Курсовая работа: Налог на доходы физических лиц

Содержание

Введение

1. Особенности определения налоговой базы

1.1 Налогоплательщики и налоговая база НДФЛ

1.2 Особенности исчисления и уплаты налога

2. Учет НДФЛ на ООО «Люкс»

2.1 Краткая характеристика ООО «Люкс»

2.2 Учет расчетов по оплате труда на ООО «Люкс»

2.3 Расчет и учет НДФЛ на ООО «Люкс»

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики. На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским реалиям.

В ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения и разразившийся финансовый кризис, поставивший вопрос о пересмотре самой парадигмы реформ, неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, банковский коллапс, кризис неплатежей, ступор реального сектора, резкая дифференциация в доходах. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Налогоплательщик должен знать и меры предусмотренной законом ответственности за нарушение налогового законодательства. В связи с недостаточно четкой трактовкой отдельных законодательных и инструктивных актов возрастает потребность в компетентном комментировании сложных проблем налогообложения.

Законодательство о налоге на доход физических лиц является достаточно сложным, определен различный порядок налогообложения для резидентов и нерезидентов, имеются различные ставки налога и основания для получения льгот по данному налогу.

Целью данной курсовой работы является анализ порядка начисления и уплаты налога на доходы физических лиц. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1.  показаны особенности определения налоговой базы налога на доходы физических лиц;

2.  проанализирован порядок начисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Ввиду сложности исследуемой темы, ее многоаспектности и многогранности, порядок начисления и уплаты налога на доходы физических лиц является широко обсуждаемым в современной научной и практической литературе. В качестве базы для написания курсовой работы использовалось действующее российское законодательство, комментарии к нему, а также статьи из специализированных бухгалтерских журналов, широко обсуждающих проблемы порядка начисления и уплаты налога на доходы физических лиц.


1. Особенности определения налоговой базы

 

1.1 Налогоплательщики и налоговая база НДФЛ

Согласно ст. 207 Налогового кодекса РФ[1] (далее – НК РФ) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы (ст. 210 НК РФ) учитываются все доходы налогоплательщика:

- доходы, полученные в денежной форме;

- доходы, полученные в натуральной форме;

- материальная выгода, определяемая в соответствии со ст. 212 НК РФ;

- доходы, право на распоряжение которыми возникло у налогоплательщика (например, если он получил право распоряжаться доходами по вкладам в банках, по акциям).

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Право на распоряжение имуществом может являться доходом, если оно возникло в результате перехода права собственности, так как в силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ[2] (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Вместе с тем собственник имеет право передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, определяемых собственником, который сохраняет при этом право собственности. В частности, сюда относятся:

- договор хранения, если по условиям договора хранитель может распоряжаться сданными ему на хранение товарами (ст. 918 ГК РФ);

- договор доверительного управления имуществом, если в случаях, предусмотренных договором, доверительный управляющий осуществляет распоряжение имуществом (ст. ст. 1012, 1018, 1020 ГК РФ).

Не возникает дохода в случаях, когда вещи передаются в собственность по договору займа, так как подобный договор предполагает возврат равного количества вещей того же рода и качества (ст. 807 ГК РФ).

Следует обратить внимание, что удержания из дохода налогоплательщика не уменьшают налоговую базу.

Удержания могут быть следующего характера:

- по заявлению самого налогоплательщика (например, удержания, связанные с погашением заемного обязательства);

- по решению суда (например, если из доходов физического лица удерживаются суммы алиментов, присужденных в пользу его несовершеннолетних детей);

- по актам, принятым в установленном порядке иными (не судебными) органами.

Как уже отмечено, налоговая база определяется раздельно в отношении видов доходов, облагаемых по разным ставкам. При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. ст. 218 – 221 НК РФ (стандартные, социальные, имущественные и профессиональные), применяются только в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%. Так, в Постановлении ФАС Центрального округа от 20.12.2004 №А14-8864-03/39/18[3] указано, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, в том числе и для доходов от предпринимательской деятельности, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Если сумма вычетов в налоговом периоде превышает сумму доходов, то налоговая база принимается равной нулю. Сумма превышения вычетов над доходами на следующий налоговый период не переносится. Исключение составляют имущественные вычеты, которые переносятся на последующие налоговые периоды до их полного использования в соответствии с п. 1 ст. 220 НК РФ.

При определении налоговой базы по доходам, облагаемым налогом по ставкам 9; 30 и 35%, налоговые вычеты не применяются, т.е. налоговая база в данном случае совпадает с денежным выражением упомянутых выше доходов.

Таким образом, если налогоплательщик не получил в течение налогового периода доходов, облагаемых по ставке 13%, но получил доходы, облагаемые по другим ставкам, налоговые вычеты ему не предоставляются и налог должен быть исчислен исходя из полной суммы полученных доходов.

1.2 Особенности исчисления и уплаты налога

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (ст. 24 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны:

- правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

- в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

- вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджет (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Неправомерное неперечисление либо неполное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению (ст. 123 НК РФ).

В отношении налога на доходы физических лиц налоговыми агентами признаются (п. 1 ст. 226 НК РФ):

- российские организации;

- коллегии адвокатов и их учреждения;

- индивидуальные предприниматели;

- постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации.

Согласно ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, исчисление и уплата налога по которым осуществляются на основании ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Если от перечисленных в п. 1 ст. 226 НК РФ организаций и индивидуальных предпринимателей физическое лицо получает доход, то они согласно законодательству становятся налоговыми агентами. Ряд доходов является исключением из данного положения, т.е. источник выплаты дохода не несет функций налогового агента. Это относится к следующим видам доходов:

- доходы, полученные физическими лицами от предпринимательской деятельности. Физические лица в данном случае должны быть зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица в установленном законом порядке;

- доходы от частной практики частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии с действующим законодательством;

- доходы физического лица по договорам гражданско-правового характера, заключенным с другим физическим лицом, которое не является налоговым агентом. К таким договорам относятся договоры найма, аренды любого имущества;

- доходы физического лица от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности;

- доходы физических лиц – налоговых резидентов Российской Федерации, полученные от источников за пределами Российской Федерации;

- доходы физического лица в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов);

- доходы, при выплате которых у налогового агента нет возможности удержать налог. Такая ситуация может возникнуть, например, при получении налогоплательщиком доходов в натуральной форме, в виде материальной выгоды.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ для целей исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы в любом виде, за исключением доходов, перечисленных в ст. ст. 214.1, 227, 228 НК РФ. Это обусловлено тем, что в ряде случаев налоговые агенты, даже если они являются источником дохода, не обязаны исчислять, удерживать и перечислять налог на доходы в соответствующий бюджет. Другими словами, при получении доходов, указанных в данных статьях НК РФ, организации, предприниматели, приравненные к ним лица признаются налоговыми агентами, но поскольку такие доходы исключены из перечня доходов, в отношении которых налог исчисляется налоговым агентом, исчислять и уплачивать налог они не должны.

Пунктом 2 ст. 230 НК РФ для всех налоговых агентов установлена обязанность представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов. Исключение составляют только сведения о доходах, выплаченных индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги), при условии, что эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.

Статьей 226 НК РФ установлены четкие правила исчисления, удержания и перечисления налога для налогового агента:

- налог по ставке 13% исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке, с зачетом суммы налога, удержанной в предыдущие месяцы налогового периода;

- налог по ставкам 9; 30 и 35% исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику;

- исчисление налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и без учета исчисленного и удержанного с этих доходов налога;

- удержание исчисленного налога налоговый агент может производить только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм (перечисляемых на его счет или счета третьих лиц по его поручению). При этом сумма удержания не может превышать 50% суммы выплаты;

- перечисление сумм налога производится не позднее дня получения в банке денежных средств на выплату дохода либо дня перечисления средств на счет налогоплательщика или третьих лиц, в остальных случаях - не позднее дня, следующего за днем фактического получения дохода в денежной форме, или дня, следующего за днем фактического удержания налога (для доходов, полученных в натуральной форме или в виде материальной выгоды);

- налог перечисляется по месту нахождения налогового агента, а также по месту нахождения обособленных подразделений. Причем по местонахождению головной организации налог перечисляется только за тех работников, которые работают непосредственно в ней. Сумма налога, которую надо перечислить в бюджет других городов (по местонахождению каждого обособленного подразделения), определяется исходя из суммы дохода, выплаченного работникам этого обособленного подразделения;

- если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика и налоговый агент определяет, что в течение 12 месяцев он это сделать не сможет, то он обязан в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств сообщить об этом письменно в налоговый орган по месту своего учета;

- уплата налога за счет собственных средств налогового агента не допускается.

Об этом свидетельствует и арбитражная практика: так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.08.2005 №Ф04-5660/2005(14396-А70-25)[4] сделан вывод о том, что налог на доходы физических лиц, не удержанный с налогоплательщиков налоговым агентом, не может быть взыскан за счет денежных средств последнего.

Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 26.07.2004 №А26-1187/04-22[5] установлено, что поступление суммы налога на доходы физических лиц не в тот бюджет по причине неправильного указания плательщиком кода бюджетной классификации не свидетельствует о ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своих обязательств. Это решение основано на том, что под уплатой налога (ст. 45 НК РФ) понимается его уплата в соответствующий бюджет, отсюда указанная ошибка может быть расценена только как неуплата налога в установленный срок. А в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28.02.2005 №А43-15131/2004-31-605[6] приведено иное мнение: «направление средств в другой муниципальный бюджет не является неуплатой налоговым агентом налога на доходы физических лиц».

Следует обратить внимание, что в силу требований п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями и физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Положения ст. 227 НК РФ относятся к индивидуальным предпринимателям (физическим лицам, которые прошли государственную регистрацию в качестве лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), а также к частным нотариусам и другим лицам, занимающимся частной практикой.

Исчисление и уплату сумм налога на доходы физических лиц упомянутые лица осуществляют только в отношении своих доходов, полученных ими от осуществления такой деятельности.

По вопросам, касающимся частных нотариусов, следует руководствоваться Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 №4462-1[7]. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты и иметь лицензию на право нотариальной деятельности.

К «другим лицам», осуществляющим частную практику, относятся, например, частные охранники, частные детективы (п. 1 ст. 11 НК РФ). При этом они должны осуществлять свою деятельность в порядке, предусмотренном Законом РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации[8]».

Налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 НК РФ, самостоятельно определяют сумму доходов, облагаемых по различным ставкам. К доходам, облагаемым по ставке 13%, они вправе применить стандартные, социальные, имущественные, профессиональные вычеты. Для этого налогоплательщик вместе с декларацией о доходах должен подать в налоговый орган заявление о предоставлении вычетов с приложением подтверждающих документов.

Сумма налога на доходы физических лиц исчисляется ими по итогам налогового периода по доходам от предпринимательской деятельности, дата получения которых относится к данному налоговому периоду, и перечисляется в соответствующий бюджет (ст. 225 НК РФ), а при уплате наличными – в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 45 и ст. 58 НК РФ.

Если, кроме доходов от предпринимательской деятельности, налогоплательщик получал доходы, налог с которых был удержан и уплачен налоговыми агентами, то эти суммы налога уменьшают сумму налога, подлежащую уплате.

Если общая сумма исчисленного налога меньше суммы налога, удержанного налоговыми агентами, и фактически уплаченных авансовых платежей, то согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей либо возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты этой суммы.

При исчислении сумм налога физическое лицо не вправе уменьшать налоговую базу на сумму убытков прошлых лет, т.е. убытков, имевших место до наступления налогового периода и понесенных при осуществлении предпринимательской деятельности или занятии частной практикой.

В п. 8 ст. 227 НК РФ определен порядок исчисления авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц. Они подлежат уплате, если речь идет именно о категории налогоплательщиков, приведенных в ст. 227 НК РФ. Авансовые платежи исчисляются не налогоплательщиками, а налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете, и рассчитываются на весь текущий налоговый период.

Авансовые платежи исчисляются на основании:

- либо сведений (указанных налогоплательщиками в налоговой декларации) о сумме предполагаемого дохода;

- либо суммы фактического дохода, полученного этими лицами (только от видов деятельности, приведенных в п. 1 ст. 227 НК РФ) в предшествующем налоговом периоде.

При определении суммы предполагаемого дохода на основании фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период налоговый орган на суммы стандартных и профессиональных налоговых вычетов (ст. ст. 218, 221 НК РФ) уменьшает сумму предполагаемого дохода.

Налоговые органы отправляют налогоплательщику письменное уведомление. На основании первого уведомления налогоплательщик уплачивает сумму авансового платежа за период с 1 января по 30 июня не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей. По второму и третьему уведомлениям налогоплательщик должен уплатить четверть годовой суммы авансовых платежей соответственно в сроки не позднее 15 октября текущего года и 15 января года, следующего за текущим. В случае если у индивидуального предпринимателя, частного нотариуса или других приравненных к ним лиц произошло увеличение либо уменьшение дохода, причем более чем на 50%, в текущем налоговом периоде по сравнению с предполагаемым доходом от осуществления деятельности, указанной в п. 1 ст. 227 НК РФ, такие налогоплательщики обязаны представить новую налоговую декларацию (сроки подачи не установлены) с указанием уточненной суммы предполагаемого дохода на текущий год. В свою очередь, налоговый орган в 5-дневный срок с момента получения новой налоговой декларации производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Общая сумма налога на доходы физических лиц должна быть уплачена налогоплательщиком по месту его жительства путем перечисления через банк в соответствующий бюджет и не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.


2. Учет НДФЛ на ООО «Люкс»

 

2.1 Краткая характеристика ООО «Люкс»

Организационно-управленческую структуру ООО «Люкс» можно представить в виде схемы:

Директор

 


товаровед

 

бухгалтер

 

Работники торгового зала

 

Водитель-экспедитор, технический работник,

охранник.

 


Рис. 2.1 Организационная структура ООО «Люкс»

Основной вид деятельности – розничная и оптовая торговля промышленными товарами. Закупка товаров осуществляется на основании прямых договоров с производителями России и стран СНГ, а также официальными дилерами зарубежных производителей.

Учетная политика составляется каждый год на основании приказа «Об учетной политике», который подписывается директором ООО «Люкс».

Предприятие использует упрощенную систему налогообложения, однако бухгалтерский учет ведется в целях управленческого учета.

Организация ведет бухгалтерский учет с использованием компьютерной техники и специализированной программы 1С «Бухгалтерия». Для ведения бухгалтерского учета в ООО «Люкс» используется рабочий план счетов, который разработан на основе типового плана счетов, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2000г. №94 н.

Для оформления хозяйственных операций используются типовые формы документов, а также регистры, разработанные в организации.

Способы ведения бухгалтерского учета:

1.  Покупные товары учитываются на счете 41 по договорной цене, учет товаров ведется в суммовом выражении. Остаток товаров на 1-е число каждого месяца подтверждается товарным отчетом за месяц. При определении покупной себестоимости в части реализованного товара используется метод средней себестоимости (п.16 ПБУ 5/01)

2.  Начисление амортизации по амортизируемому имуществу производится линейным методом в порядке, установленном ст. 259 НК РФ, п.18 ПБУ6/01. Нормы амортизации используются по ОС поступившим до 01.01.02г. – старые, по поступившим после 01.01.02г. – новые.

3.  Основные средства стоимостью менее 10000 рублей, а также книги, брошюры и др. издания списываются в расходе по мере отпуска в эксплуатацию.

4.  Не считать доходом денежные средства в подотчете в течении 2 месяцев. И др. (см приложение ).

5.  Налоговый учет осуществляется бухгалтерией ООО «Люкс» и ведется по Упрощенной системе налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, согласно уведомления ИМНС по Ленинскому району №49 от 12.11.2003г.

6.  Объектом налогообложения считаются доходы уменьшенные на величину расходов, ст. 346.15 п.1 НК РФ.

7.  Применяются для подтверждения данных налогового учета:

-  первичные учетные документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ и перечнем форм первичных учетных документов.

-  Книгу учета доходов и расходов, согласно прил.№1 к приказу МНС РФ от 28.10.02г. №БГ-3-22/606 с учетом изменений и дополнений от 26.03.03г. № БГ-3-22/135.

-  аналитические регистры налогового учета.

Доходами в организации считается оплата за реализацию услуг по сдаче производственных площадей в аренду. Датой признания дохода считается день поступления средств на расчетный счет и в кассу организации.

В соответствии со ст. 346.16 НК РФ расходами считаются:

-  расходы на оплату труда и на обязательное пенсионное страхование, которые учитываются в удельном весе суммы доходов от аренды от общей суммы доходов;

-  в целях налогового учета заработная плата сотрудников относится на расходы;

-  к материальным расходам относятся расходы на электроэнергию, водоснабжение, канализацию, отопление, услуги связи и др. расходы по содержанию здания в удельном весе от доли сдаваемой в аренду производственной площади. Удельный вес определен приказом №18 от 11.01. 2005 г.

-  расходы на приобретение основных средств принимаются согласно ст. 346.16 п.3. К основным средствам для налогового учета относят сдаваемое в аренду помещение.

2.2 Учет расчетов по оплате труда на ООО «Люкс»

На предприятии ООО «Люкс» имеется общий отдел, в котором находятся руководство и бухгалтерия, также есть торговый зал.

При приеме на работу составляются приказы (распоряжения) о принятии на работу. На основании приказа в отделе кадров заводится личная карточка, в которой содержатся общие сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, сведения о назначении и перемещении, отпуске, а в бухгалтерии открывается лицевой счет и налоговая карточка учета совокупного годового дохода физического лица.

Каждому работнику предприятия, принятому на постоянную, временную или сезонную работу, присваивается табельный номер, который является шифром аналитического учета и проставляется во всех документах по учету расчетов с персоналом. На основании приказа (распоряжения) о приеме на работу и под соответствующим табельным номером вновь принятых работников вносят в табель учета использования рабочего времени. Независимо от используемой системы основой для начисления зарплаты служит учет фактически отработанного времени или табельный учет.

Табельный учет должен обеспечивать контроль за своевременной явкой рабочих и служащих на работу и своевременным их уходом по окончании рабочего дня в соответствии с действующим на предприятии трудовым распорядком, а также контроль за нахождением сотрудников в рабочее время.

Название табельного этот учет получил по основному документу, при помощи которого он ведется.

В зависимости от степени охвата информации табельный учет ведется в ООО «Люкс» сплошным методом. При сплошном методе регистрируются все данные: явки, неявки, опоздания, сверхурочные часы и тому подобное.

В ООО «Люкс» присутствуют следующие системы оплаты труда:

Простая повременная система оплаты труда производится на основании окладов по контракту или по штатному расписанию с учетом фактически отработанного времени. Учет времени ведется в табеле учета рабочего времени.

Пример. Щербатенко И.А. установлен месячный оклад в размере 26 100 руб. За октябрь 2005г. она отработала все дни полностью (21 рабочий день). Заработная плата работника за октябрь 2005г. составляет 26 100 руб.

Если работник отработал не весь месяц, то заработная плата начисляется за те дни, которые фактически отработаны.

Пример. За ноябрь 2004г. Репников И.А. из 20 рабочих дней проработал 15 дней (5 дней работник находился в отпуске без сохранения заработной платы). Оклад составляет – 4 141 руб.

Заработная плата Репникова И.А. за ноябрь составит:

4 141 : 20 дн. х 15 дн. = 3 105,75 руб.

Премиальная повременная система оплаты труда вместе с заработной платой учитываются премии. Премии могут устанавливаться как в твердых суммах, так и в процентах от тарифной ставки (оклада). При каких – либо изменениях в заработной плате, руководитель должен издать приказ (распоряжение) об изменении должностных окладов.

В организации существует система премирования работников, ведена в целях усиления материальной заинтересованности работников предприятия в выполнении задач коммерческого, экономического, производственного и организационного характера, направленных на дальнейшее повышение эффективности работы и достижения финансово-экономического результата деятельности. Премии начисляют на основании приказа руководителя.

В бухгалтерском учете начисление премии отражается в том же порядке, что и начисление заработной платы.

Пример. Оклад Самсоновой И.В. по штатному расписанию была начислена заработная плата в размере 45 000 руб., по приказу генерального директора № 4 от 25 июля 2005г. Самсоновой И.В. должна была начислена премия в размере 20 000 руб. Месяц отработан полностью. Исходя из этого в июле ей начислено:

45 000 + 20 000 = 65 000 руб.

Дт 44 «Расходы на продажу»

Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - 65 000 руб.

Если по каким либо причинам работник отсутствует на рабочем месте, то человеку, который в отсутствии работника замещает его, заработная плата начисляется по замещаемой должности.

Пример. По приказу директора, на время нахождения в отпуске Самсоновой И.В. обязанности главного бухгалтера возможны с возмещением разницы в окладе на главного кассира Ли А.

В связи с замещением на предприятие сделали расчет (Приложение К):

Ли Алла, заработная плата за июль, начислено:

1 800 : 21 х 6 = 514,29 руб.

Замещение 45 000 : 21 х 15 = 32 142,86 руб.

514,29 + 32 142,86 = 32 657,15 руб.

В результате замещения Самсоновой И.В., Ли Алле начислено 32 657,15 руб.

Дт 44 «Расходы на продажу»

Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - 32 657,15 руб.

Начисление заработной платы в бухгалтерском учете отражается следующими проводками:

Дт 44 «Расходы на продажу»

Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - начислена заработная плата работникам, занятым продажей.

Условия оплаты труда зафиксированы в положении об оплате труда в ООО «Люкс» и сообщаются работнику при поступлении на работу.

Основным сводным документом по исчислению заработной платы в ООО «Люкс» является расчетная ведомость. Основанием для составления расчетной ведомости служат следующие первичные документы:

- табель учета использования рабочего времени;

- приказы руководителя о премировании;

- справки-расчеты на отдельные виды доплат, сумм дополнительной заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности;

- исполнительные листы и заявления работников на различные вычеты и удержания из заработной платы;

- платежные ведомости или расходные кассовые ордера на выданные авансы.

В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ расчетный период для расчета средней заработной платы – это 12 календарных месяцев, предшествующих моменту выплаты работнику среднего заработка (с 1 – го до 1 – го числа).

Если для организации такие расчетные периоды неудобны, ст.139 ТК РФ предусматривает возможность установить в коллективном договоре иные периоды для расчета среднего заработка.

Ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления среднего заработной платы устанавливают два вида расчетных периодов:

- для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск – последние три календарных месяца, предшествующие отпуску (с 1-го до 1-го числа);

- для иных случаев расчета среднего заработка (независимо от режима работы работника) – 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты (п. 3 Положения об особенностях порядка исчисления среднего заработной платы).

Расчет среднедневного заработка осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 г. № 213.

Чтобы рассчитать среднедневной заработок, бухгалтер определяет его путем деления фактически начисленной заработной платы работнику в расчетном периоде установленной продолжительности на фактически отработанное в расчетном периоде количество дней по календарю пятидневной или шестидневной рабочей недели (в зависимости от установленной на предприятии). Размер дневного заработка конкретного работника определяется путем умножения среднего заработка на количество дней, подлежащего оплате.

В случае, когда один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью, средне дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму, состоящую из среднемесячного числа календарных дней, умноженного на количество полностью отработанных месяцах, и количества календарных дней в не полностью отработанных месяцах. Количество календарных дней не полностью отработанных месяцев рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4.

Средний дневной заработок определяется путем деления суммы выплат за расчетный период на количество рабочих дней в расчетном периоде.

Сумма к выплате рассчитывается как произведение среднего заработка и количество рабочих дней, за которые выплачивается средний заработок.

Пример. Самсонова И.В. с 14 октября 2004 года была направлена в служебную командировку на 8 дней. За время командировки ее выплачивается средний заработок. В расчетный период включаются 12 месяцев, предшествующих командировке. Расчетный период работник отработал полностью. Общее количество рабочих дней расчетного периода составило 254 дня. Оклад работника 8 000 руб. в месяц. Ежеквартально работник получал премии в течение года в размере оклада, т.е - 8 000 руб.

Средний дневной заработок составит:

((12 х 8 000) + (4 х 8 000)) : 254 = 504 руб.

Средний заработок за время нахождения в командировке составит:

504 руб. х 8 дн. = 4 032 руб.

2.3 Расчет и учет НДФЛ на ООО «Люкс»

Уплата налога на доходы физических лиц относится к обязательным удержаниям из заработной платы работников. В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового Кодекса РФ организация в обязательном порядке исчисляет, удерживает НДФЛ и производит его уплату в бюджет. Налогообложение производится по ставке 13%. В бухгалтерском учете удержания НДФЛ отражается по кредиту 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции с дебетом счета 70.

Если доход работника облагается по другой налоговой ставке (например, 9%, 30% или 35%), то сумма этого дохода на стандартные вычеты не уменьшается. Поэтому организации следует вести раздельный учет доходов, облагаемых по другим ставкам.

Если доход работника меньше, чем предоставленный ему налоговый вычет, то налог на доходы физических лиц с него не удерживаются. Стандартные налоговые вычеты уменьшают только сумму дохода, облагаемую налогом по ставке 13%. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысит 20 000 руб.

Пример. Работник организации Карпова Л.Н. не имеет право на стандартные налоговые вычеты в размере 500 руб. и 3 000 руб. По этой причине работнику предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. Кроме того, работник имеет двоих детей в возрасте 12 и 19 лет, старший из которых обучается на дневном отделении университета, о чем имеет соответствующий документ. На детей работнику предоставляется налоговый вычет в размере 600 руб. на каждого ребенка.

Общая сумма месячных налоговых вычетов, на которые имеет право работник до того момента, когда его совокупный доход с начала года, достигнет 20 000 руб., составляет 400 руб. + 600 руб. х 2 = 1 600 руб.

Месячный оклад работника - 8 000 руб.

Ежемесячный доход работника, облагаемый налогам, составит:

8 000 руб. – 400 руб. – 600 руб. х 2 = 6 400 руб.

НДФЛ, удержанный по ставке 13%, составит:

6 400 руб. х 13% = 832 руб.

Доход работника превысит 20 000 руб. в марте (8 000 х 3 мес.), следовательно, начиная с марта месяца, до месяца в котором доход достигнет 40 000, ежемесячный доход работника не будет уменьшаться на налоговый вычет 400 руб., а только на 1 200 руб. и составит 6 800 руб.

НДФЛ, удержанный по ставке 13% с этого дохода, составит:

6 800 руб. х 13% = 884 руб.

Доход Каповой Л.Н. превысит 40 000 руб. в июне (7 000 х 6 мес.). Следовательно, начиная с июня месяца, ежемесячный доход работника не будет уменьшаться на налоговый вычет и составит 8 000 руб.

НДФЛ, удержанный по ставке 13% с этого дохода, составит:

8 000 руб. х 13% = 1 040 руб.

Если работник принят на работу не с первого месяца налогового периода, то в этом случае любые стандартные налоговые вычеты (необлагаемый минимум дохода налогоплательщика и вычет на детей) предоставляются по новому месту работы. При этом учитывается доход, полученный с начала налогового периода по предыдущему месту работы, где работнику предоставлялись стандартные вычеты.

В том случае, если новый работник в заявление о предоставлении стандартного налогового вычета на ребенка потребует ему предоставить его с января текущего года, организация как налоговый агент должна такой вычет предоставить.

Пример. Репников И.А. поступил в организацию с 11.04.2005г. Работник не имеет право на стандартные налоговые вычеты в размере 500 руб. и 3 000 руб. По этой причине работнику предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. Общая сумма дохода работника по предыдущему месту работы составила 10 750 руб.

Месячный оклад на новом месте работы – 5 000 руб.

Общий доход работника превысит 20 000 руб. в июне (10 750 + 5 000 + 5 000 х 2 мес.). Следовательно, начиная с июня месяца, ежемесячный доход работника не будет уменьшаться на налоговый вычет и составит 5 000 руб.

НДФЛ, удержанный по ставке 13% с этого дохода, составит:

5 000 руб. х 13% = 650 руб.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, т.е. стандартный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы на соответствующий установленный размер вычета.

 


Заключение

Согласно ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налога на доходы физических лиц возложены на налоговых агентов: российские организации; индивидуальные предприниматели; постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации; физических лиц, не являющихся предпринимателями, но выступающих в качестве работодателей.

У организаций-работодателей информация для исчисления налоговой базы по налогу с доходов физических лиц формируется на основе данных бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных данных о доходах, подлежащих налогообложению. Порядок заполнения налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц регулируется Приказом МНС РФ от 01.11.2000 №БГ-3-08/379 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц».

Налоговая карточка предназначена для учета налоговыми агентами персонально по каждому налогоплательщику:

- доходов, полученных в налогооблагаемом периоде как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у налогоплательщика возникло, а также полученных в виде материальной выгоды, подлежащих включению в налоговую базу для исчисления сумм налога на доходы физических лиц;

- налоговой базы отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки;

- суммы налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу;

- сумм исчисленного и удержанного налога по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, и общую сумму налога, исчисленного и удержанного за налоговый период;

- сумм доходов, полученных налогоплательщиком от реализации имущества, принадлежащего ему на праве собственности, независимо от вида такого имущества и суммы полученного дохода;

- сумм налоговых льгот, предоставленных налогоплательщику законодательными актами субъектов Российской Федерации;

- результатов перерасчета налоговых обязательств налогоплательщика за прошлые налоговые периоды, произведенного в отчетном налоговом периоде.


Список использованной литературы

1.  Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №268-ФЗ) // Российская газета, №148-149, 06.08.1998.

2.  Гражданский кодекс Российской федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 №232-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.

3.  Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ) // Российская газета, №256, 31.12.2001.

4.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №270-ФЗ) // Российская газета, 3256, 31.12.2001.

5.  Основы законодательства Российской Федерации «О нотариате» от 11.02.1993 №4462-1 (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ) // Российская газета, №49, 13.03.1993.

6.  Федеральный закон Российской федерации «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 №39-ФЗ (в ред. Федерального закона от 16.10.2006 №160-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, №17, 22.04.1996, ст. 1918.

7.  Федеральный закон Российской Федерации от 29.05.2002 №57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №151-ФЗ) // Российская газета, №97, 31.05.2002.

8.  Закон Российской Федерации от 19.02.1993 №4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 №121-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ, 25.03.1993, №12, ст. 427.

9.  Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 №118-ФЗ) // Российская газета, №100, 30.04.1992.

10.  Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.10.2003 №БГ-3-04/583 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год» // Российская газета, №258, 24.12.2003.

11.  Приказ Федеральной Налоговой службы от 13.10.2006 №САЭ-3-04/706@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц» // Российская газета, №268, 29.11.2006.

12.  Приказ Министерства финансов Российской Федерации №86н и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №БГ-3-04/430 от 13.08.2002 «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» // Российская газета, №171, 11.09.2002.

13.  Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2004 №САЭ-3-04/366@ «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и инструкции по их заполнению» (в ред. Приказа Минфина РФ от 23.12.2005 №153н) // Российская газета, №153, 20.07.2004.

14.  Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу Федерального арбитражного Суда Центрального округа от 20.12.2004 №А14-8864-03/39/18 // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был.

15.  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета, №72, 08.04.2004.

16.  Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.08.2005 №Ф04-5660/2005(14396-А70-25) // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был.

17.  Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.07.2004 №А26-1187/04-22 // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был.

18.  Постановление Федерального Арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 28.02.2005 №А43-15131/2004-31-605 // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был.

19.  Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2002 №203-О «По жалобе гражданки Павловой Александры Федоровны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 212 и 224 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 31 Федерального закона «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» // Вестник Конституционного Суда РФ, №1, 2003.

20.  Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.11.2002 №СА-6-04/1719@ «О порядке определения материальной выгоды по заемным (кредитным) средствам, полученным физическими лицами» // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был.

21.  Письмо Федеральной налоговой службы от 07.10.2005 №ГИ-6-04/835@ «О порядке налогообложения материальной выгоды» // Налогообложение, №6, 2005.

22.  Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.2005 №03-05-01-04/37 // СПС «Консультант Плюс»

23.  Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26.01.2005 №03-05-01-04/11 // СПС «Консультант Плюс».

24.  Абрамова Э.В. Уплата налога на доходы физических лиц // Все о налогах, 2006, №№1 – 2.



[1] Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №268-ФЗ) // Российская газета, №148-149, 06.08.1998.

[2] Гражданский кодекс Российской федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 №232-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.

[3] Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу Федерального арбитражного Суда Центрального округа от 20.12.2004 №А14-8864-03/39/18 // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был.

[4] Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.08.2005 №Ф04-5660/2005(14396-А70-25) // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был.

[5] Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.07.2004 №А26-1187/04-22 // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был.

[6] Постановление Федерального Арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 28.02.2005 №А43-15131/2004-31-605 // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был.

[7] Основы законодательства Российской Федерации «О нотариате» от 11.02.1993 №4462-1 (в ред. Федералного закона от 29.12.2006 №258-ФЗ) // Российская газета, №49, 13.03.1993.

[8] Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 №118-ФЗ) // Российская газета, №100, 30.04.1992.