Курсовая работа: Налоговый контроль и налоговая ответственность

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы налоговой ответственности. 5

1.1 Налоговое право в системе российского права. 5

1.2 Понятие и особенности налоговой ответственности. 10

Глава 2. Механизм налогового контроля и порядка привлечения к налоговой ответственности, проблемы его совершенствования. 20

2.1 Налоговые проверки как метод финансового контроля в сфере налогообложения  20

2.2 Порядок взыскания штрафных санкций за нарушения налогового законодательства с юридических лиц. 24

2.3 Презумпция невиновности налогоплательщика и проблема баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов. 29

2.4 Определение момента исполнения обязанности по уплате налогов в аспекте защиты прав и законных интересов государства. 34

Глава 3. Контроль налоговых органов за соблюдением хозяйствующими субъектами условий работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций и правил применения контрольно - кассовых машин. 38

3.1 Порядок привлечения к ответственности за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. 38

3.2 Порядок привлечения к ответственности за нарушение правил применения контрольно-кассовых машин при ведении денежных расчетов с населением. 42

Заключение. 49

Список использованной литературы.. 51


Введение

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

Роль налогов в современном государстве так же велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме

Дипломная работа посвящена одной из наиболее часто встречающейся на сегодняшний день тем - это актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон.

Актуальность темы настоящей работы определяется значительными изменениями, которые в последнее время произошли в правовом регулировании налоговой ответственности в связи с совершением налогового законодательства. Современный уровень развития российского общества, существование рыночных отношений, интеграция нашей страны в международное сообщество потребовали коренного изменения отечественного законодательства, в том числе налогового. Это нашло отражение в вступившей в силу с 1 января 1999 года части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, положения которая ознаменовала очередной этап в развитии отечественного налогового законодательства, его выход на новый качественный уровень - уровень кодифицированного акта, обобщившего на тот момент многочисленные и разрозненные нормы данной подотрасли права.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе применения ответственности за налоговые правонарушения.

Предметом исследования – налоговые правонарушения, обладающие специфическими чертами и возможностями в условиях современной юридической действительности.

Цель и задачи. Целью и задачей настоящего исследования является изучение актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон.

Указанная цель достигается решением следующих задач:

- Изучиение налогового права в системе российского права;

- изучение понятия и особенностей налоговой ответственности;

- изучение налоговых проверок как метода финансового контроля в сфере налогообложения;

- изучение порядка взыскания штрафных санкций за нарушения налогового законодательства с юридических лиц;

- изучение презумпции невиновности налогоплательщика и проблемы баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов;

- изучение определения момента исполнения обязанности по уплате налогов в аспекте защиты прав и законных интересов государства;

- изучение порядка привлечения к ответственности за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций;

- изучение порядка привлечения к ответственности за нарушение правил применения контрольно-кассовых машин при ведении денежных расчетов с населением.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, включающих в себя два, три и два параграфа соответственно, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Теоретические основы налоговой ответственности

1.1 Налоговое право в системе российского права

Отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов, регулируются правовыми нормами, образующими в совокупности подотрасль (правовой институт) финансового права – налоговое право.

Система этих норм находит свое закрепление в нормативно-правовых актах органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления.

Налогово-правовая норма – это общеобязательное правило поведения в сфере налоговых правоотношений, установленное в определенном порядке и санкционированное компетентным государственным органом, соблюдение которого обеспечивается в необходимых случаях силой принуждения государства.

Налоговая норма предусматривает основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений. Без налоговой нормы обязанность уплаты налога не может считаться законно установленной и не влечет для участников налоговых правоотношений никаких юридических последствий.

Таким образом, предметом налогового права является группа однородных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов.

Основной чертой метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные (централизованные, императивные) предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства (метод субординации).

Однако применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не исключает использования рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта-налогоплательщика (метод координации). Так, налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит (отсрочку платежа) на основе специального соглашения. Кроме того, частичная диспозитивность поведения подчиненной стороны – налогоплательщика - проявляется и в его возможности формировать свою налоговую политику.

С учетом вышеизложенного представляется возможным дать определение понятию налогового права.

Налоговое право – система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов путем императивного метода воздействия на соответствующие субъекты с элементами диспозитивности.

По словам К. Вельского, нормы налогового права в основном определяют поведение субъектов в области управления государственными финансами. Это свидетельствует о том, что налоговое право является составной, хотя и относительно обособленной, частью финансового права.

По мнению специалистов в области отечественного налогового права (К. Вельского, В. Гуреева, А. Козырина, И. Кучерова, С. Пепеляева, Н. Химичевой, Д. Черника и других), в настоящее время институт налогового права является развивающимся правовым образованием, которое формируется в самостоятельную подотрасль финансового права.

Термин "налоговое право" может быть рассмотрен и истолкован с различным содержанием:

1) налоговое право как учебная дисциплина;

2) налоговое право как отрасль юридической науки (система категорий, суждений и выводов о налогово-правовых отношениях);

3) налоговое право как часть отрасли (подотрасль) российского права.

Согласно ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Современные теоретики налогового права определяют налог как единственную законную форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характера наказания, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Объект налогообложения – юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), который в соответствии с законом обуславливает обязанность по уплате налога.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Это события и действия, действия субъекта. Объект налогообложения налоговое право связывает именно с действиями, поскольку наступление таких юридических фактов зависит от воли и сознания конкретного субъекта. Именно в глубоком предварительном анализе предполагаемых юридических действий, т.е. налоговых факторов, и кроется успех грамотно организованного бизнеса.

Оптимизация налогообложения. Исполняя налоговые обязанности, налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований в порядке, установленном действующим законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик в целях получения различных налоговых преимуществ и послаблений, а также уменьшения размера подлежащих уплате налогов и сборов может предпринять и целенаправленные действия, направленные на получение налоговых льгот, т.е. добиться для себя приемлемых условий налогообложения.

Уменьшение размера налоговых обязанностей посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных способов и приемов принято именовать налоговой оптимизацией. В данном случае налоговые платежи сводятся к минимуму (или, скорее, к оптимуму) на законных основаниях, в отличие от уклонения от уплаты налогов, совершаемого с применением незаконных методов и схем.

Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае.

Перспективная налоговая оптимизация основывается на применении таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе его деятельности, имея долговременный характер и учитывая возможные изменения как внешних так и внутренних, влияющих на уровень налогообложения, факторов.

Методы налоговой оптимизации основываются на использовании особенностей налогообложения:

-  предусматриваемых в отношении определенных объектов налогообложения,

-  предусматриваемых в отношении определенных субъектов налогообложения,

-  предусматриваемых в отношении определенных видов деятельности субъектов налогообложения,

-  действующих на отдельных территориях,

Метод уменьшения (или изменения) объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, включение с бизнес-схему некоммерческой организации позволяет экономить на прямых налогах.

Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени, по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации в государстве, предоставляющем при определенных условиях льготное налогообложение.

Комплексное и целенаправленное использование перечисленных методов налоговой оптимизации для получения максимального экономического эффекта называется налоговым планированием.

Использование этих методов в сочетании с заменой налоговой юрисдикции представляет собой широко используемое в мире международное налоговое планирование. Причем налоговое планирование может с успехом применяться как организациями, так и физическими лицами.

Одной из проблем развития науки налогового права является определение сущности понятия "налогообложение".

В научной литературе можно встретить различные дефиниции данного понятия, но большинство исследователей полагают, что под налогообложением следует понимать "форму функционирования системы налогов и сложную подсистему государственного управления", "деятельность государства по установлению и взиманию налогов".

В современной теории налогового права к принципам налогообложения относят базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере, основополагающие начала налогового права, руководящие положения права, исходные направления, основные начала, определяющие суть всей системы, отрасли или института права. Эти общие начала находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права.

Общественные отношения в сфере налогообложения непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и управлением экономическим и социальным развитием общества через механизм налогообложения. Данные отношения, охватывающие разнообразные сферы, составляют предмет налогового права.

Несмотря на преобладание экономического подхода в решении тех или иных налоговых проблем, отношения и социальные связи, возникающие при установлении и взимании налогов, регулируются в первую очередь правовыми нормами.

А это фактически означает, что на определенном этапе совокупность данных норм, находя свое закрепление в нормативных актах различного уровня, взаимодействуя между собой и постоянно развиваясь, образует налоговое право. Последнее следует понимать как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

1.2 Понятие и особенности налоговой ответственности

Правовое регулирование ответственности за нарушение порядка реализации налоговых отношений относятся к объектам законодательства о налогах и сборах, и составляет институт налогового права. Понятия налоговой ответственности – одна из основных категорий налогового права: ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права. Правовая природа ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах неразрывно связана с финансово-правовой ответственностью и местом последней в системе юридической ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности.

Поскольку нормы налогового права, как и другие нормы права, являются разновидностью социальных норм, то и налоговая ответственность имеет две формы реализации: позитивную (добровольную, активную) и негативную (государственно-принудительную, ретроспективную).

Для позитивной ответственности достаточно формального (нормального) основания, поскольку она возникает в силу добровольного выполнения субъектом налогового права своих обязанностей.

Одним из важнейших условий налоговой деятельности государства является добровольное соблюдение налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными фискально-обязанными лицами, представленными им прав и реализация возможных обязанностей.

В налоговом праве позитивная ответственность основывается на принципах добровольности предпринимательской деятельности и социальной справедливости, к сожалению, большинство налогоплательщиков имеют низкую правовую культуру и соблюдение законодательства о налогах и сборах не является для них типичным правилам поведения. Нарушение норм налогового права обуславливают существование негативной налоговой ответственности, которую можно рассматривать: во-первых, в качестве реакции государства на нарушение законодательства о налогах и сборах, выражающейся в обязанности виновного лица, карательные меры государственно-принудительного воздействия за совершение деяния в форме имущественных лишений, во-вторых, налоговая ответственность может определиться как исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения.

Таким образом, негативная налоговая ответственность существует в двух формах: карательной (штрафной) и правовосстановительной (компенсационной).

Юридическим фактом, поражающим охранительные налоговые правоотношения, являются нарушение законодательства о налогах и сборах. Под основанием налоговой ответственности понимается обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной, а их отсутствие исключает ее. Негативная налоговая ответственность имеет три основания: нормативное, т.е. система норм, ее регулирующих; фактическое, т.е. деяние конкретного субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые мерами ответственности (налоговые правонарушения); процессуальные, т.е. акт компетентного органа о положении конкретного взыскания за конкретное налоговое правонарушение.

Наступление негативной налоговой ответственности возможно только при наличии всех перечисленных оснований и в строго определенной последовательности: норма права – налоговое правонарушение – применение санкции.

Следовательно, к охранительным относятся все правоотношения, возникающие в связи, с нарушение их участниками законодательства о налогах и сборах, а также с привлечением виновного к ответственности.

Налоговая ответственность выполняет определенные цели, которые прямо в налоговом законодательстве не указаны, но выводят из целей и задач самого НК РФ. Предостерегая организации и физические лица от совершения противоправных деяний в налоговой сфере, налоговая ответственность преследует следующие две цели:

- охранную, посредством которой общество от нежелательной ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства;

- стимулирующую, посредством которой поощряется правомерное поведение субъектов налогового права.

Цели налоговой ответственности реализуются в функциях:

Юридическая функция проявляется в двух аспектах: восстановительном (компенсационном) и штрафном (карательном).

Социальная функция налоговой ответственности выражается в профилактике налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов налогового права соблюдать нормы налогового права.

Таким образом, налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями НК РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

На основе данного определения выделяются следующие признаки налоговой ответственности:

- материальные, характеризующие налоговую ответственность в качестве охранительного налогового правоотношения. Материальные признаки налоговой ответственности включают два аспекта: установление составов налоговых правонарушений и санкций за их совершение НК РФ; определение вида и меры государственно-властного принуждения через охранительные налоговые правоотношения. Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах дифференцированы, носят имущественный характер, выражаются в денежной форме и высказываются только в судебном порядке;

- процессуальные, характеризующие механизм реализации материального охранительного налогового правоотношения посредством производства по делу о налоговом правонарушении, осуществляемого компетентным органами согласно нормам НК РФ;

- функциональные, отражающие целенаправленность существования и применения налоговой ответственности.

Принципы налоговой ответственности – это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее обстоятельную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.

Принципы налогообложения можно разделить на общие, регулирующие налоговую систему в целом, и специальные, характеризующие отдельные институты налогового права. В числе последних можно выделить процессуальные принципы, принципы налоговой ответственности, ведения налогового учета и др. При этом общие принципы налогообложения относятся к основным гарантиям, обеспечивающим реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ.

Нормы – принципы налоговой ответственности закреплены в ст. 108 НК РФ и названы общими условиями привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К их числу относятся:

- Законность, означающая недопустимость привлечения к ответственности за налоговое правонарушение иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Основным положение, согласно которому деяние признается налоговым правонарушением только в случае объявления его таковым налоговым законодателем до момента совершения.

В состав принципа законности привлечения к налоговой ответственности также входит и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавливающий, что предусмотренная НК ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

- Однократность. Принцип однократности привлечения к налоговой ответственности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и тоже налоговое правонарушение. Мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности.

- Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п.5 ст.108 НК РФ уплата налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента. Следовательно, уплата налоговой санкции не поглощает собой уплату налога и пени.

- Презумпции невиновности является налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового деликта, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Для российского налогового права презумпция невиновности является новым принципом.

Гарантией применения мер государственного принуждения в строгом соответствии с законом выступает положение п. 6 ст. 106 НК РФ, согласно которому лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. При этом налоговые органы законодательно ограничены в перечне и способах собирания доказательств, которые могут отвергнуть презумпцию невиновности.

Наказание является справедливым только в том случае, когда характер применяемых мер принуждения и объем возлагаемой ответственности соответствуют общественной опасности правонарушения, особенностям личности правонарушителя и обстоятельствам, смягчающим либо отягчающим его ответственность, то есть строго индивидуализировано.

Принцип справедливости налоговой ответственности включает требования:

1) обоснованности;

2) соразмерности;

3) дифференциации;

4) индивидуализации;

5) неотвратимости;

6) гуманизма.

Принципа обоснованности и соразмерности при ограничении субъективных прав, в самом общем виде он сформулирован в ч.3 ст.55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Требования обоснованности, соразмерности и индивидуализации налоговой ответственности есть частные проявления общеправового принципа обоснованности и соразмерности правовых ограничений.

Требование обоснованности налоговой ответственности реализуется в сфере налогового правотворчества и выражается в целесообразности придания тому или иному поведению статуса налоговых деликтов.

Своеобразным аспектом обоснованности налоговой ответственности является установление законодателем трехлетнего срока давности, по истечении которого наказание утрачивает актуальность и признается нецелесообразным. Поэтому истечение сроков давности согласно п.4 ст.109 НК РФ относится к обстоятельствам, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности.

Соразмерность наказания означает, что размеры налоговых санкций должны соответствовать тяжести правонарушений и причиненным ими вредным последствиям, то есть наказание должно соответствовать содеянному и налагаться с учетом причиненного вреда. Таким образом, мера налоговой ответственности должна быть адекватна правонарушению.

Требование дифференциации ответственности предполагает нормативное установление различных видов ответственности и налоговых санкций за различные налоговые правонарушения. Таким образом, дифференцирование ответственности осуществляется по двум направлениям:

- установление за те или иные нарушения налогового законодательства налоговой, административной, уголовной либо дисциплинарной ответственности;

- нормативное определение разновидности и масштаба налоговых санкций, устанавливаемых за тот или иной состав налогового правонарушения.

Как видим, дифференциация, и индивидуализация налоговой ответственности различаются, прежде всего, по сфере их применения и субъектному критерию. Требование дифференциации реализуется в сфере правотворчества, оно обращено к законодателю, формулирующему нормативные модели налоговых правонарушений и соответствующие им санкции. Индивидуализация же реализуется на стадии правоприменения судами, налагающими санкции за конкретные налоговые правонарушения.

Индивидуализация налоговой ответственности состоит в учете всех существенных обстоятельств дела при назначении наказания.

Принцип индивидуализации состоит в том, что при определении наказания должны приниматься во внимание характер и тяжесть совершенного правонарушения, личностные характеристики виновного, форма его вины, поведение до и после правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Справедливое наказание - это наказание индивидуализированное.

Важнейшей составляющей принципа справедливости налоговой ответственности является ее неотвратимость. Каждое нераскрытое налоговое правонарушение убеждает нарушителя в слабости закона и государства и, таким образом, прямо способствует совершению противоправных действий в дальнейшем.

Требование гуманизма в литературе иногда называют еще принципом "экономии мер принуждения" или "нерепрессивностью" налоговой ответственности. На необходимость гуманизации сферы государственно-правового принуждения неоднократно обращал внимание КС РФ. Разумеется, степень гуманизации правового регулирования всегда носит конкретно-исторический характер и обусловливается общим материально-духовным уровнем развития общества. "Суровость санкции нормы, хотя и определяется общественной опасностью посягательства, все же ограничена господствующими гуманистическими представлениями общества о возможном и должном наказании".

Необходимость снисходительного, гуманного отношения к налоговым правонарушениям вытекает, на наш взгляд, из самого существа налоговых правоотношений. Речь здесь идет не о всепрощении, но о понимании глубинных мотивационных факторов налоговых деликтов. Дело в том, что частная собственность является не просто важнейшей социально-правовой ценностью современной цивилизации, но и древнейшим инстинктом, причем инстинктом врожденным, а не приобретенным в процессе социальной адаптации.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что цели налоговой ответственности выражаются в восстановлении нарушенных имущественных интересов государства, а также в наказании виновного, предотвращении новых правонарушений в налоговой сфере.

На наш взгляд, закрепление в качестве основания освобождения от налоговой ответственности малозначительности деяния целесообразно как по принципиальным соображениям, так и по мотивам бюджетной экономии. Во многих случаях судебные издержки значительно превышают размеры налоговых санкций. Это относится, в частности, к налоговым санкциям, предусмотренным ст.ст.128, 129, 129.1 НК РФ. Да и относительно определенные санкции, выраженные в величинах, кратных сумме неуплаченных налогов, при незначительной недоимке и соответственно незначительном размере санкций теряют свое штрафное назначение.

Таким образом, взыскание налоговой санкции должно заставить нарушителя понять, что жить по закону выгоднее. Если уплата штрафных санкций будет означать для последнего резкое снижение доходов или даже перспективу банкротства, налогоплательщик может вовсе отказаться от объекта налогообложения, что не выгодно ни ему, ни государству.

И, наконец, все принципы налоговой ответственности взаимосвязаны и взаимозависимы. Закономерность установление принципов налоговой ответственности обеспечивает правильное практическое применение законодательства о налогах и сборах, способствует стабильной финансовой политики государства, соблюдения прав и имущественных интересов всех субъектов, налоговых отношении.


Глава 2. Механизм налогового контроля и порядка привлечения к налоговой ответственности, проблемы его совершенствования

2.1 Налоговые проверки как метод финансового контроля в сфере налогообложения

В законодательстве было введено определение понятия "налоговый контроль" - им признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Так, в ст. 87 НК РФ "Налоговые проверки" установлено только два вида проводимых проверок:

- камеральная налоговая проверка;

- выездная налоговая проверка.

Встречные проверки как самостоятельные виды проверок уходят в прошлое. Однако сказанное не означает, что налоговые органы утрачивают право на истребование документов у контрагентов и иных лиц, которые имеют отношение к проверяемым операциям, - теперь налоговый орган должен будет обязательно мотивировать свой запрос, а сам порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках теперь четко прописан в ст. 93.1 НК РФ. Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб., а при повторном нарушении в течение календарного года - 5000 руб.

Законодательно закрепляется обязанность налоговых органов составлять акты камеральных проверок в тех случаях, если при отсутствии пояснений налогоплательщика либо после рассмотрения представленных пояснений и документов будут установлены факты совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах. Порядок их составления аналогичен предусмотренному порядку по выездным налоговым проверкам согласно ст. 100 НК РФ.

Тем не менее, по тем организациям, которые заявляют в декларациях налоговые льготы или возмещение налога на добавленную стоимость, налоговые органы вправе запросить документы, подтверждающие, соответственно, право налогоплательщиков на соответствующие налоговые льготы или правомерность применения налоговых вычетов по ст. 172 НК РФ.

Исключение сделано и для налогов, исчисление и уплата которых связана с использованием природных ресурсов - налоговые органы вправе также требовать иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Отметим, что не содержится запрета на использование документов, полученных в ходе мероприятий налогового контроля по одним налогам (например, по НДС), при проведении камеральных налоговых проверок по другим налогам (например, по налогу на прибыль организаций). В этом случае налоговые органы могут ориентироваться, в частности, на положения п. 1 ст. 88 НК РФ, который предоставляет право проведения камеральной проверки на основании не только деклараций, но также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Впервые законодательно введена обязанность налоговых органов при установлении фактов совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах составлять акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

По выездным налоговым проверкам также вносятся значительные изменения в ст. 89 НК РФ.

В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, законодательно закрепляется возможность проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.

Закрепляются также и реквизиты, которые должны быть в решении налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Отметим, что форма решения, используемая в настоящее время, их содержит.

Установлено, что налоговые органы не вправе проводить две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы также не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия руководителем Федеральной налоговой службы решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитываются проведенные самостоятельные выездные налоговые проверки его филиалов и представительств.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. При этом основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются Федеральной налоговой службой.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки в следующих целях:

- истребование документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

- получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;

- проведение экспертиз;

- перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки для истребования документов у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. В случае если проверка была приостановлена по основанию, указанному в пп. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров, то срок приостановления проверки может быть увеличен дополнительно на три месяца.

На период приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, ему возвращаются все подлинники, которые были истребованы при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой.

Изменяются основания для проведения повторной выездной налоговой проверки. Помимо проведения повторной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, вышестоящим налоговым органом, появляется новое основание - случаи, когда налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию "к уменьшению" за уже проверенный ранее период. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Здесь следует обратить внимание на следующее: каковы налоговые санкции в том случае, если при проведении повторной выездной налоговой проверки будет выявлен факт налогового правонарушения, который не был выявлен при проведении первоначальной выездной налоговой проверки? В таком случае к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Вышестоящему налоговому органу по результату налоговой проверки предоставляется право принимать решения об отмене решений налоговых органов, принятых на основании актов налоговых проверок.

Учитывая, что выездные налоговые проверки представляют собой серьезное вмешательство в деятельность налогоплательщика, законодательство страны обычно предусматривает определенные процедурные рамки для реализации соответствующих полномочий налоговых властей. Наиболее распространенными из применяемых ограничений являются: необходимость уведомления налогоплательщика о предполагаемой проверке (за исключением контрольных); запрет на вторичную проверку с идентичным предметом; установление максимальной продолжительности и частоты проверок.

2.2 Порядок взыскания штрафных санкций за нарушения налогового законодательства с юридических лиц

Рассмотрим порядок взыскания штрафных санкций с позиции ответственности за правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика.

а) нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.116НК РФ).

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных в п.1 и п.2 ст. 116 НК РФ, выражается в неподаче (бездействие) лицом в срок, установленный ст.83 НК РФ, заявления о постановке на учет.

Необходимым условием привлечения налогоплательщика к ответственности является нарушение им сроков подачи заявления о постановке на учет, установленных исключительно ст.83 НК РФ.

Так, арбитражный суд отказал налоговому органу в иске к организации ООО «Дельта» о привлечении ее к ответственности по ст.116 НК РФ за нарушение 10-дневного срока уведомления налогового органа об изменении своего места нахождения, установленного п.4. ст.84 НК РФ. Ответственность по ст.116 НК РФ наступает лишь за нарушение сроков, установленных ст.83 НК РФ, а не сроков, установленных ст. 84 НК РФ, поэтому в данном случае налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 116 НК РФ (Постановление Арбитражного Суда (далее по тексту – АС) по Ивановской области от 11. 05. 2005 №2-2705/2005).

Объектом налогового правонарушения, предусмотренного ст.116 НК РФ, являются налоговые отношения, возникающие в процессе осуществления одной из форм налогового контроля, предусмотренной ст.82 НК РФ.

Субъективная сторона - наличие умышленной неосторожной форм вины. При привлечении к ответственности по ст.116 НК РФ конкретная форма вины значения не имеет.

Субъект – налогоплательщики, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязательная постановка на налоговый учет. В соответствии со ст.83 НК РФ к таковым отнесены юридические лица, имеющие обособленные подразделения.

Привлечение филиалов и представительств российских юридических лиц к налоговой ответственности по ст.116 НК РФ неправомерно.

б) уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.117НК РФ.)

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе налогового контроля.

Объектом анализируемого деяния являются отношения, возникающие по поводу соблюдения налогоплательщиками и иными лицами требований о порядке постановки на налоговый учет. Посягательство направлено на само выполнение обязанности по постановке на учет.

Объективная сторона правонарушения заключается в ведении деятельности без постановки на учет или в уклонении от постановки на налоговый учет.

Таким образом, основным признаком анализируемого состава налогового правонарушения является именно "ведение деятельности без постановки на учет".

Субъективная сторона налогового правонарушения предполагает наличие прямого умысла на его совершение.

в) нарушение срока преставления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст.118 НК РФ.)

Объективная сторона представлена в форме бездействия: непредставление налогоплательщиком в налоговый орган сведений об открытии (закрытия) счета в течение десяти дней с момента такого открытия (закрытия).

Так, арбитражный суд, рассматривая дело о взыскании с организации ОАО «Лидер» штрафа, предусмотреного ст.118 НК РФ, установил, что налогоплательщик представил налоговому органу информацию об открытии расчетного счета в день его открытия. Сведения о расчетном счете были установлены в заявлениях на выдачу патента, учета и отчетности. Таким образом, до истечении 10-дневного срока после открытия счета соответствующая информация в налоговом органе имелась. Суд, принимая решение в пользу налогоплательщика, указал, что при таких обстоятельствах несоблюдение формы сообщения об открытии счета не может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии со ст.118 НК РФ (Постановление АС по Ивановской области от 22.06.2005 № 2 – 4329/2005).

Общественная опасность такого налогового правонарушения заключается в том, что оно либо непосредственно влечет неуплату налога, либо создает благоприятные условия как для этого и для других правонарушений.

Ответственность будет иметь место в любом случае, даже если нарушение срока представления сведений об открытии (закрытии) счета не повлекло неуплаты налогов (например, из-за отсутствия у налогоплательщика объектов налогообложения) либо иных последствий.

Анализ судебной практики показывает, что наиболее часто суды в качестве обстоятельств, исключающих вину лица в совершенном налоговом правонарушении, предусмотренном п.1 ст.118 НК РФ, признают, например, нарушение налогоплательщиком формы уведомления об открытии (закрытии) банковского счета.[1]

г) несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ.).

Объектом являются отношения, складывающиеся в сфере, обеспечивающей реализацию решения о взыскании налога, принятого в установленном законом порядке владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

Объективная сторона данного налогового правонарушения выражается в несоблюдении субъектом установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

Субъективная сторона характеризуется лишь умышленной формой вины. При этом виновный действует именно с прямым умыслом: он осознает, что нарушает порядок владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, подвергнутым аресту, предвидит, что в результате создается ситуация, при которой исполнение обязанности по уплате налога практически невозможно, и желает наступления таких последствий.

Субъектом ответственности по данной статье выступает организация-налогоплательщик, налоговый агент - организация, плательщик сбора - организация. Следовательно, наложение ареста на имущество налогоплательщика физического лица не допускается. Соответственно, ст. 125 НК РФ к нему не применяется.

д) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ.)

Объектом налогового правонарушения по ст.126 НК РФ является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений, который проявляется в реализации полномочий налоговых органов по осуществлению ими налогового контроля.

Что касается объективной стороны, то необходимо отметить, что структурно в статье можно выделить два раздела. Первый (п.1 ст.126 НК РФ) относится к непредставлению сведений о себе непосредственно налогоплательщиками или налоговыми агентами. Второй (п.2 и п.3 ст.126 НК РФ) - к непредставлению сведений о налогоплательщиках и налоговых агентах третьими лицами.

1.  Непредставление сведений о себе непосредственно налогоплательщиками или налоговыми агентами.

Ответственность, предусмотренная п.1 ст.126 НК РФ будет иметь место при наличии следующих условий:

- обязанность представить документы и (или) сведения в конкретный срок предусмотрена законодательством о налогах и сборах. (см. Приложение 2)

Например, представление в налоговый орган справок об авансовых взносах налога на прибыль и расчетов дополнительных платежей в бюджет предусмотрено не актами законодательства о налогах и сборах, а Инструкцией МНС РФ, которая в соответствии с п.2 ст.4 НК РФ к законодательству о налогах и сборах не относится. Между тем п.2 ст.8 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что одновременно с расчетами по фактической прибыли предприятиями представляются дополнительные материалы по определению налогооблагаемой прибыли. В одном из споров налоговый орган счел, что справки об авансовых взносах налога на прибыль и расчеты дополнительных платежей в бюджет являются этими материалами. Суд отказал в привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ по причине отсутствия в законе четкого указания на названия этих документов. (Постановление ФАС СЗО от 03.04.04 N А05-10876/03-579/10)

2.3 Презумпция невиновности налогоплательщика и проблема баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов

Достаточно часто, результатом налоговой проверки становятся необоснованные обвинения в налоговых правонарушениях, попытка привлечь к налоговой ответственности, дополнительное начисление налогов, пеней и/или другие санкции. С одной стороны, подача возражения на акт проверки является хорошим способом защитить свою позицию, донести ее до руководства налоговой инспекции и настоять на вынесении законного решения. С другой стороны, такой исход совсем не гарантирован, а скорее наоборот — самостоятельное противостояние налоговикам ведет к противоположному результату, потому что «все, что вы скажете, может быть (и будет) использовано против вас».

Отталкиваясь от существующей практики, мы рассматриваем процесс подготовки возражений по акту проверки как первый этап на пути решения спора в вашу пользу. Именно такой подход является наиболее эффективным и во многом предопределяет победу уже на стадии подачи возражения.

Необходимо понимать, что привлечение к налоговой ответственности осуществляется в соответствии со строго установленной процедурой. Даже формальное несоблюдение инспекторами четких правил налогового контроля и выявления налоговых правонарушений, может являться основанием для отмены налоговой ответственности и успешной защиты налогоплательщика. Наиболее серьезными нарушениями со стороны налоговиков считаются: привлечение к ответственности при нарушении порядка и условий налогового контроля, нарушение установленных сроков, нарушение прав налогоплательщика. Любое из этих действий исключает возможность привлечения к налоговой ответственности. Еще одним важнейшим аспектом является презумпция невиновности, т.е налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности пока налоговое правонарушение не будет доказано в суде. При этом доказать факт налогового правонарушения обязаны представители налогового органа. При отсутствии вины налогоплательщика, истечения срока давности налогового правонарушения или отсутствии события налогового правонарушения налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности.

Если обжалование акта проверки не дает положительного результата (как правило, в силу наличия планов по доначислениям, или иных аналогичных причин), то судебное обжалование превращается в процедуру с заранее известным результатом.

В действующем Налоговом кодексе закреплена презумпция невиновности налогоплательщика, которая выражается в том, что: “Каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда” (ч.6 ст.108). Данная норма представляется уязвимой по двум причинам.

Во-первых, ссылка на решение суда как единственное основание привлечения к ответственности за налоговое правонарушение абсурдна, если учесть, что тем же Налоговым кодексом производство по делам о налоговых правонарушениях (кроме уголовных) отнесено к компетенции налоговых органов. Суд рассматривает дела этой категории лишь в том случае, если налогоплательщик не согласился исполнить требование об уплате штрафа. Из части же 6 статьи 108 следует, что налоговый орган в принципе не вправе выставлять налогоплательщику требование об уплате штрафа, так как с точки зрения закона этот налогоплательщик не виновен в налоговом правонарушении. (Согласие налогоплательщика уплатить штраф само по себе не дает правовых оснований для его взимания, так же как признание обвиняемым своей вины не является достаточным основанием для приговора.)

Во-вторых, с нашей точки зрения, в деле о налоговом правонарушении (за исключением уголовно наказуемого, где наличие умысла является обязательным признаком состава преступления) вина в принципе не должна быть предметом доказывания, так как та или иная форма вины в налоговом правонарушении почти неизбежна. В самом Кодексе есть статья (ст.111), исчерпывающим образом формулирующая обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.

Фактически предложенное выше решение равносильно установлению презумпции виновности налогоплательщика, а потому цитировавшуюся выше норму ч.6 ст.108 мы считаем нужным исключить, соответственно скорректировав предмет доказывания по делу о налоговом правонарушении.

Кроме того, представляется необходимым от деления налоговых правонарушений на умышленные и неосторожные и дифференциации ответственности за умышленные и неумышленные налоговые правонарушения.

Например, часть 1 статьи 122 Налогового кодекса предусматривает наказание в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога. А часть вторая этой статьи предусматривает штраф в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога за те же действия, совершенные умышленно.

Необходимо отметить, что во многих странах предусматривается наличие нескольких степеней штрафов, определяемых степенью виновности налогоплательщика (например: упущение по небрежности, серьезное упущение, преднамеренное неправомерное поведение). Безусловно, дифференциация размера ответственности в зависимости от формы вины теоретически более отвечает принципу справедливости наказания и его соразмерности тяжести содеянного. Однако на практике такое решение законодателя приводит скорее к негативным последствиям. Во-первых, для применения дифференцированных штрафов налоговые органы должны установить, что входило в намерения налогоплательщика, что представляется весьма затруднительным. Во-вторых, право налоговых органов дифференцировать размер наказания в зависимости от субъективных признаков создаст почву для коррупции.

Поэтому представляется желательным установить санкции в основных составах налоговых правонарушений на уровне, соответствующем среднему по тяжести правонарушению (то есть умышленному правонарушению без отягчающих обстоятельств), освободив налоговые органы от необходимости выяснять мотивы налогоплательщика. Учитывая, что под действие этих унифицированных санкций могут попасть и лица, совершившие правонарушение по небрежности (например, в результате счетной ошибки), базовый размер штрафов не должен быть велик.

Поиск разумного баланса прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов можно без преувеличения назвать сверхзадачей законодательства о налоговом администрировании, так как от ее успешного решения зависит эффективность функционирования фискальной системы. Приходится признать, что в действующей редакции Общей части российского Налогового кодекса (далее по тексту – Налоговый Кодекс) этот баланс соблюдается далеко не всегда. Во многом это объясняется обстоятельствами принятия Кодекса, работа над проектом которого была прервана достаточно искусственно — ввиду критической необходимости модификации налогового законодательства, которое к моменту принятия Кодекса крайне устарело. В результате многие положения Кодекса носят на себе отпечаток поспешного политического компромисса. Зачастую вместо взвешенных решений по каждой конкретной проблеме налогового администрирования, в Налоговом кодексе допущены явные перекосы в пользу налогоплательщиков в одних вопросах, компенсирующиеся такими же перекосами в пользу налоговой администрации в других. То и другое одинаково опасно. С одной стороны, чрезмерная щепетильность в защите прав налогоплательщиков может обернуться неспособностью налоговой администрации обеспечить необходимые доходные поступления в бюджет. С другой стороны, предоставление налоговой администрации слишком обширных полномочий может существенно затруднить хозяйственную деятельность и дестимулировать экономическую активность налогоплательщиков.

Проблема баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов отражает центральную для всех отраслей права, регулирующих отношения, основанные на властном подчинении сторон, дилемму об относительной ценности прав личности и государства и допустимости ограничения индивидуальных интересов в пользу общественных. Предлагаемое либеральной юридической традицией решение, как известно, состоит в том, что государство должно воздерживаться от вмешательства в сферу частных интересов во всех случаях, когда такое вмешательство не оправдано необходимостью защиты прав и законных интересов других лиц. Применительно к специфике налогового права этот принцип означает необходимость ограничения применяемых к налогоплательщику мер принуждения в тех пределах, в каких это необходимо для обеспечения выполнения государством его социальных функций.

Задача обеспечения разумного соотношения прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов важна еще и потому, что от ее решения зависит, будет ли налоговая система восприниматься общественным сознанием как справедливая. Справедливость налогового законодательства должна сыграть решающую роль в преодолении негативного отношения налогоплательщиков к фискальной системе. Изменение вектора общественного правосознания на сегодняшний день является основным резервом для повышения уровня налоговой дисциплины, так как достичь той же цели за счет принудительных мер можно лишь путем резкого увеличения расходов на содержание налоговых органов, что вряд ли возможно в условиях бюджетного кризиса.

2.4 Определение момента исполнения обязанности по уплате налогов в аспекте защиты прав и законных интересов государства

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренным НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. В соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу – авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Уплата налога производится в наличной и безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

В этом случае местная организация и администрация федеральной почтовой связи обязаны:

- принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). Пи этом плата за прием денежных средств не взимается. Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему РФ.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему РФ, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.

Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется ягодами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из двенадцати месяцев. следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случае, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Изменением срока уплаты налога признается перенос установленного срока на более поздний срок. Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога.

Изменение срока уплаты налога осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. Изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога.

Нужно сказать, что изменение срока уплаты налога может производиться только под залог имущества либо по наличии поручительства.

Но при некоторых обстоятельствах срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:

- возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах;

- проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов;

- имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению.

Пример 1.

Предприятие в январе осуществило поставку произведенной продукции для государственных нужд. Согласно принятой на предприятии учетной политике выручка для целей налогообложения определяется по отгрузке. Поэтому до 20 февраля предприятие обязано было уплатить в бюджет НДС по совершенным в январе оборотам. Однако государственный заказчик не выполнил в установленный срок своих обязательств по оплате поставленной продукции. В связи с этим предприятие обратилось в ФНС РФ с просьбой перенести ему срок уплаты НДС по оборотам за январь на 3 месяца. Просьба предприятия была удовлетворена. В результате этого предприятие получило право заплатить сумму НДС по январским оборотам до 20 мая.

Рассрочка, в отличие от отсрочки, представляет собой перенос срока уплаты налога на тот же, что и отсрочка срок, но только с поэтапной оплатой задолженности в течение соответствующего срока (1 ст.64 НК РФ).


Глава 3. Контроль налоговых органов за соблюдением хозяйствующими субъектами условий работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций и правил применения контрольно - кассовых машин

3.1 Порядок привлечения к ответственности за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

Денежные средства организации находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, чековых книжках и т.д. Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе установлен Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 04.10.93 г. № 18.

В соответствии с этим документом организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установлен-ного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших операций. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам организации.

Ответственность за соблюдением Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки (не реже одного раза в два года).

За несоблюдение условий работы с денежной наличностью и Порядка ведения кассовых операций в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. №1006 с организации взимается штраф. На руководителей организаций, допустивших нарушения, возлагается административный штраф в размере 50-кратной величины установленной минимальной месячной оплаты труда.

В настоящее время в соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 07.10.98 г. № 375-у установлены следующие предельные размеры расчетов наличными деньгами между юридическими лицами: предприятия потребительской кооперации и ГУИН МВД России -- 15 тыс. руб., все остальные предприятия -- 10 тыс. руб.

Для расчетов с физическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица предельный размер расчетов не установлен.

В Приложении 1 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации 1993 г. изложены признаки и правила определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России (признаки платежности, допустимые повреждения платежных банкнот, порядок обмена банкнот и монет, порядок экспертизы денежных знаков), которыми должны руководствоваться кассиры при осуществлении кассовых операций с банковскими билетами и монетами Банка России.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” установлена ответственность предприятия и их руководителей за несоблюдение условий с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Контроль за соблюдением этих операций возложен на банки. По сведениям, предоставляемым банками, Государственная налоговая служба рассматривает дела об административных нарушениях и наложении штрафов.

С целью контроля за соблюдением условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций на предприятиях и организациях банки проводят проверки соответствия ведения кассовых операций на предприятии, а именно:

- созданы ли условия, необходимые для обеспечения и сохранности денежных средств при доставке их из банка и при сдаче в банк, а именно обеспечение охраной, автотранспортом и так далее;

- полноту и своевременности оприходования денег, полученных из банка, путем проведения сверок с выписками банка;

- понтону оприходования других поступлений (плата за квартиру квартиросъемщиков, плата родителей за содержание в детских учреждениях и т.д.), путем сверки по банным бухгалтерского учета (по лицевым счетам квартиросъемщиков и т.д.);

- правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

- имеются ли подписи в получении денег, особое внимание уделяется соответствию подписей при выплате депонированных сумм;

- правильность ведения операций в кассовой книге и выведение в ней остатков на конец дня;

- погашены ли приходные и документы штампом “Получено”, а расходные “Оплачено”, с указанием даты;

- правильности итогов подсчетов платежных ведомостей;

- правильность оформления документов при депонированной заработной плате;

- правильность выдачи денег по доверенностям;

- соблюдается ли лимит наличных денег в кассе, а также порядок расчетов, а также порядок расчетов наличными деньгами с юридическими лицами. Лимит хранения наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков, в котором обсушивается предприятие. Предельный размер расчетов наличными деньгами с юридическими лицами устанавливается Правительством Российской Федерации;

- при наличии на предприятии нескольких кассиров проверяется правильность ведения книги учета приняты и выданных денег, которые должны быть открыты на каждого кассира;

- где хранятся дубликаты ключей от сейфов кассы. Они должны храниться в опечатанных пеналах (пакетах и так далее) у руководителя предприятия;

- созданы ли на предприятии комиссии по проведению инвентаризации кассы и осуществляет ли он свои обязанности;

- выполняется ли Закон “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” и других нормативных документов, изданных в соответствии с этим Законом.

За несоблюдение условий работы с денежной наличности предприятие и их руководители несут ответственность в виде:

- за расчеты наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями организациями сверх установленных норм - штрафа в 2-х кратном размере суммы произведенного платежа;

- за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - штрафа в 3-х кратном размере выявленной неоприходованной суммы;

- за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штрафа в 3-х кратном размере выявленной превышающей лимит кассовой суммы;

- на руководителя предприятия, допустившего указанные нарушения, налагается административный штраф в размере 50 - кратного установленной минимальной месячной оплаты труда.

3.2 Порядок привлечения к ответственности за нарушение правил применения контрольно-кассовых машин при ведении денежных расчетов с населением

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

С 4 августа 2007 г. действует новый порядок работы с контрольно-кассовой техникой, согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470 «Положению о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями».

Указанное Положение установило требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике (ККТ), используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, а также порядке и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнения работ и оказания услуг. Следует отметить, что новые нормы по применению ККТ не распространяются на банковские ККТ.

Новое Положение о ККТ обобщило и систематизировало ранее разрозненные требования по применению ККТ, определило понятия, применяемые в отношении ККТ. С учетом этого в Положении введен целый ряд новых требований, которым должна соответствовать ККТ для признания ее применения пользователями правомерным. А «пользователь» - это лицо, применяющее ККТ при наличных расчетах или расчетах по платежным картам. Причем несоблюдение любого из таких требований может повлечь административную ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей по ст. 14.5 КоАП РФ, как торговлю, оказание услуг, выполнение работ без применения ККТ, а это штраф с юридических лиц в сумме от 30 до 40 тысяч руб., а с индивидуальных предпринимателей от 3000 руб. до 4000 руб.

Теперь согласно п. 3 указанного Положения каждая ККТ должна:

o  иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;

o  обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;

o  обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте;

o  обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах;

o  обеспечивать возможность ввода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте;

o  эксплуатироваться в фискальном режиме;

o  регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и(или) расчетах с использованием платежных карт;

o  блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима;

o  иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

o  быть исправной;

o  обеспечиваться технической поддержкой поставщика или ЦТО;

o  соответствовать образцу, представленному в Федеральное агентство по промышленности;

o  иметь паспорт, выдаваемый поставщиком ККТ со сведениями о ней, идентификационный знак на корпусе, позволяющий идентифицировать ККМ, пломбы позволяющие выявить факт вскрытия или удаления корпуса ККТ и эксплуатационную документацию, а также знаки «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание» установленного образца. Знак «Государственный реестр» наносится на корпус поставщиком, если модель ККТ внесена в госреестр. Знак «Сервисное обслуживание» наносится на сторону корпуса ККТ, обращенную к покупателю поставщиком или ЦТО при ежегодном подтверждении обслуживания ККТ.

Организации и предприниматели могут применять в расчетах только исправную, опломбированную в установленном порядке и отвечающую всем требованиям ККТ, но еще и при условии, что, во-первых, она включена в государственный реестр контрольно-кассовой техники и, во-вторых, зарегистрирована в налоговом органе. В названном Положении подробно регламентируется процедура регистрации ККТ в налоговом органе (п.15).

Для регистрации ККТ пользователь должен подать в налоговую инспекцию заявление, по форме, утвержденной ФНС РФ. Заявление о регистрации ККТ, которую предполагается использовать в обособленном подразделении (филиала) подается в налоговую инспекцию по месту нахождения подразделения (филиала). К заявлению необходимо приложить паспорт ККТ, подлежащий регистрации, выданный поставщиком ККТ, и подлинник договора на техобслуживание, заключенного с центром технического обслуживания (ЦТО). Налоговики не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрируют ККТ путем внесения сведений о ней в книгу учета ККТ. Одновременно с регистрацией ККТ пользователю выдается карточка регистрации, а так же возвращаются документы, прилагавшиеся к заявлению. Перерегистрация и снятие с учета ККТ осуществляется в 5-дневный срок в той же налоговой инспекции на основании поданного заявления пользователя с приложением карточки регистрации и паспорта ККТ. А вот в случае истечения срока амортизации ККТ, исключенной из Госреестар, снятие ее с регистрации осуществляется инспекцией самостоятельно, при этом об этом налоговики уведомляют пользователя не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации (а раньше организации оповещали об этом за 30 дней до истечения срока изменения ККТ). Однако независимо от того получила ли организация или индивидуальный предприниматель уведомление о снятии ККТ с учета или нет, пользоваться ею по истечении срока амортизации нельзя и по сообщению Минфина РФ за это пользователь может быть оштрафован. Поэтому в настоящее время, до получения официального разъяснения по этому поводу, пользователю будет безопаснее самому подать заявление о снятии такой ККТ с учета.

Положением установлены обязанности хранения документации, связанной с производством, техподдержкой и использованием ККТ. Поставщики и ЦТО должны хранить учетный талон, а пользователь и документы, связанные с приобретением, регистрацией, эксплуатацией ККТ. Так же устанавливает новый порядок хранения документации, связанной с приобретением, регистрацией и эксплуатацией ККТ – 5 лет с даты окончания ее использования (раньше в течение этого срока нужно было хранить только документы, подтверждающие проведение расчетов с клиентами).

Как известно ККТ, исключенная из реестра, с не истекшим сроком амортизации и ранее применявшаяся организацией или предпринимателем, в ряде случаях допускается к регистрации а налоговых органах (письма Минфина РФ от 07.06.2006 г. № 03-01-05 и от 08.05.2007 г. № 4-127.

В Положении теперь предусмотрены новые требования, касающиеся технической стороны применения ККТ, исключенных из госреестра и применяющихся до истечения нормативного срока амортизации. Такая ККТ должна соответствовать только тем требованиям, которые действовали на момент ее включения в госреестр. Ранее таких условий не было. Есть особенности оплаты товаров, работ, услуг платежными картами (п.6 Положения). Теперь при печати кассового чека с оплатой по платежной карте ККТ должна кроме кассового чека обеспечивать печать документа, подтверждающего факт осуществления расчета с использованием такой карты. При этом устройство для считывания информации с платежных карт должна входить в состав ККТ и обеспечивать ввод в нее информации о проведенном расчете с использованием платежной карты. Так что теперь организации и предприниматели, независимо где они продают товары, оказывают услуги и работы через пластиковые карты должны иметь соответствующие модели ККТ или дополнительно через ЦТО иметь соответствующее устройство для такого учета. Положением предусмотрено, что при вводе информации и замене накопительной фискальной памяти осуществляется только поставщиком или ЦТО и при обязательном участии представителя налоговых органов. Ранее при сдаче (оправке) ККТ в ремонт и при возвращении ее обратно составлялся акт по форме №КМ-2 с участием налоговиков. В новом Положении о ККТ этот момент не отражен. Но так как старый порядок этим Положение не отменен, то он пока действует.

Следует заметить и о таком новом правиле – об отражении на кассовом чеке реального времени. Прежний порядок не содержал такого явного требования. Так что теперь не отпечатка на кассовом чеке реального времени денежного расчета, даже и при внесении денежного аванса, может повлечь административный штраф по КоАП.

И еще один новый документ о ККТ – приказ Федерального агентства по промышленности от 01.08.2007 г. № 321 «О государственном реестре контрольно-кассовой техники». В этом госреестре приведен перечень сведений о моделях контрольно-кассовых машин, которые должны применяться организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении расчетов наличными деньгами или с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнении работ, оказания услуг.

В этом госреестре даны наименования моделей ККТ, реквизиты, печатаемые образцом модели ККТ, и главное наименование и место нахождение (адрес) поставщиков конкретных моделей ККТ, включенных в госреестр, у которых можно приобрести ту или иную модель ККТ, а так же через них определить соответствующие ЦТО для технического обслуживания. В частности, в названный госреестр включены сведения о таких моделях ККТ, как: Астра-100 К-01, Астра-100 К-02, Меркурий-IIIК версия 01, Меркурий-115К версия 01, Меркурий-130К версия 01, Меркурий-140 версия 01, Меркурий-140К версия 02, Меркурий 180 К версия 01, МКТК, ПКТК, Стайер-02К версия 01, Электроника 505К, WAB04RK. Так что у тех, кто использует «нелегальные кассы» могут возникнуть проблемы.

Приведем пример. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Шевченко А.В., Клириковой Т.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга Ворсуляк О.В. (доверенность от 12.02.2001 N 15/20577), от общества с ограниченной ответственностью "Центр-Мебель" Елманова А.К. (доверенность от 20.01.2001), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга на решение от 19.02.2001 (судьи Блинова Л.В., Петренко Т.И., Лопато И.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 16.04.2001 (судьи Королева Т.В., Серикова И.А., Савицкая И.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3114/01, установил:


Заключение

Рассмотрев налоговые правонарушения и характер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, проанализировав общие положения об ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, отдельные виды правонарушений, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, а так же возможность привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, можно сделать следующие выводы:

1.  Налоговая ответственность является развивающимся правоотношением, возникновение которого обусловлено фактом совершения налогового деликта. Охранительное налоговое правоотношение развивается последовательными действиями компетентных государственных органов, и подразделяется на отдельные, но взаимообусловленные стадии.

2.  Нельзя не отметить, что до сих пор Налоговый Кодекс Российской Федерации содержит в себе нормы, которые выходят в противоречие, как общими принципами налогового права, так и с нормами материального права как такового.

Данное противоречие необходимо урегулировать путем внесения изменений в часть 1 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно внести изменения в ст.109 Кодекса, в противном случае, если первоначально налогоплательщик добровольно уплатит сумму санкций в соответствии с п.1 ст.104, в последствии у него появляется формальное право требовать возврата уплаченного, поскольку вин его не была установлена судом в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса.

Ряд статей Налогового Кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за отдельные составы правонарушений вызывают затруднение при их применении.

В связи с этим мы предлагаем изменит диспозицию и санкцию ст.119 Налогового Кодекса Российской Федерации-«Непредставление налоговой декларации» и установить ответственность за неподачу за каждый день просрочки, то есть вести учет по дням, а не по часам.

4. Включить в Налоговый Кодекс Российской Федерации определение понятию налоговая ответственность: налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершение налогового правонарушения, претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные санкциями данного Кодекса, состоящие в изложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

В связи с эти одним из самых актуальных моментов, связанных законотворческой деятельнотью, в части установления норм о налоговой ответственности, является формирование унифицированных и в то же время универсальных норм налогового права, позволяющих различать все вопросы в строгом соответствии с законодательством, не допуская при этом разночтения норм Налоговое законодательство Российской Федерации.


Список использованной литературы

Нормативные правовые акты:

1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)- М.,1999

2.  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ

3.  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ

4.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 №51-ФЗ

5.  Уголовный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №146-ФЗ

6.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ

7.  Федеральный закон №189-ФЗ от 26.12.2005 «О федеральном бюджете на 2006г.»

8.  Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.1991 №2118-1

9.  Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» от 21.03.1991 № 943-1

10.  Указ Президента РФ от 27.10.1993 №1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993году»// Справочная правовая информация Консультант Плюс

11.  Приказ МНС РФ от 29.11.2000 №бг-308/145. Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 «О налоге на доходы Физических лиц» часть 2 НК РФ // Экономика и жизнь 2001 №3

12.  Приказ МНС РФ от 03.03.2004г. №БР-03-0-/178 // Справочная правовая информация Консультант Плюс

13.  Приказ МНС от 31.07.2002г. №БГ-3-2-/404 // Приказ МНС РФ от 03.03.2004г. №БР-03-0-/178 // Справочная правовая информация Консультант Плюс

14.  Приказ ФНС Российской Федерации от 20.12.2004г. №САЭ-3-09/16а// Справочная правовая информация Консультант Плюс

15.  Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса Российской Федерации»// Справочная информация Консультант Плюс

Научная литература:

16.  Анохин А.Е. Вина как элемент состава налогового правонарушения. Форма вины.// Юридический мир, 2001

17.  Ашомко Т.А., ПроваленкоО.Н. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность.// Справочная правовая информация Консультант Плюс

18.  Брызгалин А.В. Ответственность за нарушение налогового законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых нарушений по гл.16 НК РФ. Практическая налоговая энциклопедия том 12. // Справочная информация Консультант Плюс

19.  Верин В.П. Преступления в сфере экономики. – М.,2001

20.  Винницкий Д.В. Проблемы разграничения налоговой и административной ответственности.// «Хозяйство и право»,2003, №5

21.  Гегель Г.В. Политическое произведение – М., 1998

22.  Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики – М.,2002

23.  Гогин А.А. Теоретико-правовые вопросы налоговой ответственности – Самара, 2002

24.  Демин А.В. О справедливости налоговой ответственности//Справочная информация Консультант плюс

25. Зубкова В.И. Восстановление социальной справедливости одна из целей уголовного наказания.// Вестник МГУ, 2003 №1



[1] Постановление Федеральный Арбитражный Суд Уральского Округа (далее по тексту – ФАС УО) от 15.07.2004 N Ф09-1434/04-АК