Курсовая работа: Банковская система Республики Беларусь

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА.. 4

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ.. 11

3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ  16

3.1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 16

3.2. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 26


ВВЕДЕНИЕ

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны.

Для Беларуси эта тема особенно актуальна. Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. Долгие годы административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, и в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. Роль банков так часто игнорировалась, их экономическое назначение было до такой степени снижено, что даже сейчас, когда наша страна начала жить по иным экономическим законам, многие люди - а среди них и государственные чиновники, и промышленники, и торговцы - не уделяют деятельности банков того внимания, которое оно заслуживает.


1. СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.[1]

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.[2]

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.).[3]

Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония - 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей наличноденежной массы. Он хранит официальные золото-валютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.

По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве “кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита).

Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала ( с участием государства, иностранного капитала и др. ), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков делятся на собственные ( уставной фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли ) и привлеченные ( средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д. ).

Инвестиционные операции коммерческих банков связанны в основном с куплей-продажей ценных бумаг правительства и местных органов власти. После кризиса 1929-1933 гг. в США, Франции, Великобритании, в ряде других стран коммерческим банкам запрещено участвовать в выпуске и покупке ценных бумаг частных предприятий небанковского сектора. Этот запрет в настоящее время преодолевается путем открытия банком трастовых отделов и учреждения трастовых компаний, управляющих имуществом клиентов по доверенности (в США 2/3 этого имущества представлено ценными бумагами корпораций).

Коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, активно расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных консорциумах (банковских синдикатах).

Инвестиционные банки (в Великобритании - эмиссионные дома, во Франции - деловые банки) специализируются на эмиссионно-учредительных операциях. По поручению предприятий о государства, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, инвестиционные банки берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности о их размещению и организации вторичного обращения. Учреждения этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды. Хотя доля инвестиционных банков в активах кредитной системы сравнительно невелика, они благодаря их информированности и учредительским связям играют в экономике важнейшую роль.

Сберегательные банки ( в США - взаимосберегательные банки , в ФРГ - сберегательные кассы) - это, как правило, небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским и ипотечным кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и государственных ценных бумаг. Сберегательные банки выпускают кредитные карточки.

Ипотечные банки - учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций.

Ипотечный кредит - это долгосрочная ссуда, выдаваемая ипотечными, коммерческими банками, страховыми и строительными обществами и другими финансово-кредитными учреждениями под залог земли и строений производственного и жилого назначения. Ипотечный кредит применяется главным образом в сельском хозяйстве, а также в жилищном и других видах строительства. В результате увеличивается размер производительно используемого капитала.

Коммерческими банками, фирмами - поставщиками оборудования, финансовыми компаниями предоставляются кредиты промышленно-торговым корпорациям под залог машин и оборудования. В этом случае сумма ипотечного кредита ниже рыночной стоимости закладываемого оборудования и других активов корпораций. Кроме того, размеры ипотечного кредита уменьшаются в зависимости от степени износа закладываемого оборудования.

Процентные ставки по ипотечному кредиту определяются спросом и предложением и дифференцируются в зависимости от финансового положения заемщика.

Ипотечный кредит широко распространен в странах с рыночной экономикой. Ссуды выделяются на жилищное и производственное строительство под высокий процент (10-20%).

Банки потребительского кредита - тип банков, которые функционируют в основном, за счет кредитов, полученных в коммерческих банках, и выдачи краткосрочных и среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования и т.д.

Главную роль в банковском деле играют банковские группы, в составе которых выделяются головная компания (крупный банк - холдинг), филиалы (дочерние общества), а также представительства, агентства, отделения.

Банковский холдинг представляет собой держательскую (холдинговую) компанию, владеющую пакетами акций и иных ценных бумаг других компаний и осуществляющую операции с этими ценными бумагами. Помимо чистых холдингов, занимающихся только указанными операциями , существуют смешанные холдинги, которые, кроме того, ведут предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики. В этом случае холдинг создается, как правило, в связи с основанием головной компанией дочерних производственных фирм. Холдинговые компании могут иметь сложную структуру, когда головной холдинг контролирует через систему участий, т.е. через владение акциями, дочерние компании-холдинги, в свою очередь, являющиеся держателями акций различных фирм. Материнская (головная) холдинговая компания получает прибыль за счет дивидендов на контролируемые ею акции дочерних компаний, а также в некоторых случаях за счет перевода части прибыли дочерних компаний на основе специальных соглашений. Холдинг, обычно, выступает в качестве собственника контрольного пакета акций, что позволяет ему оказывать решающее влияние на функционирование подконтрольных компаний. Как правило, холдинги могут иметь различные правовые формы: обществ с ограниченной ответственностью, товариществ, компаний, акционерных обществ. Наиболее распространены холдинги, организованные как акционерные общества (в том числе и с участием государства).

Особенностью банковских групп является наличие в их составе филиалов. Банковский филиал выступает как юридическое лицо, регистрируется в местных органах власти и считается резидентом страны требования, имеет самостоятельный баланс. Он может выполнять все те же операции, что и банк-учредитель, но может быть и специализированным. Крупные банки часто основывают филиалы, занимающиеся факторингом, лизингом, консультациями. Пользуясь юридической независимостью филиалов, коммерческие банки осуществляют через них запрещенные сделки с ценными бумагами компаний небанковского сектора.

В отличие от филиала представительство, агентство и отделение юридическими лицами не являются и не имеют самостоятельного баланса. Представительство занимается лишь сбором информации, поиском клиентов и рекламой. Коммерческая деятельность представительствам запрещена. Агентство уполномочено осуществлять активные банковские операции (кредитные и инвестиционные), расчетное обслуживание. Однако эти операции оно проводит за счет банка-учредителя, так как само агентство не имеет права принимать вклады и, следовательно, не располагает собственной ресурсной базой. Отделение, в отличие от агентства, проводит как активные, так и пассивные операции. Перечень их может совпадать с перечнем операций банка-учредителя или ограничиваться какой-то его частью.

Банки по характеру собственности делятся на: частные, кооперативные, муниципальные (коммунальные);государственные, смешанные;созданные с участием государства.[4]

В банковском деле, как и в промышленности, свободная конкуренция неизбежно вызывает концентрацию. Одни банки поглощаются более могущественными конкурентами , другие, формально сохраняя самостоятельность, фактически попадают под власть более сильных конкурентов. Происходит слияние, “сплетение” банков. Число банков сокращается, но вместе с тем увеличиваются их размеры, возрастает объем операций. В каждой стране выделяются немногие крупнейшие банки, на счетах которых собираются огромные суммы свободных средств, ищущих прибыльного применения.

Конкуренция наблюдается как между отдельными банками, так и между крупнейшими союзами банковского капитала. У последних все более усиливается стремление к монополистическому соглашению, к объединению банков. Крупные финансовые операции - размещение государственных займов, организация крупных акционерных обществ - все чаще осуществляются не каким-либо отдельным банком, а при помощи соглашения между несколькими ведущими банками.

Централизация банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков. Банковские объединения - это банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском деле.

Существуют несколько форм банковских объединений.[5]

Банковские картели - это соглашения, ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную конкуренцию между ними путем согласования и установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной политики и т.п.

Банковские синдикаты, или консорциумы - соглашения между несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых операций.

Банковские тресты - это объединения, возникающие путем полного слияния нескольких банков, причем происходит объединение капиталов этих банков и осуществляется единое управление ими.

Банковские концерны - это объединение многих банков, формально сохраняющих самостоятельность , но находящихся под финансовым контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций.

В конкурентной борьбе крупные банки имеют решающие преимущества перед мелкими. Во-первых, они обладают большими возможностями для привлечения вкладов, так как вкладчики предпочитают помещать свои средства в крупные, более солидные и устойчивые банки, а не в мелкие, которые чаще терпят крах. Во-вторых, крупные банки обычно обладают сетью филиалов (отделений, агентств, контор), расположенных во многих городах, чего не имеют мелкие банки. В-третьих, у крупных банков издержки по ведению операций относительно меньше вследствие большего масштаба этих операций. Это позволяет крупным банкам взимать меньшую плату с клиентов за выполнение для них расчетных и кредитных операций, что, естественно, привлекает клиентуру. Превосходство крупных банков еще более усиливается из-за широкого применения компьютеров и другой вычислительной техники.

В борьбе с банками-аутсайдерами банковские объединения прибегают к различным методам конкурентной борьбы: с помощью рекламы, путем открытия своих филиалов в районе деятельности аутсайдеров и переманивания клиентов посредством предоставления им тех или иных льгот. Борьба за клиентуру ведется и между самими банковскими объединениями; каждый крупный банк стремится переманить клиентов у других крупных банков.

Между банковскими объединениями ведется также борьба за контроль над предприятиями, в которых они участвуют. Если, например, акциями промышленной компании владеют несколько крупных банков, то каждый из них стремится продвинуть на руководящие посты в этой компании своих представителей, чтобы оказывать наибольшее влияние, а следовательно, получать наибольшие выгоды для ведения денежно-кредитных операций.


2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Для того, чтобы понять сущность любого явления, необходимо знать историю его развития, основные этапы его эволюции от простых форм к более сложным и разнообразным. Не являются исключениями и такое понятие как " банки и банковская система ".

Первые упоминания об обособленных кредитных операциях относятся к шестому веку до новой эры. В Древнем Вавилоне практиковалась вкладная операция: прием вкладов и уплата по ним процентов. Эти же операции в четвертом веке до новой эры практиковались и в Греции. Наряду с приемом вкладов греки за известную плату производили обмен денег. Затем первые банкиры поняли, что огромные денежные богатства, накопленные ими, лежат без дела. Деньги начали отдавать во временное пользование, на них открывали самостоятельные торговые и ремесленные предприятия. Залогом при этом обычно выступали корабли и товары, иногда - дома, драгоценные вещи, рабы. Предоставление банковской ссуды сопровождалось взиманием высоких процентов, уровень которых доходил до 36% годовых[6].

Вместе с кредитными операциями древних банков постепенно стали развиваться и расчеты по обслуживанию вкладчиков. Расчеты производились с помощью так называемого "трансферита", т.е. переноса денежных средств с одной таблицы (счета) на другую.

Постепенно клиентура банков расширялась. Услуги, предоставляемые банками, привлекали деловых людей. Соответственно, и банки старались угодить клиентам, предлагая все новые удобства. Так, банки стали выполнять работу доверителей по составлению договоров между клиентами, выступать посредниками в торговых сделках.

Однако несправедливо было бы считать, что все эти операции древнего товарно-денежного обращения свидетельствуют о функционировании банка. Несомненно, банк - это гораздо более сложный институт и его нельзя охарактеризовать описанием нескольких простейших кредитно-денежных операций. По поводу времени возникновения банка в современном понимании этого слова мнения исследователей расходятся.

Некоторые авторы считают, что банк, как особый институт товарного хозяйства, возник не в связи с развитием товарно-денежных отношений на ранних этапах товарного хозяйства, а только в тот их период, когда нужна была сеть специальных учреждений, которые регулировали бы запутанное денежное обращение и производили в более широких масштабах кредитные операции. Отсюда выдвигается предположение, что банк возник только на такой стадии развития кредита, когда без его помощи не могли нормально функционировать капиталистические предприятия. Таким образом, банк воспринимается исключительно как явление капиталистического хозяйства.

Распространена и другая точка зрения. В "Словаре русского языка" Ожегова банк характеризуется как "крупное кредитное учреждение". Следовательно, речь идет о степени развития банковского дела, о том, какие операции выполняет кредитор по обслуживанию клиентов. Ростовщик становится банкиром, когда выполняемые им кредитные операции становятся системой. Кредит перестает удовлетворять чисто потребительские наклонности заемщика и выдается на проведение хозяйственных операций. Признаком банка является и то, что кредит в своей системе становится платным. Ссудный процент при этом не только покрывает расходы банкирского дома, но и обусловливает производительное использование заемщиком ресурсов, полученных им во временное пользование. Наряду с совершением кредитных сделок кредитор начинает выполнять расчетные и другие операции по распоряжению своих клиентов. Следовательно, банк - это такая ступень развития кредитного дела, при которой кредитные, денежные и расчетные операции стали концентрироваться в едином центре. Если такая точка зрения верна, то первые банки возникли задолго до мануфактурной стадии производства, в период становления государства, на этапе достаточно оживленного развития товарного обмена, денежных и кредитных отношений. А по свидетельству истории, такого рода отношения были уже в рабовладельческом обществе.

В настоящее время никто еще не поставил точку в этом споре. Оба подхода имеют право на существование, и лишь недостаток обоснованных исторических фактов не позволяет определить, кто из исследователей находится ближе к истине. Несомненно только одно - банк имеет долгую историю поступательного, эволюционного развития; этот хозяйственный институт играл и играет важную роль в развитии и функционировании экономики.

Про банковскую систему, существовавшую в СССР, сказать можно немного, в основном потому, что она лишилась своей сущности, была превращена из независимого экономического института в обезличенный придаток административно-командной модели управления. До революции в России, как и в западных странах, существовала трех-четырехъярусная структура кредитной системы, приспособленная для обслуживания рыночных отношений: центральный банк - 1 ярус, коммерческие и земельные банки - II, страховые компании - III. В годы НЭПа кредитная система, разрушенная революцией и войной, возродилась, но уже в двухъярусном виде: Госбанк и сеть банков различных форм собственности и специализации. Все оно базировались на кредитно-золотой основе денег и обслуживали потребности рыночного хозяйства.

В 30-е гг. кредитная система была реорганизована и приобрела чрезмерно укрупненный и централизованный вид. Вместо разветвленной кредитной системы осталось три банка (Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли) и система сберкасс. Это было обусловлено не экономическими потребностями, а политизацией всех сфер экономики. Такая система имела множество недостатков:

- выполнение банками роли второго госбюджета, на долю которого приходилось списание долгов предприятиям, особенно в сфере с/х;

- потеря банковской специализации;

- монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;

- слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью различных сфер;

- неконтролируемая эмиссия кредитных и бумажных денег. Эти и другие недостатки отражали слабую эффективность банковской системы в ее воздействии на производство.

Экономическая реформа, начатая в СССР в 1985 г., затронула и банковскую сферу. Начало преобразований относится к 1987 г., когда Госбанк СССР лишился своих монопольных функций и был отстранен от непосредственной работы с клиентами. Было созданы 5 государственных специализированных банков: Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сберегательный банк СССР. Специализация должна была приблизить банки к конкретным отраслям хозяйства, к каждому отдельному предприятию, чтобы обеспечить им качественное кредитно-кассовое обслуживание и партнерское участие банков в их деятельности. В какой-то степени эти требования были выполнены, однако эта реформа породила больше негативных, чем позитивных моментов:

- в деятельности банков преобладали управленческие функции;

- банки по-прежнему оставались государственными;

- сохранился их монополизм по отношению к клиентам;

- распределение кредитных ресурсов производилось по вертикали;

- банки продолжали субсидировать предприятия и отрасли, скрывая низкую ликвидность, не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами; - увеличились издержки на содержание банковского аппарата;

- реорганизация не затронула деятельность таких важных кредитных источников, как страховые учреждения.

Пожалуй, единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение банковских расчетов и большая специализация в банковском деле.

Новым этапом в развитии банковской системы страны стал отход от монополизма путем создания коммерческих банков на паевых началах, которые действовали на принципах полного хозяйственного расчета. Летом 1988 г. был принят Закон о кооперации в СССР, предусматривающий возможность создания кооперативных банков, первый из которых появился уже 24 августа 1988 г. Новые банки создавали кооперативы, государственные предприятия и общественные организации. 06 их развитии говорят следующие данные: на 3 августа 1990 г. Госбанком СССР было зарегистрировано 358 коммерческих и кооперативных банков. Общая сумма объявленного уставного фонда составила около 4 млрд. руб., из которых оплаченный капитал был равен 2,9 млрд. руб. По состоянию на ту же дату банки привлекли от клиентов на расчетные счета и депозиты 11,6 млрд. руб.

Рыночные отношения в банковской деятельности не всегда устанавливались легко и безболезненно. Бывали случаи, когда учреждения специализированных банков задерживали перечисление паевых взносов со счетов пайщиков, препятствовали перечислению средств в депозиты и вклады, что ограничивало хозрасчетную самостоятельность предприятий, отказывались открывать коммерческим банкам корреспондентские счета. Нарушались права клиентов на свободный выбор банков для своего обслуживания.

Большинство коммерческих и кооперативных банков выполняли ограниченный круг операций: за счет собственных и привлеченных ресурсов производилась выдача кратко- и долгосрочных кредитов предприятиям, организациям и кооперативам. Однако для обеспечения своей жизнеспособности в условиях конкуренции многие коммерческие банки стремились повышать качество обслуживания клиентуры, расширять сферу услуг, находить новые источники ресурсов и сферы выгодного приложения капитала.

Таким образом, в 1988 - 1989 гг. начала формироваться трехъярусная банковская система, состоящая из Госбанка СССР, государственных специализированных банков, которые в ряде случаев выступают в качестве агентов правительства при проведении тех или иных операций, и коммерческих банков. Несмотря на все трудности, упущения и негативные моменты, имевшие место при создании принципиально новой для нашей страны кредитной системы, в СССР сложился межбанковский рынок.

В декабре 1990 г. Верховный Совет СССР принял новый проект кредитной системы, который воплотился в законах о Госбанке СССР и о банковской деятельности. Законодательно была установлена двухуровневая банковская система, состоящая из Госбанка и сети коммерческих банков. С тех пор многое поменялось и в политическом устройстве страны, и в экономической системе. Нормативы деятельности банковской системы постоянно корректируются и дополняются Национальным банком Республики Беларусь. Современное положение в банковской сфере отличается особой, чисто белорусской спецификой по многим параметрам деятельности. Далее будут рассмотрены некоторые черты, характерные для банковской системы Беларуси, а также основные особенности ее функционирования.


3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь. Действия законов распространяется на кредитные учреждения, расположенные на территории Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального банка Республики Беларусь коммерческих банков.

3.1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

 Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

 Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

 защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

 развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

 обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

 Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

 Национальный банк выполняет следующие функции:

 разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, и иными законодательными актами Республики Беларусь;

 осуществляет эмиссию денег;

 регулирует денежное обращение;

 регулирует кредитные отношения;

 является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;

 осуществляет валютное регулирование;

 организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

 выполняет функции центрального депозитария государственных

ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не

определено Президентом Республики Беларусь;

 осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;

 организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;

 консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;

 осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;

 осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;

 выполняет другие функции в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь (ст. 26) и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

В соответствии со ст. 58 Банковского кодекса Республики Беларусь органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка.

Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.

 Правление Национального банка состоит из Председателя и десяти членов.

 Компетенция Правления Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Правление Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом.

 Члены Правления Национального банка не могут занимать другие государственные должности, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь, а также состоять в политических партиях.

Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления Национального банка не более двух сроков подряд.

Президент Республики Беларусь вправе освободить Председателя и (или) членов (члена) Правления Национального банка от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях:

 истечения срока полномочий;

 неспособности исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья на основании заключения медицинской комиссии;

 отставки;

 ухода на пенсию по собственному желанию;

 несоблюдения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь и иных обязательных для Национального банка актов законодательства Республики Беларусь при исполнении должностных обязанностей;

разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну;

 признания виновным в совершении преступления по приговору суда;

 совершения виновных действий, которые дают основания для утраты доверия к данному лицу;

 в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Совет директоров Национального банка является исполнительным коллегиальным органом Национального банка. Председатель Правления Национального банка является руководителем Совета директоров Национального банка.

 Совет директоров Национального банка состоит из девяти членов, включая руководителя Совета.

 Компетенция Совета директоров Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Совет директоров Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом.

Члены Совета директоров Национального банка, за исключением его руководителя, назначаются Правлением Национального банка в порядке, установленном Уставом Национального банка.

3.2. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Согласно ст. 69 Банковского кодекса Республики Беларусь  Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.

Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия.

В Республике Беларусь могут создаваться в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.

Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.  В уставе банка должны содержаться:

v  наименование банка;

v  указание на его организационно-правовую форму;

v   сведения о месте нахождения (юридический адрес) банка;

v  перечень банковских операций и видов деятельности;

v  сведения о размере уставного фонда;

v   сведения об органах управления, в том числе исполнительных  органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;

v   иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Банк должен иметь наименование и фирменное наименование, соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова "банк", а также на его организационно-правовую форму.

 Юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в установленном порядке, не могут использовать в своем наименовании слово "банк", за исключением лиц, получивших от Национального банка лицензию на осуществление банковских операций.

Государственной регистрации подлежат:

Ø  вновь созданные (реорганизованные) банки;

Ø   изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банков.

Деятельность банка без государственной регистрации запрещается. Доходы, полученные банком, осуществляющим деятельность без государственной регистрации, взыскиваются в доход республиканского бюджета. Органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк.

До подачи документов, необходимых для государственной регистрации банка, один из учредителей банка либо уполномоченный им представитель должны согласовать с Национальным банком наименование создаваемого банка.

 Прием документов для государственной регистрации банка осуществляется только в присутствии учредителей (участников) банка (физических лиц или физического лица, уполномоченного учредителями (участниками) банка, и представителей юридических лиц). При этом физические лица предъявляют паспорта, а физическое лицо, уполномоченное учредителями (участниками) банка, и представители юридического лица помимо паспортов предъявляют документы, подтверждающие их полномочия.

В соответствии со ст. 80 Банковского кодекса Республики Беларусь для государственной регистрации банка в Национальный банк представляются:

 заявление о государственной регистрации;

 устав банка;

 выписка из протокола общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;

 документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме;

 копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетом;

 сведения об учредителях - физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства, а для неработающих - справка органа службы занятости;

 справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в  соответствии с законодательством Республики Беларусь;

 документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;

 анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, заполняемые ими и содержащие сведения:

 для руководителя исполнительного органа банка - о высшем  юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;

 для главного бухгалтера - о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет на должности бухгалтера банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;

 об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости;

 документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка, по определяемому Национальным банком перечню;

 бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка (расчет планируемых доходов, расходов и прибыли) на трехлетний период;

 документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций, по определяемому

Национальным банком перечню;

 платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию банка.

 Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества в Национальный банк дополнительно представляются следующие документы:

 нотариально удостоверенный учредительный договор банка;

 список учредителей (участников) с указанием размера их вклада и размера долей в уставном фонде банка.

 Национальный банк выдает учредителям (участникам) банка,

представившим документы, указанные в частях первой и второй

настоящей статьи, письменное подтверждение об их получении.

Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка.

 Национальный банк до принятия решения о государственной регистрации банка вправе запрашивать у государственных и иных органов дополнительные сведения об учредителях регистрируемого банка, о кандидатах на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, необходимые для решения вопроса о соблюдении законодательства Республики Беларусь при государственной регистрации.

Национальный банк на основании принятого решения о государственной регистрации банка производит запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 Зарегистрированному банку выдается свидетельство о его государственной регистрации.

 Национальный банк в пятнадцатидневный срок со дня внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сообщает данные о государственной регистрации банка в налоговые органы, органы государственной статистики и иные органы, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.

Государственная регистрация банка не проводится в случае несформирования его уставного фонда.

 В государственной регистрации банка может быть отказано, если один из его учредителей на дату подачи заявления о государственной регистрации банка:

 является учредителем (участником) трех и более юридических лиц, за исключением открытых акционерных обществ и коммерческих организаций, осуществляющих преимущественно производственную деятельность;

 имеет задолженность по заработной плате и (или) платежам в бюджет или государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также является учредителем юридических лиц, имеющих задолженность по заработной плате и (или) платежам в бюджет или государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

 является общественным объединением, преследующим политические цели;

 является индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) юридического лица, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности (ликвидации), но процесс прекращения деятельности (ликвидации) не завершен;

 являлся индивидуальным предпринимателем, прекратившим деятельность, или учредителем (участником) ликвидированного юридического лица на основании представления уполномоченного органа, если с даты их исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее трех лет;

 ограничен в праве на осуществление предпринимательской  деятельности по решению суда.

 Государственная регистрация банка не производится также в случаях несоответствия руководителей исполнительных органов или главного бухгалтера банка квалификационным и иным требованиям, предъявляемым к ним.

 Отказ в государственной регистрации банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

 Отказ в государственной регистрации банка либо непринятие Национальным банком в установленный срок решения о его государственной регистрации могут быть обжалованы в хозяйственный суд.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Банковская система – одно из высших достижений экономической цивилизации, которую изобрел и построил человек. Она представляет собой инструмент, с помощью которого, воздействуя через деньги, валюту, регулирует структуру, поддерживает стабильное функционирование денежного обращения и всей экономики в целом.

Банковская система существует только тогда, когда в стране имеется достаточное количество банков, кредитных учреждений и организаций, которые выполняют некоторые банковские операции. Банковская система входит в экономическую систему страны.

Современная кредитная система представлена разнообразными кредитно-финансовыми институтами, которые выполняют аккумуляцию и мобилизацию доходов. Банковская система является основным звеном кредитной системы, играет исключительно важную роль в рыночной экономике. Банки, по существу, выступают в роли финансовых посредников. Они аккумулируют вклады, предоставляют полученные средства в качестве ссуд юридическим и физическим лицам, а так же выполняют различные расчетные, гарантийные и иные операции.

Банковская реформа в нашей стране началась в годы перестройки с реорганизации Государственного Банка СССР, из состава которого было выделено несколько государственных специализированных банков. Несколько позже возникли первые коммерческие банки. На рубеже 80-х — 90-х годов стала формироваться двухуровневая структура банковской системы. характерная для современной экономики. Эта система предусматривает наличие Центрального банка, наделенного эмиссионными и нормативными функциями, и сети коммерческих банков, выполняющих обслуживание юридических и физических лиц.

В связи с острым экономическим и финансовым кризисом в нашей стране положение подавляющего большинства коммерческих банков было и остается крайне тяжелым.

Несмотря на бурное развитие коммерческих банков за последние годы, их численность еще далеко не достаточна. По плотности банков Беларусь значительно уступает развитым зарубежным странам.

Во всех Развитых государствах действует многоуровневый контроль за деятельностью банков — со стороны Центрального банка, министерства финансов, местных и региональных органов власти, что позволяет предотвращать банкротства, восстанавливать платежеспособность банков и т. д.

От качественного и количественного роста банковского сектора в огромной степени зависит выход нашей страны из экономического кризиса. Несмотря на обремененность многочисленными проблемами, современные банки уже сложились в мощную экономическую силу. Для повышения их роли в экономике и способности перераспределять финансовые ресурсы в интересах всего народного хозяйства необходимо укреплять финансовую базу банковского сектора и существенно улучшить законодательные условия в банковской деятельности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Конституция Республики Беларусь. Мн., 1997.

2.  Банковский кодекс Республики Беларусь. Мн., 2002.

3.   А.Н. Азрилиян. Большой экономический словарь. -М.: Фонд "Правовая культура", 1994 .

4.  Г.М. Гамидов. Банковское и кредитное дело.- М.: Банки и биржи, 1994.

5.  В.И. Колесников, Л.П. Кроливецкая. Банковское дело. -М.: Финансы и статистика, 1995.

6.  Ю.И. Коробов, Ю.Б. Рубин, В.И. Солдаткин. Портфель делового человека. Банковский портфель – 1. – М.: СОМИНТЭК, 1994.

7.  Ефимова Л.Г. Банковское право. Учебное и практическое пособие. – М.: БЕК, 1994.

8.   Боровков И. Деньги. Денежная система. Кредитно-банковская система. Открытый урок  №50 — 2000.

9.  Банковское дело./Под. ред. проф. В.И. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой. — М.: Финансы и статистика, 2000.

10.  Банковская система России. Настольная книга банкира (в трех томах) — М.: ДЭКА, 1995.

11.  Деньги. Кредит. Банки. /Под. ред. проф. С.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ, 2000.

12.  Деньги. Кредит. Банки. /Под. ред. проф. Кравцовой Г.М. — Минск: Меркованне, 1994.

13.  Деньги. Кредит. Банки. /Под. ред. проф. Лаврушина О.И. — М.: Финансы и статистика, 2000.

14.  Лаврушин О.И. Банковское дело. — М.:1998.

15.  Финансы, деньги, кредит: Учебник. / под. ред. О.В. Соколовой. — М.: Юрист, 2000.


РЕФЕРАТ

Курсовой  работы Ясинского Марата Ибрагимовича

«Банковская система Республики Беларусь»

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, 15 использованного источника.

Ключевые слова: банк, банковская система, структура банковской системы, кредитная система, Национальный банк, коммерческий банк.

В курсовой работе исследуется вопрос банковская система Республики Беларусь, который включает в себя следующие этапы:

1. современная банковская система: понятие, сущность и структура;

2. история развития банковской системы;

3. банковская система Республики Беларусь на современном этапе;

4. национальный банк Республики Беларусь;

5. коммерческие банки в Республике Беларусь.

В работе раскрыта роль принципа состязательности сторон в современном гражданском процессе.

В результате научного исследования были сделаны следующие выводы:

ü  Банковская система – одно из высших достижений экономической цивилизации, которую изобрел и построил человек. Она представляет собой инструмент, с помощью которого, воздействуя через деньги, валюту, регулирует структуру, поддерживает стабильное функционирование денежного обращения и всей экономики в целом.

ü   Банковская система существует только тогда, когда в стране имеется достаточное количество банков, кредитных учреждений и организаций, которые выполняют некоторые банковские операции. Банковская система входит в экономическую систему страны.

ü  Банковская реформа в нашей стране началась в годы перестройки с реорганизации Государственного Банка СССР.

ü  На рубеже 80-х — 90-х годов стала формироваться двухуровневая структура банковской системы. характерная для современной экономики.

ü  Эта система предусматривает наличие Центрального банка, наделенного эмиссионными и нормативными функциями, и сети коммерческих банков, выполняющих обслуживание юридических и физических лиц.



[1] Большой экономический словарь. - М.,1994. - С. 36.

[2] Там же. - С. 39.

[3] Банковский портфель-1. - М.,1994. - С. 109.

[4][4] Банковское и кредитное дело. - М.,1994. - С. 28.

[5] Там же. - С. 29.

[6] Банковский портфель. М.,1994 г. с. 16.