Контрольная работа: Функция культуры
Термин культура стал употребляться как самостоятельное понятие лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления относящегося к неприродной сфере. Например Немецкий правовед и историк Пуфендорф называл культурным человеком, человека подвергшегося воздействию цивилизации, в отличии от человека естественного, природного, то есть собственно дикаря. Этим термином так же обозначали, те формы цивилизации которые создавались отдельными народами, мы и сейчас используем термин культура в этом смысле говоря о национальной культуре.
В XIX и ХХ веках понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором который определил ее как: целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. В настоящее время существует порядка 500 дефиниций культуры. В настоящее время существует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Адаптивные – трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которого человек приспосабливается к окружающей среде.
Цель работы рассмотреть культуру как средство приспособления людей к окружающей среде. Задачи работы рассмотреть:
1. Функции культуры
2. Адаптационная функция культуры как важнейшая из функций
3. Роль культуры в приспособлении человека к окружающей среде
1. Функции культуры
Можно классифицировать основные функции культуры по двум пересекающимся «осям». Располагаемые по первой оси функции культуры ориентированы – одни на события окружающей среды, другие – на события внутри культуры. По второй оси одни функции ориентированы на решение «сиюминутных» задач, другие – на достижение отдаленных целей.[1]
Среди «ориентированных вовне» функций культуры отметим, во-первых, защитно-адаптивную.
Следующая функция – коммуникативная. Она связана с социальностью человека. Без общения с себе подобными человек не может стать нормальным существом, развить свои родовые способности. Длительный отрыв от общества приводит к психической и духовной деградации. Ни одну сколько-нибудь сложную жизненную задачу человек не может решить без помощи других людей или общественных учреждений.
Между тем, природа не наделила нас способностью устанавливать эмоциональный контакт, обмениваться информацией без помощи знаков, звуков, письма. Для того чтобы сделать содержание своего сознания доступным другому, мы используем естественный язык, различные искусственные языки и коды, а также технику. Наука обеспечивает наиболее емкий и эффективный способ «упаковки» информации, когда oна передается в концентрированном виде и используется для решения сложных задач.
Хотя нет оснований сомневаться в существовании телепатии, непосредственного психобиологического взаимодействия, эти способы коммуникации играют небольшую роль в общественном развитии и повседневной жизни. Именно культура снабжает нас наиболее эффективными средствами коммуникации.
Сам процесс коммуникации очень сложен. Эффективная коммуникация обеспечивается целым рядом культурных условий, таких как наличие общего языка, каналов передачи информации, соответствующей мотивации, этических и семитических правил, которые определяют кому, что, когда и как мы можем что-то сообщать и от кого и когда ждать получения информации. Коммуникация – это и работа, и искусство.
Развитие коммуникации – интереснейший аспект истории культуры, во многом определяющий все другие стороны общественной жизни. Прогресс коммуникации состоит в возрастании мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационных потоков, возрастании скорости передачи информации. Наряду с этим происходит прогресс в глубине взаимопонимания, возрастании способности к сочувствию, сопереживанию, хотя, к сожалению, имеют место и другие тенденции – к огрублению и упрощению коммуникации, возрастанию отчужденности людей, нетерпимости и жестокости.
Многие проблемы воспитания, управления, поддержания порядка и согласованности в действиях не могут быть решены из-за недостаточной развитости коммуникативной функции. Радио, телевидение сравнительно недавно вошли в общественно-культурную жизнь. Они уже сейчас называются «четвертой властью» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Но их возможности по-настоящему еще не осознаны, используются не в полной мере, нередко не на пользу, а во вред обществу. Несмотря на обилие передаваемой и получаемой информации, значительная ее часть не воспринимается, не находит своего адресата. Воздействие многих передаваемых программ на умы и сердца людей вряд ли благотворно.
С коммуникацией тесно связана «сигнификативная» функция (от англ. sign – знак), буквально – функция «означивания», приписывания значений и ценностей. Весь освоенный человеком мир есть сфера значений. Поскольку каждый элемент культуры обладает каким-то значением, всю культуру можно рассматривать как «сетку значений» наложенную на воспринимаемую и переживаемую действительность. Вещи, поступки, события и психические состояния так или иначе «означены». Желая понять поведение людей какой-либо культуры, мы должны, прежде всего, изучить их язык, значение основных понятий.
Сигнификативная функция обусловлена внутренней потребностью в осмыслении действительности. Ведь разум, как бы ни был он слаб у некоторых индивидов, есть все же отличительная черта нашего рода, именуемого «человек разумный». Разум, в какой-то степени, природное качество. Но его использование и развитие во многом обусловлены культурой. Культура обеспечивает работу разума, создавая систему знаков и значений, которыми разум оперирует, создавая модели видимого и мыслимого мира, стратегии поведения, планы и сценарии хода событий.
Сигнификативная функция культуры – это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия – это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.
Важнейшая особенность культуры в том, что она поддерживает преемственность поколений, обеспечивает единство культуры во времени.! Эта ее особенность проявляется в функции накопления и хранения информации. Системы значений не только помогают понять мир, но и фиксируют это понимание, передают его через время и пространство.
В истории культуры сменилось несколько способов накопления и хранения информации. Важнейшие из них: естественная память, письменность, книгопечатание, электронные системы.
В примитивных культурах информация может закрепляться во всякого рода изображениях, тотемных фигурах. Информация упорядочивается в мифе. Способом ее хранения служит память, а способом передачи – устная речь. Если в наше время все познанное записывается, то в древности знания постоянно «выговаривались». Естественная память обладает гибкостью, избирательностью, способна извлекать из своих кладовых то, что нужно в данный момент. Но процесс припоминания зависит от физического состояния человека – носителя информации. В старости теряется способность приобретать и рекомбинировать знания. Со смертью человека гибнут и его знания.
Мощный толчок развитию культуры был дан изобретением письменности. Это была подлинная революция. Записанная информация стала накапливаться, систематизироваться. Письменность многократно увеличивает «емкость» памяти. Она создает условия для работы с огромными объемами информации и позволяет делать такие выводы, которые не были бы возможны, если бы человек пользовался только естественной памятью.
С появлением письменности духовная культура как бы «отслаивается» от непосредственного жизненного процесса. Концентрированная информация приобретает собственный импульс к развитию. Начинается формирование сложных информационных систем. Работа с информацией становится профессиональным занятием. Дело выглядит так, как будто не человек добывает информацию и пользуется ею для своих надобностей, а информация пользуется способностями человека для своего роста и усложнения.
Письменность позволяет расчленить и систематизировать знания, в частности, отделить науку от религии, практику от теории, опыт одной культуры от опыта другой. Психика освобождается от обязанности все запоминать и получает свободу для творчества и импровизации.
Эффект письменности был многократно умножен благодаря книгопечатанию. В работу с информацией стали вовлекаться массы. Практический опыт масс стал широко включаться в литературу, искусство, философию, которые до этого создавались лишь узким слоем интеллигенции.
С конца XIX века начинается новый период в развитии средств хранения и передачи информации. Появляются радио, телефон, грамзапись, кино, фотография, затем магнитофон, компьютер, электронные банки данных. Компьютерная революция еще только началась, но уже сегодня ясно, сколь радикальные общественные сдвиги должны за неб последовать. Контроль над информацией был в прошлом важнейшей прерогативой власти и способом поддержания социального порядка. В сегодняшних условиях нужны совершенно новые способы контроля. «Информационный хаос» не менее серьезная опасность, чем хаос социальный. От того, насколько надежны будут средства хранения и распространения информации, насколько информация будет доступна, упорядоченна, зависит решение многих социальных проблем.
Подобно здоровому человеку общество должно помнить свое прошлое, уметь его оценивать и признавать свои ошибки. Человек должен знать, кто он, откуда и куда идет. Черпая силы в воспоминаниях о «звездных часах», он не должен забывать о неверных решениях, не может не скорбеть о непоправимых, роковых ошибках. Общество, которое отрекается от своего прошлого, подобно беспамятному калеке.
Между тем, поддержание общественной памяти требует большой специальной работы научных и художественных учреждений, библиотек, издательств, архивов, школ и университетов. При этом речь идет не только о техническом функционировании всех этих учреждений, ответственных за хранение и передачу информации, но и самих принципах ее систематизации и поиска. Необходимы специальные службы для собирания, обработки информации. Нужно систематически изучать информационные потребности, эффекты воздействия той или иной информации, закономерности ее «рассеивания» и «концентрации».
Четвертая из ряда основных функций культуры – нормативная. Она проявляется в том, что культура регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп; вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций; дает рекомендации при решении жизненных задач, таких, например, как выбор профессии, вступление в брак. Эта функция выполняется правом, моралью, идеологией.
Общество нуждается в регуляции поведения больших человеческих масс, в поддержании равновесия. Ценности и значения, которыми располагает человек, очерчивают поле возможной деятельности, позволяют прогнозировать ход событий. Но они не определяют, как именно нужно действовать в той или иной ситуации. Разумеется, сознательный и ответственный человек принимает решения самостоятельно и свободно, но он делает это, опираясь на нормы, которые часто закреплены в нашем бессознательном, «впитаны с молоком матери».
Норма есть указание на те пределы, рамки, в которых человек должен действовать. Они указывают и в то же время побуждают. Нормы могут разрешать, запрещать, рекомендовать. Существуют нормы нравственные и нормы «целесообразности», подсказывающие наиболее эффективные приемы деятельности.
Норма есть итог многовекового опыта и не всегда представляется обоснованной отдельному индивиду, оценивающему ситуацию с сиюминутных позиций. Разумеется, не на все случаи жизни существуют нормы. Но все же важнейшие и универсальные нравственные нормы типа: «не делай зла», «делай добро», «благодари за добро», «компенсируй нанесенный тобой вред», «будь верным», «будь справедливым» – эти общечеловеческие нормы в громадном большинстве случаев правильны и должны исполняться, сколь бы ни был силен соблазн их нарушить. Нарушение моральных норм вызывает чувство вины, раскаяния. Соблюдение норм поддерживает целостность сознания и является критерием зрелости и ответственности человека.
Наряду с общечеловеческими нормами имеется много норм, характерных для национальных культур, религий, сословий. Китай, например, является страной «интенсивной культуры». Здесь почти всякое явление жизни, всякое переживание как-то обозначено, нормировано, оценено. Китайцы всегда стремились к упорядочению первозданного хаоса, дисциплине и порядку. Они вырабатывали сложные и тонкие правила этикета. Отношения старших и младших, мужчин и женщин, детей и родителей; дыхание, питание, движение, сохранение здоровья, стихосложение, правописание – все в Китае было подчинено строгим и разумным правилам.
В европейской и особенно в русской культуре нормативность гораздо слабее. С другой стороны, нормы, связанные с этикетом и бытом, в разных странах значительно разнятся. Например, в России не принято есть змей, собак, кошек, лягушек. Между тем, у многих народов кошачье и собачье мясо считается деликатесом. В странах Ближнего Востока женщинам запрещено появляться в общественных местах с открытым лицом. В западных странах обнажают не только лицо, но и многие другие части тела – вплоть до того, что существуют общие пляжи для мужчин и женщин, где никакой одежды не полагается.
Избыток и жесткость норм в сложном, динамичном обществе могут быть столь же вредны, как их недостаток и несогласованность.
Пятая функция – «психической разрядки» – как бы противоположна предыдущей, нормативной. Регламентация и регуляция поведения необходимы, но следствием их является ограничение свободы отдельных личностей и групп, подавление каких-то желаний, а значит развитие скрытых конфликтов и напряжений. Напряжения в обществе являются следствием не только нормативного регулирования. Они вызываются чрезмерной специализацией деятельности, вынужденным одиночеством или избытком общения, «экзистенциональными» стремлениями и потребностями, которые далеко не всегда находят адекватный «ответ». К числу таких трудно удовлетворяемых или вообще неудовлетворяемых экзистенциальных потребностей можно отнести, в частности, потребности в любви, в вере, в бессмертии, в интимном контакте с другим человеком. Не все напряжения рационально, практически разрешимы. Человек не может примириться с тем, что его жизнь когда-нибудь должна закончиться, что молодость не вечна, что он наделен именно такой, а не другой внешностью и т.п. Отсюда перед культурой возникает императив: разрешить сделать возможным то, что не разрешено и невозможно, по крайней мере, в обычных условиях. Ответом на этот «императив» является функция «психической разрядки». Культура создает организованные и относительно безопасные способы разрядки, не нарушающие социальной стабильности.
2. Адаптационная функция культуры как важнейшая из функций
Адаптационная функция обеспечивает поддержание равновесия между человеком и окружающей средой. К средствам защиты относятся: использование огня, строительство жилищ, запасание пищи, создание продуктивного сельского хозяйства. С расширением сферы освоенной природы возникают новые опасности. Поэтому защитная функция не теряет своего значения, хотя защищаться приходится теперь уже не только от природных сил, но и от опасностей, появившихся благодаря человеческой деятельности.[2]
Возрастание роли защитной функции видно из того, что на смену старым врагам – голоду, чуме, наводнениям приходят новые, более грозные. Отравление воды, воздуха, истощение почв, вырубка лесов грозят гибелью многим видам животных и самому человеку. Распространяются новые болезни. Возрастание угрозы жизни и здоровью со стороны индустриально-технического комплекса требует изменения стратегии воздействия человека на природу и новых средств защиты.
Что заставляет человека не считаясь с затратами и риском, не видя даже ясной цели впереди, с такой настойчивостью расширять среду своего обитания – взлетать в космос, опускаться на дно океана?
Если бы человек стремился только улучшить свои жизненные условия, ему следовало бы давно прекратить экспансию во внешнюю среду и направить силы на обустройство уже освоенного пространства. [3]
Некоторые философы и ученые видят в этой преобразовательно-исследовательской деятельности проявление большого природного процесса, длящегося уже миллиарды лет. [4]
Так думал академик Вернадский, создатель учения о ноосфере. Человечество, по его мнению, инструмент, созданный природой для управления ее стихийными силами.
Рост населения земли, научно-технический прогресс, выход в космос, движение к объединению человечества – все это проявления одного и того же мощного движения к ноосфере, подготовка к «прыжку в космос». Человек, несмотря на все издержки своей деятельности на Земле, продолжает процесс эволюции Природы в сторону «царства разума»!
Не все народы осваивали окружающую среду с помощью техники. Многие восточные культуры не стремились к богатству и комфорту. Они веками жили в состоянии технического и экономического «застоя».
Но именно на Востоке были выработаны сложные системы философии и психотехники. Китайцы и индусы превзошли европейцев в развитости воображения, воли, чувствительности, способности управлять внутренними психическими силами.
Только сейчас мы начинаем понимать, что овладение внутренними силами психики не менее, а более важно, чем овладение силами внешней природы. Если бы все люди владели бы своим телом и психикой так, как индийские йоги, многие отрасли промышленности стали бы ненужны, равно как и властные структуры.
Направленные «вовнутрь» функции культуры выражают стремление социокультурной системы к самоорганизации и саморазвитию.
3. Роль культуры в приспособлении человека к окружающей среде
Общество должно сознательно и вдумчиво выбирать между вариантами культурного развития, рационально распределять ресурсы, человеческую энергию. В нашей стране культурное планирование, как и экономическое, нередко шло «от достигнутого». Если в текущем году у нас было столько-то кинотеатров, бассейнов, театров, газет, журналов, клубов, стадионов, телевизоров и т.п., то в текущей пятилетке предполагалось увеличить все эти показатели на определенный процент. При этом не выяснялось, как будут вести себя будущие потребители планируемых к производству культурных благ, что они предпочтут выбрать, когда возникнет дефицит времени и средств.
Чтобы решить, нужно или не нужно увеличивать количество кинотеатров, необходимо знать, зачем люди хотят в кино, какие именно потребности они там удовлетворяют. Будут ли они чаще посещать кино, если появятся иные, более активные формы проведения досуга? Как скажется на посещаемости кино распространение видеотехники? Можно предположить, что кино окажется менее действенным, чем раньше, видом развлечений, но его роль в популяризации знаний, обучении может стать выше. Тогда лучше строить киноустановки при лекториях, школах, институтах. Возможно, следует объединить кино, театр, клуб, библиотеку, лекторий в одном помещении.
Нельзя рассматривать культурное производство как самоцель. Бессмысленно говорить, что «нужно больше культуры». Какой культуры? Ради каких целей? Культурный процесс не есть количественный рост культурного производства и потребления. Критерий прогресса культуры – качественный, а не количественный. Он определяется духовным самочувствием личности, развитием ее духовных и социальных потенций.[5]
Заключение
Бесспорно, что будущее благополучие человечества напрямую связано с состоянием окружающей природной среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты.
Снижение неуклонно растущего из-за снижения качества окружающей среды риска для жизни и здоровья людей, ликвидация постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем с каждым днем становится все более актуальной проблемой, требующей скорейшего решения.
Приходится с грустью констатировать, что традиционная культура не вполне справляется с выполнением своей адаптационной функции гармонизации отношений между обществом и природой, а биосфера находится на пределе своих компенсаторных возможностей под мощным антропогенным прессом. Для России жизненно важно признание императива экологической безопасности страны приоритетной ценностной категорией, увязка вопросов обеспечения экологической безопасности с повышением уровня общественного экологического сознания по мере повышения его благосостояния, а не наоборот.
Формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде – длительный интегральный социально-экономически направленный процесс, связанный с болезненной ломкой исключительно потребительского стереотипа поведения человека в окружающей природной среде. Воспитание и просвещение в сфере экологической культуры должно быть системным, начиная с законодательных установок и кончая семейными отношениями и основанным на принципах разумных и достаточных ограничений в области природопользования.
Список литературы
1. Введение в культурологию – М.: Просвещение, 2002.-561 с.
2. Дмитриева Н. А Краткая история искусств, М.: Искусство, 2002.-492 с.
3. Культурология (учебное пособие и хрестоматия) Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-468 с.
4. Культурология ХХ век: Антология. Москва, 2001.-412 с.
5. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. Москва, 2003.-523 с.
[1] Дмитриева Н. А Краткая история искусств, М.: Искусство, 2002.-226с.
[2] Культурология (учебное пособие и хрестоматия) Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-156с.
[3] Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. Москва, 2003.-268с.
[4] Культурология ХХ век: Антология. Москва, 2001.-218с.
[5] Введение в культурологию - М.: Просвещение, 2002.-224с.