Курсовая работа: Косвенные налоги и сборы

Введение

 

 Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А.Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А.Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.

Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

·  Первый уровень – федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

·  Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги).

·  Третий уровень – местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Федеральные налоги  взимаются  по  всей  территории России. В настоящее время к федеральным (согласно статье 13 НК РФ) относятся следующие налоги:

·  Акциза

·  Налог на добавленную стоимость

·  Государственная пошлина

·  Единый социальный налог

·  Налог на доходы физических лиц

·  Налог на прибыль организации

·  Налог на добычу полезных ископаемых

·  Водный налог

·  Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.


Косвенные налоги

НАЛОГИ КОСВЕННЫЕ (англ. indirect taxes) - налоги, связанные с процессом использования прибыли (дохода) налогоплательщиков. Их связь с экономическим потенциалом (способностью приносить доход) налогоплательщика лишь опосредованная, через его расходы.

С управленческой точки зрения различают три вида косвенных налогов: налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений, налоги на потребление и таможенная пошлина. К первому виду относится, например, налог на добавленную стоимость. Ко второму - акцизы, налог на реализацию ГСМ и др. Имущественными и потребительскими налогами, а также налогами, вытекающими из имущественных и товарно-денежных отношений, распоряжаются налоговые органы. Взимание таможенной пошлины регулируется таможенными органами. В отличие от прямых налогов, косвенные налоги, падая большей частью на предметы широкого потребления, использование которых не находится в прямом соответствии с имущественной самостоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко их объем оказывается обратно пропорционален объему средств плательщиков.

Одно из важнейших преимуществ косвенных налогов - их фискальная продуктивность, во многом объясняемая быстрым ростом потребления: при росте благосостояния, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Косвенные налоги позволяют также регулировать потребление: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления (например, в отношении спиртных напитков). Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Недостатки косвенных налогов - увеличение оборотных средств за счет роста цен под их влиянием и, следовательно, отвлечение капиталов от других производств, нужд. Главный недостаток косвенных налогов - их неравномерность и обременительность для малоимущих классов. Тяжесть косвенных налогов обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большую часть его они отбирают. Она увеличивается с возрастанием числа членов семьи, в которой плательщиком за иждивенцев оказывается работник. В структуре налогов в экономически развитых странах ярко выражена тенденция к повышению доли косвенных налогов, прежде всего, за счет введения НДС и повышения его ставок.

К косвенным федеральным налогам относятся:

1.  налог на добавленную стоимость; 

2.  акцизы (налоги,  прямо включаемые в цену товара или  услуги); 

3.  таможенные пошлины.

Они частично  или  полностью переносятся на цену товара или услуги.


Налог на добавленную стоимость, акцизы и их характеристика

С 1992 г в России одним из двух основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Введение в России НДС обеспечивает равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм собственности

 «Налог регулируется Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 в редакции последующих изменений и дополнений.

 Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

·  Организации, имеющие статус юридических лиц, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность;

·  Индивидуальные предприниматели, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

·  Лица, признаваемые налогоплательщиками НДС.

Плательщиками налога в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством.

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе (в соответствии со статьями 83, 84 НК).

Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основе письменного заявления иностранной организации.

Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько подразделений (представительств, отделений), самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут предоставлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации подразделений иностранной организации. О своем выборе иностранные организации обязаны письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Согласно статье 145 НК организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей (это не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев).

  Лица, использующие право на освобождение, должны представить письменное уведомление и документы  не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. К этим документам относятся:

·  Выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

·  Выписка из книги продаж;

·  Выписка из книги учета доходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

·  Копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

·  документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последующих календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;

·   уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

·  реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

·  передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

·  выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

·  ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации для свободного обращения (в режиме импорт).

Не включается в число объектов налогообложения:

·  передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

·  передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

·   передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

·   выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

·   передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

·   операции по реализации земельных участков (долей в них);

·  передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).

Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, является единым на всей территории РФ, устанавливается законодательными актами и не может быть изменен решениями местных органов государственной власти.

Плательщиками НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Не уплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

·  товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

·  товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

При разработке налогового законодательства в части определения места реализации работ и услуг учитывается опыт европейских стран, использующих пять основных критериев:

·  по месту нахождения недвижимого имущества;

·  по месту фактического осуществления работ, услуг с движимым имуществом;

·  по месту фактического осуществления услуг в установленных сферах;

·  по месту экономической деятельности покупателя, если покупатель этих услуг имеет местонахождение в одном государстве, а продавец – в другом;

·  по месту экономической деятельности продавца.

Вместе с тем местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:

·  работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;

·  работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание;

·  услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

·  покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Это осуществляется при:

·  передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;

·  оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

·  оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;

·  предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;

·  сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;

·  оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг.

Фактическое присутствие организации или индивидуального предпринимателя на территории РФ устанавливается на основе тех же критериев, что и в случае с покупателем работ (услуг).

Если местом реализации работ (услуг) по одному из перечисленных критериев признается РФ, то операция по реализации таких работ (услуг) облагается налогом на добавочную стоимость. Если местом их реализации признается иностранное государство, то в России обложения НДС нет.

Например. Российское предприятие разместило свою рекламу в журнале, издаваемом и распространяемом за рубежом, по контракту с иностранным партнером. Общая стоимость услуги составляет 23 600 долл. США.

Место реализации рекламных услуг определяется по критерию места экономической деятельности покупателя. Местом экономической деятельности покупателя рекламных услуг является РФ, так как им является организация, созданная по российскому законодательству. Таким образом, реализация рекламных услуг облагается НДС на территории РФ. На банковский счет иностранного контрагента будет перечислено 20 000 долл. США, а в российский бюджет поступит НДС в рублевом эквиваленте 3 600 долл. США.

Исключением из общего правила может считаться деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей, представляющие в пользование воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а так же услуги по перевозке. В этом случае местом деятельности организации территория РФ не признается, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами РФ.

Если реализация работ (услуг( носит вспомогательный характер по отношению к реализации товаров (работ, услуг), то местом ее осуществления признается место реализации основных товаров (работ, услуг).

Документами, подтверждающими место выполнения работ (услуг), являются контракт с иностранными или российскими лицами, а так же документы, подтверждающие факт выполнения работ (услуг).

Налоговая база  по НДС определяется как выручка от реализации товаров, работ, услуг, исчисленная исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по уплате указанных товаров, работ, услуг, полученных как в денежной форме, так и натуральной форме, включая оплату ценных бумаг.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком самостоятельно. При реализации (передаче, выполнения и т.д.) товаров, работ, услуг, облагаемых различными налоговыми ставками, налоговая база определяется отдельно по каждой из этих групп товаров, работ, услуг. При применении одинаковых налоговых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемым по этой ставке.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав или на дату фактического осуществления расходов.

Варианты исчисления налоговой базы

Порядок исчисления налоговой базы

Хозяйственные операции, в которых применяется этот порядок

Как стоимость реализованных товаров, работ, услуг исчисленные по рыночной цене с учетом акцизов без включения НДС При реализации товаров; при бартерных сделках; при передачи собственности на предмет залога (залогодержателя); при передаче товаров в виде оплаты в натуральной форме
Как стоимость реализованных товаров, исходя из фактических цен реализации При реализации товара с учетом дотаций, предоставляемых из бюджета, в связи с применением государственной регулировке цен или покрытием льгот, предоставляемые потребителям в соответствии с ФЗ
Как разница между ценой реализации имущества с учетом НДС акцизов и стоимостью реализованного имущества (остаточная с учетом переоценки) При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС
Как разница между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения этой продукции При реализации с/х продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физ. лиц, не являющихся плательщиками НДС (за исключением подакцизных товаров)
Как стоимость обработки , переработки и иной трансформации сырья или материалов с учетом акцизов без включения НДС При реализации услуг по производству товаров и давальческого сырья.
Как стоимость реализованных товаров, указанных в договоре, но не меньше рыночной стоимости, действующая на дату реализации с учетом акцизов без включения НДС При реализации товаров по срочным сделкам по договорам, предполагающим постановку в установленных договором сроки по указанной в договоре цене

 

Особый порядок исчисления налоговой базы

·  по договору финансирования под уступку денежных требований и уступку требования

·  для получения доходов на основе договоров поручения комиссий или агентств

·  при осуществлении транспортных перевозов и реализации услуг международной связи

·  при реализации мероприятий в целом как имущественного комплекса

·  при совершении операций по передаче товаров для собственных нужд и выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления

·  при возе товаров на таможенную территорию РФ (при импорте)

При определении налоговой базы, она увеличивается на суммы:

·  авансов и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товара;

·  средств, полученных за реализованные товары в виде финансовой помощи, в счет увеличения доходов, на пополнение фондов;

·  суммы, полученные в виде дисконта по полученным в счетах оплаты облигаций и векселям, а так же суммы процентов по товарному кредиту, в части повышающей размер ставки рефинансирования Центрального Банка, действующей в период, в который производится расчет;

·  суммы страховых выплат, по договорам страховых рисков.

Увеличение налоговой базы по этим основаниям не производится в отношении операций, освобожденных от налогообложения НДС, а так же к экспортным операциям.

Налоговый период для уплаты НДС, в том числе для налоговых агентов, устанавливается как календарный месяц. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) ежемесячно в течение квартала сумма выручки не превышает  2000000 рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

В настоящее время налоговые ставки НДС установлены в следующих размерах:

·  Специальная (0 %): она применяется:

1.  при реализации товаров, вывезенных в режиме экспорта, при условии предоставления в налоговые органы установленного пакета утвержденных документов;

2.  при проведении работ и оказания услуг, связанных с проведением экспортных операций, а так же перемещения по территории РФ товаров в таможенном режиме «транзит»;

3.  реализация услуг по перевозке пассажиров и багажа, при условии, что пункт отправления на территории РФ, а назначения – другая страна, при оформлении единых перевозных документов;

4.  при реализации драгоценных металлов и камней налогоплательщик, осуществляющий их добычу или производство государственному фонду драгоценных металлов и камней, Центро Банку, уполномоченным банкам;

5.  реализация товаров для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования административно-техническим персоналом, включая членов семей;

6.  припасы, вывозимые с территории РФ, в режиме перемещения припасов.

·  Пониженная (10%):

1.  при реализации проданных товаров по установленному законом перечню;

2.  при реализации товаров для детей по установленному перечню;

3.  реализации периодических платежных изделий, книжная продукция (кроме рекламной и эротической);

4.  реализация медицинских товаров и лекарственных средств отечественного и зарубежного производства, а так же услуги, связанные с этой реализацией.

·  Общая (18%): Для остальных работ, товаров и услуг.

Для обоснования применения ставки 0% налогоплательщик обязан представить в налоговый орган пакет документов:

1)  Декларации с расчетом по ставке 0%;

2)  Договор на поставку товаров в режиме «экспорт»;

3)  Выписку из банка, подтверждающую фактическое поступление средств от иностранного лица (покупателя) на счет продавца в российском банке, при этом счет должен быть зарегистрирован налоговыми органами. Если валютная выручка не зачисляется на территории РФ, то предоставить разрешение Минфина и ЦБ на расходование валюты за рубежом;

4)  Грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товара в режиме «экспорт» и пограничного таможенного органа;

5)  Копии товаросопроводительных и транспортных документов с отметкой пограничного таможенного органа о том, что произошел фактический вывоз товара.

При оформлении расчетных документов (счетов-фактур, актов выполненных работ, счетов на услуги и др.), предъявляемых покупателям (заказчикам) на реализуемые товары (работы, услуги), сумма НДС выделяется отдельной строкой.

При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не являющихся объектом налогообложения, расчетные документы - выписываются без выделения сумм налога и на них -  делается надпись или ставится штамп «Без налога на добавленную стоимость».

Расчетные документы, в которых не выделена сумма налога, учреждениями банков не должны приниматься к исполнению. В случае частичной оплаты расчетных документов, в которых был выделен налог, соответственно уменьшаются суммы, причитающиеся поставщику.

Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога по оплаченным материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых относится издержки производства и обращения.

Налог на добавленную стоимость имеет устойчивую базу обложения, которая мало зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой в расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения заканчивается.

У этого налога имеется и ряд других преимуществ, как у любого косвенного налога. Но у него есть и отрицательные стороны. Главная из них – неизбежное повышение цен, что усиливает инфляцию, снижает конкурентоспособность отечественных производителей.

«Акцизы относятся к косвенным налогам, включаемым в цену товара:

1)  спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2)  спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

3)  алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4)  пиво;

5)  автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

6)  автомобильный бензин;

7)  дизельное топливо;

8)  моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

9)  прямогонный бензин. Для целей настоящей главы под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.

Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

·  лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

·  препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

·  парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно;

·  подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;

·  товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;

·  парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке;

Налогоплательщиками акциза признаются:

·  организации;

·  индивидуальные предприниматели;

·  лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Объекты налогообложения:

1)  реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

2)  оприходование на территории Российской Федерации организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов;

3)  получение на территории Российской Федерации нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.

4)  передача на территории Российской Федерации организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику.

Получением нефтепродуктов признаются:

·  приобретение нефтепродуктов в собственность;

·  оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);

·  оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);

·  получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов в качестве готовой продукции, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки.

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения):

·  передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

·  реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли, а также операции, являющиеся объектами налогообложения, с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта;

·  реализация нефтепродуктов налогоплательщиком;

·  первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Налоговая база определяется раздельно, по каждой группе и виду подакцизного товара. При отсутствии раздельного учета налогоплательщик уплачивает акциз в бюджет по максимальной ставке, действующей в группе.

Налоговый период признается – календарный месяц.

  Ставки акцизов по подакцизным товарам, кроме подакцизных видов минерального сырья, в том числе ввозимым на территорию РФ, являются едиными на всей территории РФ и устанавливаются законом в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов или в рублях и копейках за единицу измерения.

Например: Согласно статье 193 НК РФ устанавливаются следующие ставки:

·  Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый) - 21 руб. 50 коп. за 1 литр безводного спирта этилового

·  Алкогольная продукция с объемной долей спирта этилового свыше 25 процентов - 159 руб. 00 коп. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах

·  Алкогольная продукция с объемной долей спирта этилового свыше 9 и до 25 процентов включительно (за исключением  вин) - 118 руб. 00 коп. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах

·  Алкогольная продукция с объемной долей спирта этилового до 9 процентов включительно (за исключением вин) - 83 руб. 00 коп. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах

·  Вина (за исключением натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих) - 112 руб. 00 коп. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах

·  Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих) -  2 руб. 20 коп. за 1 литр

·  Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие  - 10 руб. 50 коп. за 1 литр

·  Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно - 0 руб. 00 коп. за 1 литр

·  Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6 включительно - 1 руб. 91 коп. за 1 литр

·  Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента - 6 руб. 85 коп. за 1 литр

·  Табак трубочный  - 676 руб. 00 коп. за 1 кг

·  Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции  - 277 руб. 00 коп. за 1 кг

·  Сигары  - 16 руб. 35 коп. за 1 штуку

·  Сигариллы - 200 руб. 00 коп. за 1 000 штук

·  Сигареты с фильтром - 78 руб. 00 коп. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее 25 процентов от отпускной цены (от суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины)

·  Сигареты без фильтра, папиросы  - 35 руб. 00 коп. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее 25 процентов от отпускной цены (от суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины)

·  Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно - 0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)

·  Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно - 16 руб. 50 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.)

·  Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт  (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) - 167 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.)

·  Автомобильный бензин с октановым числом до "80" включительно - 2 657 руб. 00 коп. за 1 тонну

·  Автомобильный бензин с иными октановыми числами -  3 629 руб. 00 коп. за 1 тонну

·  Дизельное топливо - 1 080 руб. 00 коп. за 1 тонну

·  Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 2 951 руб. 00 коп. за 1 тонну

·  Прямогонный бензин - 2 657 руб. 00 коп. за 1 тонну

Ставки авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора по отдельным видам подакцизных товаров утверждаются Правительством РФ.

Ставки акцизов и порядок их определения по подакцизным видам минерального сырья, кроме нефти, включая газовый конденсат, утверждаются Правительством РФ дифференцированно геологических и экономико-географических условий. Дифференцированные ставки акцизов на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, утверждаются Правительством РФ для отдельных месторождений в соответствии со средневзвешенной ставкой акциза в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.

Сумма акциза определяется плательщиками самостоятельно. В расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, она выделяется отдельной строкой.

При использовании в качестве сырья подакцизных товаров, кроме подакцизных видов минерального сырья, по которым уже был уплачен акциз, сумма акциза, подлежащая уплате по готовому подакцизному товару, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по сырью, использованному для его производства. Сумма акциза, подлежащая уплате по винам и напиткам, виноградным и плодовым, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства этих вин и напитков. При этом отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, для производства других подакцизных товаров, и суммами акциза по реализованным готовым подакцизным товарам к зачету в счет предстоящих платежей в бюджет или возмещению из бюджета не подлежит, а относится на финансовые результаты.

Сумма акциза, уплаченная по товарам, кроме подакцизных видов минерального сырья, использованным в дальнейшем в качестве сырья для производства товаров, вывезенных за пределы территории РФ, за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства – участники СНГ, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена, по спирту этиловому, вырабатываемому из всех видов сырья, за исключением пищевого, в дальнейшем использованному в качестве сырья для производства товаров, не облагаемых акцизами, на себестоимость этих товаров не относится, а засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов. При этом зачету или возмещению подлежит сумма акциза по этим товарам, стоимость которых фактически отнесена в отчетном периоде на себестоимость.

По подакцизным товаром, не реализуемым на сторону и используемым организациями для производства товаров, не облагаемых акцизами, начисление сумм акцизов производится в момент передачи в производство этих товаров для изготовления не подакцизных товаров с отнесением суммы акцизов на их себестоимость. По спирту этиловому, вырабатываемому из пищевого сырья, не реализуемому на сторону и используемому организацией для производства денатурированного спирта, не облагаемого акцизом, акцизы при передаче его в производство для изготовления денатурированного спирта не начисляются и не уплачиваются.

Плательщики представляют налоговым органам по месту своего нахождения не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, налоговый расчет – декларацию.

Моментом реализации подакцизных товаров, за исключением природного газа, является день отгрузки, а по операциям связанным с передачей – по дате оприходования нефтепродукта.

Акцизы зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств – участников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения.


ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ (англ. customs duties) - косвенные налоги, взимаемые государством с товаров, провозимых через национальную таможенную границу. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины: являются источником государственного бюджета регулируют ввоз и вывоз товаров, защищая интересы внутреннего рынка; влияют на торговый и платежный балансы.

По сути таможенные пошлины - инструмент обложения внешней: торговли. Исторически таможенные пошлины возникли в период средневековья как сборы при въезде и выезде из населенных пунктов и на границах феодальных владений. С образованием единых национальных государств таможенные пошлины начинают взиматься на границе специальными органами - таможнями. Таможенные пошлины становятся орудием проведения политики протекционизма в целях защиты и поощрения развития отечеств, промышленности и стимулирования экспорта отечественных товаров. Наиболее высокого уровня ставки таможенных пошлин достигли в ЗО-е гг. В настоящее время фискальное значение таможенных пошлин: сравнительно невелико. В 1999 поступления от них составили 25% всех налоговых доходов федеральной бюджета РФ, однако, это более высокая доля, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Так, в США доля таможенных пошлин в доходах федерального бюджета составляет 1%, в Великобритании - 1%, в ФРГ - около 4%. В развитых странах таможенные пошлины сохраняют в определенной мере роль орудия регулирования внешнеэкономических отношений, хотя их значение в этой сфере ослабло в силу активного участия развитых стран в деятельности международных экономических организаций (например, Всемирной торговой организации, ВТО), направленной на снижение таможенных барьеров в международной торговле, а также благодаря активным интеграционным процессам в Европе (Европейский Союз) и Америке (НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли). Большинство развитых стран объединились в таможенные союзы с единой таможенной территорией (например, Германия, как государство-участник ЕС, применяет интегрированный таможенный тариф ЕС-TARIC, основанный на гармонизированной системе обозначения и кодирования товаров международной торговли - HS). Для большинства развивающихся стран таможенные пошлины сохраняют свое регулирующее и фискальное значение. Эти страны поддерживают высокий уровень защитительных импортных таможенных пошлин на готовые товары, чтобы оградить от конкуренции слаборазвитую промышленность. С другой стороны, в условиях острого дефицита финансовых ресурсов развивающиеся страны используют таможенные пошлины в качестве важного источника налоговых поступлений: на таможенные пошлины приходится от 10 до 50% государственных доходов (напр., в Мадагаскаре - 55%, Индии - 20%, Перу - 21%).

С экономической точки зрения, как любой косвенный налог, таможенная пошлина поддается переложению путем включения в цену товара. Собственник ввозимого и вывозимого товара, подлежащего обложению таможенной пошлиной, вносит государству причитающуюся сумму за счет выручки от реализации товаров. Конечным плательщиком (носителем налога) выступает покупатель, приобретающий товар по цене, включающей таможенные пошлины. В результате таможенная пошлина, увеличивая цену ввозимого товара, снижает его конкурентоспособность. Этим достигается защита внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей, обеспечивается постепенность перехода к мировым ценам на сырье и энергоносители во внутренней торговле (в т.ч. России).

В зависимости от направления движения товаров и их происхождения таможенные пошлины подразделяют на:

·  импортные (ввозные) - которыми облагаются товары, ввозимые в страну [они удорожают товары, ввозимые на таможенную территорию страны, препятствуя их проникновению на внутренний рынок и способствуя развитию национального производства]. Применение этой пошлины способствуют повышению цен на импортные товары внутри страны и снижению их конкурентоспособности по сравнению с местными товарами;

·  экспортные (вывозные) - ими облагаются товары, идущие на экспорт [они ограничивают экспорт товаров, необходимых для развития национальной экономики, насыщения отечественного рынка, а также служат дополнительным источником доходов государственного бюджета (экспортные таможенные пошлины взимались в РФ с 1992 по 1996, являясь исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности; с 1999 экспортные пошлины восстановлены)]. Применение этой пошлины обеспечивает увеличение доходов государственного бюджета за счет развития экспорта и стимулирование поставок товара на внутренний рынок за счет снижения прибыли при экспорте;

·  транзитные - на иностранные товары, провозимые через территорию страны в третьи страны [в РФ транзитные таможенные пошлины не применяются, хотя через таможенную территории России идут большие грузопотоки из Азии в Европу и обратно]. Международный транзит – это перевозки иностранных грузов, при которых пункты отправления и назначения находятся за пределами данной страны. Доходы от таких перевозок являются активной статьей в балансе услуг государства. Благодаря географическому положению важными странами транзита являются Германия, Швейцария, Россия и ряд других стран. Было время, когда транзитные пошлины были существенным источником дохода, но сейчас они почти повсеместно ликвидированы в соответствии с международными договорами.

С целью временного ограничения либо стимулирования ввоза или вывоза отдельных товаров, могут устанавливаться сезонные (на срок не более 6 мес.) импортные и экспортные таможенные пошлины. В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на фискальные, протекционистские, антидемпинговые, компенсационные, специальные, преференциальные. Фискальные таможенные пошлины взимаются с целью получения дополнительных бюджетных доходов. Ими обычно облагаются импортные товары, если в стране не производятся аналогичные товары, и экспортные товары, пользующиеся высоким спросом на мировом рынке. Протекционистские (защитительные) таможенные пошлины защищают внутренний рынок от проникновения иностранных товаров, конкурирующих с товарами отечественного производства. С одной стороны, такая защита способствует развитию национального производства отдельных товаров и даже целых отраслей. Однако, с другой стороны, чрезмерная защищенность не способствует созданию здоровой конкуренции и может привести к застойным явлениям. Антидемпинговые таможенные пошлины обеспечивают защиту внутреннего рынка от ввоза товаров по демпинговым (ниже цен мирового рынка) ценам. Они повышают цены на импортные товары на внутреннем рынке до нормального уровня и обеспечивают доходы государственному бюджету. Антидемпинговые таможенные пошлины в РФ применяются, когда на таможенную территорию РФ ввозятся товары по цене значительно более низкой, чем их нормальная стоимость в стране экспорта на момент ввоза товара. Такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров или товаров-конкурентов, а также препятствует организации и расширению производства подобных товаров в стране. Ставка антидемпинговой таможенной пошлины не может превышать разницы между оптовой ценой конкурирующего объекта демпинга в стране экспорта в момент вывоза и ценой его ввоза на таможенную территорию страны. Компенсационные таможенные пошлины, взимаемые сверх обычных пошлин, применяются в целях снижения конкурентоспособности импортных товаров на внутреннем рынке и играют протекционистскую роль. Ставки компенсационных пошлин могут значительно превышать ставки ввозных пошлин на тот же товар. Компенсации таможенных пошлин в РФ применяются, когда ввозят товары, на производство или экспорт которых применялись субсидии. Эти таможенные пошлины призваны защитить от возможного ущерба отечественных производителей аналогичных или конкурирующих товаров. Субсидированный ввоз препятствует организации и расширению производства подобных товаров в стране импорта. Специальные таможенные пошлины применяются в качестве: меры защиты (если на таможенную территорию страны ввозятся товары в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям); меры предупреждения в отношении участников внешне экономических связей, нарушающих интересы страны; ответной меры на дискриминационные действия отдельных стран и их союзов; меры пресечения недобросовестной конкуренции. Ставки специальных таможенных пошлин устанавливаются в каждом отдельном случае. Применение антидемпинговых, компенсационных и специальных таможенных пошлин осуществляется при наличии соответствующих условий и обстоятельств, выявленных в результате расследования, проводимого государственными органами РФ, в исключительных случаях. В мировой практике взимания таможенных пошлин в экономических, политических и фискальных целях могут применяться надбавки к ним. В экономических целях такая надбавка применяется как чрезвычайная мера в условиях, когда невозможно быстро повысить таможенные пошлины. Они устанавливаются в виде скользящих и компенсационных импортных сборов. Надбавки в виде скользящих импортных сборов взимаются с ввозимых товаров. Ставки на них фиксируются и зависят от соотношения внутренних и мировых цен на ввозимые товары. Если происходит падение мировых цен, ставки сборов повышаются, а если рост - снижаются. Цель такого скольжения цен - регулировать объем и потоки ввозимых товаров, поддерживать конкурентоспособность товаров отечественного производства. Ставки на скользящие импортные сборы настолько гибки, что могут меняться ежедневно. Компенсационные импортные сборы устанавливаются странами или группой стран на определенные виды продукции. Их величина определяется в виде разницы между мировой ценой на ввозимые товары и контрольной ценой на эти товары внутри страны или группы стран. В этой разнице учитываются изменения транспортных расходов и качества товаров. Такие ставки ежедневно публикуются, и при достижении установленного размера они носят запретительный характер. Применение компенсационных импортных сборов регулирует производство и импорт определенной продукции в интересах национальных производителей. Преференциальные (предпочтительные) таможенные пошлины - это льготные пошлины, вводимые в пониженных размерах для одной или нескольких стран, для поощрения импорта определенных товаров. В мировой практике используется Генеральная система преференций для развивающихся стран, что способствует повышению конкурентоспособности их товаров на рынках импортирующих стран. Исходя из строения ставки таможенные пошлины подразделяются на: адвалорные - исчисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (от лат, ad valorem -от стоимости); специфические твердые) - устанавливаемые в определенной денежной сумме с единицы измерения облагаемых товаров; смешанные (комбинированные) - сочетающие в себе оба вида таможенного обложения; альтернативные - когда для некоторых товаров действуют адвалорная и специфическая ставки и взимается наибольшая из них. Таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с установленными ставками, тарифными льготами и преференциями (предпочтениями). Они устанавливаются, изменяются и отменяются в соответствии с законом государства о таможенном тарифе (систематизированном по группам товаров перечне таможенных пошлин, взимаемых в стране с ввозимых иностранных или вывозимых национальных товаров, содержащем наименование товаров, единицы обложения товаров таможенные пошлины и их ставки). Правовые основы взимания таможенных пошлин в России определяются Таможенным кодексом РФ и Таможенным тарифом РФ.

Субъектами таможенных пошлин являются как физические, так и юридические лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ. (Под товаром понимается любое движимое имущество, в т.ч. тепловая, электрическая и другие виды энергии.) Объект обложения таможенных пошлин - товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Ввозные таможенные пошлины взимаются также с предметов личного потребления, поступающих в международных почтовых отправлениях в адрес лиц проживающих в РФ, а также с аналогичных товаров, ввозимых физическими лицами, прибывающими в нашу страну. От оплаты ввозных таможенных пошлин освобождается имущество, ввозимое в страну отечественными государственными учреждениями, функционирующими за границей. Список товаров, запрещенных к ввозу (например, оружие, наркотики), содержится в Таможенном тарифе, на их ввоз требуется особое разрешение государственных органов РФ. Начисление, уплата и взимание таможенных пошлин на товар производится на основе его таможенной стоимости. Существует 6 методов ее оценки, которые применяются в указанном порядке: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервный. При этом таможенный орган РФ представляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию. Для определения вида таможенных пошлин устанавливают страну происхождения товара. Такой страной считается страна (группа стран или часть страны), в которой товары были полностью произведены или подверглись в достаточной степени переработке или обработке. В зависимости от страны происхождения товара применяются дифференцированные ставки импортных таможенных пошлин Импортный таможенный тариф РФ – трех колонный, в нем действует 3 вида ставок: базовые, максимальные и преференциальные. Размер предельных ставок базовых ввозных таможенных пошлин устанавливается законодательным органом РФ. Постановлением Верховного Совета РФ от 21 мая 1993 установлен предельный размер базовых ставок в размере 100% таможенной стоимости товара. В целях защиты экономических интересов России к импортным товарам могут временно применяться специальные, антидемпинговые и компенсационные таможенные пошлины. Таможенные пошлины начисляются и уплачиваются таможенным органам до или в момент представления грузовой таможенной декларации. Оплата производится в рублях или свободно конвертируемой валюте и поступает в бюджет.

Плательщикам таможенных пошлин могут предоставляться различные льготы и преференции. Они предусматриваются в Таможенном тарифе РФ и призваны стимулировать в интересах страны расширение и совершенствование структуры экспорта и импорта с целью повышения эффективности внешнеэкономических связей страны, деятельности отечественных предприятий и внешнеторговых организаций, а также развития инвестиционной деятельности национальных организаций за рубежом и операций на мировых валютных рынках.

Таможенные преференции - это особые льготы, предоставляемые страной отдельным государствам на началах взаимности или в одностороннем порядке в виде освобождения от таможенных пошлин, снижения ставок или установления квот на предпочтительный ввоз товаров, происходящих из государств, образующих со страной таможенный союз (или ведущих подготовку к его созданию), зоны свободной торговли; товаров, происходящих из развивающихся стран, для которых применяется национальная схема преференций РФ.

От уплаты таможенных пошлин освобождаются: транспортные средства, совершающие международные перевозки, снаряжение и имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации в пути или приобретенное за границей в связи с ликвидацией, поломкой этих транспортных средств; вывозимые с территории страны предметы материально-технического снабжения, снаряжение, топливо, сырье, продовольствие и другое имущество для обеспечения производственной деятельности российских и зафрахтованных российскими лицами судов и ввозимая в страну продукция их промысла; предметы, пользующиеся по международным договорам правом беспошлинного ввоза и вывоза иностранными организациями и лицами для официального и личного пользования; российская и иностранная валюта, ценные бумаги и др.

Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных пошлин осуществляется таможенными органами на местах под руководством Государственного таможенного комитета РФ (ГТК РФ).

При пересечении таможенной границы взимаются разнообразные таможенные платежи: таможенная пошлина; НДС; акцизы; сбор за выдачу лицензий и возобновление их действий; сбор за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление его действия; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование по вопросам таможенного дела; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.

Таможенные сборы – дополнительные сборы, взимаемые сверх таможенных пошлин при перемещении через таможенную границу. К таможенным сборам относятся, в частности, статистический, марочный, лицензионный, бандерольный таможенные сборы, сборы за пломбирование, штемпелирование, складирование и сохранность и др. В таможенные сборы включается также стоимость таможенных процедур, которая взимается при совершении таможенными органами операций по разрешению перемещения товара через границу.


Заключение

 

Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.

Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думают, что в условиях рынка государство устанавливает низкие налоги, что – то вроде десятины в античном мире. Другие полагают, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги: хочу – плачу, хочу – скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не вовремя оплачивается государственный заказ. Тут все становится ясным: оказывается, низкие налоги должны сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных расходов.

Далее предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. Этот перечень можно продолжать еще долго. Наиболее радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее придумать какую–нибудь новую.

Частые частичные изменения свидетельствуют об отсутствии стройной концепции, вновь и вновь  - возвращают нас к мысли о необходимости создания научной школы. Но в то же время, не оправдывая такие изменения, следует иметь в виду, что налоговая система сегодня не может быть застывшей. Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция. Налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису. Все это обусловило необходимость введения ряда изменений, дополнений, поправок в налоговое законодательство. Налоговая реформа продолжается. Существенным этапом ее стало введение Налогового кодекса Российской Федерации.


Список литературы

 

1.  Налоговый Кодекс РФ. Часть вторая.  рая. – М.: ТК Велси, Изд-во Проспект, 2006. – 752с.

2.  Учебник под редакцией Павлова Л.П. и Гончарова Л.И. «Федеральные налоги и сборы с организации»: Учебник. – М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2004.-427с.

3.  Ресурсы Интернета

4.  Лекции по федеральным налогам и сборам