Курсовая работа: Международная валютная система
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Международная валютно-финансовая система. 5
1.1. Понятие международной валютно-финансовой системы.. 5
1.2. Задачи международной валютной системы.. 7
Глава 2. Международные финансовые организации. 21
2.1. Международный Валютный Фонд. 21
2.2. Группа Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) 32
2.3. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) и другие организации 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47
список использованной литературы.. 50
ВВЕДЕНИЕ
В условиях бурного развития экономики и перехода на рыночные отношения, роль финансовой системы становится первоочередной. В этой сфере экономики наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно, тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
Тенденция особо бурного развития экономических отношений как внутри самой страны, так и международных, требует от России внимательнейшего изучения опыта стран в области международного сотрудничества. Указанные соображения обусловливают актуальность выбранной темы исследования.
Постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ), группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирную торговую организацию (ВТО) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
- объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики:
- осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование:
- совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму. отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров — разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых государств, развивающихся стран, России, СНГ, стран Восточной Европы. Именно это и определяет актуальность данного исследования.
Цель данной работы – анализ сущности и статуса международных финансовых организаций.
В данной работе использовались труды следующих авторов Красавина Л.Н., Кузьмин С., Максимова В. Ф., Шишов А. Л. и д.р.
Глава 1. Международная валютно-финансовая система 1.1. Понятие международной валютно-финансовой системы
Юридическое закрепление гарантии перевода доходов инвесторов в связи с изменяющимися обменными курсами валют имеет огромное практическое значение.
Понижение курса национальной валюты приводит к тому, что экспортеры при обмене выручки в иностранной валюте на национальную получают ее больше, чем прежде. Это позволяет им снижать цены на свою продукцию, что усиливает конкурентоспособность их товаров на мировых рынках и создает возможность для увеличения экспорта товаров и услуг. В то же время импортер при пониженном курсе национальной валюты вынужден затратить ее больше при покупке товаров за рубежом.
С другой стороны, падение валютного курса национальной валюты способствует возникновению процесса инфляции, ухудшает условия торговли (соотношение между экспортными и импортными ценами), что наносит стране ощутимые материальные потери. В результате многие страны манипулируют валютными курсами как для решения своих задач в области экономического развития, так и для защиты от валютного риска. Манипулирование включает ряд механизмов – от искусственного занижения или, наоборот, завышения курсов национальных валют, использование разных режимов валютных курсов до механизма интервенций со стороны центральных банков [1, c. 138].
Эти экономические мероприятия, проводимые в государстве, осуществляются при реализации соответствующей политики. Нередко данные меры вступают в противоречие с правом иностранного инвестора на свободное использование доходов в свободно конвертируемой валюте. К числу специфических стандартов, регулирующих режим иностранных инвестиций, относится право безотлагательного перевода в свободно конвертируемой валюте как доходов от иностранных инвестиций, так и репатриируемого инвестированного капитала, в том числе компенсаций в случаях экспроприации и национализации.
Для разрешения указанных противоречий в международном праве создан международно-правовой механизм регулирования и защиты иностранных инвестиций на многостороннем уровне, в котором можно выделить следующие направления:
– современная международная валютная система, созданная в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции ООН 1944 года по валютно-финансовым вопросам и направленная на достижение экономической свободы и конвертируемости валют;
– механизм страхования инвестиций в отношениях между странами – членами МИГА;
– система регулирования инвестиционных споров, предусмотренная Вашингтонской конвенцией 1965 года [7, c. 14].
Международная валютная система (МВС) определяется как совокупность международных норм и соглашений, учрежденных государствами и международными организациями с целью предупреждения валютных кризисов и оказания помощи в случае их наступления.
Основная задача международной валютной системы видит в том, чтобы были решены две основные проблемы:
1) предупреждение валютных кризисов;
2) помощь государств в случае его наступления.
Предупреждение кризисов требует, чтобы эта система заключала в себе достаточно ясные ограничительные правовые обязательства, соблюдение которых берут на себя государства. Во исполнение своей второй проблемы валютная система должна обладать механизмами по оказанию помощи и осуществлению сотрудничества, которые используются в интересах государств – членов, испытывающих трудности с платежным балансом. Таким образом, государства располагают правом на международную валютную помощь в случае наступления кризисов, которые все больше и больше затрагивают финансовую область (например, системный кризис в странах Юго-Восточной Азии в 1997 году). В зависимости от конкретного случая государства соглашаются на полную или частичную утрату своего валютного суверенитета в обмен на помощь и в соответствии с признаваемым за ними правом на получение такой помощи.
Таким образом, основу современного метода регулирования валютных паритетов и валютных курсов стали составлять не только рыночные факторы, но и международно-правовое регулирование. В связи с созданием и деятельностью МВФ функционируют международно-правовые нормы, возлагающие на страны – члены Фонда обязанности по поддержанию стабильности валютных паритетов и валютных курсов, касающихся не только своих национальных денежных единиц [8, c. 121].
Создана определенная форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, которая является международной валютной системой. Юридически она закреплена в межгосударственных соглашениях.
1.2. Задачи международной валютной системы
Главная задача МВС – регулирование международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивого экономического роста, поддержание равновесия внешнеэкономического обмена и платежного оборота разных стран. При осуществлении данных задач МВС позволяет заметно минимизировать риски иностранных инвесторов на территории принимающего инвестиции государства в связи с переводом доходов за пределы этого государства [11, c. 98].
Экономическая задача, связанная с переходом к «плавающим» курсам, была решена в рамках МВФ правовыми мерами – путем внесения соответствующих изменений в его Устав, вступивших в силу с 1 апреля 1978 года. Если первая редакция Устава наделяла государства – члены полномочиями формировать и обеспечивать функционирование валютного режима, основанного исключительно на установлении паритета (золотого или через привязку к доллару США), то действующая в настоящее время редакция допускает по крайней мере четыре варианта подхода к определению валютного режима (п. «b» разд. 2 ст. IV Соглашения об МВФ). Речь, в частности, идет:
– о поддержании государством – членом стоимости своей валюты «в специальных правах заимствования» (СДР);
– о поддержании им стоимости своей валюты в другом эквиваленте стоимости, кроме золота;
– о поддержании стоимости своей валюты по отношению к стоимости валюты или валют других государств – членов МВФ;
– об установлении государством – членом иных форм валютного режима по своему выбору.
При этом государства в соответствии с разд. 2 ст. IV Соглашения об МВФ принимают на себя обязательства:
– прилагать все усилия, чтобы направить свою экономическую и финансовую политику на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен;
– стремиться содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержание упорядоченных базисных экономических и финансовых условий, а также денежно-кредитной системы, которая не вызывает непредсказуемые сбои;
– избегать манипулирования обменными валютными курсами или международной валютной системой, с тем чтобы предотвратить действенную стабилизацию платежного баланса или получить несправедливое преимущество перед другими государствами – членами;
– проводить валютную политику, не противоречащую обязательствам государства – члена.
Таким образом, изменения, внесенные в Соглашение об МВФ в 1978 году, отразили общую тенденцию, возникшую в результате постепенной утраты золотом характера золотовалютной ценности.
Россия отказалась от установления золотого паритета в 1990 году, когда в соответствии со ст. 28 Закона РФ от 2 декабря 1990 года № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (утратил силу в связи с введением в действие Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ) не стало устанавливаться официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами. Однако Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый в 1992 году, продолжал относить к валютным ценностям и драгоценные металлы, и драгоценные камни. И только принятый спустя десять лет одноименный Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ изменил определение категории «валютные ценности», под которыми теперь следует понимать «иностранную валюту и внешние ценные бумаги» (пп. 5 п. 1 ст. 1 Закона).
Особенность международно-правового режима валютного регулирования перевода доходов иностранных инвесторов связана с тем, что валюту как объект перевода можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, валюта есть непосредственный объект гражданских прав. Как объект гражданских прав валюта может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, по соответствующему правовому основанию. Во-вторых, валюта есть платежное средство. Ее потребительская стоимость состоит в том, что она является всеобщим эквивалентом и способна к обмену с другим имуществом. Государство придает им юридическое свойство – служить законным платежным средством. Законным средством платежа являются те деньги, которые национальное правительство провозгласило обязательными для приема при обмене на своей территории и в качестве законного способа уплаты долгов, в том числе налогов.
Денежной единицей иностранных государств является расчетная единица, признаваемая законным платежным средством иностранного государства, обязательная к приему на всей его территории и, как правило, эмитируемая национальным центральным банком. Иностранная валюта как ограниченно оборотоспособный объект используется в сфере международной инвестиционной деятельности в особом порядке, установленном действующим национальным законодательством страны – реципиента иностранной собственности. Правовой режим ее использования можно рассматривать в узком смысле – как расчеты в иностранной валюте, и в широком – как получение и распоряжение ею участниками инвестиционной деятельности. Однако по своему характеру он также связан с рядом ограничений.
Предметом правоотношений в международном валютном праве являются: национальные валюты, международные расчетные единицы, условия обратимости валют, национальные правовые режимы в финансовой сфере, формы международных расчетов и т.п.
Организационно-правовой механизм международных валютных отношений составляет совокупность экономических и правовых средств, с помощью которых обеспечивается организация и осуществление сотрудничества в рамках МВС. Основными элементами данного механизма являются:
– совокупность валютно-финансовых инструментов;
– институционные инструменты сотрудничества;
– международно-правовые средства регулирования валютных отношений [12, c. 56].
К первому элементу относятся национальные и международные валюты; системы международных расчетов и кредитования, в том числе режим платежей и расчетов между государствами.
К институционным инструментам сотрудничества относится деятельность государства в качестве организаторов и субъектов валютных отношений, а также деятельность международных организаций (МБРР, МВФ и т.п.).
К средствам регулирования относятся международные договоры (соглашения, конвенции и т.д.), создаваемые в процессе деятельности субъектов международного права.
Главная движущая сила этого механизма – деятельность государств по координации мероприятий в соответствующей сфере. Все применяемые в данной сфере экономические инструменты и формы их практической реализации сводятся к совершению операций, предметом которых является валюта, что дает основание рассматривать ее как объект международных отношений.
Все валюты подразделяются на конвертируемые (обратимые), частично обратимые и необратимые, то есть замкнутые. Обратимые валюты являются денежными единицами тех стран, где полностью отменены валютные ограничения как для резидентов, так и для нерезидентов (к данной категории может быть отнесен доллар США). Указанные валюты свободно обмениваются на любую другую валюту.
Валюта обслуживает международную торговлю товарами и услугами, миграцию капиталов. Связующим звеном между национальными валютными системами является валютный курс, то есть цена национальной валюты, выраженная в валюте другого государства либо в международных расчетных единицах. Возможность обмена национальной валюты на валюту другого государства и валюты этого государства на валюту первого государства или третьей страны осуществляется по национальному законодательству. Решающим критерием в этих операциях является конвертируемость валюты, то есть отсутствие ограничений. Ограничения конвертируемости валюты есть правовые препятствия, связанные с особенностями национального денежного и валютного регулирования. Данные ограничения заключаются в нормативном запрещении, лимитировании или регламентации операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Цель таких ограничений – перераспределение валютных ценностей в пользу государства.
Применительно к системе денежного обращения, основанной на установлении паритета денежной единицы к драгоценным металлам (золоту), конвертируемость валюты понималась прежде всего как способность национальной валюты быть обмененной на определенное количество драгоценного металла (золота или серебра).
Переход к системе «плавающих» курсов потребовал изменения в представлениях о понятии «конвертируемость валюты». Положения, касающиеся конвертируемости валюты, в рамках действующего на сегодняшний день Соглашения об МВФ.
Различается внутреннюю конвертируемость и внешнюю. Внутренняя означает, что каждый гражданин данной страны – владелец платежных средств в ее национальной валюте наделяется правом неограниченно и беспрепятственно переводить их за границу или свободно обменивать на иностранные платежные средства согласно установленному обменному курсу. Соответственно, о внешней конвертируемости речь может идти тогда, когда иностранный владелец национальных платежных средств вправе неограниченно распоряжаться ими, и в первую очередь обменивать их на иностранные платежные средства по установленному курсу. Полностью конвертируемой валюта становится тогда, когда она отвечает требованиям внутренней и внешней конвертируемости.
В соответствии с разд. 2 ст. VIII Соглашения об МВФ ни одно государство – член не должно налагать ограничения на производство платежей и переводов по текущим международным операциям. Таким образом, государства – члены МВФ принимают на себя обязательства по введению конвертируемости национальной валюты по текущим операциям.
Аналогичный подход содержится в актах других международных организаций. В частности, в рамках ОЭСР приняты в 1992 году и действуют Кодекс либерализации движения капиталов (Code of Liberalization of Capital Movements) и Кодекс либерализации текущих невидимых операций (Code of Liberalization of Current Invisible Operations), касающийся регулирования текущих валютных операций. Названные Кодексы содержат определения категорий «операции, связанные с движением капиталов» и «текущие валютные операции».
Кодекс либерализации движения капиталов (Приложение «А») к капитальным валютным операциям относит в том числе и прямые инвестиции, определяемые как инвестиции, которые осуществляются в целях установления долгосрочных экономических отношений с субъектом предпринимательской деятельности, и в частности позволяют принимать активное участие в управлении предприятием посредством:
– создания предприятия, полностью принадлежащего инвестору;
– долевого участия в действующем или создаваемом предприятии;
– предоставления займа на срок пять лет и более.
Кодекс либерализации текущих невидимых операций (Приложение «А») к таким операциям относит:
– операции, осуществляемые в процессе производственной деятельности (оплата установки, ремонта, поставки, оказания услуг, технического содействия, строительства; выплата авторского вознаграждения, роялти, заработной платы, вознаграждения; расходы на содержание представительства);
– операции, связанные с внешней торговлей (выплата комиссионных и брокерского вознаграждения; оплата сопровождения (экспедиция); расходы, связанные с обычной торговой деятельностью; расходы на подготовку документации; содержание складов, таможенные платежи);
– транспортные расходы (оплата фрахта судов, чартерных перевозок, ремонта судов, портовых сборов и подобных расходов, возникающих в связи с перевозкой грузов морем, по внутренним водоемам, сухопутным (железнодорожным и автомобильным), а также воздушным транспортом);
– расходы, связанные со страхованием;
– платежи в связи с предоставлением/получением финансовых услуг (перевод платежей, включая расходы на платежные инструменты; оплата банковских услуг, услуг клиринговых организаций и т.д.; платежи за финансовую информацию; управление активами; услуги финансовых консультантов и посредников; комиссионные, брокерское вознаграждение и пр.);
– платежи, связанные с импортом, воспроизведением и распространением кинопродукции;
– платежи социального характера и связанные с выплатой личного вознаграждения (пенсии и т.п.; платежи, осуществляемые на основании судебного решения или обязательств по содержанию и оказанию финансовой помощи; платежи в связи с содержанием имущества, находящегося за рубежом; оплата подписки периодических изданий, книг и т.п.; спортивные призы и награды);
– платежи публичного характера (оплата налогов; расходы на представительства государства и его органов; оплата услуг общественного транспорта, почты, телеграфа и телефона);
– консульские сборы;
– общие (включая платежи на рекламу, оплату судебных издержек, возмещение ущерба, уплату штрафов, членских взносов, оплату профессиональных услуг бухгалтерских, юридических, медицинских и др.);
– возвращение ранее оплаченных платежей (в случае расторжения договора, ошибочных платежей и др.);
– оплату регистрации патентов и торговых марок.
Особенностью российского законодательства является то, что портфельные инвестиции в соответствии с Законом 1992 года «О валютном регулировании и валютном контроле» были отнесены к категории капитальных, а не текущих, как это обычно делается в зарубежных странах (см., например, Кодекс либерализации движения капиталов ОЭСР, в котором операции, связанные с портфельными инвестициями, помещены в Приложении «B», содержащем изъятия из перечня капитальных операций, указанных в Приложении «А»). Одноименный Закон 2003 года (ст. 6) устанавливает общий принцип, согласно которому валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений; исключение составляют некоторые валютные операции, связанные с движением капитала, и операции на внутреннем валютном рынке. Валютные операции, связанные с движением капитала, делятся на операции, регулирование которых осуществляется Правительством РФ (ст. 7), и операции, регулирование которых отнесено к компетенции Центрального банка (ст. 8). К числу последних относятся, в частности, операции с внешними ценными бумагами, а также осуществляемые нерезидентами операции с внутренними ценными бумагами [15, c. 87].
Покупка и продажа иностранной валюты осуществляется по текущему валютному курсу. Валютный курс (или обменный курс) следует рассматривать как цену, которую уплачивает покупатель продавцу, – цену единицы национальной валюты, выраженную в единицах валюты другого государства. Именно это, на наш взгляд, позволяет заключать договоры расчетного форвардного контракта на котировку определенной валюты на ММВБ. Однако необходимо отметить, что существует не цена, а именно курс валюты (пропорция, в которой валюта одной страны обменивается на валюту другой), так как денежная единица не может иметь цены как таковой. Правовое регулирование отношений, касающихся установления официального валютного курса в отношении той или иной иностранной валюты, возможности использовать в договорных отношениях не официальный, а рыночный курс иностранной валюты, и иные отношения, связанные с необходимостью конвертации валют, есть выражение валютной политики государства.
В настоящее время практически во всех развитых странах валютные ограничения в основном отменены. Однако большинство развивающихся государств, страны с переходной экономикой активно используют возможности валютных ограничений. Так, в соответствии с данными МВФ только обязательное условие о репатриации валютной выручки зафиксировано в правовых актах около 50 государств, в том числе таких, как Китай, Кипр, Чехия.
Именно наличие или отсутствие валютных ограничений позволяет говорить о применении одного из трех валютных режимов в отдельно взятой стране:
– валютная монополия государства, при которой национальная денежная единица не подлежит конвертации и является замкнутой;
– наличие системы валютных ограничений, то есть установление, применение и контроль за применением той или иной совокупности валютных ограничений, когда национальная денежная единица имеет поступательную тенденцию к выходу за пределы внутреннего денежного рынка и становится ограниченно конвертируемой;
– отсутствие валютных ограничений, когда национальная денежная единица выходит на мировой валютный рынок и становится свободно конвертируемой.
Валютные ограничения используются в мировой практике с целью уравновешивания платежных балансов и концентрации валютных ресурсов в руках государства. Они предусматривают определенные меры по регулированию валютных операций резидентов и нерезидентов страны, осуществлению ими платежей, инвестиций, соблюдению порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, репатриации прибыли.
К валютным ограничениям традиционно относят обязательную продажу государству части валютной выручки (в обмен на национальную по официальному курсу), регулирование переводов и платежей за границу, вывоза капитала, репатриации прибыли, ограничение прав физических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой.
Необходимость использования тех или иных валютных ограничений обусловливается общей экономической ситуацией в стране и особенностями функционирования валютного рынка.
Здесь можно привести опыт Мексики, где в 80-е гг. ХХ столетия наблюдалось падение производства, дестабилизация денежного обращения, обесценение национальной валюты. Все это приводило к оттоку капитала за границу и как следствие – к истощению валютного потенциала страны. С целью решения данной проблемы мексиканское правительство приняло экстренные меры: все операции с иностранной валютой стали осуществляться только через Центральный банк; банки, имевшие на счетах вклады в иностранной валюте, лишались возможности их перевода за границу; эти вклады переводились в национальную валюту по курсу, установленному Центральным банком; все финансовые учреждения, страховые компании были обязаны перевести в ЦБ всю иностранную валюту.
Таким образом, комплекс валютных ограничений, примененных в Мексике, позволил государству выровнять спрос и предложение валюты и административным путем приостановить отток капитала за границу. Однако с отменой по требованию МВФ некоторых ограничительных мер данный процесс возобновился. Выровнять спрос и предложение национальной валюты и остановить утечку капитала за границу правительству Мексики удалось лишь путем проведения структурных реформ, развития частного предпринимательства, увеличения валютных резервов, отмены контролируемого валютного курса, стабилизации валютной системы.
Валютные ограничения активно используются большинством государств в критические для их экономики периоды в целях защиты финансовой самостоятельности, стабилизации денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов. Запретительные меры в области валютного регулирования были реализованы в различные периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Италии, Ирландии и других государствах. В настоящее время практически во всех развитых странах валютные ограничения отменены, так как они выполнили свои функции.
Как установлено, денежной единицей иностранных государств является расчетная единица, признаваемая законным платежным средством иностранного государства, обязательная к приему на всей его территории и, как правило, эмитируемая национальным центральным банком. В то же время существуют и международные расчетные единицы, под которыми подразумевается искусственная валютная единица, представляющая собой условный масштаб, применяемый для соизмерения международных долговых обязательств, платежей. Для обслуживания международных экономических отношений широко используются прототипы мировых денег, в частности СДР, евро.
Так, в рамках Европейского Союза создан Европейский валютный союз (ЕВС), и с 1 января 1999 года для стран – участниц ЕВС была введена единая валюта – евро, – призванная постепенно заменить национальные валюты соответствующих стран. В течение трех лет евро обращался наряду с национальными валютами. С 31 декабря 2001 года все счета, которые до тех пор выражались в национальных валютах участвующих стран, в обязательном порядке были конвертированы в евро, а с 1 января 2002 года в обращение введены новые монеты и банкноты в евро, выпускаемые Европейским центральным банком.
В качестве примера иностранной валюты в международных денежных единицах следует назвать и СДР (Special Drawi№g Rights). Эта валюта эмитируется Международным валютным фондом и распределяется между странами – членами МВФ пропорционально их квотам международных кредитных, резервных и платежных средств. Данные средства используются для урегулирования сальдо платежей балансов, пополнения официальных валютных резервов, расчетов с МВФ, соизмерения стоимости национальных валют стран, входящих в МВФ. Эмиссия СДР осуществляется только в форме безналичных перечислений путем записей по счетам стран – участниц системы СДР. Официально СДР могут использовать банки, предприятия, частные лица, но тем не менее вне МВФ специальные права заимствования используются ограниченно.
Необходимо отметить, что продажа СДР имеет определенные особенности, так как они являются особым видом синтетической международной валюты, выпускаемой МВФ с 1970 года и используемой в операциях между центральными банками государств, которые входят в Фонд. Специфической чертой СДР с точки зрения правового статуса является их международный характер. Такие инструменты создаются на коллективной договорной основе и предназначены исключительно для осуществления платежных и других валютных операций во взаимных экономических отношениях между странами.
Использование данного инструмента вместо валютных ограничений позволяет производить замену внутригосударственных административных методов регулирования процесса конвертации валют на международные экономические меры.
Таким образом, иностранной валютой является имущество, которое обладает особым правовым статусом в силу своего происхождения (эмитировано центральными банками иностранных государств либо международными организациями) и способно выполнять роль всеобщего эквивалента в международных операциях. Иностранная валюта существует как в наличной, так и в безналичной форме. По статусу ее можно разделить на валюту соответствующего иностранного государства, международную валюту (СДР), региональную валюту (евро).
Современная международная валюта функционирует в рамках МВС, созданной на основе Бреттон-Вудских соглашений 1944 года, которые являются многосторонними международными договорами универсального типа. Они устанавливают и юридически закрепляют фундаментальные положения МВС и учреждают:
– МБРР как постоянно действующий орган, обеспечивающий создание благоприятных условий для капиталовложений, стимулирующий потоки долгосрочных инвестиций;
– МВФ как центр, способствующий сотрудничеству и консультациям между странами – членами по международным проблемам регулирования и координации валютно-финансовой деятельности [18, c. 27].
В Бреттон-Вудсе в 1944 году в основу международного экономического порядка был заложен принцип фиксированных, но корректируемых обменных курсов валют. Изменение валютного курса стало возможно лишь с санкции МВФ в целях корректировки равновесия валют.
Глава 2. Международные финансовые организации 2.1. Международный Валютный Фонд
МВФ (International Monetary Fund. IMF) — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко— и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1— 22 июля 1944 года) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения (Articles of Agreement) о МВФ, которое выполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945 года; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года.
В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался: 1) в 1969 году с введением системы СДР; 2) в 1976 году с созданием Ямайской валютной системы; 3) в ноябре 1992 году с включением санкции — приостановки права участвовать в голосовании — по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду.
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение таких вопросов деятельности Фонда, как внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии один раз в год [20, c. 85].
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью голосования определяется долей в капитале. В соответствии с принципом «взвешенного» количества голосов каждое государство имеет 250 «базисных» голосов независимо от величины взноса в капитал и дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам — как оперативным, так и экономическим и политическим — «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). В нынешнем Уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при создании МВФ) в интересах ведущих стран Запада. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают:
США — 17,7%; Германия — 5,5; Япония — 5,5; Великобритания — 4,9; Франция — 4,9; Саудовская Аравия — 3,4; Италия — 3,1; Россия — 2,9%. Доля стран ЕС — 26,2%. Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%) [10, c. 54].
Исполнительный совет МВФ назначает директора-распорядителя, который возглавляет административный аппарат Фонда и ведает текущими делами. Директор-распорядитель (с 1987 года) — Мишель Камдессю (Франция), его заместители (с 1994 года) — Стэнли Фишер и другие (США).
Кредитная деятельность МВФ. В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) — предоставление валютных средств странам из его ресурсов; 2) операция (operation) — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами — казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.
Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1978 году Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.
По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Как правило, эта операция, означающая возмещение полученного ранее кредита, осуществляется в течение срока от 3-4 до 5 лет со дня покупки валюты. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством— членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.
Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 года называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны. При этом если Фонд использует часть внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют резервную позицию страны-члена в Фонде (Reserve Position in the Fund). В пределах резервной позиции страны-члены могут получать средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Использование этой позиции не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть полученные валютные средства.
Механизм «кредитных долей». Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. МВФ предъявляет стране, прибегающей к кредиту, определенные требования, причем степень их жесткости по мере перехода от одной кредитной доли к другой постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите. Такие соглашения стали практиковаться с 1952 года. Что же касается выделения Фондом средств в счет верхних кредитных долей, то оно почти во всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах.
Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии. С начала 50-х и до середины 70-х годов соглашения о резервных кредитах заключались на срок до года, с 1977 года — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов.
Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних кредитных долей выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения этого соглашения страной-получателем кредита контролируется с помощью специальных целевых критериев. Пока не зафиксировано достижение критериев, предусмотренных в соглашении с Фондом, страна не может получить следующую порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны-заемщицы. Созданная в 1974 году система расширенного кредитования дополнила резервную и кредитные доли. Она предназначена для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено Уставом в рамках обычных кредитных долей.
Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран-членов — до четырех лет. С ноября 1992 года действуют следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление кредитов на протяжении года — до 68% квоты страны-члена; кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная величина — 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока кредитного соглашения).
Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений. МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы [3, c. 108].
Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР. то есть пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.
После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества, как это было прежде. Операции в СДР дают возможность странам в известной мере покрывать дефицит их платежного баланса.
Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель трансформировать СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации международной ликвидности и централизованного управления ею.
Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда.
Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном количестве золота в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1,а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости СДР.
В соответствии со Статьей V. раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться в своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установления фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как обычного рыночного товара.
В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы Бреттон-вудской валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном Уставе (с 1978 года) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами».
Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который может быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице.
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:
- на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена;
- официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.
В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с другой.
МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы, России, других государств СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они поддерживают мероприятия МВФ лишь в той мере, в какой его кредитная политика отвечает их собственным интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников. Поэтому эффективность регулирования спекулятивных перемещений краткосрочных капиталов, координации процесса выравнивания диспропорций в международных платежах, целенаправленного воздействия на международную ликвидность в ряде случаев ослабляется противодействием частных компаний и банков.
В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной политики. МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные Статьей IV Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой путь — это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной экономической ситуации в многосторонней перспективе. МВФ занимается также оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им разнообразного набора консультационных услуг [6, c. 11].
За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.
2.2. Группа Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР)
Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает группа МБРР, координирующая политику экономической помощи промышенно развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала — Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт. На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема стредств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов — около 17 млрд. долл., а вместе со своими филиалами — около 26 млрд. долл.
Создание МБРР, цели и задачи. МБРР — это первый межгосударственный инвестиционный институт, который был учрежден одновременно с МВФ в июле 1944 года Соглашение о МБРР, ставшее одновременно его Уставом, официально вступило в силу 27 декабря 1945 года, а свою деятельность Банк начал с 25 июня 1946 года МБРР на первых порах был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность Банка дополняла политику, которую США проводили посредством «плана Маршалла», служившего финансово-экономической поддержкой их политического курса в послевоенной Западной Европе.
С середины 50-х годов, когда положение в западноевропейских странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы, МБРР меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений.
Всемирный банк (так часто называют МБРР) как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.
Организационная структура МБРР. Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет, состоящий из министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов, собирается на свои сессии один раз в год, причем МБРР и МВФ проводят их совместно. Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Это требование объясняется тем, что страны — члены Банка обязаны проводить свою валютно-финансовую политику в соответствии с положениями Устава МВФ. Право голоса в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале, то есть здесь применяется та же система «взвешенных» голосов, как и в МВФ.
Кредитная политика МБРР. Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в основном из представителей промышленно развитых стран, проводят обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных программ их экономического развития. В рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ и к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР не только координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для более эффективного использования своей двухсторонней официальной помощи развитию.
Общая сумма кредитов, представленных Банком за 47 лет его активной деятельности, достигла 235 млрд. долл., причем более 1/3 этих ассигнований (80 млрд. долл.) приходится на 1989—1993 гг. Тем самым МБРР осуществляет воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем регламентации инвестиционной политики стран-заемщиков, поскольку кредиты Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников. Основная задача МБРР — кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных — транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. С середины 70-х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью. Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образование, планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется охране окружающей среды и приватизации.
Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15—20 лет (льготный период — 5 лет), причем наименьшие сроки характерны для кредитования промышленности. Зависимость МБРР от мирового финансового рынка негативно отражается на стоимости его кредитов. Получая заемные средства под высокий процент. Банк кредитует страны-члены по ставке, которая в среднем на 0,5% превышает стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям (с 1982 года, когда кредитная ставка МБРР достигла рекордного уровня в 11,6% годовых). К середине 1993 года основная кредитная ставка МБРР равнялась 7,43% годовых. Поэтому кредитами МБРР могут пользоваться далеко не все развивающиеся страны, а лишь самые крупные или наиболее развитые из них: Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, Китай. Филиппины, Аргентина, Южная Корея, Колумбия.
Чтобы содействовать реализации программы урегулирования валютно-финансовых проблем крупнейших стран-должников, выдвинутой бывшим министром финансов США Дж. Бейкером и включавшей предложение наращивать кредиты МБРР для структурной перестройки, Банк увеличил к началу 90-х годов долю таких кредитов до 25% и более, тогда как в начале 80-х годов их доля в годовом объеме кредитов MБРР составляла 10-12%. Таким образом, за короткий период удельный вес приоритетного кредитования проектов, связанных со структурной перестройкой экономики стран-заемщиков, увеличился более чем вдвое.
Международная ассоциация развития (MAP). Чтобы смягчить критику в свой адрес и укрепить престиж среди развивающихся стран, МБРР при поддержке США как главного пайщика в 1960 года создал свой филиал — MAP, которая имеет с ним общие органы управления во главе с президентом Банка. MAP призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет при льготном периоде 10 лет. взимая комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов MAP, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долл. в год: к ним в начале 90-х годов относились 40 стран. Однако чтобы участвовать в MAP и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.
Хотя часть средств направляется в развивающиеся страны почти бесплатно, в целом кредитная деятельность двух основных учреждений группы МБРР рентабельна, так как средневзвешенная кредитная ставка не ниже 5% годовых.
Международная финансовая корпорация. МФК создана в 1956 году по инициативе США с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых развивающихся странах. Это обусловлено, в частности, относительно высокой стоимостью ее кредитов, которая выше среднегодовых ставок на основных рынках ссудных капиталов. Срок кредитов МФК не превышает, как правило, 15 лет, а средний срок — 7—8 лет.
МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и MAP при предоставлении кредитов предприятиям иди организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран.
Другим существенным отличием МФК является то, что с 1961 года она получила особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал строящихся или расширяющихся предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам. При этом МФК, как и МБРР, не только не конкурирует с частными инвесторами, а наоборот, должна стимулировать внедрение частного капитала в развивающуюся экономику.
Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА). Ни один орган группы МБРР не мог обеспечить максимальных гарантий для частных инвесторов в условиях возросших некоммерческих рисков, что в значительной мере сдерживает приток иностранного капитала во многие страны-члены. Именно МИГА как третий филиал МБРР, учрежденный в 1988 году, служит такой специальной цели, как поощрять инвестиции в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора: экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения.
Для выполнения поставленной цели МИГА не только предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, но и консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги. Срок гарантий, предоставляемых МИГА, обычно составляет 15 лет, но возможно до 20 лет.
2.3. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) и другие организации
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — международная организация, созданная на основании Соглашения от 29 мая 1990 года Учредителями ЕБРР были 40 стран — все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. На 1 января 1994 года акционерами ЕБРР являлись 57 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 года.
Основные задачи и цели деятельности ЕБРР. Главная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.
С начала своей деятельности в апреле 1991 года ЕБРР определил стоящие перед ним задачи. Наиболее важной из них стало содействие в создании новых экономических условий в странах, где действует ЕБРР. в период изменения политической системы: при этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность их соседей. Другие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение инвестиций, совершенствование коммерческой практики. приватизация и структурная перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства) и экологии (совершенствование политики и прямые инвестиции в восстановление окружающей среды).
Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:
- использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела:
- гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операций по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора:
- сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками:
- сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития:
- осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями:
- гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы:
- стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.
При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в области основной деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Банком потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран региона: объединяет эти стратегии стремление стимулировать производственные инвестиции в каждой стране.
Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР. В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования:
1) предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства:
2) инвестирование в капитал;
3) гарантированное размещение ценных бумаг:
4) облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах:
5) размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;
6) предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранительные программы).
ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается страхованием. В целом за период с момента образования ЕБРР до начала 1999 года. Совет директоров ЕБРР одобрил около 186 проектов на сумму свыше 18,7 млрд. долл. В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес.
Банк Международных Расчетов
Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (Базель). БМР был создан в 1930 году на основе межправительственного соглашения шести государств (Бельгии, Великобритании. Германии, Италии, Франции, Японии) и конвенции этих государств со Швейцарией, на территории которой функционирует Банк. Фактически он был организован центральными банками этих стран. В 1931-1932 гг. к нему присоединились 19 центральных банков стран Европы. Ныне в числе 33 членов БМР все страны Западной Европы. 6 государств Восточной Европы, которые вступили в довоенный период и остались его акционерами в силу преемственности: США, Япония, Австралия, ЮАР и др.
Федеральный резервный банк Нью-Йорка, будучи корреспондентом БМР, выполняет по его поручению операции на рынке ссудных капиталов США.
БМР организован в форме акционерного общества с капиталом в 1,5 млрд. золотых франков (оплачено 19,7%). Несмотря на межгосударственные соглашения о замене с 1978 года этой международной счетной валютной единицы на СДР, БМР продолжает использовать в этом качестве франк с золотым содержанием 0.290 г чистого золота, введенный во Франции в 1799 году и с 1865 года служивший единой валютой Латинского монетного союза. Органами управления БМР являются Общее собрание акционеров и Совет директоров в составе управляющих 13 центральных банков (в том числе Германии, Бельгии, Франции, Великобритании, Италии, являвшихся основателями Банка). Остальные члены ограничиваются получением дивидендов и статусом клиента.
На БМР по Уставу возложены две основные функции: 1) содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций; 2) действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов. Исходя из этих функций БМР выполняет следующие операции:
- куплю-продажу и хранение золота;
- депозитно-ссудные операции с центральными банками:
- прием правительственных вкладов по особым соглашениям:
- операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);
- операции на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) в качестве агента или корреспондента центральных банков:
- заключение соглашений с центральными банками в целях содействия взаимным международным расчетам.
Основной источник ресурсов БМР — краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Для выплаты процентов по ним Банк размещает их на рыночных условиях в других центральных банках, международных организациях или в банках-корреспондентах. Основной активной операцией БМР являются инвалютные кредиты центральным банкам. Кроме того, БМР, будучи организатором сотрудничества центральных банков, выполняет ряд специфических функций. В их числе совместное проведение международных операций, взаимные консультации по валютно-финансовым вопросам, агентские функции. Так, в 60-х годах БМР способствовал функционированию золотого пула в целях стабилизации рыночной цены золота, участвовал в коллективной поддержке фунта стерлингов, французского франка: с 70-х годов проводит операции «своп» с центральными банками для регулирования курсовых колебаний валют путем валютной интервенции.
Оставаясь в основном региональным западноевропейским международным банком и валютно-финансовым центром «группы десяти», БМР фактически превратился в международную валютно-кредитную организацию по составу участников и характеру деятельности. Это обусловлено тем, что БМР является международным банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных международных валютно-расчетных и финансовых операциях, центром экономических исследований и форумом международного валютно-кредитного сотрудничества.
Международный Банк Экономического Сотрудничества
МВЭС учрежден странами—членами Совета Экономической Взаимопомощи 22 октября 1963 года для осуществления многосторонних расчетов в переводных рублях, содействия экономическому сотрудничеству стран — членов СЭВ с другими государствами, выполнения их взаимных обязательств по товарным поставкам, укрепления плановой и расчетной дисциплины. В 1963 году членами МВЭС являлись Болгария. Венгрия. ГДР. Монголия, Польша, СССР. Чехословакия, с 1974 года — Куба, с 1977 — Вьетнам. После образования единого немецкого государства (ФРГ) из состава Банка в 1990 году выбыла ГДР; в 1993 году — Венгрия. После раздела ЧСФР членами Банка стали Чехия и Словакия. МВЭС — открытая организация: в члены Банка могут вступать страны, признающие его Устав. Создание МВЭС было вызвано объективной необходимостью развития народного хозяйства и экономического сотрудничества заинтересованных стран. В 1949 году шесть восточноевропейских стран, СССР и Монголия создали СЭВ. Эта международная экономическая организация должна была способствовать дальнейшему развитию экономических связей между странами-членами на основе взаимовыгодного разделения труда, равенства и взаимопомощи.
Банк проводил принятые в мировой банковской практике операции в переводных рублях и конвертируемой валюте. Банк осуществлял кредитную эмиссию переводного рубля, решив тем самым вопрос о независимом источнике средств для расчетов и кредитования.
Основным видом деятельности Банка являются расчеты и кредитование взаимного товарооборота стран-участников. МБЭС проводил так же операции в конвертируемых валютах на мировом валютном рынке (кредиты, депозиты, арбитраж). Банк пользовался доверием, имел широкую сеть банков-корреспондентов, в том числе крупнейших банков США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Швейцарии, Италии, а также центральных и внешнеторговых банков стран-членов. Банк осуществлял тесное сотрудничество с органами СЭВ: Секретариатом, Постоянными комиссиями по валютно-финансовым вопросам, торговле. Комитетом по плановой деятельности. С участием Банка разрабатывались многие важные документы СЭВ по вопросам экономического и валютно-финансового сотрудничества стран-членов СЭВ и МБЭС. Было подписано соглашение об отношениях между этими организациями как независимыми сторонами, хотя и созданная одними и теми же странами. Для участия в МБЭС странам было необязательно участвовать в СЭВ. Так, Республика Вьетнам вступила в члены МБЭС раньше, чем в СЭВ. МБЭС заключил соглашение о сотрудничестве с МИБ.
Средства МИБ в переводных рублях хранились в МВЭС, который обслуживал МИБ при проведении банковских операций в этой валюте.
По своей сути МБЭС осуществлял уникальную возможность поддержания и регулирования внешнеэкономических валютно-финансовых и кредитных отношений между странами – участниками.
Региональные Банки Развития
Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.
Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 году).
Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 году) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 году) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы МБРР.
Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов — Латинской Америки. Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.
Региональные валютно-кредитные и финансовые организации западноевропейской интеграции представляют собой составную часть ее институциональной структуры. Они преследуют цель укрепления интеграции и создания экономического и валютного союза (ЕС) в соответствии с Маастрихтским договором 1993 году, проведение согласованной политики по отношению к развивающимся странам, ассоцированным с ЕС.
К основным региональным организациям ЕС относится:
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, Люксембург), предоставляет кредиты на срок от семи до двадцати лет, а развивающимся странам — до сорока лет. Цель ЕИБ — развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей;
Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 год) проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран;
Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 год) содействует созданию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);
Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 год) предоставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших районов, уровень жизни в которых в 2,5 раза ниже, чем в 25 наиболее процветающих;
Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, 1994 год) заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 году — это наднациональный орган в составе управляющих двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков, содействует созданию системы европейских центральных банков и переходу к единой валюте. К ЕВИ перешла функция эмиссии ЭКЮ и предоставления кредитов на покрытие дефицита баланса стран-членов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях высокой экономической открытости национальных хозяйств требуется информационная прозрачность на основе единых для всех стран стандартов бюджетной отчетности, данных о валютных резервах центральных банков, о состоянии платежных балансов, в особенности по счетам движения капиталов, и т.п. Это повышает степень доверия стран друг к другу, позволяет в случае осложнения финансовой ситуации в той или иной стране заблаговременно принимать меры и самим ее властям, и иностранным инвесторам, и МВФ.
Не менее серьезные преобразования предстоят на надгосударственном уровне. МВФ и Всемирный банк, сконструированные для иной эпохи, несмотря на некоторые модификации этих институтов, не в состоянии обеспечивать стабильность многократно усложнившейся мировой финансовой системы. Практика ГАТТ/ВТО и Евросоюза свидетельствует, что никакая система многосторонних договоренностей не может работать сколько-нибудь эффективно без надгосударственного координирующего механизма. Функции такого механизма в мировой финансовой сфере следует значительно расширить по сравнению с нынешними функциями МВФ, чтобы он мог не просто помогать странам, попавшим в беду, а контролировать и прогнозировать состояние всей мировой финансовой системы, заблаговременно принимая надлежащие меры по предотвращению нарушений ее равновесия на любом уровне — глобальном, региональном или страновом.
Для этого такой надгосударственный институт должен располагать соответствующими полномочиями. Распределение полномочий между ним и государствами лучше всего организовать на основе принципа субсолидарности, то есть передать надгосударственной структуре лишь те регулирующие функции, которые она могла бы выполнять более эффективно, чем государственные структуры. Подобная структура должна иметь возможность быстро мобилизовать в необходимых случаях гораздо более крупные финансовые ресурсы, чем нынешний МВФ. К концу 1998 года общий объем собственных ресурсов МВФ составлял 155.8 млрд. СДР (218 млрд. долл.), основой которых (145.8 млрд. СДР) являются взносы (квоты) государств-членов. Кроме того. Фонд располагал еще 4.9 млрд. СДР заемных средств, полученных от крупных индустриальных стран на основе Общих соглашений о заимствовании, достигнутых в октябре 1962 года, а также 18.5 млрд. СДР по дополнительному соглашению с Саудовской Аравией
Вместе с тем принятие решений об оказании финансовой помощи нужно демократизировать, дистанцируясь от нынешнего порядка, основанного практически на принципах акционерной компании, где музыку заказывает тот, кто больше платит. Сегодня МВФ не без оснований подозревают в том, что он проводит политику, отвечающую прежде всего интересам США.
Разумеется, все это — очень непростые задачи, которые невозможно решить быстро и безболезненно. Но определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются на базе существующих международных организаций — МВФ и Всемирного банка. И руководство Фонда, и лидеры «большой семерки», и так называемая «группа десяти» (самых крупных стран-доноров МВФ) активно обсуждают проблемы реформирования этого института, занимающего центральное место в системе механизмов регулирования мировой финансовой системы и принимают конкретные меры.
Во-первых, повышается ответственность МВФ за состояние мировой финансовой системы. Для этого предполагается, с одной стороны, в ближайшее время разработать на основе опыта наиболее стабильных национальных финансовых систем стандарты отчетности и правила поведения для правительств и частных компаний, включая банки, хеджфонды, пенсионные и страховые фонды, и распространить эти стандарты на весь мир, чтобы обеспечить необходимую финансовую прозрачность. «Значительная часть работы по реформированию мировой валютной системы, – полагает директор-распорядитель МВФ М. Камдессю, — будет заключаться в расширении до глобальных масштабов сферы действия некоторых принципов, правил и кодексов поведения, которые существуют в наиболее развитых национальных финансовых системах. Этот принцип – выбор и распространение стандартов пронизывает все остальные аспекты намеченных реформ. С другой стороны, предполагается наделить МВФ более широкими полномочиями по надзору за соблюдением государствами-членами правил поведения в финансовой сфере”.
Во-вторых, на ежегодном собрании правлений МВФ и Всемирного банка в 1997 году было признано необходимым вменить в обязанность МВФ контроль за взвешенностью национальных мер по либерализации экспорта и импорта капиталов, особенно в так называемых «возникающих» рыночных экономиках. Власти таких стран в погоне за иностранными капиталами нередко слишком поспешно и неосмотрительно либерализуют их приток в свои страны и притом не столько приток менее рисковых долгосрочных инвестиций, сколько самых рисковых краткосрочных кредитов. В юрисдикцию МВФ будет входить мониторинг процессов либерализации трансграничного движения капиталов и предотвращение опасных перекосов в этой области.
список использованной литературы
1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник /Под общей ред. проф. А. В. Сидоровича. М.: МГУ им Ломоносова, “ДИС”, 2004.
2. Андросова Л. Д., Дробозина Л. А., Окунева Л. П. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: ЮНИТИ, 2005.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Издательство «Питер», 1999. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
4. Безруков В. Внешнеэкономическая деятельность. // Экономист. 2000. № 7.
5. Большаков А. С. Менеджмент / Учебное пособие. СПб.: «Издательство «Питер»», 2000.
6. Буристов В. Н. Внешняя торговля РФ. М., 2001.
7. Внешнеэкономическая деятельность РФ // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. 2001. № 2.
8. Красавина Л. Н. Международные валютнокредитные и финансовые отношения. М.: Финансы и статистика, 2004.
9. Кузьмин С. Перспективы России в развитии современных мирохозяйственных тенденций. // Экономист. 2002. № 1.
10. Максимова В. Ф., Шишов А. Л. Макроэкономика. М., 2002.
11. Международные экономические отношения. Под редакцией Б.П.Супруновича. М.: “ГФА”, 1998.
12. Основы внешнеэкономических знаний. Под редакцией И.П.Фаминского. М.: “Международные отношения”, 1999.
13. Рыночная экономика: Учебник. В 3 т. Т. 1. Теория рыночной экономики. М., 2006.
14. Самуэльсон П. Экономика. В 2 т. Т. 1. М., 2004.
15. Санин К. В. Международный рынок ссудных капиталов. М.: ЮНИТИДАНА, 2004.
16. Саркисянц В. О роли банков в экономике // Финансы. 2003. № 4. С. 26.
17. Семенюта О. Г. Банковское дело и банковское законодательство. М.: Банки и биржи, 2005.
18. Учебник по основам экономической теории / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2005.
19. Экономика: Учебник. 3е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А. С. Булатова. М.: Юристъ, 2002.
20. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. Учеб. заведений / Под ред. В. Д. Камаева. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.