Курсовая работа: Объекты налогообложения земельным налогом
ТАГАНРОГСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА СТРОИТЕЛЬСТВА ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Реферат
по дисциплине
«Налоги с физических лиц»
на тему: «Объекты налогообложения земельным налогом»
Выполнила:
студентка
Проверила:
преподаватель экономических дисциплин
Оценка _______________
Таганрог 2006г.
Содержание
Введение………...…………………………………………………………...…….1
1. Объекты налогообложения земельным налогом…………………………..…2
1.1 Собственники земли………………………………………………………..…2
1.2. Земельный участок как объект налогообложения……………………….....2
1.3. Земельные участки, не являющиеся объектом налогообложения………...3
1.4. Кадастровая оценка земли…………………………………………………...5
1.5. Налоговый период…………………………………………………………....8
1.6. Категории земель………………………………………………………….….9
1.7. Отнесение земельных участков, ограниченных и изъятых в обороте, к земельным участкам, не признаваемым объектами налогообложения………10
Ведение.
Действующая в настоящее время система налогообложения земли не отвечает современному уровню развития российского общества, что требует перехода к более справедливым принципам налогообложения, основывающимся на общественных представлениях о ценности земельных участков, единстве подходов к налогообложению на территории всей страны. Одним из главных недостатков существующей системы налогообложения земли является её недостаточная гибкость и наличие неоправданно большого количества льготников: земельный налог сегодня уплачивается только с 25 % всех земель Российской Федерации, а в городах - с 15 % (от уплаты земельного налога освобождены целые отрасли).
С учетом изложенных обстоятельств особую значимость приобретает необходимость внедрения новых перспективных методов налогообложения, учитывающих требования реальной экономики. Одним из таких перспективных путей совершенствования стала разработанная система налогообложения земли, основанная на ее кадастровой стоимости. Данная система налогообложения земли введена с 1 января 2006 г. Федеральным законом[[1]], которым часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена главой 31 «Земельный налог».
Новый земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые определяют такие элементы налогообложения, как налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты земельного налога, также могут предусматривать дополнительные налоговые льготы.
Я в своем реферате рассмотрела:
1. Собственников земли.
2. Земельные участок как объект налогообложения.
3. Земельные участки, не являющиеся объектом налогообложения.
4. Кадастровая оценка земли.
5. Налоговый период.
6. Категории земель.
7. Отнесение земельных участков, ограниченных и изъятых в обороте, к земельным участкам, не признаваемым объектами налогообложения.
1. Объекты налогообложения земельным налогом.
1.1Собственники земли.
Налогоплательщикам нового земельного налога, обладающих землями на соответствующих правах Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены определенные права на земельные участки: право собственности граждан и юридических лиц (право частной собственности); право собственности Российской Федерации (право федеральной собственности); право собственности субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности; право постоянного (бессрочного) пользования; право пожизненного наследуемого владения; право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), аренда, субаренда; безвозмездное срочное пользование земельными участками. Применительно к главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации используются лишь такие понятия, как «право собственности», «право постоянного (бессрочного) пользования», «право пожизненного наследуемого владения». При этом следует обратить внимание на тот факт, что граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. В собственность граждан и юридических лиц могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, а гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Вместе с тем право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Также сохраняется и право пожизненного наследуемого владения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданами до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. В то же время предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не допускается. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность.
В отношении земельных участков организаций и физических лиц, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, следует отметить, что указанные лица налогоплательщиками нового земельного налога не являются - они будут уплачивать арендную плату.
1.2. Земельный участок как объект налогообложения.
Новая система налогообложения земли, на первый взгляд, по-прежнему подходит к определению объекта налогообложения. Как объектом налогообложения считаются земельные участки, так и объектом налогообложения нового земельного налога признаны земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования (гг. Москвы и Санкт-Петербурга), на которое распространяется действие нормативного правового акта о введении нового земельного налога, принятого представительным органом муниципального образования[[2]].
Рассматривая земельный участок в качестве объекта налогообложения новым земельным налогом, необходимо учитывать, что под земельным участком следует понимать часть поверхности земли (в том числе поверхностный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Исходным материалом для выявления границ земельного участка являются землеустроительная документация, материалы межевания объектов землеустройства, карты (планы) объекта землеустройства, утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект. Географическое описание и юридическо-техническое удостоверение земельного участка закреплены в документах государственного земельного кадастра.
1.3. Земельные участки, не являющиеся объектом налогообложения.
Раньше[[3]] не применялось понятие «земельные участки, не являющиеся объектом налогообложения». Теперь ситуация изменилась. При налогообложении земли в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации из объектов налогообложения исключаются отдельные виды земель: это, прежде всего, земли, изъятые из оборота (изъятие из оборота означает введение запрета или ограничений на отчуждение земельного участка). Важная роль в землях, изъятых из оборота[4], отведена земельным участкам, занятым находящимися именно в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением некоторых случаев[5],). Государственные природные заповедники представляют собой форму сохранения и восстановления типичных и уникальных природных комплексов, генофонда растительного и животного мира. Заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими некоммерческими учреждениями, создаваемыми с целью сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений, генофонда живых организмов, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Земли предоставляются государственным заповедникам на праве постоянного (бессрочного) пользования. Заповедники учреждаются Правительством Российской Федерации при условии согласия субъекта Российской Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Положение о конкретном заповеднике, его статусе утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
Что касается национальных парков, ими объявляются территории, природные комплексы и объекты которых имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями и относятся к объектам федеральной собственности. Земля предоставляется национальным паркам на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Помимо указанных к землям, изъятым из оборота и исключенным из объектов налогообложения новым земельным налогом, относятся земельные участки под находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
─ зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы;
─ зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
─ объектами организаций федеральной службы безопасности;
─ объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
─ объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
─ объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
─ объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
─ воинскими и гражданскими захоронениями;
─ инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
Большой круг земель, исключенных из объектов налогообложения новым земельным ст. 17 НК РФ, установившей обязательные элементы налогом, дополнен земельными участками, ограниченными в обороте, также не признаваемыми объектом налогообложения[[6]]. К таким участкам относятся земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации:
─ которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
─ предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
─ в пределах лесного фонда;
─ занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
При этом важно отметить, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Однако земельные участки, ограниченные в оборотоспособности, могут быть объектами гражданско-правовых сделок, но в частную собственность не предоставляются (исключения могут предусматриваться федеральными законами)[[7]].
1.4. Кадастровая оценка земель и налогооблагаемая база.
Глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации определяет налоговую базу для нового земельного налога в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков, соблюдая принципы «законно установленных налогов»[[8]]. При этом необходимо отметить, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Исходя из того, что налоговой базой земельного налога является кадастровая стоимость земли, важно иметь в виду отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра[[9]]. Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях государственного учета земель, контроля за их использованием и охраной, планирования и регулирования использования земельных ресурсов, оценки земель и установления обоснованной платы за землю, обеспечения защиты прав на землю организаций и физических лиц, информационного обеспечения гражданского оборота земли. При этом задачей государственного земельного кадастра является обеспечение всех заинтересованных лиц достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и местоположения земельных участков.
Основная документация государственного земельного кадастра состоит из Единого государственного реестра земель, кадастровых карт (планов) объектов учета и дежурных кадастровых карт (планов), которые воспроизводят в графической и текстовой формах сведения о местоположении земельных участков и территориальных зонах. К вспомогательной документации относятся книги учета документов и книги учета выданных сведений. Производной документацией являются реестр федеральных земель, реестры земель субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, национальные доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы) и другие документы. В кадастровых делах содержатся сведения заинтересованного лица или его уполномоченного представителя о формировании объекта и его последующем государственном кадастровом учете, решения органов государственной власти и местного самоуправления, судебных органов, копии постановлений и иных решений органов, осуществляющих государственный контроль за состоянием и использованием земель, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выписки из документов технического, государственного, ведомственного и иного учета отдельных видов недвижимого имущества, протокол согласования границ земельного участка и иные документы. В процессе государственного кадастрового учета производится формирование кадастрового дела объекта, нанесение объекта на дежурную карту (план), изготовление кадастровой карты (плана) объекта учета, присвоение объекту кадастрового номера и занесение сведений об объекте в Единый государственный реестр земель. Таким образом, ведение системы государственных записей дает возможность устанавливать эффективную базу дня взимания нового земельного налога. Информация об использовании земель является важным компонентом системы управления земельными ресурсами и используется в качестве основы для определения стоимости земельного участка для целей налогообложения уже в новом налоге на землю, исчисляемом от кадастровой стоимости земельного участка.
Одновременно заметим, что государственный земельный кадастр охватывает всю территорию страны. Задача разработки методов кадастровой оценки была возложена на Роснедвижимость. Модели массовой оценки базируются на системе массового определения стоимости и включают метод сравнения рынков, а также доходный и затратный методы. Различные типы методов применяются к различным категориям земель и видам землепользования в зависимости от факторов, влияющих на оценку земель. Учитывая, что государственная кадастровая оценка земель производится преимущественно для целей налогообложения[[10]], предусматривающей исчисление налоговой базы на основании кадастровой стоимости земельного участка, организациями системы Роснедвижимость разрабатывались методические материалы по оценке кадастровой стоимости земель сельскохозяйственных угодий, лесных земель, земель городских и сельских поселений, земель промышленности и других земель производственного назначения, земель садоводческих товариществ, земель рекреационного назначения, земель водного фонда, земель запаса. В настоящее время кадастровая оценка территории страны завершена примерно на 94 %.
Вместе с тем на стадии формирования кадастровой стоимости земли органам, осуществляющим государственную кадастровую оценку земли, остается определить кадастровую стоимость каждого земельного участка. Это необходимо сделать, поскольку организации, а также индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками нового земельного налога, должны теперь определять налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
За физических лиц налоговую базу определяют налоговые органы на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований.
При отмеченных принципах определения налоговой базы по земельному налогу определение ее в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок исходит из положения о том, что налоговая база определяется отдельно в части долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиком признаются разные лица, либо установлены различные налоговые ставки. Так, в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности. В отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Если организация приобретает здание, то к покупателю в этом случае переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью, и здесь налоговая база будет определяться пропорционально его доле в праве собственности на этот земельный участок. В другом случае, если здание покупают несколько лиц, то налоговая база будет определяться пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на это здание.
Также необходимо отметить, что при налогообложении новым земельным налогом для некоторых категорий физических лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму - в размере 10000 руб. на одного налогоплательщика в отношении каждого земельного участка: Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы; инвалидам I и II группы, установленной до 1 января 2004 г.; инвалидам с детства; ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и боевых действий; лицам, имеющим право на социальную поддержку в соответствии с законами «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; лицам, принимавшим в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах и другим лицам.
На подтверждение налогового вычета потребуются документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы (эти документы должны представляться в налоговые органы по месту нахождения земельного участка). В том случае, если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, то налоговая база принимается равной нулю (именно в этом - случае земельный налог не уплачивается).
1.5. Налоговый период.
Налоговым периодом по земельному налогу признан календарный год - период с 1 января по 31 декабря. Очевидно, что по итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога, причем отчетным периодом является I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При этом I квартал, полугодие и девять месяцев являются отчетным периодом только в отношении налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями. В отношении налогоплательщиков - физических лиц представительные органы муниципального образования при установлении земельного налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей. Как следует из представленных положений, права по установлению отчетного периода предоставлены представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), которые могут вообще не устанавливать отчетный период.
Необходимо указать, что определенность в отношении налогового периода отличает главу 31 Налогового кодекса Российской Федерации от ранее принятого Закона РФ[[11]]. Характеризуя земельный налог, указанный Закон ни разу не упомянул такого термина как «налоговый период».
Интересно также отметить, что земельный налог[[12]] исчисляется исходя из площади земельного участка и ставки земельного налога. Данный Закон определяет только средние ставки налога, которые должны быть установлены в том или ином регионе Российской Федерации, а конкретные ставки устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации (для земель сельскохозяйственного назначения) и органами местного самоуправления (для земель городов, рабочих, курортных и дачных поселков). При этом органы власти самостоятельно определяют критерии дифференциации налоговых ставок исходя из условий местоположения и градостроительной ценности земельных участков.
1.6. Категории земель.
По иному определяются налоговые ставки при введении нового земельного налога. При определении налоговых ставок, которые будут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, учитываются семь категорий земель. Известно также, что землепользователи обязаны использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
Именно поэтому необходимо напомнить, что земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
─ земли сельскохозяйственного назначения;
─ земли поселений;
─ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
─ земли особо охраняемых территорий и объектов;
─ земли лесного фонда;
─ земли водного фонда;
─ земли запаса.
Что касается налогообложения земель сельскохозяйственного назначения, оно производится с учетом требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственными угодьями признаются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.); в составе земель сельскохозяйственного назначения они имеют приоритет в использовании.
1.7. Отнесение земельных участок, ограниченных и изъятых в обороте, к земельным участкам, не признаваемым объектом налогообложения.
Не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации[[13]].
К земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации[[14]] относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
─ государственными природными заповедниками и национальными парками[[15]];
─ зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
─ зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
─ объектами организаций федеральной службы безопасности;
─ объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
─ объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
─ объектами, в соответствии с видами, деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
─ объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
─ воинскими и гражданскими захоронениями;
─ инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникации, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
Земельным кодексом Российской Федерации закреплено положение о том, что земельные участки, изъятые из оборота, не могут передаваться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством[[16]].
Рассматривая такие земельные участки, налоговым органам следует изучить все имеющиеся материалы (правоустанавливающие и иные документы) в отношении конкретного земельного участка и налогоплательщика.
Как следует из представленных перечней земельных участков, не признаваемых объектом налогообложения, они рассматриваются в первую очередь как отнесенные к федеральной собственности. Так, в федеральной собственности находятся следующие земельные участки:
1) которые признаны таковыми федеральными законами;
2) право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
3) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством[[17]].
В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки[[18]]. Таким образом земельные участки, изъятые из оборота, не могут передаваться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством[[19]].
Перечисляя круг объектов права федеральной государственной собственности, изъятых из оборота, Земельный кодекс Российской Федерации выделяет земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками[[20]].
При определении земель, исключенных из объектов налогообложения занятыми, находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.
Земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, относятся к землям особо охраняемых природных территорий[[21]].
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
─ государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
─ национальные парки;
─ природные парки;
─ государственные природные заказники;
─ памятники природы;
─ дендрологические парки и ботанические сады;
─ лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. При этом земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.
Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами). При этом положения о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается и утверждается Правительством Российской Федерации.
Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, т.е. являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.
Что касается национальных парков, ими объявляются территории, природные комплексы и объекты которых имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.
В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников, имеющих земельные участки, например для использования в целях организации и обеспечения регулируемого туризма и отдыха. Такие земельные участки подлежат налогообложению в установленном порядке, так как не являются землями, изъятыми из оборота.
Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления.
Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды[[22]].
В отношении изъятых из оборота земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Вооруженными Силами Российской Федерации является государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации[[23]].
Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Часть состава Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
К обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны[[24]].
К военной службе относится служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, других войсках, воинских формированиях и органах[[25]].
Согласно законодательству Российской Федерации к военной службе приравнивается служба в Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ[[26]].
Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования[[27]].
Утверждено Положение об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства, в котором установлены органы и организации, относящиеся к инженерно-техническим воинским формированиям и дорожно-строительным воинским формированиям[[28]].
Инженерно-технические воинские формирования и дорожно-строительные воинские формирования при Федеральном агентстве специального строительства (Спецстрое России) (далее - воинские формирования) являются составной частью сил, привлекаемых к обороне.
Воинские формирования и организации, входящие в их состав, по своей организационно-правовой форме могут быть федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, являющимися юридическими лицами, регистрация которых осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
Имущество воинских формирований является федеральной собственностью и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные воинским формированиям в соответствии с федеральным законодательством, находятся в федеральной собственности. Земельные участки, на которых расположены воинские формирования, в том числе являющиеся юридическими лицами, а по организационно-правовой форме - федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, находятся у них в постоянном (бессрочном) пользовании.
При определении земельных участков, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды.
Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федераций, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба[[29]]. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В их систему входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.
Здания, сооружения используются военными судами только в целях осуществления правосудия или организационного обеспечения своей деятельности и являются федеральной собственностью.
Таким образом, земельные участки под указанными объектами не являются объектом налогообложения земельным налогом.
В отношении земель, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности объектами организаций Федеральной службы безопасности.
Федеральная служба безопасности представляет собой единую централизованную систему органов Федеральной службы безопасности, осуществляющую решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации[[30]].
Земельные участки и имущество органов Федеральной службы безопасности (в том числе здания, сооружения, оборудование), созданные или приобретенные за счет средств федерального бюджета и иных средств, являются федеральной собственностью. Органы Федеральной службы безопасности могут иметь служебный жилищный фонд, формируемый в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
ФСБ России для выполнения задач, возложенных на органы и войска, и обеспечения их деятельности создает в установленном порядке структурные подразделения ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности, подразделения и организации, необходимые для реализации задач, возложенных федеральным законодательством на органы и войска, центры специальной подготовки, авиационные подразделения, а также подразделения специального назначения. При ФСБ России действует Академия криптографии Российской Федерации.
Земельные участки, закрепленные за указанными органами и организациями, не облагаются земельным налогом.
Что касается земель, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности объектами организаций федеральных органов государственной охраны, закрепленные за указанными организациями ФСО России, не являются объектом налогообложения земельным налогом.
При определении земель, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.
Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан[[31]]. Решение о создании (упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации.
Земли закрытого административно-территориального образования в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации. Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам.
Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного закрытого административно-территориального образования принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. Таким образом, занятые объектами федеральной собственности названные земли не подлежат налогообложению земельным налогом.
В отношении земель, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, необходимо иметь в виду следующее. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России подведомственна Минюсту России[[32]].
В связи с этим земельные участки, закрепленные за органами и учреждениями ФСИН России, не являются объектом налогообложения земельным налогом. Что касается земельных участков, закрепленных, в частности, за государственными унитарными предприятиями, казенными предприятиями, эти земельные участки подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
При определении земель, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности земельными участками под воинскими и гражданскими захоронениями[[33]].
При этом размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать 40 га. Размер земельного участка для федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать 40 га.
В отношении земельных участков, изъятых из оборота, занятых объектами инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникаций, возведенных в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации
В целях обеспечения защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации[[34]].
В интересах надлежащего содержания государственной границы Российской Федерации пограничным органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводится в бессрочное (постоянное) пользование земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль государственной границы на суше, а при необходимости - по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водоема[[35]].
Кроме перечисленных земельных участков, изъятых из оборота не признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, хотелось бы обратить внимание на не признаваемые объектами налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации. К земельным участкам, ограниченным в обороте, находящимся в государственной и муниципальной собственности относятся[[36]]:
─ земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
─ земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
─ земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;
─ земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
При этом отмечается, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Расскажем более подробно о том, как правильно относить земельные участки, ограниченные в обороте, к земельным участкам, не признаваемым объектами налогообложения.
В отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры[[37]].
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения.
Для того чтобы земельный участок, ограниченный в обороте, находящийся в государственной и муниципальной собственности, не признавался объектом налогообложения по земельному налогу, необходимо включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия (Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Кроме того, объект должен иметь паспорт объекта культурного наследия.
Не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд[[38]].
В целях обеспечения обороны земельные участки предоставляются для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил Флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.)[[39]].
В отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения безопасности.
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности[[40]].
Одной из основных функций МВД России является обеспечение общественной безопасности, которое непосредственно реализуется органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России[[41]].
Земельные участки, предоставленные МВД России и входящим в его систему организациям и подразделениям не являются объектом налогообложения земельным налогом[[42]].
В отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения таможенных нужд, предназначенные для размещения объектов таможенных органов, предоставляются в порядке отвода земель для государственных нужд в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. При этом земельные участки, отведенные для размещения объектов таможенных органов, предоставляются этим органам в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах лесного фонда[[43]].
Вместе с тем по вопросу о порядке уплаты земельного налога в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации за земельные участки, не относящиеся к землям лесного фонда, под зданиями и сооружениями федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Рослесхоза.
Льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах[[44]].
Освобождаются от внесения платы за землю лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющие ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к законодательству о налогах и сборах не относится, поэтому при применении льгот по земельному налогу следует руководствоваться нормами главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации[[45]].
Однако согласно главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, не относящихся к землям лесного фонда, под зданиями и сооружениями федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Рослесхоза, налоговых льгот по земельному налогу не предусмотрено, в связи с чем эти организации уплачивают земельный налог в общеустановленном порядке.
Не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами[[46]].
К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, землями водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов[[47]]. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд. При этом водным объектом является сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима[[48]].
Обособленным водным объектом (замкнутым водоемом) признается небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка[[49]].
В Российской Федерации устанавливается федеральная собственность на водные объекты. При этом муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты[[50]]. Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются федеральной собственностью[[51]]. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. Именно поэтому не являются объектом налогообложения только земельные участки в землях водного фонда, ограниченные в обороте и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, следовательно, земельные участки в землях водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в частной собственности граждан и юридических лиц, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке[[52]].
Заключение.
1). Собственниками земли признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются собственниками земли лица у которых находятся земельный участки на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
2). Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
3). Не являются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
─ государственными природными заповедниками и национальными парками;
─ зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
─ зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
─ объектами организаций федеральной службы безопасности;
─ объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
─ объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
─ объектами, в соответствии с видами, деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
─ объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
─ воинскими и гражданскими захоронениями;
─ инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникации, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
4). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Она определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки. Для отдельных категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования. Уменьшение производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
5). Налоговым периодом по земельному налогу признан календарный год - период с 1 января по 31 декабря. По итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога, причем отчетным периодом является I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При этом I квартал, полугодие и девять месяцев являются отчетным периодом только в отношении налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями. В отношении налогоплательщиков - физических лиц представительные органы муниципального образования при установлении земельного налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей. Как следует из представленных положений, права по установлению отчетного периода предоставлены представительным органам муниципальных образований, которые могут вообще не устанавливать отчетный период.
6). Земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
─ земли сельскохозяйственного назначения;
─ земли поселений;
─ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
─ земли особо охраняемых территорий и объектов;
─ земли лесного фонда;
─ земли водного фонда;
─ земли запаса.
7). Не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
─ государственными природными заповедниками и национальными парками;
─ зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
─ зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
─ объектами организаций федеральной службы безопасности;
─ объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
─ объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
─ объектами, в соответствии с видами, деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
─ объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
─ воинскими и гражданскими захоронениями;
─ инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникации, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
Список литературы:
1). Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. – Новосибирск: Изд-во Сибирское университетское, 2006.
2). Н.Г. Дмитриева. Налоги и налогообложения. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
3). Н.В. Голубева. О новом порядке налогообложения.// Бухучет. Официальные материалы, 2006, №13.
4). Н.В. Голубева. Об отнесении земельных участков, ограниченных и изъятых в обороте, к земельным участкам, не признаваемым объектами налогообложения. // Бухучет. Официальные материалы, 2006, №10.
5). ФЗ № 141 от 29.11.04 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
6). Закон РФ от 11.10.91 № 1738-1.
7). Земельный кодекс Российской Федерации.
8). ФЗ от 02.01.00 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (с изм. и доп.).
9). ФЗ от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (с изм. и доп.).
10). ФЗ от 17.07.01 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».
11). ФЗ от 14.03.95 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях» (с изм. и доп.).
12). Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.91 № 48 «Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
13). ФЗ от 31.05.96 № 61-ФЗ «Об обороне» (с изм. и до).
14). ФЗ от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
15). Указом Президента РФ от 16.08.04 № 1084 «Вопросы Федерального агентства специального строительства».
16). Федеральный Конституционный закон от 23.06.99 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».
17). ФЗ от 03.04.95 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (с изм. и доп.).
18). Закон РФ от 14.07.92 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (с изм. и доп.).
19). Указ Президента РФ о 13.10.04 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (с изм. и доп.).
20). Закон РФ от 12.01.96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с изм. и доп.).
21). Закон РФ от 01.04.93 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации».
22). ФЗ от 25.06.02 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») (с изм. и доп.).
23). Закон РФ от 05.03.92 № 2446-1 «О безопасности».
24). Указ Президента РФ от 19.07.04 № 927.
25). Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 № 5.
26). Лесной кодекс Российской Федерации.
27). Водный кодекс Российской Федерации.
Приложение.
ПРИМЕР 1.
Рассмотрим вопрос том, как следует платить налог за земли государственного природного национального парка в случае предоставления земельного участка национального парка иному землепользователю, например рыболовецкому колхозу?
При определении налогоплательщика необходимо руководствоваться следующими нормами законодательства. Согласно п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень таких земель установлен п. 4 ст. 27 ЗК РФ, в соответствии с которым к ним относятся, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ). При этом земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Земли национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не нарушает режима использования земель национальных парков (п. 6 ст. 95 ЗК РФ).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.08.96 № 926 в аренду сроком до 50 лет могут быть предоставлены земельные участки и природные объекты, которые находятся в пользовании (владении) национальных парков и передача которых в аренду допускается законодательством Российской Федерации.
Предположим, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации на территории Красноярского края создан национальный парк, которому предоставлено в пользование 6000 га земель государственного лесного фонда. При этом в состав данного национального парка включены земли рыболовецкого колхоза без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Принимая во внимание изложенное, земельный участок, изъятый из оборота, находящийся в федеральной собственности, занятый национальным парком, не является объектом налогообложения по земельному налогу.
В то же время, учитывая нормы п. 2 ст. 389 НК РФ, п. 4 ст. 27 и п. 6 ст. 95 ЗК РФ, земли рыбколхоза, входящие в состав национального парка, не должны рассматриваться в качестве земель, изъятых из оборота, и поэтому должны признаваться объектом налогообложения по земельному налогу.
ПРИМЕР 2.
Согласно свидетельству на право бессрочного (постоянного) пользования землей рыболовецкому колхозу "Беломор" постановлением главы администрации предоставлен на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок для сельскохозяйственного использования площадью 8000 га, в том числе болото - 1000 га.
Земельный участок, предоставленный для сельскохозяйственного использования, в том числе болото (водный объект), занятый рыболовецким колхозом "Беломор", должен признаваться объектом налогообложения по земельному налогу, поскольку не является земельным участком, ограниченным в обороте, находящимся в государственной собственности.
[1] (5)
[2] (6)
[3] (6)
[4] (7) ст. 27 п. 4
[5] (7) ст. 95
[6] (1) ст. 389 п. 2-5
[7] (7) ст. 27 п. 2
[8] (1) ст. 17
[9] (8)
[10] (1) Гл. 31
[11] (6)
[12] (6)
[13] (1) ст. 389 п. 2
[14] (7) ст. 27 п 4
[15] (7) ст. 95
[16] (7) ст. 27
[17] (7) ст. 17 п. 1
[18] (10)
[19] (7) ст. 27 п. 4
[20] (7) ст. 95
[21] (7) ст. 95, (11), (12)
[22] Пример 1
[23] (13) ст. 10
[24] (13) ст. 1
[25] (14) ст. 2
[26] (14) ст. 8
[27] (13) ст. 6
[28] (15)
[29] (16)
[30] (17)
[31] (18)
[32] (19)
[33] (20)
[34] (7) ст. 93 п. 3
[35] (21) ст. 8
[36] (1) ст. 389 п. 2
[37] (22) ст. 3
[38] (1) ст. 389 п. 2 пп. 3
[39] (7) ст. 93
[40] (23) ст. 8
[41] (24)
[42] (24) п. 5
[43] (1) ст. 389 п. 2 пп. 4
[44] (25) п. 15
[45] (26) ст. 103
[46] (1) ст. 389 п. 2 пп. 5
[47] (7) Ст. 102
[48] (27) ст. 1
[49] (27) ст. 1
[50] (27) ст. 34
[51] (27) ст. 35
[52] Пример 2