Реферат: Путь Дмитрия Нехлюдова к христианским идеалам по роману Л.Н. Толстого "Воскресение"

Департамент образования Владимирской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22

Реферат

Путь Дмитрия Нехлюдова к христианским идеалам (по роману Л.Н. Толстого «Воскресение»)

Выполнила ученица 10-б класса

Королёва Дарья

Научный руководитель

Лукьянова С.С.

Ковров

2010


План

Введение

1. Творчество Л. Н. Толстого после кризиса

2. Идейно-художественное своеобразие романа

3. Путь главного героя

4. Христианские идеалы в романе

Заключение

Список литературы


Введение

Литература второй половины 19 века - это литература критического реализма. Среди несовершенного мира, с господствующей в нем несправедливостью, писатели ищут те вечные светлые и справедливые начала, которые спасут человечество. Человеческая личность – главное звено в этой цепи, с формирования ее самосознания, по мнению многих мыслителей, начинается путь к гармоничному обществу. Я выбрала тему духовного воскрешения потому, что считаю её актуальной по сей день, так как вопросы морали и нравственности волновали человека во все времена.

 Душевные переживания главного героя романа Дмитрия Нехлюдова, его поиски истины, познание самого себя, окружающих людей - вот, что стало объектом моего научного исследования. Проблемы, поднятые в романе, никого не оставят равнодушным. Душевный кризис и последовавшее за ним нравственное прозрение есть закономерное развитие личности. Проблему-вопрос «Быть или не быть» личностью? (даже не столько личностью, сколько человеком в высоком смысле этого слова) озвучивает Л.Н. Толстой в своём романе «Воскресение».

 Проблема «воскрешения» души сочетается в романе с проблемой социальных отношений в дворянско-буржуазном обществе. Именно социальная окраска произведения придаёт ему глубину и масштаб. Огромный охват жизни, широта и многообразие художественного материала, его необыкновенная сложность совмещаются с удивительной простотой плана, с цельностью и последовательностью сюжетного развития.

 Цель моей научной работы – осветить духовные приоритеты позднего Л. Н. Толстого в романе «Воскресение», раскрыв путь нравственного воскрешения его героя Дмитрия Нехлюдова.

 В своей научной работе я бы хотела не только проследить путь главного героя к христианским идеалам, но и выявить сами идеалы, к которым обращается писатель (раскрыть их), рассмотреть систему персонажей романа, их реалистичность, жизненность. А также проследить связь между проблемами морали и нравственности и проблемой социальных отношений. И главное - найти отражение послекризисного мировоззрения Л. Н. Толстого в последнем большом романе писателя «Воскресение».


1. Творчество Л.Н. Толстого после кризиса

 Во второй половине 1860-х – в 1870-х Лев Николаевич Толстой переживает мучительный духовный кризис. В 1869 он отправился смотреть имение в Пензенской губернии, которое рассчитывал выгодно купить. По дороге заночевал в арзамасской гостинице. Заснул, но вдруг в ужасе пробудился: ему представилось, что он сейчас умрет.

 Свои чувства Лев Николаевич описал в незаконченной повести «Записки сумасшедшего», над которой работал в 1885–1886. Страх смерти, ощущение пустоты и бессмыслицы жизни преследовали Толстого на протяжении нескольких лет. Он пытался искать утешения в философии, в православной вере и в других религиях. Но не получил ни от философов, ни от богословов понятного и близкого ему ответа о смысле жизни. Философия и существующие религии представились Толстому бессодержательными и ненужными. Его неоднократно посещали мысли о самоубийстве.

 Кризис был преодолен на рубеже 1870–1880-х.Л. Н. Толстой приходит к признанию неразумной, интуитивной народной религиозности, видя в ней единственный ответ на вопрос о смысле жизни. В опрощении, в уподоблении себя людям из народа, крестьянам он увидел предназначение и долг дворян, интеллигентов – всех, кто входит в привилегированные сословия. При этом он не принимал и не понимал народной веры в чудесное и потустороннее. Новая вера, которой учил Толстой в своих религиозно-философских сочинениях 1880-х и более позднего времени, была, прежде всего, нравственным учением. Бог для Толстого – это высшее, чистое начало в душе человека, воплощение нравственного принципа. Существующие христианские религии, в частности, православие, Толстой считал извращающими дух и сущность заповедей, вероучения Христа. Он не мог принять внерационального, сверхразумного в богословии (церковных догматов). Упрекал церковь в примирении с насилием или даже в оправдании насилия. По мысли Толстого, любое насилие недопустимо в человеческом обществе. Преодоление зла, победа над ним и осуществление христианского идеала всеобщего братства возможны только благодаря нравственному совершенствованию каждого человека. О преодолении духовного кризиса и о своей новой вере Толстой рассказал в «Исповеди» (написана в 1879–1882, опубликована в 1884).

 Толстой переосмыслил всю прожитую им жизнь. Он приходит к мысли, что только жизнь простого народа близка к нравственным истинам. В статье «Что такое искусство?» (1898) писатель отвергает все в мировой культуре, созданное людьми из господствующих сословий и классов. По мысли Толстого, единственная истинная функция искусства – дать «знание различия между добром и злом», и эту функцию в полной мере исполняет только искусство, созданное простым народом. Бедность и страдания обездоленных мучительно переживались Толстым. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891. Личный труд, прежде всего физический, отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, он считает необходимыми для состоятельных людей. Об этом он написал в публицистическом произведении «Так что же нам, делать?», над которым работал в 1882–1886. Толстой пришел к мысли о том, что частная собственность на землю противоестественна, что государство, прибегающее к насилию, к жестоким наказаниям, не должно существовать. В 1908 узнал о казни через повешение в городе Херсоне двенадцати крестьян, которые участвовали в действиях против помещиков, и откликнулся на произошедшее статьей «Не могу молчать». Идеи позднего Толстого напоминают социалистическое учение. Но в отличие от социалистов, он был убежденным противником революции. И путь к человеческому счастью он видел, прежде всего, не в социальных и экономических переменах, а (как уже говорилось выше) в нравственном самосовершенствовании каждого человека. Умеренность желаний, скромная жизнь, чуждая роскоши, освобождение от страстей, ограничение или подавление полового влечения – таковы, согласно Толстому, должны быть нравственные ориентиры.

 Позиция позднего Толстого – это позиция пророка, обличителя общественной и государственной неправды, провозглашающего вероучение всечеловеческой братской любви и труда. Толстой-публицист и учитель жизни приобрел огромную известность не только в России, но и во всем мире.

 В творчестве позднего Толстого ярко проявились стремление к простоте стиля и прямая назидательность. Он создал многочисленные произведения, написанные в подражание народным легендам и сказкам, в которых выразил свое понимание учения Христа, представления о достойной и праведной жизни и об идеальном обществе. Извращенность, неправильность жизни людей, устройства общества – основная тема творчества позднего Толстого.

 Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства — бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение» (1889-1899), повесть «Крейцерова соната» (1887-1889), драмы «Живой труп» (1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича», 1884-1886, «Отец Сергий», 1890-1898, опубликованы в 1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904, опубликован в 1912).

 Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Лев Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

 Толстой работал над романом «Воскресение» с перерывами в течение почти десяти лет, с 1889-го по декабрь 1899 года. В основу сюжета легло действительное событие: судебное дело, о котором он узнал от своего друга, юриста А. Ф. Кони. Последний рассказал ему историю трагической судьбы финской девушки-сироты, взятой на воспитание богатой русской помещицей и совращенной одним из родственников этой дамы. Когда она забеременела, ей пришлось покинуть дом. Не будучи в состоянии сама себя прокормить, она стала проституткой и украла у одного из своих клиентов крупную сумму денег. После ареста она предстала перед судом. Случилось так, что одним из присяжных был ее бывший соблазнитель. Увидев, что стало с миловидной девушкой, жизнь которой он загубил, он был охвачен такими сильными угрызениями совести, что решил во искупление своей вины жениться на ней — однако брак не состоялся, так как девушка умерла (от тифа) в тюрьме. В этом ключе и происходит первоначальная художественная обработка материала.

 Однако разработка темы приводит автора к таким выводам, к такому расширению и углублению сюжетного конфликта, которые, очевидно, вначале и не предполагались: «коневская повесть» постепенно становится романом социально-обличительным.

2. Идейно-художественное своеобразие романа

 В основу композиции романа «Воскресение» положена антитеза: противопоставление простых людей и представителей правящих классов, как раз в духе позднего Толстого. Это противопоставление намечается в самом начале произведения с изображения неравноправного положения молодого барина Дмитрия Нехлюдова и дворовой девушки Катюши Масловой. Писатель намеренно акцентирует внимание на деталях дорогой одежды Нехлюдова, его беспечном образе жизни. Ключевой сценой в романе является суд. Именно здесь герои встречаются вновь и отсюда начинается их путь к духовному возрождению.

 Главная героиня романа Катюша Маслова- «дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне у двух сестер барышень-помещиц». Образ Катюши Масловой был современным, новым и, можно сказать, уникальным в русской литературе: у него нет предшественников. Маслова наделена глубоко личными чертами, выразительной портретной характеристикой, глубоким душевным складом и выступает перед нами незаурядной личностью. Мы не можем не остановиться с уважением перед ее духовной стойкостью, с которой она перенесла все выпавшие на ее долю испытания: публичный дом, суд, тюрьму, каторжный этап. Она хлопочет о других несчастных, но не о себе. В образе главной героини виден излюбленный толстовский дуализм. С одной стороны, она не считает своё бывшее занятие аморальным и, как пишет Толстой, считает его даже нужным обществу, с другой стороны, в глубине души она по- прежнему остаётся чистым, добрым, светлым человеком, что подчёркивает автор, описывая её во время суда: "в сером халате, надетом на белую кофту и на белую юбку...", "повязана белой косынкой" и усталое лицо отличалось "особенной белизной". «Она вошла в зал суда бодрым шагом, держалась прямо и смотрела прямо в глаза - все в ней подчеркивало ее невиновность, нерастраченность сознания внутреннего достоинства. Ее больно ранили всякие несправедливые слова, она, слыша их, вздрагивала, вопиющая неправда резала ей душу».

 Светлому образу Катюши Масловой противопоставлены в романе такие отрицательные герои, как Симон Картинкин, Евфимия Бочкова, адвокат Фанарин, графиня Катерина Ивановна с мужем и прочие разнокалиберные чиновники (в том числе и судьи). Этих людей мы видим глазами Нехлюдова. Они, принадлежащие к высшему обществу, тем не менее, остаются на низшем уровне морально-нравственного развития. Лицемерие, фальшь, эгоизм, жажда наживы, бездуховность, преступность поведения по отношению к простым людям – вот их отличительные черты.

 Толстой замечательно охарактеризовал образ их мыслей и чувств, свойственный им эгоизм исключительности. В романе эта тема развивается на широком фоне и в органической связи с изображением тягостных условий жизни народа. Так граф Иван Михайлович Чарский убеждён в том, что «как птице свойственно питаться червяками, быть одетой перьями и пухом и летать по воздуху, так и ему свойственно питаться дорогими кушаньями, приготовленными дорогими поварами, быть одетым в самую покойную и дорогую одежду, ездить на самых покойных и быстрых лошадях, и что поэтому это всё должно быть для него готово». Никакими личными достоинствами граф Иван Михайлович не обладал, но это, однако, не помешало ему занимать высокие должности, достичь поста министра. Его главные качества заключались в умении понимать смысл разных бумаг и законов, самому без орфографических ошибок сочинять циркуляры, быть важным и в то же время «обходительным», проявлять, когда нужно неприступность, становиться, когда это выгодно, подобострастным и подлым.

 Будучи совершенно безразличен к людям, к интересам общества, граф Иван Михайлович не может допустить и мысли о том, что люди, общество могут быть безразличными по отношению к нему. Он убеждён в том, что и после отставки от службы «должен каждый год получать большое количество казённых денег и новые украшения для своего праздного наряда».

 Что же касается судей, то одним из способов сатирического обличения вершителей судеб является показ их духовного ничтожества. Описывая суд над Катюшей Масловой, Толстой приподнимает завесу над частной жизнью ревнителей справедливости и морали, открывает их внутренний мир. И это сразу обнажает контраст между казённой патетикой, официальной торжественностью реальной мерзостью судей.

 Усердно демонстрируя свою приверженность благородным принципам права и нравственности, служители Фемиды полностью поглощены своими мелочными интересами. Осуждая падение нравов, они часто являются носителями аморальности. «Председатель был высокий, полный человек с большими седеющими бакенбардами. Он был женат, но вёл очень распущенную жизнь, так же, как и его жена».

 Судей не трогают развертывающиеся перед ними драматические картины жизни, они безразличны к страданиям людей; их мало занимают и постоянно провозглашаемые ими идеи справедливости. «Доброго» члена суда постоянно преследует мысль о собственных недомоганиях; судьба «отверженных» людей, всё, что происходит в суде, для него не имеет никакого существенного значения. «Сердитый» член суда обеспокоен выступлениями в печати и т.д.

 Для идейно-творческой концепции романа в целом существенное значение имеет развенчание мнимого гуманизма «хозяев». Контраст между лицемерным милосердием и реальной жестокостью выразительно раскрывается в обрисовке вице-губернатора Масленникова. До встречи с вице- губернатором Нехлюдов наблюдал сцены тюремной жизни. Хорошо знаком с ними и сам Масленников, но это не мешает ему уверять Нехлюдова в том, что заключенные вследствие великодушия властей вполне благоденствуют. Жена Масленникова – Анна Игнатьевна – с ещё большим энтузиазмом оценивает деятельность своего мужа, его отношение к нарушителям порядка. «Все эти несчастные – его дети. Он иначе не смотрит на них» - говорит она. Доброта Масленникова – это, конечно, миф. Но уже не просто мифом, а сознательным обманом являются уверения Масленникова относительно положения заключенных. Зато совершенно реальными оказываются его слова насчёт твёрдости власти. И если до и после встречи с Масленниковым Нехлюдов легко убеждается в призрачности первой «заповеди», исповедуемой вице-губернатором, то с последовательным осуществлением второй он сталкивается на каждом шагу.

 Мнимое милосердие выразительно развенчивается и в сцене проповеди Кизеветера, сцене, которая содержит в себе коллективный портрет великосветских «гуманистов». «Гуманизм» здесь предстает как мода, как развлечение людей, которым нечем себя занять. «В зале с дорогим убранством сидели дамы в шелку, бархате, кружевах, с накладными волосами и перетянутыми и накладными талиями. Между дамами сидели мужчины – военные и статские и человек пять простолюдинов: двое дворников, лавочник, лакей и кучер». Лицемерно-показному общению с младшими братьями соответствует фальшивая умилительность, господствующая в салоне графини Чарской. Патетические слова профессиональной проповедника о страданиях Христа, о спасении душ, о любви к ближнему, добродетелях производят глубокое впечатление на тех, кто не хочет замечать реальных людских страданий. «В комнате слышались рыдания».

 Важнейшая особенность сатирического обличения господ – показ их отрешённости от истинно человеческих качеств, отрешённости, которая возникает как результат защиты социальных привилегий. Черты эти, свойственные охранителям разных рангов, особенно рельефно выступают при изображении высших царских чиновников. На основе длительных наблюдений Нехлюдов приходит к выводу: «Все эти люди, очевидно, были неуязвимы, непромокаемы для самого простого чувства сострадания только потому, что они служили… И действительно, люди эти страшны. Страшнее разбойников. Разбойник всё-таки может пожалеть – эти же не могут пожалеть: они застрахованы от жалости».

 Так же Толстой выделяет прослойку людей совершенно иного склада – революционеры. С большой внутренней теплотой написаны в романе их портреты – Марьи Павловны, Щетининой, Симонсона, Набатова, Крыльцова. Каждое из этих лиц обладает своим особенным характером, у каждого из них - свой путь в жизни. Но через это особенное просвечивают те черты, которые были очень близки и дороги самому Толстому, - собственное мнение, сила преодоления обстоятельств, господствующих взглядов, способность отказаться от эгоистического отношения к жизни, самоотверженность. Толстой восхищается и Марьей Павловной, которая родилась в богатой генеральской семье, но, рано почувствовав «отвращение к господской жизни», ушедшей работницей на фабрику и позднее приобщившейся к революционной деятельности, и Набатова – человека, вышедшего из народа, бодрого и оптимистичного, просветительская деятельность которого привела в тюрьму, и Крыльцова, который в тюрьме столкнувшись с вопиющей несправедливостью и диким произволом, становится революционером. Но при этом он не обобщает всех революционеров как благородных и добрых людей. Толстой утверждает, что в любом обществе есть как злодеи, так и благодетели. Для этого Толстой рисует отрицательные фигуры Веры Богодуховской, Новодворова, Маркела Кондратьева. И если в образе Богодуховской подчёркнуты позёрство, показной пафос, пустая крикливость, то в характере Новодворова последовательно раскрываются те честолюбивые стремления, которые свойственны, по мнению писателя, и некоторой части людей, вошедших в революционное движение.

3. Путь главного героя

 Путь главного героя романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Дмитрия Нехлюдова к морально-этическим идеалам начинается с ранней юности. Еще будучи студентом и читая Спенсера, он мечтает достичь совершенства собственного и всего мира. В этот период жизни Толстой описывает его чистым, непорочным юношей, достойным уважения человеком. Именно в такого Нехлюдова влюбилась Катюша. Чувство любви к Катюше, вспыхнувшее в нём тогда, отличается чистотой и поэтичностью; оно окрыляет его. Рассказ о поэтичном чувстве Нехлюдова нужен Толстому не только для изображения последующего падения героя, но и для характеристики человеческих качеств, которые присущи Нехлюдову

Позднее он пошёл служить в армию, где встретил людей с совершенно противоположными своим взглядами на жизнь. Сохраняя свою индивидуальность, он отчаянно сопротивлялся губительному влиянию среды, в которую попал. Однако после нескольких лет службы в армии он превращается в совершенно другого человека: развратного, порочного, не имеющего представления о границах дозволенного, жестокого, эгоистичного. Толстой в нравственном падении Нехлюдова обвиняет общество, в котором жил главный герой.

Во время второго приезда Нехлюдова в деревню открываются новые его свойства. В течение нескольких лет духовный облик героя резко изменился. «Тогда он был честный, самоотверженный юноша, готовый отдать себя на всякое дело, - теперь он был развращённый, утончённый эгоист, любящий только своё наслаждение» Развращённым эгоистом Нехлюдова сделала обычная для его среды школа жизни, которую он успел за это время «окончить». Совершив дурной поступок с Катюшей, Дмитрий Нехлюдов осознаёт всю низость содеянного. Но задумывается он об этом ненадолго и со спокойной душой уезжает в армию.

Встреча с Катюшей в суде стала роковой для Нехлюдова. Внезапно в нём просыпается совесть, он пережил что-то вроде нравственного возрождения. «Он вдруг почувствовал всю жестокость, подлость, низость не только этого своего поступка, но и всей своей праздной, развратной, жестокой и самодовольной жизни, и та страшная завеса, которая каким-то чудом всё это время, все эти 12 лет скрывала от него и это его преступление и всю его последующую жизнь, уже колебалась, и он урывками уже заглядывал за неё» С этой минуты начинаются скитания Нехлюдова. Человек, прозревший и увидевший жизнь такой, какова она есть, уже не может, по мнению Толстого, оставаться на месте, не может быть спокойным. Душевный кризис, нравственное прозрение Нехлюдова не только дали ему возможность увидеть окружающее зло, но и вызвали настоящую потребность ещё глубже видеть всё до последней черты.

Новое восприятие главным героем своего «я», своего прошлого непроизвольно распространяется и на отношения его с другими людьми его круга. Нехлюдов остро ощутил привычное, ранее не бросавшееся в глаза лицемерие в семье Корчагиных, фальшивость его отношений с Мисси Корчагиной, которая считалась его невестой, отвращение к любовной связи с женой уездного предводителя дворянства. «Стыдно и гадко, гадко и стыдно», - повторял он себе не об одних отношениях к Мисси, но обо всём.

 После суда у Нехлюдова возникает горячее желание избавиться ото лжи и низости, которые вошли в его жизнь. Но в то же время его одолевают сомнения в возможности осуществлении этих его желаний. «Ведь уже пробовал совершенствоваться и быть лучше, и ничего не вышло, - говорил в душе его голос искусителя, - так что же пробовать ещё раз? Не ты один, а все такие – такова жизнь», говорил этот голос» Стремление Нехлюдова жить по-иному выражается, прежде всего, в желании искупить свою вину перед Катюшей Масловой. Предложение Катюше выйти за него замуж продиктовано не столько чувством любви, сколько сознанием своего долга перед ней.

 Развитие Дмитрия Нехлюдова отмечено всё большим отходом его от взглядов своей среды, форм её жизни. Пробуждение чувства справедливости позволяет Нехлюдову видеть то, что раньше совершенно не занимало его; с другой стороны, обнаженная правда жизни усиливает его несогласие и с существующими «мнениями» и с самим устройством общества.

 Сложную внутреннюю борьбу Нехлюдов переживает тогда, когда он решает передать землю крестьянам. Значительный сдвиг в мироощущении главного героя происходит как раз после его поездки в деревню, когда он, наблюдавший ранее бедствия заключённых в тюрьме, видит безысходное положение крестьян. Нехлюдов приходит к выводу, что жизнь имущих классов, так же, как и его собственная, не только несправедлива, но и преступна.

 Из деревни Нехлюдов направляется в Петербург. Потрясённый виденным в деревне, герой критически воспринимает блеск и величие сановного Петербурга. То, в чём Дмитрий Нехлюдов прежде находил прелесть и очарование, предстаёт перед ним лживым и отвратительным. Гранью, отделяющей Нехлюдова от этой среды, является неравнодушное отношение к простым людям, их бедам и горестям.

 Во время своей поездки в Сибирь за партией арестантов Нехлюдов видит страшные картины подавления народа, произвола и бесчеловечности начальников от самого низшего до самого высшего ранга. Близкое знакомство с жертвами социального порядка укрепляет Нехлюдова в его отрицательной оценке основ уклада жизни. Но, поняв её жестокую несправедливость, герой не знает реальных средств устранения её коренных пороков.

 Возможность эту Нехлюдов пытается найти в Евангелии. К христианским идеалам приходит Дмитрий Нехлюдов в конце романа. Толстой оставляет своего героя на пороге его новой жизни, накануне осуществления им своего нового пути.

4. Христианские идеалы в романе

 Христианские ценности Толстой ставит наравне с морально-этическими. Он не делает между ними различия. Однако и морально-этические, и христианские ценности светского общества он не признаёт, считая их ложными.

 В романе «Воскресение» на первый план выступает тема раскаявшегося грешника. Искупление греха автор видел в моральном самосовершенствовании на основе нового постижения христианских идеалов, ничего общего с которыми, по мнению писателя, не имеет официальная православная церковь. Толстой пришел к убеждению, что для постижения Бога человек не нуждается ни в специальной церковной организации, ни в церковных обрядах, а должен стремиться к следованию Божьему промыслу путем духовно-нравственного обновления и свершения добрых дел. Раскаяние в грехе Толстой считает первым шагом на пути к исправлению. Душевное покаяние он считает более важным, нежели заключение виновного в тюрьму.

 В христианской идеологии за покаянием следует искупление греха. Так же и в романе Толстого главный герой старается искупить свой грех перед Катюшей, всячески заботясь о ней, хлопоча об исправлении приговора….

 «Просите, и вам воздастся» - сказано в Священном Писании. Идея всепрощения, присутствующая в романе, видна в поступках Катюши Масловой, которая, несмотря на причинённое ей страдание, простила своего обидчика. Белая косынка, белая кофта, отличавшееся белизной лицо – при помощи мастерски созданного портрета Толстой возводит свою героиню, если не в разряд святых, то хотя бы в разряд ангелов, и именно к нему, к этому ангелу во плоти, обращается Нехлюдов, искренне раскаявшись, у нее просит прощения и спасения души.

 Что же касается церковных обрядов, Толстой осуждает саму форму их проведения, считая их не только ложными, но даже греховными. «…Иисус, имя которого со свистом такое бесчисленное число раз повторял священник, всякими странными словами восхваляя его, запретил именно всё то, что делалось здесь; запретил не только такое бессмысленное многоглаголание и кощунственное волхование священников- учителей...». «Кощунством и насмешкой» над Христом называет Толстой и сами обряды и людей, которые их проводят. Священники же не только не догадываются об этом, а наоборот делают своё дело со спокойной совестью.

 Так же Толстой осуждал само существование судов и тюрем. «Не суди, да не судим, будешь» - сказано в Евангелии. «…Главное же, запретил [Иисус] не только судить людей и держать их в заточении, мучать, позорить, казнить, как это делалось здесь, а запретил всякое насилие над людьми, сказав, что он пришёл выпустить пленных на свободу». «Заблуждение о том, что люди могут наказывать других», по мысли Толстого, есть следствие того, «что людоедство начинается не в тайге, а в министерствах». Толстой считал тюрьмы результатом и местом «культивирования порока», местом, в котором люди не только забывали все принципы общественной и христианской морали, но «усваивали новые, острожные, состоящие, главное, в том, что всякое поругание, насилие над человеческой личностью, всякое унижение её позволено, когда оно выгодно». Толстой словами своего героя («Люди должны в поте лица хлеб есть, а он их запер; как свиней, кормит без работы, чтоб они озверели») резко критикует праздность жизни заключённых, приводящую их к моральному разложению и тем самым проводит параллель со светским обществом, ведущим праздную жизнь, а значит не менее, но даже более преступным (так как они сами такой образ жизни выбрали), нежели заключённые.


Заключение

 «Воскресение» является последним романом в творчестве Л. Н. Толстого. В нём отражены послекризисные взгляды Толстого на общество и общественный уклад жизни. Правдивая картина жизни России конца 19 века, данная глазами Толстого, проблемы, поставленные в произведении, ценности, пропагандируемые Толстым, делают это произведение вечным.

 Духовные приоритеты позднего Толстого, к которым он обращается в конце своей жизни, отличаются от идеологии официальной церкви, но при этом, как считал сам писатель, наиболее приближены к христианскому учению. Толстой открывает их читателю через своего главного героя Дмитрия Нехлюдова, который в конце романа приходит к этим ценностям.

 Ложную, по мнению Толстого, официальную идеологию церкви автор открывает через образы чиновников и прочих отрицательных героев романа.

 Толстой не ставит чёткой грани между проблемами морали и нравственности и проблемой социальных отношений. По его мысли, одно вытекает из другого. При этом Толстой подводит к тому, что обе проблемы являются следствием той самой ложной церковной идеологии, против которой он выступает.

 В условиях обострившейся на рубеже веков социальной обстановки в России идеи романа Толстого «Воскресение» были прогрессивными, писатель уловил дух времени, накал общественной борьбы.

 Итак, поиск опоры в этом полном нестабильности и несправедливостей мире приводит писателя к вечным человеческим ценностям – Христианским идеалам, переосмысленным Толстым в соответствии с его философскими взглядами.


Список литературы

1.  Л. Н. Толстой «Воскресение». Издательство «Художественная литература» М. 1964

2.  М. Б. Храпченко «Лев Толстой как художник». Издательство «Советский писатель» М. 1963

3.  Ю. В. Лебедев «Русская литература 19 века». Издательство «Просвещение» М. 1998

4.  Я. С. Билинкис «История русской литературы 19 века». Издательство «Просвещение» М. 1991

5. «Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников». Издательство «Художественная литература» М. 1955.