Контрольная работа: Нормы налогового права. Подоходный налог

Оглавление

1.   Раскройте формы реализации норм налогового права. 3

2.   Охарактеризуйте порядок внесения в бюджет подоходного налога. 10

Список источников. 18


1.  Раскройте формы реализации норм налогового права

Норма налогового права представляет собой санкционированное государством общеобязательное социально определенное, обязательное право поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере налогообложения, закрепляющее права и обязанности субъектов соответствующих налоговых правоотношений и являющиеся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного. Нормы налогового права, как и нормы права в целом, являются системными образованиями, а значит, обладают определенной структурой.

В литературе выделяют несколько способов реализации норм налогового права:

1. исполнение

2. применение

3. использование

4. соблюдение.

Исполнение – представляет собой процесс совершения всеми участниками налоговых правоотношений тех действий, которые предписаны в нормах. Применение – осуществляется органами государственной власти и практически выражается в совершении ими тех или иных юридически значимых действий, бездействий, издании налоговым органом индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных и процессуальных норм, и т.д. При использовании норм налогового права участник налоговых правоотношений сам решает, воспользоваться ему или нет какими-либо, предусмотренными налогово-правовыми нормами права. В свою очередь, соблюдение норм налогового права пассивно по своей сути и заключается в воздержании участника налоговых правоотношений от нарушения указанных норм.

Виды норм налогового права. Основаниями классификации норм налогового права на виды могут выступать:

1. назначение норм

2. содержание норм

3. метод воздействия на поведение субъектов

4. порядок реализации прав и обязанностей участников правоотношений

5. юридическая сила

6. порядок действия норм во времени, в пространстве и по кругу лиц

В зависимости от их назначения нормы налогового права делятся на: · регулятивно-правоустанавливающие охранительные. Значение норм налогового права первого вида в том, что в них заключаются правовые предписания, представляющие субъектам налоговых правоотношений определенные права, возлагающие на них обязанности и предписания, в целом регулирующие отношения в сфере налогообложения. Охранительные налогово-правовые нормы направлены на обеспечение эффективности функционирования налоговой системы страны, эффективность налогообложения. В зависимости от их содержания, налогово-правовые нормы группируются в те или иные правовые институты. Как известно, правовой институт представляет собой совокупность определенных правовых норм, родственных по содержанию регулируемых ими правоотношений. Поэтому по своему содержанию налогово-правовые нормы могут подразделяться, например, на следующие виды:

1. нормы, закрепляющие права и обязанности участников налоговых правоотношений.

2. нормы, определяющие порядок образования, задачи, функции, структуру и компетенцию налоговых органов и органов налоговой полиции.

3. нормы, определяющие основные положения о правовом статусе налогоплательщиков.

4. нормы, определяющие формы и методы осуществления налогового контроля.

5. нормы, устанавливающие ответственность за совершение налоговых правонарушений и т.д.

По методу воздействия на поведение субъектов налогово-правовые нормы делятся на:

А) запрещающие

Б) обязывающие

В) уполномочивающе-дозволительные

Г) стимулирующе-поощерительные

В зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников налоговых правоотношений налогово-правовые нормы делятся на две большие группы: · материальные нормы (определяют права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, в том числе компетенцию государственных органов и должностных лиц в сфере налогообложения) · процессуальные нормы (закрепляют, например, порядок и процедуры осуществления налоговыми органами своих властных полномочий, а также порядок и процедуры защиты прав налогоплательщиков, т.е. методы, порядок и процедуры деятельности по реализации прав и обязанностей в сфере налогообложения) При классификации норм налогового права по их юридической силе следует учитывать, что юридическая сила таких норм зависит от ветви власти, к которой принадлежит орган, принявший акт, содержащий налогово-правовые нормы. Кроме того, различаются нормы законные (содержащиеся в актах законодательства) и подзаконные (содержащиеся в указах Президента, постановлениях Правительства).

Способы обеспечения исполнения налогового обязательства представляют собой правовые средства, стимулирующие добросовестную уплату налогоплательщиком налоговых платежей либо позволяющие налоговому органу осуществить принудительное взыскание налога.

Отличительной чертой обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является то, что оно осуществляется только установленными законом способами.

Способы обеспечения исполнения налогового обязательства имеют целью предотвращение нанесения ущерба публичным интересам ввиду непоступления или несвоевременного поступления налогов и сборов. В налоговом праве, где обязанность по уплате налогов и сборов является публичной, институт обеспечения исполнения налогового обязательства выполняет функцию создания условий для гарантированной уплаты налога и возмещения ущерба от возможной неуплаты или несвоевременной уплаты сумм налогов и сборов.

Пункт 1 ст. 49 НК устанавливает исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения налогового обязательства:

-  залог имущества;

-  поручительство;

-  пени;

-  приостановление операций по счетам в банке;

-  арест имущества.

Залог имущества и поручительство традиционно являются гражданско-правовыми способами обеспечения исполнения обязательств и наиболее полно разработаны именно в гражданском законодательстве, что и обусловило отсылку законодателя при регулировании отношений залога и поручительства в налоговой сфере к гражданскому законодательству, применяемому в налоговых отношениях (п. 2 ст. 50 и п. 1 ст. 51 НК).

Обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом и поручительством в случае изменения сроков исполнения налогового обязательства в части как уплаты самих налогов (сборов), так и пеней.

Договор о залоге имущества в соответствии с п. 2 ст. 50 1К заключается между залогодержателем – плательщиком иным обязанным лицом) и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). При этом залогодержатель не вправе отчуждать предмет залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им без согласия залогодержателя (п. 3 ст. 50 НК).

Договор поручительства заключается между поручителем и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) и включает в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство плательщика, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налогов, сборов (пошлин), пеней (п. 1 ст. 51 НК). В отличие от договора поручительства в гражданских правоотношениях поручительство в сфере налоговых отношений не может быть частичным, т.е. лицо отвечает за исполнение обязательства полностью. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручителем своих обязанностей налоговый орган вправе взыскать причитающиеся суммы налога, пени с поручителя или плательщика (иного обязанного лица).

Универсальным способом обеспечения исполнения налогового обязательства является пеня, так как применяется вне зависимости от использования других способов обеспечения, а также независимо от вины налогоплательщика.

В соответствии с п. 1 ст. 52 НК пенями признаются денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством.

Пеня может применяться одновременно с любым из других способов обеспечения. Согласно п. 2 ст. 52 НК, сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающейся к уплате сумме налога, сбора (пошлины) независимо от применения других способов обеспечения исполнения налогового обязательства, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения налогового обязательства, начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога. Пени за каждый день просрочки устанавливаются в процентах от неуплаченных сумм налога и определяются в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день исполнения налогового обязательства.

Пени уплачиваются (взыскиваются) после уплаты (взыскания) причитающихся сумм налоговых платежей.

После исполнения налогового обязательства плательщик (иное обязанное лицо) может быть освобожден от уплаты пеней в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

В отличие от залога и поручительства приостановление операций по счетам в банке более широко применяется в качестве способа обеспечения исполнения налоговых обязательств. Прежде всего это мера оперативного воздействия, которая означает прекращение банком расходных операций налогоплательщика. В соответствии с п. 1 ст. 53 НК, приостановлением операций по счетам в банке признается по решению налогового или таможенного органа прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено законодательством. Указанное ограничение не распространяется на операции, связанные с исполнением плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства, уплатой пеней, платежей в государственные внебюджетные страховые фонды, а также операции, связанные с исполнением банком решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) – организации.

Законодательством четко определены случаи, когда налоговые или таможенные органы применяют данный способ обеспечения налогового обязательства, а именно:

– неисполнение плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплата пеней;

-  непредставление плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговые или таможенные органы налоговых либо таможенных деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам);

-  непредставление плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговые органы документов бухгалтерского учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов (сведений) для проведения налоговой проверки (п. 2 ст. 53 НК).

Приостановление операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового или таможенного органа о приостановлении таких операций до исполнения налогового обязательства, уплаты пеней в полном объеме либо до отмены решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке.

В соответствии с п. 1 ст. 54 НК арестом имущества признается действие налогового или таможенного органа по ограничению имущественных прав плательщика (иного обязанного лица) в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Арест имущества плательщика (иного обязанного лица) заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться этим имуществом либо в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (иному обязанному лицу), его представителю или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.

Основное назначение ареста имущества состоит в установлении препятствий к его возможному отчуждению или сокрытию. Основанием для ареста имущества в соответствии с п. 2 ст. 54 НК является неисполнение плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней.

Пункт 7 Указа Президента Республики Беларусь от 30 июня 2006 г. №419 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений» предусмотрел дополнительное основание ареста имущества необходимость обеспечения исполнения решений налоговых и таможенных органов о наложении административных взысканий или экономических санкций.

В соответствии с п. 1 ст. 55 НК взысканием налога, сбора (пошлины), пени признается принудительное исполнение налогового обязательства, уплаты пеней в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней.

Ст. 56 НК относительно организации предусматривает бесспорный порядок взыскания задолженности, которое производится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа (далее – налогового органа). В решении обязательно указывают те счета плательщика (иного обязанного лица), с которых должно быть произведено перечисление налога, сбора (пошлины), пени, и сумму, подлежащую перечислению.

2.  Охарактеризуйте порядок внесения в бюджет подоходного налога

Особая роль в системе налогообложения физических лиц отводится подоходному налогу. В консолидированном бюджете (без Фонда социальной защиты населения) 2004 г. он составил 8,4%, или 2,8% к ВВП. На 2006 г. его доля в доходах бюджета определена на уровне 8,9%, или 3,1% к ВВП. Как и другие налоги, подоходный налог является экономическим рычагом, с помощью которого государство, с одной стороны, воздействует на уровень реальных доходов населения, а с другой – формирует доходную часть бюджета. Цель и основные принципы взимания подоходного налога в Беларуси во многом схожи с принятыми в ряде промышленно развитых стран. Современный порядок взимания подоходного налога в Республике Беларусь введен в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. №1327-ХП «О подоходном налоге с физических лиц». За последние десять лет этот Закон претерпел существенные изменения. В настоящее время порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц регламентируется указанным Законом в редакции Закона Республики Беларусь от 09.12.2005 №78–3. В соответствии с упомянутым Законом утверждена инструкция о порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица:

– граждане Республики Беларусь;

– иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь (если продолжительность их нахождения превышает 183 дня в календарном году); лица, не относящиеся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь (т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь 183 дня и менее).

Объектом налогообложения является совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году, как в денежной (в белорусских рублях и иностранной валюте), так и в натуральной форме.

Под доходом физического лица понимаются любые получаемые (начисляемые) денежные средства и материальные ценности.

Круг доходов, подлежащих налогообложению в Республике Беларусь, достаточно широк. Основными из них являются следующие.

1.Заработная плата, премии и другие вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в том числе и
по совместительству, суммы стипендий, выплачиваемые ординаторам, аспирантам, докторантам и адъюнктам.

2.Доходы от выполнения работ по гражданско-правовым договорам (независимо от их продолжительности), в том числе авторским договорам.

3.Дополнительные доходы от индексации.

4.Доходы, образующиеся в результате оплаты за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей стоимости различного рода путевок, курсовок, медицинских или бытовых услуг, удешевления питания, приобретения проездных билетов, разного рода абонементов, экскурсий, платы за учебу в учебных заведениях.

5.Суммы, полученные подотчет при условии, что в установленные законодательством сроки налоговому агенту не представлены документы и отчеты об их расходовании, не сданы израсходованные остатки таких сумм и в пределах 30-дневного периода со дня истечения указанного срока налоговым агентом не принято распоряжение об удержании задолженности по ним.

6.Сумма превышения размера квартирной платы и тарифов, устанавливаемых с учетом льгот для населения, проживающего в домах государственного и частного жилищного фонда, над фактически вносимой физическими лицами платы за проживание в жилых помещениях.

7.Сумма арендной платы, получаемой арендодателем, а так же стоимость улучшений имущества, находившегося в пользовании других лиц и возвращенного его собственнику (за исключением отдельных случаев).

8.Суммы, полученные физическими лицами под залог имущества, включая предметы личного (домашнего, семейного) пользования, а также под залог ценных бумаг и не возвращенные в установленные сроки.

9.Суммы страховых взносов, если эти суммы вносятся за физическое лицо из средств юридических лиц и (или) предпринимателей, за исключением случаев, когда нанимателями производится обязательное страхование своих работников в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а также по договорам добровольного страхования дополнительных пенсий и гражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника, если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным физическим лицам без наступления страхового случая.

Не признаются доходом физического лица:

– суммы полученных им страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам страхования, взносы по которым уплачены физическим лицом за счет собственных средств; суммы по обязательному страхованию, осуществляемому в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а также по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее трех лет) страхования жизни, добровольного страхования дополнительных пенсий и добровольного страхования гражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни или здоровью работника;

– суммы возмещенных страховщиками расходов физического лица – страхователя, произведенных в связи с расследованием обстоятельств страхового события, установлением размера ущерба, судебных расходов, а также иных расходов страхователя, возмещаемых страховщиками в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и условиями договора страхования;

– суммы средств, израсходованных юридическими лицами или предпринимателями на проведение культурно-массовых мероприятий (презентаций, юбилеев, банкетов и иных аналогичных мероприятий, связанных с осуществляемой ими деятельностью); суммы понесенных ими представительских расходов (на прием и обслуживание делегаций и отдельных лиц, в том числе не являющихся иностранными);

– суммы и возмещение' причиненного физическим лицом преда, которым, и соответствии с законодательством, обязаны возместить другие лица, – для физического лица, фактически причинившего его;

– разница в размерах сумм, установленных учебным заведением в качестве платы за оказываемые им образовательные услуги для различных категорий обучающихся (независимо от критерия);

– суммы в размере фактических расходов нанимателя на проведение обязательных предварительных (при поступлении

на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников в порядке и в случаях, устанавливаемых республиканским органом государственного управления в области здравоохранения по согласованию с республиканским органом государственного управления в сфере труда;

– суммы расходов юридических лиц и предпринимателей в оплату за услуги по приглашению физических лиц на работу, по их проживанию и прописке, если законодательством Республики Беларусь на них возложена обязанность по несению таких расходов;

– стоимость обучения работников в системе повышения квалификации, переподготовки кадров, оплаченная за счет средств юридических лиц, предпринимателей, которые для обучающегося являются местом основной работы (службы, учебы); •

– стоимость медицинских услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения, содержащимися либо финансируемыми юридическими лицами и предпринимателями на условиях долевого участия в соответствии с заключенными договорами.

Доходы в натуральной форме для целей налогообложения учитываются по регулируемым ценам (тарифам), а при их отсутствии – по свободным ценам (тарифам) на дату исчисления дохода физического лица у данного юридического лица или предпринимателя (источника выплаты дохода).

При этом в стоимость продукции (товаров, работ, услуг) включается соответствующая сумма налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров – и соответствующая сумма акцизов.

Доходы в натуральной форме, полученные от физических лиц, не являющихся предпринимателями, учитываются по ценам (свободным или регулируемым), сложившимся на день получения дохода. Цена продукции (товаров, работ, услуг), сложившаяся на день получения дохода, определяется на основании официальной информации о ценах, содержащихся в специальных отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах торгующих организаций, заключений о стоимости имущества, подготовленных организациями и предпринимателями, занимающимися оценочной деятельностью.

Доходы в натуральной форме, полученные от физических лиц, не являющихся предпринимателями, по договорам дарения мены, ренты, в результате наследования в виде имущества, подлежащего государственной регистрации, учитываются в размере не ниже оценочной стоимости такого имущества, определяемой в соответствии с законодательством уполномоченными государственными органами.

К доходам, полученным физическим лицом в натуральной форме, относятся товары (работы, услуги, имущественные права), переданные (выполненные, оказанные) ему юридическими и физическими лицами, в том числе предпринимателями безвозмездно либо с частичной оплатой их стоимости. Полученным в натуральной форме признается доход в размере превышения цены над суммой фактически понесенных физическим лицом расходов в оплату их стоимости. Указанная разница не признается доходом физического лица, если товары (работы, услуги, имущественные права) получены физическим лицом на безвозмездной основе либо с частичной оплатой их стоимости в силу льгот, предусмотренных законодательством Республики Беларусь в виде вознаграждения, в том числе в оплату его труда, по договорам мены, иным договорам, не предусматривающим полный расчет в денежной форме

Доходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитываются в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату их получения:

– датой получения доходов на территории Республики Беларусь от налогового агента считается рабочий день, предшествующий дню получения денежных средств в банке и перечисления налогов в бюджет;

– датой получения доходов физическим лицом в иных случаях считается дата выдачи этого дохода; при отсутствии подтверждения таком даты пересчет иностранной валюты в белорусские рубли производится по курсу Национального банка Республики Беларусь, действовавшему на дату, начиная с котором производится отсчет 30-дневного срока для представления налоговой декларации или расчета о таких доходах;

– датой получения при перечислении этих доходов на валютный счет физического лица считается дата зачисления на счет;

– датой получения сумм под отчет и расцененных в качестве дохода подотчетного лица считается 1-й день, следующий за истечением периода, на протяжении которого налоговый агент был вправе выставить, но не выставил распоряжение на бесспорное удержание таких сумм.

Уплата налога с доходов, полученных в иностранной валюте, производится по желанию плательщика в белорусских рублях или иностранной валюте, покупаемой банками Республики Беларусь.

При уплате налога в иностранной валюте исчисленный в денежных единицах Республики Беларусь налог пересчитывается в иностранную валюту по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату уплаты налога. Для целей пересчета белорусских рублей в иностранную валюту датой уплаты налога признается дата получения дохода, с суммы которого он был исчислен. В течение календарного года исчисление налога производится в порядке и размерах, предусмотренных для соответствующей категории плательщиков и видов доходов (ежемесячно, поквартально, по факту получения дохода).

По окончании календарного года производится перерасчет налога исходя из совокупного годового дохода.

Совокупный годовой доход определяется по окончании календарного года как общая сумма всех доходов (кроме доходов, не включаемых в облагаемый совокупный годовой доход) физического лица, полученных от всех источников за календарный год.

Сумма облагаемого дохода определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные ставки налога.

Система льгот по подоходному налогу имеет очень широкий спектр действия. Законодательство Республики Беларусь освобождает от обложения подоходным налогом целый ряд доходов физических лиц и видов выплат.

Предоставляемые льготы относятся к различным категориям граждан и преследуют различные цели. В соответствии с законодательством Республики Беларусь налогоплательщики имеют право на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные льготы. Данные признаки могут быть положены в основу группировки множества льгот для лучшего восприятия этой сложной системы.


Список источников

1.  Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

2.  Налогообложение доходов: практическое пособие для индивидуальных предпринимателей / Сост. И.А. Федорова. – Минск: Светоч, 2006

3.  Гришкевич А. В Беларуси снижены ставки налога, установленные при применении упрощенной системы налогообложения // БЕЛТА [Электронный ресурс]. – Минск, 03.01.2009

4.  Круглов В.А. Финансовое право. – Минск: Вышэйшая школа, 2005

5.  Миронова Т.Н. Налоги и налогообложение. Минск: Право и экономика, 2003

6.  Об упрощенной системе налогообложения: Указ Президента Республики Беларусь, 9 марта 2007 г., №119: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 03.01.2009 г.

7.  Орлова Е.И. Налоговое право. – Минск: Издательство МИУ, 2005

8.  Пилипенко А. А Финансовое право. – Минск: Книжный Дом, 2007