Реферат: История русского театра и драматургии 17 века

                 Волгоградский Государственный

                  Институт Искусств и Культуры

                                   РЕФЕРАТ

 

       По предмету:  Русская литература.

       По теме:           «История русского театра и драматургии

                                    17 века»


                                                                   Выполнил студент

                                                                           Группы 2 РТП /ОЗО И

                                                                           Макаров Г.В.

Преподаватель: Нестерова Г.П.

                                                                                                                       

                                                   Волгоград 2005


ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА И ДРАМАТУРГИИ

                                         17 ВЕКА

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

        Театр – архитектурное сооружение со сценой и зрительным залом, предназначенное для исполнения спектаклей. В переносном смысле – театральный коллектив, труппа.

        Специфика театра заключается в изображении исполнителем событий, которые как бы непосредственно происходят перед зрителем; зритель становится их свидетелем и соучастником, что определяет особую силу идейного и эмоционального воздействия театра.

Развитие театра, его видов и жанров тесно связано с развитием драмы и разработкой ее выразительных средств (диалога, конфликта, форм действия, методов типизации и пр).

        В процессе исторического развития определялись различные виды театра, отличающиеся один от другого специфическими формами и средствами художественной выразительности. Одной из первичных форм драматического действия является пантомима, содержание которой раскрывается без использования речи, средствами пластических движений и мимики. Пантомима, получавшая широкое распространение в качестве одного из основных видов театра в виде стран Востока, часто сопровождалась музыкальным аккомпониментом или ритмизированным сказом. Принцип синтетизма театрального искусства нашел наиболее полное выражение в опере, сочетающей средства музыки, драмы, вокального исполнительства а часто и танца. Обособившись в 16 веке в качестве самостоятельного вида сценического искусства, опера определила возникновение целого ряда жанров музыкального театра. Органичное слияние театрального действия, танца и музыки характеризует искусство балета, первоначально связанного с оперой, а с середины 18 века ставшего самостоятельным видом театра.

        Непосредственным носителем драматического действия в театре является актер. Сущность искусства актера составляет дар сценического перевоплощения, т. е. способность создавать, пользуясь своими личными творческими данными, а также дополнительными средствами выразительности (костюм, маска, грим) образ другого человека – персонажа разыгрываемой драмы. Важнейшим средством актерской выразительности является речь, словесное действие, непосредственно доносящее до зрителя идеи, замысел пьесы.

        Зарождение театра относится к глубокой древности. Элементы драматического действия существовали в первобытных трудовых обрядах и играх, синтетически объединяясь в них с песней и танцем. Возникли элементы образного отражения действительности, обобщения трудового опыта, образовался элементарный, закрепляемый в памяти сюжет, появились исполнители и зрители.

С культом предков, сложившимся в родовом обществе, связан обряд преображения в образ умершего человека.

        Театр Возрождения, как и гуманистическое движение в целом, перетерпел в течении 16-17 веков значительную эволюцию.

Народный театр зародился как самостоятельное творчество сельских и городских масс. С 11 века в связи с ростом городов началась профессионализация исполнительского искусства; появились народные бродячие актеры – жонглеры.

Второй период развития театра, относящийся к началу 17 века, совпал с временем, когда к старым феодальным противоречиям прибавились новые, вызванные зарождением капиталистической формации. В начале 17 века реализм ренессансного театра обрел высокую мужественность (особенно в творчестве Шекспира), большую социальную глубину в раскрытии трагических судеб народа; яркое выражение получил протест против социальной несправедливости.

       

        До 17 века на Руси не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды – свадьбы, праздники, такие, как проводы масленицы, колядование с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи – плясуны, акробаты, музыканты, канатоходцы, кукольники и другие. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром.

        С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи – в Белоруссии, казыкчи и масхарабозы – у узбеков и таджиков, берики – у грузин) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера. Исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

    Кроме народных площадных театров существовали и различные виды придворных театров.

        В 16-17 веках в духовных семинариях  и училищах Львова, Тифлиса, Киева возник школьный театр. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительский театры.

Благотворительное влияние на формирование профессионального театра оказало русское театральное искусство.

        У многих народов возникновение профессиональных театров нового времени было подготовлено развитием национальной просветительской драматургии, отражавшей борьбу старого и нового.

       

          По- настоящему театр появился в 17 веке – придворный и школьный театр. Возникновение  придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Царю так понравилось представление , что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты.

        Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских «отроков». В 1673 году 26 жителей Новомещанской слободы были определены к «комедиальному делу», потом число их увеличилось. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре1.

        Кроме придворного, в России в 17 веке сложился и школьный театр при Славяно – Греко – латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Писались они в стихах на основе монологов. Кроме реальных лиц, вводились и аллегорические персонажи. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

       

       Романтические драмы раскрывали пробуждение национального самосознания, в них звучали освободительные идеи, протест против социальной несправедливости, унижения человеческого достоинства.

        Развитие Драмы в России шло иными путями, чем в Западной Европе. Русская классическая драматургия росла на основе незатухавших народно- освободительных движений. Ей присущи воинствующий демократизм, глубокий гуманизм и восходящая линия развития даже в то время, когда западноевропейская драматургия шла к распаду.

        Русская драматургия начала складываться еще в древний период русской культуры – в фольклоре и народных играх и обрядах, связанных с крестьянским трудом и бытом(хороводные игры, свадебные обряды).

Литературная драматургия возникла в России в связи с прогрессивными реформами петровского времени, давшими толчок развитию русской национальной культуры.

        Среди появившихся в 17 веке жанров, выражавших рост самосознания личности, особое место занимает драматургия. Первые театральные представления состоялись  в 1672 году в придворном театре царя Алексея Михайловича. Русский театр начался постановкой пьес, материалом для которых служили главным образом библейские сюжеты, жития святых и античная мифология. Основоположником русской драматургии являлся С. С. С.Полоцкий. Его пьесы, написанные для придворного театра («Комедия притчи о блудном сыне» и «Трагедия о Навуходоносоре царе»), ставили и обсуждали серьезные нравственные, политические и философские проблемы, отражавшие сложное, богатое событиями время.

        Русская литература 17 века медленно начала освобождаться от средневековых традиций. Господство религиозного мировоззрения сменялось более реалистическим видением действительности поиском закономерностей мирового развития. Становление сатирико-бытовых и автобиографических жанров положило начало собственно художественной литературе. Появились новые области литературного творчества – стихосложение и драматургия.

        Впервые литературные пьесы на Руси появляются в начале 70-х годов 17 века в связи с открытием в октябре 1672 года придворного театра. Первой пьесой, поставленной в этом театре, было «Артаксерксово действо». Затем были созданы комедии «Товий младший», «Юдифь», «Жалостная комедия об Адаме и Еве», «Малая прохладная комедия об Иосифе», «Малая комедия Баязет и Тамерлан» и другие. Обычно в то время все пьесы, даже трагического и драматического содержания, назывались комедиями. В 70-х годах пишет свои пьесы и Симеон Полоцкий.

История русского  театра от его истоков и почти до сегодняшнего дня писалась неоднократно. Но это была история драматического, оперного или балетного театра.

         

                         Используемая литература.

                         ====================

1.  «Большая Советская Энциклопедия»

       1956 год ( 2том)  с 55 по 92 стр.

2.  «Энциклопедический словарь юного зрителя».

       М- «Педагогика» 1989 год с 346 по349 стр.

3.  «Энциклопедический словарь юного литературоведа».

       М- «Педагогика» 1998 год с

4.  «Большая Советская Энциклопедия»

      1956год (том 15)с 170-172.

5.  «Культурология»  Третье издание.

      Москва-2000 год.

6.  «История русской культуры».

       М-1996 год.