Реферат: Денежное обращение и денежная система

 


РЕФЕРАТ

по курсу «Финансы и кредит»

по теме: «Денежное обращение и денежная система»

 


1. Денежное обращение: сущность, наличное и безналичное обращение

Денежный оборот. Деньги находятся в постоянном движении между экономическими агентами, к которым относятся домашнее хозяйство (отдельные лица и семьи), фирмы (нефинансовые и финансовые), некоммерческие объединения (например, общественные), государство (органы госуправления, государственные учреждения и организации). В России насчитывалось в 2003 г. около 60 млн домашних хозяйств, более 3 млн фирм, 0,2 млн некоммерческих организаций и 0,4 млн госучреждений и организаций.

Движение денег во внутреннем обороте при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах есть денежное обращение.

Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота.

Денежный оборот страны равен сумме всех платежей, совершаемых экономическими агентами в разных формах за определенный период. Деньги обслуживают движение ВВП и НД, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.

Началу движения денег предшествует концентрация их у субъектов (в кошельках населения, кассах юридических лиц, на счетах в кредитных организациях, в казне государства) и возникновение необходимой потребности у них в деньгах.

Спрос на деньги возникает:

1)  при осуществлении сделок при оплате товаров, услуг. Их объем определяется номинальным ВВП — чем больше денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок;

2)  для накопления в разных видах — вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.

Денежное обращение осуществляется в двух формах: 1) наличной и 2) безналичной.

Порядок расчетов в наличной денежной форме зависит от субъекта. Граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, осуществляют расчеты в наличной форме без ограничения, в то время как для юридических лиц установлена норма пользования наличных денег по одному платежу в размере 60 тыс. руб. (Указание Центрального банка РФ от 14 ноября 2001 г.). При платежах свыше установленной нормы расчеты должны осуществляться в безналичной форме.

В соответствии с Положением Банка России от 5 января 1998 г. «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» предусматривается, что:

1)  предприятия хранят свободные денежные средства в учреждениях банка на соответствующих счетах;

2)  наличные деньги, поступающие в оборотную кассу предприятия, подлежат зачислению на соответствующий счет в кредитном учреждении;

3)  предприятие должно иметь в своей кассе наличность в пределах лимита, ежегодно устанавливаемого банками по согласованию с руководством предприятия;

4)  сверх лимита денежная наличность может храниться на предприятиях для выдачи оплаты труда, выплаты социального характера не более трех дней.

Однако эти правила на практике не выполняются предприятиями.

Прием и выдачу наличных денег осуществляют главные расчетно-кассовые центры, действующие в центрах субъектов РФ, и расчетно-кассовые центры, функционирующие в экономических развитых центрах при территориальных главных управлениях Банка России, которые формируют для этой цели оборотную кассу, а также резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет представляют собой запас не выпущенных в обращение денежных знаков для регулирования, кассовых ресурсов.

Наличные деньги выпускаются в обращение Банком России на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право Банку подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

На объем и движение наличных денег влияет, во-первых, структура реального сектора экономики данной территории. В регионах, где структурообразующими отраслями являются производства, не выпускающие товары народного потребления (например, военно-промышленный комплекс), происходит эмиссия наличных денег. В регионах, где производят преимущественно товары конечного потребления, осуществляются изъятия наличных денег из обращения. Во-вторых, влияние оказывают государственная политика и ее правовая база, которая регулирует наличный денежный оборот. В России появилось более 100 актов, регулирующих денежный оборот.

Структура денежной массы России существенно отличается от аналогичных показателей стран с развитой рыночной экономикой. Великобритания, Япония, США имеет долю наличности в денежном агрегате менее 10%, а Россия — более 1/3 (более 35,7% на 1 января 2004 г.).

Банк России с 1 января 1998 г. ввел порядок прогнозирования наличного обращения для определения объема источников поступления денег в кассы банков и направления их выдачи.

Безналичное обращение возникло в результате развития банковской системы, которая привлекает наличные деньги, превращая их во вклады на своих счетах, и осуществляет различные расчеты за счет средств клиентов. Современные безналичные деньги стали главными по объему использования во всем денежном обороте. Они выступают в разных видах в зависимости от степени ликвидности, т.е. способности денег немедленно превращаться в необходимые владельцу блага. Наличные деньги обладают наибольшей ликвидностью, так как их можно истратить немедленно. Если деньги находятся на счете, то ликвидность их снижается, поскольку требуется время, чтобы превратить в наличность и после этого истратить. Кроме того, владелец счета, сняв деньги со счета, теряет проценты и поэтому решает, что выгодно: оставить на счете и не приобретать намеченные блага или лишиться дохода на них.

Безналичное обращение регулируется ГК РФ (ст. 861—885) и Положением Банка России о безналичных расчетах в РФ от 3 октября 2002 г.

Безналичные расчеты между субъектами хозяйствования предполагают наличие денежных средств в кредитных учреждениях. В России используется преимущественно расчетный счет. Операциями по расчетному счету предприятия показывают изменения их долговых требований и обязательств, отражая распределение и перераспределение ВВП и НД.

На счет предприятия поступает выручка от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг). Это означает, что продукт получил общественное признание, а затраты на его производство возмещены. Прибыль, сконцентрированная на счете в банке, может быть использована, а процесс производства продолжен.

Открытие банком счета клиенту и оказание ему различных услуг по расчетно-кассовому обслуживанию осуществляются в соответствии с договором о банковском счете между банком и клиентом. Этот договор предусматривает обязательства и права банка и клиента, а также формы расчета. В России в соответствии с законодательством применяются различные формы безналичных расчетов. Безналичное обращение тесно связано с наличным обращением, так как деньги постоянно движутся из одной сферы в другую. Развитие электронной техники обеспечивает возможность проводить безналичные расчеты с использованием пластиковых карточек, содержащих зафиксированную информацию, которая позволяет осуществлять платежи и получать наличные деньги. Деньги в виде пластиковых карточек получили название электронных денег.

2. Денежная масса

Денежная масса и денежная база. Одним из основных количественных показателей денежного обращения является денежная масса, которая определяется количеством денег в обращении на определенный период или на определенную дату. Она включает покупательные, платежные и накопленные средства, обслуживающие различные связи и принадлежащие экономическим агентам.

С развитием форм товарного обмена и платежно-расчетных отношений состав и структура денежной массы претерпели существенные изменения. В начале XX в. при золотом обращении структура в развитых странах была такова: золотые монеты составляли - 40%, банкноты и другие кредитные деньги — 50% и остатки на счетах в кредитных учреждениях — 10%, накануне Первой мировой войны — соответственно 15,22 и 63%.

Уход золотых денег сначала из внутреннего, а затем из внешнего оборота оказал серьезное влияние на структуру денежной массы.

Действительные деньги (золотые) полностью исчезли из обращения, господствующее положение заняли неразменные кредитные деньги (прежде всего банкноты), выступающие в наличной и безналичной формах.

Вначале в экономически развитых странах, а затем и в нашей стране в финансовой статистике для анализа изменений денежной массы на определенную дату и за определенный период стали использоваться денежные агрегаты. Денежные агрегаты классифицируют деньги по видам в зависимости от ликвидности и сферы применения. Используются следующие агрегаты:

М0, M1, М2, МЗ, М4,

где М0 включает наличные деньги, т.е. деньги вне банков — банкноты, металлические монеты, казначейские билеты (бумажные деньги, сохранившиеся в Республике Джибути и некоторых других странах);

M1 состоит из агрегата МО и средств на расчетных, текущих и специальных счетах в кредитных организациях, во вкладах населения и предприятий в банках, а также на депозитах до востребования населения в Сбербанке;

М2 содержит агрегат Ml и срочные вклады населения в Сбербанке;

МЗ равен агрегату М2 плюс сертификаты и облигации госзайма;

М4 охватывает агрегат МЗ и различные формы депозитов в кредитных учреждениях.

Для определения денежной массы страны применяют разное количество агрегатов (США — четыре, Франция — два). В России для расчетов совокупной денежной массы пользуются тремя агрегатами — М0, M1, М2.

Денежная масса России на 1 января 2007 г. составила:

Денежная масса М24363,3 млрд руб.

В том числе наличные деньги М01534,8 млрд руб.

Доля М0 в М235,2%

Денежная масса как важный показатель денежного обращения используется при разработке экономической и социальной политики и установлении количественных ориентиров макроэкономических пропорций.

В России кроме денежной массы применяется такой показатель, как денежная база, который включает:

•  наличные деньги (агрегат МО с учетом остатков средств в кредитных учреждениях);

•  остатки на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России;

•  средства на корреспондентских счетах кредитных организаций и депозиты банков, размещенных в Банке России;

• обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в рублях.

Этот показатель характеризует денежно-кредитные обязательства Банка России в национальной валюте, которые обеспечивают рост денежной массы. По состоянию на 1 января 2005 г. объем денежной базы составил 2386,3 млрд руб. (т.е. на 1977,0 млрд руб. меньше денежной массы).

Денежная масса зависит от двух факторов: количества денег и скорости их оборота.

Закон денежного обращения. Количество денег, необходимое для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения. Закон денежного обращения устанавливает: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

С появлением и развитием кредитных отношений возникает функция денег как средства платежа; товары продаются в кредит под долговые обязательства. Кредит приводит к сокращению общего количества денег в обращении, поскольку определенная часть долговых обязательств взаимно погашается.

Количество действительных денег (золотых) при функционировании поддерживалось на необходимом уровне стихийно, так как регулятором выступала функция сокровища. Соотношение между массой товара и массой денег устанавливалось относительно точное. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения.

При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажноденежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможным их обесценение.

Ныне в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценивать количество денег путем приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функции не только средства обращения и средства платежа, но и меры стоимости.

Мерой стоимости товара и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимость товара не на рынке при обмене (как было раньше), а в процессе производства. Всякий товар, обмениваясь на неразменные кредитные деньги, выражает свою стоимость через приравнивание его ко множеству товаров. В связи с этим товарная сделка, оцененная в определенной сумме неразменных кредитных денег, должна обеспечить предпринимателю такое количество потребительной стоимости, которое позволит ему после реализации потребительной стоимости начать новый производственный цикл. В силу этого деньги приобретают способность всеобщего эквивалента. Хотя стихийный регулятор общей величины денег при господстве знаков стоимости отсутствует, эта роль регулирования денежного обращения переходит к государству.

Неразменные кредитные деньги, приобретая черты бумажных денег, вводятся государственной властью, которая наделяет их принудительным курсом. Их эмиссия без учета стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению.

В связи с этим большое значение приобретает вопрос о необходимости определения требуемого количества денег для обращения. Согласно классической теории А. Маршалла и И. Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы.

MY = PQ,

где М — масса денег; Р — цена товара; Y— скорость обращения денег; Q — количество товаров, представленных на рынке.

Уровень цен изменяется пропорционально изменению массы денег в обращении.

В России главная причина в конце XX в. увеличения денежной массы — огромный дефицит федерального бюджета, который на 2000 г. составил 57,87 млрд руб., или 1,08% ВВП. В течение первой половины 1990-х годов он погашался дополнительным выпуском денег в обращение, в то же время товарный оборот реально сокращался из-за сокращения объема производства, только с 2002 г. федеральный бюджет становится профицитным.

Росту денежной массы способствует денежный мультипликатор (от лат. multiplicator — умножающий), возникающий с развитием кредитной системы (в условиях двух и более уровней). Суть его в том, что денежная масса в обороте увеличивается в результате расширения кредитных операций банков со своими клиентами за счет получения средств из централизованного резерва Банка России, образованного из обязательных отчислений банков. Теоретически коэффициент мультипликации равен величине обратной ставки обязательных резервов, установленной Банком России для банков страны. Он рассчитывается за определенный период времени, обычно за год, и характеризует, насколько увеличится денежная масса в обороте за этот период. Банк России, управляя денежным мультипликатором, осуществляет денежно-кредитное регулирование в стране.

Скорость оборота денег. Это второй фактор, влияющий на денежную массу. Для расчета скорости обращения денег, т.е. их интенсивного движения при выполнении ими функций обращения и платежа, используются два показателя.

1.  Скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругообороте доходов. Этот показатель свидетельствует о связи денежного обращения с процессами экономического развития.

2.  Оборачиваемость денег в платежном обороте. Этот показатель свидетельствует о скорости безналичных расчетов. Применяются и другие показатели скорости оборота денег.

На скорость обращения денег влияют:

1)  общеэкономические факторы — циклическое развитие производства; темпы его роста, движение цен;

2)  денежные (монетарные) факторы — структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), развитие кредитных операций и взаимных расчетов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке, внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях, использование электронных денег в расчетах.

Скорость изменяется в зависимости от периодичности выплат доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.

Поскольку скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, то ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы. Увеличение денежной массы при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет к обесценению денег, т.е. в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.

 

3. Денежная система

Устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством, представляет собой денежную систему. Сформированная в XVI—XVIII вв. с возникновением и утверждением капиталистического производства, а также централизованного государства и национального рынка, денежная система по мере развития товарно-денежных отношений претерпела качественные изменения.

Исторически сложились два типа денежных систем в зависимости от денег (металлические или изготовленные из бумаги), выполняющих роль всеобщего эквивалента.

Денежная система металлического обращения. Базируется на действительных деньгах (серебряных, золотых), которые выполняют все пять функций, а обращающиеся знаки стоимости беспрепятственно обмениваются на действительные деньги. Выделяются два подтипа денежных систем металлического обращения — биметаллизм и монометаллизм — в зависимости от того, сколько металла (один или два) принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения.

Денежная бумажно-кредитная система. Эта система окончательно утвердилась после мирового кризиса, когда были ликвидированы все формы золотого стандарта.

Современная денежно-кредитная система характеризуется следующими особенностями:

1) отменой официального золотого содержания денежных единиц. Золото полностью вытеснено из внешнего и внутреннего оборота;

2) сохранением золотого резерва преимущественно в центральных банках, а также у частных лиц в виде золотых монет, слитков, украшений (тезаврация);

3) переходом к неразменным на золото кредитным деньгам;

4) национальной денежной единицей становится банкнота центрального банка;

5) выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования государства банками, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов;

6)  сохранением в денежной системе некоторых стран наряду с банкнотами бумажных денег (казначейских билетов);

7)  расширением эмиссии банкнот для покрытия дефицита бюджета, что вызывает перерождение их в бумажные деньги;

8)  развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного;

9)  созданием и развитием механизмов государственного денежно-кредитного регулирования.

Элементы, составляющие современную денежную систему, показаны на рис.1.

Рис. 1. Элементы денежной системы


Эмиссионный механизм — законодательно определенный порядок выпуска в обращение денежных знаков. Эмиссионные операции (по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах осуществляют: 1) центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банкнот, которые составляют подавляющую часть наличных денег; 2) казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажноденежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла, на которые в развитых странах приходится около 10% общего выпуска наличных денег).

Эмиссия банкнот центральным банком осуществляется тремя путями: предоставлением кредитов коммерческим учреждениям; кредитованием государства под обеспечение государственных ценных бумаг; выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

Структура денежной массы в обращении представляет собой соотношение наличных и безналичных денег, а также соотношение денежных знаков разной купюрности в общем денежном обороте.

Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве отражает совокупность правил, форм, кассовых и отчетных документов, которыми руководствуются юридические лица и население при организации налично-денежного оборота.

Принципы функционирования денежной системы. Современная денежная система основана на следующих принципах функционирования.

  Центральное управление денежной системой осуществляется экономическими методами через аппарат центрального банка.

  Прогнозное планирование денежного оборота означает разработку централизованных и децентрализованных планов, планов-прогнозов.

  Устойчивость и эластичность денежного оборота исключает, с одной стороны, инфляцию, а с другой — расширяет или сужает денежный оборот в связи с потребностями хозяйства в денежных средствах.

  Кредитный характер денежной эмиссии — выпуск новых денежных знаков в хозяйственный оборот — осуществляется только в результате проведения банками кредитных операций.

  Обеспеченность — выпускаемые в оборот денежные знаки должны быть реально застрахованы активами банка (товарно-материальными ценностями, золотом, драгоценными металлами, иностранной валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами).

  Правительству предоставляются средства только в порядке кредитования на возвратной и возмездной основе.

  Комплексное денежно-кредитное регулирование осуществляется центральным банком различными методами.

  Надзор и контроль за денежным обращением осуществляются со стороны государства через банковскую, финансовую и налоговую систему.

  На территории страны функционирует исключительно национальная денежная единица.

 

4. Денежная система Российской Федерации

Денежная система России функционирует в соответствии с федеральными законами «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г. и «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. в ред. от 27 июля 2006 г. Эти законы определили правовые основы денежной системы, а также задачи, функции и полномочия Банка России по организации денежного обращения и денежной системы.

Официальная денежная единица (валюта) в России — рубль, состоящий из 100 коп. Введение на территории РФ других единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным валютам определяется Центральным банком РФ ежедневно.

Исключительным правом эмиссии наличных денег организации их обращения и изъятия на территории РФ Центральный банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Законную платежную силу имеют следующие виды денег — банкноты и металлические монеты, обеспечиваемые всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах в Банке России.

Денежная масса России. После деноминации (изменения масштаба цен) с 1 января 1998 г. в обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100 и 500 и 1000 рублей и монеты — 1, 2, 5 рублей и 1, 5, 10 и 50 копеек. В 2006 г. выпущена банкнота достоинством 5000 руб.

Образцы банкнот и монет утверждаются Центральным банком РФ. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот должен быть не менее одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничения суммы обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.

В России ныне существует серьезная проблема соотношения денежной массы и ВВП. Данный показатель в экономической литературе получил название коэффициент монетизации. Проблема в том, что в России самый низкий в мире уровень насыщенности хозяйственного оборота деньгами. В развитых странах этот показатель колеблется от 50 до 100%, а в развивающихся странах — от 40 до 60%. В России, несмотря на значительный рост денежной массы, уровень монетизации экономики достиг в настоящее время всего около 20% ВВП.

Особенность денежной массы России состоит также и в том, что наличные деньги М0 занимают относительно высокий удельный вес, что по сравнению с концом прошлого столетия он несколько снизился. Данный показатель значительно превышает зарубежные страны. Так, в США агрегат М0 равен 10%. В целом это ведет к усугублению проблемы неплатежеспособности, особенно в отдельных регионах России, к уклонению от уплаты налогов, ослаблению влияния государства на реальные хозяйственные процессы.

Проблема России — низкий коэффициент монетизации и высокий уровень наличных денег — связана с политикой дефляции, усиленно проводимой в 1990-е годы. Она предусматривала снижение денежного спроса через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы путем:

•  ограничения денежной массы;

•  повышения процентных ставок кредита;

•  усиления налогового бремени;

•  сокращения госрасходов.

В результате, несмотря на значительную норму валового сбережения, в России из-за боязни инфляции слабо работал механизм обеспечения экономики денежной массой, необходимой для быстрого экономического развития.

Тем не менее денежная масса продолжает быстро расти главным образом в связи с большим притоком инвалюты в результате высоких цен на нефть. Российский экспорт, в котором преобладают энергоресурсы, значительно превышает импорт, что приводит к большому положительному сальдо платежного баланса и притоку иностранной валюты. Обменивая экспортные доходы в инвалюте на рубли, экспортеры автоматически заставляют Банк России эмитировать их под покупаемую им иностранную выручку, что вызывает рост денежной массы.

Отсюда вытекает особенность эмиссии денег в России: она связана с преобладанием валютного компонента в ущерб кредитной эмиссии; в результате ослаблен контроль за эмиссией со стороны финансово-кредитных учреждений.

В целях сокращения наличного обращения на территории страны Банк России осуществляет следующие функции:

1) прогнозирует и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет, а также создает их резервные фонды;

2)  определяет правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

3)  устанавливает нормы расчета наличными деньгами между юридическими лицами;

4)  разрабатывает порядок введения кассовых операций.

Организация и регулирование денежной системы осуществляются Банком в соответствии с основными направлениями денежно- кредитной политики, разрабатываемой и утверждаемой банковским законодательством. Наделенный исключительным правом эмиссии денег Банк России особенно ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

Необходимость реформирования денежной системы обусловлена:

•  продолжающимся ростом цен на товары и услуги (инфляцией);

•  нарушением функций национальной валюты, прежде всего как средства обращения и средства платежа, поскольку наряду с рублем обращаются доллар США, евро, и различные псевдоплатежные средства (налоговые обязательства, сертификаты и др.), а также функцию накопления и сбережения. Население из-за боязни инфляции накапливает доллар США, а теперь и евро.

Реформа должна:

1)  восстановить функции средства обращения, платежа, накопления рубля;

2)  расширить денежную массу, не затрагивая цены;

3)  сократить налично-денежное обращения и увеличить безналичный оборот;

4)  усилить регулирование денежного обращения с использованием инструментов Банка России.

 

5. Инфляция

Инфляция — кризисное состояние денежной системы, впервые возникшее в середине XVIII в. в связи с огромным выпуском бумажных денег. Термин «инфляция» (от лат. inflatio — вздутие) длительное время связывали с обесценением денег и ростом товарных цен, считая ее чисто монетарным явлением. Однако практика зарубежных стран показывает, что инфляция может происходить при относительно стабильных денежной массе и ценах.

В то же время рост цен не означает инфляции. Цены могут увеличиваться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но бесспорно одно: падение покупательной способности денег и повышение цен на товары тесно взаимосвязаны. Снижение покупательной способности денег чаще всего проявляется повышением цен.

Различают скрытую, или подавленную, инфляцию и открытую инфляцию.

Открытая инфляция проявляется в систематическом росте цен; скрытая инфляция — в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или несвоевременной оплате за труд, а ее последующее погашение будет производиться обесцененными деньгами.

Факторы и формы проявления инфляции. Современная инфляция не только характеризуется падением покупательной способности денег в связи с ростом цен, но и обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами (причинами) как в сфере производства и реализации, так и в денежном обращении, кредите и финансах. Первопричина инфляции — диспропорции между различными сферами хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой и потребностями хозяйства в деньгах, кредитной экспансией и др.

Необходимо различать внутренние и внешние факторы (причины) инфляции.

Среди внутренних факторов можно выделить неденежные и денежные (монетарные). Неденежные — это диспропорции хозяйства, циклическое развитие экономики, монополизация производства, государственно-монополистическое ценообразование, кредитная экспансия, неэффективная экономическая политика и др. Денежные факторы порождает кризис государственных финансов: дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия. Денежная масса превышает товарную, а также увеличение кредитных орудий обращения, скорости обращения денег и дрругие факторы взаимосвязаны.

Внешними факторами инфляции являются мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), валютная политика государства, направленная на экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт золота, валюты.

Таким образом, инфляция — это многофакторный процесс.

С 1996 г. России введено ежеквартальное исчисление дефлятора ВВП. Дефлятор ВВП — это индекс цен, используемый для расчета реального объема ВВП и соответствующей корректировки экономической политики. Дефлятор ВВП равен отношению номинального ВВП, исчисленного в текущих ценах, к реальному ВВП в неизменных ценах текущего периода.

Виды инфляции. С учетом уровня увеличения цен инфляцию подразделяют на виды, причем для каждой страны в конкретный период количество таких видов различно. Обычно различают три вида инфляции:

1)  ползучая (умеренная) — ежегодные темпы прироста цен от 3 до 5—16% — характерна для экономически развитых стран, рассматривающих ее как стимул производства;

2)  галопирующая — среднегодовые темпы прироста цен от 20 до 100% (иногда до 200%) — преобладает в развивающихся странах, вызывает беспокойство в обществе;

3)  гиперинфляция — прирост цен более 1000% в год или более 50% в неделю — возникает при экстраординарных условиях в результате коренной ломки всей экономической структуры страны и приводит к дезорганизации производства и рынка.

Экономические и социальные последствия инфляции. Некоторые экономисты считают, что инфляция с незначительными по темпам ежегодного повышения цен (3—4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. Рост цен является своеобразным стимулом для увеличения объема выпускаемой продукции. При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов в производстве. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активной инвестиционной деятельности, а рост производства восстанавливает равновесие между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.

В целом инфляция носит негативный характер. Она отрицательно сказывается на различных сторонах общественной жизни:

•  снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают нерешенным перспективы развития производства;

•  происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыли, а также легче уклониться от налогообложения;

•  расширяется спекуляция в результате резкого и неравномерного изменения цен;

•  ограничиваются кредитные операции, так как никто не верит в долг;

•  обесцениваются финансовые ресурсы государства;

•  повышение цен неизбежно влечет падение валютного курса национальной валюты, а это подталкивает рост цен (из-за удорожания импорта). Возникает так называемая «импортная» инфляция;

•  усложняется управление экономикой, подрывается авторитет органов госвласти;

•  подрываются возможности накопления капитала, из-за повышения рисков сокращаются объемы инвестиции. Начинается бегство капитала.

Главное отрицательное социальное последствие инфляции — перераспределение богатства и дохода, происходящее в том случае, если доходы не индексируются, а кредиты выдаются без учета индекса цен. Перераспределение ВВП и НД происходит в различных направлениях:

•  между разными сферами производства, отраслями хозяйства, регионами страны в силу неравномерного роста цен;

•  между населением и государством, которое использует излишнюю денежною массу в качестве дополнительного дохода. Возникает так называемый инфляционный налог;

•  между слоями и классами населения. Неодинаковый рост цен приводит к социальному расслоению, усугубляется имущественное неравенство, что негативно влияет на сбережение и текущее потребление. Особенно опасна инфляция для лиц с фиксированными доходами — пенсионеров, иждивенцев, государственных служащих;

•  между дебиторами и кредиторами. Дебиторы получают выгоды в результате обесценения денежной ссуды.

Борьба с инфляцией — один из сложнейших вопросов экономической политики. Способы снижения инфляции неоднозначны и по своим последствиям противоречивы.

Полная победа над инфляцией вряд ли достижима, поскольку нельзя ликвидировать все исключающие ее факторы — внешние и внутренние, денежные и неденежные.

Поэтому главная цель в борьбе в таким злом — сделать инфляцию управляемой.

Антиинфляционная политика государства. Основной формой стабилизации денежной системы является антиинфляционная политика государства с помощью денежной реформы и государственного дефляционного процесса.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Осуществляется она различными методами (девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.

После Второй мировой войны многие страны (Польша, Югославия, Западная Германия, Япония и др.) осуществляли денежные реформы методом «шоковой терапии»: денежные реформы носили конфискационный характер и должны были усилить контроль над ценами и заработной платой.

Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на снижение роста цен и стабилизацию денежной системы.

Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, сокращения бюджетного дефицита, повышения процентных ставок за кредит, ограничения кредитной экспансии, сдерживания денежной эмиссии, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика ведет к замедлению экономического роста. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргентирование — регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпами роста ВВП). Радикальным вариантом дефляционной политики является сильное торможение роста денежной массы соответственно падению ВВП. В результате спад ВВП может сочетаться с инфляцией, пусть и не в полной мере. Это сочетание инфляции со спадом производства называется стагфляцией (от слов «стагнация» и «инфляция»).

Этот метод в чистом виде применяется редко (при очень высокой инфляции) в силу больших побочных отрицательных эффектов. Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела роста. Применяется индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной, которая согласуется с динамикой индекса цен. Осуществление этой политики может вызвать социальные противоречия.

Страны, как правило, комбинируют оба метода.

Особенности инфляционного процесса и антиинфляционного регулирования в России. Инфляция в экономике России возникла еще в 50-х — начале 60-х годов XX в. и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья. С 1961 по 1988 г. рубль снижался и составил 40 коп. к уровню 1961 г.

Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 г., когда был отменен госконтроль над всеми потребительскими ценами, выросшими в 26 раз. С этого момента инфляционный процесс стал неотъемлемой чертой российской денежной системы.

Потребительская (базовая) корзина — это набор продуктов питания, общее количество которых на год обеспечивает минимально достаточную калорийность. Федеральный закон РФ «О потребительской корзине» (март 2006) в целом по РФ установил размер на 2006 г. — 2653 руб., т.е. на 3,3% выше действующей ранее. Теперь корзина будет пересматриваться каждые 5 лет.

В среднем за период 2000—2006 гг. инфляция снижена более чем в 3 раза, тогда как объем ВВП возрос в 1,5. Эта тенденция должна быть продолжена и в будущем.

Согласно среднесрочному прогнозу социально-экономического развития, одобренному Правительством РФ (2005—2009 гг.), инфляция должна снижаться: в 2006 г. — 8—9%, 2007 г. — до 6—7,5%, 2008 г. — до 4—5,5% и 2009 г. — 4—5%. В настоящее время установленный уровень инфляции на 2006 г. превышается. Уже сейчас ясно, что она будет на уровне 10—11%.

Российская инфляция, имеющая преимущественно немонетаристскую природу, отличается своеобразием, что обусловлено условиями ее развития, порождающими специфические причины, которые слабо реагируют на проводимую государством денежно-кредитную политику.

К таким особым причинам в 1990-е годы следует отнести:

•  значительный спад производства;

•  глубокие структурные диспропорции в экономике, проявляющиеся преобладанием тяжелой промышленности и сложным положением в сельском хозяйстве;

•  быстро растущие цены высокомонополизированных хозяйствующих субъектов (топливно-энергетический, транспортный комплексы);

•  масштабный разрыв хозяйственных связей, существовавших в СССР и затем в РФ;

•  долларизацию денежного обращения: значительный приток инвалют способствовал росту цен;

•  экономическую и социальную нестабильность;

•  огромный отток материальных и валютных ресурсов за границу;

•  вытеснение импортом отечественных товаров;

•  огромный внутренний и внешний долг;

•  либерализацию валютного законодательства, внутреннюю конвертируемость рубля, которые вызвали мощную спекуляцию на валютном рынке и быстрое падение курса рубля.

Своеобразие причин обусловило и своеобразие самого инфляционного процесса в России, который наряду с обычными формами проявлялся в:

•  нехватке платежных средств для товарно-денежного оборота;

•  неплатежеспособности государства, хозяйствующих субъектов и физических лиц. Государство не оплачивает свои госзаказы, хозяйствующие субъекты нарушают денежные обязательства по сделкам, население задерживает и уклоняется в огромных масштабах от уплаты налогов. Регионы не выполняют своих обязанностей перед Центром. Физические лица вовремя не получают зарплату, пособия, пенсии;

•  слабой собираемости налогов, вызванной не только уходом от обложения, но и обеднением определенных слоев населения и неполучением оплаты труда;

•  нарастании использования денежных суррогатов в обращении;

•  высоком уровне безработицы (в середине 1999 г. — 10,4%, что на 2% выше предыдущего года). По данным Международной организации труда, Россия по этому показателю занимала одно из первых мест.

После финансового кризиса 1998 г., вновь вызвавшего резкое повышение уровня инфляции (до 84,4%), устанавливается общая тенденция снижения потребительских цен. Инфляционный процесс в России потребовал внести серьезные коррективы в антиинфляционную политику правительства.

Для стабилизации денежной системы главный акцент делается на немонетарных методах борьбы с инфляцией наряду с проведением эффективной денежно-кредитной политики.

В современных условиях Правительство Российской Федерации вместе с Центральным банком переходит от разрозненных мер по борьбе с инфляцией к системному регулированию экономического роста при сохранении относительной ценовой стабильности.

В апреле 2006 г. Минфин России, Минэкономразвития России и Банк России разрабатывают совместный план действий по борьбе с ростом цен в стране. Исходя из того что низкая инфляция обеспечит условия для экономического роста, снижения уровня безработицы, сохранения финансовой стабильности, повышения уровня жизни населения, государство проводит широкий комплекс экономических мероприятий, направленных на стабилизацию и стимулирование производства, расширение товаров и услуг.

•  Разрабатывает и осуществляет государственную экономическую стратегию, способствующую становлению конкурентоспособного, высокотехнологичного и наукоемкого производства.

•  Усиливает стимулы производственного накопления у предпринимателей и населения.

•  Осуществляет совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов.

•  Формирует и развивает единый общероссийский рынок товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.

•  Восстанавливает государственную структуру управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен.

•  Создает условия для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики.

•  Стимулирует производство экспортной продукции, в том числе вооружения, и проводит разумную протекционную политику.

Кроме того, государство должно за счет собственных средств увеличивать товарный импорт за счет создания специализированного фонда для развития выпуска потребительских товаров и услуг, в котором будут использоваться механизмы частного государственного партнерства.

Денежно-кредитная политика ныне осуществляется в условиях сильного влияния внешних факторов конъюнктурного характера, продолжаются структурные реформы, воздействующие на инфляционные процессы и на распределение денежных потоков. Правительство РФ и Банк России в целях ограничения инфляции предусматривают следующие меры.

1.  Проведение более активной процентной политики. В прошлые годы уровень ставки рефинансирования корректируется вслед за инфляцией, отражая произошедшие изменения в состоянии денежной сферы. Ныне Банк России стремится воздействовать с помощью процентных ставок на уровень ликвидности банковской системы, объем предложений кредита и соответственно на инфляцию.

Однако этому препятствует большой приток ликвидности в экономику, что делает спрос коммерческих банков на кредиты Банка России незначительными.

2.  Переход к свободно плавающему валютному курсу рубля, который приведет к установлению тесной взаимной корреляции (взаимосвязи) между реальным уровнем развития и ценами на российский экспорт. Это окажет положительное влияние на состояние производства и приведет к резкому превышению привлекательности российских активов. В конечном итоге должно способствовать стабилизации денежного обращения. Однако в данном случае возникнет необходимость определения рыночной стоимости рубля, к чему значительная часть населения не готова. Поэтому решение о свободно плавающем курсе рубля, несмотря на официальное его принятие, не реализовано.

3. Установление эффективного контроля за строгим соблюдением предельных уровней изменения цен на продукцию и услуги естественных монополий (нефть, энергоресурсы, транспорт). Их превышение предусмотрено и среднесрочным прогнозом. Однако установленные предельные барьеры этих цен постоянно нарушаются в силу объективных причин. В формировании индекса потребительских цен все еще высокая доля принадлежит регулируемым ценам, динамика которых лежит вне сферы воздействия Центрального банка РФ. Заданный Банком России совокупный барьер регулируемых цен в 35% не выполняется.

Определенное влияние на проведение денежно-кредитной политики оказывает Стабилизационный фонд. Он создан в составе федерального бюджета РФ и концентрирует дополнительные доходы, связанные с добычей и экспортом нефти и другими энергоресурсами и высокой конъюнктурой. Обеспечивая нейтрализацию значительной части избыточной ликвидности, Фонд выступает одним из основных факторов ограничения роста потребительских цен.

Осуществление этих мероприятий в комплексе потребует определенного времени, но они неизбежно приведут к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы России в целом. Уже сегодня наметились некоторые позитивные моменты в экономике, а темпы инфляции приобрели, хотя и слабую, тенденцию к затуханию.


С заменой действительных денег знаками стоимости и последующей отменой их фиксированного золотого содержания обеспечивался свободный выпуск этих знаков в соответствии с потребностями товарного оборота независимо от наличия золотого обеспечения.

Особенности денежного обращения в России. Быстрое развитие рыночных отношений в 1990-е годы вызвало резкое расширение денежного обращения, которое функционирует в соответствии с Гражданским кодексом РФ в наличной и безналичной формах.

Налично-денежное обращение связано главным образом с доходами, расходами населения, в том числе:

1)с оплатой труда предпринимателями своим работникам и с выплатой других денежных доходов (пенсий, пособий и др.);

2)с расчетами населения с предприятиями торговли и общественного питания;

3)с помещением денег населения на вклады в кредитные учреждения и получения по ним процентов и возврата вкладов;

4)с платежами населения за жилье, коммунальные услуги, а также обязательными платежами в бюджет и внебюджетные фонды.

5)Наличие золотых запасов в эмиссионных центрах.

6)Свободный ввоз-вывоз золота и инвалюты через границу.

 


Список литературы

1. Г.А. Козлов. Теория денег и денежное обращение. М.: 2006.

2. Э.Я. Брегель. Денежное обращение и кредит капиталистических стран. Спб, 2004.

3. И.А. Трахтенберг. Денежное обращение и кредит. М., 2007.

4. В.М. Батырев. Товарно-денежное отношение, финансы и кредит в социалистическом хозяйстве, 2006.

5. Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин. Деньги и власть. М., 2008.

6. М. Фридман. Если бы деньги заговорили. М., 2007.

7. М.М. Райская и др. Инфляционные процессы в России 1992 - 1999 гг. М., 2002.