Дипломная работа: Детский травматизм и его профилактика

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы детского травматизма

1.1 Понятие и классификация детского травматизма

1.2 Классификация детского травматизма по типовым ситуациям

1.3 Мероприятия, направленные на снижение детского травматизма

Глава 2. Экспериментальное исследование детского травматизма

2.1 Цель, задачи и программа исследования. Организация исследования детского травматизма

2.2 Экспериментальная программа

2.2.1 Организация работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

2.3 Анализ и обобщение экспериментальной программы

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Травматизм является серьезной проблемой общественного здравоохранения в Европе, оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей, лиц пожилого возраста и малоимущие слои населения. В то же время значимость данной проблемы для общественного здравоохранения зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Причины травматизма многогранны и носят взаимосвязанный характер, что требует широкомасштабных стратегических решений.

Социальная значимость проблемы детского травматизма очевидна и решение этой проблемы находится в пограничной зоне между традиционной медициной, знающей что нужно предпринять, и педагогическими науками, знающими кого и как следует обучать или предостеречь. травматизм - это совокупное понятие, объединяющее в себе не только традиционное медицинское толкование данного феномена, но и включающее также нарушение нравственно-этического статуса личности, приводящие к расстройству психического и соматического здоровья. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

В связи с этим, наряду с преподаванием комплекса знаний по охране жизнедеятельности в традиционном профилактическом аспекте, необходимо обосновать средства и методы педагогического воздействия, направленного на перманентную переориентацию возрастно-индивидуальных и личностных особенностей детей.

Среди комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности детей, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм, которые стали одним из главных факторов, угрожающих жизни и здоровью детей [6, 69-70].

Травмы являются ведущей причиной смерти детей старше 3 лет. При этом от них погибает или получают серьезные повреждения больше детей, чем от всех заболеваний вместе взятых [2, 4-9]. Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста.

Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные или деформированные представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.

Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.

Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:

1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).

2. Коллектив (школа, детское учреждение).

3. Семья. Непосредственно личность.

Наиболее реальной, эффективной и гуманной на данном этапе является вторая подсистема. Именно школа, как наиболее целостная система, может решать задачи, приводящие к собственно первичной профилактике травм и в этом заключается актуальность данной темы "Детский травматизм и его профилактика".

Цель исследования: изучить особенности травматизма детей школьного возраста.

Объект исследования: детский травматизм.

Предмет исследования: влияние специально разработанной профилактической программы на динамику травматизма у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: снижение травматизма у младших школьников будет протекать наиболее успешно при целенаправленной организации профилактической программы.

В соответствии с целью эксперимента и выдвинутой гипотезой определились следующие задачи:

1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.

2. Охарактеризовать особенности детского травматизма.

3. Провести диагностику травматизма у младших школьников.

4. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы направленной на профилактику травматизма у младших школьников.

5. Проанализировать и обобщить результаты исследования, сформировать рекомендации.

Для решения задач использовались методы: теоретические (анализ и синтез исследований по проблеме); эмпирические (наблюдение, беседы, эксперимент); методы количественной обработки данных.

Теоретической основой исследования являются работы, посвященные профилактике детского травматизма: В.Л. Андриановой, B. C. Анисимова, Е.К. Вишневецкой, О.В. Выголовой, А.А. Горлова, В.П. Немсадзе, Л.П. Соколова, М.А. Ступницкой и др.


Глава 1. Теоретические основы детского травматизма

1.1 Понятие и классификация детского травматизма

Травма (от греч. trauma) - это повреждение организма, вызванное воздействием внешней среды.

Детская травма - это повреждение развивающегося организма человека, который наименее обучен сопротивлению такого рода несчастьям.

Травмами занимается самостоятельная научно-практическая дисциплина - травматология.

Травматизм занимает в нашей области 2-3-е места (вместе с опухолевыми заболеваниями, более 2000 человек в год) после сердечнососудистых заболеваний (около 5500 из 13000 человек) в структуре смертности населения.

Цифры детского травматизма настолько велики, что подобная информация способна нанести психическую травму здоровому взрослому человеку. Например, в целом по России ежегодно только от наездов автомобилей погибает около 10000 детей (45% всех смертельных случаев); по данным РООПСВОДа, по-прежнему тонет в среднем до 3500 детей в год (из них каждый десятый - в ваннах, корытах, тазах, а 7% - в уличных лужах) [11, 117-126].

Детский травматизм является одной из актуальных проблем здравоохранения и МЧС, занимая значительный (до 25%) удельный вес в общей заболеваемости детей. Ежегодно в детские травматологические пункты г. Мурманска за амбулаторной помощью обращается свыше 10000 детей с различными травмами. Причем реальное количество детей с травмами значительно выше. В случае легких травм большинство за помощью не обращаются и поэтому статистически не могут быть учтены [1, 63-65].

В нашей стране до сих пор не существует единой классификации детского травматизма. Многие специалисты предлагают классификацию на основе исследования причин травматизма у детей, называя 7 основных [9, 15]:

1. Беспечность взрослых - поведение человека, который предвидит, что может быть несчастье, но ошибочно считает, что оно не произойдет (до 45% всех случаев). В присутствии взрослых произошло 98,7% всех автотравм. В 78,9% случаев ребенок получил травму дома, причем в 44% случаев это произошло в присутствии родственников.23,4% всех случаев асфиксий бывает у детей в возрасте до года явно из-за беспечности взрослых: аспирация срыгнувшей пищей, прижатие грудного ребенка к телу взрослого во время сна в одной постели, закрытие дыхательных отверстий мягкими игрушками. Халатность взрослых - невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей (в среднем 8,5%).

2. Недисциплинированность детей (более 25% случаев).

3. Несчастные случаи - происшествия, вызванные факторами, находящимися вне человеческого контроля, или непредвиденные, в которых никто не виноват (например, удар молнии). К таким ситуациям относится не более 2% случаев.

4. Убийства (примерно 4,5%) - чаще страдают дети до года.

5. Убийства (примерно 4,5%) - чаще страдают у дети до года.

7. Прочие причины (10% случаев).

Итого, в среднем около 20% детей погибают от травм. Из них 73,3% - мальчики, 20,5% - дети до года; 30,8% погибают с 12 до 15 часов дня, когда дети предоставлены сами себе; 34,5% - весной и 14% - в мае. Таким образом, от травм и несчастных случаев погибает больше детей, чем от всех вместе взятых инфекционных заболеваний.

Проведенные социально-психологические исследования детей показали, что смертельные исходы чаще (более 75%) встречаются у детей с низкой успеваемостью, с негативным отношением к учебе и общественной работе, 70% детей имели слабый тип нервной системы, 15% детей - двигательную заторможенность.

Вторая классификация разделяет все случаи в зависимости от места получения травмы [19, 123-124]:

1. Бытовой, или домашний травматизм (до 60% случаев). В структуру бытового травматизма входят такие причины, как ожоги, убийства, самоубийства, различные травмы опорно-двигательного аппарата (включая выпадение из окон, падение в лестничные пролеты, с крыши, с балконов), отравления, асфиксия, укусы животных и утопления.

В структуре причин первичной инвалидности в детстве бытовой травматизм составляет около 6%. Наиболее частой причиной инвалидности в детстве являются огнестрельные и осколочные ранения (40%), травма глаза (22%). Потеря зрения и пальцев рук явились основанием установления инвалидности в 50% случаев.

2. Уличный травматизм (до 25% случаев). Наиболее частой причиной уличных травм у детей являются падения с высоты (до 28%, включая падения с деревьев, заборов, крыш, гаражей и погребов); на ровном месте - 20%, с ледяной горки - 11%, с качелей - 9,5% и в открытые люки - до 1,5%.

3. Транспортный травматизм составляет до 24,5% от всех причин уличного травматизма. Причиной транспортной травмы в 44% случаев является внезапное появление ребенка на проезжей части перед близко идущим транспортом (недисциплинированность детей), в 10% случаев - недостаточный присмотр со стороны родителей, в 9% - игра на проезжей части дороги, в 5,5% - выпадение из движущегося транспорта и в менее 1% случаев - езда детей на подножках и наружных выступах, около 1% - по вине водителей транспорта.

4. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) дают до 25% смертельных случаев. При этом в 20% случаев причиной ДТП явился переход ребенка в неположенном месте, в 9% - нарушение водителем правил ДТП, в 4,5% - игра на железнодорожном полотне, в 4,5% - катание на поездах, трамваях, в 2,6% наезд во дворе на коляску и в 2,6% - наезд на своих детей.

5. Дети от ДТП чаще погибали не из-за тяжести повреждений, а из-за несвоевременности оказания первой медицинской помощи. Так, в 67% случаев дети погибали на месте происшествия, 31% - в стационаре и 2% - во время транспортировки. Лишь в 55% была отмечена правильная диагностика состояния ребенка в стационаре. Ошибки в диагностике вели к ошибкам в лечении, что, в свою очередь, обусловило неблагоприятный исход травмы.

Школьный травматизм подразумевает травмы, полученные в спортзале на уроках физической культуры, учебном классе на переменах и на уроках труда, химии, физики (2%). При рассмотрении школьных травм по характеру повреждения оказалось, что больше всего было поверхностных повреждений (ушибов, ссадин, гематом и др.) - 64,7%. Смертельные случаи школьного травматизма крайне редки. И вообще в 77% случаев дети школьного возраста получают травмы за пределами стен школы, например пропуская занятия по болезни; при этом большинство травм было получено на улице (в 93% случаев).

6. Травматизм в дошкольных учреждениях (до 1%).

7. Спортивный травматизм (до 10%).

8. Травматизм в лечебно-оздоровительных учреждениях (в том числе родовой).

Родовая травма в последние годы приобрела угрожающий характер. Ежегодно из 10000 новорожденных в Томской области более 700 погибают по различным причинам, из них около 480 - мертворожденные, выкидыши, 80 - погибают непосредственно при родах и 170 - в возрасте до года.96% детей при рождении имеют оценку ниже 10 баллов (норма) по Международной шкале Апгара-Аршанского функциональной зрелости ребенка и имеют отклонения в физическом развитии. Многие из тех, кто сумел адаптироваться к своим травмам, все же получают инвалидность с детства (например, дети с детским церебральным параличом, эпилепсией, врожденными формами слепоты, глухоты, немоты, пороками сердца и др.).

9. Прочие причины (около 2% всех случаев) или несчастные случаи (утопления, отравления и др.).

Существует и третья классификация - по характеру повреждения, в которой выделяют следующие виды травм [15, 63]:

1. Утопления и другие виды асфиксий (в 47% случаев страдают дети около 11 лет из-за неумения плавать).

2. ДТП (дают 25% всех смертельных случаев).

3. Кататравмы (падение с высоты) (в 16,5% случаев страдают дети до 5 лет).

4. Травмы от воздействия температурных факторов (ожоги, обморожения, солнечный и тепловой удар и т.п.).

5. Отравления (лекарствами, угарным газом). Чаще всего дети травятся лекарствами из домашней аптечки (57% всех случаев отравлений), причем в 70% случаев - это дети до 5 лет. Отравление угарным газом по статистике считается самым опасным, так как при этом в 85% наблюдается смертельный исход.

6. Повреждение электрическим током (на Западе эта причина бытового травматизма стоит на 1-м месте, у нас пока слишком мало электробытовых приборов).

7. Огнестрельные ранения.

8. Прочие.

1.2 Классификация детского травматизма по типовым ситуациям

Несмотря на разнообразие причин и ситуаций, вызывающих детский травматизм, их можно пересчитать и предусмотреть. Таких стандартных ситуаций примерно полторы сотни. Например, дорожно-транспортную травму можно получить в 17 типовых ситуациях, с качелями связано 4 ситуации, с ожогами - 3 и т.д.

I группа ситуаций, или травмы грудничков, включает следующие группы ситуаций [14, 28]:

• Падение с высоты (со стола, невнимательность взрослых).

• Падение с медицинских весов (неудачная конструкция).

• "Три раза подбросили - два раза поймали", т.е. взрослому человеку не удалось поймать подброшенного вверх малыша.

• При подбрасывании малыша вверх взрослый не рассчитал свою силу или высоту потолка, в результате - ребенок ударяется головой о потолок или люстру.

• Травма под колыбельную (обычно о косяк, мебель).

• Скандал в семье (размахивание руками, разбрасывание предметов).

• Ребенок в автомашине (при торможении).

• Ребенок в коляске (падение на лестнице, травма при входе в лифт, у стены здания падающим предметом, при переходе улицы, скрытые дождевой водой ямы на дорогах, падающим с балкона окурком, без присмотра питание в коляске (может подавиться пищей). Практически все травмы грудничков - вина родителей.

II группа ситуаций обозначается как зимний травматизм и включает 7 стандартных ситуаций:

• Травма глаза. Задача взрослых убедить малыша не бросать снежок в упор и не целить в голову.

• Катание со снежных горок. Задача взрослых - не допускать одно временного катания младших и старших детей (съезжание на ногах, с разгона, подсекание и толчки младших).

• Несовершенство рукотворных горок (падение с верхней стартовой площадки, лестница без перил, короткая полоса торможения - удар ногами).

• Катание с гор на санках, с природных холмов, с трамплинчиков, с насыпей, иногда под колеса автомобилей.

• Катание на лыжах с гор, зацеп за сук, удар о дерево. Необходимо учить детей технике катания, безопасного падения.

• Катание на коньках. Безопаснее то, что технично!

• Обморожения (открытые части тела, температура до +5°С при 100% относительной влажности, холодный ветер, низкая температура, тесная одежда и обувь, нарушение теплоизоляционной способности одежды и обуви). Правильные доврачебные действия: наложение на обморожено (II и III степени) место термоизолирующей повязки (нельзя растирать снегом и шерстью, касаться теплыми руками, опускать конечность в теплую воду); далее согревание изнутри горячим чаем или кофе и обращение к врачу.

III группа включает разнообразные ожоги, которые могут иметь любую этиологию - открытое пламя, кипяток, водяной пар, горячая вода из-под крана, раскаленные предметы, взрыв пороха, сведение в точку солнечных лучей.

Вклад этой группы в общую картину детского травматизма можно проиллюстрировать следующей статистикой: ежегодно в Москве получают ожоги около 6000 детей, 25 из них - погибают (Москва по населению составляют приблизительно 1/17 часть России).

Дети получают ожоги в 6 стандартных случаях [16, 12]:

1. "Елочный" огонь возникает быстро из-за возгорания от открытого пламени свечи, тлеющего воскового огарка, замыкания электрогирлянды, некачественных бенгальских свечей.

2. Горячая пища на столе должна быть недоступна ребенку.

3. Эксперименты с открытым огнем (чаще страдают школьники - бензин в костер, курение возле канистры с бензином).

4. Огнестрельные раны (характерны для энергичных "экспериментаторов").

5. Пиротехнические средства (петарды, факел-свеча, самодельные салюты; нарушение инструкции по использованию или технике безопасности).

6. Брошенные боеприпасы; без присмотра охотничье ружье; взрывные устройства (терроризм).

IV группа включает ушибы, переломы, сотрясения головного мозга - самая распространенная [13, 41]:

1. Падение с высоты (из окна ребенок выпадает сам, обычно из-за любопытства или его выбросили старшие дети; прыжки с большой высоты).

2. Катание на лифте (держась за перекладину под кабиной лифта).

3. Качели "тарзанка".

4. Безудержная беготня на переменах и в подъездах (удар о батарею). Все батареи должны иметь деревянную решетчатую рубашку!

5. Остекленные двери (должны иметь специальное толстое дверное стекленение.

6. Неисправная ступенька (приводит к скольжению, в результате возможен даже перелом позвоночника).

7. Травмы "неосознанного садизма":

а) удар портфелем (обычно 3-5 кг) по голове может привести к серьезной черепно-мозговой травме и остаточным явлениям через 2-3 года (падение остроты зрения, шум в ушах, головная боль, снижение памяти и работоспособности);

б)"выдергивание стула" (может привести к компрессионному перелому позвоночника, перелому крестца, копчика, потере зрения);

в) торчащий гвоздь (3-4 см) или кнопка кверху жалом (может поранить мочеиспускательный канал у мальчика, вплоть до инвалидности);

г) половина лезвия бритвы, зафиксированная в перилах (может привести к повреждению сухожилия сгибателей кисти - необходима сложная пластическая операция).

Неосознанный садизм или желание причинять другим вред и боль, безусловно, связаны с началом психического нездоровья ребенка.

8. Избиения, драки (становятся тише, но ожесточеннее), сюда же входят все случаи избиения старшими младших детей.

Таким образом, анализ травм этой группы показал, что специфических школьных травм в природе нет. В школе те же травмы, и в тех же количествах, что и везде. Наиболее опасен возраст младших школьников. На долю 7-11-летних приходится до 32% случаев детского травматизма и свыше 39% летальных исходов. Но ребенок не виноват в том, что он ребенок. Шалости - не порок, а условие детства. Виноваты взрослые, что не уберегли, не предупредили, вовремя не научили. Пока дети не выросли, они живут за счет физических возможностей, опыта, навыков, интеллекта взрослых. Если комбинация "взрослый - ребенок" дает сбой, виноват всегда взрослый (несет ответственность, вплоть до уголовной).

9. Группа травм, связанных с бесконтрольным использованием школьного оборудования, включает все случаи на уроках химии и физики, электрические хлеборезки в школьных столовых, овощерезки, мясорубки и другие приборы в быту.

10. Уроки физической культуры в спортзале (в школе и спортивных секциях). Основной источник опасности - изрядные физические возможности детского организма, не соответствующие интеллектуальным.

Внутренние конфликты (например, обыграть отличника) разрешаются колоссальными выбросами малоконтролируемой физической и эмоциональной энергии (резко растет вероятность травмы).

Наиболее распространены следующие типовые ситуации [17]:

а) прыжок через "козла". "Козел" - самый травмоопасный снаряд школьного спортивного зала. Подразумевает бдительную страховку прыжка учителем физкультуры; спортивные матрацы здесь не помогут;

б) лазание по канату (падение сверху);

в) спортивная борьба, броски наземь. Профилактика таких травм со стоит в отработке приемов надежной страховки и безопасного падения;

г) спортивная гимнастика (кувырк, кульбит и "березка");

д) большая нагрузка после длительного перерыва. Например, весной пробежали 1 км без тренировки (возможна очень тяжелая травма, вплоть до отрыва сухожилий от места их прикрепления к кости). Профилактика: нельзя отменять принцип постепенности.

11. Травма моды (роликовые коньки и другие "экстремальные" виды спорта). Профилактика - защитные атрибуты, отдельные от городского транспорта трассы, соблюдение техники безопасности и правил эксплуатации.

V группа - дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Ежегодно в стране под колесами автомобилей гибнет около 30000 (более 200000 травмированных) человек, каждый десятый из них - ребенок! На наших дорогах лучше смотреть не на светофор, а на машины. Сами правила ДТП дети знают неплохо. При ДТП хирурги-травматологи различают сочетанную, множественную и комбинированную травмы. Сочетана травма - повреждение костей с полостными повреждениями (черепная, брюшная или грудная полости). При множественной - наблюдаются одноименные по характеру повреждения. Например, при ударе бампером автомобиля может быть перелом сразу двух бедренных костей.

При комбинированном поражении:

63% детей попадают в ДТП в результате своего неожиданного появления на проезжей части из-за стоящей машины (например, ребенок обошел автобус сзади, по правилам, но был сбит машиной, идущей по встречной полосе).

Самые опасные из ДТП - рельсовые травмы, дают до 1000 ампутаций ежегодно по стране, дети становятся инвалидами по опорно-двигательному аппарату (по общему заболеванию).

VI группа включает укусы животных [5, 36].

Только в г. Москве ежегодно фиксируется (далеко не все) до 10000 случаев. Около 45% семей имеют кошку. "Кошачья царапина" опасна риккетсиозами (группа инфекционных заболеваний). Петух, как известно, бьет сильно и метко, может выбить глаз. Если петух или гусь ущипнул в руку или попку - это обычно неучтенная травма. Ребенок может испытать нападение крыс, удары козьих рогов, ожог медузы, наскоки со стороны домашних экзотических животных и в зоопарке. Ребенка обязательно приведут в травмпункт после нападения собак, змей, лисиц - очень боятся заражения, и не без оснований (от бешенства, например, вылечить невозможно).

Среди собак на 1-м месте стоят породистые ротвейлеры, на 2-м - бультерьеры и на 3-м - овчарки. Наиболее безобидны дворняги. Основная причина нападения собак состоит в том, что дети начинают играть с собакой без всяких предосторожностей - таскают ее за хвост, садятся на нее как на коня, лезут к ней в миску, когда животное ест, и собака отвечает агрессией.

В последнее время в нашей стране увеличилось число собак с больной психикой, часто привезенных из-за рубежа, где их обычно отбраковывают и продают очень дешево (для породистых собак), поэтому стали появляться случаи необъяснимой агрессии со стороны собак, от которой страдают и взрослые, и дети.

Редки, но очень опасны случаи укусов гадюк. Известно, что от укусов змей спасают высокие резиновые сапоги и привычка раздвигать кусты и траву палкой.

VII группа - инородные тела, включает следующие ситуации [10]:

а) пищевые продукты (орехи, кости, семечки); б) бытовые предметы (пуговицы, монеты, ключи, украшения, карандаши, детали игрушек);

в) безоар-конгломерат волос или растительных волокон в желудке (формируется чаще у девочек с расстройствами эмоционального и психического развития). Чаще всего инородные тела попадают в бронхиальное дерево и пищеварительный тракт. Возможно внедрение инородных тел в кожу и мягкие ткани (например, заноза), при этом можжет происходить инфицирование ребенка. Есть опасность общего заражения крови и гибели ребенка. Встречаются случаи внесения инородных тел в половые органы (бывает сложно извлечь их даже хирургическим путем).

VIII группа - водяной травматизм.

В среднем из года в год в нашей стране погибают на воде около 14000 человек, каждый четвертый из них - ребенок! Из них 10% гибнут в домашних ваннах, 7% - в уличных лужах. Когда купаешь ребенка - не отходи, вот и вся профилактика. По данным РООПСВОДа, 63% утонувших детей умели плавать, однако из-за растерянности, по неопытности ребенок может быть унесен течением, брошен на камень прибоем, затянут омутом, водоворотом, попасть под корпус или винт идущего судна, провалиться в полынью, унесен на льдинке, испытать переохлаждение тела, мышечные спазмы, солнечный удар.

IX группа включает отравления ядами (например, марганцовкой - смертельно; уксусной эссенцией, соляной кислотой, тормозной жидкостью и другими жидкими ядовитыми веществами), которые по какой-то причине (халатность взрослых) были легкодоступны. Обычно страдают дошкольники. При отравлении многие медики советуют ничего не делать - довериться врачам, чтобы избежать опасных ошибок при лечении доступными методами. Почти все отравления дети получают дома.

В последнее время участились случаи отравлений среди подростков и старшеклассников алкоголем, наркотиками, парами бензина и другими химическими веществами (среди токсикоманов), а также лекарствами. Алкоголизм, наркомания, токсикомания уже поднялись до ранга национальной проблемы.

И последняя, X группа - жестокость, или синдром избитого ребенка, когда ребенок получает физическую и психическую травму от своих родителей. Жестокость со стороны родителей зависит от уровня культуры, социально-экономического уровня страны, от наличия и эффективности защиты прав ребенка. Каждый ребенок имеет право на счастливое детство. С нарушением прав ребенка борются во всех странах, в том числе и у нас (родителей могут лишить права отцовства или материнства).

1.3 Мероприятия, направленные на снижение детского травматизма

Для того, чтобы показать, каким образом первичные и вторичные профилактические мероприятия как по отдельности, так и в комбинации, применяют с целью контроля детского травматизма, имеющиеся фактические данные представлены по следующим разделам [20, 38]:

обучение и выработка соответствующих навыков;

пропаганда использования средств безопасности;

оказание поддержки путем домашних посещений;

коррекция условий окружающей среды;

повышение безопасности предметов потребления;

законодательные и административные меры, а также контроль за их исполнением;

экспериментальные программы на уровне местных сообществ.

Обучение и выработка соответствующих навыков. Ценность образовательных программ в качестве средства профилактики травматизма является предметом активных дебатов, поскольку в этом случае речь идет о необходимости индивидуумов изменять свое поведение. Приведенные ниже примеры иллюстрируют применение программ обучения и формирования навыков с целью профилактики травматизма. Эффективность данного подхода значительно повышается при его использовании в комбинации с другими мерами, такими как правовая регуляция или коррекция условий окружающей среды.

Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ в своем обзоре приводит пять исследований, посвященных деятельности детских клубов дорожного движения. В этих клубах родителям и детям предоставлялись образовательные материалы, составленные с учетом возраста аудитории, а также проводилось обучение необходимым навыкам по дорожной безопасности. Клубы на базе школ не оказались эффективными, те же, которые вовлекали непосредственно детей и их родителей, четко продемонстрировали эффект поведенческих изменений, а также некоторые свидетельства в пользу снижения травматизма.

Систематический обзор работ по оценке программ, направленных на формирование у детей навыков поведения в условиях дорожного движения приводит примеры шести экспериментальных и четырех внедренных в широкую практику программ для детей в возрасте 4 - 10 лет. Большинство экспериментальных проектов включали обучение школьников с использованием разнообразных образовательных приемов: симулированную дорожную обстановку, настольные макеты и тренировки в реальных уличных условиях. Результаты оценивались путем наблюдения за поведением детей, а также на основании правильности их решений по выбору безопасного момента и соблюдения других мер предосторожности при пересечении проезжей части. Эти программы способствовали выработке у детей навыков рационального поведения в условиях дорожного движения. Практические занятия на улице составляли важный элемент обучения. Поскольку ни в одном из исследований не проводилось оценки эффекта проводимых программ в отношении показателей здоровья, необходима дальнейшая работа по изучению их возможного влияния на уровень травматизма.

В систематическом обзоре Сети фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ [18] приведены три работы (две из которых - рандомизированные контрольные исследования), посвященные оценке эффективности обучения детей в возрасте 8 - 10 лет навыкам велосипедной езды. В каждом из этих исследований результаты обучения оценивались путем наблюдения за поведением детей во время езды на велосипеде, а также путем тестирования уровня знаний. Хотя полученные данные характеризовались значительной вариабельностью, они в целом свидетельствовали о том, что такие программы обучения могут способствовать формированию у детей навыков более безопасной езды на велосипеде.

Вопросы эффективности кампаний по профилактике домашнего травматизма исследованы недостаточно. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что такие программы ведут к снижению частоты травм, требующих медицинской помощи среди детей младшего возраста, а также к поведенческим сдвигам и к коррекции условий окружающей среды.

Пропаганда использования средств безопасности. Систематический обзор выявил четыре исследования по оценке эффективности бесплатной раздачи детекторов наличия дыма (три из них - в районах высокого риска). Одно из данных исследований, включавшее оценку влияния на показатели здоровья, продемонстрировало 80% -ное снижение годового уровня травматизма в течение четырех лет. Европейское бюро ВОЗ в обзоре программ, проводимых на базе медицинских учреждений, выявили семь рандомизированных контрольных исследований, направленных на повышение степени использования домашних детекторов дыма. Все эти программы включали просветительные мероприятия и три из них - также предлагали скидки на приобретение детекторов дыма. Авторы обзора делают вывод, что в тех программах, где проводимая медицинским работником консультация по безопасности жилища сопровождалась выдачей купона на приобретение детектора дыма по сниженной цене, вероятность наличия этого устройства в доме была выше, чем когда проводилась только лишь консультация.

В другом обзоре рассмотрены 19 экспериментальных программ популяризации использования велосипедных шлемов детьми и подростками (девять - на базе школ). Было выявлено, что предоставление скидок на приобретение шлемов являлось важным фактором, способствующим их более активному применению. Фактические данные указывают на то, что пропагандистские кампании могут быть эффективным средством повышения степени использования шлемов, особенно среди детей более младшего возраста и девочек. Европейское бюро ВОЗ [18] приводит 11 программ по профилактике травматизма, проведенных среди населения, и отмечают их положительный эффект в плане использования шлемов. В этих программах важное значение придавалось комплексному применению разнообразных мероприятий. Были отмечены также эффекты влияния со стороны сверстников и ролевых моделей взрослых.

Систематический обзор выявил 16 исследований, посвященных оценке эффективности образовательных программ, направленных на повышение частоты применения детских автомобильных кресел и ремней безопасности в автомобилях. Для популяризации средств безопасности были использованы разнообразные подходы, при этом все программы включали элементы профессионального консультирования через различные каналы коммуникации. Некоторые программы включали меры поощрения или принуждения, например, штрафы. Было показано, что в результате осуществления данных программ степень использования средств безопасности повысился, хотя этот эффект возможно и не обладает устойчивостью в долгосрочном плане. Последний вывод Европейского бюро ВОЗ подтвердил, что выраженность благоприятных эффектов от таких программ значительно уменьшается через один и более месяцев после завершения мероприятий. Более интенсивные программы, по-видимому, приводят к более выраженному эффекту. Имеются некоторые данные, свидетельствующие о меньшей эффективности программ в отношении детей более старшего возраста. Два других обзора заключают, что просветительные меры в изолированном виде оказывают весьма скромный эффект в отношения использования автомобильных средств безопасности для детей. Он может быть значительно усилен в отношении детей младшего возраста путем предоставления соответствующих средств безопасности вместе с инструкциями по их применению. Данных о влиянии на уровень травматизма не имеется.

Имеются данные, свидетельствующие о том, что наличие оконных ограждений способствует снижению частоты падений из окон, в том числе со смертельным исходом. В 1995 г. Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ [18] осуществили в США экспериментальную программу для населения, направленную на снижение частоты падений из окон многоэтажных зданий. Программа охватывала детей, проживающих в районах высокого риска, оценка эффекта проводилась по принципу сравнения ситуации "до и после", без контрольной группы. Мероприятия включали индивидуальное консультирование, кампании через средства массовой информации, а также бесплатную установку оконных ограждений. Эта программа оказалась весьма эффективной, однако возможность использования данной методики в других условиях, главным образом, зависит от количества многоэтажных жилых домов в районе охвата.

Выявлены два исследования, специально касающиеся применения защитных приспособлений во время занятий спортом. В первом из них производилась раздача и пропаганда использования внутриротовых шин для защиты зубов (капп) среди участников школьных команд по регби в Новой Зеландии. В результате проведенных мероприятий по отчетам игроков 61% из них стали регулярно использовать каппы, что привело к снижению частоты зубных переломов. Вторая экспериментальная программа популяризировала использование спасательных жилетов среди детей в США: в результате доля детей, имеющих свой собственный спасательный жилет, повысилась с 20% до 29%, а степень использования жилетов - с 69% до 75%. Влияние на показатели здоровья не оценивалось, однако, хорошо известно из других исследований, что применение спасательных жилетов является целесообразным.

Оказание поддержки путем домашних посещений. Обзор ранних публикаций, посвященных исследованию эффективности домашних посещений семей с детьми младшего возраста, включавших оценку безопасности домашней среды и профилактическое консультирование, продемонстрировал в целом положительные результаты проведенных программ, хотя лишь немногие из них были адекватно оценены. Более поздний систематический обзор выявил шесть работ по изучению эффективности домашних посещений с профессиональной оценкой и консультированием по вопросам безопасности условий жилой среды. Некоторые из этих программ включали также бесплатное предоставление защитных приспособлений, две программы осуществлялись параллельно с проведением кампаний в средствах массовой информации на национальном уровне. Результаты не позволили прийти к каким-либо окончательным выводам, однако имеются некоторые свидетельства в пользу наличия благоприятного эффекта от проведения подобных программ. В частности, отмечались определенные поведенческие сдвиги и изменения условий жилой среды в сторону большей безопасности. В двух исследованиях, оценивавших влияние на здоровье с использованием показателя частоты обращений в отделения экстренной медицинской помощи, позитивных изменений обнаружено не было.

Коррекция условий окружающей среды. Изменение условий окружающей среды в сторону большего удобства и безопасности стало одним из общепризнанных подходов к профилактике травматизма не только среди детей, но и для всего населения. Благодаря разнообразным мероприятиям (например, устройство отдельных велосипедных дорожек или улучшение уличного освещения) коррекция окружающей среды обеспечивает реальные возможности для удовлетворения потребностей населения средствами государственной политики на местном и национальном уровне. При таком подходе предотвращение травм и повышение безопасности становятся делом всего сообщества.

Имеющиеся научные данные убедительно доказывают, что программы повышения безопасности, полностью охватывающие определенную территорию, эффективно снижают частоту несчастных случаев и обладают особенно благоприятным действием в отношении более уязвимых участников дорожного движения, таких как дети - пешеходы и велосипедисты. Регулирование дорожного движения в пределах определенной территории направлено на более безопасное распределение транспортных потоков и снижение скорости движения транспорта, особенно на проездах внутри жилых массивов. Влияние на дорожно-транспортный травматизм мероприятий, полностью охватывающих определенную территорию, было исследовано в шести работах; в двух из них были получены данные, касающиеся детей - пешеходов и велосипедистов. Большинство программ использовали различные меры организации дорожного движения: круговые транспортные развязки, запрещение автомобильного движения на определенных участках, создание островков безопасности в середине проезжей части. Три программы представляли собой рандомизированные контрольные исследования, другие три сравнивали ситуацию "до и после". Эффективность программ во всех случаях оценивалась по статистике дорожно-транспортных несчастных случаев, в некоторых исследованиях - за продолжительный период времени. Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ приводит 16 контрольных исследований со сравнением ситуации "до и после", посвященных оценке влияния мер по ограничению скорости и интенсивности автомобильного движения на смертность и травматизм во всех возрастных группах в результате дорожно-транспортных несчастных случаев. Делается вывод, что полноохватные меры по ограничению автомобильного движения в населенных пунктах обладают определенным потенциалом в отношении снижения уровня дорожно-транспортного травматизма.

Имеются убедительные научные данные, доказывающие эффективность установления зон ограничения скорости до 30 км/ч в целях снижения как фактической скорости движения, так и частоты несчастных случаев. Выявлена связь между скоростью движения транспортного средства и тяжестью травмы пешехода при несчастном случае. В Соединенном Королевстве введение зон ограничения скорости до 30 км/ч привело к местному снижению частоты несчастных случаев среди детей - пешеходов и велосипедистов соответственно на 70% и 48%. "Миграции" несчастных случаев на соседние территории не наблюдалось.

Снижению детского травматизма на игровых площадках способствуют покрытия из резины или измельченной древесной коры, а также уменьшение высоты установки горизонтальных перекладин для лазания перехватом на руках ("обезьяньи перекладины"). Европейское бюро ВОЗ [18] приводит девять исследований, из которых два были посвящены инженерным вопросам использования различных видов покрытий, а семь - просветительным методам. Лишь в трех работах тщательно соблюдались принципы контрольного исследования, и ни одно не имело широкого выхода в практику.

Повышение безопасности предметов потребления. Имеются убедительные научные доказательства того, что использование емкостей с безопасными крышками, недоступными для открывания детьми, весьма эффективным образом способствует снижению смертности детей от отравлений. В Соединенном Королевстве и США внедрение этой меры безопасности привело к уменьшению числа смертельных отравлений на 85%. Систематический обзор, составленный по заказу правительства штата Виктория в Австралии (9), по результатам оценки пяти программ сообщает о снижении смертности на 45% - 60%, а частоты обращений в отделения экстренной медицинской помощи - на 60% - 90%. Уровень эффекта зависит от перечня веществ и препаратов, выпускаемых в емкостях с безопасными крышками. Имеются некоторые данные, свидетельствующие о том, что введение нормативов по конструктивной безопасности ряда изделий, таких как холодильники, морозильные камеры, пластиковые пакеты и детские кроватки, также в определенной мере способствует снижению уровня травматизма.

Законодательные и административные меры, а также контроль за их исполнением. Законодательные меры зарекомендовали себя как наиболее эффективный механизм профилактики травматизма. Так, в обзоре по вопросам эффективности применения велосипедных шлемов Европейское бюро ВОЗ приводят 13 работ, посвященных соответствующим законодательным мерам; 12 из них касалось деятельности федеральных структур и одна (из Новой Зеландии) относилась к национальному законодательству. Во многих работах описан период агитации и популяризации, предшествующий принятию законодательных мер. Например, в Новой Зеландии к моменту принятия соответствующего закона степень использования шлемов в возрастной группе от 5 до 12 лет составляла 84%. В 10 из 13 работ критерием оценки эффективности служила степень использования шлемов, в четырех работах - показатели здоровья. Была продемонстрирована эффективность законодательных мер в повышении степени использования шлемов и в снижении частоты травм головы. В четырех исследованиях была проведена оценка влияния законодательных мер на интенсивность пользования велосипедом (т.е. уровень воздействия фактора риска). В одной из работ из Австралии было выявлено снижение степени пользования велосипедами на 44% - значительное уменьшение активности. Это свидетельствует о том, что принудительное ношение шлемов может в какой-то мере удерживать детей от езды на велосипеде. Данный факт имеет немаловажное значение в свете проявляемой в настоящее время озабоченности по поводу низкого уровня физической активности среди детей и молодежи [7, 46-49, 62-67, 91].

Законодательные меры, касающиеся использования детьми автомобильных средств безопасности (ремни безопасности и др.), поначалу были введены с целью защиты от травмы наиболее уязвимых - грудных детей и детей младшего возраста. Европейское бюро ВОЗ в обзоре фактических данных для обоснования пяти программ, направленных на повышение степени использования детских автомобильных кресел, на основании анализа 72 работ делают вывод о безусловной эффективности законодательных мер в повышении степени использования средств безопасности и снижении уровня травматизма. Они также сообщают о том, что эффект более выражен при принятии так. наз. "первичных законов" (когда водителя могут остановить и оштрафовать за несоблюдение предписанных правил использования средств безопасности) по сравнению с "вторичными законами" (когда водитель вначале должен совершить какое-либо другое нарушение, чтобы его могли остановить).

Экспериментальные программы на уровне местных сообществ. Профилактика непреднамеренных травм, характеризующаяся значительной вариабельностью как самих возможных повреждений, так и применяемых методов их предотвращения, является подходящей сферой для применения программ на уровне сообщества.

Один из систематических обзоров выявил 10 таких программ по профилактике детского травматизма, оцененных с применением тех или иных количественных критериев.

Накапливается все больше данных в пользу эффективности программ профилактики травматизма, проводимых на уровне местного сообщества. Для предотвращения травм среди детей применимы законодательные меры, коррекция условий окружающей среды и образовательные мероприятия, при чем большое значение имеет их совместный эффект.

Проведение разнообразных мероприятий, повторяемых в разных формах и контекстах, постепенно формирует в обществе своего рода культуру безопасности. Важным видом травмы, профилактике которой было посвящено лишь ограниченное число экспериментальных программ, является утопление.

Существует много перспективных профилактических направлений: обучение правилам безопасности на воде, надзор за детьми со стороны взрослых, установка ограждений вокруг открытых плавательных бассейнов и принятие законов, регулирующих эту меру безопасности.

Рекомендации ВОЗ по безопасным условиям окружающей среды в местах отдыха на воде содержат полезную сводку данных по этому вопросу и перечень возможных мероприятий.

 


Глава 2. Экспериментальное исследование детского травматизма

2.1 Цель, задачи и программа исследования. Организация исследования детского травматизма

В эксперименте принимали участие учащиеся начальной школы.

Цель исследования: изучить динамику травматизма детей младшего школьного возраста.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Подобрать анкеты для диагностики знаний о травматизме.

2. Подобрать стимульный материал для проведения эксперимента.

3. Провести диагностику обследования уровня знаний о травматизме.

4. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы профилактики травматизма.

5. Проанализировать и обобщить результаты исследования, сформировать рекомендации.

В целях исследования травматизма был проведён анализ динамики травматизма в школе № 1 и гимназии № 2 за 2006-2007 учебный год.

Таблица 1.

Показатели травматизма за 2006-2007 учебный год в начальной школе

№ п/п Признаки травматизма

Школа № 1

(дети)

Гимназия № 2

(дети)

1 В ДТП 4 3
2 В быту 36 32
3 В школе 18 19

Проанализировав показания таблицы 1, можно сказать, что уровень травматизма в начальной школе, в обеих школах, достаточно высок. Особенно высокие показатели травматизма в быту. Это говорит о том, что дети плохо знают правила обращения с электробытовыми приборами, поведение на улице и т.д.

Поэтому было проведено анкетирование детей, которое показало уровень знаний о травматизме (приложение 1).

На основании анкетирования была составлена программа профилактики травматизма учащихся. Программа апробирована на базе гимназии № 2. (приложение 2)

2.2 Экспериментальная программа

Программа рассчитана на безопасное поведение детей на дороге, в быту и школе. Имеет обучающую направленность. Программа включает тематическое планирование, конспекты и методические рекомендации по проведению занятий, основные требования к знаниям, умениям и навыкам и список рекомендуемой литературы. В данной работе представлена часть комплексной программы, на примере профилактики дорожно-транспортного травматизма.

2.2.1 Организация работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

В работе школы выделяются следующие виды деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:

организационная работа;

инструктивно-методическая работа;

массовая работа.

Организационная работа предполагает широкий комплекс деятельности. Это и обновление положений конкурсов, соревнований, и разработка положений новых конкурсов (таких, например, как конкурс частушек по пропаганде ПДД, конкурс агитбригад, выставка наглядных пособий и дидактических материалов по обучению детей Правилам дорожного движения). Данный вид деятельности включает также обновление Уголка безопасности, транспортной площадки и составление графика проведения занятий на данной площадке с последующим принятием зачёта; организацию и проведение открытых уроков по Правилам дорожного движения; игровых и обучающих программ по ПДД; внеклассных мероприятий по ПДД.

В работе школы одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности. Работа общеобразовательного учреждения в данном направлении строится в соответствии с программой совместных мероприятий областного отделения ВОА, УГИБДД ГУВД и Комитета по образованию области по обеспечению безопасности дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, в соответствии с программой областного семинара-совещания "О совместной деятельности органов управления образованием, органов внутренних дел, отделений Всероссийского общества автомобилистов по пропаганде среди населения правил безопасного поведения на дорогах", а также в соответствии с планом мероприятий районного отдела образования, районного ГИБДД.

I. Нормативно-правовое обеспечение:

1. Конвенция "О правах ребёнка".

Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года №196 - ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Правила дорожного движения.

Программа совместных мероприятий областного отделения ВОА, УГИБДД и Комитета по образованию по обеспечению безопасности дорожного движения среди владельцев индивидуального транспорта и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

5. Программа проведения областного семинара-совещания "О совместной деятельности органов управления образованием, органов внутренних дел, отделений Всероссийского общества автомобилистов по пропаганде среди населения правил безопасного поведения на дорогах".

6. План мероприятий районного управления образования, ГИБДД.

7. Устав образовательного учреждения.

8. Учебные программы.

9. Учебный план.

10. План воспитательной работы школы.

11. План воспитательной работы класса.

II. Материально-техническое обеспечение:

1. Кабинет по безопасности дорожного движения.

2. Транспортная площадка, её оснащение.

III. Информационное обеспечение:

1. Оформление информационного стенда.

2. Банк данных:

разработки уроков;

беседы для учащихся;

лекции и беседы для родителей;

разработки внеклассных мероприятий.3. Контрольные срезы, тесты.

IV. Структура внутренних и внешних взаимодействий по организации профилактики ДЦТТ в школе.

Таблица 2.

Внешнее взаимодействие.

Школа: "Родители - ученики - учителя"
РУО ГИБДД Д/САД Газета "Добрая дорога детства" Центр детского творчества

Таблица 3.

Внутреннее взаимодействие.

Школа: "Родители - ученики - учителя"
Совет школы Кабинет ОБЖ и БДД Спортзал Библиотека Педагогический совет

Организация обучения Правилам дорожного движения и основам безопасности в школе должна проводиться так, чтобы у каждого педагога, учащегося и родителей учеников сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении Правил дорожного движения.

Инструктивно-методическая работа состоит в проведении совещаний для ответственных за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в школе, консультаций для педагогов по организации профилактической работы. Здесь же предполагается и разработка методических рекомендаций по работе на транспортной площадке, проектов информационных уголков, уголков безопасности, обновление инструкций по проведению инструктажей с учениками о безопасности дорожного движения. Создаётся видеотека по ПДД. Разрабатываются различные настольно-дидактические игры (например, "Узнай дорожный знак").

Массовая работа. Данная деятельность является одной из самых важных, т.к только творческая и активная работа педагогов с обучающимися даст наибольшие положительные результаты. Именно во время проведения массовых мероприятий у детей и подростков формируются навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города. Дети получают необходимый для их жизни опыт.

Воспитательная работа должна носить не только красочный характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала. Массовая работа может включать: проведение конкурсов на лучшую организацию профилактической работы в классах, конкурсы частушек, рисунков, смотры отрядов ЮИД, соревнования юных велосипедистов; проведение классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, конкурсы методических разработок по профилактике ДЦТТ и т.д.

2.3 Анализ и обобщение экспериментальной программы

В целях анализа проведённых мероприятий по профилактике травматизма в начальной школе, был проведён анализ динамики травматизма с сентября 2007 по март 2008 учебного года.

Таблица 4.

Показатели травматизма за 2007-2008 учебный год в начальной школе

№ п/п Признаки травматизма

Школа № 1

(дети)

Гимназия № 2

(дети)

1 В ДТП 3 0
2 В быту 21 3
3 В школе 10 1

Проанализировав показания таблицы 4, можно сказать, что показатели травматизма в гимназии № 2 значительно ниже показателей школы № 1 (занимающейся по обычной программе), что говорит об эффективности проведённых мероприятий. Гипотеза подтверждена.

Таким образом, по результатам эксперимента можно сделать следующие выводы. Целенаправленная, регулярная профилактика травматизма в начальной школе, с применением различных методов обучения, способствует снижению травматизма у детей.

1. Предложения по уровню обучения. Травматизм, особенно ПДД преподавать отдельным предметом на всех уровнях обучения.

2. Предложения по формам обучения. Использовать в основном игровую форму, с помощью современных средств обучения.

3. Предложения по организации безопасности образовательных учреждений. В образовательных учреждениях, находящихся возле транспортной магистрали, оборудовать проезжую часть "лежачими полицейскими". В образовательных учреждениях, находящихся внутри микрорайона, поставить ограждение. Обязательно оборудовать знаками дороги возле школы.

4. Предложения по материально-техническому и нормативно-правовому обеспечению. В основном, предложения сводятся к требованию ужесточения наказаний водителей за нарушения правил дорожного движения и оснащению школ тренажерами.


Заключение

Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т.п.

При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.

Выделяют следующие виды детского травматизма:

1) бытовой;

2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный);

3) школьный;

4) спортивный;

5) прочий.

К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в школе. Из многообразия причин детского бытового травматизма можно выделить следующие:

неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;

отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);

недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;

дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.

Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов (в т. ч. музыкальных, спортивных, СПТУ), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке).

Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них - на перемене.

В работе школы одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности. Работа общеобразовательного учреждения в данном направлении строится в соответствии с программой совместных мероприятий областного отделения ВОА, УГИБДД ГУВД и Комитета по образованию области по обеспечению безопасности дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, в соответствии с программой областного семинара-совещания "О совместной деятельности органов управления образованием, органов внутренних дел, отделений Всероссийского общества автомобилистов по пропаганде среди населения правил безопасного поведения на дорогах", а также в соответствии с планом мероприятий районного отдела образования, районного ГИБДД.

Таким образом, по результатам эксперимента можно сказать, что целенаправленная, регулярная профилактика травматизма в начальной школе, с применением различных методов обучения, способствует снижению травматизма у детей.


Список литературы

1. Анисимов B. C. Классификация детского травматизма. Какой ей быть? // Ортопедия, травматология и протезирование. - М., 2006. №1. - С.63-65.

2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Валеология як наука. // Валеология. - Тернополъ: 1996, №6. - С.4-9.

3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. - М., 1997. - 140 с.

4. Богоявленский М.Ф., Богоявленский И.Ф. Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях. - Л., 1985. - 180 с.

5. Выголова О.В. Травматизм детей школьного возраста г. Вологда и его профилактика. Медико-педагогические аспекты здоровья детского населения. - Вологда: Межвузовский сборник научных трудов, 1995. - 76 с.

6. Горлов А.А., Вишневецкая Е.К. Система профилактики травм у детей: психологические аспекты // "Педиатрия"-1991. №1. - С.69-70.

7. Методические рекомендации № 2 (обучение детей безопасности движения в школах и дошкольных учреждения). Из опыта работы школьных, дошкольных учреждений и ГИБДД г. Ставрополя, 2000. - С.46-49, 62-67, 91

8. Методологические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания / Под ред. Э.М. Казина. Кемерово, 1997. - 130 с.

9. Немсадзе В., Амбернади Г. Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечения, профилактики. - М.: Аист, 2005. - 120 с.

10. Немсадзе В.П., Шастин. О методических основах профилактики детского травматизма // Школа здоровья. - 1997, № 2.

11. Низкодубова СВ., Каюмова Е.А., Легостин С.А., Мастеница Э.И. Основы медицинских знаний: Учебное пособие / Под ред. С.В. Низкодубовой. - Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. - 196 с.

12. Низкодубова СВ., Куликова Н.В., Байков А.Н. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. - Томск, 1999. - 210 с.

13. Профилактика детского травматизма, организация травматической помощи и лечение травм у детей / Под ред.В.Л. Андрианова. - Л.: Просвещение, 1981. - 120 с.

14. Рупленение Ф.В. Детский травматизм в возрастном аспекте, его профилактика и роль общественности в борьбе с ним: Автореф. дис. к. м. н. Рига, 1998. - 420 с.

15. Соколов Л.П. Курс травматологии и ортопедии: Учебное пособие. - М.: Медицина, 2005. - 285 с.

16. Соколов Л.П. Предупреждение и лечение травм у детей: Учебное пособие. - М.: Дело, 2007. - 96 с.

17. Ступницкая М.А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. - 2001, № 4.

18. Что может быть сделано для предотвращения травм среди детей и лиц старшего возраста? /Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ Октябрь 2004 г.

19. Шумада И.В., Векслер М.М. Детский травматизм и экспертная оценка объема медицинской помощи // Врачебное дело. - 1987. №5. - С.123-124.

20. Яцек Е. Палкевич. Выживание в городе. - М.: Карвик, 2002. - 160 с.


Приложения

Приложение 1

Какой дорожный знак называется "Пешеходная дорожка"?

Какой дорожный знак обозначает место, где можно переходить проезжую часть?

Как правильно и безопасно перейти дорогу, если на проезжей части не видно транспортных средств?

Водитель грузовика, остановился у пешеходного перехода и показывает вам жестом руки, что можно переходить проезжую часть. Как правильно перейти дорогу в данной ситуации?

Могут ли пассажиры начать высадку и посадку в трамвай в данной ситуации?

Кто обязан пристегиваться ремнями безопасности при движении в легковом автомобиле?

Какая государственная служба относится к службе обеспечения безопасности дорожного движения?

По дороге с одинаковой скоростью движутся легковой и грузовой автомобили. У какого автомобиля будет меньше тормозной путь, если водители одновременно нажали на педали тормоза?

Где можно переходить проезжую часть дороги вне населенного пункта, если нет пешеходного перехода?

В каком случае пешеходам разрешается переходить дорогу не по пешеходному переходу?

Ты движешься на роликах. Какие требования ПДД ты должен соблюдать как участник дорожного движения?

Каким пешеходам разрешено пересекать проезжую часть?

Как должен поступить водитель, приближаясь к переходу, в этой ситуации?

Какие знаки запрещают движение пешеходов и где именно:

"Автомагистраль", "Велосипедная дорожка", "Дорога для автомобилей", "Движение без остановки запрещено"?

 


Приложение 2.

Профилактические занятия в начальных классах в рамках программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, работа с родителями, сотрудничество со СМИ

Мероприятия Срок Ответственный
1. Создание банка данных: В теч. года Зам. директора по В.Р., Кл. руководители,
 - разработки уроков; Учителя-предметники
 - лекции, беседы для родителей, Кл. руководители,
 - лекции, беседы для детей, Кл. руководители,
 - внеклассные мероприятия. Кл. руководители,
2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах. В теч. года

Зам. директора по В.Р.

Кл. руководители,

3. Сбор текущей информации: В теч. года
результаты тестов, срезов знаний; Кл. руководители
посещение уроков, внеклассных мероприятий.

Зам. директора по М.Р.

Зам. директора по В.Р.

4. Сбор аналитической информации: В теч. года Зам. директора по В.Р.
ход работы по программе

результаты выполнения программы,

освещение на совещании при директоре

5. Функционирование проблемных семинаров, практикумов. В теч. года Зам. директора по В.Р.
6. Работа школьных методических объединений. В теч. года

Зам. директора по М.Р.

Учителя-предметники

7. Консультационные совещания. В теч. года Зам. директора по В.Р.
8. Проведение контрольных срезов. В теч. года Зам. директора по У.В.Р.
9. Контроль за проведением уроков ОБЖ, внеклассных мероприятий. В теч. года

Зам. директора по М.Р.

Зам. директора по В.Р.

10. Проверка документации учителей - предметников, классных руководителей. В теч. года

Зам. директора по У.В.Р.

Зам. директора по В.Р.

11. Организация встреч с родителями. В теч. года Кл. руководители,
12. Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями. В теч. года

Зам. директора по В.Р.

Педагог - организатор

13. Систематическое оформление информационного стенда. В теч. года Старшая вожатая
14. Обобщение результатов о выполнении программы на педагогическом совете май Зам. Директора по В.Р.
15. Информирование участников образовательного процесса о выполнении программы В теч. года Школьная газета "Перекресток"
16. Деятельность юных инспекторов движения В теч. года Педагог-организатор

Содержание мероприятий:

Срок Ответственный
Начальная школа Кл. руководители, преподаватель ОБЖ
Улица полна неожиданностей. Сентябрь
 Наши верные друзья на улицах и дорогах. Октябрь
Это должны знать все! Ноябрь
Мы - пассажиры. Декабрь
Основные правила поведения на улице и дороге. Январь
Детский дорожный травматизм. Февраль
Знакомство с дорожными знаками и сигналами для регулирования дорожного движения Март
Будь практичным и осторожным. Декабрь
Элементы улиц и дорог. Октябрь
Железнодорожный транспорт. Апрель
Государственная автомобильная инспекция. Май
Транспортное обслуживание туристов
Н.Н. ПИЛИПУК Транспортное обслуживание в туризме Учебно-методический комплекс Минск 2009 Содержание Тема 1. Транспортное обслуживание туристов 1.1 ...
Такие дороги представляют собой учебно-воспитательные детские учреждения для детей школьного возраста, в которых осуществляется подготовка будущих железнодорожников.
Среди наиболее важных международных документов, посвященных дорожному движению, следует назвать "Конвенцию о дорожном движении" (от 08.11.1968 г.); "Конвенцию о дорожных знаках и ...
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: учебное пособие
... движения на участках концентрации ДТП на дорогах общего пользования ...
Проект НИОКР Разработка программы мероприятий по безопасности движения на участках концентрации ДТП на дорогах общего пользования Архангельской ...
Расширение сети дорог, рост темпов автомобилизации, неоднородность состава транспортных потоков, появление на дорогах большого количества водителей без опыта управления ...
Могут ли водители транспортных средств, поворачивающих налево, легко ориентироваться и занимать правильное положение на примыкании для безопасного вливания в поток транспортных ...
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: учебное пособие
Уголовно-правовая характеристика преступлений против безопасности ...
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...
Одной из причин, наряду с высоким уровнем заболеваемости и несчастными случаями, являются травмы, в том числе и причиняемые в результате дорожно-транспортных преступлений.[1 ...
24. Приказ Минздрава СССР от 4 января 1983 года "О профилактике дорожно-транспортных происшествий и совершенствовании системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно ...
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа
Обучение школьников правилам дорожного движения
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Теоретический анализ методической литературы по правилам дорожного движения 1.1. История дорожных знаков 1.2. Методика ...
Появились первые дорожные указатели практически одновременно с возникновением дорог.
16. Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма:
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа
Основы повышения безопасности движения в населенных пунктах
АННОТАЦИЯ В работе рассматривается вопросы совершенствования организации движения на улично-дорожной сети микрорайона Защита. Использованы ...
Для каждого из них необходимо выделить специальные дороги и улицы, соединив последние наиболее удобным способом в узловых точках, чтобы пешеходные и транспортные потоки двигались ...
Обоснование мероприятий по всем направлениям деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ОБДД) совершенствованию дорожных условий и конструкций транспортных ...
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: дипломная работа