Доклад: Нетаниягу Бинджамин
(р.1949)
Генеральная прокуратура Израиля приняла решение закрыть уголовное дело против бывшего премьер-министра Биняьмина Нетаниягу. Он обвинялся в присвоении государственных средств, взяточничестве, мошенничестве и отказе сотрудничать со следствием. Теперь ему открыт путь в 'большую политику'. Как говорят друзья бывшего премьера, за полтора года, прошедшие после его поражения на выборах, Нетаньягу изменился. Сегодня это уже другой Биби, как называют его товарищи по партии.
Накануне первых прямых выборов премьер-министра, проходивших в Израиле 29 мая 1996 года, опросы общественного мнения единодушно предрекали победу и. о. главы правительства, лидеру Партии труда (Авода) Шимону Пересу. Поддерживавшие его средства массовой информации перешли все дозволенные границы в злобных нападках на второго претендента - председателя блока правых партий 'Ликуд' Биньямина Нетаниягу.
Но тогда был день его триумфа...
Едва стали известны результаты выборов, многие СМИ, ранее поливавшие Нетаниягу на чем свет стоит, сразу же сменили тон. Он стал для них - 'политиком нового поколения с яркими качествами лидера, с жесткой хваткой, с трезвой реакцией, с воображением и умением улавливать динамику глобальных процессов'. Они вдруг вспомнили, что у Биби 'есть разностороннее образование, прошлое боевого офицера, опыт в бизнесе и дипломатии'.
Действительно, послужному списку Нетаниягу мог позавидовать любой израильский политик, карабкавшийся к вершине власти.
Возраст: 48 лет. Родители: Бенцион и Циля, выходцы из России. Семейное положение: женат, трое детей. Место жительства: Иерусалим. Образование: высшее, Массачусетский технологический институт, бакалавр архитектуры, магистр экономики. Опыт работы: директор отдела международной фирмы экономических консультаций 'Бостон консалтенс', генеральный директор израильской фирмы 'Рим'. Военная служба: пять лет в спецназе генерального штаба, майор запаса. Участие в боевых действиях: тайная миссия в Сирии, захват семи сирийских генералов в Ливане, освобождение заложников в самолете 'Сабена' в аэропорту Бен-Гуриона. Дипломатическая служба: первый секретарь посольства Израиля в США, глава израильской делегации в ООН. Политическое прошлое: заместитель министра иностранных дел, заместитель министра в канцелярии премьер-министра, координатор по организации мирной конференции в Мадриде. Общественная деятельность: обнародование тайных документов нацистских преступников, хранившихся в архивах ООН, обмен Натана Щаранского (репатриировался из СССР в Израиль в 1986 году) на советского разведчика, арестованного в США. Мировая известность: созыв двух международных конференций по борьбе с терроризмом. Аналитический труд: 'Место под солнцем'. Жизненное кредо: лучшая позиция - наступательная, а не оборонительная.
Свое кредо Нетаниягу подтвердил в предвыборной кампании.
Нет - созданию палестинского государства.
Нет - разделу Иерусалима.
Нет - уходу Израиля с Голанских высот.
По признанию Нетаниягу, его три 'нет' должны были продемонстрировать всему миру, что к власти в Израиле пришел человек, который, прежде всего, заботится об интересах своей страны, а вовсе не о том, что пишут и говорят о нем СМИ.
Было бы странным, если бы новый премьер-министр, едва приступив к исполнению обязанностей, вдруг отказался от этих краеугольных камней своей политической концепции. Ведь именно благодаря ей он получил большинство голосов избирателей. Не удивительно, что вскоре он приобрел прозвище 'господин три нет'.
Нетаниягу заявил, что 'хочет быть премьер-министром всего народа - правых и левых, религиозных и нерелигиозных, евреев и арабов'. Но эта борьба за единство народа и широкую популярность была, по мнению наблюдателей, заранее проиграна. Ведь что бы он ни сделал и что бы ни сказал, левые все равно не простят ему самой главной вины: одержанной на выборах победы.
В одном из интервью он признался:
- Мне досталось очень тяжелое наследство...
С этим нельзя не согласиться. Экономика страны была в плачевном состоянии. Инфляция, что называется, галопировала, национальный долг резко возрос, дефицит внешнеторгового баланса выражался астрономической цифрой.
Поселенцы открыто выражали недовольство половинчатой политикой в области нового строительства на контролируемых территориях. Соратники по партии были недовольны контактами Нетаниягу с лидером Организации освобождения Палестины Ясиром Арафатом. Заметно усилилось давление со стороны короля Иордании Хуссейна и президента Египта Хосни Мубарака. А нажим со стороны США, как писали израильские газеты, 'приобрел невиданные прежде масштабы'.
- Большинство израильских премьер-министров уделяли все свое внимание вопросам внешней политики, - любил повторять Нетаниягу. - Я же посвящу значительную часть своего времени проблемам экономики. Я настроен решительно и оптимистично, ибо верю, что израильская экономика обладает большим потенциалом.
Несмотря на совершенные ошибки, Нетаниягу, тем не менее, с первых шагов доказал, что умеет сочетать политическую жесткость с прагматизмом, быстро ориентируется, способен принимать волевые решения. Эти качества он в полной мере продемонстрировал во время первой зарубежной поездки.
Адрес был известен заранее - Вашингтон. Ему хотелось как можно быстрее ознакомить 'большого брата' со своей политической программой, установить нормальные отношения с руководством администрации и конгресса. Одним словом, расставить точки над 'и'...
Как признали потом американские газеты, это была не только рабочая поездка, но и победное турне человека, к которому еще совсем недавно в Белом доме относились с едва скрываемым пренебрежением. Более того, впервые за всю историю отношений между двумя странами американский президент вмешался в предвыборную кампанию и совершенно однозначно поддержал Шимона Переса. Нетаниягу для Билла Клинтона как бы и не существовало.
Визит нового премьер-министра в США с лихвой компенсировал недостаток внимания к нему, проявленный еще недавно мировой прессой. По существу, он превратился в сплошное шоу, во время которого Нетаниягу дал десятки интервью, выступил в большинстве самых престижных программ.
Первым шагом на пути 'завоевания' Америки стал блестящий английский язык. Пожалуй, впервые перед американцами предстал израильский лидер, говорящий на их родном языке практически без акцента, с богатой образной речью, совершенно точно выражающей именно то, что хочет сказать.
Другим, не менее важным, слагаемым успеха стало не то, как Нетаниягу говорит, а то, что он говорил. Привыкшие к тому, что между предвыборными обещаниями и реальной политикой существует известная дистанция, американцы были приятно поражены тем, что, оказывается, есть еще в мире политические деятели, которые и до, и после прихода к власти придерживаются неизменных принципов и открыто их выражают. Таких политиков уважают даже те, кто не разделяет их взглядов.
И, наконец, третий фактор: умение сказать в каждой аудитории о самом для нее важном, и убедительно изложить свою позицию в данном вопросе.
Закон о прямых выборах главы правительства позволил Нетаниягу стать одним из самых независимых премьеров страны.
Позднее, правда, наблюдатели отмечали, что его канцелярия работала так, как будто он по-прежнему был лидером оппозиции. Никто не знал четко своих функций и обязанностей. Никто не мог сказать, где кто из сотрудников находится. Зато велась постоянная борьба за участие в составлении расписания рабочего дня премьер-министра.
Стиль правления Нетаниягу был 'домашним' и олигархическим. Мнение профессионалов он игнорировал, полагаясь на своих приближенных, которые специалистами, увы, не были.
Надо признать, что ни премьер-министр, ни его ближайшее окружение опыта управления государством не имели. Это, разумеется, отразилось на их работе. Ошибки следовали одна за другой. Как отмечала тель-авивская газета '24 часа', обещанные Нетаниягу мир, безопасность и экономическое процветание, звучат в его устах издевательством.
Биби допускал ошибки не только в политических вопросах. Так, например, никто не подсказал ему, что не следует посещать с супругой шикарный ресторан в годовщину убийства премьер-министра Ицхака Рабина. Никто не подсказал ему, как народ воспринимает то, что он повсюду возит за собой жену.
Кстати о жене... Израильские журналисты объяснили, что те, кто считал Сарру Нетаниягу первой леди Израиля, ошибались. Если следовать формальной субординации, то первая - это супруга тогдашнего президента страны Реума Вейцман. В отсутствие главы государства его обязанности исполняет спикер кнессета (израильский парламент). Следовательно, его жена - вторая леди. И лишь потом идет супруга премьер-министра.
Судя по всему, имиджмейкера у Биби никогда не было. Его не волновало, какой образ он создает. Премьер-министр просто махнул рукой на СМИ, поскольку знал, что его будут критиковать за все, что он делает и не делает.
Стиль работы Биби коренным образом отличался от стиля его предшественников. Рабин и Перес назначали первые встречи на семь утра, работали в канцелярии до одиннадцати вечера и даже дома продолжали изучать документы.
Если Биби прибывал в офис в восемь утра, это означало, что случилось нечто необычное. Чаще всего он появлялся в девять, а то и в десять часов утра. Он постоянно отменял встречи, назначенные на утренние часы. Вечерами тоже не засиживался в кабинете. Зато часто устраивал вечерние совещания у себя дома.
Домой, как правило, приезжали приближенные - члены так называемой 'пятерки'. Официальные лица - министры, руководители ведомств - домой не приглашались. С ними, как, впрочем, и руководителями секретных служб, Биби поддерживал исключительно служебные отношения.
Таким образом, наиболее важные решения Нетаниягу принимал после консультаций с 'пятеркой'. Рабин и Перес встречались с руководителями спецслужб чуть ли не каждый день, ибо полученная информация была для них весьма существенным фактором при принятии решений.
В своей книге 'Место под солнцем' Нетаниягу утверждал, что Иордания - это 'и есть палестинское государство, и другого палестинцам не нужно'. Хотя книга писалась давно, еще до заключения мира с Иорданией, и предназначалась американскому читателю, в Аммане не скрывали, что со времени прихода Нетаниягу к власти, здесь не могут понять, на чем основана его политика.
Непонимание израильской политики и политики премьер-министра было характерно не только для Иордании, но и для других стран региона. Впрочем, и в самом Израиле политический курс главы правительства не вселял оптимизма.
За свою деятельность в течение ста дней Нетаниягу получил оценку 'шесть' (по десятибальной системе). Говоря языком школьников, премьер-министр в разряд 'отличников' и 'хорошистов' не попал. Но и не провалился.
Впрочем, ошибки и просчеты Нетаниягу можно отчасти объяснить тем, что Израиль не знал такого многослойного правительства. Правые, крайне правые, экстремисты, центристы, умеренные, ультра-ортодоксы, лидеры национально-религиозного лагеря... Что ни министр - то представитель либо партии, либо движения, либо просто чьего-нибудь крыла. Добавьте ко всему жуткие амбиции, непоколебимые принципы, бескомпромиссные позиции каждого из членов кабинета - и станет ясно, почему и речи быть не могло о высоких оценках деятельности нового премьер-министра.
Его оппоненты другого мнения. Проблема, как они заявляли, заключалась в том, что Нетаниягу, уверовав в свою гениальность, маневрировал настолько неумело, что в короткий срок умудрился довести страну до положения, в каком она не оказывалась никогда прежде. Он действовал настолько бездарно и безответственно, что поставил Израиль перед опасностью, как военного, так и экономического характера.
Биби Нетаниягу - человек весьма эмоциональный. А политик - молодой. Да и лидер, по объективным причинам, достаточно малоопытный. Его эмоции часто брали верх над мудростью государственного деятеля. Выдержит ли он на этот раз экзамен перед обществом?
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.middleeast.narod.ru/