Александр Барсегян говорить категорически отказался. «У нас не было пожара» - таков был его ответ. Память… Совесть.… Наверное синонимы.


   Харьковский Государственный Академический Театр Оперы и Балета

   Имени Н.В.Лысенко

Является одним из старейших отечественных музыкальных театров. Более 220 лет в городе идут музыкальные постановки, а началом стационарных оперных сезонов принято считать 26 декабря 1874 года (по старому стилю). В те времена в спектаклях театра постоянно принимали участие такие исполнители как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов, М.Баттистини, чье творчество послужило образцом для вокально-сценического искусства новой эпохи.

В октябре 1925 года на базе оперной антрепризы в Харькове была создана первая в Украине государственная опера. Основой заново созданного коллектива были представители харьковской музыкальной и певческой школы со старыми исполнительнскими традициями, а также известные исполнители, приглашенные из других профессиональных творческих учреждений. Так, на развитие балетного коллектива огромное влияние оказали хореографические школы Москвы и Санкт-Петербурга (балетмейстеры Касьян Голейзовский, В. Цаплин, Асаф Мессерер, Р.Захаров и др.), среди приглашенных дирижеров были И.Лапицкий, С.Масловская, Н.Смолич, М.Фореггер, А.Маргулян, А.Пазовский. В 1920-1930-х годах ХХ века на харьковской сцене начинали свой творческий путь З.Гайдай, Б.Гмыря, М.Гришко, Б.Златогорова, И.Козловский, Ю.Кипоренко-Доманский, М.Литвиненко-Вольгемут, П.Норцов, Г.Паторжинский, М.Рейзен, выступали В.Будневич, В.Гужова, М.Донец, А.Левицкая, М.Микиша, М.Роменский, М.Частий.

После перевода части творческих работников в новую столицу Украины Киев (сезон 1934-35 гг.) театр, как и ранее, остался одним из ведущих музыкальных коллективов республики. Укрепилась его материальная база, было приведено в прекрасное состояние новое помещение (разрушенное впоследствии во время Великой Отечественной войны).

В декабре 1944 года театру было присвоено имя Н.В.Лысенко. Этим событием были отмечены заслуги коллектива в становлении украинской национальной музыкальной культуры и вместе с тем увековечена память ее основателя, чьи оперы "Ночь перед Рождеством", "Утопленница", "Тарас Бульба" были впервые представлены именно на харьковской сцене.

Начиная с сезона 1991-92 гг. театр работает в новом здании, что находится на центральной улице города, Сумской.

Действующий репертуар театра составляют около 50 опер и балетов. Основой сегодняшнего репертуара являются украинская и русская классика. Произведения Н.Лысенко, М.Мусоргского, С.Гулака-Артемовского, П.Чайковского, С.Рахманинова, С.Прокофьева, И.Стравинского соседствуют на афишах с операми и балетами на музыку Дж.Верди, Дж.Пуччини, Д.Россини, Ш.Гуно, Р.Леонкавалло, А.Адана, Ф.Амирова, К.Сен-Санса.

В репертуаре для детей - музыкальные постановки на сюжеты известных сказок: "Красная шапочка", "Белоснежка и семь гномов", Щелкунчик".   Cреди последних премьер - опера "Поэт" Л.Колодуба, посвященная национальному гению Т.Г.Шевченко. Театр предлагает много разнообразных концертных программ в исполнении ведущих мастеров оперной и балетной сцены. Набирает силу ежегодный фестиваль оперных басов, который проводится оперным театром в мае-июне. Укрепляются связи с заграничными постановщиками и менеджерами - ХАТОБ уверенно выходит на международную арену.