Курсовая работа: Дебиторская задолженность

Введение. 2

1. Организационно - экономическая характеристика предприятия   4

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.. 5

РЫНКИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ.. 12

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ТРУДА.. 13

КАРАМЕЛЕ-МАРМЕЛАДНЫЙ ЦЕХ.. 13

ШОКОЛАДНЫЙ ЦЕХ.. 14

ЦЕХ ПО ПРОИЗВОДСТВУ КОНФЕТ И ВАФЕЛЬ СЕРИИ «ЧУДО». 15

2. Сущность и классификация дебиторской задолженности   18

3. Особенности политики управления дебиторской задолженностью... 22

4. Принципы инкассации дебиторской задолженности.. 27

5. Способы рефинансирования дебиторской задолженности   30

6. Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженности.. 37

Заключение. 38

Список используемой литературы.. 40


Введение

Возможности анализа, в том числе и с позиции его унификации и формализации, в значительной степени определяются широтой доступной информационной базы. В рыночной экономике понятие конфиденциальности информации приобретает иное смысловое значение по сравнению с тем, как оно трактовалось в условиях директивной экономики. Согласно всероссийскому законодательству, а также принятой правительством Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности предприятия вынуждены публиковать информацию о своем имущественном и финансовом положении, причем публикуемая отчетность уже в значительной степени унифицирована и стабильна по составу показателей и способам их представления. Это дает возможность разработки достаточно стандартизированных методик анализа, корреспондирующих по основным параметрам с аналогичными методиками, принятыми в экономически развитых странах.

Вместе с тем, при написании курсовой работы мы учитывали опыт и традиции, накопленные в нашей стране в отношении так называемого внутреннего анализа, то есть анализа, выполняемого с привлечением данных, в известном смысле являющихся конфиденциальными, точнее говоря, не входящих в состав публикуемой отчетности. В частности, это относится к анализу себестоимости.

При изложении методов и процедур анализа мы все время пытались подчеркнуть мысль о том, что результаты аналитических расчетов не следует абсолютизировать; эти результаты представляют собой лишь один из аргументов, находящихся в распоряжении лица, принимающего управленческое решение. Они всегда субъективны по способу производства, а их значимость относительна.

Основной целью курсовой работы является полное раскрытие выбранной темы, проведение наиболее точного анализа дебиторской задолженности, ее состава, структуры и оборачиваемости, каждой из них. В конце работы на основании используемых данных должны быть сделаны выводы и предложения по проделанной работе.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие дебиторской задолженности, а также источникам их анализа с теоретической точки зрения;

- охарактеризовать исследуемое предприятие;

- проанализировать состав и структуру дебиторской задолженности, а также ее оборачиваемости;

- провести сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности и указать пути ее снижения.

Объектом исследования в работе является общество с ограниченной ответственностью ООО "Райтан".

Предметом исследования является дебиторская и кредиторская задолженность на предприятии.

Работа изложена на 41 страницах печатного текста имеет пакет приложений и список использованной литературы, которая содержит в себе труды таких известных экономистов как Раицкий К.А., Савицкая Г.В., Волков О.В. И многих других.


1. Организационно - экономическая характеристика предприятия

Сегодня «Кондитерская фабрика «Райтан» является одним из самых динамичных и перспективных предприятий Белгородчины. «Кондитерская фабрика «Райтан» - это производственные мощности по производству 30 тыс. тонн продукции - карамели, конфет, шоколада, ириса, драже, печенья, вафель, зефира, мармелада. Ассортимент продукции на фабрике более 300 наименований кондитерских изделий. Изделия старооскольских кондитеров по праву стали визитной карточкой области, получили признание в большинстве регионов России, а в последнее время и за рубежом. Стратегическое направление финансовой политики фабрики - это стремление к финансированию всех программ по техническому перевооружению и долгосрочным финансовым вложениям.

В 2001 году коллективу «Райтан» вручен почетный диплом «Лучший налогоплательщик 2000 года» за значительный вклад в формирование доходной части федерального и территориального бюджетов, а также проведение своевременных и полных расчетов с бюджетами различных уровней и внебюджетных фондов.

Фабрика является одним из ведущих налогоплательщиков области - третьим в городе Старый Оскол.

Содержит 1200 человек на рабочих местах, выплачивает заработную плату значительно выше средней заработной платы по области.

Имеет колхоз.

Потребляет сельскохозяйственную продукцию, производимую в области, эквивалентную 12 колхозам, что позволяет дополнительно оказывать финансовую поддержку сельскохозяйственным предприятиям.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

История становления и развития «Райтан» составляет особую гордость его работников.

В 16 веке город Старый Оскол назывался Царевым Алексеевым, он был вотчиной царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Это был мирный город хлебопашцев и мастеров разных ремесел. Шли годы, к власти в стране пришел царь Петр Алексеевич, начался слом старой жизни, коснулись новшества Петра и Старого Оскола. Началось строительство и развитие русского флота, корабли строили на воронежской верфи. Когда строительство на воронежской верфи закончилось царь даровал участки земли в нашем городе наиболее отличившимся строителям и подрядчикам. Одними из первых поселились на старооскольской земле купцы первой гильдии Дьяковы. Имея опыт корабельного строительства, они построили на берегу реки Оскол лодочную верфь, а также столярную мастерскую. Дело Дьячковых расширялось: от лодок и кораблей начали переходить к изделиям из дерева, к мебели. Позже Дьяковы создали цех художественной резьбы по дереву.

В семидесятые годы 18 века Дьяковы начинают создавать маслобойное производство. Выше по течению реки Оскол фабрикант и производитель нитей, полотна и канатов Федор Шестаков засевал огромные площади полей коноплей, семена которой просто некуда было девать.

Дьяковы попробовали сделать из этих семян лампадное конопляное масло. А спрос на лампадное масло тогда был большой. Получили масло, причем высокого качества. Производство сладостей в Старом Осколе началось с производства лампадного масла. А точнее с оборудования, закупленного для этого производства. Поставили Дьяковы на фабрике паровоз машину мощностью в 650 лошадиных сил, закупленную в Бельгии, а пар для вращения ее турбин производил огромный котел.

Попутно пар от котла решили использовать для выпечки калачей и бубликов. Вот с этого-то все и началось. Немного позже заводят Дьяковы крупную пасеку, получают мед. В лесах тогда было много орехов, их по народному рецепту дробили и смешивали с медом. Получали что-то вроде грильяжа.

А в начале 19 века кондитерский «цех» Дьяковых начал расширять производство и ассортимент. В кондитерском производстве работали семьями: мужчины выполняли наиболее тяжелую работу; слесарничали, ремонтировали технику, а женщины месили тесто, пекли и варили. Выпекали пряники из овсяной и пшеничной муки с гразурью, освоили выпуск конфет «Раковые шейки», ирис, джем, мармелад.

Октябрь 1917 года бурей пронесся над Старым Осколом, налаженное производство разрушилось, терялись хозяйственные связи, владельцы производства редко находили общий язык с новой властью, но все же Николай Васильевич Дьяков остался в Старом Осколе руководить кондитерским производством, которое продолжало работать. Остальные Дьяковы эмигрировали в Париж, уехали в Москву.

9 марта 1929 года на фабрику нагрянула комиссия по национализации из ГПУ. Когда фабрику национализировали, она остановилась, люди всех дьяковских производств остались без работы. Судьба оборудования, которое было установлено на фабрике, неясна.

Наконец, весной 1931 года областные власти вспомнили об опустошенной фабрике, на которой все же остались котел и паровая машина. Люди узнали о решении восстановить фабрику и собрались на митинг на территории фабрики. На митинге избрали первого директора. Это был опытный человек, занимавшийся ранее предпринимательством - Рябцев. А название свое фабрика получила по имени того самого праздника, в день которого и состоялся митинг. Так кондитерская фабрика стала называться имени 1 Мая.

За реставрацию фабрики взялись мастера слесарного дела. В конце 1931 года фабрике были переданы все складские помещения РПС, размещенные на ее территории. Фабрика вырабатывала пряники, леденцовую карамель и карамель с фруктовой начинкой.

Вот что напечатала о тех временах Старооскольская газета «Путь Октября» к 7 ноября 1932 года: «Была бондарка, ее очистили, оставили только стены, вставили в нее печь изобретения товарища Рябцева. С этого и начинается история Старооскольской кондитерской фабрики. Весь труд был ручной, работало 30 человек. Пропускная способность была крайне ограничена. Да и много ли можно сделать в тесной, не оборудованной бондарке, принимая еще во внимание малоквалифицированную рабочую силу. Но все же маленький коллектив мастерской упорно дрался за качественные и количественные показатели выработки кондитерских товаров. Благодаря их усилиям мастерская стала иметь приличные накопления и уж потом на эти средства расширялось производство.

В 1930 году вместо маленькой мастерской начато строительство полумеханизированной фабрики, а осенью 1932 года фабрика завершает реконструкцию. Теперь она способна выпускать продукцию в количестве 10 тысяч тонн в год.

В 1932 году сгорело чердачное перекрытие основного корпуса (бывший конфетный цех №1) ^ где хранился запас бумаги. В 1933-1934 годах здание было восстановлено и одновременно с восстановлением цехов была произведена достройка второго этажа основного корпуса, где впоследствии располагался зефирно-мармеладный цех. До 1941 года фабрика выпускала в основном пряники разных сортов, карамель и халву. Суточная выработка продукции составляла 30 тонн при числе работающих около 100 человек.

В период Великой Отечественной войны Старооскольской кондитерской фабрике был нанесен большой ущерб, как бесстрастно гласят строчки из документов: «от производственных, складских, вспомогательных помещений остались одни стены».7 февраля 1943 года, как только немцы оставили город, на фабрике собрались бывшие работники, в основном женщины и начали устанавливать некоторое оборудование. Изголодавшийся народ не ждал приглашений, и одними из первых задымили в трубы кондитерской фабрики - началась выпечка хлеба, который по тем временам был самым дорогим и вкусным лакомством. Уже в конце 1944 года был запущен карамельный цех, который в 1945 году дал первую продукцию. Пряников в победном году было произведено уже 108,00 тонн, это становилось основным направлением в кондитерском производстве на фабрике. Фабрика ожила и встала на ноги раньше других предприятий в городе.

В годы четвертой пятилетки государством была проделана большая работа по оснащению кондитерских фабрик новым технологическим оборудованием.

В результате механизации в 1946 - 1950 годах отдельных ручных процессов выработка кондитерских изделий на фабрике увеличилась с 190 тонн в 1945 году до 375 тонн в 1950 году, а в 1951 году производство составило уже 2556 тонн. В 1949 году фабрика вырабатывала 53 наименования изделий.

Эпоха настоящего технического перевооружения фабрики началась в 1951 году. Что дало возможность вырабатывать в 1955 году уже 3373 тонны продукции.

В 1951-1955 года на фабрике произведено основное техническое оснащение производственных цехов. В 1953 году была установлена механизированная линия по выработке завернутого ириса «Золотой ключик», глазировочная машина «Кадема», помадосбивальная станция, ротационная машина РН-1 для формирования сахарного печенья, тестомесильная машина ИН-100, дражировочный котел, конфетозаверточные машины КЗИ-1. Все это дало возможность выработать в 1955 году уже 3373 тонны продукции.

В 60-тые годы на фабрике были проведены большие работы по механизации погрузочно-разгрузочных работ, по улучшению условий труда, повышению культуры производства, промышленной эстетики, санитарно-бытового обслуживания рабочих, по благоустройству территории, внедрению прогрессивной технологии, расширению ассортимента.

В конце 1966 года фабрика была вынуждена прекратить выпуск мучнистых кондитерских изделий. Хорошо отлаженное производство пришлось остановить из-за падения спроса на пряники и печенье. В связи с этим ассортимент кондитерских изделий, достигший в 1965 году 162 наименования, сократился до 132 наименований, падает и его объем. Коллектив фабрики игцет пути расширения ассортимента продукции: с 1966 по 1970 годы освоено 55 новых видов изделий. Если учесть жестокую регламентацию новинок в условиях той экономической системы, необходимость согласования выпуска новой продукции с вышестоящими инстанциями, то руководство фабрики в каком-то смысле совершило подвиг, пробив такое большое количество новинок.

С 1970 года и до современной реконструкции фабрики ассортимент выпускаемых изделий увеличивается до 150 наименований. Растет выпуск продукции, расфасованной в художественные коробочки.

1971 год можно назвать очень сложным в истории фабрики - в мае закрывается карамельный цех мощностью 3930 тонн из-за отсутствия спроса на карамель. Выработка снижается до 6820 тонн и фабрика теряет 36 наименований ассортимента. После закрытия карамельного и бисквитного цехов коллектив фабрики не устраивает оставшееся количество производственных мощностей. Встал вопрос о реконструкции фабрики, но средства на реконструкцию не выделяются.

Только через десять лет, в 1981 году решается вопрос с реконструкцией фабрики, централизованно выделяются средства на строительство корпусов и приобретение оборудования. Реконструкция фабрики проходит в два этапа: 1. 1981 - 1988 годы.

В 1982 году начато сооружение нового производственного корпуса. В 1988 году этот корпус был построен. Он состоит из четырехэтажного производственного и шести этажного бытового корпусов, соединенных между собой. С 1986 года ведется монтаж технологического оборудования в цехах корпуса: конфетном и карамельном. В ноябре 1988 года комплексная комиссия подписала акт о сдаче в эксплуатацию нового корпуса фабрики мощностью 12500 тонн в год. Первой продукцией был ирис «Золотой ключик», который начали вырабатывать в октябре 1988 году. Карамель с начинкой появляется на прилавках магазинов в январе 1989 года. Первые 18 тонн отливных сортов конфет были выработаны в конфетном цехе в конце 1988 года, а драже - в сентябре 1989 г., «Птичье молоко» стали вырабатывать с января 1990 года. После реконструкции годовая мощность фабрики составляет на 01.01. 1989 года 14700 кг.2. 1990-1999 годы.

В 1989 году прекращена выработка в старом корпусе ирисной и зефиро-мармеладной продукции, а в 1989 году цех сносится и на его месте начинают строить блок складских помещений, который сдается в эксплуатацию полностью в 1999 году.

Коллектив не остановился на строительстве нового корпуса фабрики, и в период с 1990 года по настоящее время идет реконструкция помещений и техническое перевооружение предприятия. В карамельном цехе в 1993 году устанавливают линию, на которой глазируют зефир и мармелад, и с августа 1996 года цех начинает выпускать карамель глазированную шоколадом.

С марта 1995 года цех вырабатывает переслоенную карамель типа «Рачки». В 1997 году была смонтирована итальянская линия Карло Монтанари 8ТАК 125 по производству мелкой и умельченной карамели, типа евростандарт. С февраля 1995 года, после реконструкции помещения склада готовой продукции, начинает работать шоколадный цех по производству различных сортов конфет, что позволило фабрике резко увеличить выпуск конфет в художественных коробках. Если в 1995 году было выработано 296 тонн конфет в фасовке, то в 2001 году - 3451 тонна.

Кроме того в цехе отливают шоколадные полые фигурки и конфеты ассорти, а в 1997 году фабрика приобретает итальянскую линию Карло Монтанари «Кавемиль»-650 по производству плиточного шоколада. Идет реконструкция складских помещений под производственные площади цеха и с октября 1997 года фабрика вырабатывает плиточный шоколад, а с июля 2000 года начинает вырабатывать батончики с разнообразными начинками.

С 1990 до 2000 года полностью изменен облик вафельного цеха. В 1997 - 1999 годах приобретены и смонтированы три австрийские линии фирмы «ХААС» по производству вафельных сортов конфет, вафель, тортов. В 1994 году устанавливается линия ШПФ-22, по производству конфет типа «Белочка». Приобретается линия ШО - 2К для производства конфет типа «Трюфели». В 2001 году начинается работать дражировочный участок.

Устанавливаются австрийские линии «ХААС» для производства вафельных трубочек и для производства полых вафель с начинкой серии «Чудо». Со значительным ростом выпуска конфет и в основном конфет глазированных шоколадом, фабрике требуется все больше шоколадной глазури. До 1995 года фабрика получала шоколадную глазурь со стороны. В 1995 году создается подготовительное отделение по производству собственной шоколадной глазури. С 1996 года фабрика сама обеспечивает себя глазурью. В 1990 году фабрика выпускала 107 наименований, а в 2001 году - 300 наименований.

К 2002 году фабрика выпускает в завертке и в фасовке - 62%, в том числе в завертке - 41,1, в фасовке - 20,5%, из них в художественных коробочках - 13,2%. Фабрика стремиться к выпуску продукции в мелкой упаковке, штучных изделий.

Реконструкция фабрики, постоянное техническое перевооружение и приобретение новых механизированных и автоматизированных линий по выработке кондитерских изделий подняло производственные мощности фабрики по состоянию на 01.01. 2000 года до 27 тысяч тонн в год, а на 01.01. 2002 года до 31 тысячи тонн в год.

В связи с ростом производственных мощностей, недостатком производственных и складских площадей требуется новая территория. В апреле 2001 года начато строительство новой фабрики. Это самостоятельный комплекс с полным энергообеспечением, железнодорожными подъездными путями, складскими помещениями, автоцехом.

Главная гордость новой фабрики - производственный корпус, соответствующий мировому уровню производства, в котором планируется разместить шесть современных линий (мощностью 17 тысяч тонн в год) для производства эксклюзивных сортов кондитерских изделий, строится физкультурно-оздоровительный комплекс со спортивным залом, плавательным бассейном, сауной и тренажерным залом.

Первая продукция выработана на этой фабрике в октябре 2002 года. В этом вроде бы бесстрастном историческом повествовании все время есть движение вперед, каждая пятилетка и десятилетие отмечены переменами, появлением новшеств в технологическом процессе.

РЫНКИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ

Кондитерская фабрика «Райтан» уже 70 лет осуществляет свою деятельность, предлагая потребителям широкий выбор высококачественной продукции. Активно создаются дистрибьюторские центры фабрики в крупнейших городах РФ, растет дилерская сеть в регионах. Создана сеть фирменных магазинов, что позволяет более гибко реагировать на изменение вкусов потребителей нашей продукции. Активно действуют филиалы фабрики по мелкооптовой торговле в городах Воронеж, Белгород и Курск.

В настоящее время фабрика существенно расширила географию поставок кондитерских изделий. Продукция фабрика пользуется широким спросом не только в Центральных районах РФ, но и в Ростовской области. Ставропольском крае. Краснодарском крае, Сибири, Дальнем Востоке, Северном Кавказе, Закавказье, а также ближнем и дальнем зарубежье: Болгарии, Белоруссии, Монголии, Грузии, Германии и США.

Гибкая система скидок позволяет организовать более выгодную схему взаимодействия фабрики со своими клиентами.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга.

Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.

Маркетинговая политика «Райтан» - это разумное сочетание высокого качества и доступной цены, что позволило завоевать прочное положение среди других производителей кондитерских изделий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ТРУДА

«Райтан» имеет шесть производственных цехов. Основная территория фабрики состоит из: бисквитно-конфетного цеха, шоколадного цеха, карамеле-мармеладного цеха, цеха по производству конфет и вафель серии «Чудо», вафельного цеха.

В промышленном районе города построена новая фабрика с планируемой производственной мощностью 17 тысяч тонн продукции в год.

Объемы производства фабрики неуклонно растут. Основную долю произведенной продукции составляют фасованные и штучные изделия, как наиболее перспективное направление в кондитерском производстве.

КАРАМЕЛЕ-МАРМЕЛАДНЫЙ ЦЕХ

Расположен во вновь построенном корпусе с 1988 года. Цех производит самый широкий групповой ассортимент.

Это - карамель, ирис, зефир, мармелад, пастила, конфеты типа суфле, восточные сладости.

В цехе установлена комплексно-механизированная поточная линия, производящая карамель с начинкой методом штампования («Гусиные лапки», «Буренушка», «Дубок»); линия по производству леденцовой карамели («Барбарис», «Взлетная», «Дюшес»); современная итальянская линия по выработке карамели по форме «евростандарт» («Матрешка», «Забияка», «Райтан», «Хрусталик»).

Здесь же выпускается глазированная карамель «Олеся», «Лесная сказка», «Вечерняя», «Московская». Зефир, мармелад, пастила, лимонные дольки в цехе вырабатываются в цехе как неглазированными, так и глазированными, а из восточных сладостей любимым лакомством покупателей является - щербет.

ШОКОЛАДНЫЙ ЦЕХ

Цех организован в 1996 году в бывшем складском помещении производственного корпуса. В нем вырабатывается продукция, составляющая «элиту» кондитерского производства: розничные сорта конфет, конфеты типа ассорти, и до 3 тонн в смену разнообразных шоколадных наборов фасованных в художественные коробки. Для этого цеха заготавливают специфические виды сырья: чернослив, курага, высокосортные сорта орехов, заспиртированные свежие ягоды и фрукты.

Здесь же в 1997 г. установлена Итальянская линия фирмы «Карле и Монтари», «Кавемиль - 650» по производству плиточного шоколада, на которой вырабатывается шоколад классического типа: «Аленка», «Детский» и т.д., с разными добавками (изюм, орех дробленый, целый орех, вафельная крошка), с начинками (желейными, помадными, шоколадно-кремовыми), и шоколадные батончики.


ЦЕХ ПО ПРОИЗВОДСТВУ КОНФЕТ И ВАФЕЛЬ СЕРИИ «ЧУДО»

Гордостью фабрики стал новый цех, выпустивший в сентябре 1998 года неизвестную ранее россиянам продукцию - полые вафли и глазированные конфеты с необыкновенной нежно-кремовой начинкой серии «Чудо» («Обыкновенное чудо», «Любимое чудо», «Кофейное чудо» и т.д.).

Оборудование для производства этой продукции поставила Австрийская Фирма «ХААС», с которой последние пять лет ведется тесное сотрудничество.

Результатом поиска новых направлений производства стало приобретение у той же фирмы новой автоматической линии для выпуска вафельных трубочек: «Мишутка», «Неженка», «Сластена», и т.д.

Вся продукция нового цеха быстро завоевала сердца покупателей. В этом цехе находится участок по производству шоколада, который предназначен как для использования на фабрике, так и для поставок в виде полуфабриката шоколадной глазури на другие кондитерские фабрики.

Для отражения экономической характеристики предприятия составим таблицу 1, отражающую динамику основных показателей деятельности организации ООО "Райтан"

Таблица 1. Основные экономические показатели деятельности ООО

"Райтан" за 2004-2006 годы

п/ п Показатели 2004г. 2005г. 2006г. Отклонение (+; -) 2006 г. от 2006 г. в% к
2004 2005 2004 2005
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1

Выручка от

реализации продукции, тыс. руб.

335662 911309 1518367 1182705 607058 452,35 166,61
2 Себестоимость продукции, тыс. руб. 332512 888387 1192015 859503 303628 358,49 134,18
3 Валовая прибыль, тыс. руб. 3150 22922 326352 323202 303430 в 104 р. В 14 р.
4 Коммерчес кие расходы тыс. руб. 336 1986 2580 2244 594 В 8 р. 129,91
5 Прибыль от продаж, тыс руб. 2814 20936 323772 320958 302836 В115р. В 15 р.
6

Проценты к

получению, тыс. руб.

- 28 - - 28 - -
7 Доходы от участия в других организациях, тыс. руб. - 23 409 409 386 - В 18 р.
8 Прочие доходы, тыс. руб. 1222 1583 20744 19522 19161 В 17 р. В 13 р.
9 Прочие расходы, тыс. руб. 1358 2128 20580 19222 18452 В 15 р. В Юр.
10 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 1957 19839 321875 319918 302036 В165р. В 16 р.
11 Отложенные налоговые активы, тыс. руб. 37 33 7 -30 -26 18,92 21,21
12 Отложенные налоговые обязательства, тыс. руб. -4 -4 -8 -4 -4 -200 -200
13 Налог на прибыль, тыс. руб. 708 4934 77692 76984 72758 вПОр. в 16 р.
14 Чистая прибыль, тыс. руб. 1282 14934 244168 242886 229234 в 191р. в 16 р.

Анализируя произведенный расчет мы наблюдаем значительный скачок по всем показателям, очень сильно возросла выручка от реализации, себестоимость продукции, которая способствовала снижению валового дохода предприятия рост коммерческих расходов, также как и прочие расходы снизил прибыль предприятия в последующих периодах по сравнению с 2004 годом.

Анализируя доходность предприятия мы наблюдаем ее рост, то есть чистая прибыль также как и другие показатели возросла в десятки раз, а в сравнении с 2004 годом данный рост составил более чем в сотни раз по каждому из показателей, это обусловлен реорганизацией предприятия.


2. Сущность и классификация дебиторской задолженности

В двух подразделах актива баланса отражается задолженность юридических и физических лиц данному хозяйствующему субъекту. Она условно делится на два вида: нормальная и неоправданная. Нормальная дебиторская задолженность возникает не из - за недочетов в хозяйственной деятельности организации, а вследствие применяемых форм расчетов за товары и услуги. Неоправданная дебиторская задолженность возникает вследствие недостатков в работе организации (например, при выявлении недостач, растрат и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств). Наличие крупной дебиторской задолженности следует рассматривать как фактор, отрицательно влияющий на финансовое положение организации, а рост ее удельного веса в итоге баланса свидетельствует об его ухудшении. Дебиторская задолженность отражается в балансе в двух подразделах в зависимости от сроков ее погашения: а) в течение 12 месяцев после отчетной даты; б) более чем через 12 месяцев после отчетной даты, В этой связи необходимо отметить два обстоятельства.

Во-первых, отнесение к оборотным активам дебиторской задолженности со сроками погашения через 12 месяцев вряд ли оправданно, поскольку противоречит самому определению таких активов.

Во-вторых, сам факт наличия долгосрочной дебиторской задолженности в части расчетов с покупателями и заказчиками противоречит Указу Президента РФ "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" от 20 декабря 1994 г. № 2204 и постановлению Правительства РФ "О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" от 18 августа 1995 г. № 817. Указом установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги), причем этот срок не может превышать три месяца с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг). По истечении четырех месяцев с момента фактического получения должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) не истребованная кредитором дебиторская задолженность подлежит списанию на убытки кредитора (без уменьшения налогооблагаемой прибыли). Иными словами, если договором предусмотрена максимальная продолжительность срока оплаты (три месяца), а оплата вовремя не сделана, то кредитору дается месяц на то, чтобы разобраться со своим должником; в данном случае дебиторская задолженность не может быть просроченной более одного месяца. Это означает, что долгосрочная задолженность по оплате товаров, работ и услуг не может возникнуть в принципе, поскольку все договоры на поставку товаров должны заключаться с учетом временных ограничений, приведенных в указе я постановлении.

Не вдаваясь в более подробный комментарий по поводу Указа и постановления, отметим лишь два момента, осложняющие их применение на Практике: во-первых, эти документы в известной степени противоречат Гражданскому кодексу РФ, согласно которому общий срок исковой давности установлен в три года; во-вторых, списание неоплаченной дебиторами задолженности на убытки в сроки, определенные Указом и постановлением, невыгодно для предприятия, поскольку оно подпадает под двойное налогообложение в том случае, если до истечения общего срока исковой давности списанная на убытки дебиторская задолженность все же будет погашена в полном объеме или частично и показана в составе прочих внереализационных доходов (напомним, что при списании задолженности корректировка налогооблагаемой прибыли не предусматривается).

Информация о дебиторской и кредиторской задолженности отражается в бухгалтерском балансе в развернутом виде: счета расчетов, имеющие дебетовое сальдо, приводятся в активе. По стр.230 баланса отражается дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты; задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, отражается по стр.240. Кроме того, на основании показателей баланса возможна оценка дебиторской задолженности по ее видам. Данные по этим строкам баланса взаимосвязаны со статьями раздела 2 "Дебиторская задолженность" ф. № 5, в котором приводятся сведения об изменении дебиторской задолженности за отчетный год. Содержание этой формы дополняет показатели бухгалтерского баланса и предусматривает возможность группировки дебиторской задолженности: по направлениям возникновения и погашения обязательств; по видам долгосрочной и краткосрочной задолженности; по статье просроченной задолженности.

Кроме того, из этого раздела и справочных сведений к нему можно извлечь информацию для анализа:

- о суммах обеспечения обязательств и платежей полученных (стр.250) и выданных (стр.260), отраженных на забалансовых счетах 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные" и 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные";

- о движении векселей выданных (стр.262) и полученных (стр.264); об изменении обязательств покупателей по поставленной им продукции (работам, услугам) по фактической себестоимости (стр.266);

- о наличии дебиторской задолженности по наименованиям организаций (сгруппированной на основании данных аналитического учета).

Раскрывая дополнительные сведения о наличии на начало и конец отчетного года отдельных видов дебиторской задолженности в ф. № 5, организация выполняет требования п.27 ПБУ 4/99. Помимо этого в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности должны быть приведены результаты анализа выполнения расчетно-платежной дисциплины, просроченной дебиторской задолженности, полноты перечисления соответствующих налогов в бюджет, уплаченных (подлежащих уплате) штрафных санкций за неисполнение обязательств перед бюджетом.

В соответствии с п.134 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации в пояснительной записке подлежат раскрытию данные статей, по которым в бухгалтерском балансе отражаются прочие дебиторы (стр.235, 246 и 628).


3. Особенности политики управления дебиторской задолженностью

Анализ дебиторской задолженности включается в пояснительную записку отдельным блоком в раздел, отражающий порядок расчета и анализа важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации.

Анализ показателей дебиторской задолженности проводится в три этапа:

- анализ динамики и структуры дебиторской задолженности;

- анализ оборачиваемости дебиторской задолженности;

- анализ показателей платежеспособности и финансовой устойчивости.

Согласно российским стандартам бухгалтерского учета и отчетности и международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) дебиторская задолженность - это сумма денежных средств, причитающаяся организации от ее покупателей продукции, товаров (потребителей услуг) - дебиторов. Причина возникновения дебиторской задолженности состоит в том, что факт поставки товара (предоставления услуг) не всегда совпадает по времени с поступлением денежных средств.

Дебиторская задолженность организации может отражаться по следующим статьям бухгалтерского баланса:

- расчеты с покупателями и заказчиками;

- векселя к получению;

- внутрихозяйственные расчеты (задолженность дочерних и зависимых обществ);

- расчеты с поставщиками и подрядчиками (авансы выданные);

- расчеты с разными дебиторами и кредиторами.

При составлении бухгалтерской отчетности важно сгруппировать дебиторскую задолженность по срокам образования. При краткосрочной задолженности платежи ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. При долгосрочной - более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Наибольший удельный вес в структуре общей дебиторской задолженности, как правило, занимают, во-первых, задолженность покупателей и заказчиков и, во-вторых, долговые обязательства в виде векселей к получению.

Таблица 2. Анализ структуры дебиторской задолженности ООО

"Райтан" в 2006 году

Показатели Абсолютное значение, тыс. руб Удельный вес,% Изменения Темп роста остатка%

Остаток на

01.01. 2005

Остаток на

01.01. 2006

Остаток на

01.01. 2005

Остаток на

01.01. 2006

Абсол. знач., тыс. руб. Удел, веса,%
Дебиторская задолженность: краткосрочная - всего 29031 111504 100 100 82473 - 384,09
в том числе: расчеты с 28958 109738 99,75 98,42 80780 -1,33 378,96
Авансы 73 1137 0,25 1,02 1064 0,77 В 14 р.
Прочая - 629 - 0,56 629 0,56 -
Итого: 29031 111504 100 100 82473 - 384,09

На основе проведенного анализа мы наблюдаем, что на предприятии присутствует краткосрочная дебиторская задолженность предприятия, которая возросла к концу периода на 82473 тыс. руб., при этом она возросла за счет роста расчетов с покупателями на 80780 тыс. руб., авансов выданных на 1064 тыс. руб., а также появилась прочая дебиторская задолженность, которая на начало 2006 года отсутствовала.

МСФО требуют использования ряда основополагающих принципов и правил отражения дебиторской задолженности. К основным принципам отражения дебиторской задолженности в соответствии с МСФО относятся:

- отражение реализации и дебиторской задолженности в полной сумме;

- оценка дебиторской задолженности в соответствии с вероятностью ее взыскания;

- раскрытие информации об операциях между взаимосвязанными сторонами.

Правила размещения дебиторской задолженности предусматривают:

- выделение различных видов дебиторской задолженности, если это существенно;

- расположение корректирующих статей рядом с соответствующими статьями дебиторской задолженности;

- отражение всех значительных оценок риска в связи с существующей дебиторской задолженностью;

- раскрытие непредвиденных убытков, связанных с существующей дебиторской задолженностью;

Применение нормативных актов отражающих учет и анализ расчетов с дебиторами обеспечивает бухгалтерским службам организаций грамотное решение задач при составлении отчетности и защиту информации при общении с налоговыми службами. В дальнейшем намечено составление соответствующих вычислительных программ, выполняющих учетные задачи, а также задачи анализа и контроля за хозяйственной деятельностью организации.

Дебиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

В структуре финансовой службы бухгалтерия отвечает за осуществление платежей, учет дебиторской задолженности, подготовку отчетности и статистических данных, отражающих итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия. А также взаимодействует с регулирующими органами. Решая большинство этих задач, бухгалтерия действует в составе финансового отдела и, следовательно, должна подчиняться финансовому директору.

Однако нельзя забывать о праве главного бухгалтера распоряжаться денежными средствами на расчетном счете. Также необходимо учитывать персональную ответственность (административную, уголовную) главного бухгалтера за использование денежных средств предприятия. Исходя из этого, он может не согласиться с финансовым директором в некоторых вопросах, например в отношении легитимности платежей.

Следовательно, более правильным, на наш взгляд, будет подчинение главного бухгалтера непосредственно генеральному директору предприятия. Это должно быть закреплено в уставных и должностных документах компании. Но поскольку необходимо своевременно предоставлять адекватную информацию бухгалтерского учета другим подразделениям финансовой службы, главный бухгалтер обязан подчиняться финансовому директору, что также должно быть прописано в должностных документах компании.

Анализ дебиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия.

Анализ дебиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия и помогает решить задачи в удовлетворении потребности руководителей соответствующих служб; аудиторов, проверяющих правильность отражения долгов дебиторов и задолженности кредиторам; у финансовых аналитиков кредитных организаций и инвестиционных институтов. Однако первоочередное внимание анализу долговых обязательств должны уделять менеджеры самого предприятия.

Общая сумма дебиторской задолженности по операциям, связанным с реализацией продукции, товаров и услуг, зависит от двух основных факторов: объема продаж в кредит, т.е. без предварительной или немедленной оплаты, и средней продолжительности времени между отпуском (отгрузкой) и предъявлением документов для оплаты. Величина этого времени определяется кредитной и учетной политикой предприятия, в состав которой входит:

- определение уровня приемлемого риска отпуска товаров в долг;

- расчет величины кредитного периода, т.е. продолжительности времени последующей оплаты выставленных счетов;

- стимулирование досрочного платежа путем предоставления ценовых скидок;

- политика инкассации, применяемая предприятием для оплаты просроченных счетов.

Динамика дебиторской задолженности, интенсивность ее увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, на финансовое состояние предприятия. При анализе, кроме показателей баланса и приложений к нему, используют данные аналитического учета, первичной документации и произведенных расчетов.


4. Принципы инкассации дебиторской задолженности

При оценке состояния текущих активов предприятия необходимо изучить качество и ликвидность дебиторской задолженности. Одним из показателей, используемых для этих целей, является время оборота дебиторской задолженности или, используя терминологию зарубежных аналитиков, период инкассации долгов (ПИД). Он равен продолжительности времени между отпуском товаров и услуг и получением за них денежных средств.

пид = Средние остатки дебиторской задолженности / Сумма кредиторского оборота по счетам дебиторов * 360

Для оценки эффективности управления дебиторской задолженностью в пределах года время ее инкассации следует определить за каждый месяц и для наглядности представить на графике.

Важное значение для организации имеет не только величина, но и качество дебиторской задолженности. Его характеризует ряд показателей:

- доля долговых обязательств, обеспеченных залогом, поручительством или банковской гарантией;

- удельный вес вексельной формы расчетов;

- доля резервов по сомнительным долгам в общей сумме дебиторской задолженности;

- удельный вес просроченных долгов в их совокупной величине.

Уменьшение доли обеспеченной дебиторской задолженности, включая вексельное покрытие, сокращение резервов по сомнительным долгам, рост величины и удельного веса просроченных обязательств свидетельствуют о снижении качества этой задолженности, увеличении риска потерь и убытков при ее не возврате.

Если изначально отпускать товар в долг только самым надежным в платежеспособном отношении покупателям, у предприятия не будет убытков и потерь от просроченной или неоплаченной задолженности дебиторов. Однако объем продаж, а, следовательно, производства, будет сравнительно невелик, поскольку число исправных плательщиков всегда ограничено. Невысокой будет и прибыль от таких продаж, поскольку их себестоимость из-за отнесения накладных расходов на небольшое количество товаров будет выше, чем при больших объемах реализации.

Отпуск продукции и товаров без немедленной или предварительной оплаты менее надежным покупателям и клиентам существенно увеличивает объем продаж и потенциальной прибыли, но усиливает риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов. Определение уровня приемлемого риска продажи в долг основано на сопоставлении предельных переменных расходов на предоставление товарного кредита с величиной предельной прибыли от увеличения продаж.

Риск коммерческого кредита зависит от финансового состояния покупателя, кредитоспособности предприятия-продавца, структуры его капитала, возможностей обеспечения кредита и условий его предоставления покупателям.

Оценка финансового состояния организации, сомнительной в платежеспособном отношении, осуществляется на основе данных бухгалтерской отчетности и изучения методов работы. В бизнесе не считается предосудительным запросить такую отчетность у покупателя или поставить ему условием сделки получение гарантии оплаты счетов каким-либо солидным банком, поручительством, перечислением задатка и т.п.

Структура собственного капитала определяется на основе анализа составляющих элементов. Эффективность их использования оценивается с применением относительных показателей и коэффициентов. Особое внимание уделяется показателям, имеющим непосредственное отношение к риску продаж в кредит: отношению долговых обязательств к общей стоимости основного и оборотного капитала, соотношению текущих активов и пассивов, коэффициентам покрытия кредиторской задолженности и др.

В качестве обеспечения коммерческого кредита выступает ликвидное имущество организации, которое может рассматриваться как залог. При отпуске товаров в кредит необходимо кроме обычных, предусмотренных договорами условий учитывать общее состояние экономики в данное время и положение покупателя и поставщика на рынке соответствующих товаров и услуг.

Получить и оценить информацию о платежеспособности возможного покупателя, позволяющую кредитовать его отпуском товара в долг без особого риска для поставщика, - непростое дело. В ряде западных стран существуют специальные агентства, которые собирают такую информацию, а затем предоставляют ее за плату. На основе этой информации предприятие-продавец может создать своего рода рейтинг платежеспособности своих покупателей и в зависимости от этого проводить индивидуальную кредитно-сбытовую политику в отношении каждого клиента.

Риск дебиторской задолженности включает в себя потенциальную возможность ее значительного увеличения, роста безнадежных долгов и общего времени погашения долговых обязательств. О возможности усиления степени такого риска свидетельствует значительный рост отпуска товаров в кредит, удлинение сроков этого кредита, увеличение числа организаций-банкротов среди покупателей, общее ухудшение экономической ситуации в стране и мире.


5. Способы рефинансирования дебиторской задолженности

Для анализа и оценки дебиторской задолженности целесообразно использовать показатели оборачиваемости долговых обязательств, периода их погашения, отношения общей суммы долгов дебиторов к общей сумме активов и объему продаж.

Оборачиваемость дебиторской задолженности исчисляется как отношение объема годовой продажи в кредит к средней величине дебиторской задолженности по счетам. Если объем реализации продукции и услуг подвержен сильным колебаниям в пределах года, дебиторскую задолженность следует рассчитать как средневзвешенную величину по данным об остатках этой задолженности на конец месяца или квартала.

Период погашения долговых обязательств дебиторов определяют путем деления числа дней в году на оборачиваемость дебиторской задолженности в днях. Чем больше время просрочки в уплате задолженности, тем выше риск ее непогашения. Длительный период погашения дебиторской задолженности считается оправданным при освоении нового рынка старых товаров или при выходе на рынок с новой продукцией. Допускается это и как средство в конкурентной борьбе, но лишь для отдельных товаров и покупателей.

Дебиторская задолженность по отношению к общей сумме активов характеризует ее удельный вес в стоимости имущества и обязательств организации. Увеличение этого показателя свидетельствует об усилении отвлечения денежных средств предприятия из оборота и должно оцениваться негативно.

Дебиторская задолженность, отнесенная к объему продаж, характеризует качество управления процессом реализации продукции, товаров и услуг. Увеличение остатка долгов дебиторов по сравнению с предыдущим годом может свидетельствовать об определенных трудностях со сбытом продукции и товаров.

Оборачиваемость дебиторской задолженности за сравниваемые периоды исчислена так:

Из приведенных расчетов видно, что все соотношения, характеризующие степень возможного риска дебиторской задолженности, ухудшились. Следовательно, риск ее роста и возможности неплатежей увеличились.

Существенную роль в оценке риска дебиторской задолженности играют безнадежные долгились. Следовательно, риск ее роста и возможности неплатежей увеличились.

Существенную роль в оценке риска дебиторской задолженности играют безнадежные долги и вероятность их увеличения. Неоправданное занижение или полное исключение их вероятности уменьшают реальную сумму доходов. Для оценки динамики безнадежной дебиторской задолженности необходимо проанализировать соотношение сомнительных долгов к общей сумме дебиторской задолженности и безнадежных долгов к общему объему продаж.

В настоящее время по налоговому законодательству сомнительной признается любая задолженность в случае, если она не погашена в сроки, определенные договором, и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Безнадежными считаются долги перед налогоплательщиком, по которым истек срок исковой давности и обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (на основании акта государственного органа или ликвидации организации).

Следует иметь в виду, что это - налоговые критерии, законодательно установленные с позиций невозможности искусственного занижения величины налогооблагаемой прибыли. Сейчас их можно считать приемлемыми и для бухгалтерского учета, но со временем, когда предприятия существенно расширят границы самостоятельности в проведении зетной политики, позволяющие иметь финансовый результат, отличный от того, что определен в налоговом учете, ситуация может измениться. Право считать возврат дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной получат сами предприятия, и тогда завышение таких долгов будет представлять собой прием бухгалтерского учета, с помощью которого, с ведома собственников, можно на законных основаниях занизить размер чистой прибыли.

К существенному искажению величины реально полезных предприятием доходов приводит и доначисление резерва по сомнительным долгам из-за недостаточности ранее произведенных отчислений.

Из-за того, что объем продаж ненадежным в платежеспособном отношении покупателям возрос, сомнительные к возврату долги дебиторов увеличились. Однако их соотношение с объемом реализации продукции, товаров и услуг снизилось. Это свидетельствует о том, что чистая прибыль и реальная к возврату дебиторская задолженность несколько завышены, а величина чистой прибыли, несмотря на увеличение объема продаж на 600 тыс. руб., должна быть уменьшена. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то сумма остатка резерва присоединяется при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам деятельности организации.

Определенную часть дебиторской задолженности составляют товары, возвращенные покупателями из-за претензий к их качеству или по другим основаниям. Их величина и динамика должны подвергаться тщательному анализу для выяснения конкретных причин возврата. При этом сумма предполагаемых доходов от реализации таких товаров и чистой прибыли организации должна быть существенно уменьшена.

Большое значение для финансового управления предприятием имеет анализ тенденций изменения соотношения краткосрочной задолженности и общей суммы долгов, а также соотношения краткосрочной задолженности и величины доходов организации в анализируемом периоде.

При оценке краткосрочной дебиторской задолженности ее необходимо подразделить на обычную ("спокойную"), например, по расчетам с поставщиками, имеющими с организацией постоянные, устойчивые хозяйственные связи, и срочную дебиторскую задолженность, например, по платежам за кредит с истекающим сроком предоставления или по налоговым и приравненным к ним платежам. После этого следует проследить за динамикой изменения срочной и "спокойной" задолженности. Тенденции к увеличению удельного веса срочных долгов в общей сумме дебиторской задолженности и по отношению к "спокойным" долгам указывают на возможность существенного снижения ликвидности.

Привлечение заемных средств в оборот предприятия - явление нормальное. Это содействует временному улучшению финансового состояния при условии, что они не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что в конечном итоге приводит к выплате штрафов и ухудшению финансового положения. Поэтому в процессе анализа необходимо изучить состав, давность появления кредиторской задолженности, наличие, частоту и причины образования просроченной задолженности поставщикам ресурсов, персоналу предприятия по оплате труда, бюджету, определить сумму выплаченных пеней за просрочку платежей.

Фактическое значение продолжительности вексельного долга сравнивают со средними сроками платежей, оговоренных в векселях, и выясняют причины просрочки платежей по векселям, а также сумму дополнительно уплаченных санкций. При анализе долгосрочного заемного капитала, если он имеется на предприятии, интерес представляют сроки востребования долгосрочных кредитов, так как от этого зависит стабильность финансового состояния предприятия.

На основании данных, взятых из приложений мы можем рассчитать период инкассации долгов по кредиторской и дебиторской задолженности (табл.3).


Таблица 3. Анализ инкассации долгов по дебиторской и кредиторской

задолженности в ООО "Райтан"за 2004 - 2006 гг.

Наименование показателей 01.01. 2005 01.01. 2006 01.01. 2007
Средние остатки по счетам дебиторов, тыс. руб. 29031 111504 76537
Сумма погашенной
дебиторской задолженности, тыс. руб. 64150 185241 173564
Период инкассации дебиторской задолженности, дни 163 217 159

Анализируя произведенный расчет по инкассации дебиторской задолженности мы можем сказать, что она стала оборачиваться к концу исследуемого периода быстрее, что характеризует работу предприятия с положительной стороны, так как должники стали быстрее возвращать долги по покупным товарам, и средства все меньше стали оседать в менее ликвидных активах.

В результате проведенных расчетов наблюдается ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности на данном предприятии, что характеризует работу с отрицательной стороны, так как снижается качество этой работы.

Качество кредиторской задолженности может быть оценено также удельным весом в ней расчетов по векселям. Доля кредиторской задолженности, обеспеченная выданными векселями, в общей ее сумме показывает ту часть долговых обязательств, несвоевременное погашение которых приведет к протесту векселей, выданных предприятием, а, следовательно, к дополнительным расходам и утрате деловой репутации (табл.4).


Таблица 4. Сравнение дебиторской и кредиторской задолженности

ООО "Райтан" за 2004 - 2006 гг.

Наименование показателей 01.01. 2005 01.01. 2006 01.01. 2007
Сумма дебиторской задолженности, тыс. руб. 29031 111504 76537
Сумма кредиторской задолженности, тыс. руб. 33915 153585 44131
Приход дебиторской задолженности на 1 рубль кредиторской задолженности, руб. 0,86 0,73 1,73

Из приложения следует, что на анализируемом предприятии доля кредиторской задолженности поставщикам ресурсов, обеспеченная выданными векселями, отсутствует.

Исследования показали, что по истечении времени дебиторской задолженности стало больше приходится на каждый рубль кредиторской, что как положительно так и отрицательно сказывается на предприятии, так как она отражает рост покупательской способности населения на данные виды товаров производимые предприятием, а также характеризует отрицательную тенденцию, того, что средства задерживаются в расчетах.

Анализируя кредиторскую задолженность, необходимо учитывать, что она является одновременно источником покрытия дебиторской задолженности. Поэтому надо сравнить сумму дебиторской и кредиторской задолженности. Если дебиторская задолженность превышает кредиторскую, то это свидетельствует об иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолженность. Если кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 2 раза, то финансовое состояние предприятия считается нестабильным. На данном предприятии сумма кредиторской задолженности на начало и на конец периода превышает сумму по счетам дебиторов, однако срок ее погашения больше, чем дебиторской задолженности, что свидетельствует об иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолженность.

Таким образом, анализ структуры собственных и заемных средств необходим для оценки рациональности формирования источников финансирования деятельности предприятия и его рыночной устойчивости. Этот момент очень важен, во-первых, для внешних потребителей информации (например, банков и других поставщиков ресурсов) при изучении степени финансового риска и, во-вторых, для самого предприятия при определении же перспективного варианта организации финансов и выработке финансовой стратегии.


6. Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженности

Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности.

Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в текущих активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям либо об увеличении объема продаж, либо неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. С другой стороны, предприятие может сократить отгрузку продукции, тогда счета дебиторов уменьшатся.

Следовательно, рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно. Необходимо различать нормальную и просроченную задолженность. Наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и др. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности, приводит к замедлению оборачиваемости капитала.

Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения долгов и уменьшение прибыли. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей. По образному выражению Д, Стоуна и К. Хитчинга, это напоминает движение автомобиля. Нажмешь на акселератор и подача горючего увеличится, а значит, двигатель начнет быстрее работать. То же происходит с дебиторами. Чем сильнее на них «надавить», тем быстрее поступят деньги в оборот предприятия. Ускорить платежи можно путем совершенствования расчетов, своевременного оформления расчетных документов, предварительной оплаты, применения вексельной формы расчетов.


Заключение

В результате проведенного исследования по анализу дебиторской задолженности мы можем сказать, что в результате проведенных расчетов наблюдается ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности на данном предприятии, что характеризует работу с отрицательной стороны, так как снижается качество этой работы.

Кроме того, работа основана на использовании принципа проведения вертикального анализа, так как данный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников, когда суммы по отдельным статьям или разделам берутся в процентах к валюте баланса. Можно выдпроведения вертикального анализа, так как данный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников, когда суммы по отдельным статьям или разделам берутся в процентах к валюте баланса. Можно выделить две основные черты, характерные для работы:

• переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятия, различающихся по величине используемых ресурсов и другим объемным показателям;

• относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике.

В данном случае вертикальному анализу подвергается исходная отчетность, но должна признать, что также в этом анализе, присутствуют и горизонтальные черты.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга. Они оба ценны при межхозяйственных сопоставлениях, поскольку позволяют сравнивать отчетность разных цехов предприятия.

Цель такой оценки - более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, которая была проведена выше, а также возможностей развития на перспективу. Но как таковой возможности у этого предприятия не наблюдается ни сейчас, ни в перспективе.


Список используемой литературы

1. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф.О.И. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 520 с - (Серия «Высшее образование»).

2.А.М. Ковалева, М.Г. Лапута, Л.Г. Скамай Финансы фирмы: Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 496с. - (Серия «Высшее образование»).

3. Н.А. Проданова Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Н.А. Проданова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 336с. - (Серия профессиональное образование).

4. СМ. Пястолов Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002. - 336 с.

5. Г.В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2001. -336 с.

6. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник/Под обш;. ред.А.Н. Соломатина. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2002. -292 с. - (Серия «Высшее образование»).

7.А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 479 с. - (Высшее образование).

8. Экономика предприятия. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2002 - 416 с.