Контрольная работа: Философия Сократа
Задание №1
Архэ – первая и последняя реальность всех вещей (термин Анаксимандра)
Атом – (от греч. Atomos – неделимое) – мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в том числе и душа, образованная из тончайших атомов.
Атараксия – невозмутимость мудреца
Бытие – 1) понятие, которым в материалистической философии обозначается весь окружающий нас мир, существующий объективно, независимо от нашего сознания. Диалектический материализм не ограничивается, однако, признанием реальности существования мира, объективности Бытия – его материальность, что доказывается всем развитием науки, практики людей Это означает, что Бытие не просто существует вне нашего сознания. Будучи материальным, оно вечно и первично по отношению к сознанию, определяет его функционирование и развитие, сознание же вторично, является отражением Бытия. Поэтому понятие Бытия и материи часто употребляется в одном и том же смысле, как синонимы. Вместе с тем важно подчеркнуть, что именно материя как единство многообразного поражает в своем постоянном движении и развитии бесконечное многообразие форм Бытия – конкретных предметов, процессов и явлений. «Чистого» Бытия, т.е. Бытия существующего до материи и вне ее, нет. Попытки отрыва Бытия от материи неизбежно приводит к идеализму, когда на место реальной, материальной основы мира ставится духовная, идеальная. В применении в развитию общества понятие Бытие вообще выступает как понятие общественного Бытие, первичного по отношении к общественному сознанию и определяющего его содержание; 2)абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще (как материальных, так и идеальных явлений)
Гедонизм – (от греч. Hedone – удовольствие, наслаждение) – философско – этическое учение (в античной философии главный учитель – Эпикур), согласно которому движущей силой, мотивом и целью поступков человека является получение наслаждения, удовольствия.
Диалектика – 1) методическое опровержение тезисов противника (Зенон Элейский например); 2) опровержение как самоцель (в софистике и эристике); 3) у Сократа диалектика – диалог в котором есть два момента – опровержение и майевтика, оба в ключе иронии; 4) у Платона – метод восходящий и нисходящий по обнаружению связей между идеями; 4) у Аристотеля диалектика совпадает с логикой и аналитикой возможного, диалектическим силлогизмом; 6) Стоики делили логику на диалектику и риторику; 7) современные исследователи допускают также наличие некоторых античных аналогов триадичной диалектики Гегеля, как синтеза противоположностей, элементы которой мы находим у Гераклита, Прокла.
Диалог – цепочка вопросов и ответов в исследовании истины. Диалог – одна из ярких характеристик диалектики Сократа, в противоположность монологу софистов. Сократический диалог, имея строгую логическую структуру, был воспитательным методом с заметной моральной нагрузкой, вспомоществование душе через логос. У Платона это еще и литературный жанр. В отличие от своего учителя, не признававшего письменного слова, он пытался передать в диалоге все богатство живого слова, его оплодотворяющую силу.
Детерминизм – признает всеобщую закономерную связь между явлениями, т.е. считает, что любое явление связанно с другими явлениями, имевшими место в прошлом, и обусловлено ими.
Душа – (от греч. Psyche Лат. Anima) – в обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души: душа – в отличии от индивидуального духа – совокупность тесно связанных, с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений.
Знание – духовная деятельность, отражение объективной действительности, рассмотрение с точки зрения не процесса, а результата. Кристаллизация Знания в научных теориях, в искусстве, в различного рода символических системах, например, в языке, выражает момент устойчивости в познавательном процессе. Воплощаясь в языке, Знание может быть передано другим поколениям. Каждый человек застает некоторую систему идей, теорий, определенный уровень развития культуры. Вся предшествующая познавательная деятельность общества выступает перед ним в форме готового Знания, которое он должен осваивать. Вовлекая знание в свою деятельность, осваивая его человек тем самым развивает свои духовные способности, превращает Знание в элемент сознания, формирует себя как активного творца культуры. В марксистской теории научного познания выделяются такие уровни научного знания, как эмпирическое и теоретическое Знание. Это расчленение обусловлено отражением действительности, применяемыми познавательными средствами. (наблюдение, описание и т.д. как характеристики теоретического Знания), уровнем системной организации (ее высшая форма – теория)Проводится различие также по объекту и методам исследования между естественнонаучным и гуманитарным Знанием, описательным и нормативным, аналитическим и синтетическим, содержательным и формальным Знанием. Помимо научного Знания существуют: обыденное и личное Знание, которые помогают ориентироваться в окружающем мире, не имеют теоретически – систематической формы, связаны с жизненным опытом отдельного индивида, нередко проникнуты различными предрассудками; техническое Знание – Знание, приемов и способов эффективного осуществления задач, связанных с реализацией научного Знания. Следует также отметить ценностный аспект Знаний, который наиболее отчетливо выступает в философском Знании в виде размышлений об этических, эстетических и познавательных ценностях, о путях и тенденциях развития человечества. Знание выступает таким образом не только как результат абстрактно – теоретической деятельности человека, но и как выражение его ценностных установок и ориентаций.
Идеализм – противоположная материализму философская ориентация, которая исходит из первичности духа, сознания и рассматривает материю, природу как нечто вторичное, производное. Это неправильное, извращенное представление о мире имеет свои гносеологические (теоретическо – познавательные) и классовые (социальные) корни. Идеализм заключается в абсолютизации, преувеличении отдельных моментов познания.
Кинизма – философская ориентация. Сторонники кинизма проповедовали непотребность и умеренность. Признаком более позднего кинизма было пренебрежение ко всякой культуре и ко всем обычаям, что временами вырождалось в цинизм.
Космос – порядок. Благодаря пифагорейской онтологии числа, сложилась традиция, согласно которой гармония и число поддерживают все и делают бытие тем, что оно есть. У досократиков такое понимание мира подкреплено разумным первоначалом. Аристотель говорит о сохранении космоса благодаря согласованности его элементов, их уравновешенности, так устроенной, что ни один из них не превосходит другой в потенции.
Логос – (греч. Logos – слово, понятие, разум, разумное основание, закон) – понятие, употребляющееся главным образом в античной и средневековой философии, означавшее основной закон бытия, а также мнение, мысль, разум, внутреннее поведение, решение.
Майевтика – буквально, повивальное искусство. Сократ подразумевал под майевтикой последнюю фразу иронического процесса, когда он помогал душе, уже освободившейся от фальшив иллюзий и «бременной» правдой, опростаться, т.е. «родить» истину.
Материализм – ( лат. Materialis – вещественный) – противоположная идеализму философская ориентация, которая исходит из первичности материи, природы, объективной реальности и рассматривает сознание как свойств материи. Материализму характерны вера в прогресс познания, стремление понять и природу и общество так, как они существуют сами по себе.
Понятие – одна из основных единиц мыслительной деятельности, логическая форма, с помощью которой строятся другие формы мышления (суждение, умозаключение) Понятие позволяет более глубоко познать действительность, чем ощущение, восприятие, представление. Если последние выражают непосредственный чувственно – наглядный опыт, доступный в принципе не только человеку, но и животных, то Понятие есть выход за пределы того, что непосредственно дано в чувственном опыте.
Разум – ум, способность, деятельность человеческого духа, направленное не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок), но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи.
Скептицизм – (греч. Skeptikos – рассматривающий, критикующий) – в философском смысле теория, высказывающая сомнение в возможности достижения истины.
Стоицизм – (от греч. Stoa – портик, крытая галерея, где происходили занятия древнегреческой школы) – направление античной философии, возникшее в период кризиса древнегреческого (3 – 4 вв до н.э.) и римского (1 – 2 вв. н. э.)рабовладельческого общества. Стоицизм пытался построить цельную систему философии, которая включает логику (термин введен стоиками), физику и этику. Греческий стоицизм разрабатывал в основном логику и физику, а римский этику.
Фатализм – (лат. Fatalis - роковой) – философское или религиозное учение о полной зависимости людей либо от «высших сил», «проведения», «божественного предоставления», либо от неотвратимого действия законов окружающей действительности, которым люди должны подчиняться безоговорочно.
Эйдос – Идея. В досократовой мысли эйдос соответствует понятию формы. У Платона это – Идея, интеллигительная форма. Для Аристотеля эйдос – фундаментальное начало, но не отделенное, а, скорее, присуще самим вещам. Другой смысл эйдоса в «Метафизике» - вид, специфическое отличие вещей.
Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейцами называют тех, кто, не задумываясь, отдает предпочтение материальным радостям жизни.
Этический рационализм – по Сократу, состоит в знании добра и действии в соответствии этому знанию.
Задание №2
«Философия Сократа».
Сократ родился в Афинах в 5 в. до н. э.. В настоящее время общепринятой датой его рождения считается месяц фаргелион (май – июнь) 469 г. до н. э..
Сократ жил в бурную эпоху греческой истории, начавшейся после успешной войны Эллады с персами. История Греции этого периода характеризуется острой политической борьбой внутри полисов, государственными переворотами. Аристократические формы правления сменяются демократическими, демократия порой перерождается в олигархию и тиранию. Общественная жизнь усложняется и становится содержанием повседневности, она выносится на городскую площадь, в народное собрание, суд. Время требует новых идей, новых знаний, умение разбираться в психологии, аргументировать, доказывать, умения правильно мыслить и правильно говорить.
Именно в такой среде и вырос Сократ, что оказывало непосредственное влияние на его философские взгляды. Сократская философия была истинным законным детищем своего времени, а потому являлась крестницей и Протагора, и Аспасии, и Продика, и многих других великих деятелей, которым Сократ мог быть обязан своим развитием и без личного знакомства с ними. Сократ довольно рано почувствовал стремление к философии, однако, лишь почти после 15-ти летней работы мыслей, он решился вступить на публичное поприще в качестве учителя философии.
Неудовлетворенный изысканиями последних философов физиса, Сократом руководит ничто иное как поиски истины. Сократ сконцентрировался на проблематике человека. Он считает, что сущность человека – это его душа, и высшая задача воспитателя – научить людей взращиванию души.
Сократ в определенном смысле совершил переворот в традиционной системе ценностей, выделив истине ценности, т. е. истинные ценности – лишь сокровища души, суть ценности, которые вместе составляют «познание». Познание же, по Сократу, есть необходимое условие благого дела, доброго поступка, ибо, если не знаешь блага, то и не знаешь, как действовать во имя добра. Добродетель, по Сократу, состоит в знании добра и действии в соответствии этому знанию. Это положение дает основание считать этику Сократа рационалистической.
Сократ углубляет и систематизирует понятие счастья. Счастье проистекает не из тела, или чего-то внешнего, а из души. Человек может быть счастлив лишь в этой жизни, какой бы не была потусторонняя реальность, он – зодчий собственного счастья и несчастья.
Бог Сократа – это разум, который понимает все без исключения, это упорядочивающая активность и проведение.
Диалектика как метод Сократа связанна с открытием сущности человека «психэ», ибо замечательным образом был найден способ освободить душу от иллюзий знания, обиходив ее, привести ее к должному состоянию принятия и приятия истины. Диалектика Сократа построена в форме диалога, включающего в себя иронию и майевтику, а по содержанию индукцию и определения. По Сократу, истинное знание не может быть передано одним человеком другому, его может «родить» только сам человек, а миссия Сократа – лишь помочь духовному рождению мысли.
В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости , мужества мысли и героической личности сохранилось и в последующие времена. Образ Сократа – мыслителя был положен в основу многих произведений литературы и искусства, начиная с диалогов Платона и кончая памфлетом современного греческого писателя Костаса Варналиса «Подлинная апология Сократа», произведениями русского ваятеля Антокольского, советского скульптора Коненкова, пьесой советского драматурга Э. Радзинского «Беседы Сократа».
В различные времена и вплоть до наших дней Сократа оценивали и оценивают по разному. Для одних он был и остается великим философом, для других – скучным моралистом, для третьих – политическим реакционером, который «за свою деятельность, направленную против афинской рабовладельческой демократии…был приговорен к смертной казни», для четвертых – передовым деятелем, который «и для теперешнего и для будущего поколений будет всегда источником жизни, нравственной силы и свободы».
Не смотря на столь различные мнения о Сократе, Сократ и сегодня остается актуален.
Задание №3
Понятие, обозначающее первооснову | Философская школа | Ее представитель |
1. Апейрон | Милетская школа | Анаксимандр |
2. Человек и его мышление | Сократская школа | Сократ |
3. Вода | Милетская школа | Фалес |
4. Число | Пифагорейский союз | Пифагор |
5. Воздух | Милетская школа | Анаксимен |
6. Огонь | Милетская школа | Гераклит |
7. Бытие | Школа Элеатов | Парменид |
Задание №4
«Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре».
После того как против Сократа было выдвинуто обвинение в нарушении законов государства, и не признании национальных богов, а также в развращении молодого поколения, Сократ не только отказался просить у судей снисхождения, считая, что не только для человека в его возрасте и с его репутацией мудреца было бы непристойно унижаться,…но и вообще просить снисхождения у судей и тем добиться своей свободы – в высшей степени безнравственно, но и заставил, и выслушать на этот счет такие откровенности, которые вряд ли могли прийтись им по вкусу и расположить их в его пользу.
Сократ согласен скорее умереть, чем скитаться на старости лет по чужим странам, среди чуждой обстановки и незнакомых людей.
Я восхищаюсь поступком Сократа, так как память о нем не умерла вместе с ним, и нравственный облик его навеки остался достоянием человечества, как прекрасный, недосягаемый идеал.
Задание №5
Какое определение философии является первоначальным? (правильное подчеркнуть)
Учение о мудрости;
Любовь к мудрости;
Учение о сверхсущем;
Форма теоретического мировоззрения.
Выделите предмет философии.
Человек и его место в мире;
Природа;
Универсальные законы и принципы Бытия и познания;
Общественно – исторический процесс.
Какая из философских позиций противоположна материализму?
Плюрализм;
Идеализм;
Монизм;
Дуализм.
Завершите определение:
«Философская позиция, основанная на признании всеобщей обусловленности явлений, называется детерминизм.
Кто из древнегреческих мыслителей начинает «линию материализма» в философии?
Пифагор;
Демокрит;
Гераклит;
Сократ
Выделите принцип жизнедеятельности, согласно которому основным мотивом человеческих поступков и целью жизни выступает наслаждение.
Альтруизм;
Эгоизм;
Гедонизм;
Аскетизм.
Кому из древнегреческих мыслителей принадлежит высказывание: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?
Демокрит;
Гераклит;
Протагор;
Парменид.
Какие философские проблемы, по преимуществу, присутствовали в размышлениях Сократа?
Онтологические;
Гносеологические;
Антропологические;
Нравственно – этические.
Кто из мыслителей древней Греции превратил философию из монолога в диалог?
Эпикур;
Сократ;
Гераклит;
Аристотель.
Прокомментируйте: Президент одной из латиноамериканских стран на вопрос журналиста, что он предпочитает читать в свободное время, ответил: «Труды Сократа». Журналист уличил его во лжи. Почему? Как вы думаете?
Потому, что Сократ ничего не писал, полагая, что лишь живое слово может донести его мысль посредствам устного диалога. Учениками Сократа была записана некая серия поучений, которые приписывают Сократу, однако они часто не согласуются, более того, противоречат друг другу. Исходя из этого можно сделать вывод, что президент одной из латиноамериканских стран не мог читать «Труды Сократа».