Контрольная работа: Механизм денежно-кредитной политики Франции

по дисциплине:

«Денежно-кредитные системы зарубежных стран»


30. Механизм денежно-кредитной политики Франции

Денежная система Франции до первой мировой войны.

Франк был введен в обращение во время Великой французской буржуазной революции 6 мая 1789 г. вместо ливра и стал официальной денежной единицей с 1803 г. В XIX в. во Франции господствовал биметаллизм (1803—1873 гг.). После перехода к золотому монометаллизму (1876—1878 гг.) Банк Франции продолжал разменивать банкноты по своему усмотрению на золото и серебро, обеспечивая серебру силу законного платежного средства.

Инфляция в период и после первой мировой войны.

Инфляция, начавшаяся с фактической отмены золотого стандарта в августе 1914 г., продолжалась во Франции более длительное время, чем в других развитых капиталистических странах. Это объясняется тем, что победа в войне досталась Франции ценой огромных потерь, составивших 3/4 национального дохода страны, произведенного в предвоенном году. Крупные затраты на восстановление разрушенной экономики, щедрые субсидии монополиям под видом возмещения убытков привели к большому бюджетному дефициту. Для его покрытия широко использовалась эмиссия банкнот и чеков, которая увеличилась соответственно в 5,4 и в 2 раза в 1913—1918 гг.

Денежная реформа 1928 г.

С 1926 г. в условиях относительной стабилизации капитализма во Франции проводилась дефляционная политика. В результате введения дополнительных налогов в основном на трудящихся государственный бюджет был сбалансирован. Денежная масса в обращении сократилась. В отличие от большинства капиталистических стран во Франции подготовка к денежной реформе сопровождалась накоплением золото-валютных резервов. С конца 1926 г. был введен золото-девизный, а с июня 1928 г. — золотослитковый стандарт.

Минимальная сумма банкнот, обмениваемых на слитки в 12 кг золота, составляла 215 тыс. фр. Одновременно денежная реформа 1928 г. узаконила девальвацию франка на 80%, проведенную скрытым методом. Банкноты разменивались на золотые слитки по номиналу, но золотое содержание франка было уменьшено (впервые с 1803 г.) в 5 раз (с 0,290323 до 0,05895 г). Эмиссионная система Франции в 1928—1939 гг. была основана на принципе 35%-ного золотого покрытия банкнот и текущих счетов.

Франция и золотой блок.

Франция дольше других стран сохраняла золотой стандарт. Это было связано с тем, что мировой экономический кризис 1929—1933 гг. охватил Францию позднее, чем другие страны. В этот период Франция усиленно обменивала фунты стерлингов и доллары на золото. Золотой запас Банка Франции увеличился с июня 1928 г. до конца 1932 г. с 29 млрд. до 83млрд.фр. (в новых франках). Франция, опираясь на возросшие золотые резервы, выступила инициатором создания золотого блока (1933—1936 гг.) в целях сохранения золотого стандарта. Приверженность Франции к золотому стандарту объясняется историческими особенностями ее развития. Французский финансовый капитал как международный ростовщик был заинтересован в золотой валюте, не подверженной обесценению. Кроме того, французское правительство опасалось недовольства широких слоев мелкой буржуазии в связи с инфляцией.

Отмена золотого стандарта и обесценение франка.

Экономический кризис с некоторым опозданием охватил и Францию.

Индекс промышленной продукции в стране снизился с 1933 по 1935 г. на 12%. За 1932—1936 гг. бюджетный дефицит увеличился с 4.6 млрд. до 16.9 млрд. фр.; золотой запас Банка Франции сократился с 83 млрд. до 50 млрд. фр.

Ухудшение экономического и финансового положения вызвало отлив золота из страны. Финансовая олигархия сознательно вывозила капиталы за границу для того, чтобы подорвать позиции франка и доверие к правительству Народного фронта.

В октябре 1936 г. правительство во главе с правым социалистом Л.Блюмом девальвировало франк на 25% и прекратило размен банкнот на золото. Появился «блуждающий франк» — валюта без определенного золотого содержания, которое могло колебаться в пределах, 0,038—0,044 г чистого золота. По примеру Великобритании в сентябре того же года был создан валютный стабилизационный фонд для поддержания курса франка в данных пределах путем купли-продажи золота и иностранной валюты. В июле 1937 г. были отменены пределы колебаний курса франка. В результате девальваций в межвоенный период франк лишился 91,5% золотого содержания, которое существовало перед первой мировой войной. Таким образом, во вторую мировую войну Франция вступила с сильно обесцененной валютой. В 1939 г. были введены валютные ограничения, франк стал неконвертируемой валютой.

Особенности инфляции во Франции в период и после второй мировой войны.

Особенность военной инфляции во Франции определялась тем, что страна в числе немногих империалистических государств подверглась оккупации. Чрезвычайные оккупационные расходы Франции (контрибуции, задолженность Германии по клирингу, ссуда Италии) составили, по официальным данным, 885 млрд. фр., а по другим оценкам — 1697 млрд. фр. Финансирование этих издержек осуществлялось за счет налогов (32%), займов (40%), кредитов Банка Франции (28%). С отменой 35%-ного золотого обеспечения в 1939 г. были сняты ограничения эмиссии банкнот. Специфической чертой инфляции во Франции в период оккупации явилась ее связь с выпуском военных денег фашистской Германией. Завышенный курс рейхсмарки и оккупационного франка использовался для выкачивания ресурсов из оккупированной страны.

Инфляция во Франции усугубилась ущербом, причиненным войной и оккупацией (5 трлн. старых фр., что равно трехкратному национальному доходу 1938 г.). Промышленное производство сократилось на 70%, сельское хозяйство — вдвое. Одним из факторов инфляции во Франции явился крупный дефицит государственного бюджета в связи с огромными военными расходами. Нарушения в процессе общественного воспроизводства сопровождались ростом банкнотного обращения за 1938—1944 гг. в 5,2 раза, бессрочных депозитов — в 3,2 раза. Официальные розничные цены повысились в 2,8 раза; на «черном» рынке, где совершалось от 1/10 до 1/3 сделок, — в 10 — 20 раз.

Послевоенная инфляция во Франции развивалась при бурном ро­сте денежной массы, сопровождалась валютным кризисом и частыми девальвациями.

Структурные изменения в кредитной системе.

Исторически во Франции сложилась довольно четкая специализация банков. В ее основу было положено разделение депозитно-ссудных и эмиссионно-учредительских операций, что усилилось под влиянием мирового экономического кризиса 1929-1933гг. Фактически в современной Франции существует смешанный тип банка с разнообразными операциями, что отражает тенденцию к универсализации банков. Банковские реформы 1966—1967 и 1984гг. законодательно закрепили эту тенденцию. Во-первых, депозитным банкам дано право наряду с бессрочными принимать вклады на срок более 2 лет, а деловым банкам — вклады до востребования, в том числе от населения. Во-вторых, повышен максимальный срок кредитов» депозитных банков с 5 до 7 лет; деловым банкам разрешено предоставлять и краткосрочные кредиты. В-третьих, депозитные банки принимают участие в торгово-промышленных предприятиях (нефинансового характера) в размере до 20% капитала этих предприятий (вместо 10%) или до 100% собственного капитала банка (вместо 75%).

Структурные изменения в кредитной системе Франции связаны также с развитием системы участия. Для нее характерны соглашения банков о сотрудничестве, сохранение юридической и финансовой автономии, создание совместных дочерних компаний, холдингов, финансовых обществ. Эта тенденция отчетливо проявилась при реорганизации крупных банков в 60-80-х годах. Основными звеньями кредитной системы Франции являются: Банк Франции, коммерческие банки, специальные кредитно-финансовые институты.

Банк Франции.

Банк Франции был создан в 1800 г. как частная акционерная компания. До середины XIX в. он был единственным акционерным банком в стране.

 По словам К.Маркса, Банк Франции в 30-х годах XIX в. был «храмом финансовой аристократии». Его ресурсы использовались для поддержки реакционных правительств. При финансовой помощи банка была разгромлена Парижская Коммуна. В период второй мировой войны банк выплачивал оккупационную дань фашистской Германии, а после войны финансировал в известной мере дефицит государственного бюджета, что усиливало инфляцию. В течение 145 лет Банк Франции оставался частным акционерным банком, но фактически был всегда связан с государством. Законом от 2 декабря 1945 г. Банк Франции был национализирован. Его акцио­нерный капитал (250 млн. фр.) был выкуплен в течение 20 лет по высокому курсу акций путем обмена их на 3%-ные государственные облигации. Президент страны назначает управляющего Банком Франции и двух его заместителей, а министр экономики, финансов и денационализации — 12 (из 15) членов Генерального Совета.

С середины XX в. Банк Франции окончательно превратился из смешанного банка, который обслуживал банки и предпринимателей, в центральный банк. С 1967 г., когда во Франции была введена система обязательных резервов, другие кредитные учреждения держат в центральном банке часть своих капиталов. Он является центром безналичных расчетов, осуществляемых через расчетные палаты. В Банке Франции хранятся официальные золотовалютные резервы.

Банк Франции — орудие ГМК. Во главе его находятся представители финансового капитала и государства. Банк Франции, являясь банкиром и кассиром государства, покрывает его расходы, в том числе непроизводительные, в форме прямых и скрытых ссуд. Максимальный лимит задолженности государства Банку Франции устанавливается парламентом. Банк участвует в размещении государственных займов.

С помощью денежно-кредитной политики центральный банк регулирует экономику в рамках так называемого индикативного планирования. Совместно с другими органами надзора он осуществляет контроль над денежно-кредитной системой страны.

Коммерческие банки.

Традиционно, до реорганизации кредитных учреждений в 1984 г., во Франции различались три категории этих банков в зависимости от срока депозитно-ссудных операций, размеров участия в капиталах предприятий и специализации.

Депозитные банки (289 в 1984 г., более 70% общего числа и совокупного баланса банков страны) специализировались на депозитно-ссудных операциях.

Среди них доминирующее положение (49% баланса) занимали три банка, национализированные по закону 1945 г. По масштабам своей деятельности они превосходили остальные зарегистрированные банки. Благодаря государственным гарантиям они сосредоточили более половины текущих счетов предприятий и операций с ценными бумагами, 2/3 вкладов, вексельного портфеля и кредитов. Они имели 5,7 тыс. филиалов (1986 г.) и были тесно связаны с ключевыми отраслями экономики, содействовали укреплению французских монополий.

Самый крупный коммерческий банк Франции — Банк насьональ де Пари (БНП) – возглавляет финансовую группу под тем же названием, объединяет ряд кредитных учреждений, связан с ключевыми отраслями экономики через систему участия и личной унии. Имеет свыше 2 тыс. отделений и представительства в ряде стран.

Креди лионнэ создан в 1963 г.; контролирует более 60 кредитных учреждений, имеет 500 участий в промышленных компаниях, участвует в эмиссии облигаций, содействует внешнеэкономической экспансии французских монополий. Имеет представительства за рубежом.

Сосьете женераль создан в 1864 г.; имеет тесные связи с металлургической, машиностроительной, текстильной, химической, угольной промышленностью.

В результате дополнительной национализации (36 банков) в 1981—1982 гг. доля 39 национализированных банков повысилась в депозитах с 59 до 87%, в кредитах — с 48 до 77%.

Среди частных банков ведущими являются банки, находящиеся под контролем: финансовой группы Банк де Пари э де Пэи-Ба; финансовой группы Компани финансьер де Индосюэц, контролирующей Банк де л'Эндошин э де Сюэц; Креди коммерсьяль де Франс.

С 1966 г. ряд старых банкирских домов («банковская верхушка») перешли в категорию депозитных банков (Эропеен де банк — быв. Банк Ротшильда. Банк Вормс, Банк де Нефлиз, Шлумберже, Малле). Они специализируются на управлении крупными состояниями, кре­дитовании строительства и потребительском кредите.

Провинциальные банки — 19 региональных (областных) и 49 локальных (местных) — обслуживают определенные города, районы и находятся под контролем крупных банков. Учетные дома (7 в 1987 г.) осуществляют в основном краткосрочные депозитно-ссудные и валютные операции.

Деловые банки специализировались на участии в капиталах и управлении предприятиями, учредительской деятельности и долгосрочном кредитовании и финансировании. Банковские реформы 1966— 1967 и 1984 гг. закрепили их поворот к универсализации операции. Количество деловых банков сократилось с 43 в 1965 г. до 39 в 1984 г. На их долю приходится около 10% общего числа и баланса всех французских банков.

Законом от 13 февраля 1982 г. национализированы пять деловых банков, в том числе Банк де л'Эндошин э де Сюэц, Банк Вормс, Компани финансьер де Париба. Начавшаяся в 1986 г. денационализация охватила прежде всего эти банки.

Банки средне- и долгосрочного кредита ( 7 в 1984 г., около 20% общего числа и баланса банков) специализировались на депозитно-ссудных операциях сроком свыше 2 лет.

Кредитно-финансовая система Франции управляется законом от 20 июня 1984г. Все кредитные учреждения страны (более 35 тыс.) включены в единую структуру. Исключение составляют Государственное казначейство, Банк Франции и Специализированный финансовый институт почтовой службы Франции. Основным институтом в кредитно-финансовой системе Франции являются банки. Во Франции законом от 1945 г. были национализированы четыре наиболее крупных депозитных банка, которые впоследствии при слиянии были преобразованы в три банка: "Банк насьональ де Пари" (БЫЛ), "Креди Лионнэ", "Сосьете женераль". А законом от 1982 г. - два крупных деловых банка: "Париба", "Индосюэз".

В настоящее время во Франции насчитывается более 370 коммерческих и инвестиционных банков с общим числом занятых более 250 тыс. По закону от 1984 года все они были объединены в Ассоциацию французских банков. В это число входят 35 крупных национализированных банков, а также около 120 их филиалов, 74 французских частных банка и 151 частный банк, контролируемый иностранным капиталом.

Рассмотрим основные виды банков во Франции.

Наиболее значительной категорией кредитных учреждений являются коммерческие банки. Эти банки чаще всего организованы в форме акционерных предприятий. Их деятельность заключается в приеме бессрочных вкладов для предоставления краткосрочных кредитов. Однако они могут расширить сферу своей деятельности: 1) приобретая капиталы в виде вкладов или займов; 2) предоставляя займы на более длительный срок; 3) принимая участие в капитале других предприятий; 4) организуя эмиссию и размещение ценных бумаг; 5) осуществляя управление имуществом за счет клиентуры. Стратегия банка состоит в том, чтобы как можно дешевле приобрести капитал, продать капитал и услуги по наиболее высоким ставкам, снизить риск потерь, выбирая надежных клиентов, осваивая разнообразные операции и рынки ссудного капитала. В деятельности коммерческого банка можно выделить 5 основных функций:

• формирование ресурсов;

• управление собственными активами;

• управление платежными средствами;

• межбанковские операции;

• оказание финансовых и прочих услуг.

Во французских банках собственный капитал складывается из двух частей - это базовые и дополнительные средства. Наряду с собственным капиталом в пассивы банка включаются привлеченные средства - депозитные и недепозитные. Кредитные операции являются самой большой группой статей банковских активов. Наиболее распространенные виды кредитования: для финансирования текущих эксплуатационных нужд предприятий, их инвестиций и расходов частных лиц на потребление и инвестирование.

Инвестиционные банки являются специальными организациями, предназначенными для помощи предприятиям в финансировании их вложений и способными осуществлять долго­срочные и среднесрочные операции. К этой категории банков относятся:

• частные банки, которые специализируются на финансовых консультациях, управлении имуществом, а также международном перемещении капиталов французских предприятий (например, "Эропеэн да банк а Пари");

• промышленные банки, подразделяющиеся на деловые банки, предназначенные для участия в деятельности предприятий, и банки долгосрочного и среднесрочного кредита, выдающие займы и собирающие вклады для помещения средств в предприятия.

Финансовые компании представляют собой организации, которые собирают относи­тельно стабильные капиталы (облигации, боны, банковские займы) для их размещения с малой степенью риска в краткосрочные займы под залог ценных бумаг и в долгосрочную аренду.

Свои долгосрочные обязательства ипотечные банки осуществляют в основном в виде ипотечных займов предприятиям или частным лицам. Роль банков развития заключается в объединении общественных или частных фондов для финансирования операций, которые не могут быть рентабельными в короткий срок. Примером может служить созданный в 1919 году банк "Креди насьональ", активно участвующий в кредитовании внешнеторговых операций.

Кроме банков в кредитно-финансовой системе Франции существуют и другие институты. Принятый в 1983 году закон определяет сберегательные кассы как "кредитные учреждения, не имеющие цели получения прибылей". С 1971 года сберкассы уполномочены выдавать займы частным лицам, а с 1978 года - выдавать чековые книжки. Существует 440 ординарных сберкасс, осуществляющих операции в определенных географических секторах. Во Франции действует сеть национальных сберкасс под эгидой государственной почтовой организации ПТТ. Государственные сберкассы предоставляют три вида услуг: счета по сберегательным книжкам, срочные боны и почтовые чеки.

Во Франции существует 28 специализированных кредитных институтов, сгруппированных в 1984 г. в Объединение специализированных финансовых учреждений. К ним относятся такие организации, как:

• "Креди фонсье де Франс", специализирующийся на кредитовании строительства и насчитывающий более 50 агентств с общим числом занятых 3,6 тыс.;

• "Сосьете де девелопман режьональ" - организации регионального развития, которые объединяют 19 финансовых институтов, обслуживающих мелкие и средние предприятия;

• СОФАРИС, образованная в 1982 г. для финансирования мелких и средних предприятий.

Особое место здесь занимает "Банк франсэз дю коммерс экстерьер" - Французский банк для внешней торговли (ФБВТ), созданный в 1947 г. и осуществляющий финансирование внешнеэкономических операций.

Французские банки играют заметную роль на мировой арене. Четыре ведущих среди них

• БНП, "Креди агриколь", "Креди Лионнэ", "Сосьете женераль" - входят в число 25 крупнейших банков мира.

Финансово-экономические показатели крупнейших французских банков

Название Оборот Собственный ка­питал Чистая прибыль
"Банк Насьональ де Пари" 1193,3 35,0 3,1
"Креди Лионнэ" 1083,8 34,6 2,1
"Креди агриколь" 1021,4 26,9 1,4
"Сосьете женераль" 942,1 30,5 3,0
"Париба" 736,9 36,7 2,7
"Сюэз" 408,3 40,3 2,7
"Компани финансьер де кредиэндюст-риэль э коммерсьяль" 381,8 14,2 1,0
"Банк попюлер" 338,9 14,4 13,7
"Креди мютюэль" 281,1 16,9 1,4
"Французский банк для внешней торговли" 250,3 3,3 0,1

Список литературы

1.  Вешкин, Ю.Г. Банковские системы зарубежных стран [Текст] : курс лекций / Ю. Г. Вешкин, Г. Л. Авагян. - М. : Экономистъ, 2006. - 400 с.

2.  Деньги. Кредит. Банки [Текст] : учебник для вузов / ред. Е. Ф. Жуков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 600 с.

3.  Іванов, В.М. Грошово-кредитні системи зарубіжних країн [Текст] : курс лекцій / В. М. Іванов, І. Я. Софіщенко ; МАУП. - К. : МАУП, 2001. - 232 с.

4.  Лисенков, Ю.М. Грошово-кредитні системи зарубіжних країн [Текст] : навчальний посібник / Ю. М. Лисенков, Т. А. Коротка. - К. : Зовнішня торгівля, 2005. - 118 с.

5.  Оспіщев, В.І. Міжнародні фінанси [Текст] : навчальний посібник / В. І. Оспіщев, О. П. Близнюк, В,В. Кривошей. - К. : Знання, 2006. - 335 с.

6.  Урюпина, А. А. Банковский сектор в условиях сдерживающей денежно-кредитной политики [Текст] / А. А. Урюпина // Банковские услуги. - 2008. - N 7. - C.2-5

7.  Центральний банк та грошово-кредитна політика [Текст] : підручник / Мін-во освіти і науки України, КНЕУ ; ред. А. М. Мороз. - К. : КНЕУ, 2005. - 556 с.

8.  Шамова, І.В. Грошово-кредитні системи зарубіжних країн для спеціальності "Банківська справа" [Текст] : навчально-методичний посібник для самост. вивч.дисц. / І. В. Шамова ; Мін-во освіти і науки України, КНЕУ. - К. : КНЕУ, 2007. - 160 с.

9.  Шаров, О. Центральний банк у ХХІ сторіччі: виклики та рішення [Текст] / О. Шаров // Вісник Національного банку України. - 2008. - N 7. - C.18-29