Курсовая работа: Доходы бюджета

Ульяновский государственный университет


Курсовая работа

 

На тему: Доходы бюджета


Ульяновск 2007 г.


Содержание

 

Введение

1 Состав и структура доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы

1.1 Налоговые доходы бюджета

1.2 Определение и классификация налоговых доходов бюджета

1.3 Доходы федерального бюджета

1.4 Доходы регионального бюджета

1.5 Доходы местного бюджета

1.6 Неналоговые доходы бюджета

1.7 Классификация неналоговых доходов бюджета

1.8 Неналоговые доходы различных уровней бюджетной системы

2. Доходы бюджета на 2005 г.

2.1 Доходы федерального бюджета РФ

2.2 Доходы бюджета ХМАО

2.3 Доходы бюджета г. Сургута

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.[1] Таким образом, доходы бюджеты являются важнейшей часть бюджетной системы и экономики в целом, этим объясняется тема выбранной мной работы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состава и структуры доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.

Объектом данной курсовой работы является бюджетная система Российской Федерации, а субъектом исследования – доходы бюджета Российской Федерации.

Задачами моей курсовой работы:

1.  рассмотреть определение доходов бюджета, как одной из главных составляющих бюджетной системы РФ;

2.  изучить бюджетную классификацию доходов бюджета;

3.  подробно исследовать основные виды доходов;

4.  выяснить состояние доходов бюджета всех уровней на сегодняшний день.

 


1. Состав и структура доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы

 

1.1 Определение и классификация доходов бюджета

 

Доходы бюджетов – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления (ст. 6 БК).

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ (ст. 39 БК). Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ, за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений (ст. 39 БК).

Классификация налоговых доходов бюджетов российской федерации

Налоги на прибыль (доход), прирост капитала

·  Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций

·  Налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц)

·  Налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных и страховых организаций, от посреднических операций и сделок

·  Налог с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию – акционеру и удостоверяющим право владельца этих бумаг на участие в распределении прибыли предприятия – эмитента, с доходов по иным ценным бумагам

·  Налог на доходы видеосалонов, от проката видео- и аудиокассет и записи на них

·  Налог на доходы казино, иных игорных домов (мест) и от другого игорного бизнеса

·  Подоходный налог с физических лиц

Налоги на товары и услуги. лицензионные и регистрационные сборы

·  Налог на добавленную стоимость

·  Налог на добавленную стоимость по продовольственным и товарам для детей, производимым на территории Российской Федерации

·  Налог на добавленную стоимость по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары, производимым на территории Российской Федерации

·  Налог на добавленную стоимость по продовольственным товарам и товарам для детей, ввозимым на территорию Российской Федерации

·  Налог на добавленную стоимость по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары, ввозимым на территорию Российской Федерации

·  Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации (Спирт этиловый из всех видов сырья (спирт винный, спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия, коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное, другие алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин автомобильный, легковые автомобили, газ, нефть, включая газовый конденсат, другие виды минерального сырья).

·  Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, ввозимым на территорию Российской Федерации (спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия, коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное, другие алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин автомобильный, легковые автомобили, отдельные виды минерального сырья).

·  Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов

¾  Налог на реализацию горюче-смазочных материалов

¾  Налог на пользователей автомобильных дорог

¾  Налог с владельцев транспортных средств

¾  Налог на приобретение автотранспортных средств

·  Лицензионные и регистрационные сборы

¾  Лицензионный сбор за право производства, хранения, розлива и оптовой реализации алкогольной продукции

¾  Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками и пивом

¾  Прочие лицензионные и регистрационные сборы

Налоги на совокупный доход

·  Единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства

·  Единый налог на совокупный доход для юридических лиц

·  Единый налог на совокупный доход для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Налоги на имущество

·  Налоги на имущество физических лиц

·  Налоги на имущество предприятий

·  Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

·  Налог на операции с ценными бумагами

Платежи за пользование природными ресурсами

·  Платежи за пользование недрами

·  Платежи за пользование континентальным шельфом

·  Лесные подати

·  Платежи, связанные с пользованием водными объектами

·  Плата за пользование водными объектами (водный налог)

·  Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов

·  Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов

·  Земельный налог

¾  Земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения

¾  Земельный налог за земли несельскохозяйственного назначения

·  Прочие платежи за пользование природными ресурсами

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

·  Таможенные пошлины

·  Ввозные таможенные пошлины

·  Вывозные таможенные пошлины

·  Прочие налоги и пошлины, взимаемые в связи с осуществлением внешнеэкономических операций

Прочие налоги, пошлины и сборы

·  Государственная пошлина

·  Транспортный налог

·  Прочие федеральные налоги

·  Налоги субъектов Российской Федерации

·  Местные налоги и сборы

¾  Курортный сбор

¾  Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели

¾  Налог на рекламу

¾  Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

·  Прочие местные налоги и сборы

·  Прочие налоговые платежи и сборы[2]

1.2 Налоговые доходы федерального бюджета

К налоговым доходам федерального бюджета относятся: федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации; таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, единый социальный налог. Рассмотрим их подробнее.

Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

1. Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему большую часть доходов бюджета. По итогам 2004 г. НДС включает 34% всех доходов бюджета РФ. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Страна, вводящая НДС, сразу же получает крупные доходы. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992 г. Он заменил два действовавших налога – налог с оборота и налог с продаж, введенный Указом Президента СССР от 29 декабря 1990 г. Обложению этим налогом подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости.

Под добавленной стоимостью понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, включая: предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющими производственную и иную коммерческую деятельность; индивидуальные (семейные) частные предприятия, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; филиалы, отделения или другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары, (работы, услуги).

Официально НДС взимается с производителей и торговцев. Однако фактическими плательщиками его выступают покупатели товаров, т.е. широкие слои населения. НДС – ценообразующий фактор. На его величину автоматически повышаются цены товаров.

Объектом обложения по НДС являются обороты по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг; передача на территории РФ товаров, работ, услуг для собственных нужд; ввоз товаров на таможенную территорию РФ, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Облагаемый оборот исчисляется на основании стоимости реализованных товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов.

От НДС освобождаются организации и индивидуальные предприниматели (ИП), если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров без учета налога не превысила в совокупности 1 млн. рублей.

Налоговым периодом считается календарный месяц.

Установлены три ставки по НДС: 0, 10 и 18%.

Ставка 0% применяется при реализации экспортируемых товаров, услуг по сопровождению и транспортировке, экспортируемых за пределы РФ товаров и иные подобные работы.

10%-ная ставка применяется по отношению к продовольственным и детским товарам, утвержденным по специальным спискам, содержащимся в Налоговом кодексе РФ, а также на ряд медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.

Ставка 18% применяется при всех остальных случаях.

После определения облагаемого оборота товаров (работ, услуг) и установления налоговых льгот подсчитывается величина налога, которая равна произведению налогооблагаемого оборота на ставку. На практике плательщик должен вносить в бюджет разницу между суммой налога, полученной от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммой налога, фактически уплаченной поставщиком за приобретенные материальные ресурсы, выполненные работы, оказанные услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Акцизы также взимаются в ценах товаров и услуг.

Подакцизными товарами признаются:

¾  спирт этиловый из всех видов сырья;

¾  спиртосодержащая продукция;

¾  пиво;

¾  табачная продукция;

¾  ювелирные изделия;

¾  легковые автомобили и мотоциклы с двигателем свыше 150 лошадиных сил.

¾  автомобильный бензин;

¾  моторные масла;

¾  прямогонный бензин.

Объектом налогообложение признаются следующие операции:

·  реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;

·  использование нефтепродуктов для собственных нужд соответствующими категориями налогоплательщиков;

·  реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у производителей;

·  различные виды передачи на территории РФ произведенных подакцизных товаров и нефтепродуктов;

·  ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

·  различные виды передачи добытого или произведенного природного газа, в том числе на экспорт.

На каждое наименование подакцизных товаров есть своя налоговая ставка. Налоговым периодом признается календарный месяц.

Налоговая база определяется:

¾  как объем реализованных или переданных подакцизных товаров в натуральном выражении (применяется к подакцизным товарам, на которые есть твердые налоговые ставки);

¾  как стоимость реализованных или переданных подакцизных товаров, исчисленная на основе цен без учета акциза и НДС (применяется по подакцизным товарам в отношении которых установлены процентные налоговые ставки).

3. Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, которым облагается внешнеторговый оборот товаров при пересечении им таможенной границы.

Оплачивается данный налог в конечном счете потребителем, поскольку включается в цену товара.

Таможенные пошлины тарифицируют: по цели взимания (на фискальную и протекционную), по объекту обложения (на экспортную, импортную и транзитную), по назначению (особые, сезонные), по стране происхождения товара (на базовые, максимальные и преференциальные) и по методу обложения (на процентные, специфические и комбинированные).

В России применяются следующие виды таможенных пошлин:

·  импортные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров;

·  экспортные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров;

Используются следующие ставки таможенных пошлин:

·  адвалерные – пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товаров;

·  специфические – пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;

·  комбинированные – пошлины, сочетающие элементы адвалерных и специфических таможенных пошлин.

4. Что касается прямых налогов, то в России важнейшее значение принадлежит налогу на прибыль организаций. Этот налог взимается со всех юридических лиц независимо от форм собственности. В условиях рыночных отношений роль прибыли резко возрастает, и налог на прибыль должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Следует отметить, что до настоящего времени налоговая система России ориентирована на выполнение фискальной функции. Регулирующая функция налогов слабо воздействует на экономику.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью здесь считается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Налоговая ставка устанавливается в размере 24%. Налоговый период – календарный год. Отчетный период – 3,6, 9 месяцев календарного года.

6. Единый социальный налог (ЕСН).

Налогоплательщиками данного налога признаются лица, производимые выплаты физическим лицам, а также ИП и адвокаты.

Объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, исчисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты по авторским договорам.

Для ИП применяется упрощенная система налогообложения, объектом налогообложения является валовая выручка.

Применяются регрессивные ставки ЕСН.

Налоговая база Федеральный бюджет

Фонд

социального страхования

Фонд обязательного медицинского страхования ИТОГО

Федерал.

бюджет

Территориал.

бюджет

До 280 тыс. руб. 20% 3,2% 0,8% 2% 26%
От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 р. +

7,9% от суммы, превышающей 280000 р.

8960 р.

+

1,1% от суммы, превышающей 280000 р.

2240 руб.+

0,5% от суммы, превышающей 280000 р.

5600 руб. +0,5%

от суммы, превышающей 280000 р.

72 800 руб.+

10% от суммы, превышающей 280000 р.

Свыше 600000 рублей.

81 280 руб. +

2% от суммы, превышающей 600000 р.

12 480 руб. 3 840 руб. 7200 руб. 104 800 руб. + 2% от суммы, превышающей 600000 р.

Налоговым периодом признается календарный год. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется, как соответствующая процентная доля налоговой базы.

 

1.3 Налоговые доходы региональных бюджетов

1. Налог на доходы физических лиц действует с 1 января 1992 г. Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками от:

·  источников в РФ и от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющимися налоговыми резидентами РФ;

·  источников в РФ – для физических лиц, не являющихся резидентами РФ.

Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Налоговые ставки по данному налогу могут быть следующие:

35% устанавливается в отношении следующих доходов: стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в рекламных мероприятиях; страховых выплат по договорам добровольного страхования; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения лимитов; суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств также в части превышения предельных размеров

30% устанавливается в отношении доходов субъектов – нерезидентов РФ.

9% в отношении доходов в виде дивидендов.

Основная ставка 13% устанавливается в отношении в отношении всех других видов доходов.

2. Налогоплательщиками налога на имущество предприятий являются:

·  организации, предприятия, учреждения, включая предприятия с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами;

·  иностранные юридические лица, международные объединения и их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории РФ.

Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика.

Налоговая база рассчитывается на основе данных об отражаемых в активах баланса остаткам по счетам бухгалтерского учета.

Расчет налога осуществляется же на основе среднегодовой стоимости имущества за налоговый период и ставки налога, установленной органом законодательной власти субъекта РФ.

Предельный размер ставки устанавливается законом РФ и составляет 2%.

3. Налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы и любые другие водные и воздушные транспортные средства.

Налоговая база определяется:

1.  как мощность двигателя в лошадиных силах в отношении транспортных средств, имеющих двигатель;

2.  как валовая вместимость в регистровых тоннах в отношении в отношении водных несамоходных средств.

3.  как единица транспортного средства во всех остальных случаях.

Налоговым периодом считается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. Ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более, чем в 5 раз.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования.

 

1.4 Налоговые доходы местного бюджета

 

1. Земельный налог

Налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом земельного налога является земельная площадь, находящаяся в собственности, владении или пользовании юридических и физических лиц, включая территорию занятую строениями, сооружениями, санитарно-защитными и техническими зонами.

Ставки земельного налога устанавливаются законодательными органами власти отдельно для земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования.

В основу исчисления годовых налоговых ставок на сельскохозяйственные угодья и земли городов и поселков приняты средние размеры земельного налога, установленные законом о плате за землю. Ставка устанавливается на 1 г. пашни для земли сельскохозяйственного использования или 1 кв. м. для земли несельскохозяйственного использования.

Ставки налога на сельскохозяйственные угодья устанавливаются дифференцировано по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ.

Кроме того учитывается местоположение земельного участка. Ставки налога на землю городов и поселков дифференцируются по местоположению участков и зонами различной градостроительной ценности. Для каждого населенного пункта эти ставки утверждаются органами местного самоуправления.

Налог уплачивается равными долями в два срока не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года. Органы местного самоуправления имеют право установить иные сроки уплаты.

2. Налог на имущество физических лиц.

Плательщиками являются граждане РФ, иностранные граждане в собственности которых имеются на территории РФ имущество, признаваемое объектом налогообложения.

В состав облагаемого имущества включаются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные строения и прочее имущество.

Законом РФ о налогах на имущество физических лиц установлены предельные ставки налогообложения.

Законом РФ и налогам на имущество физических лиц установлены предельные ставки налогообложения, дифференцированные в процентах от суммарной, инвентарной стоимости облагаемых объектов.

Ставки в пределах от 0,1 до 2%

Представительным органам местного самоуправления дано право: исходя из установленных пределов налогообложения определить конкретные размеры ставок с учетом не только стоимости имущества, но и других факторов, например характера использования (для хозяйственного или для коммерческого использования)

Отдельным категориям граждан предоставляются льготы по указанным налогам.

Исчисление налога производят налоговые органы по местонахождению облагаемых объектов. Налог уплачивается на основе налогового уведомления равными долями в два срока, также не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года.[3]

1.5 Неналоговые доходы бюджета

Большинство неналоговых доходов бюджета не имеют постоянного фискального характера и твердоустановленной ставки. В отличие налоговых доходов неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве. Неналоговые доходы устанавливаются законодательными актами РФ и субъектов РФ для физических и юридических лиц.

Неналоговые доходы могут иметь форму, как обязательных, так и добровольных платежей.

В нормативно-правовых актах указывается возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты.


1.6 Классификация неналоговых доходов бюджета

 

1.  Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности

·  Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

·  Дивиденды по акциям, принадлежащим государству

·  Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

1)  Арендная плата за пользование лесным фондом

2)  Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения

3)  Арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения

4)  Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

·  Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета;

·  Проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;

·  Проценты по государственным кредитам, предоставляемым Российской Федерацией правительствам иностранных государств;

·  Возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий

·  Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства

·  Перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации

·  Платежи от государственных и муниципальных организаций

·  Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности

2.  Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

·  Поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности

·  Поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций

·  Доходы от продажи квартир

·  Доходы от продажи принадлежащих государству производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования Доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов

3.  Доходы от реализации государственных запасов

4.  Доходы от продажи земли и нематериальных активов

5.  Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников

1) от резидентов

2) от нерезидентов

6.  Административные платежи и сборы

·  Таможенные сборы

·  Прочие неналоговые таможенные платежи

·  Сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме штрафов)

·  Прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций

7.  Штрафные санкции, возмещение ущерба

·  Поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий

·  Санкции за нарушение порядка применения цен

·  Административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения

·  Суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей

8.  Доходы от внешнеэкономической деятельности

1.  Поступление средств от централизованного экспорта

2.  Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности

9.  Прочие неналоговые доходы

10.  Безвозмездные перечисления:

·  От нерезидентов

·  От бюджетов других уровней (дотации; субвенции; средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; трансферты; прочие безвозмездные поступления).

11.  От государственных внебюджетных фондов

12.  От государственных организаций

13.  От наднациональных организаций

1.7 Неналоговые доходы федерального бюджета

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, – в полном объеме;

доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

2. В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных в пункте 1, также учитываются:

прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от реализации государственных запасов и резервов.

3.  Неналоговые доходы регионального бюджета

1.  Доходы от сдачи в аренду имущества

2.  Платежи от государственных и муниципальных предприятий

4. Неналоговые доходы регионального бюджета

1.  Доходы от сдачи в аренду имущества;

2.  Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов;

3.  Платежи от государственных и муниципальных предприятий;

4.  Дивиденды по акциям и доходы от участия в капитале.



2. Доходы бюджета на 2005 год

 

1.  Доходы бюджета РФ на 2005 г.

Виды доходов

Сумма (млн. руб.)

Общий доход:

3326041

1.  Доходы от внешнеэкономической деятельности

919094

2.  Таможенные пошлины;

867959

3.  НДС;

713226

4.  Налог на добычу полезных ископаемых;

464934

5.  Единый социальный налог;

266500

6.  Налоги на прибыль;

259003

7.  Акцизы;

78595

8.  Государственная пошлина;

18556

9.  Водный налог

 

10.  Доходы от использования имущества, находящимся в государственной и муниципальной собственности;

 

73004

11.  Доход от сдачи в аренду имущества

13200

12.  Штрафы, санкции, возмещения, ущербы.

1484

 

Наибольший процент (27,63%) от общего дохода в 2005 г. занимают доходы от внешнеэкономической деятельности, на втором месте таможенные пошлины и только на третьем месте в этом году НДС. Это говорит о том, что в Российской Федерации на данный момент большое количество экспортируемого товара, то есть большинство реализуемых в России товаров привезены из-за границы. Таким образом, России необходимо увеличивать объем производства отечественных товаров для того, чтобы первое место в налоговых доходах бюджета занимал НДС, как в большинстве развитых странах.

 


2. Доходы бюджета ХМАО

ДОХОДЫ Сумма (тыс. руб.)

Общий доход:

42816705

1.  Налоги на прибыль, в том числе:

24626085
·  налог на прибыль организаций 12964120
·  НДФЛ 11661965
2.  Налоги на товары, работы, услуги. 2002712
3.  Налоги на имущество 13443315
·  налог на имущество организаций; 1171202
·  транспортный налог. 1671493
4.  Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 956485
5.  Платежи за пользование природными ресурсами; 380659
6.  Безвозмездные перечисления 365166

В регионе идет активный рост производственных показателей предприятий, поэтому большинство доходов бюджета ХМАО формируется за счет налогов ни прибыль и имущество организации. Первое место 30% всего бюджета занимает налог на прибыль организации, второе (27,3%) – налог на имущество организации. Это говорит о том, что в нашем регионе хорошо развито производство и большое количество больших и малых предприятий.

Но несмотря на активный рост производственных показателей предприятий ХМАО в регионе в 2005 году может сложиться ситуация с недостаточным финансированием основных программ, в связи с чем необходим поиск новых финансовых источников, в частности – привлечение средств населения.

А. Филипенко отметил: «Финансово-экономические структуры округа вместе должны активизировать работу по привлечению десятков миллиардов рублей, которые находятся либо «в чулке» у населения, либо находятся в банках, которым они доверили свои сбережения. Я хотел бы, чтобы мы этот важный инвестиционный ресурс использовали для компенсации возможного выпадения доходов, которые мы будем иметь с 2005 года».

3. Доходы бюджета г. Сургута

ДОХОДЫ

Сумма (тыс. руб.)

Общий доход:

7119900

1.  Налог на прибыль организации; 2542252
2.  НДФЛ; 3008302
3.  Единый налог на вмененный доход; 228576
4.  Налог на имущество физических лиц; 10200
5.  Земельный налог; 29229
6.  Государственная пошлина 40608
7.  Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; 606680
8.  Доходы от продажи материальных и нематериальных активов; 148447
9.  Безвозмездные поступления 2698256

 

На первом месте в городе доходы от НДФЛ – 42,2% бюджета. Довольно необычно, что на втором месте находятся безвозмездные поступления, они занимают 37,89% доходов бюджета, это говорит о недостаточной самостоятельности города. По моему мнению, бюджет любого уровня бюджетной системы должен формироваться преимущественно из собственных доходов. И тогда можно будет говорить о стабильной системе поступления доходов в местный бюджет и о стабильности бюджета в целом.


Заключение

В данной работе я рассмотрела понятие бюджетных доходов, как одной из составляющих бюджетной системы Российской Федерации. Кратко можно дать такое определение – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов власти. Была дана подробная классификация всех доходов бюджета. Были исследованы основные виды налоговых и неналоговых доходов. Можно сделать вывод, что наибольшая доля доходов приходиться на налоги, из которых преимущество имеет НДС. Например, в 2004 г. он составил 34% от всего дохода бюджета Российской Федерации.

Были рассмотрены процентные ставки, налоговые периоды, налогоплательщики, порядок уплаты, сроки уплаты и другие характеристики по основным видам доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ.

Так же мною было представлено состояние доходов на сегодняшний день, то есть на 2005 г. по бюджету Российской Федерации, по региональному бюджету (на примере ХМАО) и по местному бюджету на примере г. Сургута. Мной были выявлены недостатки и положительные стороны доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы.

Для федерального бюджета необходимо увеличение объема производства товаров, работ, услуг. А бюджету Сургута необходимо увеличение собственных доходов для независимости от других вышестоящих уровней бюджетной системы.



[1] Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / П.И. Вахрин – М. “Дашков и К”. 2004 – С.343

[2] Приложение 2 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации"  с последним изменением, внесенным Федеральным законом РФ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации"" № 53-ФЗ от 06.05.2003

[3] Налоговый кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2005г