Контрольная работа: Налоги и налогообложение

по дисциплине:

«Налоги и налогообложение»


Содержание

 

1.  Принципы и методы налогообложения

2.  Налог на прибыль

3.  Задачи

Список использованной литературы


1. Принципы и методы налогообложения

Реализация общественного предназначения налогов воплощается в налоговой системе любой страны, разрабатываемой с учетом базовых правил и положений теории налогообложения. Эти правила и положения образуют совокупность принципов налогообложения, определяющих направленность налоговой политики и закладываемых в фундамент построения налоговой системы. Таким образом, принципы налогообложения – это базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения. Следовательно, можно утверждать, что принципы налогообложения – это принципы построения налоговой системы.

Несмотря на многообразие надстроечной (практической) части налоговых систем разных стран, теоретическая платформа их построения во многом сложна. Для разных стран существует определенная совокупность универсальных принципов. Основу их составляют принципы, разработанные еще А. Смитом и А. Вагнером. Но нельзя сказать, что эти принципы остаются неизменными. Общественный прогресс детерминирует эволюцию принципов: они дополняются и уточняются в соответствии с объективными потребностями социально-экономического развития. Совокупность принципов, ставших классическими, и современных принципов, сформулированных теорией и практикой налогообложения ХХ века, представляет ныне определенную систему принципов, хотя интерпретация ее разными исследователями несколько различна (рис.1).

Вначале рассмотрим экономические принципы налогообложения.

·  Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую этот принцип также характеризуется как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками).

Традиционно различают два основных аспекта этого признака:

- горизонтальный и вертикальный[1].

Принцип горизонтальной справедливости (его еще называют принципом платежеспособности) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т. е. одинаковые доходы должны облагаться налогом по одинаковой налоговой ставке.

Принцип вертикальной справедливости (его также характеризуют как принцип выгод) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в неравном экономическом положении, должны находиться в неравной налоговой позиции, т. е. кто больше получает от государства тех или иных благ, тот и должен больше платить налогов.

На первый взгляд обеспечение горизонтальной и вертикальной справедливости не противоречиво, и реализация обоих подходов на практике абсолютно не взаимоисключающая. Однако это не так. В определенной степени установление налогов на основе платежеспособности и размера выгод является альтернативным при практическом построении налоговой системы.

Рассмотрим на простом примере, какие проблемы возникнут при определении экономического равенства налогоплательщиков с позиции их доходов. Студент-медик обучается в вузе и подрабатывает в больнице санитаром. При этом он получает ровно столько, сколько и медсестра той же больницы, имеющая на иждивении ребенка. Одинаковы ли их доходы? Да, но экономическое положение разное: студент богаче медсестры, потому что жизненно необходимые расходы его меньше. Кроме того, студент после окончания вуза станет врачом и будет получать существенно большую зарплату, т.е. будет иметь более высокую сумму совокупных доходов, полученных в период своей экономической активности (с 18 до 60 лет).

Следует заметить, что в мировой практике налогообложения принципы платежеспособности и выгод, как правило, используются совместно, но с определенным доминированием платежеспособности, что обеспечивает в итоге более значительный эффект, нежели раздельное или паритетное их применение, для реализации базового принципа справедливости при построении налоговых систем. Однако даже совместное их использование не позволяет решить проблему, в какой мере неравное экономическое положение налогоплательщиков должно соответствовать их неравной налоговой позиции? Как должны меняться налоговые ставки при увеличении неравенства? Данную проблему решает каждая страна, формируя прогрессивную, регрессивную или нейтральную налоговую систему.

Налоговая система является прогрессивной, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается. Налоговая система является регрессивной, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает. И налоговая система является нейтральной, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным.

Другими словами, в прогрессивно налоговой системе богатый платит в качестве налогов большую долю своих доходов, чем это делает бедный. В регрессивной налоговой системе, наоборот, богатый платит в качестве налогов меньшую долю своих доходов, чем бедный, а в нейтральной системе эти доли одинаковы.

·  Принцип эффективности (принцип экономичности) подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому налогу существенно перекрывали затраты государства на его администрирование.

·  Принцип соразмерности основан на взаимозависимости процессов наполняемости бюджетов и дестимулирования в результате налогообложения экономической активности налогоплательщиков.

·  Принцип учета интересов основан на определенности налогового платежа, а именно всех элементов налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога, в первую очередь для налогоплательщика.

·  Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта.

Во-первых, этот принцип предусматривает целесообразность построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов и различающихся объектов обложения.

Во-вторых, этот принцип предусматривает целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня, недопустимости ситуации «бюджета одного налога», поскольку при множественности источников обеспечивается относительная гарантированность его наполнения вне зависимости от возможных провалов поступления того или иного налога.

·  Принцип нейтральности предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.

·  Принцип установления налогов законами означает, что любой закон должен быть установлен исключительно посредством принятия представительной (законодательной) властью страны соответствующего законодательного акта. Этот принцип воплощен в статье 12 НК.

·  Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия. Данный принцип реализован в статье 5 НК.

·  Принцип приоритетности налогового законодательства заключается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов. Данный принцип подтверждается в статьях 4 и 6 НК.

·  Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога. К обязательным элементам статьи 17 НК относит: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

С проблемой установления налоговых ставок непосредственной связан применяемый в каждом конкретном случае метод налогообложения, т. е. порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют следующие методы налогообложения:

1.  равное;

2.  пропорциональное;

3.  прогрессивное;

4.  регрессивное.

Равное налогообложение предполагает установление фиксированной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговыми ставками и налоговой базой. Примером такого равного налогообложения может служить подушный налог, исторически один из наиболее ранних. Его платили еще в Китае в ХII в. В России подушное налогообложение было ведено при Петре I в 1724 г.

Пропорциональное налогообложение предполагает установление для каждого налогоплательщика фиксированной ставки, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При таком методе налогообложения налог растет пропорционально росту налоговой базы.

Большинство российских налогов строятся на основе пропорционального метода. Так, налог на прибыль предполагает установление единой ставки (не зависящей от величины полученной прибыли): 6,5% - федеральная составляющая и 17,5% - максимально возможная ставка субъектов Федерации. По НДС установлены две ставки – 10 и 18%. Причем ни та, ни другая не зависит от объемов налоговой базы.

Прогрессивное налогообложение предполагает рост налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы. Этот вид налогообложения используется, как правило, при обложении доходов и реже при обложении имущества.

Выделяют несколько возможных подходов к построению прогрессии в налогообложении.

При простой поразрядной прогрессии выделяются ступени, или разряды, налогооблагаемой базы и для каждого разряда устанавливается налоговый оклад в твердой сумме. Например, первый разряд составляет от 1 до 1000руб., второй – от 1001 до 5000 и т. д. Для каждого из названных разрядов устанавливается сумма налога. Для первого разряда – 1руб., для второго – 100 и т. д. В современных условиях такая система практически не используется, поскольку при ее построении невозможно обеспечить прогрессивность в рамках разрядов.

При простой относительной прогрессии устанавливают разряды и фиксированные ставки по этим разрядам, применяемые ко всей сумме налоговой базы по каждому разряду. Так, для первого разряда ставка может составить 2%, для второго – 8, для третьего – 10 и т. д. Эти ставки должны применяться ко всей сумме полученного дохода. Неудобство данного подхода построения прогрессии связано с тем, что на стыках разрядов при относительно незначительных различиях в полученных доходах (например, 9999 и 10000 руб.) различия в уровне фактических налоговых ставок будут весьма ощутимы – 999 и 1500 руб.

Сложная прогрессия наиболее часто встречается в современных налоговых системах. Суть ее заключается в распределении дохода (или налоговой базы иного вида) на несколько разрядов и применении налоговой ставки к части полученного дохода, попавшей в данный разряд. Фактически это означает, что предельная налоговая ставка применяется не ко всему объему налоговой базы, а только к ее части, соответствующей данному разряду.

В рамках моделей налогообложения самостоятельное направление представляет регрессивное налогообложение. Строго говоря, регрессивное налогообложение можно рассматривать как разновидность прогрессивного, но предполагающего отрицательный коэффициент прогрессии. При регрессивном налогообложении налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а, напротив, снижается. В чистом виде данный метод в современной экономической практике встречается крайне редко. Тем не менее, российская налоговая система, начиная с 2001 г. использует регрессивный метод налогообложения при установлении единого социального налога.

Однако если рассматривать не номинальные (предельные) налоговые ставки, а экономические и соотносить сумму уплаченных налогов с общим объемом доходов налогоплательщика, то среди современных налогов можно найти много регрессивных, в том числе практически все косвенные налоги – НДС, акцизы, таможенные пошлины.

2. Налог на прибыль

Налог на прибыль организаций представляет собой один из основных федеральных налогов. На протяжении сего периода его существования в современном виде, начиная с 90-х годов прошлого века. На его долю устойчиво приходилась вторая по величине (после налога на добавленную стоимость) сумма доходов бюджетной системы. Так, по итогам 2003 г. Доля налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета России составляет 15,7%, или 4,0% ВВП.

Начиная с 1 января 2002 г. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регулируется гл. 25 Налогового кодекса РФ[2].

Спецификой налога на прибыль предприятий является фактически совместная юрисдикция РФ и субъектов Федерации в части установления налоговых ставок по данному налогу. Так, федеральное законодательство (ст. 284 НК РФ) устанавливает ставки налога на прибыль, в соответствии с которыми суммы этого налога зачисляются в доход федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. При этом предусматривается возможность установления субъектами Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков пониженной налоговой ставки в отношении налогов, зачисляемых в их бюджеты. Таким образом, субъекты Федерации в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, получают право устанавливать ставку налога на прибыль, в соответствии с которой этот налог зачисляется в доход регионального бюджета.

Налогоплательщиками налога на прибыль являются следующие категории организаций:

·  российские организации, т.е. юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, иначе говоря, налоговые резиденты в соответствии с тестом инкорпорации (те предприятия и организации, которые зарегистрированы в стране). В эту категорию попадают все организации (в том числе с иностранным участием) и полностью иностранные предприятия, зарегистрированные по законодательству России;

·  иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

При таком подходе к определению круга налогоплательщиков в него включатся все предприятия и организации – промышленные, строительные, транспортные, коммерческие банки и другие кредитные организации, страховые организации независимо от того, в какой организационно-правовой форме эти организации учреждены – акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, государственных или муниципальных унитарных предприятий и др.

Не являются плательщиками налога на прибыль предприятий следующие категории организаций:

·  предприятия, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности[3];

·  организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности[4];

·  организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу;

·  организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога[5].

Следует иметь в виду, что организации, осуществляющие наряду с деятельностью, по которой они не являются плательщиками налога на прибыль, иные виды деятельности, должны уплачивать налог на прибыль с доходов от этой деятельности. Например, казино не является плательщиком налога на прибыль по доходам от игорного бизнеса, но вполне может быть таковым по доходам от реализации различных напитков.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная организацией.

Для российских организаций прибыль представляет собой полученные доходы, уменьшенные на величину производственных расходов.

Для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через постоянное представительство, прибыль – это также доходы, полученные постоянным представительством, уменьшенные на величину произведенных им расходов.

Для иностранных организаций, которые не осуществляют деятельности через постоянное представительство, а просто получают доходы от источников в РФ, прибыль представляет собой доходы, полученные от этих источников. К таким доходам относятся дивиденды, процентные доходы по долговым обязательствам, доходы от использования в России прав на интеллектуальную собственность и некоторые другие.

Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год (ст. 285 НК РФ). Именно в течении этого времени происходит оформление налоговой базы.


Задачи

 

Задание 1

Определить по условной организации величину налогооблагаемой базы, льготы, вычеты, сумму налога на добавленную стоимость или возможное возмещение из бюджета.

№ ме

ся

ца

Реализация товаров, работ, услуг без НДС и НСП Использовано для собственных нужд СМР хозяйственным способом Получены авансы в счет предстоящих работ, услуг, поставок товаров Получены страховые выплаты Получена финансовая помощь НДС уплачен поставщику НДС по импорту уплачен таможне НДС при выполнении СМР хозспособом НДС по отгрузке товаров в счет авансов
15 400 400 - 200 50 20 200 100 - 20
16 500 400 - 100 20 10 200 200 - 10
17 400 200 100 100 20 10 100 100 10 -

Решение:

Ставка 18% применяется для определения расчетного налога по трем видам доходов:

1.  доход от реализации товаров и услуг (графа 2);

2.  внутреннее потребление своей продукции (графа 3);

3.  строительно-монтажные работы для себя хозяйственным способом (графа 4).

По ставке 15,25% налог начисляется:

1.  с получаемых авансов под будущие процессы (графа 5);

2.  с полученных страховых выплат (кроме ОСАТО и социального страхования) (графа 6);

3.  с финансовой помощи, полученной от покупателей своей продукции (графа 7).

Налогоплательщик применяет налоговые вычеты, их сумма показывается в графах 8-11.

Вариант 15:

(400+400)*18%+(200+50+20)*15,25%-(200+100+20)=

- 134,825 тыс. рублей к возмещению из бюджета.

 

Вариант 16:

(500+400)*18%+(100+20+10)*15,25%-(200+200+10)=

- 228,175 тыс. рублей к возмещению из бюджета.

 

Вариант 17:

(400+200+100)*18%+(100+20+10)*15,25%-(100+100+10)= - 64,175 тыс. руб. к возмещению из бюджета.

 


Задание 2

Определить по условной организации величину налогооблагаемой базы, льготы, вычеты, сумму налога на доходы физических лиц или возможное возмещение из бюджета.

вариант Вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей (за месяц) Продажа автомобиля Покупка квартиры, долевое строительство Продажа квартиры Авторское вознаграждение Материальная помощь Стоимость приза, полученного на конкурсе в целях рекламы Ссуда на год (получена 20 марта)* Взносы на благотворительные цели в учреждения культуры Примечания
7 17000 56000 - 430000 - - 10000 - 3000 Сын работает после окончания школы, дочь - школьница
9 6750 - - 230000 - 5000 - 10000 - Двое детей школьников

Ставка ЦБ РФ на 2009г 13%

 

Задача 7

Налоговая база по ставке 13%:

1) Вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за 12 месяцев 17000*12=204000 рублей;

2) Продажа автомобиля – 56000 рублей;

3) Продажа квартиры – 430000 рублей;

204000+56000+430000=690000 рублей.

Налоговая база по ставке 35%:

1)  Стоимость приза, полученного на конкурсе в целях рекламы – 10000 рублей

10000*35%=3500 рублей.

Вычеты:

1) В размере 1000 рублей на ребенка – дочь-школьница

1000*2 месяца = 2000 рублей (с дохода до 40000 рублей);

2) В размере 400 рублей на налогоплательщика

400*2 месяца=800 рублей (с дохода до 40000 рублей).

3) Взносы на благотворительные цели в учреждения культуры 3000 рублей (сумма не превышает 25% годового дохода).

4) Сумма 56000 рублей от продажи автомобиля находившегося в собственности менее 3-х лет с учетом стоимости до 125000 рублей;

5) Сумма 430000 рублей от продажи квартиры с учетом стоимости до 2 млн. рублей.

690000-2000-800-56000-430000-3000=198200*13%=25766 рублей

 

Налог к уплате:

 

25766+3500=26266 рублей.

 

Задача 9

Налоговая база по ставке 13%:

1)  Вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за 12 месяцев

6750*12=81000 рублей;

2)  Продажа квартиры 230000 рублей;

3)  Материальная помощь 5000 рублей

81000+230000+5000=316000 рублей.

Налоговая база по ставке 35%:

Ссуда на 1 год (получена 20 марта) 10000 рублей

(10000*(24%-13%)*3/4*286)/365*100%=6288*35%=2201 рубль.

Вычеты:

1) В размере 1000 рублей на ребенка – двое детей

1000*2*5 месяцев = 10000 рублей (с дохода до 40000 рублей);

2) В размере 400 рублей на налогоплательщика

400*5 месяцев = 2000 рублей (с дохода до 40000 рублей);

4)  Материальная помощь – 5000 рублей (не облагается сумма до 4000 рублей).

316000-230000-10000-2000-(1000*13%)=73870*13%=9603 рубля.

Налог к уплате:

9603+2201=11804 рубля.


Список использованной литературы

 

·  Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Дело, 2006. – 384 с.

·  Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Мировая экономика»/ (И.А. Майбуров и др.); под ред. И.А. Майбурова, - М,: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 655 с.

·  Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. пособие. Издание 3-е, доп. и испр. – М. Омега-Л, 2003. – 296 с.

·  Налоги и налогообложение: учебник/под ред. Б.Х. Алиева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 448с.: ил.



[1] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с англ. М.: Дело, 2001. с. 380.

[2] До 2002 г. Налог на прибыль регулировался Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 (с учетом последующих изменений и дополнений).

[3] Порядок обложения единым налогом на вмененный доход, регулируемый гл. 26 (налог на игорный бизнес, регулируемый ст. 29 НК) НК РФ.

[4] Порядок применения упрощенной системы налогообложения, регулируемый гл. 26 НК РФ.

[5] Порядок обложения единым сельскохозяйственным налогом, регулируемый гл. 26 НК РФ.