Контрольная работа: Значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
1. Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства
Налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов [5, с. 67].
Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций.
Главными задачами налоговых органов являются, является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Жизнедеятельность любого государства находится в прямой зависимости от налоговых и иных поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сбором понимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации. Но налогоплательщики, в силу разных причин, допускают нарушения налогового законодательства - от несвоевременной уплаты налогов до уклонения от их уплаты [6, с. 87].
Государственная заинтересованность в стабильном поступлении налогов выражается в создании специальной системы учета налогоплательщиков и контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Реализация названной функции возложена на налоговые органы Российской Федерации. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления, подчиняется Президенту и Правительству Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 08. 07. 99 № 151-ФЗ), - они образуют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства России, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также контроля в пределах компетенции, за соблюдением валютного законодательства. В ст. 2 закона определено, что единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 783 (Положение о министерстве Российской Федерации о налогах и сборах (ст.1)) дополняет уже названные главные задачи, решение которых возложено на МНС России
- участие в выработке налоговой политики и осуществление ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей;
- обеспечение межотраслевой координации, государственного контроля и регулирования в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Как известно, МНС России, функции и полномочия осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы. При этом вышестоящие налоговые органы правомочны отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ (ст. 9 Закона РФ № 151-ФЗ) и другим законам (ст.140 части первой НК РФ; ст. 273 КоАП РСФСР).
Единая, независимая, централизованная система налоговых органов включает в себя:
1. Федеральный орган исполнительной власти - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России).
Его территориальные органы:
2. Управления МНС России по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации.
3. Межрегиональные инспекции МНС России по налогам и сборам.
4. Инспекции МНС России по налогам и сборам по районам.
5. Инспекции МНС России по налогам и сборам по районам в городах .
6. Инспекции МНС России по городам без районного деления.
7. Инспекции МНС России по налогам и сборам межрайонного уровня.
А также:
8. Подведомственные организации.
Предусмотрена деятельность специализированной налоговой инспекции МНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками (постановлением Правительства РФ от 06. 01. 98 г.); межрегиональной налоговой инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков (приказом МНС РФ от 18.05.99 № ГБ-3-34/140), межрегиональной государственной инспекции МНС России по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг (приказом МНС РФ от 12.11.99 г.); межрегиональной инспекции МНС Россия по контролю за алкогольной и табачной продукцией (приказом МНС РФ от 11. 06. 99 № АП-3-20/175).
Для осуществления взаимодействия министерства с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах утверждены положение и типовая структура межрегиональных инспекций МНС России по федеральному округу (приказ МНС РФ от 24. 08. 2000 г. № БГ-3-20/307).
Налоговые органы - юридические лица. Они имеют самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков, печати. Подчиненность внутри структуры осуществляется по вертикали: Министерству Российской Федерации по налогам и сборам и его вышестоящим органам. Структура Управлений по субъектам федерации утверждается министерством. Министерством же определяются функции структурных подразделений руководимых налоговых органов [10, с. 43].
Деятельность должностных лиц налоговых органов поощряется и гарантируется государством за счет создания надлежащих условий работы, пенсионного обеспечения, обязательного государственного медицинского и социального страхования, защиты от насилия, угроз в связи с исполнением служебных обязанностей (и другие гарантии). В то же время на поведение должностных лиц налоговых органов накладываются определенные ограничения, они, будучи государственными служащими, не могут:
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
- быть депутатом либо заниматься предпринимательской деятельностью;
- использовать служебную информацию в неслужебных целях;
- получать вознаграждения от физических и юридических лиц за услуги, связанные с исполнением должностных обязанностей;
- принимать участие в забастовке (имеются и другие запреты).
2. Правовая основа деятельности налоговых органов
Основополагающей правовой базой служебной деятельности налоговых органов является Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года. В основном законе государства содержатся исходные позиции, обязательные для сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы возложена, как на органы государственной власти и самоуправления, должностных лиц этих органов, так и на граждан и их объединения (п.2 ст.15). Федеральная Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на территории всей Российской Федерации.
Законы и иные правовые нормативные акты, применяемые на территории государства, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (п.1 ст.15) . Конституция России предусматривает применение на ее территории норм права международного государства, если международным договором России установлены иные правила, нежели предусмотрены законом (п.1 ст.16) .
Федеральные налоги и сборы находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п."з" ст.71). Это означает, что субъекты Федерации не вправе, ни изменять, ни дополнять, Налоговый кодекс Российской Федерации своими актами и нормами, ни развивать либо конкретизировать с их помощью положения Кодекса. Во всех таких случаях "действует федеральный закон" (п.5 ст.76), т. е. Налоговый кодекс РФ и федеральное налоговое законодательство в целом. Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, административное и административно - процессуальное законодательство (п./п. "и" , "к" п.1 ст. 72) - относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов [4, с. 33]. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции).
Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливается федеральным законом (п. 3 ст. 75).
Государство признает права и свободы граждан, обязуется соблюдать и защищать (ст. 2). В статье 45 их защита объявляется обязанностью государства и, одновременно, каждому гражданину предоставляется право личной защиты своих интересов, не запрещенными законом способами. Защита государством прав и свобод граждан, в т. ч. связанных с налогообложением, по сути, предусмотрена в статьях 8, 24, 33 - 36, 45, 46, 47 п.1, 48 п., 51, 53 - 55, 74, 75, 76 п./п. 5 и 6, 114 п.1 п./п. "е", 120 и др. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (ранее - Госналогслужба России), будучи федеральным органом исполнительной власти, обязано осуществлять служебную деятельность в рамках закона и своей компетенции .
Сказанное в отношении граждан, в равной мере относится к юридическим лицам (организациям). В Конституции нет норм о правовой защите юридических лиц, но именно действия граждан (должностных лиц) определяют деятельность организаций. Законные права и интересы организаций представляют лица, указанные в п. 1 ст. 182 части первой ГК РФ (руководители, представители). В этой связи уместна ссылка на ст. 53 части первой ГК РФ:
- "Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы:" (п.1);
- "В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников" (п.2).
Положение Конституции о том, что "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом" (п.2 ст. 45), - адресовано и гражданам и организациям. Конституционные нормы, обращенные к участникам налоговых и административных правоотношений, многообразны. Имея общий характер, специфичность они обретают в налоговом, административном законодательстве. К таким общим конституционным нормам следует отнести [9, с. 29]:
- гарантия единства в Российской Федерации экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст.8);
- признание и защита в Российской Федерации равным образом частной, государственной, муниципальной и иной формы собственности (п. 2 ст. 8);
- обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственного затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом ( п. 2 ст. 24);
- невозможность лишения кого либо своего имущества иначе как по решению суда (п.3 ст.35);
- право каждого на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п.1 ст. 34);
- возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (п.2 ст. 46).
В Конституции Российской Федерации нашли отражения основные международные декларации, пакты и стандарты. Такие как, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических, социальных и культурных правах 1966 г., Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Венская декларация и программа действий ООН 1993 г. Российской Федерацией подписана и ратифицирована Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. {13; 1}.
В порядке реализации и развития принципиальных положений, заложенных в Конституции России, приняты некоторые федеральные законы, направленные на защиту прав и свобод участников правоотношений. Из числа относящихся непосредственно к деятельности налоговых органов: часть первая Налогового кодекса РФ в ред. 1999 г., Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая) 1994 и 1995 г.г., Арбитражный процессуальный кодекс РФ 1995 г., часть вторая Налогового кодекса РФ 2000 г.
В Конституции содержится принцип обязательности официального опубликования законов. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие прав , свободы и обязанности заинтересованных лиц, не применяются, если они не публиковались официально для всеобщего сведения (п. 3 ст. 15) .
Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21. 03. 91 № 943-1 (ред. от 07. 11. 2000 г. № 135-ФЗ) содержит 4 главы:
I. Общие положения.
II. Задачи, права и обязанности налоговых органов.
III. Ответственность налоговых органов.
IV. Иные вопросы деятельности налоговых органов.
В законе определено назначение и общие направления деятельности налоговых органов. Статья 1 закона относит к компетенции налоговых органов контроль за соблюдением налогового законодательства России, правильностью исчислений, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных российским законодательством, а также контроль за соблюдением валютного законодательства России в пределах своей компетенции.
Кроме Конституции РФ и указанного закона, налоговые органы руководствуются в служебной деятельности Налоговым кодексом РФ (части 1, 2), другими федеральными законами и иными законодательными актами государства, нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов .
Законом предусмотрено решение налоговыми органами поставленных профессиональных задач в форме взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления, а значит и с правоохранительными органами (прокуратуры, налоговой полиции) - ст. 4 . К органам МВД РФ персонально обращена статья 5, обязывающая оказывать практическую помощь сотрудникам налоговых органов при исполнении последними служебных обязанностей.
Глава II закона содержит полномочия налоговых органов, необходимые для выполнения собственных служебных задач. Здесь же описаны составы административных правонарушений, подведомственных налоговым органам.
Глава III предусматривает общие условия наступления ответственности налоговых органов и их должностных лиц за необоснованные действия (бездействие).
Глава IV освещает общие вопросы материально - технического обеспечения налоговых органов, бытового обеспечения и обязательного государственного личного страхования самих сотрудников. Предусмотрен порядок выплаты единовременных пособий при наступлении неблагоприятных последствий в связи с осуществлением служебной деятельности (гибель работника налоговых органов, телесные повреждения). Государственным служащим - сотрудникам налоговых органов, присваиваются классные чины в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы: главный государственный советник налоговой службы; государственные советники налоговой службы 1, 2, 3 ранга; советники налоговой службы 1, 2, 3 ранга; инспектора налоговой службы 1, 2, 3 ранга. Должностные лица налоговых органов являются государственными служащими.
Правовые основы организации государственной службы и основы правового положения госслужащих Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31.07.95 № 119-ФЗ (в ред. 18.02.99 № 35-ФЗ). Государственным служащим признается гражданин Российской Федерации, который в порядке установленном федеральным законом, исполняет обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или соответствующего субъекта Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 13. 06. 96 № 865 ( ред. от 25. 07. 2000 г.) предусмотрена возможность отсрочки от призыва на военную службу призывникам, имеющим финансово - экономическую или юридическую специальности , и поступившим на работу в налоговые органы.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) в ред. 30.03. 99 № 51-ФЗ и 09.07.99 № 154-ФЗ закрепляет общие принципы налогообложения и систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет[7, с. 46]:
- виды налогов и сборов;
- основные начала установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
- формы и методы налогового контроля.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает:
- порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.
Порядок введения в действие с 1 января 1999 года части первой НК РФ предусмотрен Федеральным законом РФ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (ред. от 09. 07. 99 № 155-ФЗ), за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие.
Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27. 12. 91 № 2118-1 (ред. от 05. 08. 2000 № 118-ФЗ) сообразуясь с общими положениями частей 1 и 2 НК РФ, определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Компетенция органов государственной власти по вопросам, связанным с налогами, определяется в соответствии с указанным законом и другими законодательными актами. Органы государственной власти любого уровня не могут вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные налоговым законодательством, не могут повышать и ставки законно установленных налогов и налоговых платежей.
Глава I "Общие положения" и глава III "Заключительные положения" утратили силу с 1 января 1999 года. В главе II "Виды налогов и компетенция органов государственной власти" сохранились и действуют нормы, содержащие перечень взимаемых: федеральных налогов и сборов (ст. 19), региональных налогов и сборов (ст. 20), местных налогов и сборов (ст. 21).
С 1 января 2001 года вступил в силу федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05. 08. 2000 № 118 - ФЗ в связи с чем длинный ряд законов, образующих налоговое законодательство, утратил силу полностью или частично, в некоторые внесены изменения. Федеральные законы и другие нормативные правовые акты, действующие на территории России и не вошедшие в перечень актов, утративших силу согласно статьи 2 закона № 118-ФЗ, действуют в части, не противоречащей части второй НК РФ и вводному закону и подлежат применению в соответствии с частью второй НК РФ (ст. 29).
Указом Президента РФ от 31. 12. 91 № 340 (ред. от 22. 07. 98 № 866) утверждено Положение " О государственной налоговой службе Российской Федерации". В положении определены структура и компетенция налоговых органов, их задачи и функции, вопросы кадрового и социально - бытового обеспечения. Этим же Указом утверждено "Положение о классных чинах работников государственной налоговой службы Российской Федерации", где определен порядок их присвоения. Указом Президента РФ от 23. 12. 98 № 1635 ГНС РФ преобразована в МНС РФ.
С учетом сложившихся в последнее десятилетие правовых новаций в компетенции налоговых органов, структурных изменений, дополняя и развивая президентский указ, Правительство РФ Постановлением от 16. 10. 2000 г. № 783 утвердило Положение "О министерстве Российской Федерации по налогам и сборам". Положением о МНС РФ откорректированы его главные задачи и функции, увеличено их количество.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан либо устанавливающие правовой статус организаций и имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ. Не прошедшие государственной регистрации акты МНС РФ не имеют обязательной силы для тех, к кому они обращены. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 (ред. от 11.02.99) "Об установлении правил подготовки нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты могут издаваться лишь в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Указанное постановление Правительства не относит к нормативным правовым актам письма федеральных органов исполнительной власти. Согласно пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и из госрегистрации, утвержденных постановлением № 1009, структурные подразделения и территориальные органы МНС РФ не могут издавать нормативные правовые акты. С вступлением в действие части второй НК РФ, являющегося законом прямого действия, Министерство России по налогам и сборам не вправе издавать инструкции, комментирующие Налоговый кодекс и предписывающие правила поведения налогоплательщикам.
Принципиальное значение для практической деятельности налоговых органов и налогоплательщиков имеет постановление от 28.02.2001 г. № 5 Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Совокупность законных и подзаконных актов, регулирующих деятельность налоговых органов, разнообразна и объемна, требует усвоения для последующего применения в практической деятельности.
3. Права и обязанности налоговых органов РФ
Эти права предусмотрены не только в специальной ст.31 НК, но и разбросаны в целом по НК, кроме того, предусмотрены в действующем специальном Законе «О налоговых органах Российской Федерации», который есть не что иное, как тот самый базовый закон 1991 года «О Государственной налоговой службе в РСФСР», но только в новой редакции 1999 года. Таким образом, права налоговых органов велики по объему и среди них есть существенные, важные права, есть малозначительные. Но всю эту группу полномочий можно классифицировать определенным образом. Первая группа полномочий – полномочия налоговых органов в сфере правового регулирования вопросов налогообложения. Речь идет о праве налоговых органов издавать акты по вопросам налогообложения. Это могут быть нормативные акты, индивидуальные акты. Нас интересуют нормативные акты. Характер этих актов определяется ст.4 НК. Эти акты не относятся к налоговому законодательству, но, тем не менее, могут регулировать вопросы налогообложения. Надо иметь в виду, что это полномочие принадлежит исключительно федеральному органу, то есть только само ФНС может издавать такие акты. Что касается субъектов Федерации, то на этом уровне управления ФНС могут издавать такие акты, но они методического либо рекомендательного характера. Следующая группа полномочий – права налоговых органов в сфере исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога. Это право на бесспорное списание сумм недоимок и пени, а также право на обращение в суд с исками для взыскания сумм налогов и пени за счет имущества налогоплательщиков [3, с. 44].
Следующая группа прав – права налоговых органов в сфере осуществления налогового учета. Именно налоговые органы осуществляют налоговый учет и определяют порядок осуществления этого учета, в том числе утверждают формы заявления о постановке на налоговый учет, порядок заполнения этих форм и т.д. Кроме того, в этой же группе находятся полномочия, в соответствии, с которыми налоговый орган имеет право требовать от государственных органов и иных обязанных органов информацию о регистрационных действиях, которые эти органы осуществляют в соответствии со своей компетенцией. Речь идет о регистрации юридических лиц, граждан по месту жительства, регистрации сделок с недвижимостью и т.д.
Следующая группа прав налоговых органов – это права в сфере осуществления налогового контроля. Это наиболее многочисленная группа полномочий. Сюда входят:
Право
проведения налоговых проверок (выездных и камеральных).
Право привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов,
переводчиков и понятых.
Налоговые органы имеют право производить выемку документов, а также предметов при проведении налоговых проверок.
Налоговые органы имеют право истребовать от банков и других кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных документов, связанных с перечислением сумм налоговых платежей.
Кроме того, налоговые органы имеют право проводить встречную проверку, которая заключается в истребовании документов у иных лиц, в отношении которых не проводится проверка, но с которыми связан тот налогоплательщик, который подвергается налоговой проверке.
Налоговые органы имеют право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений и для иных действий, необходимых для проведения налогового контроля.
Наконец, еще одно полномочие из числа существенных в этой контрольной сфере, это право создавать налоговые посты в порядке, установленном НК. На сегодняшний день речь идет об акцизных налоговых постах, которые функционируют круглосуточно и которые позволяют отследить произведенную продукцию, в данном случае алкогольную, и таким образом проконтролировать уплату акцизов с этой произведенной продукции.
Следующая группа полномочий – права налоговых органов в сфере применения мер государственного принуждения и привлечения к ответственности.
В данном вопросе налоговые органы имеют право привлекать к ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения, а также выполнять ряд действий, которые являются ничем иным, как мерами государственного принуждения. Речь идет, например, об аресте имущества либо приостановке операций по счету. Но надо иметь в виду, что полномочия по взысканию налоговых штрафов возложены на суд, а не налоговые органы, то есть налоговые органы привлекают к ответственности, однако взыскание наложенных налоговых санкций, а именно, штрафов кодекс закрепляет за судом, а не за налоговым органом. Здесь есть достаточно спорные ситуации, и я о них буду
Обязанности налоговых органов.
Основные обязанности прописаны в ст.32 НК, это как бы базовая статья по обязанностям, но и в других статьях ч.1 НК и в ч.2 НК тоже присутствуют обязанности. Обязанности следующие.
1. Соблюдать налоговое законодательство.
2. Осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства. Таким образом, налоговые органы не взыскивают налоги, не взимают, не собирают. Налоговые органы осуществляют контроль за уплатой налогов, контроль за соблюдением налогового законодательства, за исполнением налогоплательщиками своей обязанности по уплате налогов. И то, что налоговый орган имеет право бесспорного списания сумм недоимок и пени, на самом деле природу налоговых органов не меняет. Налоговые органы – это контрольные органы. Этим они отличаются от таможенных органов, потому что таможенные платежи зачисляются на счет таможенного органа и таможенный орган в этом плане выступает как орган, который взыскивает таможенные платежи, взимает. Налоговые органы никакого такого счета не имеют, налоги зачисляются прямо в бюджет, а налоговая только контролирует своевременность их уплаты.
3. Учет налогоплательщиков. Тоже надо сказать, что эта обязанность должна быть единственной обязанностью, закрепленной исключительно за налоговыми органами, то есть налоговый орган должен быть монополистом в этом вопросе, хотя здесь законодатель пока допускает ситуацию, когда параллельно существует учет, по крайней мере, в социальных и внебюджетных фондах, и таким образом учет налогоплательщиков начинает как бы расползаться, и тут возникают проблемы, связанные с ответственностью за нарушение порядка постановки на учет.
4. Налоговым органам вменено в обязанность проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства, бесплатно информировать налогоплательщиков и давать письменные разъяснения о применении норм налогового законодательства. У налогоплательщиков есть аналогичные права [8, с. 30].
5. Обязанность осуществлять возврат или зачет излишне взысканных или излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней.
6. Обязанность соблюдения налоговой тайны.
7. Налоговые органы обязаны направлять налогоплательщикам копии актов налоговых проверок, копии решений налоговых органов, (Это очень важно. Если эта обязанность не выполнена, то это сразу снимает вопрос об ответственности налогоплательщика), а также налоговые уведомления и требования об уплате налога.
8. Поскольку налоговый орган – это не правоохранительный орган, а именно контрольный, то в обязанность налоговых органов включается обязанность передать информацию, материалы и документы в соответствующие органы (до Указов Президента – налоговую полицию, после – МВД) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела не позднее, чем в 10-дневный срок после получения такой информации.
Заключение
Происходящие в России изменения в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений меж уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы.
Комплексный анализ налоговых правонарушений в масштабах России позволил создать классификатор способов, форм и методов их совершения, который вооружает сотрудников налоговых органов единым методологическим подходом в выявлении фактов налоговых преступлений.
Анализируя вышесказанное, можно выделить следующие проблемные вопросы Государственной налоговой службы:
1. Создание эффективной системы начисления и сбора налогов, учета налогоплательщиков, контрольной работы и борьбы с нарушениями налоговой дисциплины: снижение налогового бремени и упрощение налоговой системы за счет исключения из нее неэффективных налогов и отчислений в отраслевые внебюджетные фонды; расширение налоговой базы за счет отмены не оправдавших себя налоговых льгот и расширения круга плательщиков налогов; перемещение основной тяжести налогового бремени с организацией на доходы и имущество физических лиц; расширение комплекса мер, связанных с повышением собираемости налогов и улучшении контроля за соблюдением налогового законодательства.
2. Разработка и внедрение типовых технологий и процедур для реализации функций налоговых органов.
3. Создание современной системы электронной обработки данных, обеспечивающей функции учета, контроля и анализа данных по основным видам налогов.
4. Применение новых форм и методов информационно-аналитической работы и научного прогнозирования для повышения эффективности налогового законодательства.
7. Разработка и применение методологии документальных проверок и отбора налогоплательщиков для их проведения.
8. Внедрение типовых машино-ориентированных документов в практику налоговых органов.
9. Обеспечение информационного взаимодействия налоговых органов районного и регионального звеньев с заинтересованными министерствами и ведомствами.
10. Применение международных и государственных стандартов в информатизации налоговых органов.
11. Внедрение в механизм начисления и взимания налогов системы "Самоначисления" (самостоятельность - контроль).
12. Формирование и организация работы по "доброжелательной" системе взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками (информирование, обучение, пропаганда).
13. Оптимизация документооборота в налоговых органах.
14. Создание эффективной системы подготовки и повышения квалификации кадров налоговых органов на базе Налоговой Академии Госналогслужбы России и других учебных заведений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс РФ
2. Д.Г. Черник, Налоги, учеб. пособие – М. «Финансы и статистика» 2005 г.
3. В. И. Гуреев, Налоговое право, учеб. пособие – М. «Экономика» 2005 г.
4. Балабин В.И. Налоговое право: теория, практика споры. – М.: Книжный мир, 2005;
5. Бобоев М.Р. Налоговая политика России на современном этапе // Вопросы экономики, 2006, №5;
6. Букаев Г. 13% - всерьез и надолго / Известия, 2006, 6 апреля;
7. Казанцев В.А. Проигравших не будет // Российский налоговый курьер, 2006, №23;
8. Кашин В.А., Бобоев М.Р. О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации // Налоговый вестник, 2005, №12;
9. Комментарий к налоговому кодексу РФ. – М.:2005;