Контрольная работа: Налоговый учет

Содержание

1. Требования к содержанию и периодичности представления информации налогового учета

1.1 Пользователи информации налогового учета и их интересы       

1.2 Элементы налогообложения, определяющие требования к содержанию налоговой информации

1.3 Сопоставление требований информации бухгалтерского и налогового учета        

2. Взаимосвязь бухгалтерского (финансового) и налогового учета по кругу операций, связанных с осуществлением материальных расходов     6

Задачи

Список литературы


1. Требования к содержанию и периодичности представления информации налогового учета

 

1.1 Пользователи информации налогового учета и их интересы

В ст. 313 НК РФ установлено следующее:

1) налогоплательщик исчисляет налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета;

2) налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с НК РФ;

3) в случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета;

4) налоговый учет необходим налогоплательщику для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, которые осуществляются в течение отчетного (налогового) периода;

5) налоговый учет обеспечивает информацией внутренних и внешних пользователей для осуществления ими контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль;

6) так же как и учетная политика организации, порядок ведения налогового учета утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации и не подлежит изменению в течение налогового периода (за исключением случаев изменения законодательства о налоге на прибыль или применяемых методов учета).

К внутренним пользователям относятся собственники организации и управленческий персонал (топ-менеджеры и руководители среднего звена).

Внешних пользователей информации по налоговому планированию можно подразделить на пользователей с прямыми, косвенными финансовыми интересами и без финансового интереса.

Сторонними пользователями информации налогового планирования с прямыми финансовыми интересами выступают состоявшиеся или потенциальные инвесторы, поставщики и другие кредиторы. По ее данным делается вывод об инвестиционном потенциале предприятия. [2,89]

К сторонним пользователям информации по налоговому планированию с косвенными финансовыми интересами относятся органы Федеральной налоговой службы. Налоговые органы имеют право получать не только отчетную информацию, но и другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности начисления налогов. Учетная информация предоставляется также по требованию контролирующих органов, также аудиторам, осуществляющим по договору аудиторскую проверку.

К сторонним пользователям без финансового интереса относятся органы статистики, аудиторы и юристы консультанты.

Вместе с тем, очевидно, что результативность и эффективность принятия решений по налоговому планированию на уровне хозяйствующего субъекта зависят от многих факторов, причем не только информационного характера. В их числе виды обеспечения деятельности субъекта в условиях рынка: правовое, информационное, нормативное, техническое, кадровое и т.п. Важным элементом этой системы без сомнения служит информационное обеспечение процесса принятия решений по налоговому планированию, под которым следует понимать совокупность информационных ресурсов (информационную базу) и способов организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических и управленческих процедур налогового планирования в отношении субъекта


1.2 Элементы налогообложения, определяющие требования к содержанию налоговой информации

В соответствии со ст. 313 гл. 25 НК РФ, налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если Налоговым кодексом предусмотрен порядок группировки и учета объектов для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций для целей налогообложения, а также обеспечения внутренних и внешних пользователей соответствующей информацией для контроля за полнотой и правильностью исчисления, своевременностью уплаты налога в бюджет. Сиcтема налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и фиксируется в учетной политике. Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде, и другие аспекты.

Таким образом, основной причиной организации налогового учета является различие в формировании бухгалтерской (реальной) и налогооблагаемой прибыли и неспособность получить налоговую базу, используя только лишь бухгалтерские методы. Указанное несоответствие, вызванное процессом реформирования отечественной учетной системы и несовпадением позиций Минфина и МНС по ряду экономических ситуаций, имеет место уже несколько лет и на практике выражается в различных корректировках преимущественно расходов для целей расчета налога на прибыль. В то же время, каким-либо самостоятельным, обособленным от бухгалтерского учета аспектом деятельности, областью научного познания и т.п. налоговый учет не стал - слишком велика зависимость показателей налоговой базы от классической учетной информации. Однако раскрытие содержания налогового учета в части второй Налогового кодекса побуждает вновь обратиться к этой проблеме

1.3 Сопоставление требований информации бухгалтерского и налогового учета

В бухгалтерском (финансовом) учете формируется информация о доходах и расходах организации, размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций и доходов от них, состоянии источников финансирования и т.д., которая необходима для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Последняя стала иметь открытый характер, и предназначена как для руководства организации, так и для внешних пользователей. Ведение бухгалтерского (финансового) учета для хозяйствующего субъекта обязательно.

Налоговый учет также охватывает информацию, которая не только используется внутри организации, но и сообщается внешним пользователям для проверки достоверности формирования налоговой базы. Для налогового учета является характерным учет доходов и расходов организации согласно Налоговому кодексу РФ, в связи с чем бухгалтерская прибыль и прибыль для налогообложения будут иметь существенные различия. Отметим также, что финансовое состояние предприятия не характеризуется данными налогового учета, так как его назначение ограничивается определением налоговой базы по тому или иному налогу.


Табл. 1. Сопоставление бухгалтерского и налогового учета

Сравнимые характеристики Бухгалтерский учет Налоговый учет
Обязательность ведения учета Обязателен. Необходим сбор данных в требуемой форме и с высокой точностью, согласно действующему законодательству Обязателен. Необходим сбор данных в требуемой форме и с высокой точностью, согласно действующему законодательству
Цель ведения учета Отражение всех хозяйственных операций для внутренних пользователей и составление финансовых документов для внешних пользователей Формирование полной и достоверной информации для внешних пользователей о хозяйственных операциях с целью налогообложения
Пользователи информации Руководители предприятия и его подразделений, акционеры, группы других пользователей Внешние - Госналогслужба, внутренние - менеджеры, работающие над налоговым планированием, и аудиторы
Методологический базис Учет строится на основополагающем балансовом уравнении: Активы = Капитал владельцев организации + + Обязательства Учет строится на сопоставлении всех доходов организации и экономически обоснованных расходов
Основные правила Нормы и правила, а также организация бухгалтерского учета установлены Законом «О бухгалтерском учете», Положениями по бухгалтерскому учету Нормы и правила, установленные НК РФ. На предприятии организуется самостоятельно
Привязка ко времени Финансовая история носит «исторический характер», т.е. показывает финансовое состояние на отчетную дату История налогооблагаемой базы носит «исторический характер», т.е. отражает состояние на отчетную дату
Тип информации Финансовые документы содержат информацию в стоимостном выражении Налоговая декларация содержит информацию в стоимостном выражении
Степень точности информации Требуется точная и своевременная информация о комплексе затрат на производство и реализацию продукции Требуется точная и своевременная информация о налогах и объектах налогообложения
Периодичность отчетности Полный финансовый отчет организация составляет по итогам года, менее детальную отчетность - поквартально Полный налоговый отчет организация составляет по итогам года, менее детальную отчетность - поквартально
Сроки представления отчетности Отчетность представляется через промежутки времени, установленные централизованно Отчетность представляется через промежутки времени, установленные централизованно
Объект отчетности Организация как единое целое; при необходимости - данные по отдельным сегментам организации Организация как единое целое. Данные в разрезе разных налоговых ставок
Ответственность за правильность ведения учета Организация несет ответственность за достоверность отчетной информации в соответствии с законодательством РФ Организация несет ответственность за достоверность отчетной информации в соответствии с законодательством РФ
Требования основных пользователей Внешние пользователи требуют гарантии того, что финансовые отчеты составляются по общепринятым нормам, что позволяет проводить сопоставления и сравнения Внешние пользователи требуют достоверности отраженной информации в налоговых декларациях в соответствии с действующим законодательством

 


2. Взаимосвязь бухгалтерского (финансового) и налогового учета по кругу операций связанных с осуществлением материальных расходов

К настоящему времени произошло окончательное разделение в отечественном экономическом законодательстве налогового и бухгалтерского учета. Этот процесс начался еще в 1994 году, когда в нормативных актах впервые появилась фраза о «временной определенности фактов хозяйственной деятельности».

Разрыв между этими двумя видами учета постепенно становился все глубже и шире, пока в 2002 году не произошло законодательное выделение подсистемы налогового учета. Еще совсем недавно данные, необходимые для исчисления и уплаты налога, действительно могли быть получены на основании бухгалтерского учета и после определенной корректировки внесены непосредственно в налоговые декларации с соответствующим расчетом налогов. Однако в настоящее время декларируется уже совершенно обособленная система налогового учета, которая может дать организации информацию, необходимую только для правильного и соответствующего действующему законодательству исчисления налогов.

Налоговым учетом названа система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

В нормативных актах определены основные понятия налогового учета. Выдвинуто требование ведения налогового учета на основании первичных документов, оформленных по правилам, изложенным в нормативных актах по бухгалтерскому учету. Отныне одинаковые оправдательные первичные документы служат основанием для ведения бухгалтерского и налогового учета.

Целями налогового учета провозглашены: формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода и обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов.

Для целей учетно-аналитической системы данные цели сформулированы не совсем корректно. Во-первых, налоговый учет введен в директивном порядке 25 главой Налогового кодекса, поэтому порядок налогового учета (в отличие от управленческого) устанавливается законодательно, а предприятия обязаны его применять, а не формировать. Конечно, статья 313 НК указывает, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Однако практика свидетельствует о том, что такая самостоятельность не поощряется, и налоговые органы в любом случае требуют представления информации в установленных формах, а также указано, что «регистры налогового учета представляют собой перечень основных показателей, необходимых, по мнению ФНС РФ, для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными главой 25 НК РФ». То есть предложенные регистры содержат для Инспекций федерального агенства по налогам и сборам (ИФНС) исчерпывающую информацию, так что самостоятельность в данном вопросе не отвечает требованию рациональности формирования информации.

Что касается второй цели налогового учета, то представляется, что он предназначен исключительно для внешних пользователей учетной информации с косвенным финансовым интересом — для ИФНС — для контроля за правильностью исчисления налога на прибыль, то есть не для всех внутренних и внешних пользователей, как указано в документе.

На основании изложенного можно выделить в соответствии с действующей нормативной базой по налогообложению следующие цели (задачи) налогового учета:

1.  Обеспечение полной и достоверной информацией налоговых органов о порядке налогового учета в части исчисления налоговой базы и суммы налога на прибыль.

2.  Контроль над правильностью и своевременностью исчисления и документального оформления налога на прибыль.

3.  Обеспечение внутренних пользователей информацией для целей легальной налоговой оптимизации в части исчисления налогов.

В данных пунктах сделан акцент на исчисление налога на прибыль. Это соответствует требованиям налогового законодательства. Однако, по нашему мнению, необходимо вводить понятие налогового учета для всей совокупности налогов, так как формирование налоговой базы по разным налогам взаимосвязано.

На предприятии возможны два варианта взаимодействия бухгалтерского и налогового учета. Первый вариант возникает при параллельном ведении обоих видов учета. Общими для них будут лишь первичные документы организации, а взаимодействие двух систем учета сведется к минимуму: данные бухгалтерского учета становятся малополезными для налогового учета, а бухгалтерский учет использует из налогового учета только данные о начисленном налоге на прибыль. При этом на промышленном предприятии в структуре бухгалтерско-финансовой службы может быть создано специальное подразделение, осуществляющее ведение налогового учета, либо за этот участок работы будут отвечать специалисты бухгалтерской службы. По нашему мнению, данный вариант взаимодействия двух систем учета в целом нерационален уже потому, что в любом случае реализация на практике такого варианта неизбежно приведет к росту расходов предприятия.

При втором варианте взаимодействия предприятию следует пойти по пути максимального сближения двух систем учета. В этом случае будет необходима такая методологическая и организационная основа, которая позволит наиболее рационально, с наименьшими временными и финансовыми затратами вести оба вида учета. Инструментом такого сближения должна стать учетная политика организации, взаимоувязанная с налоговой учетной политикой.

Многие авторы предлагают объединять в одном документе учетную политику с налоговой. По нашему мнению, необходимо разрабатывать отдельную учетную политику для целей налогообложения. Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, согласно национальным стандартам по бухгалтерскому учету «под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности», а никак не порядок налогового учета в части налога на прибыль.

Во-вторых, налоговое законодательство, так же как и нормативные документы по бухгалтерскому учету, содержит ряд норм, позволяющих организации производить выбор из нескольких альтернативных вариантов, и задача здесь заключается в максимальном сближении вариантов бухгалтерского и налогового учета.

В-третьих, по некоторым вопросам налоговое законодательство устанавливает только общие нормы и не содержит конкретных способов исчисления налога.

В-четвертых, налоговое законодательство может содержать противоречия и неясности, которые толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, при формировании налоговой политики организации представляется возможным аргументированно доказать наличие неясностей в налоговом законодательстве и обосновать выбранный вариант исчисления налогооблагаемой базы и, следовательно, таким образом минимизировать свои налоговые риски.

Кроме методологической основы существует также ряд организационных вопросов, без решения которых не удастся обеспечить сближение двух систем учета. К ним относится и организация рационального документооборота в структуре финансово-бухгалтерской службы, автоматизация учетных работ, и разумное использование трудовых ресурсов. Одним из главных вопросов является выбор и взаимоувязка регистров бухгалтерского и налогового учета.

В налоговом законодательстве отсутствует определение понятия «учетная политика для целей налогообложения», а подходы к ее формированию изложены достаточно разрозненно в ряде статей налогового кодекса. Принимая во внимание имеющуюся между бухгалтерским и налоговым учетом преемственность, представляется, что налоговая политика может основываться на тех же принципах, что учетная политика, применяемая в бухгалтерском учете.

Налоговое законодательство, так же как и нормативные акты в сфере бухгалтерского учета, содержит ряд норм, позволяющих организации при формировании налоговой политики производить выбор из нескольких альтернативных вариантов.

Налоговый кодекс относит к материальным затратам в целях налогообложения расходы, связанные с приобретением работ или услуг производственного характера. Для организаций, осуществляющих переработку сырья на основании схемы с давальческим сырьем, такие расходы рассматривались как прямые. Этот порядок целесообразно сохранить для целей бухгалтерского учета, поскольку именно этот вид расходов наряду с расходами непосредственно на приобретение материалов или сырья составляет основную долю себестоимости готовой продукции. В целях налогового учета указанные затраты упомянуты в подпункте 6 пункта 1 статьи 254, соответственно, учитывая требования статьи 318, к прямым затратам не относятся. Из этого следует, что затраты, связанные с приобретением работ или услуг производственного характера, подлежат списанию в полном объеме в том отчетном периоде, в котором они были произведены, и на остаток незавершенного производства и нереализованной продукции не распределяются.

Еще один вид материальных расходов обращает на себя внимание. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 254 к материальным относятся расходы на приобретение комплектующих изделий и (или) полуфабрикатов, подвергающихся монтажу и (или) дополнительной обработке в организации. Остается неразрешенным вопрос, имелось ли в виду отнесение полуфабрикатов внешнего производства, использующихся для производства продукции, к сырью и материалам, упомянутым в подпункте 1 пункта 1 статьи 254? Или законодатель осознанно исключил из перечня прямых затрат все составляющие, за исключением основных компонентов, дабы упростить расчеты? Если рассматривать имеющиеся положения Налогового кодекса буквально, то на наш взгляд любые комплектующие и полуфабрикаты, использующиеся в производстве продукции, даже если они представляют собой основной компонент изделия, следует относить к косвенным расходам на том основании, что они не упомянуты подпунктом 1 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса. С практической точки зрения это означает, что подобные расходы не участвуют в формировании прямых материальных расходов

Как видно из таблицы 1, не все способы учета, предписываемые нормативами, совпадают в бухгалтерском и налоговом учете, однако по несовпадающим моментам можно найти компромиссное решение. [3,154]

В налоговом кодексе отсутствует понятие «материалы», которое содержится в нормативных актах по бухгалтерскому учету, однако имеется определение материальных расходов, которые по своей сути соответствуют понятию материальных запасов.


Таблица 1

Варианты способов бухгалтерского и налогового учета материальных запасов

Показатель Трактовка в системе бухгалтерского учета ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (МПЗ), Методические рекомендации по бухгалтерскому учету МПЗ Трактовка в системе налогового учета, Налоговый кодекс, глава 25 «Налог на прибыль»
Понятие материалов

п. 42 ч.1 раздела 2 «Учет материалов» Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ

Материалы — вид запасов.
К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы

п.2 ст. 253 «Расходы, связанные с производством и реализацией»

Материальные расходы рассматриваются как часть расходов, связанных с производством и реализацией

п.1 ст. 254 «Материальные расходы» включают затраты:

1.  на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве;

2.  на приобретение материалов, используемых для обеспечения технологического процесса, упаковку и на другие нужды;

3.  на приобретение запасных частей и расходных материалов;

4.  на приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов;

5.  на приобретение топлива, воды и энергии всех видов;

6.  на приобретение работ и услуг производственного характера

п. 5 ст. 254 «Материальные расходы»

К материальным расходам приравниваются:

1.  расходы на рекультивацию земель и природоохранные мероприятия;

2.  потери от недостачи и порчи в пределах норм естественной убыли;

3.  технологические потери;

4.  расходы на горно-подготовительные работы

Состав стоимости

п. 6 раздела 2 «Оценка МПЗ» ПБУ 5/01

МПЗ, приобретенные за плату, оцениваются по сумме фактических затрат, относящихся к приобретению МПЗ, которые включают суммы:

1.  уплачиваемые поставщику;

2.  уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;

3.  таможенных пошлин;

4.  невозмещаемых налогов;

5.  вознаграждений посреднической организации;

6.  затрат по заготовке и доставке МПЗ до места использования, включая проценты по заемным средствам и кредитам;

7.  затраты по доведению МПЗ до пригодного состояния;

8.  иные затраты, связанные с приобретением МПЗ

п. 2 ст. 254 «Материальные расходы»

Стоимость материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение и иные затраты, связанные с приобретением материальных ценностей

Порядок списания

п. 16 раздела 3 «Отпуск МПЗ» ПБУ 5/01

При отпуске в производство и ином выбытии оценка МПЗ производится одним из способов:

1.  по себестоимости единицы запасов;

2.  по средней себестоимости;

3.  по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

4.  по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)

п. 6 ст. 254 «Материальные расходы»

При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых в производстве, применяется один из следующих методов оценки:

1.  по себестоимости единицы запасов;

2.  по средней себестоимости;

3.  по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

4.  по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)

Порядок отражения суммовых разниц

п.6 раздела 2 «Оценка МПЗ» ПБУ 5/01

Фактические затраты на приобретение МПЗ определяются с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия МПЗ к учету

п.11 ст.250 «Внереализационные доходы», п.5 ст.265 «Внереализационные расходы»

Положительная и отрицательная суммовая разница включается в состав внереализационных доходов (расходов)

Порядок отражения процентов по заемным средствам и кредитам

п.6 раздела 2 «Оценка МПЗ» ПБУ 5/01

В составе затрат по заготовке и доставке МПЗ до места их использования указаны начисленные до принятия к бухгалтерскому учету МПЗ проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов

п.1 ст. 256 «Внереализационные расходы»

Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида считаются обоснованными затратами на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией, и включаются в состав внереализационных расходов

Снижение стоимости материалов

п. 20 раздела 3 «Оценка запасов» Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ

Если в отчетном году рыночная цена МПЗ снижается, они морально или физически устарели, то в бухгалтерском балансе они отражаются по текущей рыночной стоимости. Снижение стоимости МПЗ отражается в бухгалтерском учете в виде начисления резерва, включаемого в состав прочих расходов

п. 1 ст. 256 «Внереализационные расходы»

Отрицательная разница, полученная от переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг), произведенной в целях доведения стоимости такого имущества до текущей рыночной цены, признается внереализационным расходом

Состав расходов, включаемых в фактическую себестоимость материалов по некоторым моментам, не совпадает с перечнем затрат, включаемых в состав материальных расходов для целей налогового учета. Это касается суммовых разниц и процентов по заемным средствам. Такие расходы (доходы) по правилам бухгалтерского учета могут включаться в фактическую себестоимость материальных запасов при условии, что они были произведены до принятия материалов к учету. В противном случае они включаются в состав прочих доходов (расходов). В свою очередь, налоговый кодекс не предполагает увеличения (уменьшения) материальных расходов на эти суммы, по правилам налогового учета они включаются в состав текущих расходов отчетного периода — во внереализационные доходы (расходы). Для обеспечения сближения по этим вопросам правил бухгалтерского и налогового учета, в учетной и налоговой политике необходимо отметить, что данные виды доходов (расходов) не включаются в себестоимость материальных запасов, а относятся к прочим доходам и расходам. Это практически не будет противоречить правилам бухгалтерского учета, в нормативной базе которого имеется требование относить такие расходы к прочим.

Что касается порядка учета снижения стоимости материалов до их рыночной цены, то по сути противоречий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, так как в любом случае сумма снижения стоимости материальных запасов будет отражена как прочие (внереализационные) расходы. Затруднения могут проявиться лишь в случае, когда в следующем отчетном периоде рыночная стоимость этих материальных запасов возрастет и возникнет проблема их дооценки (восстановления начисленного резерва). В налоговом кодексе в отношении прочих видов резервов предусмотрен такой порядок для резервов по сомнительным долгам, а по материальным запасам не предусмотрен. Данное положение можно признать справедливым, так как если материальные запасы, которые входят в состав оборотных активов, не использовались на предприятии в течение двух лет (в первый год — уценка, во второй год — прирост рыночной стоимости), то их, по сути, некорректно относить к категории оборотных активов, и необходимо проанализировать структуру запасов по критерию эффективности и способности приносить доход для предприятия.


Задачи

Ситуационная задача 1

12.07.2003г. в соответствии с договором купли-продажи имущества №42 ООО "Шанс" получило от ООО "Станкосервис" холодильную витрину, договорная стоимость которой составила 96000 рублей, в том числе НДС - 20% (счет-фактура № 57 от 12.07.2003г.).

15.07.2003г. холодильная витрина введена в эксплуатацию согласно Акту о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) № 16 от 15.07.2003г.

Для целей налогового учета в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1) холодильная витрина отнесена к пятой амортизационной группе, при этом установленный срок полезного использования составляет 92 месяца.

Задание

Рассчитайте сумму амортизационных отчислений по объекту основных средств - холодильной витрине за август, сентябрь и октябрь 2003 года:

если в соответствии с учетной политикой организации для целей налогового учета начисление амортизации по амортизируемым основным средствам производится линейным методом;

если в соответствии с учетной политикой организации для целей налогового учета начисление амортизации по амортизируемым основным средствам производится нелинейным методом.

Налоговый кодекс РФ (ст. 259) предусматривает использование двух методов начисления амортизации для целей налогообложения: линейный и нелинейный.

Линейный метод начисления амортизации налогоплательщик применяет к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую—десятую амортизационные группы независимо от сроков вода в эксплуатацию этих объектов. К остальным основным средствам налогоплательщик вправе применять любой из методов начисления амортизации.

При применении линейного метода сумма начисленной амортизации за один месяц определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле

К =1/n*100 = 1/92*100 = 1.08

где К — норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости; п — срок полезного использования, выраженный в месяцах.

Амортизационные отчисления за август = 96000*1,08% = 1036,80

Амортизационные отчисления за сентябрь = 96000*1,08% = 1036,80

Амортизационные отчисления за октябрь = 96000*1,08% = 1036,80

При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Норма амортизации при нелинейном методе определяется по формуле

К = 2/n*100 = 2/92*100=2.17%

где К — норма амортизации в процентах к остаточной стоимости; п — срок полезного использования, выраженный в месяцах.

При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта достигнет 20% от первоначальной стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:

1) остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;

2) сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении данного объекта определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования.

Амортизационные отчисления за август = 96000*2,17% = 2083,20

Амортизационные отчисления за сентябрь = (96000-2083,20)*2,17% = 2038

Амортизационные отчисления за октябрь = (96000—2083,20-2038)*2,17% = 1993,77

Ситуационная задача 2

Из представленного множества выберите те виды расходов, которые принимаются к вычету при исчислении:

(а) налога на прибыль;

(б) единого налога.

1. расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов)

2. средства, перечисляемые профсоюзным организациям

3. расходы на добровольное страхование имущества

4. расходы на командировки

5. расходы на оплату услуг банков

принимаются к вычету при исчислении:

(а) налога на прибыль;

1. расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов)

2. средства, перечисляемые профсоюзным организациям

3. расходы на добровольное страхование имущества

4. расходы на командировки

5. расходы на оплату услуг банков

принимаются к вычету при исчислении:

(б) единого налога;

3. расходы на добровольное страхование имущества

4. расходы на командировки

Ситуационная задача 3

ООО "Алмаз" и ЗАО "Радуга" заключили договор аренды нежилого помещения №12 от 01.07.2003г., в соответствии с которым ООО "Алмаз" передает ЗАО "Радуга" во временное владение и пользование нежилое помещение под офис площадью 50 кв. метров по адресу ул. Новогодняя, 32.

В соответствии с условиями договора арендная плата составляет 18000 рублей в месяц (для случая, когда организация находится на обычном режиме налогообложения по правилам 25 главы НК РФ, в стоимость арендной платы в размере 18000 рублей включается сумма НДС по ставке 20%).

30.07.2003г. ООО "Алмаз" выставило ЗАО "Радуга" счет-фактуру № 28 от 30.07.2003г. на арендную плату по договору аренды нежилого помещения №12 от 01.07.2003г. за июль в размере 18000 рублей (для случая, когда организация находится на обычном режиме налогообложения по правилам 25 главы НК РФ, в стоимость арендной платы в размере 18000 рублей включается сумма НДС по ставке 20%).

31.07.2003г. на расчетный счет ООО "Алмаз" поступили денежные средства от ЗАО "Радуга" в размере 12000 рублей в счет арендной платы по счет-фактуре №28 от 30.07.2003г.

Задание:

Рассчитайте сумму доходов ООО "Алмаз" за июль 2003 года, учитываемых для целей налогообложения:

по правилам главы 25 НК РФ (организация определяет доходы и расходы по методу начисления);

Доходы = 12000-18% НДС = 12000 – 1830 = 10170

по правилам главы 26.2 НК РФ. Доходы формируются по правилам ст.249 гл.25 НК РФ, таким образом

Доходы = 12000-18% НДС = 12000 – 1830 = 10170

Ситуационная задача 4

28.07.2003г. ООО «Топлекс» был безвозмездно получен от ООО «Мебельцентр» книжный шкаф, рыночная стоимость которого составила 12000 рублей.

Согласно Акту о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) №2 от 28.01.2003г. шкаф был введен в эксплуатацию. Установленный при этом срок полезного использования для целей бухгалтерского учета составляет 72 месяца.


Задание

1. Рассчитайте сумму внереализационных доходов ООО «Топлекс», участвующих в формировании финансового результата за июль 2003 года.

Внереализационный доход при формировании финансового результата = 12000 -166,70 = 11833,30

Норма амортизации = 100/6 = 16,67%

Сумма амортизации = 12000*16,67%/12 = 166,70

2. Рассчитайте сумму внереализационных доходов ООО "Топлекс", учитываемых при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за июль 2003 года.

Внереализационный доход при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль = 12000 -165,60 = 11834,40

Норма амортизации = 1/72*100 = 1,38%

Сумма амортизации = 12000*1,38% = 165,60

Ситуационная задача 5

По данным бухгалтерского финансового учета ООО "Диадема" в январе 2003 года были осуществлены представительские расходы в сумме 3000 рублей, связанные с официальным приемом представителей ООО "Юлис" с проведением обеда в ресторане и посещением выставки "Стройсиб-2003" для демонстрации образцов продукции ООО "Диадема" и установления взаимного сотрудничества.

По данным налогового учета за аналогичный период в качестве расходов отчетного периода была признана сумма представительских расходов в пределах установленного ст. 264 НК РФ норматива.

Расходы на оплату труда за отчетный период по данным налогового учета организации составили 50000 рублей.

Сумма доходов, полученных ООО "Диадема" за июль 2003 года, по данным бухгалтерского учета и по данным налогового учета совпадает и равна 300000 рублей.

Общая сумма расходов организации за июль 2003 года (за исключением упомянутой выше суммы представительских расходов) по данным бухгалтерского учета и по данным налогового учета совпадает и равна 180000 рублей.

Задание

1.  Рассчитать и квалифицировать полученную ООО "Диадема" за январь 2003 года разницу в расходах по данным бухгалтерского финансового и налогового учета в соответствии с терминологией ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

В соответствии со ст.264 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период

Сумма расходов в финансовом учете = 3000+180000 = 183000

Сумма расходов в налоговом учете = (50000*4%)+180000 = 182000

Разница в расходах = 183000-182000 = 1000

2. Рассчитать сумму расхождения условного налога на прибыль и текущего налога на прибыль за январь 2003 года.

Условный налог на прибыль = (300000-182000)*24% = 28320

Текущий налог на прибыль = (300000-183000)*24% = 28080

Расхождение = 28080-28320 = -240

3. Квалифицировать рассчитанные в п. 2 расхождения как постоянное налоговое обязательство, отложенное налоговое обязательство или отложенный налоговый актив.

Данное расхождение классифицируется как отложенное налоговое обязательство

 


Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (Часть 1): Федеральный закон № 146 – ФЗ от 31.07.98, изм. и доп. На 01.01.06 г.

2. Налоговый кодекс РФ (Часть 2): Федеральный закон № 117 – ФЗ от 05.08.2000 изм. и доп. На 01.01.06 г.

3. Касьянов М. М. Налоги должны обогащать страну, гарантируя благополучие граждан // Российская газета. 2000 г. № 101. С. 2, 13, 22 – 23.

4.Кочетова Н. Налог на доходы физических лиц // Аудит и налогообложение. 2001 г. № 1. С. 25 – 28.

5.Налоги: Учебное пособие / Под ред. Черника Д. Г. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2004. 688 с.

6.Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. 784 с.

7.Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. 429 с.

Учет амортизации основных средств в организации и методы ее начисления ...
... ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Факультет Учетно-статистический Кафедра ...
Все организации для целей налогообложения должны использовать методы амортизации, предусмотренные главой 25 НК РФ, которые отличаются от методов, применяемых в бухгалтерском учете ...
При этом записи в учетной политике для целей бухгалтерского учета сверяются с записями о способе начисления амортизации в актах о приеме-передаче объектов ОС унифицированных форм ...
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: дипломная работа
Учетная политика предприятия
Введение Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении ...
МПЗ, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость которых снизилась, в бухгалтерском балансе на конец ...
Для целей налогового учета проценты за предоставленные кредиты и займы до момента приобретения товара должны учитываться в составе внереализационных расходов, в то время как в ...
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат
Бухгалтерский учет анализ и аудит основных средств на примере ООО ...
... средств 1.1 Бухгалтерский учет основных средств 1.1.1 Первоначальная оценка основных средств 1.1.2 Амортизация 1.1.3 Способы амортизации 1.1.4 ...
Доходы от сдачи имущества в аренду признаются для целей исчисления налога на прибыль внереализационными доходами, если они не определяются налогоплательщиками как доходы от ...
Для этого при исчислении за отчетный месяц берется сумма амортизации, начисленная за предыдущий месяц, к ней прибавляется амортизация по прибывшим и вычитается амортизация по ...
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: дипломная работа
Роль и пути оптимизации упрощенной системы налогообложения
Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы упрощённой системы налогообложения 1.1 Понятие упрощённой системы налогообложения 1.2 Правила и ...
4) расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а ...
При переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым ...
Раздел: Рефераты по финансовым наукам
Тип: дипломная работа
Выбор оптимального режима налогообложения на примере малого ...
Дипломная работа Выбор оптимального режима налогообложения на примере малого предприятия ООО "Мебельный стиль" Содержание 1. Теоретические аспекты ...
... накладные на отпуск материальных ценностей, акты выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные учетные документы, учетные регистры, а также иные документы, необходимые для ...
Еще одним ограничением, предусмотренным пп.15 п.3 ст.346.12 НК РФ и не позволяющим организациям и индивидуальным предпринимателям перейти на упрощенную систему налогообложения ...
Раздел: Рефераты по финансовым наукам
Тип: дипломная работа