Контрольная работа: Единый социальный налог
Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации
Российский государственный торгово-экономический университет
Экономический факультет
Контрольная работа
тема: Единый социальный налог
Работу выполнила
|
заочной формы обучения
ускоренный курс
группа 22 ЭФ
Кузьминых Л.В.
Москва 2004 г.
Содержание
Введение
1. Налогоплательщики. Льготы
2. Объект налогообложения. Налоговая база. Суммы, не подлежащие налогообложению.
3. Налоговый и отчетный периоды. Ставка налога.
4. Порядок исчисления и уплаты налога.
Список использованной литературы
Введение
Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда - Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. Но замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать не в бюджеты всех уровней, а в указанные выше фонды. Основное предназначение этого налога именно в том и состоит, чтобы обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
В связи с этим возникает неизбежный вопрос о необходимости и экономической целесообразности преобразования производимых предприятиями, учреждениями и организациями отчислений в социальные фонды в единый налог.
1. Налогоплательщики. Льготы.
Плательщики единого социального налога объединены в две группы, для каждой из которых установлен самостоятельный объект налогообложения.
К первой группе налогоплательщиков относятся работодатели, производящие выплаты наемным работникам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
Во вторую группу налогоплательщиков включены - не работодатели:
- индивидуальные предприниматели;
- адвокаты.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Если налогоплательщик одновременно относится к двум перечисленным группам, то он признается налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
Для отдельных категорий налогоплательщиков установлены налоговые льготы, специфика которых обусловлена целевым назначением средств, источником которых он является.
От уплаты единого социального налога освобождены:
1. Организации любых организационно-правовых форме сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
2. Работодатели с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника.
Сюда относятся:
а) общественные организации
инвалидов (в том числе созданные
как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и
их законные представители составляют не менее 80%, их
региональные и местные отделения;
б) организации, уставной капитал
которых полностью состоит из
вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная
численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы
инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%;
в) учреждения, созданные для
достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных,
физкультурно-спортивных, научных
и иных социальных целей и т.д.
Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;
3. Налогоплательщики - не работодатели, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской или иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. руб. в течение налогового периода.
4. Российские фонды поддержки образования и науки — с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи) предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.
2. Объект налогообложения. Налоговая база. Суммы, не подлежащие налогообложению.
Особенностью единого социального налога является то, что он имеет не один, как обычно, а несколько объектов налогообложения, установленных для различных категорий налогоплательщиков.
1.Для налогоплательщиков - работодателей (кроме работодателей - физических лиц) объектом налогообложения признаются:
- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе: вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам.
2.Для налогоплательщиков – физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
3. Для налогоплательщиков - не работодателей объектом налогообложения признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для налогоплательщиков - членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.
Указанные в пункте 1 выплаты и вознаграждения
(вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются
объектом налогообложения, если:
у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.
При определении налоговой базы налогоплательщики - работодатели (кроме работодателей - физических лиц) учитывают любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, не подлежащих налогообложению, - статья 238 Налогового кодекса), начисленные работникам в денежной или натуральной форме, а также материальную выгоду, полученную работником от работодателя за налоговый период.
К материальной выгоде, которую получает работник за счет работодателей относятся:
- выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;
- выгода от приобретения работником у работодателя
товаров (работ, услуг) по ценам более низким по сравнению с ценами, которые
обычно устанавливают продавцы этих товаров (работ, услуг);
- выгода, получаемая работником в виде суммы страховых
взносов
по договорам добровольного страхования в случаях, если эти взносы (полностью
или частично) внесены работодателем.
Налогоплательщики - работодатели, являющиеся физическими лицами, при определении налоговой базы учитывают выплаты и вознаграждения, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, выплаченные за налоговый период в пользу работников по всем основаниям.
Налогоплательщики - работодатели определяют налоговую базу по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (в данном случае обеспечивается индивидуальный учет). По окончании налогового периода рассчитывается полная налоговая база.
Налогоплательщики - не работодатели
исчисляют налоговую базу с сумм доходов, полученных за налоговый период как в
денежной, так и в натуральной форме, за вычетом расходов, связанных с их
извлечением. Состав
расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения
данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном
порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков
налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового Кодекса РФ.
Фактически произведенные расходы должны быть подтверждены документально.
Норматив расходов, учитываемый при определении налоговой базы у налогоплательщиков, получающих авторские вознаграждения за создание, издание произведений науки, литературы и т.д., установлен в пределах от 20 до 40 % от доходов.
Все налогоплательщики, осуществляющие выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), при расчете налоговой базы учитывают их по стоимости, исчисленной в рыночных ценах (в соответствии со статьей 40 Налогового Кодекса РФ), а при государственном регулировании цен - исходя из государственных регулируемых розничных цен.
При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включаются соответствующие налоги - налог на добавленную стоимость, налог с продаж и акциз.
При определении налогооблагаемой базы по единому социальному налогу не учитываются отдельные виды выплат, доходов, стоимость оказанных услуг и т.д. По большинству позиций суммы, не подлежащие налогообложению, совпадают с суммами, не включаемыми в состав доходов, учитываемых при определении налога на доходы физических лиц.
В отличие от ранее действовавших законодательных актов характерна более широкая социальная направленность этих льгот.
Суммы, не подлежащие налогообложению, перечислены в статье 238 Налогового кодекса. Рассмотрим некоторые из них:
- государственные пособия, в том числе пособия по
временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по
безработице, беременности, родам;
- компенсационные выплаты, установленные в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (возмещение вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья);
- бесплатное предоставление жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
- оплата стоимости или выдача полагающегося натурального довольствия и т.д.;
- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями работникам в связи со стихийным бедствием, другими чрезвычайными обстоятельствами и т.д.;
- суммы материальной помощи, оказываемой организацией, финансируемой из бюджета, работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту (но не более 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период);
- суммы возмещения (оплата) организацией, финансируемой из бюджета, своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и инвалидности, членам их семей) стоимости приобретенных ими медикаментов по назначению врача (но не более 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период);
- выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных
взносов
каждому члену профсоюза при условии, если они производятся не
чаще одного раза в три месяцам не превышают 10 тыс. руб. в год;
- суммы, выплачиваемые за счет членских взносов
садоводческих,
садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов
(товариществ) лицам, выполняющим работы,
оказывающим услуги для этих организаций;
- доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства.
Это далеко не полный перечень сумм, не подлежащих налогообложению единым социальным налогом.
3. Налоговый и отчетный периоды. Ставка налога.
Налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки единого социального налога дифференцированы по ряду оснований. Ставки различаются:
o по группам налогоплательщиков;
o по видам налогоплательщиков внутри групп;
o по признаку соответствия налоговой базы
налогоплательщика -
работодателя в расчете на одного работника определенным количественным
критериям;
o по видам социальных фондов.
Дифференциация ставок единого социального налога для налогоплательщиков - работодателей и налогоплательщиков - не работодателей вызвана различиями в объектах налогообложения.
Однако не все налогоплательщики - работодатели применяют при исчислении сумм налога одинаковые ставки.
Таблица 1
Ставки единого социального налога для основной категории налогоплательщиков – работодателей, производящих выплаты наемным работникам
Налоговая база для каждого Работника |
Размер ставки |
До 100 000 руб. | 35,6% |
От 100 001руб. до 300 000 руб. | 35 600 руб.+20% с суммы, превышающей 100 тыс.руб. |
От 300 001 до 600 000 | 75 600 руб.+10% с суммы, превышающей 300 тыс.руб. |
Свыше 600 000 руб. | 105 600 руб.+2% с суммы, превышающей 600 тыс.руб. |
Как было отмечено выше, ставки единого социального налога дифференцированы по фондам. Так, общая максимальная ставка единого налога для основной категории налогоплательщиков - работодателей в размере 35,6 % сложилась следующим образом:
- в Пенсионный фонд (ПФ) - 28 %;
- в Фонд социального страхования (ФСС) - 4 %;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования
(ФФОМС)-0,2%;
- в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - 3,4%.
Льготные ставки налога установлены для организаций, производящих сельскохозяйственную продукцию, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
Для налогоплательщиков второй группы - не работодателей ставки единого социального налога ниже, чем для налогоплательщиков - работодателей.
Таблица 2
Ставки единого социального налога для лиц, занимающихся предпринимательской и иной профессиональной деятельностью (кроме адвокатов)
Налоговая база на каждого работника |
Размер ставки |
До 100 000 руб. | 13,2% |
От 100 001 руб. до 300 000 руб. | 13 200 руб. + 7,4% с суммы, превышающей 100 тыс. руб. |
От 300 001 руб. до 600 000 руб. | 28000 руб. + 3,65% с суммы, превышающей 300 тыс. руб. |
Свыше 600 000 руб. | 38 950руб. + 2% с суммы, превышающей 600 тыс. руб. |
Несколько иные ставки налога установлены для адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь физическим лицам.
Таковы ставки на сегодняшний день, но с 1 января 2005 года предполагают снижение ставки единого социального налога (ЕСН) с 35,6% до 26%. Таким образом, при доходах работника до 300 тыс. руб. в год работодатель по регрессивной шкале будет платить в виде ЕСН 26% от этой суммы, при доходе до 600 тыс. руб. - 10%, свыше 600 тыс. - 2%.
Рассмотренные выше ставки единого
социального налога свидетельствуют о том, что для этого налога характерна
регрессивная шкала
налогообложения. Это означает, что с увеличением налоговой базы ставка налога
уменьшается. Такой метод налогообложения не нашел широкого использования в
российском налоговом законодательстве.
4. Порядок исчисления и уплаты налогов.
Сумма налога исчисляется и уплачивается
налогоплательщиками от
дельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая
процентная доля налоговой базы.
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации налогам и сборам.
Кроме того, налогоплательщики обязаны
представлять в региональные
отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения
(отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской
Федерации, о суммах:
1.
начисленного налога в Фонд
социального страхования Российской
Федерации;
2.
использованных на выплату пособий
по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком
до достижения им
возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости
гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на
другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3.
направленных ими в установленном
порядке на санаторно-курортное
обслуживание работников и их детей;
4. расходов, подлежащих зачету;
5. уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Для налогоплательщиков единого социального налога - не работодателей (кроме адвокатов) расчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом исходя из налоговой базы за предыдущий налоговый период и соответствующих ставок.
Если налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, то они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода и предполагаемых расходов определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Расчет сумм авансовых платежей за текущий налоговый период производится налоговым органом исходя из сумм предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением.
Новая налоговая декларация представляется также, если в налоговом периоде будет значительное увеличение доходов (более чем на 50 %). При значительном уменьшении доходов налогоплательщик вправе представить новую налоговую декларацию. Перерасчет авансовых платежей производится налоговым органом на текущий год по не наступившим срокам уплаты налога, но не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные сроки для очередного авансового платежа либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.
Налогоплательщики, не являющиеся работодателями, обязаны производить уплату авансовых платежей на основании налоговых уведомлений:
- за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в
размере
половины годовой суммы авансовых платежей;
- за июль - сентябрь - не позднее 15 сентября текущего
года в размере
одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
- за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего
года в раз
мере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Окончательный расчет налога по итогам налогового периода производится
налогоплательщиком - не работодателем (за исключением адвокатов) самостоятельно
с учетом всех полученных в налоговом периоде
доходов и расходов, связанных с их извлечением. Сумма налога исчисляется
отдельно в отношении каждого фонда.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными в течение налогового периода, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, должна быть уплачена либо зачтена в счет предстоящих платежей или возвращена налогоплательщику.
Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются юридическими консультациями в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков - работодателей.
Налогоплательщики единого социального налога, не являющиеся работодателями, представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Адвокаты вместе с налоговой декларацией представляют от коллегии адвокатов (ее учреждений) данные о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период.
Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в перечисленные выше государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами РФ.
Список использованной литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2004г.)
2. Горина Г. А. Налоги и налогообложение. Часть 3. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУК, 2001.