Курсовая работа: Денежный рынок Украины
содержание
ВВЕДЕНИЕ
Понятие денежного рынка страны
Характеристика элементов денежного рынка
Понятие денежной системы и её становление в Украине
Обзор денежного рынка Украины и тенденции его развития
ЗАКЛИЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
введение
Экономическая среда представляет собой пространство, где функционируют субъекты рынка связанные с денежной сферой. Сфера, в которой функционируют банки, составляет денежный оборот.
Организация и управление потоками денег, которые составляют денежный оборот, изменяет конъюнктуру денежного рынка, и таким образом реализует свою роль в экономике. Поэтому суть и основы денежного оборота важны для объяснения механизма функционирования денежно-кредитной системы.
Вся совокупность денежных платежей, осуществляемых субъектами рынка, складывает денежный оборот. Эти платежи группируются в потоки, обращающиеся на денежном рынке.
Денежный рынок балансирует денежные потоки и денежное обращение в целом. Но роль денежного рынка не ограничивается границами денежного оборота. Важнейшей качественной характеристикой денежного рынка является процент.
Денежный рынок включает в себя рынок денег (обращение до 1 года), в структуре которого находятся валютный рынок, рынок краткосрочных банковских кредитов и рынок краткосрочных финансовых активов; а так же рынок капитала (обращение больше чем год), включающий рынок ценных бумаг и рынок средне и долгосрочных банковских кредитов.
Денежный рынок нуждается в регуляции, или влиянии саморегулирующих структур. Субъектами денежного рынка являются продавцы, покупатели денежных ресурсов и посредники.
Денежные потоки в пределах денежного рынка существенно различаются, это объясняется существенной разницей прямого и опосредованного финансирования в рамках рынка.
Деньги представляют собой важный элемент рыночной системы хозяйства, а стабильность денежной системы государства – обязательное условие нормального функционирования всей национальной экономики. Разлад денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрывает рыночные механизмы, экономику в целом. Поэтому возникает объективная потребность в создании механизма государственного контроля за количеством денег и функционировании денежного оборота в рамках единой системы, которой и является денежный рынок.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение денежного рынка. Для этого необходимо будет выполнить следующие задачи:
1) определить понятие денежного рынка;
2) охарактеризовать элементы денежного рынка;
3) рассмотреть понятие денежной системы и её развитие в Украине;
4) провести обзор денежного рынка Украины за период его становления и развития.
Понятие Денежного рынка страны
Денежная система государства представляет собой такую форму организации денежного обращения, которая юридически установлена государством, учитывает исторически сложившиеся традиции и обеспечивает функционирование в стране всей финансовой системы. Основными элементами денежной системы являются:
· национальная денежная единица, т. е. принятая в данной стране за единицу мера денег, в которой выражаются все цены товаров и услуг.
· масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы, или покупательная способность этой денежной единицы;
· система эмиссии денег - законодательно установленный порядок выпуска денег в обращение, а также сами учреждения, выпускающие деньги;
· законодательно установленные формы денег - специфическая система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте данной страны;
· валютный паритет, обеспечивающий соотношение национальной валюты с валютами других стран;
· институты денежной системы - государственные и негосударственные учреждения, которые регулируют денежное обращение на законодательной основе.
Денежный рынок – часть рынка ссудных капиталов, где осуществляются в основном краткосрочные (от одного дня до одного года) депозитно-ссудные операции, обслуживающие главным образом движение оборотного капитала фирм, краткосрочных ресурсов банков, учреждения, государства и частных лиц.
Инструментами денежного рынка являются векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты. Его основные институты – банки, учетные дома, брокерские и дилерские фирмы. В качестве источников ресурсов служат средства, привлеченные банковской системой. Основными заемщиками являются фирмы, кредитно-финансовые институты, государство, население.
Денежный рынок отражает спрос на деньги и их предложение. Под предложением денег (MS) понимается общее количество денег, находящихся в обращении; оно складывается из агрегатов М1, М2, М3.
Спрос на деньги (MD) формируется из таких составляющих:
· спроса на деньги как средства обращения (делового, операционного или спроса на деньги для совершения сделок);
· спроса на деньги как средства сохранения стоимости (спроса на деньги как активы, спроса на запасную стоимость или спекулятивного спроса).
Денежный рынок – это механизм отношений между юридическими лицами (фирмами, предприятиями), которым требуются средства для своего развития, с одной стороны, и организациями и гражданами (населением, домашними хозяйствами), которые могут предоставить такие средства – с другой.
Этот рынок объединяет три главные составляющие: учетный, межбанковский и валютный рынки. Все они выполняют несколько основных функций, и в этом их сходство [16]:
- объединение мелких сбережений населения, государства, частного бизнеса, зарубежных инвесторов и создание мощных денежных фондов;
- трансформация этих средств в ссудный капитал, что обеспечивает внешние источники финансирования предприятий (фирм);
- направление части средств на межбанковский рынок, что обеспечивает устойчивость кредитной системы, а также процесс расширенного воспроизводства через выдачу опосредованных ссуд НБУ – коммерческий банк, коммерческий банк – коммерческий банк, коммерческий банк – предприятия, население;
- предоставление ссуд государственным органам для решения неотложных задач, покрытия дефицита бюджета.
Таким образом, денежный рынок позволяет совершать накопление, обращение, распределение и перераспределение денежного капитала между сферами национальной экономики. В то же время это синтез рынков различных платежных средств.
В современном мире существуют различные системы денежного обращения, каждая из которых законодательно закреплена государством и отражает исторические традиции страны.
Исторически человечество знает два основных типа денежного обращения[14]:
· систему обращения металлических денег, когда в обращении были полноценные золотые и/или серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обменивались на денежный металл;
· систему обращения кредитных и бумажных денег, которые перестали обмениваться на золото, а само золото ушло из обращения.
Первая система канула в лету, вторая действует ныне во всех странах мира с теми или иными особенностями.
Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.
Денежный оборот страны представляет собой сумму всех платежей, совершенных предприятиями, организациями и населением в наличной и безналичной формах за определенный период времени.
Денежное обращение подразделяется на налично-денежное и безналичное.
Налично-денежное обращение – движение наличных денег. Средством обращения и платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами).
Налично-денежный оборот страны – это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Данный оборот в основном связан с поступлением денежных доходов населения и их расходованием.
Безналичное обращение – это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, жироприказов, пластиковых карточек, электронных средств платежа и других расчетных документов [17].
Различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам. К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй - платежи в бюджет и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.
Между налично-денежным обращением и безналичным существует тесная взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую. Поступления безналичных средств на счета в банке - непременное условие для выдачи наличных денег. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.
С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось соотношение между наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца XIX в. Преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях удельных вес наличных денег в общей массе денежных средств, особенно в промышленно развитых государствах, невелик.
Безналичный оборот – это сумма платежей за определенный период времени, совершенных без использования наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам клиентов в кредитных организациях или взаимных расчетов. Данный оборот составляет значительную часть денежного оборота страны.
В безналичных расчетах находит выражение безналичный денежный оборот. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег в обращении, снижении издержек обращения.
Различия и особенности в организации безналичных расчетов обусловлены историческим и экономическим развитием отдельных стран. Так, в Великобритании раньше, чем в других странах, получили распространение безналичные расчеты векселями и чеками. С 1775 г. здесь возникли расчетные, клиринговые палаты - специальные межбанковские организации, осуществляющие безналичные расчеты по чекам и другим платежным документам путем зачета взаимных требований. Коммерческие банки - члены расчетной палаты - принимают к оплате чеки, выписанные на любой банк или его отделение.
Все чеки поступают в расчетную палату, где их сортируют и проводят зачет несколько раз в день. Оплачивается только конечное сальдо расчетов через счета в центральном банке. В ряде стран функции расчетных палат выполняют центральные банки. Расчетные палаты существуют также при товарных и фондовых биржах для взаимного зачета требований по заключенным здесь сделкам, что значительно упрощает и ускоряет расчеты.
В США, Канаде, Великобритании, Франции, Италии широкое развитие получила система чековых расчетов. В ряде стран континентальной Европы (Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Франции, Швейцарии) преобладают жирорасчеты, которые представляют собой систему безналичных расчетов с помощью дебетовых и кредитовых поручений, передаваемых по системам межбанковской и почтовой связи. При системе жирорасчетов плательщик выписывает приказ о снятии денег с его счета и переводе их на счет получателя.
Одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов являются также пластиковые карточки. Мировая практика показывает, что в настоящее время при всем многообразии их видов в основном применяются пластиковые карточки с магнитной полосой. Активная работа проводится и по внедрению в оборот микропроцессорной карточки, обладающей более высокой степенью защиты. Расчетные операции относятся к числу важнейших банковских операций. Они включают инкассовые, переводные и аккредитивные операции.
Характеристика элементов денежного рынка
Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, соглашения на денежном рынке опосредуются, во-первых, кредитными институтами (коммерческими банками или другими учреждениями), которые берут в долг или предоставляют денежные ссуды, во-вторых – инвестиционными или аналогичными организациями, которые обеспечивают выпуск и обращение разного рода долговых обязательств, реализуемых за деньги на учетном рынке.
Отсюда можно в рамках денежного рынка выделить рынок денежных ресурсов (наличие денег) и рынок долговых обязательств (учетных или долговых инструментов).
Учетный рынок – часть денежного рынка, где краткосрочные денежные средства перераспределяются между кредитными институтами путем купли-продажи векселей и ценных бумаг со сроками погашения, как правило, до одного года.
Учетный рынок возник в ХIХ в. на базе развития торговли и банковского дела. Его основа – учетные и переучетные операции банков, т.е. купля-продажа основных первоклассных коммерческих векселей в целях мобилизации средств, получения прибыли, инвестирования, регулирования ликвидности и т.д.
С конца ХIХ в. получил развитие рынок краткосрочных казначейских векселей, выкупаемых для финансирования государственного долга. Их продают и покупают с дисконтом. Понятие учетного рынка в некоторых странах распространяется также на сделки с государственными облигациями, до погашения которых осталось не более 5 лет.
Учетные ставки в значительной степени определяются ставкой Центрального банка, так как в последний регулирует операции денежного рынка и объем находящийся в обращении денежной массы. Операции на учетном рынке имеют большое значение для управления государственным долгом.
Основными инструментами на учетном рынке являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств.
Казначейский вексель выпускается государством для покрытия своих расходов и представляет собой его краткосрочные обязательства со сроком погашения 3,6 и 12 месяцев.
Коммерческий вексель используется для кредитования торговых операций. Он выдается предприятием под залог товаров при совершении торговой сделки как платежный документ или как долговое обязательство.
Банки могут выпускать банковские векселя, которые представляют собой средство платежа и имеют рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых – высокая ликвидность и мобильность.
Институциональная структура учетного рынка включает следующие элементы:
- центральный банк (НБУ);
- коммерческие банки;
- специальные кредитные институты, средства которых формируются за счет привлечения онкольных кредитов и 7-дневных ссуд банков (под ценные бумаги).
Онкольный кредит (on-call credit) – краткосрочный кредит, который погашается по первому требованию. Он выдается под обеспечение коммерческими, казначейскими и другими векселями, ценными бумагами, товарами; погашается заемщиком обычно с предупреждением за 2-7 дней. Онкольный кредит считается наиболее ликвидной статьей актива банка после кассовой наличности.
Учетный рынок и его институты помогают предприятиям осуществлять финансирование на основе краткосрочного привлеченного капитала – вексельных кредитов. С помощью коммерческих векселей приобретаются сырье и товары; погашаются они за счет выручки от проданного готового товара. Вексельный кредит в большинстве случаев предоставляется поставщикам.
НБУ выполняет такие операции [1]:
· - выдает кредиты коммерческим банкам;
· - покупает, хранит и продает государственные ценные бумаги;
· - выдает кредиты на срок не более 3 месяцев, под залог векселей;
· - покупает и продает иностранную валюту и платежные документы в иностранной валюте.
Межбанковский рынок – часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки.
Наиболее распространенные сроки депозитов – 1,3 и 6 месяцев, предельные – от одного дня до 2 лет [9]. Средства межбанковского рынка используются КБ не только для краткосрочных, но и для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований национальных банков. Процентные ставки учитывают собственно издержки КБ, принимаемый им кредитный риск, соотношение спроса и предложения и другие факторы. Они являются базовыми при расчете процентных ставок по другим, более долговременным кредитам на национальном и международном рынках ссудных капиталов. Межбанковский рынок играет важную роль в обеспечении нормальных условий функционирования денежного рынка. Он является объектом государственного регулирования, служит передаточным механизмом воздействия государственных органов на деятельность КБ, состояние денежно-кредитной и валютной сферы и непосредственно на экономику в целом.
Коммерческие банки могут также самостоятельно вводить определенные ограничения, например, лимиты на проведение операций с межбанковскими депозитами с каждым конкретным заемщиком или кредитором. Примерами межбанковских рынков могут служить рынок федеральных фондов США и в определенной мере – еврорынок.
Валютные рынки являются наиболее полной формой рыночных отношений. Они эффективно обслуживают внутренний и международный платежные обороты, обеспечивают своевременное осуществление расчетов, более рациональное и эффективное использование валютных средств, ускорение их оборачиваемости, управление ликвидностью в иностранной валюте, страхование “обычных” рынков от возможного изменения валютных курсов, получение участниками валютных операций прибыли в виде разницы курсов валют, проведение валютной политики, направленной на государственное регулирование экономики.
На валютных рынках происходит обмен одной валюты на другую в форме купли-продажи. Необходимость таких операций вызвана отсутствием единого платежного средства, которое можно было бы использовать в качестве международного средства обращения при расчетах во внешней торговле, по услугам, кредитам, инвестициям, межгосударственным платежам и т.п.
Основой для проведения валютных операций на валютных рынках является международная торговля и связанные с ней услуги, а также международное движение капитала и кредитов.
Валютные рынки – официальные центры, где совершается купля-продажа обращающихся на них валют. Они предоставляют собой совокупность банков, брокерских фирм, крупнейших корпораций. Главные их участники – коммерческие банки.
В зависимости от объема, характера валютных операций и набора используемых валют рынки подразделяют на международные, региональные и национальные. Международные валютные рынки находятся в Лондоне, Нью-Йорке, Франкфурте-на-Майне, Париже, Цюрихе, Токио. На региональных и национальных (местных) рынках банки проводят операции лишь с ограниченным количеством свободно конвертируемых валют.
Валютный рынок – это механизм установления правовых и экономических отношений между покупателями и продавцами валют. Спрос на иностранную валюту отражает меру зависимости национальной экономики от импорта и обуславливает конвертируемость той или иной валюты – гарантированную возможность денежной единицы свободно обмениваться на другие валюты. В случае полной конвертируемости любое физическое лицо может без преград принимать участие во внешнеэкономической деятельности. При низкой конвертируемости валютный рынок в большей мере подлежит государственному регулированию (методом введения фиксированного курса по отношению к другим валютам).
Участники валютных рынков делятся на две группы:
· пассивные, у которых время от времени возникает необходимость в проведении валютных операций (они не определяют цены);
· активные, которые устанавливают цены (market makers).
Инструментами сделок являются кредитные средства обращения и платежа (чеки, векселя), банковские переводы в иностранной валюте, наличные деньги (банкноты, монеты), банковские депозиты в иностранной валюте.
Основные виды валютных сделок [7]:
· валютный арбитраж – особый вид валютных сделок, основная цель которого, извлечь прибыль и избежать возможных потерь с помощью использования благоприятной конъюнктуры валютных рынков. Основной принцип: купить дешевле, продать дороже;
· фьючерс – формальное соглашение, по которому определенная сумма валюты продается или покупается по определенному курсу для ее передачи впоследствии в определенное время;
· опцион – соглашение, которое дает собственнику право выбора при покупке или продаже определенной суммы валюты за определенную цену до даты окончания действия. Такая покупка (продажа) – не обязанность, а право покупателя (продавца). Срок действия опционеров – несколько недель или один месяц. Опционы применяются для срочных валютных контрактов;
· варрант (warrant) – ценная бумага, связанная с обязательством продавца перед покупателем в отношении права собственности на СКВ. Владелец варранта имеет право обменять его на определенное количество валюты по твердой цене в течение определенного времени. Варрант может обращаться на рынке, приобретая свой собственный курс;
· дериват (от лат. derivatus – отведенный) – договор (опцион, фьючерс), основанный на курсах валют, ценных бумаг, товаров, который позволяет владельцу зафиксировать благоприятную с его точки зрения цену на покупку (продажу). Дериваты – это любые финансовые инструменты, но чаще всего – форвардные контракты, опционы, комбинации форвардов и опционов. Дериваты существуют в форме стандартизованных или индивидуально оформленных контрактов. Их появление связывают с финансовым инжирингом – программным обеспечением и разработкой финансовых продуктов.
Финансовый инжиринг можно определить как специфический метод управления риском, предусматривающий дробление финансовых сделок и инструментов, новых международных договорных структур и отношений, отвечающих потребностям конкрентых заинтересованных сторон.
В 80-х годах интенсивное развитие получил рынок производных ценных бумаг и “свопов”. Это связано с развитием новых информационных технологий, основанных на использовании ПК и соответствующего программного обеспечения.
Еще в конце 70-х годов наметились тенденции к либерализации финансовых рынков. Некоторое ослабление регулирования межрыночных операций (фактор повышения изменчивости, колебания цен на различных финансовых рынках) подтолкнуло к созданию новых финансовых инструментов.
Один отдельно взятый инвестор не способен самостоятельно решить все проблемы по планированию своей инвестиционной деятельности. Поэтому такие финансовые учреждения, как банки, инвестиционные фонды или страховые общества, берут на себя задачу по планированию инвестиций отдельных вкладчиков. Каждый новый инструмент, созданный в процессе финансового инжиринга, состоит из отдельных простых частей, а иногда из существующих финансовых инструментов.
Многообразие дериватов практически неисчислимо, но чаще всего выделяют следующие:
- форвардные контракты;
- опционы;
- комбинации форвардов и опционов.
Существенным является то обстоятельство, что стоимость финансового инструмента (деривата) зависит от стоимости уже существующего объекта, например акций или облигаций. Базис, с которым соотносится дериват, называется андерлаингом, или базисной стоимостью. Дериваты могут существовать в форме стандартизованных или индивидуально оформленных контрактов. В России с помощью финансового инжиринга созданы процентные “свопы” на основе финансированной и плавающей процентных ставок на рынке государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа. А контракты, которыми оперирует Германская биржа срочных сделок, являются опционами и фьючерсами. Дериваты как производственные продукты финансовых трансакций представляют собой весьма гибкие инструменты управления и формирования портфелей, причем действуют они быстрее и дешевле, чем операции по покупке и продаже ценных бумаг или валют.
Сегодня, когда особо актуальна проблема формирования оптимального портфеля ценных бумаг банков, фондов и компаний, именно производные ценные бумаги могут стать привлекательным объектом инвестирования.
Для Украины очень важно, чтобы произошло становление эффективного и открытого вторичного рынка производных финансовых институтов, а также опционов на государственные облигации. Поскольку государственных облигаций в Украине становится все больше (вследствие увеличения объема эмиссий) и появляются новые их типы (например, облигации сберегательного займа), фондовый рынок должен адекватно реагировать, предлагая новые разновидности операций.
Понятие денежной системы и её становление в Украине
Под денежной системой принято понимать форму организации денежного обращения, закрепленную в законодательном порядке и предусматривающую приведение различных элементов денежного обращения страны к определенному единству. Иными словами, денежная система – это регулируемая общегосударственными законами организация денежного обращения страны.
Каждое государство формирует свою денежную систему, определяя ее элементы соответствующими нормами [1]:
· дает наименование денежной единицы;
· определяет виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу и порядок их выпуска в обращение;
· устанавливает курсовое отношение валюты страны к иностранным валютам;
· регулирует условия денежного оборота в стране, т.е. устанавливает, какие платежи должны совершаться в порядке безналичных расчетов, а какие – с помощью наличных денег;
· устанавливает порядок и методы планирования денежного обращения и государственного контроля за денежным оборотом.
Исторически формирование денежной системы как таковой началось в докапиталистических формациях, хотя отдельные ее элементы появились значительно раньше. Окончательно структура денежной системы сложилась в ХVI-ХVII веках с возникновением и утверждением капиталистического способа производства.
В зависимости от того, в какой форме обращаются деньги как товар (в форме всеобщего эквивалента или как знаки стоимости) различают следующие типы денежных систем:
· биметаллизм;
· монометаллизм;
· обращение кредитных и бумажных денег.
При биметаллизме роль всеобщего эквивалента законодательно закреплялась за двумя металлами: золотом и серебром. Параллельное существование двух систем пропорцией для определения стоимости товаров противоречило природе денег и обусловило на определенном этапе переход к монометаллизму, который представляет собой денежную систему, при которой один металл служит всеобщим эквивалентом. При этом имел место как золотой, так и серебряный монометаллизм. Наибольший расцвет золотого монометаллизма приходится на конец ХІХ – начало ХХ века. С тридцатых годов прошлого столетия господствующей становится система неразменных на золото кредитных денег, так называемая бумажно-денежная система – система обращения номинальных знаков стоимости.
Действующая в настоящее время в Украине денежная система начала складываться в 1992 г. Провозгласив свою независимость, Украина была вынуждена отказаться от хождения на своей территории советских денежных знаков – рублей и копеек. Это объяснялось зависимостью, в которую попадала страна, ведь рубли печатали два двора в России – Москве и Ленинграде.
Первая попытка строительства самостоятельной денежной системы была предпринята в январе 1992 г., когда в обращение были введены купоны многоразового использования. А в ноябре того же года в безналичное обращение введен украинский карбованец. При расчетах 1 наличный купон приравнивался 1 карбованцу в безналичных расчетах. Таким образом, Украина вышла из рублевой зоны. Следует отметить, что использование купоно-карбованцев характеризовало лишь временную меру, переходный этап к созданию национальной денежной системы. Работа по созданию национальной денежной системы. Работа по созданию полноценной украинской денежной системы. Работа по созданию полноценной украинской денежной единицы началось еще в 1992 г., когда украинское правительство приняло решение о выпуске собственной денежной единицы – гривни. Первые гривни для Украины отпечатала в 1992 г. известная канадская компания «Canadian Bank Note Company», один из лидеров в этой области. Данная фирма выполнила 2 заказа Нацбанка Украины, первый из которых включал изготовление 1,5 млрд. купюр мелкого достоинства. Далее Украина отказывается от услуг канадцев и с мая 1993 г. начинает длительное сотрудничество с не менее известной в мире английской фирмой «Тhomas de la Rue». Однако, выпуск денег за рубежом – дело очень дорогостоящее. Поэтому в стране ведется строительство производственных мощностей для изготовления денег. В марте 1994 г. вступила в действие своя украинская Банкнотная фабрика, 68-е предприятие в мире по производству бумажных денег, оснащенное самым современным и высокотехнологичным оборудованием, произведенным в западной Европе. С октября 1994 г. на базе этой фабрики создан Банкнотно-Монетный двор НБУ, который обеспечивает изготовление всех видов денежных знаков: банкнот и монет. Данное предприятие способно изготавливать не только национальную валюту, но и денежные знаки для других стран [15].
Однако введена в оборот гривна была лишь в 1996 г. (со 2 по 16 сентября) на основании Указа Президента Украины «О денежной реформе в Украине». Законодательно было принято наименование национальной валюты – гривня, установлены виды денежных знаков в разных купюрах, обязательных к приему во все платежи внутри страны. Таким образом, в результате денежной реформы 1996 г. в стране начала функционировать полноценная национальная денежная система.
ОБЗОР ДЕНЕЖНОГО РЫНКА УКРАИНЫ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ
Стремление Украины стать полноправным членом Европейского Союза (ЕС) в настоящее время сталкивается с рядом "критериев конвергенции", установленных ЕС для своих членов и которым должна соответствовать и каждая страна-кандидат, желающая стать полноправным членом ЕС. Из того, что основной стратегической целью монетарной политики ЕС является поддержание стабильности цен в странах, вошедших в ЕС, следует, что очень важной частью его монетарной политики является стратегия поведения стран-кандидатов в члены.
Соответственно ЕС, в лице созданного в его рамках Европейского Центрального Банка (ЕЦБ), опирается на анализ динамики денежной массы, ее покупательной способности, динамики ВВП и широкого круга других экономических, социальных и финансовых показателей, на основе которых Совет ЕЦБ принимает решения, направленные на поддержание стабильности денег и цен в рамках зоны евро. При этом ЕЦБ осуществляет постоянный мониторинг процесса присоединения стран к ЕС (при достижении ими соответствия "критериям конвергенции" или основных показателей экономического развития страны). Среди таких показателей на первом месте стоит достижение высокого уровня стабильности цен в стране, определяемое таким уровнем инфляции в ней (за последний год), который не должен превышать 1,5 пункта среднего уровня инфляции не менее чем в трех странах ЕС, в которых отмечается наибольшая стабильность цен. Другим, не менее важным критерием, по которому определяется возможность присоединения страны к ЕС, является величина дефицита государственного бюджета, которая не должна превышать 3 % ВВП (при соотношении государственного долга к ВВП не более чем 60 %). Наконец, одним из критериев, учитываемых при присоединении страны к ЕС, является механизм установления валютных курсов, соответствующий механизму ЕС. В частности предполагается, что в течении как минимум двух лет валютный курс национальной денег страны остается стабильным и, соответственно, страна не имеет права по своей инициативе девальвировать национальную валюту по отношению к валюте любой страны члену ЕС.
Следует отметить, что пока в Украине абсолютные значения реального объема ВВП не публикуются. Это означает, что дать оценку уровня дефицита государственного бюджета и государственного долга в процентах к реальному ВВП не представляется возможным. Что же касается объема номинального ВВП, то он растет вместе с ростом цен в стране, а не с ростом реального объема производства. Соответственно, он не может быть базой для определения такого оценочного показателя, принимаемого во внимание ЕЦБ при рассмотрении вопроса о вступлении страны в члены ЕС, как относительный уровень дефицита государственного бюджета (не более 3% к ВВП при уровне госдолга, не превышающего 60% ВВП).
Динамика реального и номинального ВВП, денежной массы и уровня индекса потребительских цен (ИПЦ) в Украине представлен в табл. 1. [12]
Таблица 1 – Динамика реального и номинального ВВП, денежной массы и уровня ИПЦ в Украине в 1991-2007 гг. (по состоянию на конец года в % к 1991г.)
Годы | Реальный ВВП, % | Номинальный ВВП, тыс. % | М0, тыс. % | М3, тыс. % | ИПЦ, тыс. % |
1992 | 90,1 | 1,7 | 1,7 | 1,0 | 2,1 |
1993 | 77,31 | 49,3 | 43,3 | 20,1 | 215,4 |
1994 | 59,53 | 401,3 | 264,3 | 134,0 | 1079,0 |
1995 | 52,5 | 1817,3 | 874,3 | 288,7 | 3039,6 |
1996 | 47,25 | 2717,3 | 1347,0 | 390,2 | 4246,4 |
1997 | 45,8 | 3112,2 | 2044,0 | 522,5 | 4713,5 |
1998 | 44,9 | 3419,8 | 2386,0 | 654,4 | 5656,2 |
1999 | 44,8 | 4348,1 | 3194,3 | 919,6 | 6742,1 |
2000 | 47,44 | 5669,0 | 4266,3 | 1343,8 | 8481,6 |
2001 | 51,8 | 6806,3 | 6488,3 | 1906,5 | 8999,0 |
2002 | 54,5 | 7527,0 | 8811,3 | 2702,9 | 8460,1 |
2003 | 59,7 | 8911,5 | 11034,7 | 3960,1 | 9153,8 |
2004 | 67,0 | 11503,0 | 14115,0 | 5232,5 | 10280,0 |
2005 | 68,7 | 14715,1 | 20077,0 | 8086,3 | 11338,5 |
2006 | 73,6 | 17862,0 | 25000,0 | 10879,2 | 12653,8 |
2007 | 79,0 | 19600,0 | 37000,0 | 13200,0 | 14800,0 |
Как видно из данных табл. 1, наличная денежная масса Украины за все годы ее существования безудержно растет с 0,0017 млн. % в 1992 году до 37 млн., % к началу 2008 года (в процентах к 1991 году) при одновременном снижении реального объема производства. Понятно, что при таком соотношении динамики денежной массы и реального объема производства, резко возросла инфляция и, соответственно, произошло резкое обесценение национальных денег Украины, достигшее к началу 2008 года, в сравнении с 1991 годом, 14,8 млн. %.
Что же касается уровня ИПЦ относительно предыдущего года, то в 2007 году он достиг 116,6 % и в 2008 году имеет тенденции к росту, что никоим образом не соответствует требованиям монетарной политики ЕС.
Уместно отметить, что безудержное наращивание наличной денежной массы (без учета динамики реального ВВП) при наличии дефицита государственного бюджета и внешнего долга, величина которого к 1.07.2008 года приблизилась к 100 млрд. долларов США, позволяет сделать вывод о наличии неприкрытой заинтересованности эмитента (НБУ) в наращивании объемов эмиссии наличных гривен. Последнее обусловлено тем, что эмиссия наличных денежных билетов позволяет эмитенту получать ежегодно немалый эмиссионный доход, который может быть направлен и на частичное покрытие дефицита государственного бюджета, и на частичное покрытие внешнего государственного долга.
Практически вся номинальная стоимость выпущенных в обращение денежных билетов представляет собой эмиссионный доход НБУ который, в соответствии со ст 5 Закона Украины "Про НБУ", все свои свободные доходы направляет на покрытие дефицита государственного бюджета, возросшего за 2007 год с 3,6 млрд. грн. до 8,2 млрд. грн. Соответственно, заинтересованность НБУ в наращивании объемов эмиссии наличных денег становится совершенно очевидной. Однако наращивание объёма наличной денежной массы, приведшее к безудержному росту цен – инфляции, соответственно привело к снижению покупательной способности гривны (табл. 2).
Таблица 2 – Динамика покупательной способности гривны за период 1996-2007 гг. [5]
Показатели | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Розничный товарооборот (млрд.грн.) | 17,3 | 18,9 | 19,3 | 22,2 | 28,8 | 34,4 | 39,7 | 50,0 | 67,6 | 94,3 | 130,0 | 175,1 |
Наличнодене-жная масса (млрд.грн.) |
4,0 | 6,1 | 7,2 | 9,6 | 12,8 | 29,5 | 26,4 | 33,1 | 42,3 | 60,2 | 75,0 | 111,1 |
Покупательная способность гривны | 4,32 | 3,1 | 2,7 | 2,3 | 2,25 | 1,17 | 1,5 | 1,51 | 1,6 | 1,57 | 1,73 | 1,57 |
Как видно из данных табл. 3, покупательная способность гривны с момента ее ввода в обращение снизилась почти втрое, в чем проявляется безудержное наращивание наличной денежной массы (без учета динамики объема реального производства) и, соответственно, безудержный рост цен (рост инфляции). Вместе с тем, как отмечает первый заместитель Председателя НБУ А, Шаповалов, каждый дополнительный процент инфляции в совокупности «съедает» больше миллиарда гривен в реальных доходах населения. При таких условиях становится очевидным, что безудержный рост инфляции в Украине существенно снижает не только покупательную способность ее национальной валюты – гривны, но и покупательский спрос ее населения, который сегодня итак недопустимо низкий (табл. 3).
Таблица 3 – Соотношение стоимости минимального и реального прожиточного минимума с минимальной и средней номинальной заработной платой в Украине в 2000-2007 гг. [4]
Показатели | 2000 | 2001 | 2003 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Установленный законом прожиточный минимум (грн./месяц) |
270,1 | 311,3 | 342,0 | 342,0 | 362,2 | 423,0 | 472,0 | 510,0 |
Реальный (средний по Украине) прожиточный минимум (грн./месяц) | 500 | 550 | 700 | 750 | 950 | 1100 | 1370 | 1500 |
Показатели | 2000 | 2001 | 2003 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Минимальная заработная плата (грн. / месяц) | 118,0 | 118,0 | 165,0 | 205,0 | 237,0 | 310,0 | 400,0 | 460,0 |
То же. в % к установлен-ному законом прожиточ-ному минимуму | 43,7 | 37,9 | 48,2 | 59,9 | 65,5 | 73,3 | 84,7 | 90,2 |
Средняя номинальная зарплата (грн. / месяц) | 230 | 311 | 376 | 462 | 590 | 806 | 1041 | 1351 |
Как видно из данных табл. 3, размер минимальной заработной платы (не говоря уже о пенсиях) в Украине во всех годах исследуемого периода был ниже официально установленного правительством прожиточного минимума. При этом, если в 2000-2002 гг, минимальная заработная плата не обеспечивала и 50 % прожиточного минимума, то в 2007 г, она обеспечивает более 50% прожиточного минимума и имеет тенденцию к росту, обеспечивая в 2007 году уже 90,2 % минимального прожиточного минимума. Что касается прожиточного минимума в 2008 году установленного на уровне 605 грн. в месяц, то с 1.07.2008 года он увеличен правительством страны всего на 2 гривны (в сравнении с прожиточным минимумом с начала 2008 года). Здесь необходимо отметить, что данный прожиточный минимум, установленный правительством Украины, не соответствует медицинским нормам существования человека, лишь поддерживая жизнь последнего.
Как видно из данных табл. 3. средняя номинальная заработная плата по стране в два – два с половиной раза выше минимальной заработной платы. Однако, фактический прожиточный минимум все же выше средней номинальной заработной платы в стране и почти втрое выше официально установленного прожиточного минимума. В результате такой социальной политики правительства, при которой минимальная заработная плата ниже прожиточного минимума (а прожиточный минимум не соответствует нормам жизни человека), доля основного официального дохода (именно, с которого и взимается налог в бюджет) населения – заработная плата в его текущих расходах, непрерывно снижается (табл. 4).
Таблица 4 – Соотношение текущих расходов населения (оплаты товаров и услуг) и номинальной оплаты труда в Украине в 1996-2006 гг. [5]
Показатели | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Текущие расходы населения (млрд. грн.) | 27,4 | 31,9 | 34,9 | 41,8 | 59,0 | 77,8 | 153,6 | 180,7 | 222,3 | 306,8 | 385,7 |
Оплата труда (млрд. грн.) | 23,7 | 25,6 | 26,2 | 30,7 | 42,3 | 56,4 | 78,9 | 94,6 | 117,2 | 160,6 | 205,1 |
То же, в % к текущим расходам | 86,5 | 80,2 | 75,0 | 73,4 | 71,7 | 72,5 | 51,4 | 52,3 | 52,7 | 52,3 | 53,2 |
Как видно из данных табл. 4, удельный вес оплаты труда в текущих расходах населения к началу 2007 г. составлял только 53,2 %. Это означает, что население Украины на организованном рынке труда не может обеспечить покрытие своих текущих расходов и вынуждено либо уезжать на заработки в другие страны, создавая, тем самым, специфическую прослойку населения Украины – "заработчан", либо искать на неорганизованном рынке Украины источник покрытия своих текущих расходов (необлагаемый налогом), которые, к тому же, из-за непрерывного роста цен, также растут.
Уместно отметить, что снижение покупательского спроса населения и покупательной способности гривны, рассмотренное выше, создаёт денежному рынку Украины серьезные трудности во всех отраслях экономики станы и, прежде всего, в банковской системе и страховой деятельности, так как резко снижается их ресурсная база. Это выражается в том, что, несмотря на рост общей массы вкладов в денежной массе, из-за низкого уровня оплаты труда подавляющей части населения Украины, не имеющего временно свободных средств и, соответственно не может создавать вклады, так же как и страховать свою деятельность, жизнь и имущество.
Анализ валютного рынка Украины показал, что ее национальная валюта привязана к доллару США в связи с чем, экономика страны долларизирована. Именно поэтому, говоря о курсе гривны, как правило, подразумевают ее курс именно к доллару США (табл. 5), несмотря на то, что НБУ устанавливает курс гривны практически ко всем валютам Классификатора иностранных валют НБУ.
Таблица 5 – Официальный валютный курс гривны к доллару США в 1996-2007 гг. (по состоянию на конец года, гривен за 1 доллар США) [4]
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
1,76 | 1,90 | 3,42 | 5,22 | 5,43 | 5,30 | 5.33 | 5.33 | 5,30 | 5.35 | 5.05 | 5.05 |
Как видно из данных табл. 5, курс гривны к доллару США с момента ее выпуска в обращение возрос к началу 2008 года почти втрое (с 1,76 до 5.05 гривен за 1 доллар США). Это свидетельствует о том, что покупательная способность гривны втрое снизилась, причем не только к товарам, но и к валютам и, в частности, к курсообразующей валюте – доллару США. И дело не меняется от того, что НБУ волюнтаристским путем снизил в начале 2008 года курс доллара до 4,85 гривен за доллар (аналогично предыдущему волюнтаристскому снижению курса доллара в гривнах до 5,05), искусственно повысив ценность (покупательную способность) гривны.
Заслуживает внимания тот факт, что формирование НБУ официального валютного курса гривны отлично от порядка установления курсов валют в рамках ЕС, в котором ни для каких валют курсы не фиксируются. Что же касается Украины, то для основной курсообразующей валюты – доллара США – применяется практика фиксирования валютного курса, хотя для других валют их курсы формально формируются под влиянием спроса и предложения на валюту. Однако так как валютный рынок Украины регулируемый, то, соответственно, и курсы валют, регулируемые и не отражают их истинного уровня.
Уместно отметить, что наличие такой прослойки населения Украины как "заработчане" возникло в связи с низким уровнем как прожиточного минимума, так и уровнем минимальной заработной платы. Именно "заработчане" способствовали усилению долларизации экономики Украины, так как они по разным оценкам ежегодно пересылали (и пересылают) а Украину от 10 до 50 млрд. единиц иностранной валюты (в долларовом эквиваленте), что позволило НБУ пополнять свои золотовалютные резервы за счет интервенций на межбанковском валютном рынке Украины.
Интервенции были основным источником роста международных резервов, объем которых с начала 2007 года увеличился на 10,2 млрд. дол. США (на 45,9 %), и по состоянию на 01.01.2008 г. международные резервы составляли почти 32,5 млрд. дол. США.
Уместно отметить, что именно по этой причине международные резервы (в месяцах импорта будущего периода) в 2006-2007 гг. достигли 4 месяцев, за счет практически единственной составляющей золотовалютные резервы НБУ в эти годы – свободно-используемых валют (табл. 6).
Таблица 6 – Состав и структура золотовалютных резервов НБУ в 2000-2007 гг. (по состоянию на конец года, %) [4]
Вид золотовалютного резерва | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Золото | 8,4 | 4,4 | 4,0 | 3,0 | 2,3 | 1,4 | 2,3 | 2,1 |
СДР и резервная позиция в МВФ | 16,8 | 8,1 | 0,6 | 0,3 | – | – | – | – |
Свободно-используемые валюты | 74,8 | 87,5 | 95,7 | 96,7 | 97,7 | 98,6 | 97,7 | 97,9 |
Как видно из данных табл. 6, удельный вес свободно-используемой валюты в составе золотовалютных (международных) резервов НБУ за исследуемый период имеет тенденцию к росту (за счет интервенций на внутреннем валютном рынке страны), в то время как удельный вес золота – к снижению. Что же касается СДР и резервной позиции Украины в МВФ, то удельный вес этих активов, начиная с 2004 года, сократился до нуля. Такая динамика состава и структуры международных резервов Украины позволяет сделать вывод о том, что НБУ испытывал и испытывает в настоящее время значительные трудности, обусловленные недостаточностью источников покрытия международной ликвидности, что и принуждает НБУ формировать международные резервы именно в свободно-используемых валютах, привлекаемых им за счет интервенций на внутреннем валютном рынке Украины. Это означает, что для формирования основной суммы (более 95 %) своих международных резервов в свободно-используемой валюте, НБУ необходима соответствующая гривневая масса, которую он и выпускает без учета динамики роста объема реального ВВП и темпов роста инфляции.
Уместно отметить, что долларизация экономики Украины возникла еще в 1992-1994 годах, когда введенный в обращение карбованец непрерывно утрачивал свою покупательную способность, утрачивая при этом и всеобщую приемлемость национальных денег страны. При этом цены товаров длительного пользования стали выражаться в устойчивой валюте (какой и был доллар США) и само-собой население стало использовать доллары в расчетах за товары и услуги на неорганизованном (а в ряде случав и на организованном) рынке и диверсифицировать в долларах свои сбережения, в связи с чем доля иностранной валюты в узкой денежной массе Украины, т.е. на счетах до востребования (депозитов) превысила 60 % М1, в то время как в денежной массе по МЗ удельный вес инвалюты не превышал 27 % (табл. 7).
Таблица 7 – Доля иностранной валюты а денежной массе Украины в 1996-2007 гг. (по состоянию на конец года, %) [3]
Доля инос-транной валюты в денежных агрегатах | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
М1 | 63,5 | 67,8 | 69,9 | 68,1 | 61,5 | 65,4 | 65,8 | 64,3 | 63,2 | 61,2 | 60,8 | 61,2 |
МЗ | 18,3 | 13,4 | 21,3 | 25,1 | 23,3 | 18,7 | 19,2 | 20,8 | 24,2 | 23,6 | 27,0 | 22,8 |
Рассмотрим подробней динамику депозитов в иностранной валюте (табл. 8).
Таблица 8 – Состав и структура депозитов в иностранной валюте (по срокам и субъектам), привлеченных банками на счета клиентов в 1991*2007 гг. (по состоянию на конец года, %) [3]
Годы | Всего вкладов (млрд.гри.) | в т.ч. вклады в инвалюте (в % ко всего) | из них вклады: | |||
до востребования до востребования |
срочные | |||||
юр. лиц юр. лии |
физ. лиц | юр. лиц | физ. лиц | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1991 | 0,002 | 0,002 | – | – | 0,002 | – |
1992 | 0,020 | 10,00 | – | – | 10,00 | – |
1993 | 0,35 | 28,04 | – | – | 28,04 | – |
1994 | 2,42 | 42,15 | – | – | 42,15 | – |
1995 | 4,29 | 36,79 | 21,50 | 1,14 | 12,7 |
1,45 1.45 |
1996 | 5,14 | 30,36 | 18,89 | 1,81 | 9,13 | 3,60 |
1997 | 6,36 | 26,30 | 10,93 | 2,62 | 4,59 | 8,16 |
1998 | 8,28 | 39,04 | 18,46 | 3,06 | 5,3 | 12,22 |
1999 | 12,16 | 47,02 | 20,78 | 4,17 | 5,63 | 13,23 |
2000 | 18,74 | 40,98 | 13,37 | 4,59 | 7,39 | 13,02 |
2001 | 25,67 | 32,25 | 7,78 | 4,11 | 5,88 | 14,48 |
2002 | 37,71 | 32,02 | 6,78 | 3,91 | 4,83 | 16,50 |
2003 | 61,62 | 31,90 | 5,50 | 3,20 | 4,46 | 18,74 |
2004 | 82,96 | 36,40 | 6,94 | 2,32 | 5,95 | 21,19 |
2005 | 132,74 | 34,31 | 5,33 | 2,65 | 5,61 | 20,72 |
2006 | 184,20 | 38,06 | 4,23 | 3,0 | 7,27 | 23,56 |
2007 | 279,7 | 32,1 | 4,41 | 3,26 | 4,5 | 20,71 |
Анализ показал, что их удельный вес, начиная с 1992 года, возрастал, увеличившись к 2000 году с 10 % до 47,02 % и снизившись в дальнейшем (к началу 2008 года) до 32,1 %.
При этом, как видно из данных табл. 8, если до 1995 года вклады в иностранной валюте (причем, только срочные) принимались банками, только у юридических лиц, то, начиная с 1995 года, банки стали принимать вклады в иностранной валюте и от физических лиц. Соответственно, удельный вес срочных вкладов физических лиц в иностранной валюте к началу 2008 года достиг 20,71 %, а с учетом и текущих вкладов, общая доля вкладов населения в инвалюте достигла к началу 2008 года практически четверти общей суммы вкладов населения (табл. 8). Вместе с тем, следует обратить внимание на некоторое снижение в последние годы доли инвалютных вкладов населения (как срочных, так и текущих). Что же касается вкладов юридических лиц в иностранной валюте (и срочных, и до востребования), то их удельный вес вообще имеет тенденцию к снижению, сократившись до 4,41 % - 4,5 % от общей суммы вкладов, что в целом к началу 2008 года снизило удельный вес всех вкладов в инвалюте.
В такой структуре и динамике вкладов в иностранной валюте проявляется, с одной стороны, накопление в стране иностранной валюты за счет, именно, срочных вкладов населения, полученной им из-за рубежа от своих родственников – "заработчан". С другой же стороны, в снижении удельного веса вкладов юридических лиц (как срочных, так и до востребования) проявляется уменьшение объемов валютной выручки от экспорта за счет снижения последнего. При этом, как показал анализ, вклады в иностранной валюте в основном осуществляются в долларах США.
Вместе с тем, удельный вес вкладов в долларах США в 2007 году снизился как юридических, так и физических лиц за счет роста вкладов в евро. При этом удельный вес вкладов физических лиц в долларах США почти вдвое выше удельного веса вкладов юридических лиц в долларах США. Тем не менее, следует отметить, что удельный вес вкладов физических лиц и в евро почти вдвое выше удельного веса вкладов юридических лиц. А вот удельный вес вкладов юридических лиц в российских рублях на порядок выше удельного веса вкладов в российских рублях физических лиц. В таком соотношении удельных весов вкладов физических и юридических лиц в отдельных валютах отражается, с одной стороны, прилив валюты в Украину от "заработчан" (в связи с чем, доля вкладов физических лиц в долларах США и евро значительно выше доли вкладов в этих валютах юридических лиц). С другой стороны, торговля с Россией создает на счетах юридических лиц в банках вклады по торговым операциям в российских рублях, величина которых значительно превышает величину вкладов в российских рублях у физических лиц, создающих эти вклады в основном по неторговым операциям.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что основные экономические показатели Украины в настоящее время очень далеки от тех "критериев конвергонтности", которые предъявляет ЕС к странам, желающим стать его членом. Это проявляется, в первую очередь, в наличии постоянно растущих цен в Украине, рост которых, на наш взгляд, в основном зависит от наличия дефицита государственного бюджета и непрерывно растущего внешнего государственного долга, относительную величину которых к ВВП невозможно определить из-за отсутствия абсолютных данных о реальном объеме ВВП. К тому же, как показал анализ, НБУ наращивает денежную массу, не учитывая динамики реального объема ВВП, что усугубляют инфляцию и тяжким бременем ложится на плечи населения. Соответственно население, из-за недопустимо низкого уровня минимальной заработной платы, установленного правительством и не обеспечивающего покрытия законом установленного же прожиточного минимума (не соответствующего медицинским нормам жизни человека), вынуждено либо искать работу на неорганизованном внутреннем рынке труда в своей стране, либо уезжать на заработки за рубеж, Понятно, что в обоих случаях бюджет недополучает значительной суммы поступлений, а "заробитча* не" пересылают громадные суммы иностранной валюты (и, прежде всего» долларов США) в Украину, способствуя, тем самым, долларизации экономики страны, которая не позволяет НБУ эффективно использовать инструменты денежно-кредитного регулирования экономики для поддержания ценовой стабильности.
заклЮчение
Денежный рынок – одно из всеобъемлющих понятий, присущих теории финансов, денег и кредита. Сфера его распространения в экономической жизни страны и её граждан крайне широка. Денежный рынок представляет собой среду, где происходят все основные операции, связанные с обращением денег. Для координации денежного рынка и оборота в нём формируется денежная система.
В последние десятилетия в мировой экономике прослеживаются общие тенденции развития денежной системы:
- из денежного оборота в качестве платежного средства полностью вытеснено золото (золотые деньги). Иными словами, завершился процесс демонетизации золота. В настоящее время ни в одной стране мира нет в обращении золота в качестве платежного средства;
- из денежного оборота вытесняются бумажные деньги. Все большую роль в денежном обороте многих стран начинают играть так называемые квазиденьги: чеки, векселя, кредитные карточки, банковские счета и др.;
- с дальнейшим усилением интернационализации хозяйственной жизни, развитием компьютеризации национальные деньги все более вытесняются из денежного оборота коллективными валютами (ЭКЮ, евро);
- в денежном обороте все большая роль отводится электронным деньгам. Они имеют большие преимущества.
Во-первых, это ведет к огромной экономии ресурсов (исключается печатание денег, их защита, транспортировка и т.д.). Во-вторых, введение электронных денег позволит осуществить тотальный контроль за всеми денежными операциями, отслеживая и предотвращая уклонение от налогов, факты взяточничества и т.д. Итак, сущность бумажных денег заключается в том, что они выступают знаками стоимости, выпускаемыми государством для покрытия дефицита бюджета, обычно они не размены на золото и наделены господствующей властью принудительным курсом.
При функционировании действительных денег (золотых) их количество поддерживалась на необходимом уровне стихийно, так как регулятором выступала функция сокровища. Соотношение между массой товара и массой денег поддерживалось относительно точное. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения.
Основная задача финансовых рынков заключается в обеспечении условий для перевода средств от кредиторов заемщикам. Участники финансового рынка обычно различают такие понятия как рынок капиталов и денежный рынок. Последнее имеет отношение к заимствованиям и кредитованию со сроком на один год и менее. Потребность в денежном рынке существует главным образом потому, что приход денежных средств у участников рынка не совпадает с их расходом.
Денежный рынок Украины, становление которого началось вместе со становлением независимости страны, всё ещё не достиг стабильности. Развитие денежного рынка нашего государства часто подвержено конъюнктурным сиюминутным тенденциям и изменениям, которые влияют на его состояние не всегда эффективно. Обзор денежного рынка Украины, проведенный в данной работе показал, что без проведения эффективной, согласованной и вдумчивой кредитно-денежной политики, без оптимизации методов управления Национального банка Украины невозможно добиться улучшения экономической ситуации в стране.
Повышение прожиточного минимума до уровня, реально соответствующего нормам жизни человека (при соответствующем повышении минимальной заработной платы) будет способствовать повышению покупательского спроса населения. Это увеличит ресурсную базу банков и небанковских кредитных учреждений, заинтересует "заработчан" работать в своей стране, обеспечивая множество рабочих мест (ныне вакантных из-за низких зарплат), увеличит поступления в бюджет, повысит ценность и устойчивость гривны и ее валютного курса.
При таких условиях, Украина сможет в течение ближайших лет достигнуть тех показателей ("критериев конвергенции"), которые предъявляются к странам, желающим стать членами Евросоюза.
список использованных источников
1. Закон Украины "О Национальном банке Украины" от 20 мая 1999 г. № 679-Х IУ (в редакции 2007 г.).
2. Бюллетень НБУ. 2007. № 3.
3. Бюллетень НБУ. 2008. № 3.
4. Бюллетень НБУ. 2008. № 5.
5. Гроші та кредит: Підручник / М.І. Савлук, А.М. Мороз, М.Ф. Пудовкіна та ін.; За заг. ред. М.І. Савлука. – К.: КНЕУ, 2001. – 602 с.
6. Грошова система України: глобалізацій ні фактори впливу / О.Дзюблюк // Вісник НБУ. – 2007. – №7. – с.14-22.
7. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. – М.: Банки и биржи, Юнити, 2007. – 359с.
8. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М., 2000г. – 467 с.
9. Курс лекций по дисциплине «Деньги и кредит». / Сост. Калашникова Т.В. – Харьков: ХИ МАУП, 2001. – 41 с.
10. Курс лекцій з дисципліни “Фінанси” / Укл. Р.М. Михайленко – Харків: ІВВ ХФУАБС, 2002. – 111 с.
11. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 135с.
12. Обзор денежного рынка Украины и тенденции его развития / А.Н.Рябина // Финансовый рынок. – 2008. – № 26. – с. 28-36
13. Остролуцкая Л. Как Украина гривну вводила // Одесский вестник — газета Одесского городского совета народных депутатов. – № 241 (991) от 16.12.05.
14. Матвіенко П.В. Розвиток грошово-кредитних відносин у траноформаційній економіці України. – К.: Наукова думка, 2004.
15. Рябиниа Л. М. Роль Национального банку та законодавчих актов України в економичному розвитку. // Еконожка & держава, 2004. – № 8. – С. 34-47.
16. Финансовые, денежные и кредитные системызарубежных стран: Учеб. пос. /К.В. Рудый. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2004. – 399 с.
17. Финансы и кредит. Банковская система: Учеб. пособие для студ. проф. учеб.заведений Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Созанов С.П.- 2-е изд., стер.–М.: изд. Центр «Академия», 2004.
18. Шаповалов А. Системна особливосп розвитку інфляційних процесів в Україні // Вісник НБУ. – 2007. – № 12. – С 3.