Контрольная работа: Налоговые платежи и сборы

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ НАЛОГА И СБОРА

2. НАЛОГ И ИНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ. ФУНКЦИИ НАЛОГА

3. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ РФ

4. НАЛОГ НДС

5. ЗАДАЧИ

БИБЛИОГРАФИЯ


1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ НАЛОГА И СБОРА

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налога являются:

1) общеобязательный характер

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы обязан каждый. В соответствии с этой установкой Налоговый кодекс РФ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (далее - НК РФ), нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований закрепляют жесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны все налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) индивидуальная безвозмездность

За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма

Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) публичный характер

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти по смыслу ст. 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции РФ;

5) нецелевой характер

Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом. Указанный признак налогов вытекает из ст. 35 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.) (далее - БК РФ), в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов.

Данный принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с этим налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.


2. НАЛОГ И ИНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ. ФУНКЦИИ НАЛОГА

Налоги выполняют следующие функции:

фискальную

Фискальная природа налога появилась вместе с появлением самого обязательного платежа. Так, для того чтобы государство успешно функционировало, деятельность государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам. В этом и заключается фискальная функция налогов и сборов;

регулирующую

При помощи налогов происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляется поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других.

В зависимости от того, поддерживается определенная хозяйственная деятельность или нет, выделяются стимулирующая и пресекающая функции налогов. Так, стимулирующую функцию выполняет, например, установление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Наоборот действуют акцизы на алкоголь или налог на игорный бизнес. С помощью установления высоких ставок в данных отраслях государство снижает количество желающих заниматься этим видом бизнеса. В нормативно-правовых актах налоговых органов, в частности в письме Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 2 июня 1997 г. № 04-01-11 и письме Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 26 июня 1997 г. № 04-01-11, отмечается приоритет стимулирующей функции. Так, НК РФ предусматривает создание оптимального налогового режима для экономической деятельности, упор при проведении реформы делается на повышение налогообложения тех видов деятельности, где сосредоточиваются реальные доходы, а также на “усиление стимулирующей функции налогов”.

Основной функцией сборов является оплата расходов государственных органов и их должностных лиц, возникающих в связи с совершением ими действий в пользу физических лиц или организаций.

3. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ РФ

Налоговая система представляет собой форму организации порядка налогообложения. Следует отметить, что под налоговой системой в Российской Федерации понимается не хаотический набор разных налогов, а строго регламентированная совокупность обязательных платежей, обладающих сходными признаками (все налоги имеют объект налогообложения, налоговую базу, ставки, налоговые периоды и т.п.).

В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

1) федеральные;

2) региональные;

3) местные.

Перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые могут быть установлены на российской территории, закреплены в ст. 13-15 НК РФ. Федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут. Кроме того, федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются также исключительно Налоговым кодексом. Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13-15 НК РФ.

1) Федеральные налоги и сборы

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование или дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

2) Налоги и сборы субъектов РФ (региональные)

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено законом. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

3) Местные налоги и сборы

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными, представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.


4. НАЛОГ НДС

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется независимо от наличия обстоятельств, которые в соответствии с НК РФ влекут возникновение обязанностей по уплате налога. Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или месту жительства. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ.

Объектом налогообложения в соответствии со ст. 146 НК РФ признаются следующие операции:

1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, а также оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, в том числе через амортизационные отчисления.

3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Не признаются реализацией товаров (работ, услуг):

1) операции, предусмотренные п. 3 ст. 39 НК РФ. Данный пункт не носит исчерпывающего характера, в нем, в частности, приведены: операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением валюты, предназначенной для целей нумизматики); передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации; передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, и др.;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водоразборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления;

5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ст. 146 НК РФ). Местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств: товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется; в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится на территории РФ.

Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если: работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению; работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ; услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта; покупатель работ, услуг осуществляет деятельность на территории РФ.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ, услуг, указанных в НК РФ, на территории России. В частности, данное положение применяется при выполнении работ, оказании услуг: по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав; консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др. (ст. 148 НК РФ).

К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и др.).

В ст. 149 НК РФ закреплен широкий перечень товаров, услуг, операций, не подлежащих налогообложению (освобождающихся от налогообложения). В частности, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ:

1) важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники: протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или для реабилитации инвалидов; очков, линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг и др.;

3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

4) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

5) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым.

6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

7) услуг по перевозке пассажиров: городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного); морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном, сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

8) ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробий памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);

9) почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа и других.

Не подлежат также налогообложению такие операции, как:

1) реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению религиозных организаций (объединений), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями) в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

2) осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе: привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады; размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет; открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц; осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе по поручению банков-корреспондентов, по их банковским счетам; кассовое обслуживание организаций и физических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты); выдача банковских гарантий;

выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ; оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент - банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;

3) оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами;

4) оказание услуг членами коллегий адвокатов;

5) оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме;

6) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ и др.

Не подлежит в соответствии со ст. 150 НК РФ налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ:

товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) РФ, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с Федеральным законном от 27 ноября 2002 г. «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с Налоговым кодексом РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).


5. ЗАДАЧИ

Задача 1

Налогоплательщик - индивидуальный предприниматель не представил в налоговый орган сообщения о прекращении своей деятельности в установленный законом срок. Наступает ли в данном случае ответственность предпринимателя в соответствии с нормами НК РФ?

РЕШЕНИЕ: Постановка на учет и снятие с учета осуществляется в соответствии со ст. 84 НК РФ. Снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете. В случае ликвидации или реорганизации организации, прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, единственном государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно ст. 118 НК РФ предусмотрен штраф в размере пяти тысяч рублей за нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в каком-либо банке. За не предоставление в налоговый орган сообщения о прекращении своей деятельности ответственность не предусмотрена.

Задача 2

Предприятие «Рубин» занимается кожевенным производством и работает по упрощенной системе налогообложения. Должно ли оно вносить плату за загрязнение окружающей среды.

РЕШЕНИЕ: Перечень субъектов, обязанных вносить экологические платежи, устанавливается Федеральными законами, регулирующими отдельные виды природопользования (например, Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и т.д.) К ним относятся как российские, так и иностранные, физические и юридические лица, осуществляющие любые виды предпринимательской деятельности, связанной с природопользованием. Ростехнадзор своим приказом от 08.06.2006г. установил следующие сроки внесения платы за загрязнение окружающей среды:

По итогам первого квартала- до 20 апреля отчетного года, по итогам второго квартала- до 20 июля отчетного года, по итогам третьего квартала- до 20 октября отчетного года, по итогам четвертого квартала- до 20 января следующего года. Природопользователям следует учесть, что при невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду к ним могут быть применены штрафные санкции по статье 8.41 КоАП РФ (от 50 до 100 тыс. рублей).

Задача 3

Семья Васильевых желает переехать на новое место жительства из г. Казань в г. Москву, и с целью приобретения в г. Москве квартиры они будут вынуждены продать квартиру, дачу, гараж в г. Казани. Будут ли суммы, полученные от продажи данного имущества, рассматриваться как получение дохода и включаться в совокупный годовой доход?

РЕШЕНИЕ: НДФЛ - это налог, которым облагаются доходы физических лиц, т.е. граждане. НДФЛ исчисляется за календарный год нарастающим итогом.

Васильевы продав свою квартиру, согласно НК РФ должны в обязательном порядке предоставить свою декларацию по НДФЛ.

При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ н6алогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов. Важно установить, в течение какого срока проданное имущество находилось в собственности гражданина.

Если имущество на момент продажи находилось в собственности плательщика 3 года и более, то облагаемый доход при его продаже не возникает (имущественный вычет предоставляется в сумме выручки от продажи) (подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ)

Задача 4

Налоговая инспекция г. Троицка провела проверку на строительном предприятии «Прогресс». При проверке было установлено, что годом раньше начальник строительного участка Рылов получил под отчет 100 000 руб. на приобретение цемента. Отчет о расходовании полученной Рыловым суммы не составлялся, а бухгалтерия предприятия списала ее на убытки. Постановлением налоговой инспекции полученная Рыловым сумма была включена в его совокупный доход. Рылов подал жалобу в вышестоящую налоговую инспекцию. Подлежит ли жалоба Рылова удовлетворению?

РЕШЕНИЕ: Для учета операций по расчетам с работниками, получившими наличные деньги на определенные цели, в бухгалтерском учете используется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» В дальнейшем они списываются со счета 94 в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (если они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (Когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника). Суммы, не возвращенные подотчетным лицом, либо суммы превышения установленных норм, не подтвержденные документально, подлежат включению в совокупный доход работника и обложению налогом на доходы с физических лиц. Эти суммы не уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия, а уплаченный по ним НДС не относится к налоговым вычетам.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бухгалтерский учет: Учебник / И.И. Бочкарева, В.А. Быков и др.; Под ред. Я.В. Соколова. М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – 768 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 1 января 2009года (в ред. законов № 244-ФЗ, 251-ФЗ). Изменения в налоговый кодекс, принятые в 2008 году.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.-602с.

3. Налоги за 14 дней. Экспресс-курс/ С.С. Молчанов.-5-е изд, перераб. и доп.-М.:Эксмо,2008.-512с.

4. Налоговое право России: Учебник для вузов/И.Д. Еналеева, Л.В. Сальникова. - М.: Юстицинфо РМ, 2006

5. Налоговое право: Учебник/Е.Ю. Грачева, М.Ф. Ивлиева, Э.Д. Соколова. - М.: Юристъ, 2005. - 223 с.

6. Налогообложение: учебное пособие / Т.А. Меркулова. – Ульяновск: УлГТУ, 2005. – 112 с.