Доклад: Именем консолидации!
С чего лучше начать анализ ситуации в России? Можно - с описания истории народов, религий или традиций. Можно - с помощью геополитики или абстрактных категорий, таких как технология, организация, экономика. Считаю, для того, что бы упростить анализ, лучше всего начать с типологии личности. Существует различие этносов, народов и государств, это сопоставимо с типологией личности в психологии. Психолог и психотерапевт Карл Густав Юнг вывел следующую концепцию типологии личности. По Юнгу основное разделение - это интроверсия и экстраверсия, другие противоположные пары характеристик личности - это мышление/эмоции и сенсорика/интуиция. Интровертивно направленные личности свою деятельность соизмеряют с внутренними целями и мотивами, экстраверты - ориентируются на внешние установки общества. Для человека мышления на первом месте стоит логика, а для человека эмоционального - отношения между людьми. Обладающий сенсорикой стремится к порядку, а имеющий интуицию - к внутренней гармонии. Психофизиология человека, как наука, объясняет все эти особенности принципом построения работы мозга (принципом переработки получаемой информации), на этом мы не будем заострять внимание. Если перенести эту типологию на глобальный уровень и вывести интегрированный портрет этноса, народа или общества, то с полной уверенностью можно сказать: Запад - это экстраверсия, Восток - интроверсия; Запад - это логико-сенсорное общество, Восток - эмоционально интуитивное общество. На лицо противостояние, с учетом современных реальностей, с крупным перевесом в пользу Запада. Куда относится Россия, к Востоку или Западу? Какая отведена роль России в этом противостоянии? Прежде чем ответить на эти вопросы попытаемся определить тип Российского общества. Характеристику Российского общества можно определить через характеристику русских, т. к. русские системообразующий этнос. Отвлекаясь от основного направления изложения, скажу свое мнение о том, что основным фактором этого стало присутствие в крови русских крови всех основных этносов России. В интегрированный портрет русских входят следующие черты: мечтательность, оторванность от реальности, не нахождение "здесь и теперь", отсутствие практичности, одновременная глобальность мышления. Общепризнанная черта характера русских долготерпимость, вместе с тем широко известно безумие русского бунта. С другой стороны русские одержимы творчеством и неспособны к рутинному воплощению своих открытий и изобретений. Это говорит об однозначной интроверсивной эмоциональности русских, а также показывает наличие интуиции и отсутствие сенсорики. Так что мы полностью принадлежим Востоку! Так хотели бы считать те, кто сознательно или неосознанно хотел бы вогнать Россию в плоскость жесткого противостояния Западу. К тому же текущая ситуация, после десятилетнего стремления к Западу, по закону маятника располагает к этому. Есть еле заметное, но существенное при определении геополитических приоритетов, отличие России от Востока. Восток, ярче всего это выражено в конфуцианстве Китая, на первое место ставит эмоционально этические нормы. Для русского же истина, проявленная через интуицию, всего дороже. Возможно, Россия находится вне плоскости противостояния Восток-Запад? Да, у России есть потенциальные возможности построить "объем" вокруг плоскости Восток-Запад, но что для этого нужно? В первую очередь, не дать себя втянуть в жесткое противостояние Восток-Запад, как внутри страны (либералы-традиционалисты), так и во внешней политике.
Обращаясь к истории, достаточно располагать знаниями на уровне среднего образования, чтобы выяснить следующее: где-то до 15-17 веков основным поддерживающим и, в какой-то степени, развивающим фактором была Традиция. Возвращаясь к Юнговской типологии личности, Традиция - это не что иное, как проявление эмоционально этической черты характера Востока. Этичность Востока, превратившись в свод закостенелых правил, родила свой антагонизм - Антитрадицию. Начиная со времен Адама Смита, главной движущей силой развития Западного общества стала Экономика, а точнее прибыль. Западное общество становится обществом сенсорно-логических экстравертов. Восток до недавнего времени держался в рамках традиции, но мы являемся свидетелями падений последних оплотов традиционного образа жизни. Индивидуализм Запада, основанный на научном материализме (на логике и сенсорике), уничтожает соборность и даже семью, глобализм превращает в однородную массу любые этнические, религиозные и культурные отличия, капитал стал мерой всех вещей и имманентной силой. Самое интересное, что экономика Запада, если обратить внимание на негативные проявления в США, начинает пожирать саму себя. Что в итоге мы имеем: это отчужденную, т.е. имманентную, Традицию Востока поглощаемую отчужденной Экономикой Запада. Мы уже пережили катаклизмы начала прошлого века, причиной которых, как я считаю, явилось отчужденность Традиции. Так же мы пережили годы борьбы с отчужденной Экономикой (самой болезненной была борьба внутри страны), которые закончились известным результатом в 1991 году, но последнее десятилетие проживаем в рабстве у этой отчужденной Экономики, последствия чего можно увидеть, выехав за пределы МКАД. Дело все в том, что Россия со своей юнговской интуицией получает одинаково негативный результат, обратись она либо к Восточному традиционализму (этике) либо к Западной экономике (логике).
Рассмотрим существующие крайние политические направления в России с точки зрения выводов полученных выше. Либерализм остается господствующей силой в стране. Экономика Запада возводится либерализмом до уровня божества с присущими ему магическими танцами трендов на рынках и заклинаниями в виде инфляции или ВВП. Либералы считают, что "невидимая рука рынка", попросту, жадность или стремление каждого к получению как можно больше прибыли, приведет Россию к сытой и комфортной жизни. Все так, если бы не проклятая интуиция русских (большинство из которых сейчас за бортом активной деятельности в силу доминирования идеологии логиков), не принимающая прибыль как самоцель и готовая при оставлении существующего порядка вещей привести к очередному бунту. Власть рада бы поменять ситуацию к лучшему, применив испытанные способы мобилизационного управления, но представьте, при существующей Экономической идеологии чиновник "именем прибыли", вместо, когда-то показавшую хорошую результативность, "именем революции" или "именем военного времени", будет заставлять вас что-то делать. Сейчас все наоборот, именем прибыли, обязательно в материальном подтверждении, самого чиновника заставляют хоть что-то сделать. Казалось бы, программа традиционалистов, в создавшейся ситуации, является наиболее приемлемой, но есть, опять же, еле заметный нюанс. При всех положительных наработках и взглядах на устройство Российского общества, традиционалисты пытаются вогнать страну в плоскость противостояния Западу, последствием чего может быть возврат России на позиции отчужденной Традиции и повторение бессмысленной войны с отчужденной Экономикой.
Так что может стать основанием для власти сказать подобное "именем революции" и с помощью мобилизационного управления провести реформы? Что является объемом по отношению к плоскости противостояния Восток-Запад? И, наконец, возвращаемся к вопросу Чернышевского. Что делать?
Прежде чем приступить к ответам на все эти непростые вопросы, попытаемся понять: в чем же заключается отчуждение Традиции и Экономики. Обратимся еще раз к истории. Точно установить причины возникновения традиций и связанных с ними обрядов, культов и образа жизни, маловероятно. Одни ученые утверждают, что традиции возникли для того, чтобы с их помощью от поколения к поколению передавать технологию изготовления предметов труда, способы обработки почвы или навыки охоты и рыболовства. Другие ученые настаивают на том, что традиции возникли, прежде всего, для передачи от поколения к поколению сокровенных знаний и сохранение религиозного мировоззрения. В любом случае, для возникновения Традиции нужна интуиция. В последующем необходимость в интуиции отпала, лидирующую роль взяла на себя этика. Вот в этот момент истории и произошло отчуждение Традиции, т.е. отдельный представитель общества в своих действиях стал руководствоваться тем, что говорили отец и дед, тем, как делали отец и дед, тем, что написано в книге, полученной от отца и деда, не подвергая сомнению. Традиция стала чем-то неприкасаемым, стоящим над всем и довлеющим над всем. Это дало члену общества право поднимать оружие по любому не соответствующему Традиции поводу, ответственность при этом переносится на Традицию. С другой стороны вместо низвергнутой этикой интуиции родилась более практичная и приземленная логика, которая из подчиненного Традиции домашнего хозяйства, вырастила Экономику ("экономика" в переводе - ведение домашнего хозяйства). Экономика дала человеку свободу от отчужденной Традиции, но при этом навязала свои экономические законы, основанные на "принципе жадности" или, иначе, на "принципе невидимой руки рынка", и стала сама отчужденная. Особенно четко отчужденность Экономики проявилась в ориентации всех субъектов Экономики, при осуществлении своей деятельности, на стоимость капитала. Экономика стала чем-то недосягаемым, стоящим над всем и довлеющим над всем. Это дало обществу право утюжить бомбардировками те территории, где отрицается стоимость капитала, ответственность при этом переносится на соблюдение прав и свобод человека, иначе, на соблюдение "принципа жадности".
Естественно, напрашивается вывод, что для решения всех проблем, необходимо снять отчужденность Традиции и Экономики. Здесь будет интересен опыт большевиков. Их приход к власти был в переходном от Традиции к Экономике периоде в России. Воспользовавшись переходностью периода, они умудрились противопоставить Россию и отчужденной Традиции, и отчужденной Экономике. Это помогло привлечь на свою сторону наиболее активных представителей с противоположных сторон. Беда большевиков заключается в том, что они поставили Россию в плоскость противостояния Восток-Запад в качестве третьей все отрицающей силы. Скорее всего, в этом роковую роль сыграла интуитивность русских, которая без логики и этики не смогла разглядеть малого. Нам нужно не отрицание отчужденных Традиции и Экономики, а возрождение живой Традиции и живой Экономики. Упрощенная последовательность этого процесса такая: с помощью интуиции определяются Ценности общества (о чем необходим отдельный разговор) и цели всех уровней власти, организаций, вплоть до человека и семьи; с помощью логики выстраиваются мероприятия и технологии по достижению целей, с помощью этики согласуются взаимодействия между членами и частями общества. При этом отчужденность Традиции снимается свободой сознательного выбора человеком того или иного элемента Традиции и осмыслением Традиции. Отчужденность Экономики снимается реинвестированием прибыли организации или личного дохода на достижение целей. Для этого России нужно консолидировать западников и славянофилов, науку и религию, логиков и этиков. Это и есть объем вокруг плоскости противостояния Восток-Запад. И последнее, основанием для проведения радикальных реформ для власти является консолидация. Итак, "именем консолидации" к достижению Цели!
Список литературы