Контрольная работа: Кредитная система в восстановительный период 1926-1930 гг.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Формы кредита в переходный период

2. Роль кредита и банков в проведении индустриализации  промышленности

3. Место банков в проведении коллективизации сельского хозяйства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

В течение нескольких лет (с 1917 по 1920 г.) советским правительством был принят ряд мер по ликвидации денежного обращения. С января 1920 г. в стране не существовало банков.

Ситуация изменилась в середине 1921 г., когда было принято решение о переходе к новой экономической политике. Возобновление товарно-денежных отношений приводило к необходимости реструктуризации кредитной системы.

За два года (с 1923 по 1925 г.) сводная валюта баланса кредитных организаций увеличилась в 5 раз, а учетно-ссудные операции - в 5 раз. Стабильно росли остатки текущих и депозитных счетов, объем привлекаемых средств возрос почти в 7 раз. Кроме перечисленных выше организаций в состав кредитной системы входили ломбарды, созданные в 1922 и 1923 г. Они представляли собой хозрасчетные предприятия, находящиеся в ведении местных советов в системе учреждений бытового обслуживания. Ломбарды предоставляли ссуды населению под залог движимого имущества, а также осуществляли хранение ценностей за плату. Размер ссуды достигал 75% стоимости закладываемых вещей, а по драгоценным металлам и камням - до 90%.

Таблица 1

Кредитная система СССР в 1923 - 1925 гг.[1]

Кредитные организации 1 октября 1923 года 1 октября 1925 года

Всего

В том числе

кредитная сеть Госбанка

акционерно-коммерческие банки

учреждения коммунального кредита

кооперативные банки

общества сельскохозяйственного кредита

общества взаимного кредита

516

251

50

29

57

75

54

1201

448

127

161

98

191

176


1. Формы кредита в переходный период

Активное развитие кредитной системы было положительным фактором. Но значительная роль частного капитала (банковского, промышленного) не могла не вызвать опасения руководства страны. Кроме того, кредитная система выполнила поставленные перед ней задачи восстановительного периода. Во-первых, было возобновлено денежное обращение и создана денежная система на основе новой валюты - банкнот Госбанка. Во-вторых, произошло снижение темпов инфляции, а расширение денежной массы соответствовало товарному обороту. В-третьих, с помощью банковского контроля за соблюдением расчетно-платежной дисциплины была налажена работа предприятий. В-четвертых, благодаря выполнению банками функции по привлечению и перераспределению свободных денежных средств многие отрасли получили необходимую кредитную поддержку. В-пятых, отсутствие территориальных границ для банковского капитала оказало неоценимую помощь в восстановлении экономической целостности страны.

Возросли остатки на бюджетных счетах, так как средства для безвозвратного финансирования народного хозяйства аккумулировались в основном бюджетом путем принудительного сбора доходов государственных предприятий. Распределение этих средств между отраслями и предприятиями осуществлялось через банки исходя из государственного плана, в соответствии с которым устанавливался объем и сроки предоставления средств. По мере сокращения частного сектора происходил рост государственного бюджета и расширялись объемы централизованного планирования. На бюджет была возложена основная задача по перераспределению средств, особенно долгосрочного характера. Но кредит как добровольный, а не принудительный метод аккумуляции денежных ресурсов и их перераспределения не был ликвидирован. Тем не менее в структуре банковских активов произошло разграничение двух групп операций - краткосрочного кредитования и долгосрочного финансирования. Структура кредитной системы на 1 октября 1929 г., а также объемы кратко- и долгосрочного кредитования представлены в табл. 2[2].

Таблица 2

Структура кредитной системы СССР на 1 октября 1929 года

Акционерные банки

Банк долгосрочного кредитования промышленности

Кооперативные банки

Система коммунального кредита

Система сельскохозяйственного кредита

Общества взаимного кредита

4043

140,2

-

270,7

360,3

275,6

16,4

79,1

2,7

-

5,3

7,1

5,4

0,4

114,4

12

1766,1

136,9

1389,7

902,7

-

2,6

0,3

40,9

3,2

32,1

20,9

-

Итого

5106,2 100 4321,8 100

В соответствии с приведенными данными в табл. 2 ведущее положение по краткосрочному кредитованию занимал Госбанк (79,1%). Основные долгосрочные операции осуществлялись Банком долгосрочного кредитования промышленности (40,9%), системой коммунального кредита (32,1%) и системой сельскохозяйственного кредита (20,9%). Так как межотраслевое перераспределение средств проводилось через бюджет, то банки долгосрочного кредитования были тесно связаны с последним.

В течение реконструктивного периода вопрос о безвозвратном финансировании промышленности приобрел особое значение. Темпы прироста долгосрочного кредитования увеличивались из года в год. К 1928 г. они превышали темпы прироста краткосрочного кредитования в 3 раза. Фондами кредитования пользовались предприятия госпромышленности и энергоснабжения (53;3% общей задолженности), сельскохозяйственная кооперация (15,3%), госторговля (8,1%) и ряд других групп банковской клиентуры. Частному капиталу доступ к кредитным ресурсам был практически закрыт, на его долю приходилось только 0,6% общего объема предоставленных средств.

Главной особенностью зарождающейся социалистической кредитной системы было общегосударственное планирование кредита. Кредитный план определял предполагаемую динамику основных банковских показателей, но во многом носил прогнозный характер. Реальные объемы банковских операций не всегда совпадали с запланированными, что объяснялось, в частности, недостаточной разработкой методов кредитного планирования и колебаниями хозяйственных процессов. Тем не менее этот план являлся обязательной директивой для банковского сектора.

Наряду с банковским, широкое распространение в этот период получил государственный кредит, с помощью которого привлекались свободные денежные средства. С 1926 по 1928 г. долг государства возрос в 3 раза и составил на 1 января 1928 г. 1300 млн. руб. (без включения займа хозяйственного восстановления). Государственные займы, носящие, как правило, обязательный характер, распределялись среди предприятий и организаций, помещающих в облигации часть своих резервных капиталов, а также среди населения. Займы распространялись путем коллективной подписки и их главными держателями становились рабочие и служащие.

Другим важным каналом привлечения средств населения являлись вклады в сберегательных кассах. На 1 октября 1928 г. они составили 315 млн. руб. Сопоставление этих сумм с данными по государственным займам позволяет сделать вывод о незначительном объеме вкладных операций, проводимых сберкассами. При этом все привлеченные от населения средства помещались в облигации госзаймов.

Постепенный процесс преобразования кредитной системы с целью ее адаптации к условиям централизованного планирования был завершен кредитной реформой 1930 г. Радикальные изменения были внесены как в организационную структуру, так и в формы банковской деятельности.

Для упорядочивания движения продукции в рамках обобществленного сектора полностью было ликвидировано коммерческое кредитование и заменено прямым банковским. Предприятиям запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в кредит. Таким образом, товарные векселя исключались из коммерческого оборота, что привело к ликвидации банковских операций по их учету. Другие банковские операции были упрощены и рационализированы.

2. Роль кредита и банков в проведении индустриализации промышленности

Задачу осуществления индустриализации, т. е. создания развитой промышленности, советская Россия унаследовала от России дореволюционной. Первые шаги в этом направлении были сделаны во второй половине XIX в. Высокими темпами росла промышленность в начале XX столетия. Первая мировая и Гражданская войны, разруха времен «военного коммунизма» отбросили экономику страны далеко назад. С завершением восстановительного периода (1925) вновь возникла необходимость завершить давно начавшийся и трагически прерванный процесс.

В конце 1925 г. был взят курс на индустриализацию, включавший в себя меры по обеспечению экономической независимости СССР, приоритетного развития тяжелой и оборонной промышленности, преодоления отставания от стран Запада. Вставали сложные вопросы о путях реализации этих целей. Где взять капиталы для финансирования промышленности? Какие темпы индустриализации дадут стабильный, устойчивый рост? Какую цену готово заплатить за неизбежные лишения общество?

К 1927 г. определились два основных подхода.

Первый подход, обоснованный видными учеными-экономистами: капиталы для финансирования индустриализации дадут развитие частного предпринимательства, привлечение иностранных займов, расширение торгового оборота; темпы индустриализации должны быть высокими, но при этом ориентироваться на реальные возможности, а не на политические потребности; индустриализация не должна вести к резкому падению жизненного уровня населения, крестьянства прежде всего.

Второй подход, первоначально сформулированный лидерами левой оппозиции: финансировать индустриализацию за счет внешних ресурсов нет возможности, необходимо найти средства внутри страны, перекачивая их в тяжелую промышленность из легкой промышленности и сельского хозяйства; необходимо форсировать промышленный рост, провести индустриализацию стремительно за 5—10 лет; думать о цене индустриализации преступно, крестьянство есть «внутренняя колония», которая и оплатит все трудности.

Первый подход означал проведение индустриализации - при сохранении нэпа и рынка, второй — отказ от нэпа, переход к командной, предельно централизованной экономике.

В конце 1927 г. были составлены директивы к пятилетнему плану, в основном базировавшиеся на первом подходе. Однако уже в начале 1928 г. И. В. Сталин потребовал пересмотреть плановые задания в сторону их резкого увеличения, сторонники старых цифр были заклеймены как носители «правого равого уклона», а их политические лидеры во главе с Н. И. Бухариным подвергнуты шельмованию. Возобладал курс на форсирование индустриализации: за десять лет «пробежать расстояние в 50—100 лет», на которые отстал СССР от передовых стран Запада.

Первая и вторая пятилетки (1928—1932 и 1933— 1937 соответственно) были подчинены решению этой задачи. Каковы их итоги? СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства (общий рост в 4,5 раза); сократился разрыв между СССР и странами Запада по показателю промышленного производства на душу населения; были построены десятки крупных промышленных предприятий (Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский, Челябинский, Харьковский тракторные заводы и др.); возникли новые отрасли промышленности; исчезла безработица. СССР стал одной из немногих стран, способных производить все виды современной промышленной продукции.

Вместе с тем намеченные темпы роста достигнуты не были, сложилась тенденция к их постоянному падению. Какой ценой были достигнуты успехи? Эта цена высока: обескровленное сельское хозяйство; отставание легкой промышленности; существенное снижение жизненного уровня населения; все более широкое использование бесплатного (рабского по существу) труда заключенных, армия которых в годы индустриализации неумолимо росла. Главное, к чему привел (и должен был привести) курс на форсированную индустриализацию, — это формирование командной экономики, сверхцентрализованной, подчиненной директивному планированию, полностью огосударствленной, систематически прибегающей к внеэкономическим мерам принуждения и потому репрессивной. Экономическая основа тоталитарного общества была тем самым создана.

Вторая половина 1926 - начало 1927 г. является относительно благополучным периодом: ограничиваются капиталовложения, стабилизируется рынок, снижаются цены. Однако нарастают трудности в финансировании текущей деятельности промышленных предприятий, идет вытеснение частного капитала не только из торговли, но и из промышленности, выразившее в административном закрытии многих частных предприятий. Стремительно растет безработица.

Во второй половине 1927 г. начинается вынужденный рост массы денег в обращении, возобновляется инфляция, вновь приходит в расстройство рынок, хлебозаготовительная кампания выливается в кризис хлебозаготовок. Кризис осени 1927 г. оказался последним - из него система нэпа уже не вышла. "Чрезвычайные меры", начавшиеся весной 1928 г., отбросили земледелие назад, окончательно подорвали элементы рыночного регулирования экономики.

Таким образом, в ходе нэпа так и не удалось создать сколько-нибудь устойчивое равновесие в экономике, восстановить механизм саморегулирования хозяйства, систему внутреннего капиталонакопления

3. Место банков в проведении коллективизации сельского хозяйства

С ростом индустриального потенциала страны потребовались определенные перемены и в сельскохозяйственном секторе экономики. Сельскохозяйственный сектор экономики значительно отставал от новых потребностей, значительной степени это касалось развития технических отраслей сельского хозяйства. Этим целям был ориентирован Единый сельскохозяйственный налог на 1927/28 гг., утвержденный ЦИК и СНК СССР от 2 апреля 1927 г. В основном налог сохранил прежние ставки обложения и нормы доходности, увеличил льготы колхозам и бедняцким хозяйствам, по техническим культурам и животноводству. В то же время были внесены изменения в порядок освобождения по необлагаемому минимуму. Теперь необлагаемый минимум определяется не по доходу на едока, а по доходу на хозяйство. Для коллективных хозяйств было установлено обложение, которое не могло превышать средние размеры обложения единоличных хозяйств по району, среднюю ставку налога на рубль дохода и средний облагаемый доход на едока. Доходы от неземледельческих заработков подлежали обязательному учету повсеместно.

Задачей налоговой политики является переход к полному прогрессивно-подоходному обложению, в целях усиления обложения кулацких хозяйств. Налоговая система использовалась в качестве одного из важнейших орудий ограничения и вытеснения, а затем, на известном этапе, ликвидации капиталистических элементов.

Важным этапом в развитии налогообложения стали новые задачи, которые ставило Правительство страны. Прежде всего: переход на рельсы индустриализации страны, развитие социалистических элементов в сельском хозяйстве, усиление налогообложения зажиточных слоев деревни. XV съездом Партии было принято решение на ограничение кулацких элементов в деревне и развитие коллективизации сельского хозяйства. Определено было также, что борьба с кулачеством наряду с другими мероприятиями и должна идти путем роста налогообложения кулацких.

В соответствии с этим, в Положении О едином сельскохозяйственном налоге, утвержденном ЦИК и СНК СССР от 21 апреля 1928 г., основной был упор сделан на расширение льгот коллективным хозяйствам и усиление обложения кулацких хозяйств. Это выражалось введении для последних индивидуального обложения и повышении максимальных ставок обложения с 5 до 25 % по принципу определения действительного дохода каждого отдельного хозяйства от различных объектов. Шкала обложения устанавливалась комбинированная с учетом числа едоков. В основу построения налога был заложен классовый принцип. Что ярко проявилось в предоставлении больших льгот коллективным хозяйствам. Обложение сельскохозяйственным налогом создавало большую заинтересованность для колхозов в повышении доходности. С ростом доходности доля дохода, взимаемая в пропорциональных ставках, не повышалась. Для коллективных хозяйств были установлены дифференцированные ставки: для ТОЗ-20%, для сельскохозяйственных артелей - 40 %.

С 1929 г. в развитии сельского хозяйства произошли большие перемены. В стране начался процесс массового перехода крестьян в коллективные хозяйства. В связи с этим и налоговая политика страны приобрела новые аспекты. Прежде всего, налоговая политика страны была нацелена на решение задач о проведении коллективизации деревни, поддержании и укреплении колхозного строя, ликвидации кулачества.

Была установлена пропорциональная система обложения колхозов. Облагаемый доход колхозов определялся по установленным нормам доходности. Облагаемый доход коллективных хозяйств мог определяться по установленным нормам доходности и по данным годовой отчетности хозяйства. Установлен был льготный порядок обложения доходов от посевов технических культур.

Коллективные хозяйства получили широкий круг льгот. В состав облагаемого налогом дохода единоличных хозяйств стали включатся от всех источников дохода.

Постановлением ВЦИК и СНК от 9 января 1931 г. с единоличных хозяйств был взыскан единовременный сбор на хозяйственное и культурное строительство в сельских районах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К 1926 г. советская экономика достигла уровня 1913 года, хотя СССР завершил ее восстановление на устаревшей технической и технологической базе. При этом достаточно высоким оставался уровень технологической зависимости СССР от государств Запада. В 1929-32 гг. около 1 млрд. рублей валюты страна тратила на импорт тракторов и автомобилей, черных металлов и проката. Удельный вес СССР в мировом импорте машин составлял в 1931 г. 30% , в 1932 г. - 50%. На низком уровне оставалась техническая оснащенность войск. К концу 20-х годов экономическое отставание СССР от передовых стран Запада и США продолжало нарастать. В этих условиях выдвигалась задача завершения индустриализации страны.

В ходе финансовой реформы 1930-го года была создана принципиально новая, неизвестная в мировой практике денежно-банковская система, которую мы и назовем "восточной".

Эта денежно-банковская система просуществовала чуть меньше шестидесяти лет без всяких существенных изменений. В дальнейшем она использовалась в большом количестве стран мира - в предвоенные годы в с той или иной степенью близости в Германии, Италии, Японии, в послевоенное время во всех странах так называемого "социалистического лагеря", а многие ее элементы использовались и в ряде стран третьего мира.

Именно эта система позволила СССР осуществить быструю индустриализацию, выдержать Великую Отечественную войну, в кратчайшие сроки справиться с послевоенной гиперинфляцией и расстройством денежного обращения, осуществить быстрое послевоенное восстановление страны - вспомним, что по предсказаниям западных советологов для этого СССР, отказавшемуся от помощи США по плану Маршалла, должно было потребоваться от двадцати до пятидесяти лет.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Александров А.М. Финансовая система СССР. – М.: Госфиниздат, 1956.

2.  Белоусов Р.А. Экономическая история России. XX век. – М.: издАТ, 1999.

3.  Бельский К.С. Финансовое право: наука, история, библиография. – М.: Юристъ, 1995.

4.  Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – с. 273.

5.  История финансового законодательства России / Под ред. И.В. Рукавишниковой. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.

6.  Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

7.  Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки. – Мн.: Мисанта, 2003.

8.  Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. М.В. Романовского, О. В. Врублевской. – М.: Юрайт-М, 2001.



[1] Деньги, кредит, банки / Под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – с. 273.

[2] Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – с. 275.