Контрольная работа: Налог на добавленную стоимость
Введение
В настоящее время налог на добавленную стоимость (НДС) – один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров.
НДС самый сложный для
исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно
относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде
своеобразных надбавок взимаются через цену товара. Кроме того, если при прямом
налогообложении источник уплаты налога, как правило, формируется у
налогоплательщиков, то при косвенном – источник налога поступает
налогоплательщику в составе иных платежей
(в основном в составе цены).
НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.
Целью данной контрольной работы является изучение налога на добавленную стоимость.
В процессе работы необходимо решить следующие задачи:
– изучит сущность налога на добавленную стоимость;
– изучить налогоплательщиков НДС;
– ознакомиться с объектами налогообложения;
– изучить налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период;
– рассмотреть порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
1. Сущность налога на добавленную стоимость
НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Теоретически НДС представляет собой долю в процентах от стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения (т.е. на каждой стадии прохождения товара от поставщика исходного сырья до потребителя конечной продукции).
Для предприятия величина добавленной стоимости представляет собой разность между стоимостью реализуемой продукции и стоимостью материальных ценностей, использованных для производства соответствующей продукции (за исключением износа основных фондов).
В Российской Федерации НДС был введен с 1 января 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налоги с оборота и продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, ценовые пропорции и финансы предприятий и организаций.
Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части федерального бюджета.
НДС выступает косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене товара (работ, услуг), которая оплачивается конечным потребителем. Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе технической цепочки производства и обращения товара налог равен разнице между налогами, взимаемыми при продаже и при покупке.
При продаже товара предприятие компенсирует все свои затраты в связи с этим налогом и добавляет налог на вновь созданную на самом предприятии стоимость. Эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется государству. Таким образом, налоговые платежи тесно связаны с фактическим оборотом материальных ценностей, а вся тяжесть налога ложится на конечного потребителя.
Если товар ввозится на территорию РФ, то его обложение НДС производится в соответствии с таможенным законодательством России и инструкцией Государственного таможенного комитета РФ.
2. Налогоплательщики НДС
В соответствии со ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
– организации;
– индивидуальные предприниматели;
– лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 144 НК РФ налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.
Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации.
Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности один миллион рублей (ст. 145 НК РФ).
Положения данной статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.
Освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению.
Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила один миллион рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.
Документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются:
– выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
– выписка из книги продаж;
– выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
– копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
3. Объект налогообложения
В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:
– реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
– передача на территории Российской Федерации товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
– выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
– ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Не признаются объектом налогообложения:
– передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и др. объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, и др. подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;
– передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
– передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
– операции по реализации земельных участков (долей в них);
– передача имущественных прав организации ее правопреемнику.
4. Налоговая база, налоговые ставки, налоговый период
В соответствии со ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со статьями 155 – 162 НК РФ.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта; работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров; работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию; услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов; товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей; припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов.
Налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации следующих товаров:
1. Продовольственных: скота и птицы в живом весе; мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных); молока и молокопродуктов; яйца и яйцепродуктов; масла растительного; маргарина; сахара; соли; зерна, комбикормов; хлеба и хлебобулочных изделий; крупы; муки; макаронных изделий; рыбы; море- и рыбопродуктов; продуктов детского и диабетического питания; овощей.
2. Товаров для детей: трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп; швейных изделий; обуви; кроватей детских; матрацев детских; колясок; тетрадей школьных; игрушек; пластилина; пеналов; счетных палочек; счет школьных; дневников школьных; тетрадей для рисования; альбомов для рисования; альбомов для черчения; папок для тетрадей; обложек для учебников, дневников, тетрадей; касс цифр и букв; подгузников.
3. Периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера.
4. Медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств; изделий медицинского назначения.
Во все остальных случаях, не перечисленных ранее, налогообложение производится по налоговой ставке 18%.
В соответствии со ст. 163 налоговый период устанавливается как календарный месяц. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
5. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
В соответствии со ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Общая сумма налога при реализации товаров представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. Общая сумма налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации на территории РФ, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.
Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.
В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.
Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 1 млн. рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Заключение
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Налогоплательщиками НДС признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; передача на территории РФ товаров для собственных нужд; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, полученных им в денежной и (или) натуральной формах.
Налогообложение разного рода товаров производится по ставкам: 0%, 10% и 18% в зависимости от категории товаров (работ, услуг).
Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Список использованной литературы
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. от 22.07.2005)
2. Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 296 с.
3. Видяпин В.И. Экономическая теория (политэкономия). – М.: ИНФРА-М, 2004. – 640 с.
4. Евсегнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. –
М.:ИНФРА-М, 2004. –
256 с.
5. Лукаш Ю.А. Налоги и налогообложение. – М.: Книжный мир, 2001. – 848 с.
6. Налоги и налогообложение / Под ред. Романовского М.В. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.
7. Пансков В.В. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 544 с.
8. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 576 с.