Шпаргалка: Денежная система, сущность и функции денег

Сущность и функции денег

Деньги - это средство обмена. Сущность денег заключается в том, что они служат необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса. Сущность денег характеризуется их участием в:

• осуществлении различных видов общественных отношений;

• распределении валового национального продукта (ВНП), в приобретении недвижимости, земли. определении цен, выражающих стоимость товаров. Функции денег: мера стоимости (Деньги измеряют стоимость всех товаров. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Цена определяется общественно необходимыми затратами труда на производство и реализацию товара.);

средство обращения (деньги товаров должны присутствовать реально и играют роль посредника в процессе обмена. Особенности денег как средства обращения:· реальное присутствие денег в обращении;· мимолетность их участия в обмене. В связи с этим функцию средства обращения могут выполнять неполноценные деньги — бумажные и кредитные.);

средство платежа (Товары не всегда продаются за наличные деньги, иногда с рассрочкой платежа, т.е. в кредит.);

средство накопления (Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, т.е. обеспечивая его владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению. При этом деньги извлекаются из обращения, т.е. акт продажа-купля прерывается.); мировые деньги (Появление мировых денег было вызвано возникновением внешнеторговых связей, международных займов, оказанием услуг внешнему партнеру и п.т.. Сегодня мировые деньги функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.)

 

Деньги и их виды: товарные, металлические, бумажные, безналичные

 

Товарные деньги. Должны отвечать двум осн-ым требованиям: быть достаточно распростр. и обладать относит. высокой и постоянной цен-тью. Потом появ метал деньги, бывшие долгое время в форме орудий труда, украшений. 2)Монета - результат разв тов-го произ-ва и обмена, с одной стороны, и усиливающейся эк-кой и полит-й мощи рабовладельческих гос-в, с другой. Золото выдвинулось на роль эквивалентного товара в силу его особых к-тв. Это однородность и равнокачественность: одна единица денег не отличается от другой; прочность и сохраняемость; делимость: предшествующие товарные деньги не могли делиться на доли и сохранять высокую стоимость в своей частице; компактность, портативность, легкость перемещения с места на место, с одного рынка на другой; мягкость, пластичность, хорошая ковкость; эстетическая привлекательность.

3) бумажные деньги, возникшие в результате отделения обозначен на металических деньгах номинала от реальн веса - знаки сто-сти, замещающие в обращен полноцен деньги.

4) Кредитные деньги(банкнота, вексель, чек, кредитная карточка) - вид денег, порожденный развитыми кредитными отношениями, основа современного платежно-расчетного механизма.

 

Денежное обращение и денежная масса

 

Денежное обращение - беспрерывное движение денег в наличной и безналичной форме, в процессе которого деньги выполняют функции обращения и платежа.Базовыми категориями денежного обращения являются: денежная единица, денежная масса, денежная система и денежно-кредитная политика. Денежное обращение как экономическое явление включает в себя основные характеристики денег, механизмы и способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны. Денежное обращение активно влияет на функционирование национальной экономики: 1) денежное обращение обеспечивает отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы. В случае невыполнения денежным обращением данной функции замедляется, сокращается товарно-денежный оборот, растут неплатежи; 2) денежное обращение обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке. В решении этой задачи денежного обращения важнейшее значение имеет определение оптимального объема денежной массы на национальном рынке. При невыполнении данной функции денежного обращения в экономике могут возникнуть инфляционные явления или явления дефицита товарной массы, нарушения ценовых пропорций,;3) сбалансированный денежный оборот обеспечивает социальную стабильность общества - своевременную выплату заработной платы, эффективное функционирование налоговой системы, обеспечивающее стабильное финансирование социальных статей бюджета (выплату пенсий, социальных пособий, финансирование медицинского обслуживания, образования и т. д.). Невыполнение данной функции денежного оборота влечет за собой отток денежной массы в теневую экономику, вывоз денежной массы за рубеж, выход из-под контроля Правительства социально-политической ситуации в обществе. Денежная масса — весь объём выпущенных в обращение бумажных денежных знаков и металлических монет, денежные средства на текущих счетах в банках. Выделяются такие агрегаты денежной массы как: M0(включаются только наличные деньги в обращении), M1(М0+ средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций, средства страховых кампаний, доходы населения до востребования в Сбербанке и коммерческих банках), M2(М1+ срочные вклады населения в Сбербанке), M3(М2 + сертификаты к облигации госзайма.) Денежная масса зависит от спроса на деньги и их предложения. Спрос на деньги - это количество денег, которое население желает иметь на руках (это так называемые «денежные остатки», включающие в себя как наличные деньги, так и средства на текущих банковских счетах фирм и организаций). Главное влияние на спрос на деньги оказывает динамика физического объема продукции, а также цены. Важно также доверие к национальной денежной единице и к кредитной политике государства. Предложение денег связано с достигнутым уровнем развития экономики, номинальным объемом ВВП и возможностями его роста. Оно зависят также от кредитной политики Центрального банка, умелого управления и регулирования наличной денежной массой.

 

Измерение денежной массы. Агрегаты М1, М2, М3

Денежная масса представляет собой совокупность наличных денег и денег безналичного оборота. Для измерения количества денег применяют специальные денежные показатели — денежные агрегаты, которые утверждаются в законодательном порядке.

М0 = Наличные деньги у населения + Остатки наличных денег в кассах юридических лиц

М1 = М0 + Средства юридических лиц на расчетных и текущих счетах + Вклады до востребования физических лиц в коммерческих банках

М2 = М1 + Срочные вклады населения в коммерческом банке + Срочные вклады юридических лиц

М3 = М2 + Сертификаты коммерческих банков + Облигации свободно обращающихся займов и др.

В РФ используются также денежный агрегат М2Х — «широкие деньги», который равен сумме М2 и всей сумме местных депозитов в иностранной валюте.

Использование денежных агрегатов зависит от цели, с которой они рассчитываются. Если нужно определить количество денег, находящихся вне коммерческих банков, то используется показатель М0, для измерения количества платежных средств — М1, для измерения функции денег как средства накопления — М2.

 

Понятие и структура денежной системы

Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, сопровождающее оборот товаров и услуг. Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране. Вся денежная масса в обращении находится в движении. Причем в движении находятся как наличные таки безналичные деньги. В связи с этим денежная система состоит из наличного и безналичного денежного оборота. В мире существует различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно каждым государством. К важнейшим компонентам денежной системы относятся:1. Национальная денежная единица, в которой выражены цены товаров и услуг.2. Система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте.3. Система эмиссии денег, т.е. законодательно-закрепленный порядок выпуска денег в обращение.4. Государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить 2 основные системы денежного обращения: система обращения металлических денег и система обращения кредитных и бумажных денег.


Типы денежных систем

Существуют 2 типа денежных систем в зависимости от денег, выполняющих роль всеобщего эквивалента: Денежная система металлического обращения – базируется на действительных деньгах, которые выполняют все пять функций, а обращающиеся знаки стоимости беспрепятственно обмениваются на действительные деньги. Выделяются два типа – биметаллизм и монометаллизм, в зависимости от того, сколько металла принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения. Биметаллизм – это когда роль всеобщего эквивалента закреплена государством за двумя металлами (медь и серебро, серебро и золото). Особенность – свободная чеканка монет из двух металлов, их неограниченное обращение, действуют две цены. Действует в условиях непроизводительных военных расходов и дефицита бюджета. Монометаллизм – это когда один металл играет роль всеобщего эквивалента. Характеризуется свободной чеканкой монет из одного металла (золота и серебра), действует одна цена. Различают: золотомонетный, золотослитковый, золотодевизный.

Денежная бумажно-кредитная система – утвердилась после мирового кризиса, когда были ликвидированы все формы золотого стандарта. Характеризуется: -отменой официального золотого содержания денежных единиц, золото полностью вытеснено из внешнего и внутреннего оборота (золотой резерв преимущественно в ЦБ, а также у частных лиц в виде золотых монет, слитков, украшений); -переходом к неразменным на золото кредитным деньгам; национальной денежной единицей становится банкнота ЦБ;

-расширением эмиссии банкнот для покрытия дефицита бюджета, что вызывает перерождение их в бумажные деньги; -развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного; -созданием и развитием механизмов государственного денежно-кредитного регулирования.

 

Денежная эмиссия, её виды

Эмиссия связана с выпуском в обращение денег, ценных бумаг, платежно-расчетных документов, пластиковых карточек и т.д. Фактически денежная эмиссия представляет собой выпуск в обращение денег во всех их формах, она может быть бюджетной (казначейской) и кредитной (банковской).

Бюджетная эмиссия связана с выпуском в обращение (обычно казначейством) казначейских билетов и государственных ценных бумаг для финансирования дефицита государственного бюджета. Казначейские билеты и обязательства государства обычно ничем не обеспечены и поэтому называются бумажными деньгами. При этом разность между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и затратами на их изготовление составляет доход государства, используемый на покрытие бюджетных расходов. Бюджетная эмиссия обусловлена не потребностями реального хозяйственного оборота, а величиной бюджетного дефицита. Поэтому появляющиеся в обороте дополнительные денежные знаки приводят к обесценению всей денежной массы.

Кредитная эмиссия (эмиссия денег, осуществляемая банками) связана с поступлением в оборот кредитных денег, возникающих на основе кредитных отношений. Кредитные деньги развились на базе функции денег как средства платежа, при которой один из контрагентов обмена считает возможным передать другому контрагенту товар на условиях последующей оплаты. Ранее составлялась долговая расписка, в последствии трансформировавшаяся в документ, называемый векселем. Вексель фактически является первым кредитным орудием обращения. В дальнейшем банки взамен коммерческих векселей стали выпускать свои долговые обязательства — банкноты, потом появились расчетно-платежные документы и электронные деньги.Основной целью кредитной эмиссии является обеспечение нужд денежного оборота необходимым количеством платежных средств в виде остатков на счетах в банках. Кредитную эмиссию рассматривают как пополнение денежного оборота суммой платежных средств в безналичной форме (безналичная эмиссия) и дополнительный выпуск в денежный оборот банкнот (наличных денег).

 

Сущность и функции финансов

Финансы-это экономические денежные отношения по поводу формирования, распределения, использованию фондов денежных средств. Финансы отличаются от денег по нескольким параметрам:1.Деньги-это категория более древняя(финансы возникли позднее с образованием государств)2.Деньги-всеобщий эквивалент(на них можно все купить/продать); финансы -денежные отношения, пронизывающие всю экономику. Денежные отношения возникают между:1.предприятием и Гос-вом(по поводу налогов, Гос.кредитов, дотаций, субсидий)2.самими предприятиями в ходе договоров о поставке(по поводуштрафов, неустоек, вознаграждений за особое требование заказчика)3.предприятием и вышестоящими организациями(министерство, ведомства) 4.предприятием и банком(по поводу кредитов и %-тов)5.гос.органами различных уровней 6.населением и Гос-вом(по поводу налогов, пенсий, стипендий, пособий, субсидий) 7.населением и банком(по поводу кредитов) 8.страхов.компаниями, населением, предприятиями. Функции финансов:1.распределительная(перерасп.)- основой является ВВП, а точнее его часть -вновь созданная стоимость, которая в масштабах страны наз-ся национальным доходом. Через финансы распределяется национальный доход страны. Сначала образуются первичные доходы тех кто участвует в материальном производстве(это рабочие, ИТР, фермеры, фирмы(пред-тия)). Идет перераспред. Через налоги, цены, кредиты –в итоге возникают вторичные доходы тех кто занят в непроизводственной сфере –это производные доходы(сфера услуг и Гос.управления) 2.регулирующая. Гос-во использует финансы для регулирования экономики и соц сферы. Фин.рычагами выступают налоги, гос. расходы, ценные бумаги. 3.контрольная. Фин. контроль –это проверка законности, правильности и эффективности формирования и расходования фондов денежных средств. Бывает Гос-ным и негос-ным(аудит)

 

Финансовая система и её звенья

Фин.система детализирует понятие финансы. Существует несколько определений фин.системы:1.фин.система-система форм и методов образования, респределения и использования фондов денежных средств предприятий и Гос-ва.2.фин.система-это совокупность фин.институтов страны(фин.институт-это группа однородных, экономических отношений, н-р, отношения в области бюджета, налогов, ценных бумаг). 3.фин.система-это совокупность разных сфер экономических отношений, в ходе которых возникают, распределяются денежные фонды. Фин.система РФ включает две подсистемы, которые в свою очередь делятся на звенья. Первая подсистема -гос.финансы, которые включают в себя Гос.бюджетную систему, внебюджетные фонды, Гос.кредит, страховые фонды, фондовые рынки. Вторая подсистема – финансы предприятий, учреждений, организаций разных форм собственности и включают в себя финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы общественных организаций.

Финансовая система РФ
Финансы предприятий

Гос.бюджет системы

(федеральный, региональный, местный бюджеты)

Гос.

кредит

Внебюджетные

спец.фонды

(пенсионный,ФСС,

ФОМС,ТОМС)

Страховые

фонды

Фондовый

рынок

 

Государственные финансы

Под государственными финансами понимаются экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением (перераспределением) и использованием централизованных фондов страны. Основными звеньями системы государственных финансов является государственный бюджет, государственные предприятия, государственный кредит и внебюджетные фонды. Структура государственных финансов включает бюджеты, внебюджетные фонды и кредитные отношения органов власти различных уровней. Финансы выполняют три функции:распределительная, регулирующая, контрольная. 1.распределительная(перерасп.)- основой является ВВП, а точнее его часть -вновь созданная стоимость, которая в масштабах страны наз-ся национальным доходом. Через финансы распределяется национальный доход страны. Сначала образуются первичные доходы тех кто участвует в материальном производстве(это рабочие, ИТР, фермеры, фирмы(пред-тия)). Идет перераспред. Через налоги, цены, кредиты –в итоге возникают вторичные доходы тех кто занят в непроизводственной сфере –это производные доходы(сфера услуг и Гос.управления) 2.регулирующая. Гос-во использует финансы для регулирования экономики и соц сферы. Фин.рычагами выступают налоги, гос. расходы, ценные бумаги. 3.контрольная. Фин. контроль –это проверка законности, правильности и эффективности формирования и расходования фондов денежных средств. Бывает Гос-ным и негос-ным(аудит)


Внебюджетные фонды, их функции, классификация

Классифицируются внебюджетные фонды по следующим признакам:

по целевому признаку - на социальные, экономические, научно-исследовательские, природоохранные (экологические), миграционные, содействия правопорядку, культурного назначения и другие;по уровню управления - на межгосударственные, государственные и региональные (местные). Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности. Они имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные социальные внебюджетные фонды включают: • Пенсионный фонд Российской Федерации; • Фонд социального страхования Российской Федерации; • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации; • Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи: • социальную защиту населения; • повышение жизненного уровня населения; • сохранение и улучшение здоровья населения; • социальную ориентацию безработного населения. • оказание социальных услуг населению. Аккумуляция средств во внебюджетных Фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п.

Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций.

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:

• обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;

• добровольные взносы юридических и физических лиц; • прочие доходы.

Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.

 

Страхование как звено финансовой системы

 

Страхование - одна из сфер финансовой системы. Страхование связано с распределением совокупного общественного продукта и части нац.дохода. Для страхования характерны все признаки финансов, но оно имеет и свои отличительные признаки:

1. Возникают перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный и иной ущерб.

2. Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба одного или нескольких субъектов на всех субъектов, вовлеченных в страхование. Обязательное страхование вовлекает наибольшее число участников, следовательно меньше страховой тариф и риск.

3. Страхование предусматривает перераспределение ущерба во времени и в территориальном разрезе.

4. Характерной чертой страхования является относительная безвозвратность мобилизуемых средств.

Страхование - это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет взносов страховых фондов, предназначенных для возмещения материального и иного ущерба предприятиям, организациям и физическим лицам.

 

Государственный кредит

 

Государственный кредит - экономические отношения между государством (в лице его органов власти и управления) и юридическими лицами и физическим лицами, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Если государство выступает заемщиком, то кредиторами являются банки, правительственные учреждения, корпорации, страховые компании. Если государство - в роли кредитора, то заемщиками являются местные органы самоуправления, предприятия, субъекты внешнего мира.Кредитование осуществляют государственные банки или другие госучреждения финансовой сферы. Следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. Государственный кредит- кредитные институты (банки) кредитуют различные секторы экономики. Госкредит предоставляется на началах возвратности и платности: через определенное время предоставленные взаймы средства возвращаются с процентами. Если государство выступает в роли заемщика, то кредитные ресурсы поступая в бюджет превращаются в финансовые ресурсы. Если государство выступает в качестве кредитора, то финансовые ресурсы (бюджетные средства) попадая к заемщику,превращаются в кредитные ресурсы. Государственные займы - основная форма кредита, где государство выступает в роли должника. Государственные займы выпускаются в денежной форме, в виде облигаций или других обязательств. Государственный долг образуется, когда государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов. Развитые страны наиболее активно прибегают к госзаймам в периоды экономических кризисов: когда правительство не в состоянии обеспечить поступления в казну налогов в размерах необходимых для финансирования своих расходов, госзаймы становятся 2 - м после налогов методом финансирования расходов бюджета.

 

Государственный долг: сущность и значение. Управление госдолгом

 

Государственный долг — это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это долговые обязательства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц. Государственный долг делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные — к внешнему. Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг — это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг — это расходы по выплате доходов и погашению обязательств. По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет. По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ. Под управлением государственным долгом понимается деятельность органов власти РФ по обеспечению своевременного и полного обслуживания и погашения государственным долга,минимизация в среднесрочной перспективе возникающих при этом расходов федерального бюджета, включая деятельность по оптимизации размера структуры и состава государственным долга, исключающих необходимость его реструктуризации. Основные цели управления государственным долгом являются:- поддержка объема государственным долга на экономически безопасном уровне;- обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме;- оптимизация стоимости обслуживания государственного долга РФ.

 

Финансовый контроль: содержание, значение, организация

 

Финансовый контроль - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государство, организации, учреждения, предприятия) с применением особых методов. Важнейшими принципами финансового контроля являются:

- независимость;- гласность;- превентивность (предупредительный характер);

- действенность;- регулярность;- объективность;- всеохватывающий характер.

Субъекты фин.контроля: Счетная палата, ГРУ, Центробанк, Министерство финансов, Федеральное казначейство, Федеральная служба по фин. надзору, Федеральная Налоговая служба, Федеральная таможенная служба,

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйствования.


Финансовый контроль: задачи, виды, методы

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государство, организации, учреждения, предприятия) с применением особых методов Основные задачи фин.контроля:

1. Обеспечение фин.безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

2. Выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств в том числе и перед органами государственной власти и органами самоуправления.

3. Рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечения их рационального, эффективного, законного использования.

4. Повышение эффективности финансовой политики государства.

Классификация финансового контроля осуществляется по таким признакам:

1. по времени проведения: (Предварительный; Текущий (оперативный); Последующий.

Практика показывает, что самым эффективным видом финансового контроля является предварительный. В основном он применяется на этапах рассмотрения и принятия бюджетов, финансовых планов, заключения договоров и сделок.)

2. в зависимости от субъекта контроля: (Президентский; Ведомственный; Внутрихозяйственный; Контроль представительными органами власти и органами местного самоуправления; Аудиторский; Контроль исполнительных органов власти; Контроль финансово-кредитных органов власти.)

3. по сферам финансовой деятельности;(бюджетный контроль; страховой контроль;

контроль за внебюджетными фондами; кредитный контроль; налоговый контроль;

контроль за денежной массой; инвестиционный контроль; валютный контроль.

4. по формам проведения;(обязательный (внешний); инициативный (внутренний)).

5. по методам проведения.(Проверки; Обследования; Надзор; Мониторинг (наблюдение);

Анализ финансовой деятельности; Ревизии.)

6. В зависимости от правовой природы субъектов, занимающихся контрольной деятельностью, финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным и независимым (аудиторским).

В свою очередь государственный финансовый контроль может быть:

- общегосударственным, т.е. осуществляемым органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами;

- ведомственным, т.е. проводимым на подведомственных предприятиях и учреждениях контрольно-ревизионными отделами министерств и ведомств, соответствующими управлениями исполнительных органов местной власти и т.д.

 

Социально-экономическая сущность бюджета страны

Государственный бюджет - представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, объединяющий главные доходы и расходы и имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - Парламентом. Государственный бюджет обеспечивает образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.

 

Общее понятие о структуре бюджета государства

В соответствии с законодательством Российской Федерации до принятия БК РФ бюджетная система России включала в себя три вида бюджетов:- федеральный бюджет;- бюджеты субъектов Российской Федерации: республиканские бюджеты республик РФ, областные бюджеты областей, краевые бюджеты краев, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты других субъектов Российской Федерации;- местные бюджеты: районные бюджеты, городские бюджеты, поселковые бюджеты и бюджеты других муниципальных образований.

Бюджетный кодекс РФ расширяет понятие бюджетной системы, включая в бюджетную систему не только вышеназванные бюджеты, но и бюджеты государственных внебюджетных фондов. В ст. 6 БК РФ бюджетная система РФ определяется как совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень - местные бюджеты.

В соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 15 БК РФ бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Статья 16 БК РФ закрепляет понятие местного бюджета. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. БК РФ содержит общее определение государственного внебюджетного фонда. Согласно ст. 6 БК РФ государственный внебюджетный фонд - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В ст. 13 БК РФ указывается цель его создания: «Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом».Следовательно, в бюджетную систему Российской Федерации включаются четыре государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

 

Структура доходной части федерального бюджета

 

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов гос. власти соответствующего уровня. Доходы бюджетов принято классифицировать по различным основаниям. Одной из основных выступает классификация видов доходов, выделяемых в зависимости от формы их образования:

1. Налоговые доходы:

· Прямые налоги (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и прочие доходы на прибыль или доход);· Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (ЕСН, взносы от несчастных случаев и т.д.);· Налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, платежи и лицензионные сборы);· Налоги на имущество (налоги на имущество физических лиц, на имущество предприятий и т.д.).

2. Неналоговые доходы включают:

· Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;· Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления;· Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;· Доходы в виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;· Иные неналоговые доходы.

3. Безвозмездные перечисления включают поступления от:

· Нерезидентов;· Других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисляемые по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);· Государственных внебюджетных фондов;· Государственных предприятий и учреждений;· Международных организаций.

 

Расходы федерального бюджета, их состав и структура

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Классификация видов расходов бюджета:

1.По степени предсказуемости:- запланированные;- незапланированные.

2. По экономическому содержанию:

-Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.

-Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти.

3. По уровню бюджетной системы:

- расходы федерального бюджета: (обеспечение деятельности органов государственной власти и органов исполнительной власти; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, обеспечение конверсии оборонных отраслей промышленности; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; обслуживание и погашение государственного долга; финансовая поддержка субъектов РФ и т.д.)

-Расходы бюджетов субъектов РФ: (государственная поддержка отраслей промышленности (за исключение атомной энергетики), обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; обеспечение социальной защиты населения; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение средств массовой информации; обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности)

-Расходы местных бюджетов: (содержание органов местного самоуправления; формирование и управление муниципальной собственностью; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.)

 

Дефицит государственного бюджета: сущность и причины

Бюджет может быть трех видов:1.расходы=доходам. 2.доходы>расходов(бюджет профицитный). 3.доходы<расходов(бюджет дефицитный). Дефицит бюджетный-ситуация, когда у гос-ва не хватает средств на запланированные расходы, т.е. дефицит налоговых и неналоговых доходов. Причины: спад общественного производства, рост теневого сектора, «раздутый» бюрократический аппарат, завышенные расходы на военные цели, поддержание отсталых отраслей за счет бюджета, безвоздмезная помощь другим странам, неоправданно большие соц.программы.

 

Источники покрытия бюджетного дефицита

1.сокращение бюджетных расходов, при этом страдают соц.программы и незащищенные слои населения(бюджетники)

2.изыскание дополнительных доходов- хорош там, где развивается производство и умеренная инфляция (в период кризиса не подходи)

3.выпуск(эмиссия) необеспеченных денег, что может привести к инфляции. Деньги теряют покупательную способность, в итоге обесцениваются, а цены растут.

4.одалживание денег у Гос.банка, коммерческих банков, граждан, фирм, иностранных правительств и международных организаций. Происходит через выпуск и размещение ценных бумаг, в основном, облигации. Облигация-это долговая ценная бумага, свидетельствующая о том, что ее покупатель предоставил продавцу средства в долг на определенный срок и %. В результате у Гос-ва возникает Гос.долг, который бывает внешний и внутренний.

Способы снижения бюджетного дефицита

В государствах с фиксированным количеством денег в обращении существует два традиционных способа покрытия дефицита бюджета - государственные займы и налоговые ужесточения. Можно еще добавить, как способ - эмиссию денежной массы, но этот способ чреват усилением инфляции. Основными источниками покрытия бюджетного дефицита являются: 1. налогообложение: а) возможно при экономическом росте, росте производства; б) финансирование производства возможно при помощи лизинга; в) госмонополия на производство и продажу алкогольных напитков; г) экспортное регулирование; 2. приватизация государственной собственности: а) государственный контроль за национально значимыми объектами; 3. экспортное регулирование.

 

Бюджетная система и бюджетное устройство страны

 

Бюджетная система-это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов Гос-ных небюджетных фондов. Основана на эконом-ких отношениях и Гос-ном устройстве РФ. Регулируется законодательством РФ (бюджетный кодекс РФ. Бюджетное устройство- организация бюджетной системы и принципы ее построения. Принципы сформулированы и раскрыты в гл.5 БК РФ: 1.принцип единства бюджетной системы(единая правовая база, общая денежная система, формы бюджетной документации, единообразные санкции за правонарушения, единый б/учет,единая бюджетная классификация); 2.принцип разграничения доходов/расходов м-ду уровнями бюджетной системы; 3.принцип самостоятельности бюджетов-наличие прав и обязанностей; 4.принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований; 5.принцип полноты отражения расходов/доходов в бюджетном плане; 6.принцип сбалансированности; 7.принцип результативности, эффективности использования бюджетных средств; 8.общее покрытие расходов бюджета всей суммой дохода; 9.принцип прозрачности/открытости; 10.принцип достоверности бюджетов; 11.адресность и целевой характер бюджетных средств. Базирование на этих принципах делает бюджетную систему РФ гормоничной и дает возможность ее эффективного использования.

 

Бюджетный процесс в РФ

 

Бюджетный процесс- деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность регламентируется: Конституцией РФ, бюджетным кодексом РФ, законом “Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях - законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. Бюджетный процесс охватывает 4 стадии:

1.Составление проекта бюджета явл. исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета предполагает, что Правительство РФ представляет Госдуме федерального собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год в 4 чтениях.

3. Исполнение бюджета начинается после утверждения в установленном порядке. В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета.

4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение - одна их форм финансового контроля, осуществляемого законодательными органами власти. Контроль осуществляет Счетная палата РФ. Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей готовит орган исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета об исполнении бюджета является Мин Фин. РФ.

Деятельность государственных органов от начала составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетный цикл. Основными принципами бюджетного процесса являются:

1. принцип правильности исполнения федерального бюджета

2. принцип полноты и своевременности

3. принцип финансирования расходов связанных с предоставлением бюджетных ссуд

4. принцип финансирования расходов по утвержденным обязательствам.

 

Сущность и функции налогов. Элементы налога

 

Налог –особый экономический институт т.е. совокупность эк-ких отношений по поводу перераспределения национального дохода от субъектов эк-ки в пользу публичной власти. Налог это обязательный платеж в бюджет, взимаемый в принудительном порядке. Признаки налога: переход права собственности на денежные средства к Гос-ву; обязательность; индивидуальная безвоздмезность и безвозвратность; установление в законодательном порядке внесение в определенных размерах и сроках; обеспечение платежеспособности публичной власти. Сбор –это обязательный взнос с организаций и физ.лиц, уплата которого является одним из условий совершения Гос. Органами действий в интересах плательщика(н-р, Гос.пошлина).

Налоговая система, классификация налогов

 

Налоговая система –это совокупность самых главных условий налогообл. в данной стране. Условиями являются: налоговое законодат-во, принципы налоговой политики, виды налогов и их элементы, порядок распределения налогов м-ду бюджетами, система налоговых органов, права и ответственность участников налоговых отношений. Классификация налогов:

1.  по субъектам уплаты налогов 2.по объекту обложения налогов

-налог с физ.лиц -имущество, прибыль, земля

-налог с юр.лиц -стоимость реал-ции продукции

3. по методу обложения (т.е.по виду ставки) 4.по способу обложения

-твердые, по-душные -по источнику выплаты налога

-%ные -декларационный, кадастровый

5.по источнику уплаты 6.по назначению

-выручка от продаж -общие

-себестоимость - целевые

-з/пл, доход, прибыль

7.по полноте права использования 8.по принадлежности к уровню власти

налоговых сумм -федеральные

-закрепленными  -региональные

-регулирующими -местные

9.по срокам уплаты 10по способу изъятия

-срочные  -прямые

-периодично календарные -косвенные

 

Общая характеристика прямых налогов

Прямые налоги –это такие налоги, которые накладываются на конкретного плательщика и не могут быть переложены на другого. Взимаются при владении имуществом(налог на имущество, земельный и транспортный налоги), получении дохода(налог на прибыль), заработную плату(НДФЛ).

 

Общая характеристика косвенных налогов

Косвенные налоги-это такие налоги, которые включаются в цену товаров и увеличивают ее (НДС, акцизы, налог с продаж). Взимается с производителей и продавцов (но конечным плательщиком налога является потребитель)

 

Сущность и функции кредита. Принципы кредитования

 

Кредит-форма движения ссудного капитала. Ссудный капитал-совокупность денежных средств, которые передаются во временное пользование за плату. Особенности ссудного капитала:1.владелец продает не сам капитал, а право его использования. 2.полезность ссудного капитала состоит в том, что за счет его можно обеспечить прибыль и рассчитаться с кредитом. 3.при любых покупках товар оплачивается немедленно, а отчуждение капитала происходит по особенному: и сам капитал и сама плата возвращаются ч/з некоторое время. Функции кредита: 1. аккумуляция временно свободных ден.ср-в(деньги населения на счетах банка и временно свободные деньги орг-ций на счетах-это амортизация, часть прибыли, часть оборотных ср-в) 2. перераспределительная(ч/з банки временно свободные ресурсы направляются тем кто в них нуждается) 3. стимулирование научно-технического прогресса(все новые проекты реализуются ч/з кредит) 4. экономия издержек обращения(кредит выдается в безналичной форме, а безналичное денежное обращение быстрее) 5. ускорение товарооборота, поддержание платежеспособного спроса. Принципы кредита: 1.возвратность кредита(его погашение путем перечисления денег на счет кредитора) 2.срочность кредита(возврат в заранее оговоренное время. Срок указывается в кредитном договоре) 3.платность кредита. 4.обеспеченность кредита(наличие каких-то гарантий, защита интересов кредитора) 5.целевой характер кредита(выдаются на определенные цели, который указываются в кредитном договоре) 6.дефиринцированный характер кредита(т.е. разный подход кредитора к разным заемщикам)

 

Классификация кредитов по различным критериям

 

По основным группам заёмщиков различают: кредит хозяйству, населению, государственным органам власти, другим банкам.

По назначению (направлению) различают кредит:· Потребительский;· Промышленный;

Торговый;· Сельскохозяйственный;· Инвестиционный;· Бюджетный;· Межбанковский.

По срокам пользования кредиты бывают: · До востребования;· Срочные(· Краткосрочные (от 1 года);· Среднесрочные (от 1 до 3 лет);· Долгосрочные (свыше 3 лет).

По обеспечению: необеспеченные кредиты и обеспеченные, которые, в свою очередь, по характеру обеспечения подразделяются на залоговые, гарантированные и застрахованные.

По размерам:· Мелкие (величиной менее 1% собственных средств банка);· Средние (величиной от 1% до 5% собственных средств банка);· Крупные (величиной более 5% от собственных средств банка).

По способу погашения различают ссуды, погашаемые единовременно (на определённую дату, обычно в конце срока договора), погашаемые в рассрочку (частями, долями - равномерными и неравномерными, в сроки, согласованные с банком).

 

Ссудный процент: экономическая сущность, способы исчисления

Ссудный процент-это плата за временное пользование чужим капиталом. Он выполняет несколько функций: перераспределение части прибыли, регулирование производства и торговли, антиинфляционная защита денежных средств. Ссудный процент выглядит как ставка= годовой доход от ссуды/весь ссудный капитал*100%. Ставка зависит от многих факторов: стадии цикла(подъем, кризис), темпов инфляции, от сезонности производства, от ситуации на мировой рынке.

 

Кредитная система государства

Современная кредитная система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров (в случае двухуровневой банковской системы).

Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций. В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен Центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.).

 

Банковская система государства

Банковская система в современной рыночной экономике обычно включает три основные группы кредитно-финансовых институтов:

центральный банк; коммерческие банки; специализированные кредитно-финансовые учреждения. Центральный банк осуществляет руководство всей кредитной системой страны, он призван регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и др.Центральный банк выступает в качестве агента правительства. в этом случае он консультирует правительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того, он является представителем правительства в финансовых операциях последнего. Коммерческие банки являются юридическими лицами, которым на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком, предоставляется право привлекать денежные средства от физических и юридических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности и платности.Третий элемент банковской системы - специализированные кредитно-финансовые учреждения, которые занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. В их деятельности можно выделить одну или две основные операции, они доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру. К их числу относятся инвестиционные банки, сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды и инвестиционные компании и др.

 

Коммерческие банки, их классификация

По форме собственности (по принадлежности капитала):

• государственные банки. В этом случае капитал коммерческого банка принадлежит государству. Различают два вида государственных банков: центральные банки и государственные коммерческие банки. Центральные банки многих стран являются государственными, их капитал принадлежит государству, что позволяет осуществлять свою политику и операции в соответствии с требованиями экономики, а не с целью получения прибыли. Государственные коммерческие банки обеспечивают проведение политики государства в области кредитования хозяйства, оказывают влияние на инвестиционные, расчетные операции, а через них — и на экономическое состояние клиентуры.

• акционерные банки — самая распространенная форма собственности банков на данный момент. Собственный капитал таких банков формируется за счет продажи акций. Акционерные банки подразделяются на отрытое акционерное общество, когда происходит открытая продажа акций всем желающим, и закрытое акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

• кооперативные (паевые) банки, капитал которых формируется за счет реализации паев. Это, как правило, небольшие по размерам банки, поэтому встречаются в банковской практике довольно редко;

• муниципальные банки, формируемые за счет муниципальной (городской) собственности или находящиеся в управлении города. Основной задачей таких банков является обслуживание потребностей города в банковских услугах;

• смешанные банки, когда собственный капитал банка объединяет разные формы собственности, например, акционерные банки с участием государственной собственности;

• совместные банки, или банки с участием иностранного капитала, т. е. уставный капитал их принадлежит иностранным участникам или филиалам банков других стран.

 

Активные операции коммерческих банков

Активные операции коммерческих банков представляют собой использование собственных и привлеченных(заемных) средств, осуществляемое банками в целях получения прибыли при одновременном соблюдении законодательных норм и поддержания необходимого уровня ликвидности и рациональном распределении рисков по отдельным видам операций. Ликвидность коммерческих банков- это способность банка обеспечить своевременное погашение обязательств перед своими клиентами. Активные операции можно разделить на четыре группы: 1.банковский кредит(это экономические отношения, в процессе которых банки предоставляют заемщикам денежные средства с условием их возвратности, платности, срочности) 2.инвестиционные операции(в процессе их совершения банк выступает в качестве инвестора, вкладывая ресурсы в ценные бумаги, имущество или приобретая права по совместной хозяйственной деятельности) 3.кассовые операции(прием банком от своих клиентов наличности и зачисление сумм на разные виды счетов, выдача наличности по требованию клиентов, обеспечение надежного сохранения доверенных банку средств) 4.прочие операции(это разнообразные по форме операции, приносящие банку значительный доход: операции с иностранной валютой и драг.металлами, трастовые, агентские, товарные).

Вложения, основной целью которых является поддержание ликвидности банка являются наличные средства в кассе банка, остатки на счетах в центральном банке, инвестиции в быстрореализуемые ценные бумаги, средства на счетах, депозиты и/или кредиты в других банках.

 

Пассивные операции коммерческих банков

Под пассивными операциями понимаются такие операции банков, в результате которых происходит формирование ресурсов банков. Ресурсы коммерчески банков формируются за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств.

Пассивные операции играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на рынке.

Существует четыре формы пассивных операций коммерческих банков:

1. первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка.

2. отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов.

3. получение кредитов от других юридических лиц.

4. депозитные операции.

Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций. С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов – собственные ресурсы. Следующие две формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов – заемные или привлеченные, кредитные ресурсы.


Торгово-посреднические комиссионные операции коммерческих банков

Торгово-посреднические комиссионные операции коммерческих банков-это активно-пассивные операции. Активно-пассивные операции банков-комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату -- комиссию. Именно эту группу банковских операций обычно называют услугами. Различают расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые услуги по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и прочие.

Комиссионные операции - операции, осуществляемые банками по поручению, от имени и за счет клиентов; приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения.

К данной категории операций относятся:

1. операции по инкассированию дебиторской задолженности (получение денег по поручению клиентов на основании различных денежных документов);

2. переводные операции;

3. торгово-комиссионные операции (покупка и продажа для клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов; факторинговые, лизинговые и др.);

4. доверительные (трастовые) операции;

5. операции по предоставлению клиентам юридических и иных услуг

 


Основы организации безналичного денежного оборота

Безналичный оборот является результатом экономических отношений между предприятиями, организациями и учреждениями, а также между ними и населением. Безналичный денежный оборот делится на два вида:

- товарный оборот; - нетоварный оборот.

Основным является товарный оборот. Он отражает процесс производства и реализации

совокупного продукта. В состав товарного безналичного оборота входят: платежи предприятий, организаций и учреждений за товары и оказанные услуги; платежи населения за товары и услуги, осуществляемые путем перечисления денег, хранящихся в банках, на счетах торговых организаций и предприятий, оказывающих услуги бытового характера.

В нетоварном безналичном обороте находят отражение платежи предприятий, организаций и учреждений, а также платежи населения. Преобладающим в нетоварном безналичном обороте является внутриэкономический оборот. В число нетоварных платежей предприятий, организаций и учреждений включаются: платежи в процессе формирования, распределения и перераспределения национального дохода; платежи, связанные с образованием централизованных фондов и резервов министерств и ведомств и их использованием; платежи, осуществляемые в процессе кредитования банками предприятий и организаций; страховые взносы государственных и кооперативных предприятий и организаций; уплата налогов путем удержания из заработанной платы; платежи за жилище, коммунальные и другие услуги; погашение банковского кредита; погашение потребительского кредита; перечисление заработной платы в сберегательные банки. Безналичный денежный оборот зависит от непрерывности осуществления платежей, связанных с распределением и перераспределением национального дохода. Для этого необходимо, чтобы созданный общественный продукт был реализован и его стоимость приобрела денежную форму. Если в процессе реализации товаров, т.е. превращении товарной стоимости в денежную, деньги не поступят своевременно к поставщикам товаров, то нарушаются сроки выплаты заработной платы, возникают задержки платежей в бюджет и замедляется формирование денежных фондов предприятий и организаций. Реализация считается завершенной после поступления денег на счёт поставщика.

 

Формы безналичных расчётов

Формы безналичных расчетов: Платежное поручение, Аккредитивная форма расчетов,

Расчеты по инкассо, Расчеты чеками, Расчеты векселями, Расчеты с использованием банковских карт.

Платежные поручения- самая распространенная форма безналичных расчетов.

При этой форме расчетов банк обязуется по поручению плательщика перевести определенную денежную сумму с его счета на счет указанного плательщиком лица в данном банке или в другом. Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня выписки и принимается от плательщика к исполнению только при наличии средств на его счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.

Аккредитивная форма расчетов. Сущность данной формы состоит в том, что плательщик дает поручение банку открыть аккредитив и в соответствии с этим поручением банк (банк-эмитент) обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель. Порядок расчетов с использованием аккредитива состоит в следующем.

1.Заключение договора о расчетах с использованием аккредитива с предварительным депонированием средств в банке на отдельном счете.

2. Передача в банк заявления на открытие аккредитива.

3. Перевод средств в банк поставщика и зачисление их на счет «аккредитива».

4. Сообщение поставщику об открытии аккредитива.

5. Поставка товара или оказание услуг.

6. Направление в банк поставщика расчетных документов, подтверждающих отгрузку товара (оказание услуг), списание средства со счета «аккредитивы» и зачисление их на счет поставщика.

7. Направление в банк покупателя сообщения об использовании аккредитива и сообщение об этом покупателю.

Расчеты по инкассо. При расчетах по инкассо банк (банк эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить действие (за счет клиента) по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Банк-эмитент имеет право привлекать для выполнения поручений клиента иной банк Процедура расчетов по инкассо состоит из следующих этапов.

1. Заключение договора о купле-продаже товаров, в котором предусматриваются расчеты по инкассо.

2. Поставщик производит отгрузку товаров в сроки, установленные договором.

3. Отгрузив продукцию и оформив все необходимые по условиям договора документы, поставщик представляет их в обслуживающий его банк.

4. Банк поставщика пересылает полученные документы в исполняющий банк (банк покупателя).

5-6. Банк покупателя передает полученные документы покупателю против оплаты платежного требования-поручения.

7. Денежные средства, полученные от покупателя, переводятся в банк поставщика.

8. Банк поставщик зачисляет полученные суммы на расчетный счет поставщика.

Расчеты чеками. Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обособленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Оплата должна быть произведена конкретным банком с конкретного счета чекодателя. В итого чекодержатель может не получить причитающуюся ему денежную сумму, если на конкретном счете не окажется необходимого количества средств, в то время как на других счетах чекодателя может быть средств достаточно

Расчеты векселями. Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя. Вексель -- это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы.

Расчеты с использованием банковских карт. Банковские (пластиковые) карты, эмитируемые банками, являются удобной формой осуществления расчетов.

 

Центральный банк: статус, функции, операции

В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определен как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно — кредитной системы страны. Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном банке и другими федеральными законами. Основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Банк России выполняет следующие функции:

1.во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2.монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

3.является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

4.устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5.устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6.осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

7.осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

8.регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

9.осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

10.осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11.организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12.принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

 

Денежно-кредитная политика центрального банка, её инструменты

Денежно-кредитная политика Центрального банка — совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита. Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:1.установка нормы обязательного банковского резерва (какую часть своих средств коммерческие банки должны держать в Центральном банке для обеспечения резерва); 2.регулирование официальной учётной ставки (под какие проценты Центральный банк даёт кредиты другим банкам); 3.операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств…); 4.валютные интервенции (покупка и продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарное предложение денег). Устанавливая размер резервов, Центральный банк регулирует денежные потоки. Так при увеличении обязательных резервов уменьшаются активы банков, и они вынуждены увеличивать проценты, под которые они выдают кредиты организациям и частным лицам. Обычно норма банковского резерва повышается для поддержания ликвидности банковской системы в условиях экономического кризиса (страховка на случай, если большое число вкладчиков одновременно пойдут забирать свои деньги из банка.)

 

Понятие и виды ценных бумаг

Ценные бумаги - это денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ. В российской практике используются следующие виды ценных бумаг:

1. Акции акционерных обществ - любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на долю в собственных средствах акционерного общества, на получение дохода от его деятельности и, как правило, на участие в управлении этим обществом.

2. Облигации (предприятий и т.п.) - любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа между их владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим документ (должником).

3. Государственные долговые обязательства - любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступает государство, органы государственной власти или управления (государственные краткосрочные облигации, облигации внутреннего облигационного займа 1992г. и т.п.).

4. Производные ценные бумаги - любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на покупку или продажу акций, облигаций и государственных долговых обязательств (финансовые фьючерсы и др.).

5. Сертификаты акций - ценные бумаги, являющиеся свидетельством владения поименованного в нем лица определенным числом акций.

6. Вексель - составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю).

7. Чеки - безусловное письменное распоряжение чекодателя банку (плательщику) произвести платеж чекодержателю указанной на чеке денежной суммы.

8. Прочие ценные бумаги - иные финансовые инструменты, которые Минфин РФ вправе квалифицировать в качестве новых видов ценных бумаг (коносаменты и т.п.).

Согласно российскому законодательству, не признаются ценными бумагами следующие виды ценных бумаг: - документы, подтверждающие получение банковского кредита;

- документы, подтверждающие внесение суммы в депозиты банков (за исключением депозитных и сберегательных сертификатов); - долговые расписки; - завещания; - страховые полисы; - лотерейные билеты;

 

Рынок ценных бумаг и фондовая биржа

Рынок ценных бумаг (РЦБ) — это рынок, на котором в качестве товаров выступают ценные бумаги. Главная функция РЦБ состоит в мобилизации финансовых ресурсов общества для целей организации и расширения масштабов хозяйственной деятельности. В структуре РЦБ выделяют денежный рынок и рынок капитала, первичный и вторичный рынки. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и внебиржевой сегменты. По характеру эмитентов РЦБ делится на рынки государственных и негосударственных ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг играет важное значение для регулирования экономической конъюнктуры в стране. Государственное регулирование РЦБ осуществляется путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов и инвесторов, лицензированием деятельности профессиональных участников РЦБ, регистрацией выпусков ценных бумаг, контроля за использованием служебной информации и рекламной деятельностью на РЦБ. Ведущая роль в области государственного регулирования РЦБ принадлежит Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Фо́ндовая би́ржа — организация, предметом деятельности которой являются обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен и распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг. Задачи фондовой биржи: 1.Предоставление централизованного места, где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа; 2.Выявление равновесной биржевой цены; 3.Аккумулирование временно свободных денежных средств и способствование передаче права собственности; 4.Обеспечение гласности, открытости биржевых торгов; 5.Обеспечение арбитража; 6.Обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале; 7.Разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли.

 

Операции на рынке ценных бумаг

При классификации сделок с ценными бумагами можно исходить из нескольких критериев. Наиболее важным является деление на кассовые и срочные операции. Различают также арбитражные сделки, основанные на перепродаже ценных бумаг на различных биржах, когда имеется разница в их курсах, и пакетные сделки, являющиеся сделками по купле-продаже крупных партий ценных бумаг.

Типичным для кассовой операции является то, что ее выполнение в основном происходит непосредственно после заключения сделки. Сами ценные бумаги физически не участвуют в операциях, потому что, как правило, хранятся на специальных счетах банков. Для того чтобы перевести проданные ценные бумаги из банка покупателю, их владелец выписывает специальный чек на ценные бумаги. Срочные операции являются, по существу, договорами о поставке, в силу которых одна сторона обязуется сдать в установленный срок определенное количество фондовых ценностей, а другая - немедленно их принять и оплатить заранее установленную сумму. Срочные сделки обычно заключаются на срок от одного до трех месяцев, редко - на полгода. Срочные операции представлены, прежде всего, простыми срочными операциями, фьючерсами и опционами. Финансовый фьючерс - это стандартная сделка, которая заключается по установленным биржей правилам, когда партнером в каждой сделке является сама биржа в лице ее клиринговой (расчетной) палаты. Если к фьючерсному контракту добавить такое условие, как право выбора за определенное вознаграждение (премию) купить (продать) ценную бумагу по заранее оговоренной в контракте цене или отказаться от сделки, то этот дополнительный параметр превращает срочную сделку в опцион. От англ. option - выбор.

 

Определение доходности ценных бумаг

Основные цели для оценки реальной стоимости ценных бумаг – это сделки купли-продажи ценных бумаг, оформление залога для получения кредита, в случае, когда ценные бумаги вносятся в уставной капитал предприятия, а так же когда определяется реальная рыночная стоимость компании (вместе с ее активами). Такая оценка представляет собой многоплановый и углубленный анализ деятельности предприятия, оценку финансового состояния и его перспективность. При этом производится не только анализ конкретного предприятия, оцениваются все его активы по реальной рыночной стоимости, анализируется его доходность, но и анализ соответствующей отрасли. Следовательно, оценка ценных бумаг (доходность), есть не что иное, как оценка бизнеса (то есть финансовая устойчивость предприятия-эмитента). Соответственно и оценка реальной стоимости ценных бумаг простроена по такому же принципу, что и план проведения работ по оценке бизнеса. Поэтому оценка ценных бумаг приблизительно производится по следующему плану: начинается она с анализа рынка (углубленный анализ отрасли), в стране и конкретном регионе, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Далее применяется затратный подход – рассчитывается выгода от возможных продаж, сравнительный (рыночный) подход – за основу принимаются аналогичные акции, которые продаются на открытом рынке, и доходный подход – производится с учетом средств (денег), вложенных в конкретный бизнес.

 

Мировая валютная система

В каждой стране существует своя национальная денежная система; та ее часть, в рамках которой формируются валютные курсы и осуществляются международные платежи называется валютной системой. Национальная валютная система – это форма организации валютных отношений данной страны, определяемая национальным законодательством.

На базе национальных валютных систем функционирует мировая валютная система.

Мировая валютная система – это форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства. Она сложилась на основе развития мирового рынка и закреплена межгосударственными соглашениями. В мировую валютную систему входят следующие элементы:1) международные платежные средства;2) механизм установления и поддержания валютных курсов;3) порядок балансирования международных платежей;

4) условия конвертируемости (обратимости) валют;5) режим работы валютных и золотых рынков;6) права и обязанности межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения.

 

Валютная система РФ

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль -- законное платежное средство, обязательное к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ. Под валютой РФ понимается:

· находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаем из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты:

· средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ;

· средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с ответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства российской валюты в качестве законного платежного средства.

Расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ без ограничений. Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ осуществляются в порядке, устанавливаемом Банком России.

Порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты РФ нерезидентами устанавливается Банком России в соответствии с законами РФ.

Ввоз, вывоз и пересылка в Россию или из России валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ совместно с Минфином России и Государственным таможенным комитетом РФ.

Важным элементом валютной системы выступает валютный курс -- цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах.

 

Валютный курс, факторы его формирования

Важным элементом валютной системы является валютный курс. Валютный курс необходим для взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов, сравнения цен мировых и национальных рынков, периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков. Производители и покупатели товаров и услуг с помощью валютного курса сравнивают национальные цены с ценами других стран. В результате сопоставления выявляется степень выгодности развития какого-либо производства в данной стране или инвестиций за рубежом. В связи с резким увеличением международного движения капиталов на валютный курс влияет покупательная способность валют по отношению не только к товарам, но и финансовым активам. Факторы, которые влияют на валютный курс:

1. Темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты Инфляционное обесценивание денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже.

2. Состояние платежного баланса. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств.

3. Разница процентных ставок в разных странах. Изменение процентных ставок в стране воздействует на международное движение капиталов, прежде всего краткосрочных. Повышение процентной ставки стимулирует приток иностранных капиталов, а ее снижение поощряет отлив капиталов, в том числе национальных, за границу.

4. Деятельность валютных рынков. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к понижению, то фирмы и банки заблаговременно продают ее на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты.

5. Степень использования определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах.

6. Степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках. Она определяется состоянием экономики и политической обстановкой в стране.

 

Режимы валютных курсов

Одним из важнейших элементов любой валютной системы является валютный курс, который показывает цену валюты одной страны, выраженную в валюте другой. Существуют следующие режимы валютных курсов: 1.фиксированные курсы (центральный банк устанавливает курс национальной валюты на определенном уровне по отношению к валюте какой-либо страны, к которой «привязана» валюта данной страны. Особенность фиксированного курса состоит в том, что он остается неизменным в течение более или менее продолжительного времени (нескольких лет или нескольких месяцев), т.е. не зависит от изменения спроса и предложения на валюту. Изменение фиксированного курса происходит в результате его официального пересмотра (девальвации - понижения или ревальвации - повышения).Режим фиксированного курса имеет следующие преимущества:

-количественная определенность (способствует торговле и стимулированию потока капитала);-усиливает повышенное доверие к валютной финансовой политике,

-сдерживании инфляции.). 2.плавающие курсы (Механизмы курсообразования при плавающем валютном курсе делятся на “чистое плавание” и “грязное плавание”. “Чистое плавание” - курсообразование без вмешательства центрального банка на валютном рынке. “Грязное плавание” - курсообразование при активных интервенциях ЦБ на валютном рынке.Данный курс позволяет поддерживать, а самое главное - правительство страны освобождается от функции определения подходящего курса. Использование данного режима наиболее эффективно в условиях слабой развитости международных коммерческих связей, т.е., когда состояние производства не находится в большой зависимости от внешней торговли.) 3.Промежуточные варианты режима валютного курса

К промежуточным между фиксированным и «плавающим» вариантами режима валютного курса можно отнести:режим «скользящей фиксации», при котором центральный банк ежедневно устанавливает валютный курс исходя из определенных показателей: уровня инфляции, состояния платежного баланса, изменения величины официальных золотовалютных резервов и др.;режим «валютного коридора», при котором центральный банк устанавливает верхний и нижний пределы колебания валютного курса. Режим «валютного коридора» называют как режим «мягкой фиксации» (если установлены узкие пределы колебания), так и режимом «управляемого плавания» (если коридор достаточно широк). Чем шире «коридор», тем в большей степени движение валютного курса соответствует реальному соотношению рыночного спроса и предложения на валюту;

режим «совместного», или «коллективного плавания», валют, при котором курсы валют стран - членов валютной группировки поддерживаются по отношению друг к другу в пределах «валютного коридора» и «совместно плавают» вокруг валют, не входящих в группировку


Валютное регулирование и валютный контроль в РФ

Валютное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики стран. Конечная цель валютного регулирования в странах с внутренне конвертируемой валютой - свободная конвертируемость национальной валюты. Тактические цели валютного регулирования состоят в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции, которые прежде всего связаны с основными макроэкономическими показателями. Среди данных характеристик наиболее существенными являются низкая конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке, недостаточная эффективность инвестиций, высокая инфляция, высокий уровень долгового бремени, плохая кредитная история, близкая к монопродуктовой структура экспорта, неразвитость современных рыночных институтов и, наконец, недостаточное урегулирование отношений собственности. Основой валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который определяет принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства. Целью валютного контроля в России является обеспечение соблюдения норм национального валютного законодательства на территории государства при осуществлении валютных операций.

Под валютным законодательством понимается совокупность законодательных, нормативных и ведомственных актов, регулирующих порядок осуществления в Российской Федерации валютных операций, переводов в Россию и из России за рубеж средств в иностранной валюте в различных целях, ввоз-вывоз массы наличной иностранной валюты, порядок осуществления электронных расчетов и платежей в иностранной валюте.

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

 

Платёжный баланс России

Платежный баланс составляется с целью учета результатов внешнеэкономической деятельности страны. Он является важнейшим источником информации, которая позволяет судить об эффективности участия страны в международном разделении труда и служит основой для принятия решений в области внешнеэкономической политики. Платежный баланс - это статический документ, в котором в систематизированном виде отражены все внешнеэкономические операции страны с другими государствами за определенный период времени. Платежный баланс характеризует соотношение платежей, поступающих в страну из-за границы, и платежей, произведенных ею за границей. Внешнеторговые сделки, показывающие поступление валюты в страну, отражаются в платежном балансе со знаком «плюс». Платежи и расходы за рубежом заносятся в баланс со знаком «минус». Приток валюты из-за рубежа имеет место в результате следующих поступлений:· Выручки от экспорта товаров и услуг;· Доходов от действующих за границей предприятий;· Процентов и дивидендов от международных ценных бумаг, принадлежащих юридическим лицам данной страны;· Односторонних переводов, или трансфертов (переводы пенсий гражданам, приехавшим из-за рубежа, денежные переводы родственникам, иностранная помощь);· займов, предоставленных иностранными государствами и фирмами;· денежных средств от продажи иностранцам предприятий, зданий, земли и другой недвижимости;

· выручки от реализации ценных бумаг за рубежом. Отток валюты из страны происходит при импорте товаров и услуг, денежных переводах за рубеж, кредитах иностранным государствам и фирмам покупке иностранных ценных бумаг.

Платежный баланс имеет следующие разделы:

- торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров;

- баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс «невидимых» операций);

- баланс движения капиталов и кредитов.