Реферат: Фольклорные жанры

Фольклорные жанры

 

Миф, греч., древнее предание и повествование о божествах и обладающих сверхчеловеческой силой героях, в котором в конкретной форме выразились верования и все вообще миросозерцание древних народов. Собрание М., созданных каким-либо народом, называется его мифологией. Наиболее богата и научно изучена мифология древних греков; гл. источниками ее служат поэтические произведения Гомера и Гесиода. Индусская, германо-скандинавская и славянская мифологии составляют предмет многочисленных исследований. Сравнительная мифология имеет своей задачей найти общие черты в процессе происхождения и развития верований и воззрений отдельных народов. См. соч. Ад. Куна, Макса Мюллера, Мангардта, Эд. Мейера, Л. Шредера, Ореста Миллера, Потебни и др. Миф - это прежде всего  мировоззренческий отпечаток,  свойственный определенному    историческому периоду в развитии народа и/или всего  человечества.  В понимании многих людей - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и  человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских,  богов и героев - поэтические,  наивные, нередко причудливые. Это "житейское", подчас до сих пор бытующее представление о мифах в частности и о мифологии вообще,  в  какой-то  мере результат более раннего включения именно античной мифологии в круг знаний европейского человека (само слово "миф", греческое и означает предание, сказание); именно об античных мифах сохранились     высокохудожественные литературные памятники,  наиболее доступные и известные самому широкому кругу читателей.  Действительно,  вплоть до 18 в.  в Европе были наиболее распространены лишь античные мифы - рассказы древних греков и римлян о своих богах,  героях и других  фантастических существах.  Особенно широко имена  древних богов и героев стали известны с эпохи Возрождения (15 - 16 вв.), когда в европейских странах оживился интерес к античности.  Примерно в это же время  в Европу проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцев.  В образованной среде общества  вошло  в  моду    употреблять имена античных богов и героев в аллегорическом смысле:  говоря "Марс", подразумевали войну, под "Венерой" разумели любовь, под "Минервой" - мудрость,  под "музами" - различные  искусства  и науки и т.д.

Мифология - 1 совокупность мифов какого-либо народа; 2. наука, изучающая мифы.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. "Толковый словарь русского языка" (М., "АЗЪ", 1995) О том, что мифология является историческим типом  мировоззрения, говорит тот факт,  что научный подход к изучению "мировых религий" (христианства,  ислама,  буддизма) показал, что и они "наполнены" мифами. Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от людей (таких мифов очень много,  например, у австралийцев) или мифологические представления о том,  что люди были некогда животными.  Представления о  зооантропоморфных предках распространены у тех же австралийцев, они окрашены тотемическими чертами.  Мифы о превращении людей в  животных  и  в  растения известны едва ли не всем народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе,  лавровом  дереве (девушка-нимфа Дафна),  о пауке Арахне и др.

     Очень древни мифы о происхождении солнца,  месяца, звезд. В одних мифах они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле, и по какой-то  причине  поднявшимися  на  небо,  в других – создание солнца (не олицетворенного)  приписывается  какому-либо  сверхъестественному существу.     Центральную группу мифов,  по крайней мере у народов с  развитыми мифологическими системами,  составляют  мифы о происхождении мира, вселенной и человека. У культурно отсталых народов мало космогонических мифов В этих мифах выделяются две идеи - идея творения и идея развития.  По одним мифологическим представлениям (креационным,  основанным на  идее  творения),  мир создан каким-либо  сверхъестественным  существом  - богом-творцом, демиургом, великим колдуном и т.п.,  по  другим  ("эволюционным"), мир постепенно развился из некоего первобытного бесформенного состояния - хаоса, мрака либо из воды, яйца и пр. Обычно в космогонические мифы вплетаются и теогонические сюжеты - мифы о происхождении богов и антропогонические мифы - о происхождении людей. В числе широко  распространенных мифологических мотивов - мифы о чудесном рождении, о происхождении смерти; сравнительно поздно возникли мифологические представления о загробном мире,  о судьбе. К космогоническим мифам примыкают также встречающиеся лишь на сравнительно высокой  ступени развития эсхатологические мифы - рассказы-пророчества о "конце мира" (развитые эсхатологические мифы известны у древних майя  и  ацтеков,  в иранской мифологии,  в христианстве, в германо-скандинавской мифологии, в талмудическом иудаизме, в исламе).

     На ранних стадиях развития человеческого общества мифы по большей части примитивны,  кратки, элементарны по содержанию,  лишены связной фабулы,  что в полной мере отражает тип мировоззрения  общества создавшего их. Позднее, на пороге более сложного, развитого классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, разные по происхождению,  мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в  развернутые  повествования,  связываются друг с другом,  образуя циклы.  Таким образом, сравнительное изучение мифов разных народов показало,  что, во-первых, весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в самых различных частях мира, и, во-вторых, что уже самый круг тем, сюжетов, охватываемых мифами, - вопросы происхождения мира,  человека,  культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и другие, - затрагивает широчайший,  буквально "глобальный", круг коренных вопросов мироздания .

Фольклор  как искусство народа (а не отдельной личности), этнического коллектива, проживающего на определенной территории, всегда локален.

 Общеэтнический или национальный фольклор складывается, или точнее существует, в локальных (региональных, территориальных) традициях. В этом отношении фольклор в целом соотносим с фольклорным произведением, сюжетом, существующем в вариантах.

Изобразительно-выразительные средства языка  фольклора: проблема  специфики " показывает, что  специфика  изобразительно-выразительных средств  фольклора состоит, как правило, не в уникальности самих языковых конструкций, но в "принципиально иных условиях их употребления", в высокой степени "обобщенности народнопоэтического слова". Анализ, проведенный автором статьи, позволяет рассматривать язык фольклора как синтез двух "неоднородных системных образований - системы местного говора исполнителя, и системы форм организации диалектных средств, то есть системы специфических канонов, регламентирующих использование этих средств в фольклорно-творческом процессе.

Фольклористика изучает комплекс словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, игровых и драматических видов народного творчества (фольклор). Ее базовым объектом служит русский фольклор, фольклор народов России и зарубежных стран. Содержанием фольклористики являются теория, история, текстология фольклора;

его классификация и систематизация;

вопросы его собирания и архивирования;

изучение взаимодействия фольклора и профессиональных искусств;

методология фольклористических исследований;

история собирания и изучения фольклора.

Для фольклористики актуально развитие уже сформировавшихся отраслей (таких как сказковедение, эпосоведение, паремиология, этнолингвистика, этномузыковедение) и создание новых (фольклор в этнокультурном ландшафте, фольклор и православная традиция). Филологическая фольклористика изучает традиционную духовную культуру народа в ее языковом выражении.

Область исследования:

Теория  фольклора: - создание теоретической поэтики  фольклора , учитывающей специфику  народного искусства (традиционность, вариативность, полиэлементность, полифункциональность), его жанры и жанровые системы, образность, стиль; - выявление типологии фольклорных форм, позволяющих определить  национальное, региональное и общечеловеческое в  фольклоре ; - изучение памяти фольклорной традиции   универсального свойства народной поэзии, относящегося к основополагающим этническим ценностям. Рассмотрение русского фольклора в его единстве с фольклором украинским и белорусским и в системе традиционной культуры славян; - исследование этнопоэтических констант всех типов; - изучение форм и способов бытования фольклора; коллективность творческого процесса как диалектическое единство индивидуального и массового творчества; искусство исполнителей; - исследование творческого метода фольклора; - совершенствование терминологии (уточнение терминов; привлечение для обозначения понятий лексического запаса русского языка). Разработка содержания учебных дисциплин.

История фольклора:

-  создание общей истории фольклора;

-  исследование развивающейся во времени исторической поэтики фольклора во всех его формах (вербальной, музыкальной, пластической);

-  реконструкция архаичного фольклора, предшествовавшего образованию собственно художественного творчества; архетипы во времени;

-  изучение классического фольклора как системы, а также его жанров и видов (обрядовая поэзия, пословицы, загадки, сказки, предания, легенды, демонологические рассказы, былины, исторические песни, баллады, духовные стихи, лирические песни, театральные представления, произведения для детей); развитие отраслей фольклористики, специализирующихся на изучении отдельных жанровых систем (сказковедение, эпосоведение, паремиология) и создание новых;

-  исследование позднетрадиционного фольклора как совокупности неоднородных произведений разных жанров; анализ современных форм фольклора;

-  исследование фольклорных взаимосвязей и взаимовлияний на всех уровнях: межжанровом, внутрижанровом, семантическом, образном, стилевом;

-  выявление межэтнических фольклорных связей, общностей и изоглосс;

-  рассмотрение народного художественного творчества в контексте культурной, этнографической, исторической и природно-географической среды (фольклор в этнокультурном ландшафте).

Текстология  фольклора:

-  текстологическое уточнение понятия " фольклор " как явления, обладающего многомерной природой (связь слова с жестом, мимикой, интонацией, музыкой, драматической игрой, костюмом);

-  изучение  специфики фольклорного текста (вариант, редакция, версия, архетип, инвариант, гипертекст);

-  разработка принципов и методик текстологической экспертизы фольклорных текстов;

-  разработка и совершенствование правил научной публикации фольклорных текстов (дополнение печатного слова и нот аудио и видеозаписями).

Классификация и систематизация фольклора:

- фольклор вербальный, музыкальный, хореографический

(уточнение объема разделов);

- разработка филологических классификаций и систематизации: фольклор обрядовый и внеобрядовый; его роды, виды, жанры;

классификация и систематизация сюжетов и других элементов поэтики;

- создание фольклорных указателей по всем жанрам; продолжение работы над указателями сказок, эпических песен, не сказочной прозы, заговоров, лирической поэзии;

- разработка указателей разного типа: хронологических, тематических, базирующихся на материале одного народа, родственных народов, международных, региональных и прочих;

- типология и семиотика фольклорных форм;

- разработка принципов формальной систематизации фольклора с применением компьютерной техники.

Народное поэтическое творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно ему была присуща устная форма выражения. Жанры  фольклора в своей совокупности представляют исторически сложившуюся художественную систему, в которой все типы произведений находятся в сложных и своеобразных взаимоотношениях и взаимодействиях: (взаимовлияние, взаимообогащение, приспособление друг к другу)      Своеобразной формой взаимодействия жанров фольклора является включение произведений одного жанра в произведение другого. Так, былины в древности исполнялись под аккомпанемент гуслей. Частушки и теперь исполняются под гармонь или балалайку. Нередко песню сопровождает танец. Все это проявление синтетичности фольклора.

  Исторически сложившаяся система жанров  фольклора в дальнейшем претерпевает изменения: она может развиваться, совершенствоваться, обогащаться, но может и распадаться.

ЛИРИКА (от греч. lira - древнегреческий струнный музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись песни-стихотворения).

  Песни: подблюдные, масленичные, протяжные лирические  (любовные, семейно-бытовые, о рекрутчине и солдатчине, удалые (разбойничьи)), исторические, балладные, игровые хороводные и плясовые.

Малые фольклорные формы (жанры). Поэзия пестования: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки. Бытовой фольклор: заклички, приговорки, дразнилки. Потешный фольклор: поддёвки, скороговорки, небылицы-перевёртыши,

Загадки. Игровой фольклор: игры, считалки. Пословицы, поговорки.

ЭПОС (от греч. epos - слово, повествование, рассказ). Сказочный эпос. Волшебные сказки: героические, социально-классовые, семейные (педагогические). Сказки о животных: борьба хищников между собой; борьба слабого зверя с хищником; борьба человека со зверем. Новеллистические(бытовые) сказки: анекдотические, сатирические   (антибарские, антицарские, антирелигиозные), сказки-состязания, сказки-насмешки.  Несказочный эпос. Исторические предания, легенды, бывальщины, былички. Эпические стихотворные жанры.  Былины, исторические песни (ранние), баллады.

ДРАМА (от греч. drama - действие ). Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликался на злобу дня, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем. Фольклорный театр в широком смысле слова непрофессиональный, однако в истории его формирования определенную роль сыграли скоморохи - древнерусские народные актеры - профессионалы. На Руси существовали оседлые и походные, странствующие скоморохи. Оседлые жили в селах и городах, где были заметными фигурами на обрядовых игрищах и праздниках благодаря искусству игры на музыкальных инструментах, пения и пляски. Походные скоморохи обычно выступали в дни народных увеселений. С ними связывают такие виды народного театра, как медвежья потеха и Петрушка.

Фольклорный театр - наиболее ёмкое и точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство. Оно включает совокупность театральных явлений в фольклоре - разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные и раешные представления, приговоры балаганных дедов.